Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск 3 Источник Раздел I. Материалы научных конференций Христианское измерение современности. Выступление на XIII Международных Иоасафовских образовательных чтениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, Председателя Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, братья и сестры, участники XIII Международных Иоасафовских образовательных чтений! Сегодня, перед праздником святителя Иоасафа, епископа Белгородского Чудотворца, мы традиционно открываем наши Иоасафовские чтения, проходящие под девизом «Традиции и новации: культура, общество, личность», которые являются региональным этапом Международных Рождественских чтений. Они призваны дать оценку нашему сегодняшнему состоянию и наметить план действий на будущий год. Наши чтения стали неким камертоном для Белгородской митрополии, который задает тон нашей дальнейшей деятельности, и одновременно площадкой, где можно обменяться мнениями, дать оценку происходящим событиям. Сама тема Международных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» призывает нас задуматься над евангельскими словами: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Почему христиане – «соль земли»? Потому что соль сберегает от тления, от порчи, соль все очищает. Соль всему придает вкус. Также и мы с вами должны сохранить все лучшее, что заповедано нам Господом и святыми апостолами Православной Церкви, и очистить наше сегодняшнее мировоззрение от ржавчины бездуховности, от всего того, что не несет спасительного, духовного начала, и дать свое христианское измерение происходящим событиям. Особое значение для современности приобретает образование, и прежде всего духовно-нравственное образование в учебных заведениях всех уровней. В Новом Завете мы читаем: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Так любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов предупреждает нас от лжепророков и говорит о том, как мы можем узнать дух истины и дух заблуждения. Далее он продолжает: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). А отцом лжи является дьявол , потому что «он не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Ин.8:44 ). От нашего исповедания зависит наше спасение, и именно оно определяет образ жизни человека. Поэтому приобщение учащихся к основам православной культуры напрямую связано с тем, каково содержание рассказа обучающего и цель нашего благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны ( Тит.3:8, 9 ); от состязаний и словопрений происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума ( 1Тим.6:4, 5 ); цель увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры; от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (1:5, 6)... Михаил Тареев (Окончание следует). Соколов В.А. Папа Лев XIII: Очерк его жизни и деятельности/С портретом//Богословский вестник 1903. Т. 1. 1. С. 64–78 (2-я пагин.). (Начало.) —64— Более тридцати лет тому назад, 16-го июня 1871-го г., в Риме было великое торжество. В Ватиканский дворец, к обитавшему там «узнику», стекались тогда депутации, адресы, богатейшие приношения, письма и телеграммы со всех концов мира: и из Азии, и из Африки, и из Америки, и из Океании, даже из таких стран, как Китай. Абиссиния и Сенегамбия. Несколько недель продолжались приемы; адресы и приветствия наполнили множество корзин, так что торжественно прочитать их не было никакой возможности. То Пий IX праздновал двадцатипятилетий юбилей своего пребывания на папском престоле. Этот праздник имел совершенно особенное, исключительное значение. До 1871-го года среди римских католиков, как известно, твердо держалось поверье, что ни один папа «annos Petri non videbit», т. e. не пробудет на папском престоле того двадцатипятилетнего срока, в продолжение которого будто бы епископствовал в Риме Св. Ап. Петр. Вся многовековая история папства служила подтверждением этого поверья, так как действительно ни один из римских первосвященников не мог достигнуть далее двадцать третьего или двадцать четвертого года своего папствования. Пий IX первый явился исключением и Ватиканский клир в ознаменование этого, единственного в своем роде, юбилея воздвиг тогда на столбе собора Св. Петра мозаический портрет юбиляра с торжествующей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Характеризуя отношение своих соплеменников к закону, Иосиф Флавий без преувеличений говорит: «Уже часто многие из пленных (иудеев) претерпевали пытки и все роды смерти в театрах, чтобы только не произнести слова против закона и других священных книг... Если бы мы лишились и богатства, и городов, и других благ, то у нас все же на веки остается закон. И ни один иудей, как бы далеко ни находился он от отечества, и какого бы свирепого владыку ни имел над собою, никогда не убоится его более, нежели закона» 2 . Религиозное сознание енрейского народа, таким образом, настолько окрепло, что влияние язычества, как бы сильно оно ни было, не могло быть для него опасным. Но из своей долголетней истории, из тяжелых уроков и испытаний, посылавшихся Промыслом, иудейство вынесло не только преданность своей религии и силу противостоять язычеству, но и сознание необходимости на него воздействовать, – сознание своего миссионерского назначения в древнем дохристианском мире. Мысль об этом призвании Израиля уяснялась для народа постепенно. Уже царь Соломон в речи своей, произнесенной при освящении храма, выражает надежду, что в этом храме Богу Израилеву будут молиться и иноплеменники ( 2Пар. 6:32 ). Яснее и настойчивее ту же мысль высказывали пророки. Для них уже несомненно было, что некогда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» ( Авв. 2:14 ). Они прозревали уже то время, когда на гору Сион, к Господу, Богу Израилеву, «приидут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то в чем нет никакой пользы» ( Иер. 16:19 . Ср. Ис.2:2–3 . Мих.4:1–2 ). Устами одного из последних пророков иудейских дух пророческий изрек: «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа... Возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог ( Зах. 8:21–23 ) 3 . К концу ветхозаветной истории это сознание делается достоянием не только лучших людей, но всего иудейства. Каждый иудей времени Иисуса Христа был уверен в том, что он «путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» ( Рим. 2:19–20 ). Выражая общее воззрение современного иудейства, писатель кн. Премудрости Соломоновой прямо говорит, что чрез иудеев имеет «быть дан миру нетленный свет закона» (XIII, 4 Ср. XV, 2; XVI, 28; XIII, 13). Подобно этому, и Филон без колебаний утверждает, что иудеи для других народов то же, что голова для тела. Они, по Филону, начаток всего рода человеческого, избранный жребий Божий, боголюбезнейший из народов, и им досталось священство и пророчество для всего рода людей) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Хотя если подходить к поставленной теме непредвзято, то соответствия Новозаветному Апокалипсису можно найти и в первой части книги пророка Исаии. Так, тринадцатая глава, начатая словами, что это " пророчество о Вавилоне " (Ис. XIII, 1), обрисовывает картину грядущих бедствий словами, имеющими явно эсхатологическое значение: " Рыдайте, ибо день Господа близок... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим " (Ис. XΙΙI, 6-10). То, что падение Вавилона пророк Исаия описывает словами, сходными с пророчествами Апокалипсиса (Откр. VI, 12-17), объясняется тем, что в языке обоих боговдохновенных авторов Вавилон — это царство Вполне возможно, что именованием Иоанном Богословом царства Антихриста Вавилоном (Откр. XVI, 19), опирается на современное ему понимание того, что пророком Исаией разрушение Вавилона исторического, воспринималось как прообраз разрушения Вавилона апокалиптического. Вполне следует в русле данной экзегетической традиции преподобный Ефрем Сирин, который, дав вначале вполне историческое истолкование словам о падении Вавилона, все же переносит мысль к дням окончания В словах же пророка о том, что " в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана... чудовище морское " (Ис, XXVII, 1), преподобный Ефрем Сирин, кроме исторической перспективы, видит и то, что " пророк в малых образах представил здесь славные таинства, и указывает на тот день, в который Бог посетил и искупил мир и разрушил дело диавола " Наименование же диавола левиафаном, чудовищем морским, имеет долгую как ветхозаветную (Иов. XL, 20 — XLI, 26), так и новозаветную традицию (Откр. XII — XIII). Примечательным является также сходство в описаниях Дня Господня у Иоанна Богослова, видевшего, как в этот день " солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь " (Откр. VI, 12), и пророка Исаии, возвещавшего, что тогда " покраснеет луна и устыдится солнце " (Ис.

http://religare.ru/2_22885.html

106 Сама заповедь имеет глубоко нравственное значение. Проблема морально- нравственного звучания, когда за понятием свободы стоит христианская заповедь: «возлюби ближнего своего….». По сути – это ядро нравственности в христианстве. Категория и понятие любви является психологически-нравственным нервом вероучения. 107 Иоанн Постник в 582–596 гг. был патриархом Константинопольским. Им составлен покаянный номоканон, или епитимийник, который отличается значительными послаблениями епитимий, в сравнении с теми, что налагались по рекомендациям Отцов Церкви. Вопросы Кирика отражают заинтересованное внимание древнерусских духовников к заповедям этого автора. Епитимийник Иоанна Постника вошел в состав «Устюжской Кормчей» XIII в. 109 Повторное возвращение к теме прелюбодеяния и согрешения в Великий пост . Прежде ответ на это уже был дан. Попущается супругам, а в отношении других более строгое регулирование. Запрещение усложняется другими запретами. Перечисляется, что надо исполнять, чтобы очистить свой нрав перед Церковью, чтобы вместо греховных проявлений появилась любовь к ближнему. Вот в чем нравственный резон по отношению к согрешающему. 110 Нравственная установка здесь базируется на заповедях Св. Писания, освящающих брак: Ср.: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2, 24 ); «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19, 6 ); «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мк. 10,8 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5, 31 ). 111 Если нарушается норма церковных установлений, то это блуд. Но если есть разрешение духовника, послабляющего строгие установления для супругов, – это морально допустимо. 112 Продолжение темы о супружеской морали, но в приложение к субботним и воскресным дням, как дням воспоминания о бескровной жертве Христа и его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

117. Что обозначает слово – Искупление? Искупить значить выкупить, освободить за выкуп. До Христа человечество перестало приносить духовный плод и потому, согласно Слову Божию ( Лyk. XIII, 6–9 ), обрекалось на уничтожение, ибо ожидаемого Богом назначения человек не исполнил. Безмерно любящий человеков Христос, страданиями и смертью выкупил нас для возобновления новой богоугодной жизни. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Осия XIII, 14). «Ибо вы куплены дорогою ценой» ( I Kop. VI, 20 ). Сын Божий искупил нас из состояния греховности, подвластной диаволу. А так как при этом мы освящены Кровью Христовой ( Ebp. XIII, 12 ), то искупление и неотделимое освящение принесли нам спасение. 118. Что нам доступно, согласно Слову Божию, познать и усвоить из тайны Искупления? «Усвоение верующим Искупления – это то же, что возрождение» (Блаж. Митроп. Антоний, Нравств. идеи важн. Хр. Пр. догм., стр. 83). В прощальной беседе Тайной Вечери Спаситель сказал: «нет больше той любви, как если кто положить душу свою за друзей своих» ( Uoah. XV, 13 ). Обильно вознес Христос жертву Богу Отцу, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фuлun. II, 8 ). Ни измена Иуды, ни отречение Петра, ни неправый суд, ни глумление над Ним в Его смертный час – не были причиною искупительного страдания Его духа. «Мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» ( Ebp. IV, 15 ). В Гефсиманском саду и на Кресте Спаситель оплакал любящей душею весь грех мира. Многообразие и тяжесть всех людских грехов выразились в равной им силе Его страданий. В этой Божественной скорби каждый из нас найдет при покаянии свое грешное падение, тем соединяясь со Спасителем. " Бог есть любовь« ( 1Uoah. IV, 8 ). Любовь – внутренняя жизнь Святой Троицы. Христос есть истинный выразитель любви. Вольныя страдания и смерть всесовершенно выразили любовь Господа: переживание Богочеловеком всечеловеческого греха есть любовь сострадающая; смерть же на Кресте есть любовь исполненная. Так Крест выражает спасающую нас любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

151 2. Если кто слово Богородица отнесет к естеству человеческому, которое родилось в соединении с Богом Словом, а не к той, которая раждает его: то мы справедливо скажем, что это слово не соответствует тому, что она родила; потому что истинная мать должна быть одного естества с тем, кто от нее родился. Но можем рассматривать это слово в некотором отношении и к ней: это имя можем употребить о Деве только в том отношении, что храм Бога Слова рассматривается нераздельно с нею; а не потому, что она как бы есть матерь Бога Слова: ибо ни одна мать не может родить того, кто был прежде ее. Слухи об этом учении, думаю, прежде еще дошли до тебя; но мы передаем и о том, что относится лично к нам обоим. Объясняем из самого хода событий, что мы с братским участием желаем знать дело тех лиц, о которых мы говорили, а не с тем, чтобы только удовлетворить своему докучливому любопытству. Будем извещать друг друга, как брат брата, о том, что будет касаться нас, передавая один другому верные сведения о всех толках в учении веры, так как я главным содержанием переписки поставил для себя одну истину; в начале этого послания я сказал, что мы с братскую доверчивостию обязаны говорить друг с другом. Приветствуем тебя со всею во Христе братиею; которая с тобою, я и все, которые со мною. XIII. Другое послание Нестория к папе Келестину. Часто я писал к твоему благочестию о Юлиане, Оронте и о других, присвояющих себе сан епископов, которые, часто получая доступ к благочестивейшему и августейшему императору, ищут у него защиты, и пред нами постоянно жалуются, что они в век православия изгнаны из областей Запада, как неправославные; но до сего времени от твоего благочестия мы не получали писем о них. Если бы я имел их, я мог бы отвечать и отвечать коротко на их жалобы; а теперь, когда неизвестно, справедливы ли слова их, никто не знает, как поступить с ними; ибо иные называют их еретиками и говорят, что за это они изгнаны из областей Запада, тогда как сами они клянутся, что их преследует клевета и что они по проискам терпят беды за православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

158 Посему и Господь на вопрос иудеев о прелюбодеянии сказал: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так, ибо сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мат и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. И чтобы кто-нибудь из заблуждающихся не сказал, что Он скорее предсказал имеющее появиться, чем предписал, прибавил: что Бог сочетал, того человек да не разлучает 159 . И св. ап. Павел, следуя наставлению Христа, говорит: брак честен и ложе нескверно, блудникам же и прелюбодеям судит Бог 160 , и в другом месте: кто отдает свою деву в замужество, хорошо делает, а кто не отдает, лучше поступает 161 . Девство потому должно быть хвалимо, что предпочитается браку, который есть благо, ибо что хвалится по сравнению со злом, то лишается собственного достоинства. XII. Итак, утвердив сначала благо природы и благословение и честь брака, мы последовательно отвергаем природный грех, или каким бы иным именем он ни назывался, чтобы не причинить оскорбления Творцу всех, Богу, утверждением, что им может быть творимо что-либо с грехом. В обличение этой лжи приводим свидетельства ветхого завета; не умирают отцы за детей и дети за отцов, но каждый умрет за собственное преступление 162 , что значит для вас та притча – отцы ели кислый виноград, а у детей болят зубы? Живу Я, говорит Господь, не будут больше говорить этой притчи в Израиле, поскольку все души – Мои; душа, которая согрешит, сама умрет. – Сын не наследует неправду отца своего, и отец не наследует неправду сына своего, праведность праведного на нем будет. – Каждого по пути его буду судить вас, дом Израилев, говорит Господь 163 . И Апостол говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое 164 ; также: каждый из нас за себя даст отчет Богу 165 , и в ином месте: каждый понесет свое бремя 166 . XIII. А святых ветхого завета, оправданных Богом и часто восхваляемых судом Его, не можем обвинять, по слову Апостола: кто будет обвинят избранных Божиих? Бог оправдывает их; кто осуждает " 167 ? И Господь в евангелии свидетельствует: да придет но вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

15 . опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; „Господь муж брани“, говорится в Исх. 15:3 ; в песни Моисея и сынов Израилевых. И царь-псалмопевец пел: „Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани“. ( Пс. 23:8 ). – Очевидно, что эти выражения не безызвестны были пророку, на чем мы останавливаем внимание. Господь поднимает воинский крик. Если сопоставить это выражение с Ис. 13:3–4,7 , то мы уразумеем, как должны быть поняты все выражения стиха 13-го и другия подобные выражения. В главе XIII изображается нашествие народа, вызванного Господом, для совершения повелений Господних, – „гнева Господа“ ( Ис. 13:3 ). Господь повелевает, и народы идут: „Враждуйте народы, но трепещите“ ( Ис. 8:9 ). В окриках победителей, вызванных Господом,-кто бы они ни были 1409 , слышится глас Божий. Так Он повелел; Ему одному известны все последствия событий. В ветхозаветном периоде все приготовлялось к появлению Еммануила: „умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это“. ( Ис. 9:7 ). И в настоящей 42-й главе (ст. 4, 6 и 13) ревность Господа указывает, что главная цель ее есть утверждение на земле суда и правды и что к этой цели направлены и все перевороты в жизни народов. И стих 14-й служит пояснением той же мысли: Господь долго терпит, доколе известный народ не приходит к такому нравственному растлению, которое делает его существование невозможным для него и вредным для будущего всего человечества. Является момент, когда Господь не предоставляет более человеку самому распоряжаться событиями 1410 , и тогда настают те ужасающие человека явления, которые создают новые общества и государства, с полным разрушением всего предыдущего строя жизни. В то время, когда Исаия произносил свои пророчества, культурный мир, заключавший в себе Месопотамские царства и Египет, пал низко и должен был погибнуть, чтобы дать место новым элементам и новой царственной расе. Но и эта раса была вызвана лишь для того чтобы приготовить престол Царю правды, Еммануилу, при Котором должно было исполниться пророчествуемое в стихе 15-м, нравственное значение которого тожественно с стихом 4 главы XL: „всякий дол да наполнится....“ 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010