ученики П. И. подвизались в Египте, где перенимали духовный опыт у пустынников, затем основали в пустыне груз. мон-рь и построили церковь. Здесь также происходили чудеса: при освящении церкви видели ап. Марка, помазывавшего миром стены, П. И. исцелял бесноватых и больных и др. Вернувшись в Иерусалим, П. И. и Иоанн Лаз построили еще один странноприимный дом и церковь, «служили всем приходившим братьям, бедным и странникам» (главы 27-29). По благословению прп. Зинона (в Житии еп. Иоанна Руфа рассказывается, что он подвизался в Кефар-Шеарте, в 15 милях к северо-востоку от Газы, и когда П. И. и Иоанн Лаз пришли к нему за духовным советом, он указал на необходимость молодым монахам жить в киновии - Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. 1895. S. 47) они поступили в мон-рь близ Иерусалима, где Иоанн Лаз скончался (судя по версии еп. Иоанна Руфа, 4 окт. 464; П. И. ежегодно до самой смерти совершал в этот день память своего друга), а П. И. стал подвизаться с такой строгостью, что «превзошел человеческое естество, и имя его прославилось повсюду в Иерусалиме, Палестине и Египте» (гл. 30). П. И. и впосл. прибегал к наставлениям прп. Зинона (ушел в затвор в 450 и вскоре скончался). После кончины епископа г. Маюма близ Газы жители просили Иерусалимского архиеп. свт. Иувеналия (422-458/9) возвести на эту кафедру известного чудесами П. И. Подвижника нашли в пустыне и, поскольку он противился, связали и повезли к свт. Иувеналию. П. И. пытался нанести себе увечья, чтобы его не могли хиротонисать, однако после чудесного явления Господа смирился. Свт. Иувеналий хиротонисал П. И. ок. 438 г., в Маюме его встретили с большими почестями, П. И. совершил мн. чудес в этот день (главы 31-32). В источнике указано, что в течение долгого времени он не считал для себя возможным совершать литургию. Однако, услышав голос Господа, повелевшего ему приступить к Евхаристии, П. И. послушался; все присутствовавшие были поражены чудом: «жертвенник покрылся кровью, когда Петр разделил плоть Христа» (гл. 33). С воцарением имп.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

72 Bandr. Geogr. tom. II. pag. 299. Rayn. n. 94. Hist, de Timur-Bec. соч. Шефереддина lib. III. Ист. Русск, нар. Полевого том V стр. 206–207. 73 Иверцы в глазах Турок имели пред прочими народами такое преимущество и уважение, что путешествовавшие ко Св. местам Грузины были освобождаемы от всякой дани, обыкновенно платимой почти всеми народами. В самый Иерусалим въезжали вооруженные, и с поднятым штандартом или знаменем; по святому граду мужчины и женщины имели право носить оружие. Турки и Султан Египетский столько уважали их, что пленных Грузинцев приглашали вступить в число телохранительного войска. Из них еще при Султане Селиме I образовавшееся войско получило название Мамелюков. Достойно замечания повествование Варфоломея-де-Салииьякь tom. 8 cap. I Georgiani, quando Hierosolymam eunt peregriuatum, Sultano (Hegypto) tributum non solunt, sed in camelis dromedariis, et equis prompaticis venientes, erectis vexillis Hierosolymam ingredinutur. Horum foeminae et mares armatae incedunt. Pileis utuntur, lit Turcae cubito altis; – Sultanus ac Turca valde timent и проч. Еще прежде его писал о воинственном воспитании Грузин. женщин Vincentis Belvacensis: Bellicosi sunt homines... Mulieres eorum (Georgianorum) equestris ordinis doctae sunt ad praelium. Fragm. dereb. orient, ann. 1360, lib. XXVI cap. 43 Тоже пишет и Немецкий путешественник Баумгартен живший в XVI веке Itiner. lib. 11 cap. 9. Сколько страшны были Грузины соседям в тверды в вере Греческой Восточной церкови и усердны к Святым местам, видно из совета Армянина Гайтона Татарам, врагам Султана Египетского, и из предложения его Папе Римскому по случаю вооружения Запада против них, принять Грузию» в число войск Запада, как людей храбрых и воинственных. См. Hist. Haylh. Arm. cap. LVIII et LVIV. Твердости Грузин в вере христианской среди врагов Евангелия, при бесчисленных и непрерывных нападениях, при опустошениях и усилий преклонить их под Алкоран, – удивлялся весь Запад. Так пишет Михаил Неандр, живший в начале XVI века, в книге своей: Orbis terrae explicate Iberi professionem coelestis doctrinae inter infinitos quamvis potentissimos bostes, nihilominus hactenus constanter retinere dicuntur. Vid. Asia Major.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из крупнейших храмов И. ранневизант. эпохи и наиболее важной постройкой имп. Евдокии была базилика св. Стефана к северу от Дамасских ворот Старого города (совр. территория доминиканского мон-ря). Уже в кон. IV в. в этом районе появилась жилая и монастырская застройка. Базилика была заложена во время 1-го приезда Евдокии в И. (438-439) и строилась почти до самой ее смерти; храм был освящен 15 июня 460 г. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 35; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 22; Georg. Mon. Chron. P. 609-610). Впрочем, из источников ( Gerontius. Vita Melaniae Junioris//Vie de Ste. Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 57-58; Johannes Rufus. Vita Petri Iberi// Raabe R. Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh. Lpz., 1895. S. 33) можно сделать вывод, что в 438-439 гг. строительство храма было окончено, а в 460 г. была завершена следующая постройка на том же месте. Раскопки базилики проведены доминиканцами в 1885-1893 гг. Нефы (33×20 м) были разделены рядами по 6 колонн, 2 из к-рых найдены in situ. Вост. апсида граненая, ее основание вырублено в скале; эта форма уникальна для И. и, подобно синтрону Силоамской базилики (см. ниже), свидетельствует о связях с традицией К-поля. Сохранились развалины атриума, в к-ром использованы детали рим. построек предположительно небольшого форума эпохи Адриана. Храм был разрушен в 614 г. Согласно источникам, рядом со Старым городом Евдокия основала приют для престарелых (gerontocomium) с небольшой часовней св. Георгия. Вероятно, с этими зданиями можно отождествить группу построек с базиликальным храмом (17,5×14 м), посвященным св. Георгию (сохр. мозаичная надпись), открытую в 1949 г. раскопками М. Ави-Йоны в р-не Гиват-Рам к западу от Старого города. Базилика стандартна: 3-нефная, с 4 колоннами в каждом ряду, поднятыми на небольшой стилобат. Особенностью можно назвать прямоугольную апсиду, к-рая в следующий строительный период была обрамлена 2 пастофориями. Силоамская базилика (см. Силоам ), по-видимому, также относится к строительству имп. Евдокии ( Ovadiah. 1970. P. 91). Она построена над одноименной купелью у подножия горы Офел в районе города Давида, внутри стены Евдокии. Впервые упомянута в итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570). Это наиболее сложная по композиции из всех построек ранневизант. И. Трехнефная 6-колонная базилика была построена к северу от купели; в ее юж. стену была встроена древняя колоннада купели, сквозь к-рую из храма открывался вид на воды Силоама. Вход в здание вел с севера, через небольшие атриум и нартекс. Во 2-ю строительную фазу (ее время не определено) 3-нефная базилика с 2-скатным перекрытием превратилась в 4-колонную купольную. В Палестине это единственный пример купольной базилики, хотя сходную конструкцию могли иметь синагоги (напр., в Бет-Альфа, нач. VI в.?); вне Палестины базилики с куполом на 4 опорах появляются к кон. V в. (Мериамлык, 471-494, и Алахан-манастыр , кон. V в., оба у юж. побережья М. Азии).

http://pravenc.ru/text/293782.html

5. Царский наказ Константинопольского дьякона Агапита – как должно царствовать – писанный к Императору Юстиниану. 6. Словарь Европейских достопамятных городов. 7. Китайское нравоучение. 8. История древних царств Ролленя. 9. Толкование притчей Соломоновых. 10. Послания Василия Великаяˆ 11. Грамматика Грузинская, напечатанная Полтавской губернии в город Кременчуг. 12. Записки о Грузинской истории. 13. О вере в вопросах и ответах. 14. Речи, произнесенные в Телавской Семинарии, коея он был ректором при царе Ираклии. 15. Проповеди на различные дни и др. 99 Из его сочинений остались: несколько слов на торжественные дни, записки о происшествиях своего времени и список Имеретинским, Гурийским и Мингрельским Епархиальным Архиереям. 100 Nilus Doxapatrius in notitia sua Graeca Iberiam prisca aetate Amasaeae Helenoponmi metropoli obnoxiam fuisse ponit. Oriens Christ, tom. I. pag, 1335. 101 Прав. cap. II. Si alias etiam ecclesias inveneris, quae principales, et per se sint capita, ut Bulgariam, Cyprum, Iberiam, ne mireris. – Патриархи Восточной православной церкви всегда употребляли следующий титул в посланиях Архиепископу Иверскому: Блаженнейший, всея Иверии страны первоначальной Архиепископ. В Духе Святом возлюбленный. Брате нашея милости. А на конце: здравствуй о Господь Святейший Владыко, возлюбленный брате, и сослужителю. Опис. 4-хъ Всел. Патриарших престолов, С.-П.-Б. 1784 стр. 45. 103 Ac Iberi quidem aquam in sanctum calicem non injiciunt licet sint alioqui in primis orthodoxi, et Synodice aliquando interrogati quomodo hoc faciunt, dixerunt, nunquam ullum Iberum aqua calida usum esse ad vini potionem, ex longa regionis consuetudine: et propterea eos ne ferventi quidem aqua uti ad sacramenta. Mysterii autem facultatem edocti, citra ullam recusationem persuasi sunt ferventem in sanctae participationis tempore injicere. Canon. S. S. Apostol. Theodor. balsam, pag. 390. Может быть начало введения такого обряда произошло во время управления Фазидскою Епархией Епископа Кира, (Cyrus, 630 г.) который при Императоре: Ираклии получил кафедру Патриарха Александрийского, проповедовал ересь монофелитов, был опровержен и в своем учении Софронием Патриархом Иерусалимским и осужден шестым Вселенским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также П. И. считается косвенным автором сборника антихалкидонского характера «Плирофории», составленного еп. Иоанном Руфом: мн. сюжеты были записаны со слов П. И., представленного в произведении как главное действующее лицо. Первый издатель этого труда Ф. Но считал П. И. настоящим автором «Плирофорий» ( Ioan Ruf. Pleroph.). Ист.: Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. 1895; idem (Iohannes Rufus). The Lives of Peter the Iberian, Theodosius of Jerusalem, and the Monk Romanus/Ed. C. B. Horn, R. R. Phenix. Atlanta, 2008; Марр Н. Я. Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и еп. Маюмского, V в.//ППС. 1896. Вып. 47. Т. 16. Вып. 2. С. I-XXXIX (предисл.), 1-80 (на груз. яз.), 81-122 (на рус. яз.); Zacharias Gazaeus (Rhetor). Die Sogenannte Kirchengeschichte/Hsrg. K. Ahrens, G. Krüger. Lpz., 1899; Zacharia Mitylenensis. Fragmentum Vitae Petri Iberi//Vitae virorum apud Monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P.; Lpz., 1907. P. 11, 12. (CSCO. Syr. Ser. 3; 25); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 256-272; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 213-263; 1968. Т. 4. С. 378-384, 384-385; Ареопагитский сб./Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1983. С. 117-158 (на груз. яз.); Житие Петра Ивера/Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1988 (на груз. яз.); Макарий Месхи. Чудеса и жизнь Петра Ибера/Изд. М. С. Цинцадзе; ред. Ш. Квезерели//Петр Ивер: Сб. Тб., 2010. Т. 1 (на груз. яз.); [Захарий Грузин]. Жизнь и деятельность святого и блаженного отца нашего Петра Грузина, который был сыном груз. царя/[Сост.: А. Абуладзе, Н. Закрошвили, М. Микиашвили]. Тб., 2013 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Chabot J. B. Pierre l " Ibérien, évêque monophysite de Mayouma [Gaza] à la fin du Ve siècle//Revue de l " Orient latin. P., 1895. Vol. 3. P. 367-397; Николадзе Е. История Грузинской Церкви. Тифлис, 1918 (на груз. яз.); Каухчишвили С. Захарий Ритор//Georgica: Сведения визант. писателей о Грузии. Тифлис, 1936. Т. 3. С. 1-22 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Н. Л.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Евдокии. Ок. 440 г., услышав о славе Исаии Газского, они переселились в район Газы и основали мон-рь (φροντιστιον, место для размышления) недалеко от Маюмы (Vita Petri Iberi. 1895. S. 49; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 33), к-рый представлял собой небольшую лавру ( Ioan. Ruf. Pleroph. 2). В 445 г. Петр Ивер был насильно посвящен в пресвитера, но по смирению не исполнял обязанности священника. В 451 г. он был поставлен епископом Маюмы, но оставался на этом посту всего неск. месяцев. После антимонофизитских мер имп. Маркиана, принятых в 453 г., монахи ушли из мон-ря Петра, а сам он на нек-рое время покинул Палестину и жил в Египте. Вернувшись, Петр поселился недалеко от Аскалона (к северу от Газы), где к нему стекались искавшие духовного руководства монахи и миряне. В 486 г. Дионисий, схоластик (адвокат) из Газы, убедил Петра поселиться вместе с учениками в селении Магдаль-Фавафа (к югу от Газы) возле ц. прп. Илариона Великого (Vita Petri Iberi. 1895. S. 100-101). Незадолго до смерти († 491) в одном из мон-рей Ямнии Петр завещал преобразовать свою лавру в киновию (Ibid. S. 144). Известны имена неск. преемников Петра Ивера на посту игумена. Его мон-рь называется также монастырем Феодора, т. к. при Феодоре, преемнике и ученике Петра, произошло значительное расширение обители (Ibid. S. 134, 142-145 ). Еще одним знаменитым игуменом мон-ря был Иоанн Канопит, уроженец Канопии (2 км к югу от Газы). Мон-рь Петра Ивера на долгие годы стал центром монофизитского движения в Палестине. Выходцами из него были такие известные монофизиты, как Иоанн Руф, преемник Петра на Маюмской кафедре, Евагрий Самосатский, Севир Антиохийский. В нач. VI в. в мон-ре Петра Ивера нашли убежище неск. десятков монахов мон-ря Мар-Бессос в Тургасе, близ Апамеи, изгнанных Флавианом Антиохийским за непринятие Халкидонского Собора ( Zach. Rhet. Vita Sever. P. 111). В 519 г. монахи этого мон-ря были изгнаны халкидонитами и переселились в мон-рь Энатон близ Александрии ( John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Toto divisos orbe Britannos. Scotti propria lingua nomen habent a picto corpore, eo quod aculeis ferreis cum atramento variarum figurarum stigmate adnotentur. Galli a candore corporis nuncupati sunt. γλα enim Graece lac dicitur. Unde et Sibylla sic eos appellat, cum ait de his (Virg. Aen. 8,660): Tunc lactea colla auro innectuntur. Secundum diversitatem enim caeli et facies hominum et colores et corporum quantitates et animorum diversitates existunt. Inde Romanos graves, Graecos leves, Afros versipelles, Gallos natura feroces atque acriores ingenio pervidemus, quod natura climatum facit. Galli autem Senones antiquitus Xenones dicebantur, quod Liberum hospitio recepissent; postea X in S litteram commutata est. Vacca oppidum fuit iuxta Pyrenaeum, a quo sunt cognominati Vaccei, de quibus creditur dixisse poeta (cf. Virg. Aen. 4,42): Lateque vagantes Vaccei. Hi Pyrenaei iugis peramplam montis habitant solitudinem. Idem et Vascones, quasi Vaccones, C in S litteram demutata. Quos Gnaeus Pompeius edomita Hispania et ad triumphum venire festinans de Pyrenaei iugis deposuit et in unum oppidum congregavit. Unde et Convenarum urbs nomen accepit. Hispani ab Ibero amne primum Iberi, postea ab Hispalo Hispani cognominati sunt. Galleci a candore dicti, unde et Galli. Reliquis enim Hispaniae populis candidiores existunt. Hi Graecam sibi originem adserunt. Unde et naturali ingenio callent. Siquidem post finem Troiani belli Teucrum morte Aiacis fratris invisum patri Telamoni, dum non reciperetur in regnum, Cyprum concessisse, ibique urbem nomine antiquae patriae Salamina condidisse, inde ad Galleciam profectus et positis sedibus ex loco genti nomen dedisse. Astures gens Hispaniae, vocati eo, quod circa Asturam flumen septi montibus silvisque crebris inhabitent. Cantabri gens Hispaniae a vocabulo urbis et Iberi amnis, cui insidunt, appellati. Horum animus pertinax et magis ad latrocinandum et ad bellandum, vel ad perpetiendum verbera semper parati. Celtiberi ex Gallis Celticis fuerunt, quorum ex nomine appellata est regio Celtiberia.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Имп. Маркиан с применением силы вернул свт. Иувеналия на Иерусалимскую кафедру и склонил Иерусалимскую Церковь на сторону халкидонитов ( Evagr. Shol. Hist. eccl. II 5; Zach. Reth. Hist. eccl. III 3-5). Петр Ивер, подобно мн. противникам Халкидонского Собора, бежал в Египет ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 59), где решения Собора встретили еще более непримиримую оппозицию. В Александрии на место Диоскора, сосланного в Гангры, был избран пресв. Протерий (сщмч. Протерий Александрийский) при участии 4 егип. епископов, бывших на Халкидонском Соборе и подписавших его определения ( Liberat. Breviar. 14). Были низложены и удалены из Александрии 2 видных противника сщмч. Протерия, пресв. Тимофей Элур (см. Тимофей II Элур , патриарх Александрийский) и диак. Петр Монг (см. Петр III Монг , патриарх Александрийский). Однако значительная часть народа и монахов остались приверженцами Диоскора, на к-рого они смотрели как на исповедника веры, отказываясь признать его преемника, к-рый держался с помощью военной силы. Имп. Маркиан сообщал префекту Палладию 1 авг. 455 г., что весь Египет уловлен ересью Евтихия и Аполлинария Лаодикийского (младшего), и предписывал подвергать их последователей наказаниям наравне с манихеями (см. ст. Манихейство ), а еретические книги сжигать (ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 24-26). По смерти имп. Маркиана (27 янв. 457) Тимофей Элур тайно вернулся из ссылки и был посвящен в патриархи при участии Петра Ивера. Сщмч. Протерий был растерзан толпой 28 марта 457 г. Под рук. Тимофея Элура епископов, поставленных халкидонитами, отстраняли от должностей. Несмотря на то что Тимофей Элур был участником II Эфесского («Разбойничьего») Собора, он подавлял в Александрии и строгое евтихианство ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 64-68; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 10 - IV 2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8). Ввиду этих событий наследник Маркиана имп. Лев I (457-474) по совету свт. Анатолия К-польского издал в кон. 457 или нач. 458 г. Окружное послание, обращенное к папе св. Льву Великому, а также к вост.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

19 Ýahuda halky hem öz Hudaýy Rebbi tabyryklaryny berjaý etmedi, ol-da ysraýyllary adatlaryna eýerdi. 20 Reb bütin Ysraýyl nesillerinden ýüz dönderdi. Ol olary jezalandyryp, talaçylary eline berdi. eýdip, Reb olary baryny Öz huzuryndan ýok etdi. 21 Reb Ysraýyly Dawudy nesillerini elinden alandan so, ysraýyllar Nebady ogly Ýarobgamy patya etdiler. Ýarobgam ysraýyllary Rebbi ýolundan azadyryp, olara uly günäler etdirdi. 22-23 Ysraýyl halky Ýarobgamy eden günälerini gaýtalady. Rebbi Öz gullary pygamberler arkaly aýdyy ýaly, ysraýyl halkyny huzuryndan ýok edýänçä, olar günä etmekden el çekmediler. eýdip, olar öz ýurtlaryndan Aura sürgün edildiler we olar tä u güne çenli hem ol ýerdedirler.   Aurlylar Ysraýylda mesgen tutýarlar   24 Aur patyasy Babyldan, Kutdan, Awadan, Hamatdan we Separwaýymdan adamlary getirip, olary ysraýyllary ýerine Samariýany galalarynda ýerledirdi. Olar Samariýany eýeläp, onu galalarynda mesgen tutdular. 25 Bu dürli milletleri halklary Samariýada ilki ornaan wagtlarynda Rebbe ybadat etmediler. onu üçin hem Reb olary arasyna ýolbarslar iberdi. Ýolbarslar olary birnäçesini öldürdiler. 26 Onso Aur patyasyna eýle habar berildi: «Seni ýesir edip, Samariýa äherlerinde ýerlediren milletleri Ysraýyl Hudaýyny adatlaryny bilmeýärler. onu üçin hem bu ýurdu Hudaýy olary üstüne ýolbarslar iberdi. Ýolbarslar-da olary öldürýärler». 27 Onso Aur patyasy eýle tabyryk berdi: «Samariýadan sürgün edilip getirilen ruhanylary birini boadyp, yzyna iberi. Goý, ol ruhany gidip, Samariýada ýaasyn hem-de ol ýerde ýaaýan milletlere ýurdu Hudaýyny hökümlerini öwretsin». 28 eýdip, Aur patyasyny Samariýadan sürgün edilip getirilen ruhanylaryndan biri Samariýa gelip, Beýtelde ýaady we Samariýada ýaaýan milletlere Rebbe nädip ybadat etmelidigini öwretdi. 29 Emma mua garamazdan, her millet öz hudaýlaryny ýasap, olary hersi öz ýaaýan galalarynda samariýalylary diken sedegählerinde goýdy. 30 Babyllylar Sukotbenot butuny, kutlylar Nergal butuny, hamatlylar Ayma butuny, 31 awalylar Nibhaz we Tartag butlaryny ýasadylar. Separwaýymlylar Adrammelek we Anammelek butlary üçin çagalaryny ýakma gurbanlyk hökmünde hödürlediler. 32 Olar sedegählerde özleri üçin gurbanlyk hödürlär ýaly, öz aralaryndaky dürli milletlerden bolan ruhanylary bellediler, eýle hem olar Rebbe ybadat etdiler. 33 eýdip, olar hem Rebbe, hem aralaryndan sürgün edilen milletlerini adatlaryna görä öz hudaýlaryna sede etdiler. 34 Olar u güne çenli hem özlerini ozalky adatlaryna eýerip, Rebbe sede etmeýärler. Rebbi Ysraýyl diýip atlandyran Ýakuby nesillerine beren tabyryklaryny, kanunyny, hökümlerini we parzlaryny berjaý etmeýärler.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В последние годы в ГПЦ был поднят вопрос о внесении имени П. И. в груз. святцы. В 2010 г. Э. Челидзе выступил с резкой критикой сторонников Православия П. И., пытаясь доказать, что П. И. до самой смерти был убежденным монофизитом, ввиду чего ГПЦ не должна признавать его святым. Несмотря на то что большинство совр. груз. ученых (см., напр.: Анания (Джапаридзе). 2002; Макарий Месхи. 2010; Захарий Грузин. 2013; Святой Петр Ивер. 2014; Батиашвили. 2016) не согласны с выводами Челидзе, священноначалие ГПЦ во избежание разногласий в среде верующих воздержалось от внесения имени П. И. в офиц. календарь. П. И. посвящены 2 исторических романа на груз. языке: «Петр Ивер» К. Нуцубидзе (1988) и «Мурван» В. Козманашвили (2013). Митр. Анания (Джапаридзе), Е. В. Ткачёв, Н. Н. Крашенинникова Сирийские версии Жития П. И. и его почитание в монофизитской среде Сведения о жизнедеятельности П. И. в сирийских и грузинских источниках значительно разнятся. В сир. версиях Жития, созданных монофизитами и в монофизитской среде, подчеркивается монофизитство П. И. По сведениям этих источников, он был хиротонисан после Халкидонского Собора, в 452 г., монофизитским патриархом Иерусалимским Феодосием, вставшим во главе оппозиции, не пустившей свт. Иувеналия в Иерусалим после его участия в Халкидонском Соборе. То, что после возвращения свт. Иувеналия в Иерусалим П. И. единственный не лишился кафедры, еп. Захария Ритор объясняет благоволением к П. И. имп. св. Евдокии (423-460), супруги имп. Феодосия II, знавшей П. И. с того времени, как он юношей жил во дворце (в 429-437; еп. Иоанн Руф отмечал, что св. Евдокия была его наставницей и относилась к нему с материнской любовью - Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. 1895. P. 49; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 5// Ahrens, Kr ü ger. 1899. S. 13, 29-31), и какое-то время поддерживавшей монофизитов. Любопытные умозаключения о системе дат, представленных в Житии еп. Иоанна Руфа, дает М. ван Эсбрук. Он оттолкнулся от сведений о том, что П. И. совершал свое 1-е архиерейское богослужение «в великий праздник 7 августа».

http://pravenc.ru/text/2580396.html

  001     002    003