В.В. Виноградов Подозреть – подзирать – подозревать ПОДОЗРЕТЬ – ПОДЗИРАТЬ – ПОДОЗРЕВАТЬ Богатство семантических и стилистических варьяций словоупотребления, создаваемое взаимодействием старославянизмов и русизмов, можно видеть при изучении судьбы параллельных образований – подозревать и подсматривать. Глагол подозреть (ср. подозрение) был известен древнерусскому языку в двух употреблениях. Старославянизм подъзьрти-подъзирати обозначал «посмотреть снизу, исподлобья, отнестись недоброжелательно, с предубеждением, с недоверием». В словаре А. X. Востокова находим: подъзирати– ανβλαωυ, supospiciens; подъзирати – ιοβλυεω, subuspicene) (Востоков, 2, с. 64). Например, в Сборнике 1076 г.: «Оу друга подъзираюштааго тя и оу врага не повдаи съвта» (146); в Пандектах Антиоха XII–XIII вв. (Иис. Сир. 37.10 ): «Не съвщаваи съ подъзирающимь тя (μετ ποβλποντος σε)» (Срезневский, 2, с. 1056). Судя по примерам и по позднейшему употреблению, этот глагол в данном значении чаще применялся в форме несовершенного вида. Любопытно, что в соответствии с реальным значением выражаемого процесса или внутреннего состояния глагол подозревать устанавливается в формах несовершенного вида. Между тем отглагольное имя существительное, в котором совершенно нейтрализуется оттенок длящегося состояния, фиксируется с основой без суффикса -ва-: подозре-ние. В Лексиконе Ф. Поликарпова (1704) находим такое гнездо слов: «Подзираю φοομαι ποπτυω, suspicor, suspicio, suspectum habeo, subaspicio. Подзирательный, πτης, φορατικς, suspiciosus. Подзирание, подзрние, подзорство, подзрителство, подзирателство и подзор, φρασις, πβλεψις, ποψα, suspicio, suspectio, suspectio. Подзрителенъ, зри подзирателный» (ч. 2, с. 11). Это значение позднее, в XVI–XVII вв., было поддержано и углублено влиянием латинского suspicere, suspicari, sespecar, suspectare (ср. франц. suspecter, soupçon, soupçonner) и приобрело более абстрактный, отвлеченный характер. Глагол подозреть– подзирать обозначал «испытывать недоверие, предполагать в ком-н. враждебные замыслы, что-то предосудительное, дурное».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Исихазм обрел вторую родину на Руси: такое суждение мы часто встретим и в научных, и в популярных текстах. Панорама литературы русского исихазма позволяет, прежде всего, убедиться в справедливости суждения, одновременно придав ему конкретный смысл. Мы видим: да, исихазм в России укоренился, стал органичной частью истории и культуры нации не в меньшей мере, чем это было с древней традицией в Византии; и при этом он здесь обрел и сравнимые масштабы, принес сравнимые по значению плоды. Библиография говорит, что хронотоп русского исихазма практически совпадает с хронотопом русского христианства: хронология русского исихастского подвижничества – от Киево-Печерского монашества XI-XII вв. до нашего современника архимандрита Софрония, а его география – вся Россия, и особенно – вся Великороссия, с добавлением еще Афона и отдельных очагов в рассеянии. В историческом пути традиции выделяются отчетливые этапы 64 . Начальный период русского исихазма – зачин в Киевской Руси, явственно ориентирующийся на образцы египетско-палестинского пустынничества, которые стали для всей истории традиции своего рода первообразами или архетипами исихастского подвига как такового. Следующий этап – расцвет в Московской Руси XIV-XVI вв., открываемый преп. Сергием и довершаемый Нилом Сорским , чьи творения были прочно причислены в православном мире к корпусу исихастской классики. Далее, после периода упадка и лишь подспудного, теплящегося существования – новое возрождение, с началом в деятельности старца Паисия Величковского , центральным очагом в Оптиной и целым рядом выдающихся учителей – свв. Тихоном Задонским и Серафимом Саровским , Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником . Развивающегося исихастского возрождения не смог оборвать даже большевистский переворот, и жизнь традиции активно продолжается в ХХ столетии – в служении последних оптинских старцев и «старца в миру» о. Алексия Мечева , в русских обителях на Афоне и в рассеянии; и св. Силуан Афонский с его учеником архим. Софронием уже в середине и конце минувшего века являют пример неиссякающей живой силы великой традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ монодийная церковнопевч. традиция, зафиксированная (с надписанием «болгарский напел») в кон. XVI-XVIII в. в украинско-белорус. рукописных певч. книгах киевской «квадратной» нотацией. В 1-й пол. XVII в. Б. р. распространился в певч. книгах Московской Руси, во 2-й пол. XVII в. подвергся многоголосным хоровым обработкам в партесном стиле, впосл. отразился в хоровом творчестве рус. композиторов XVIII-XX вв. Б. р. вызывал интерес у рус. историков-музыковедов (прот. И. Вознесенский , прот. Д. Разумовский , прот. В. Металлов , Н. Д. Успенский , С. С. Скребков ). Репертуар Б. р. охватывает различные жанры гласовых песнопений служб суточного круга и литургии: осмогласные циклы на «    » (псалмовые стихи, стихиры, догматики, богородичны) и на «    » (с воскресными тропарями), полиелей и полиелейные припевы (стихи, заменяющие в псалмах рефрен «  »), седальны, степенны, кондаки, отдельные ирмосы, каноны, евангельские стихиры, подобны, ряд стихир Минеи, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и др. Среди наиболее известных песнопений Б. р.: стихиры 5-го гласа «    » (в Великий пяток) и «      » (в Великую субботу), прокимен 7-го гласа «    » (в Великую субботу), осмогласный цикл на «    » с воскресными тропарями, канон Недели ваий; в партесной обработке - тропари «    » (в Великую субботу), богородичный кондак 8-го гласа «    », гимны «    » и «    », херувимская песнь на 5-й глас. Мелодии Б. р. в многоголосных обработках часто выполняют роль, аналогичную cantus firmus в зап. традиции (напев, обычно заимствованный из песнопений григорианского хорала, являющийся композиционной основой в полифонических сочинениях). Вопрос о происхождении этого распева - болг., киевском или рус.- до сих пор является предметом научной дискуссии. В посл. годы высказан ряд аргументов в пользу балканского, а именно болг., происхождения Б. р. Во-первых, болг. и серб. этнонимы песнопений («вулгарикон», «сервикон») появляются в балканском репертуаре в XIV-XV вв., и они могут быть атрибутированы по признакам калофонического стиля, к-рый отличает местные певч. образцы от анонимных. Все песнопения, связанные с этими этнонимами, имеют общий композиционный признак - строфичность. Во-вторых, в Аргировой Триоди кон. XII - нач. XIII в. нотированная стихира «    » имеет фиты (знаки мелизматических формул) там, где в композиции той же стихиры Б. р. появляются пространные мелизмы.

http://pravenc.ru/text/149677.html

Н.И. Милютенко Глава 3. Развитие житийной традиции о св. Владимире и крещении Руси  1. Особенности житий святого князя Почитание князя Владимира как святого крестителя Руси стало складываться при жизни первого поколения русских христиан. «Слово о законе и благодати... и похвала кагану нашему Владимиру» было написано будущим митрополитом Иларионом около 1046 г., во всяком случае, до 1051 г. (см.: Гл. 1. 2). Биография князя была хорошо всем известна, и никто не пытался ее подогнать под агиографические клише. Единственным сочинением, в котором она излагалась полностью, была «Память и похвала» Иакова Мниха. Он работал в 1050–70-х гг., и вслед за Иларионом обосновал святость крестителя Руси (Гл. 1. 4). Уже в эпоху Ярослава Иларионом был сформулирован тезис о том, что главная заслуга св. Владимира, которая перечеркивает все остальные его грехи – это крещение Руси. Соответственно с этим все последующие жития Владимира оказываются рассказами исключительно о крещении. Из всей остальной биографии князя только в Проложном житии упоминается его прежнее «тъщание къ идоломъ по отьчю преданию». Обычное житие св. Владимира и его распространенные редакции дополняли текст Проложного только подробностями из летописного рассказа о крещении Руси. Даже если использовались иные источники, они все равно относились только к этому сюжету. Судя по рукописям, в XV-XVI вв. в качестве жития в полном смысле слова переписывалась либо целиком «Память и похвала» Иакова Мниха, либо ее вторая часть (после вставки похвалы св. Ольге). Именно здесь перечислены эпизоды биографии св. Владимира, почему первый публикатор отдельных списков этой части, А. И. Соболевский, и назвал ее Древним житием. Как мы видели в Гл. 1. 3, реальным общим источником Иакова Мниха и Древнейшего летописного свода времен Ярослава (1019–1054) было прижизненное сочинение о князе Владимире. Основная традиция Владимирской агиографии XII–XVII вв. развивалась в рамках рассказа о крещении Руси. В Великих Минеях Четьих (1529–1541) митрополита Макария был помещен цикл чтений на 15 июля, старший список которого (сборник Матвея Кусова, или Мусин-Пушкинский) был выполнен в 1414 г. Цикл был составлен из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и Распространенного жития Владимира 4-го вида (см. раздел 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Примечания Бучиньский Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 88. С. 20. Аттапп A. M. Zur Geschichte der Geltung der Florentiner Konzilsentscheidungen in Polen-Litauen: Der Streit ьвег die Gьlmigkeim der Griechentaufe//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1942. T. 8. N 3/4. P. 299. Бучиньский Б. Cmyдii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 88. С. 14–15. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae/Ed. A. Theiner. Romae, 1861. T. 2. N 196 (далее: VMPL). Backus O. P. Motives of West Russian Nobles in Deserting Lithuania for Moscow, 1377–1514. Lawrence, 1957. P. 86. Akta grodzkie i ziemskie czasyw Rzeczypospolitej polskiej. Lwyw, 1878. T. 7. N 58. S. 115 (далее: AGZ). Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wilecskiej. Krakyw, 1948. T. 1: (1387–1507). N 267 (далее: KDKW). Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia. Romae, 1953. T. 1. N 98. (далее: DPR). Полоцкие грамоты XII — начала XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1978. Т. 2. 139–140. Архив Юго-Западной России. Киев, 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 194–195 (далее: АЮЗР). Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 374–375. Acta Alexandri regis Poloniae. Krakyw, 1927. S. 391. Об этом путешествии см.: Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden (Connecticut), 1968 . P. 102. Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski E. Komisyi Historycznej. Krakyw, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75 (далее: Archiwum KH). Ibid. Упоминание о посещении им в Риме папы Сикста IV Я. Фиялек нашел в известном трактате Яна Сакрана «О заблуждениях русских» (Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Krakyw, 1501. Fol. VII v.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБСЕРВАНТЫ [лат. observantes - соблюдающие], в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций). Стремление к реформе, под к-рой понимался возврат к первоначальным нормам и духовным идеалам, было характерно для всей истории западноевроп. средневек. монашества. Так, лозунги возврата к первоначальному Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) были характерны для лидеров клюнийской реформы и для основателей новых орденов в кон. XI-XII в. (в т. ч. для цистерцианцев ). По мнению исследователей, движение О. существовало в период с посл. трети XIV в. по первые десятилетия XVI в. ( Roest. 2009. P. 446). Движением были охвачены в том или ином виде практически все католич. ордены монашеские (за исключением картузианцев ), но наиболее активно оно проявилось в нищенствующих орденах . Среди причин возврата к строгому соблюдению первоначальных уставов называют рост апокалиптических ожиданий в европ. обществе, связанный с многочисленными войнами, эпидемиями (в особенности «черной смертью» в сер. XIV в.), экономическими кризисами, папским расколом (см. Схизма в католической Церкви ), распространением «народных ересей» и др. В одних случаях инициаторами реформы выступали представители самих монашеских орденов, в других - местные епископы или представители светской власти. Наибольшей известности движение О. достигло в ордене францисканцев , в к-ром его инициаторами стали последователи спиритуалов , осужденных рядом папских и соборных решений в 1-й трети XIV в., но сохранивших позиции в итал. общинах. Основателем движения францисканцев-О. считается Паолуччо Тринчи. В 1368 г. он с разрешения орденских властей создал в пустынной местности Бруньяно (Умбрия, Италия) конвент, члены к-рого соблюдали Устав св. Франциска Ассизского во всей его строгости (особенно в том, что касалось обета бедности).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

В.В. Виноградов Приспешник ПРИСПЕШНИК Слово приспешник в современном русском языке принадлежит риторическому обличительному стилю. Оно носит яркую окраску презрительной иронии (ср. газетное выражение: приспешники буржуазии). Его значение – «помощник, сообщник, прихвостень» – оторвано и далеко от значений глагола приспеть (ср. успеть – успех, успешный; наспех, спешный и т.  п.). Правда, глагол приспеть заметно увядает. Он почти выходит даже из современного разговорно-литературного употребления. Такие значения, как «подойти, подоспеть на помощь, на выручку» (ср. у Некрасова: «приспели новые полки») или безлично просторечное «приспичить» просто неупотребительны. И даже значение: «настать, наступить, подойти (о времени, поре)» носит печать устарелости. Время приспело – для нас выражение редкостное. Между тем, в древнерусском языке глагол приспети был очень активным. Его значения: 1) поспеть, успеть; прибыть, подоспеть на помощь; 2) случиться, прийтись, приблизиться, наступить – обнимали более широкий круг фразовых связей (см. Срезневский, 2, с. 1456). Акад. М. Н. Сперанский в своей работе «Девгениево Деяние» (1922) указывал на частое употребление этого глагола в стиле воинских повестей XII–XIII вв. Глагол приспеть – приспевать – с несущественными изменениями в оттенках значений доживает до XVIII в. и переходит в систему нового русского литературного языка. В словарях Академии Российской приспевать объясняется так: «1) «Приходить кстати, прилучаться во время». Приспеть на помощь, на выручку своих. 2) Относительно ко времени: «наступать, приближаться». Приспел день торжества» (сл. 1822, ч. 5, с. 424). Те же значения указываются и в словаре 1847 г. Они иллюстрируются примерами: К пехоте приспели на помощь казаки. Час свидания приспел (сл. 1867–1868, 3, с. 1045). В русском языке XV–XVI в. слово приспех означало «варку, стряпню». Именно в этом значении оно встречается в «Домострое»: «и всякие пироги и всякие блины и всякие каши и кисели и всякие приспехи печи и варити все бы сама государыня умела» (л. 45–46) (Обнорский и Бархударов, с. 161). Производное слово приспешня в том же «Домострое» применяется в значении «кухня, поварня» (там же, с. 293).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.Д. Лихачева Очерки истории и теории изобразительных искусств Содержание Вступление I. Искусство IV–V веков II. Искусство VI–VII веков III. Искусство времени иконоборчества (726–843) IV. Искусство «Македонского возрождения (IX–X вв.) V. Искусство XI–XII веков VI. Искусство первой половины XIII века VII. Искусство палеологовского времени (1261–1453) Заключение Основная литература     Вступление Византийская культура – неотъемлемая часть европейской культуры средних веков. Термин «средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI столетия основу понятия «средние века» составляло противопоставление их, с одной стороны, «античному миру», а с другой – «новому времени». Такое значение этого термина сохраняется и до сих пор. Как и те, кто впервые его ввел, мы применяем понятие «средневековье», имея в виду историю стран и народов Европы. Марксистская историография видит в средних веках эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, рубежом между древностью и средневековьем считает крушение рабовладельческой Римской империи. В эпоху феодализма византийская культура жила теми же основами, что и западноевропейская. Общность религии – христианства – объединяла Западную и Восточную Европу. Религия в средние века приобрела всеохватывающий характер, какого у нее не было в древности. Она стала не только философией, но и системой права, политической доктриной, моральным учением. Христианство, сначала разрешенное, а вскоре и признанное императором Константином (ок. 285–337) как официальная религия всей Римской империи, вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство. Его развитию содействовал и перенос столицы из Рима в город Византий. Но с разделением империи на Восточную и Западную ее искусство в каждой из частей стало приобретать самостоятельный характер. В то время как после разделения единой Римской империи восточные ее области процветали, западные приходили в упадок и вскоре надолго были завоеваны варварскими – языческими племенами. Искусство, создававшееся этими кочевниками, было в основном прикладным, орнаментальным по своему характеру. Только в 756 году Пипин Короткий, оградив Рим от лангобардов, приостановил переселения варварских народов. С образованием в Западной Европе новых государств и с распространением в них христианства стала развиваться монументальная архитектура, появились храмовые росписи, расцвело искусство книжной миниатюры. При этом за образцами художники обращались к византийскому искусству. На одно из первых мест в это раннее время выдвинулось творчество отдаленной Ирландии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об опасности неосуфизма в России В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность» 26.05.2021 1407 Время на чтение 8 минут 23 мая в Казани состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием « Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность», организатором которой выступила Межрегиональная общественная организация социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание». Мероприятие было приурочено к 5-летию ее создания и прошло в очной и дистанционной форме. Открывая работу конференции, руководитель Казанского (Приволжского) филиала организации, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов поприветствовал участников научного мероприятия от имени председателя МОО «Историческое сознание» Дениса Ахременко. МОО «Историческое сознание» была создана в 2016 году как объединение историков из разных городов России с целью объективного освещения истории России и места нашей страны в мировой истории, издания актуальных исторических трудов, исследований по иным общественным и гуманитарным наукам. В 2019 году были созданы филиалы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Пскове и в Казани. В марте 2021 года был открыт филиал в Крыму. Одним из направлений в научной деятельности МОО «Историческое сознание» является изучение истории и современного состояния религиозной жизни населения разных регионов России. Поэтому прошедшая конференция по суфизму можно считать своего рода приложением этого научного направления. Я выступил с докладом « Суфийские братства в Татарстане в постсоветский период: распространение, функционирование, отношение государства и общества к ним». На мой взгляд, суфизм является частью религиозной традиции татар Поволжья, имеющей многовековую историю. В период существования Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства в среде предков современных татар доминирующую позицию занимал тарикат (путь) Ясавия (назван по имени его основателя Ахмеда Ясави (1093-1166), получивший распространение в XII - XVI вв.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/26/ob...

М.В. Корогодина Глава 13. Чревоугодие Статей, говорящих о чревоугодии, насчитывается в исповедных вопросниках всего несколько, и, как правило, они не отличаются большим разнообразием. Их можно разделить на две части: статьи, касающиеся соблюдения поста, и статьи, касающиеся пищевых табу или излишеств (чревоугодия как такового). 1. Несоблюдение постов Как и остальные вопросы, посвящённые нарушению церковных правил, статьи на эту тему пестрят разночтениями. Существуют два широко распространённых вопроса (об употреблении скоромной пищи в пост и о раннем вкушении пищи в праздничные дни); но помимо них есть ряд вопросов, известных в единичных списках. Таким образом, статьи, касающиеся соблюдения постов (и вообще церкви), продолжали оставаться полем для творчества духовников как в XIV, так и в XVII в. 1.1. Употребление скоромного в пост «В говеина мясо или молоко едал?» – вопрос, в равной мере широко распространённый в текстах, предназначенных для мужчин и для женщин. Однако статья не обладала устойчивым текстом и допускала большое разнообразие разночтений. Так, для обозначения поста могли быть употреблены слова: «говение», «пост», «постныя дни», «в среду или в пяток», «в Воздвиженье день, и во Иванов день Усекновения». 1019 Последнее, наиболее необычное указание на пост читается в тексте начала XII в. М-Погод. 310 и не характерно для исповедных вопросников. Помимо мяса и молока могло упоминаться «скоромное», «мясные яди», «мирские брашна», «крови животных и молозива или ино что скверно», «сыр», «рыба». 1020 Запрет на рыбу встречается только в упоминавшемся выше тексте М-Погод. 310: и является безусловным нововведением в исповедных вопросниках. В более ранних текстах XIV–XVI вв. рыба не входит в число скоромных блюд, которые мирянам нельзя есть в постные дни. По епитимийным правилам мирянам в пост предлагалось отказываться от мяса и молочных продуктов, а монахам – от мяса, молока и рыбы. Таким образом, мы видим явное ужесточение по сравнению с существовавшими ранее предписаниями. Процесс ужесточения церковных правил, в том числе касающихся постов, шёл постоянно, и исповедные вопросники позволяют наглядно продемонстрировать это.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010