Ангелов Д. Богомильство в Болгарии/Пер. с болг. М., 1954. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България, Ï VII- XIV век. София, 1999. Васильев А.А. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV в. по Северной Европе и в Исландию. Харьков, 1914. Гарретт М. Венеция: История города/Пер. с англ. М., 2007. Горянов Б.Т . Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Домбровский О.И., Махнева О А. Столица Феодоритов. Симферополь, 1973. И. Сумрак Buзahmuje: (Време Jobaha VIII Палеолога, 1392– 1448). Београд, 1984. Еманов А.Г. Север и Юг в истории коммерции. Тюмень, 1995. Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Занемонец А.В. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М., 2010. КажданА.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XV вв. М., 1952. Каллист (Властос), мон. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: Проблемы торговли. М., 1990. Карпов С.П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв. М., 1994. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996 (переизд.). Культура Византии, [III]: XIII – первая половина XV в. М., 1991. Курбатов Г.Л. Скандербег – народный герой Албании. Л., 1961. Лебедева И.Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. Л., 1968. (Палестинский сборник. 18). Литаврин Г.Г. (ред.). Развитие этнического самосознания народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы в XV в. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. Л. Александрова Почитание в Грузии На груз. языке сохранились (все под 31 дек.) кименная (оригинальная) и метафрастическая (расширенная) редакции Жития М. Р., а также переводы текстов о М. Р. из сб. «Лавсаик» и из неизвестного сборника. Кименная версия (нач.: «Была среди чудных и славных жен святая Мелания из города Рима...») представлена рукописями XIII-XIX вв. из коллекций Иерусалимской Патриархии и Национального центра рукописей Грузии (см. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе ) (Hieros. Patr. iver. 36. Fol. 158v - 169, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. iver. 120. Fol. 133v - 144v, XIV-XV вв.; НЦРГ. А 382. Л. 288-292 об., XV в.; НЦРГ. А 511. Л. 292-312, XVII в.; НЦРГ. А 643. Л. 177-184 об., XIX в.). Метафрастическое «Житие и деяния св. Мелании Римлянки» (нач.: «Во время оно приходит человек некий по своему делу в первый среди городов, великий и успешный Рим...»), возможно, было переведено на груз. язык в XI в. прп. Ефремом Мцире и сохранилось в рукописях XI-XVI вв. в б-ке афонского Иверского монастыря , а также в собрании Кутаисского государственного историко-этнографического музея и Национального центра Грузии (Ath. Iver. georg. 2. Fol. 240v - 253v, XI в.; НЦРГ. А 199. Л. 99-103 об., XII-XIII вв.; Кут. 6. Л. 83-94 об., XIII в.; НЦРГ. А 90. Л. 142 об.- 159, XIII в.; Кут. 5. Л. 558-576 об., XVI в.). Перевод из «Лавсаика» (нач.: «И вот, блаженная Мелания заставила дать мужу...») дошел в рукописи XI в. из собрания Бодлеанской б-ки (Bodl. 1. Fol. 494v - 495v) и в поздних рукописях Национального центра Грузии (НЦРГ. Н 972. Л. 328 об., XVI в., 1639 г., 1741 г.; НЦРГ. S 300. Л. 110-110 об., 1779 г.). Сохранился также текст о М. Р. (нач.: «Блаженная Мелания была рождена в стране Испании...») в поздней рукописи Кутаисского музея (Кут. 170. Л. 3-12 об., XV-XVI вв.), представляющий собой, возможно, перевод из «Патерика». На груз. языке в переводе прп. Георгия Святогорца (XI в.) дошла служба М. Р., написанная Иосифом Песнописцем (НЦРГ. S 4999. Л. 645, XI в.), с ирмосами 1 плагального (5-го) гласа.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Алексия (возможно, в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ) группы переводчиков, связанных с К-полем и переведших помимо Чудовского НЗ также «Устав литургии» патриарха Филофея, Служебник и Триоди и т. о. подготавливавших переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных мон-рях, прямо или косвенно связанных с митр. Алексием) со Студийского на Иерусалимский устав. Списки этих переводов не получили в древнерус. рукописной традиции XIV-XV вв. широкого распространения (в XVII в. Чудовский НЗ использовался в ходе никоновской К. с. как авторитетнейший список) и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху 2-го южнослав. влияния кон. XIV - 1-й пол. XV в. (см. в ст.: Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ). На рубеже XIV и XV вв., после длительного перерыва, восстановились прерванные монголо-татар. нашествием контакты Русской Церкви с др. правосл. Церквами, к-рые к этому времени перешли на богослужение по Иерусалимскому уставу (К-польская - в XIII в., Сербская и Болгарская - в 1-й пол. XIV в.). Начальный этап реформы богослужения и книжности на Руси в ходе 2-го южнославянского влияния связан с преемником свт. Алексия - Киевским митр. св. Киприаном (1390-1406), болгарином и бывш. афонским иноком, при котором на Руси получили распространение Иерусалимский устав (рубежом XIV и XV вв. датируются списки Иерусалимского устава ГИМ. Син. 320 и тесно связанного с ним в употреблении Стишного Пролога ГИМ. Чуд. 17 из митрополичьего Чудова монастыря; тот же устав до 1406 г. имелся, вероятно, в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре ) и переводы библейских и богослужебных книг и аскетических сочинений, выполненные в кон. XIII-XIV вв. южнослав. (в первую очередь болгарскими) книжниками в Тырнове и на Афоне. Свт. Киприан перевел с греч. языка ряд гимнографических текстов. В ходе 2-го южнослав. влияния на Руси утвердилась систематическая К. с. как продолжение процесса, начавшегося на Балканах.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

М., 1989. 149; опубл. как изображение неизв. святого), в паре с к-рым на сев. арке был представлен др. воин (Там же. 150), очевидно вмч. Георгий; возможно, Д. С. изображен и на юж. стене ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (посл. треть XIV в.). В состав росписи ц. Спаса на Ковалёве (1380) входил образ Д. С., сидящего на престоле перед стенами Фессалоники,- композиция, отражающая фессалоникийскую традицию. Судя по иконографическим признакам, тот же святой (хотя нельзя исключить, что это вмч. Георгий) представлен в донаторской композиции в росписи ц. в честь Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова (кон. XIV в., ГЭ): св. воин в молении Христу, за ним - князь или посадник. Характерный для палеологовского искусства образ Д. С.-воина нашел отражение и в рус. пластике, напр.: на иконке XIII-XIV вв. (ГИМ) - в рост; в изображении на обороте иконки Св. Троицы из собрания И. С. Остроухова (рубеж XIII и XIV вв., ГТГ) - в рост, между святителями Николаем Чудотворцем и Василием Великим; на каменной иконке из Владимира (кон. XIV в., ГММК) - поясное изображение, с воздетым мечом в правой руке, на обороте - вмч. Георгий. По мнению А. В. Рындиной, изображением Д. С. является плохо сохранившаяся резная фигура св. воина рубежа XIV и XV вв. (ГММК), обнаруженная в 1918 г. на чердаке синодальной конторы; она же предполагает, что образ происходит из Димитриевского придела Успенского собора Московского Кремля (по мнению др. исследователей, это изображение вмч. Георгия). Иконография Д. С.-всадника представлена иконкой XIV в. (РИАМЗ) с фигурами великомучеников Георгия и Д. С. на конях. В XV-XVI вв. образ Д. С.-мученика встречается прежде всего в произведениях с достаточно сложной программой, предполагавшей разделение святых по чинам святости (т. е. Д. С. как великомученик должен был изображаться с атрибутами мученика, а не воина). Тот же принцип нашел отражение в ряде новых для рус. искусства композиций, распространившихся с XV в. Кроме икон «Покров Богоматери» и «О Тебе радуется», где Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Софии К-польской хранилась скамья, на к-рой сидел И. Б., создавая свои сочинения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). Помимо большого количества редакций апокрифических Деяний И. Б. и сказаний о его кончине (BHG, N 899-918h) сохранилось много посвященных ему произведений визант. авторов и отцов Церкви: сказание Климента Александрийского (II-III вв.) об обращении разбойника (BHG, N 918p), Речь Феодота Анкирского (IV в.) (BHG, 932p), Речь свт. Кирилла , архиеп. Александрийского (IV-V вв.) (BHG, N 932m), Речь на Апокалипсис Неофита (BHG, 932n), 3 анонимных Послания на Апокалипсис (BHG, N 922i - N 922k, одно приписывается свт. Иоанну Златоусту - BHG, N 922k), Речь свт. Прокла , еп. К-польского (V в.), иногда приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 924), Речь, приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 925g), 2 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 926-927, 932b), 2 анонимных Похвальных слова (BHG, N 928, N 932h), Сказание Космы Индикоплова (VI в.) (919с), отрывки из Похвального слова свт. Софрония I , патриарха Иерусалимского (VII в.) (BHG, N 925-925b), краткое Житие того же автора (BHG, N 919d), комментарий прп. Симеона Метафраста (X в.) на Сказание Климента Александрийского (BHG, N 919-919b), Речь Симеона Логофета (X в.) (BHG, N 932g), Послание Михаила Глики (XII в.) на смерть И. Б. (BHG, N 920), Послание того же автора на Апокалипсис (BHG, N 920x - 922h), Похвальные слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, 932f), свт. Андрея Критского (VIII в.) (BHG, N 932j), прп. Феодора Студита (VIII-IX вв.) (BHG, N 929), Никиты Давида Пафлагона (IX-X вв.) (BHG, 930), Прокопия Диакона (IX-X вв.) (BHG, N 932d), Никифора Влеммида (XIII в.) (BHG, N 931), Константина Акрополита (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932), Макария Хрисокефала, митр. Филадельфийского (XIV в.) (BHG, N 932), Гомилия свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932a), Пролог к путешествиям Никиты Фессалоникийского (BHG, N 918n), отрывки из Похвальных слов (BHG, N 932q), Чудо на о-ве Крит в 1552 г. Николая Малакса (XVI в.) (BHG, N 932t). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 171-172; Keil J., H ö rmann H. Die Johanneskirche//Forschungen in Ephesos/Hrsg. A Bammer, W. Alzinger. Vienna, 1951. Bd. 4. H. 3. S. 21-24; Janin. Églises et monastères. P. 264-270; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 203; Spadafora F. Giovanni Evangelista: (Tradizione e Culto)//BiblSS. Vol. 6. Col. 785-790; Foss C. Ephesus after Antiquity. Camb., 1979; Ephesus//ODB. Vol. 1. P. 706; Aubert R. Jean (1)//DHGE. T. 26. Col. 1144-1151.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Согласно пространному Житию, П. род. в сел. Эпиват (ныне Селимпаша близ Стамбула, Турция) в благочестивой семье. Под влиянием брата, свт. Евфимия († ок. 989-996), впосл. епископа г. Мадит (ныне Эджеабад, Турция), она в юном возрасте решила вести благочестивую жизнь и покинула родных. Посетила К-поль, Ираклию Понтийскую и Св. землю, нек-рое время жила в одном из жен. мон-рей в Иорданской пуст.: сообщение о паломничестве на Восток находится только в версии диак. Василика, во всех остальных источниках говорится лишь об отшельничестве святой. В 25 лет по велению ангела подвижница вернулась во Фракию и поселилась, никем не узнанная, при храме св. Апостолов в г. Калликратия (ныне Мимарсинан близ Стамбула) и через 2 года почила. После явления святой во сне отшельнику, подвизавшемуся в окрестностях города, были обретены ее мощи и положены в храме св. Апостолов. От мощей стали совершаться чудеса. Дни памяти Основным днем памяти П. является 14 окт., в болг. и серб. месяцесловах он указывается начиная с XIII в.: в Банишском (попа Иоанна) Евангелии кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 847), Дечанском Евангелии-тетр 2-й пол. XIII в. (РНБ. Гильф. 4), Минее сер. XIII в. (САНУ. 361), служебном Апостоле 2-й пол. XIII в. (НБКМ. 882), Апостоле нач. XIV в. (НБКМ. 883), Струмицком (Шафарика) Апостоле-апракос кон. XIII в. (Прага. Народный музей. Е 25), Црколезском Апостоле 1-й (?) пол. XIII в. (НБС. Б-ка мон-ря Високи Дечани. Собр. Црколез. 2), Шоповской (Карадимовой) Псалтири кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 1138), Хиландарском Евангелии-тетр с Апостолом кон. XIII в. (Ath. Chil. slav. 52), Тырновском Евангелии-тетр 1273 г. (Архив ХАЗУ. IIIa30) и Дечанском Евангелии-апракос (ок. 1284: РНБ. Гильф. 1) ( Станкова. 2010/2011). В силу сложившегося в слав. традиции смешения П. с Параскевой (Пятницей) , вмц. Иконийской (пам. 28 окт.), и с Параскевой , прмц. Римской (пам. 26 июля), в месяцесловах под 14 окт. чаще указывается память мц. Петки (слав. калька греч. имени) (наиболее вероятно - одной из соименных святых), а прп. Параскева упоминается в основном в месяцесловах новоизводных Евангелий ( Дограмаджиева Е. Месецословните четива в слав. ръкописни евангелия X-XVII в. София, 2010. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Клибанов А. И. К истории русской реформационной мысли (Тверская «распря о рае» в середине XIV в.)//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 5. С. 233–263. Класс Б. М. К изучению биографии преподобного Сергия Радонежского//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV веков. СПб., 1998. Класс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XIV- XVII вв. М., 1980. Ктоге Э. Княжество Тверское (1247–1485)/Пер. с нем. Тверь, 1994. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Крас/южен М. Е. Собр. соч. Юрьев, 1903. Т. 1; 1906. Т. 2. Красножен М. Е. Толкователи канонического кодекса восточной церкви; Аристин Зонара и Вальсамон. М., 1892. Кучкин В. А. Нижний Новгород и Нижнегородское княжество в XIII-XIV вв.//Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши/Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1974. С. 234–260. Кучкин В. А. Дмитрий Донской//Вопросы истории. 1995. 5–6. С. 62–83. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. Кучкин В. А., Флоря Б. Н. О профессиональном уровне книг по истории русской церкви//Вопросы истории. 1988. 11. С. 144–156. Левченко М. В. Очерки по истории Русско-Византийских отношений. М., 1956. Леонид, архимандрит. Киприан до восшествия на Московскую митрополию//Чтение в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1867. Кн. II. Апр. – июнь. С. 11–32. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV – начало XV в.). Л., 1946. Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности в Древней Руси»//Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 40. С. 190–2205. Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. СПб., 1994. Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. Лурье Я. С. Схема истории летописания А. А. Шахматова и М. Д. Приселкова и задачи дальнейшего исследования//Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1990. Т. 44. С. 185– 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общий характер композиций на темы Евангелия в стенописях тот же, что и в других памятниках; наиболее крупную особенность, свойственную именно стенописям XVI-XVIII вв., составляет сложное изображение литургии, развившееся в храмах на основе древнего изображения Евхаристии; здесь же находили широкое применение изображения, относящиеся к акафисту в честь Богоматери, равно как и апокалипсические, – последние преимущественно XVII-XVIII вв. Важнейшие памятники: мозаики римские (Марии Великой V в.), равеннские V-VI вв. (два ваптистерия, церкви Галлы Плакиды, Аполлинария Нового и Св. Виталия), солунские ок. VI-VII вв., константинопольские VI-XIII вв. (София, Кахрие-Джами), венецианские XI в. ( церковь Св. Марка), сицилийские XII в. (Палатинская капелла, Монреале), Св. Луки в Фокиде XI в., в Дафни близ Афин ΧΙΙ– ΧΙΙΙ вв., в Киеве XI-XII вв. (Софийский собор, Михаил. монастырь). Стенописи новгородские (Спаса в Нередицах XII-XIII вв., Успения Пресв. Богородицы в селе Волотове XIV u XVII вв.); псковские (Мирожский монастырь XII в.) и владимиро-суздальские (Дмитр. и Успенский соб. XV в.). Греческие стенописи XVI-XVIII вв. (на Афоне-Протат, Лавра Св. Афанасия, Кутлумуш, Дохиар, Ксеноф, Ивер, Ватопед, Каракалл, Хиландарь, монастырь Филофеев); русские XVI-XVII вв. (моск. соборы; ярославские храмы: Спасопреобр. монастырь XVI в., Успенский собор, церкви Ильинская, Иоанна Предтечи в Толчкове, Николонадеинская, Николомокринская, Златоустовская, Феодоровская XVII в.; другие памятники показаны будут в своем месте) 171 . Д) Самый многочисленный класс источников русской иконографии – иконы. Они сохранились почти во всех старинных церквах, особенно в иконостасах, также в частных домах. Значительные собрания их находятся в киевском церковно-археологическом музее, императорской Академии художеств, в церковно-археологической коллекции при С.-Петербургской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, в Спасском монастыре в Ярославле, в костромском Ипатьевском монастыре, в Рождественском монастыре во Владимире на Клязьме, во всех главнейших монастырях Афона, во многих коллекциях частных собирателей старины, в ватиканском музее в Риме 172  и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В некоторых случаях подлинники дают разъяснения иконографических подробностей, не особенно ясных без их пособия. У нас под руками были следующие списки подлинников: из библиотеки рукописей С.-Петербургской Духовной Академии 1523, XVI в. 194 , 1524, XVII в., А IV / 4 XVII в., 116 (из книг юрьевского архимандрита Фотия) 195 , императорской публичной библиотеки О. XIII, 11, XVII в., О. XIII, 8, XVIII в., О. XIII, 9, XVIII в., О. XIII, 10, XVIII в.; там же из собрания И.П. Сахарова О. XIII, 1, XVIII в., О. XIII, 2, XVII в., О. XIII, 3, XVIII в., О. XIII, 4, XVIII в., О. XIII, 5, 1675 г., О. XIII, 6, 1694 г., Q. XIII, 9; из собрания М.П. Погодина 321, XVII в., 1927, XVIII в., 1928, 1929 и 1930, XVII в., 1931, XVIII в.; из собрания епископа Порфирия F. XIII, 19; императорского общества любителей древней письменности CVII, XVIII в., LXXXIX, LXXXVII, CXXXV, CXLII; иконописный подлинник сводной редакции XVIII в., изданной под редакцией Ю.Д. Филимонова, и некоторые другие 196 . Присоединим еще лицевые подлинники – строгановский XVII в. 197 календарный и потому доставляющий лишь немногие данные для иконографии Евангелия и сийский (из Антониева Сийского монастыря 198 ), принадлежащий музею Общества любителей древней письменности 1407 – LXXXVIII), чрезвычайно важный во многих отношениях, но неизданный и необследованный: это обширный сборник, бывший в употреблении иконописцев во второй половине XVII в., как это видно из находящихся здесь изображений государя Алексея Михайловича, Патр. Никона, амстердамской гравюры четырех времен года и рисунков Симона Ушакова. В этом подлиннике мы имеем свод иконописных образцов – правда, неполный, однако достаточный для того, чтобы видеть, какие произведения иконописи особенно высоко ценились специалистами во второй половине XVII в., – свод, представленный в хороших переводах. Почти на каждом листе обозначено шрифтом XVII в. имя художника, с рисунка которого взят перевод, или имя владельца перевода до поступления последнего в состав сборника. Во главе образцовых иконописцев стоит ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010