В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [греч. Ιππλυτος; лат. Hippolytus] (III в.), сщмч. (пам. 30 янв.; пам. зап. 22 авг.), пострадал в г. Римский Порт (ныне Порто, близ г. Фьюмичино, Италия). Согласно различным агиографическим традициям, пресвитер, епископ Римского Порта или папа Римский. Первоначально И. был представлен как один из второстепенных персонажей в преданиях об Остийских мучениках. Наиболее ранний латинский текст - Мученичество Кенсорина (BHL, N 1722) был написан, по мнению В. Саксера, во 2-й пол. IV в. ( Saxer. 1978. P. 110, 120), однако Э. Фольери отнесла его составление к VI в. и предположила, что агиограф произвольно объединил мучеников, в разное время пострадавших в Остии (Аврею, Кириака, Архелая) и в Римском Порте (Нонна, Таврина, Геркулана), а также вымышленных персонажей ( Follieri. 1977. P. 39). Согласно Мученичеству, при имп. Клавдии (вероятно, Клавдии II (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. В числе пострадавших был старец И., к-рый добровольно предстал перед Ульпием и призвал его отвратиться от идолов и уверовать во Христа. Разгневанный викарий приказал связать И. по рукам и ногам и живым бросить в яму перед стенами Римского Порта. Расширенная и дополненная версия Мученичества Кенсорина содержится в Мученичестве Авреи (BHL, N 808-809), составление к-рого Саксер датировал 1-й пол. V в. И. назван здесь епископом и отождествлен с Нонном (Нонозом), к-рый похоронил тело мученицы. Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) Мученичество сщмч. Ипполита Римского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 347) В более поздней лат. традиции содержатся различные дополнения к преданию об И. Так, в кратком сказании (BHL, N 3964) он представлен как просветитель Александрии. И. прибыл в Рим для поклонения гробницам святых и поселился в Римском Порте, где проповедовал местным жителям и составил множество толкований на божественные книги. Далее кратко повествуется о погребении тела мц. Авреи и о кончине И. Подробное описание места погребения, указание на дату события (22 авг.) и чудеса, совершавшиеся на могиле святого, позволяют предположить, что текст был составлен в Римском Порте не позднее IX в. В др. варианте краткого Мученичества И. (BHL, N 3963) он упоминается также как наставник прп. Пелагии ; уточняется, что И. прибыл в Рим после кончины Пелагии на Елеонской горе . Петр Дамиани в послании к папе Николаю II (ок. 1060) представил сказание об И. следующим образом: святой был уроженцем Антиохии, обратил ко Христу 30 тыс. сарацин, приобщил прп. Пелагию к подвижнической жизни, написал толкования на Свящ. Писание, отрекся от епископской кафедры и, переселившись в Рим, принял мученическую кончину в Римском Порте ( Petrus Damianus. Ep. 72//MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 2. P. 352-353).

http://pravenc.ru/text/673783.html

L " évolution. 1997. P. 1328-1329). А. А. Королёв Надписи Надписи, имеющие отношение к М., можно разделить на неск. типов. Мн. из них содержат только имя М., иногда с пожеланием мира (pax tecum, in pace, ν ερν); встречаются обращения к усопшим с просьбой молиться (roga, pete) и помнить (in mente habeto) о родных и близких. В нек-рых надписях подчеркивается, что усопший пребывает среди святых; в эпитафиях содержится слово martyr, иногда с добавлением passus и указанием времени кончины. Кроме того, в надписях иногда указываются обстоятельства мученичества. Нек-рые эпитафии были составлены сразу после погребения М. Также существует множество более поздних копий и новых вариантов эпитафий, к-рые были созданы после благоустройства могил М. (эпитафии времени папы Дамаса). Надписи, свидетельствующие о мощах, делались при наличии мощей (на Востоке начиная с IV в.) или их частиц, а также части одежды М. или земли с места их страдания (на Западе). Иногда надписи помещали на крышке раки или реликвария. В них говорилось, какие частицы мощей и какого святого находятся в том или ином месте, указывались обстоятельства их нахождения или перенесения, имя епископа, к-рый присутствовал при этом событии, точная дата. Часто в записях о к.-л. пожертвовании или об обете сообщались имя жертвователя или просителя, давшего обет, вместе с именем М., затем причина пожертвования или обета (ex voto) и дата (посвятительные надписи). В эпитафиях на могилах, устроенных рядом с погребением М., могло присутствовать обращение к святому - sancti... orate pro nobis. Развитие концепции мученичества в истории Избиение вифлеемскиех младенцев. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 281) Избиение вифлеемскиех младенцев. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 281) В правосл. традиции первыми христ. М. традиционно считаются Вифлеемские младенцы , архидиак. Стефан и св. Фекла . Наибольшее число древних М. относится к периоду гонений на христиан в Римской империи . Однако после «мира Церкви» при имп. равноап. Константине I Великом история христ. мученичества не заканчивается. М. становились христиане, усиленно занимавшиеся миссионерством и искоренением идолопоклонства, как, напр., сщмч. Маркелл , еп. Апамейский († 389), убитый язычниками за разрушение их храмов в Апамее. Отдельный вектор мученичества связан с противостоянием правосл. и еретических общин, когда внутри каждой из них М. считались те, кто пострадали от противоположной стороны; в частности, мн. М. пострадали от визант. императоров-ариан, напр. сщмч. Павел I , архиеп. К-польский († 350), и его приближенные Маркиан и Мартирий († 343 или ок. 355). В эпоху иконоборчества , когда происходили массовые преследования иконопочитателей, пострадали прмч. Стефан Новый († 764), Павел Каиюмский и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Простой, Простец; греч. Παλος Απλς, лат. Paulus Simplex], IV в., прп. (пам. 4 окт., 7 марта), егип. подвижник. Сведения о П. П. содержатся в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского ( Palladius. Lausiac. XXII), в «Истории египетских монахов» (см. ст. «История монахов» ) (кон. IV - нач. V в.) (Hist. mon. Aeg. XXIV), в ее переводе Руфина Аквилейского «Жизнь пустынных отцов» (гл. XXX) и в Apophthegmata patrum (PG. T. 64. Col. 381-385). Согласно этим источникам, П. П. был учеником прп. Антония Великого . В «Лавсаике» приведена история жизни преподобного: он жил в Египте, был крестьянином, кротким простодушным человеком, никогда не учился грамоте, был женат и имел детей. Однажды, возвратившись домой с поля, П. П. застал жену с любовником и сказал ему, что, раз он обладает этой женщиной, то пусть и содержит ее и детей. Никак не укорив жену, П. П. тотчас навсегда покинул свой дом и ушел в пустыню. Прп. Павел Препростый. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 85) Прп. Павел Препростый. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 85) Вскоре он добрался до кельи Антония Великого и стал просить подвижника наставить его в иноческой жизни. Однако прп. Антоний отказался быть его наставником, добавив, что П. П. уже не меньше 60 лет и он не вынесет труда пустынника, множества искушений и лишений, и, если уж он так хочет быть монахом, то пусть идет в киновию (общежительный мон-рь), где много братьев и о нем смогут позаботиться. 3 дня провел П. П. под дверью кельи Антония Великого без воды и пищи. Видя такое упорство, на 4-й день подвижник согласился взять П. П. к себе в ученики с условием, что П. П. будет исполнять все, что прп. Антоний ему скажет. П. П. согласился; тогда Антоний Великий велел ему встать на молитву и оставаться на месте до тех пор, пока не последует нового послушания, а сам удалился в свою келью. В течение недели прп. Антоний тайно наблюдал за новым иноком, а тот не сделал ни шагу в сторону от того места, где ему было приказано оставаться, непрестанно творя молитву.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

Pastor. III 8. 2); это предстояние М. перед небесным жертвенником также связывают с его служением на благо человеческого рода. Ориген, толкуя Книгу Иисуса Навина, говорит, что явившийся после смерти Моисея Иисусу «вождь воинства Господня» (ср.: Нав 5. 14) - М., к-рому (τ ρχιστρατγ τ Μιχαλ) Бог передает заботу о Своем народе (PG. 12. Col. 821D). Ориген также полагал, что уверовавший во Христа человек помещается под покровительство М., однако если он впадает в грех, то передается под покровительство меньшего (ποδεστερον) ангела ( Orig. Comm. in Matth. 14. 21); это, возможно, свидетельствует о том, что Ориген считал М. главой ангелов. В сочинении Оригена «О началах» отражена роль М. как небесного попечителя о людских молитвах, в то время как «наблюдение за войнами» отнесено к ведению Гавриила ( Orig. De princip. I 8. 1-3). Арх. Михаил. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 168) Арх. Михаил. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 168) В Толковании на Книгу прор. Даниила Ипполита Римского также присутствует традиционное понимание роли М.- заступника Израиля: «Кто же, спрашивается, этот Михаил, как не ангел, приставленный к этому народу, как сказано Моисею... Сей-то ангел, когда Моисей нес в Египет своего необрезанного отрока, и противостал ему «на стану». Ибо не надлежало, чтобы Моисей, будучи посредником закона и провозвестником завета отцов, имел необрезанное дитя...» ( Hipp. In Dan. IV 40; ср.: Дан 10. 12-21; Исх 4. 24-26). Свт. Епифаний Кипрский применяет упоминание М. в Иуд 8-11 к обличаемым им еретикам, которые хулят святыню, в отличие от М., не смевшего произнести «слова хульного» в споре с диаволом ( Epiph. Adv. Haer. 26. 11. 4-6). Толкуя рассказ о спасении трех отроков в печи (Дан 3), свт. Епифаний утверждает, что они прославляли Св. Троицу, а призыв «благословите, все дела Господни, Господа» (Дан 3. 57) относится к небесным силам: «...чтобы Гавриил и Михаил благословили Отца и Сына и Святого Духа» (να Γαβριλ κα Μιχαλ ελογσ πατρα κα υν κα γιον πνεμα - Epiph.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

E 49-50 inf. fol. 318, IX в.) и «Sacra parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. fol. 540-544, IX в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. В. описан следующим образом: «Старец плешивый с широкою бородою, глаголет: паки и многажды припадаем тебе» (Ч. 3. § 8. 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «...архиепископ Александрийский, сед, брада мало подоле Григориевы Богослова, сак [саккос], на нем кресты, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 94). Изображения А. В. в визант. искусстве многочисленны. Одно из древнейших - в апсиде ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 2-я пол. VIII в. От X-XI вв. сохранились изображения в каппадокийских церквах: Балкан-Дерези 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре, 1-я пол. X в.; Киличлер-килисе в Гёреме, X в.; в Новой ц. Токалы-килисе, кон. X в.; Сорока мучеников Севастийских в Эрдемли, 2-я пол. XI в. С XI в. образ А. В. часто встречается в росписи апсиды в композиции «служба святых отцов» (напр., в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164). Изображения А. В. имеются в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648. fol. 54v (108) 1-я четв. XI в.); в центральной апсиде и в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; в ц. Богоматери Елеусы (Милостивой) в Велюсе (Македония), ок. 1080 г.; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 306v, 3-я четв. XI в.); в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в апсиде ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.; на миниатюре из Литургического свитка (Athen. Bibl. Nat. gr. 2759, XII в.); в ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в соборе Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в.; в алтаре ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. свт. Николая в Люботене (Македония), ок. 1348; на одном из парусов купола в ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1341 г.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории, 1359 г.; на юж. стене ц. св. Афанасия Мусаки в Кастории, 1384-1385; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 112, XV в.). Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) В Минологиях А. В. часто изображен вместе со свт. Кириллом Александрийским, память к-рого приходится также на 18 янв.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 329, 976-1025 гг.); Синаксаре Захария Валашкертского (fol. 28v (56)); Минее на январь (Paris. gr. 1561. fol. 73r, XIII в.); в греко-груз. рукописи (Л. 96об.).

http://pravenc.ru/text/76946.html

Изображения К. и Д. представлены на миниатюрах визант. рукописей: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 120, 1-я четв. XI в.) - получение дара врачевания; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, кон. XI в.); в Евфимиевском Синаксаре (Кекел. A 648. Fol. 15v, 1-я четв. XI в.); в Минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 5r, XII в.) - сцена страстей; в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 15v, 1322-1340 гг.) - развернуты лицом друг к другу, руки подняты в молении; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 85, кон. XV в.) - в рост. На визант. минейных иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае кон. XI-XII в.: в диптихе и тетраптихе - оба святых с короткими бородами, в рост, в молении, так же как на миниатюре из Бодлианской б-ки; в минее на нояб. из комплекта 12 икон - фронтально в рост, по сторонам матери, прп. Феодоты, оба средовеки, но К. несколько старше, его борода длиннее, держат в руках свитки алого цвета. По сторонам прп. Феодоты святые представлены: на фресках Каранлык-килисе в Гёреме в Каппадокии (сер.- 3-я четв. XI в.); в обоих слоях росписи (нач. XI в. и ок. 1200) ц. Панагии Епискепис в Эвритании (ныне в Византийском музее в Афинах); на минейной иконе рус. работы из ц. Св. Троицы в Нов. Гольчихе (ныне в черте г. Вичуга Ивановской обл.) (1-я пол.- сер. XVII в., ГТГ). Образы К. и Д. устойчиво встречаются на рус. минейных иконах XVI-XVII вв.: напр., на новгородской минейной иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря (2-я пол. XVI в., ГТГ); на вологодской иконе (кон. XVI в., ГТГ); на иконе письма Кирилла Уланова (90-е гг. XVII в., ГТГ); на иконе-таблетке (1701, ГТГ) - везде Асийские врачи представлены средовеками, с короткими бородами и пышными прическами, у обоих в руках ковчежцы, в правой - тонкие палочки, облачены в хитоны, короткие туники и плащи. Их изображения представлены и в рус. гравированных минеях 1722 г. худож. Г. П. Тепчегорского (оба средовеки, у К. борода и волосы длиннее, чем у Д.) и 1730 г. худож. И. К. Любецкого (К. и Д.- средовеки).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В отличие от Типиконов греч. печатные Минеи не содержат тропарь, но включают стихиры, канон, седален и кондак с икосом (4-го гласа), а песнопение Κολαστηρων φοβερν используется как седален по 3-й песни. В римском издании греческой Минеи 1896 г. в последовании П. имеется общий тропарь. Общая служба мученикам на литургии указывается лишь в некоторых изданиях Минеи (напр., в венецианских изданиях 1801 и 1820 гг.). В славянских списках Иерусалимского устава служба П. также описывается кратко, с указанием «Аллилуия» на утрене; в печатных изданиях 1610, 1633 и 1641 гг. указан кондак 2-го гласа       он же приводится в месяцесловах Псалтири следованной и других изданиях, известен и по отдельным рукописям XVI в. ( Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Дополнение к Кондакарию XII-XIII века. М., 1879. С. 99). В месяцесловах, исправленных при патриархе Никоне и после него (в Типиконах с издания 1682 г.), последование П. стало включать общий тропарь 4-го гласа и кондак того же гласа     в Минеях тропарь не указывается. Последование П. в современных греч. и слав. изданиях богослужебных книг состоит из общего тропаря 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ), кондака 4-го гласа на подобен Ο ψωθες ν τ σταυρ (      ), Κολαστηρων φοβερν (     в греч. это седален). В греч. Минее последование включает кондак 2-го гласа на подобен Τ νω ζητν (    ); канон 4-го гласа, творение Феофана, с акростихом Δμον δωδεκριθμον εθλοφρων ναμλπω (        ), ирмос Θαλσσης, τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Δυνμει, το Παναγου Πνεματος (      ); седален; цикл стихир-подобнов. А. А. Лукашевич, С. В. Алпатов Иконография Казнь сщмч. Памфила и др. мучеников Кесарие-Палестинских Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 404) Казнь сщмч. Памфила и др. мучеников Кесарие-Палестинских Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 404) Сведения об облике П. и о внешности его сомученика Порфирия представлены в датируемом 2-й четв. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

2000] 274 Vat. gr. 1156 (апракос) [D " Aiuto 1999] 236–237 Vat. gr. 1158 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1159 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 274 Vat. gr. 1162 (Гомилии Иакова мона- ха) [von Euw et al. 2001] 240–248 Vat. gr. 1231 (Кн. Иова) [Papadaki- Oekland 2009] 285 Vat. gr. 1522 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1613 (т. наз. Минологий Васи- лия II) [D " Aiuto et al. 2008] 226–232 Vat. lat. 3225 (Виргилий) [Wright 1993] 44–47 Vat. lat. 3226 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. lat. 3867 (Виргилий) [Wright 2001] 47–48 Vat. lat. 3868 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. slav. 2 («Летописец» Манасия) [Джурова и др. 1985; Velmans 1986] 288 Biblioteca Valliceliana Е.24 (Псалтирь) [Zanichelli 2001] 151– 152 F.17 (Евангелие) [Moretti 2004] 274 S. Paolo fuori le mura s.n. (Библия) [Cardinali 2009] 115 прим. 1, 183–185 Россано Museo Archivescovale s.n. (Евангелие) [Lowden 1999] 34, 55 прим. 2, 84–90 Санкт-Петербург Российская Национальная библио- тека Араб. Н.Ф. 327 (Послания ап. Пав- ла) [Leroy 1974] 120–121 Греч. 21 (т. наз. Трапезундское Еван- гелие) [Захарова 2008] 152–154 Греч. 53 (Евангелие) [Durova 2011] 273 Греч. 67 (Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 Греч. 72 (Евангелие) [Попова 2010] 273 Греч. 98 (Евангелие) [Nelson 1980] 273 Греч. 101 (Евангелие) [Лихачева 1977] 273 Греч. 105 (т. наз. Карахисарское Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 F.I.5 (т. наз. Угличская Псалтирь) [Попов 2009] 138, 140, 142, 144, 145 прим. 2, 146 прим. 2, 148 прим. 2, 258 прим. 1 Сиена Biblioteca Comunale X.IV.1 (апракос) [Bonfiolio 2002] 273 Синай М-рь Св. Екатерины Греч. 3 (Кн. Иова) [Bernabò 2004] 3, 62 прим. 1 Тбилиси Институт рукописей Q 908 (т. наз. Гелатское Евангелие) [Саминский 1989] 259–260 Турин Biblioteca nazionale B.I.2 (Пророки) [Lowden 1988] 34, 115 Флоренция Biblioteca Medicea Laurenciana teca.bmlonline.it/TecaRicerca/ Amiatino 1 (В. Завет) [Gorman 2003] 103–105 Conv. Soppr. 160 (Евангелие) [Yota 2007] 20 Med. Pal. 244 (апракос) [Bernabò et al.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Было распространено мнение, что миниатюры всех 4 рукописей восходят к некоему общему прототипу. Минологий из Художественного музея Уолтерса большинство исследователей датировали годами правления имп. Михаила IV Пафлагона. Относительно времени создания рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки высказывались разные мнения. Сопоставив оформление минологиев из Балтимора и Москвы, С. Дер-Нерсесян сделала вывод об их принадлежности к разным комплектам иллюстрированных И. м. и датировала рукописи 1034-1041 гг. и кон. XI в. соответственно. Листы Минология из Афин исследовательница считала остатками 3-го иллюстрированного издания, также созданного в XI в. Миниатюры рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки, по мнению Дер-Нерсесян, были скопированы с несохранившегося образца Минология Василия II, поскольку в них существуют расхождения в иконографии с последним. Так, различаются миниатюры, иллюстрирующие Жития прп. Маруфа, еп. Месопотамского (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 132, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 406, под 16 февр.), апостолов Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 101, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 200, под 23 нояб.), мч. Дометия и иже с ним (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 237, под 24 марта; Vat. gr. 1613. P. 89, под 4 окт.), мч. Хрисанфа и мц. Дарии Римских (Син. греч. 183. Л. 220, под 19 марта; Vat. gr. 1613. P. 118, под 17 окт.). Однако выявленные расхождения не настолько значительны, чтобы исключить возможность прямой зависимости миниатюр московской рукописи от ватиканской. Дни празднований в указанных случаях расходятся вплоть до нескольких месяцев. Вполне вероятно, что мастер московской рукописи все же использовал Минологий Василия II в качестве образца, но в некоторых случаях не нашел житий соответствующих святых (всего в Минологии Василия II 430 миниатюр) и проиллюстрировал жития И. м. на основании содержащихся в них сведений. Не исключено также, что существовал 2-й т. Минология Василия II с житиями на др. половину года, содержавший тексты и миниатюры, соответствовавшие иллюстрациям житий на март московского Минология. Среди известных иллюстрированных агиографических рукописей только в московском Минологии есть изображения святых на март (28 миниатюр; миниатюра с изображением мч. Кодрата утрачена, еще на 2 миниатюрах представлено перенесение мощей патриарха Никифора и Благовещение). Из миниатюр афинских фрагментов и Минология Василия II существенно отличается лишь миниатюра к Житию мч. Фемистоклея: в афинском фрагменте (Fol. 1) показано, как палач ведет святого на казнь, в Минологии Василия II (P. 262 - под 21 дек.) изображена сама казнь. Т. о., сопоставление сохранившихся миниатюр не позволяет окончательно подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер-Нерсесян.

http://pravenc.ru/text/389515.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010