Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕМЕЛЛ Мучения св. Гемелла. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 235) Мучения св. Гемелла. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 235) [греч. Γμελλος от лат. Gemellus], мч. (пам. 10 дек.), пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Когда император находился в г. Анкира (обл. Галатия, М. Азия), Г. обличил его в вероотступничестве и преследовании христиан, хотя сам к тому времени еще не был крещен. По приказу Юлиана Г. опоясали раскаленным железным обручем и отправили в г. Эдессу, туда же прибыл и император (неясно, какой именно город имеется в виду; Эдесса (ныне Урфа, Турция) могла находиться на пути Юлиана во время его вост. похода, но вряд ли он прямиком отправился туда из Анкиры). Во время мучений Г. принял крещение от некоего священника. Г. был казнен через распятие. Житие Г. не сохранилось, сведения о нем остались в Синаксаре К-польской Церкви (X в.), где родиной мученика названа Анкира (р-н Климаксина), в Минологии Василия II (кон. X в.) сообщается, что Г. происходил из Пафлагонии и прибыл в Анкиру специально для того, чтобы обличить императора. Информация о крещении Г. есть только в Синаксаре. В остальном сведения источников совпадают. В Великих Минеях-Четьих митр. Макария содержится перевод статьи из Минология Василия II, мученик назван Гемаллом (ВМЧ. Дек. 1-17. Л. 223 об.). В Житии прп. Феодора Сикеота (BHG, 1748) неск. раз упоминается церковь, посвященная Г., в окрестностях Анкиры (нач. VII в.). Память Г. есть в зап. мартирологах. Ист.: SynCP. Col. 294-298; PG. 117. Col. 200 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 576; ЖСв. Дек. С. 286-287. Лит.: ΘΗΕ. Τ. . Σ. 249-250; Aubert R. Gemellos//DHGE. T. 20. Col. 331; Sauget J. -M. Gemello//BiblSS. Vol. 6. Col. 96-97; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 88; Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 32, 42, 112. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/161990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) [греч. Ελμπιος κα Ελαμπα] († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.), пострадали в Никомидии при имп. Максимиане (по мнению Р. Жанена, в правление имп. Галерия ). Христиане, скрывавшиеся в горах и пустынных местах от преследований, послали юношу Ев. в город за хлебом. Он был схвачен и приведен к судье Максиму (по др. источникам, к императору). Ев. обличил языческие заблуждения, за что был подвергнут пыткам. Когда после долгих мучений святого положили на раскаленное железное ложе, он не пострадал, и все нанесенные ему раны зажили. Чтобы явить могущество истинного Бога, Ев. объявил о желании принести жертву в языческом храме. В сопровождении народа он отправился в храм Ареса, и по его молитве идол упал на землю и разбился. Увидев это, многие уверовали во Христа. Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел. уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64; SynCP. Col. 127). Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста. Ист.: BHG, N 616-617; ActaSS. Oct. T. 5. P. 67-79; PG. 115. Col. 1053-1066; PG. 117. Col. 100-101 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 125-127; ЖСв. Окт. С. 230-235. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314; Т. 3. C. 419-420; Ελμπιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050-1051; Janin R. Eulampius, Eulampia//DHGE. Т. 15. Col. 1386; Celinski H. Eulampio ed Eulampia//BiblSS. Vol. 5. P. 213; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 147.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИОНИЯ Мц. Ермиония. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 12) Мц. Ермиония. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 12) [Ермиона; греч. Ερμινη] († ок. 117), мц. Эфесская (пам. 4 сент.), дочь ап. Филиппа . В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержится сказание, согласно к-рому пророчица Е. и 3 ее сестры жили во времена имп. Траяна (98-117). Однажды она пришла в Эфес вместе с сестрой Евтихидой, чтобы почтить ап. Иоанна Богослова , однако не застала его. В это время в город прибыл имп. Траян, который приказал схватить Е. и, не сумев убедить святую отречься от Христа, велел бить ее по лицу. Е. предсказала императору победу над персами и переход власти к его зятю, после чего была отпущена. При имп. Адриане (117-138) Е. вновь была схвачена и претерпела мн. пытки, после чего император приказал обезглавить ее. У палачей отсохли руки, но Е. исцелила их, и они уверовали во Христа. Е. скончалась в мире и была погребена в Эфесе. В сказании Минология имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что сестру Е. звали Евтихией (Ετυχς), Е. и уверовавшие во Христа палачи были вместе обезглавлены. В обоих сказаниях Е. названа мученицей. Прп. Никодим Святогорец приводит более подробное сказание, согласно к-рому Е. и ее сестра Евтихида встретили в М. Азии ученика ап. Павла Петрония, к-рый стал их наставником. Е. освоила врачебное искусство и многих исцеляла именем Божиим. Имп. Траян приказал пытать Е., но ей явился Христос в образе Петрония и ободрял ее. Не сумев заставить Е. поклониться идолам, император отпустил ее. Она устроила в М. Азии странноприимный дом и оказывала помощь всем, кто в ней нуждались. Имп. Адриан повелел схватить Е.: с мученицы сдирали кожу, вонзали в ступни гвозди, затем бросили в котел, где кипели смола, сера и свинец, после чего положили на раскаленную сковороду, однако Е. осталась невредимой. Она сделала вид, что хочет принести жертву Гераклу, вошла в языческий храм и воздала хвалу истинному Богу, тогда с неба раздался гром и идолы разрушились. Палачи, которым было приказано отрубить Е. голову, уверовали во Христа, они просили Е. помолиться, чтобы Бог принял их души прежде ее смерти. Е. исполнила их просьбу и с миром отошла ко Господу. Благочестивые христиане похоронили ее останки в Эфесе.

http://pravenc.ru/text/190165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ [Григор Лусаворич; арм. ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?). Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел ). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци , заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. ( Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци//ИФЖ. 1975. 4. С. 129-139 (на арм. яз.)). Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду ( Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев () - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИХАРИЯ Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) [греч. Επχαρις] († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.). Пространное Мученичество Е., написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось в рукописи ГИМ. Син. греч. 178 (XI в.). Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) Е. была схвачена и брошена в темницу. На 3-й день ее привели к правителю Кесарию, и она смело исповедовала Христа, обличая языческих богов. Палачи начали истязать ее. По молитве Е. из камня, на к-ром она стояла во время пыток, потек источник воды, и, видя это чудо, многие обратились ко Христу. Тогда правитель повелел 4 воинам катать по шее мученицы свинцовые ядра. Скончалась она, по словам Жития, «от огня и меча». По версии сказания о Е. в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), ангел Божий умертвил 4 воинов, к-рые били мученицу свинцовыми молотами; по наущению одного из советников Кесарий приказал отрубить Е. голову; сенатор Феликс похоронил останки Е., от к-рых впоследствии происходило множество чудес. Согласно краткому сказанию, содержащемуся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Е. пострадала вместе с некой Гаианой и др. христианами «в городе римлян» (ν τ Ρωμαων πλει). Синаксис в честь Е. и пострадавших вместе с ней совершался в мартирии, посвященном им, в Гайтаноне (Γατανν). По мнению зап. исследователей, название города, где пострадала Е., могло означать «Новый Рим», т. е. К-поль (до 450). По сведениям Р. Жанена, в К-поле был построен мон-рь во имя Е., где хранилась глава мч. Каллистрата (пам. 27 сент.) и совершался ему синаксис. Мон-рь находился около ц. Спасителя у ворот Халка, однако точное расположение определить невозможно. Похвальное слово в честь Е. было составлено Константином Акрополитом в XIV в. В наст. время нет никаких сведений о местонахождении мощей Е. Ист.: BHG, N 2123-2124; ActaSS. Sept. T. 7. P. 478-479; MartRom. P. 419; PG. 117. Р. 73 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 83; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 227-228; ЖСв. Сент. С. 613. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Janin. Églises et monastères. P. 113; Επχαρις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 812; Aubert R. Epicharis//DHGE. T. 15. Col. 599; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 135. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/190107.html

Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Епископом Паризиев св. Дионисия называет только свт. Григорий Турский в «Истории франков» (кон. VI в.; Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Он сообщает о прибытии из Рима в Галлию при имп. Деции (сер. III в.) 7 епископов-миссионеров: св. Дионисия, еп. Паризиев, Гатиана Туронского, Австремония Арвернского, Трофима Арелатского, Сатурнина Толозского, Павла Нарбоннского, Марциала Лемовикского. Имена епископов были взяты свт. Григорием из диптихов церковных общин Галлии. Выбор кафедр, с к-рыми свт. Григорий связывает деятельность 7 епископов, в значительной мере определяется его личными симпатиями и политическим значением городов в VI в. Так, Паризии стали резиденцией франк. кор. Хлодвига после признания его легитимности визант. имп. Анастасием I . Датировка этих событий у свт. Григория, основанная на «Мученичестве св. Сатурнина Толозского», пострадавшего при имп. Деции, вызвала хронологические неувязки и не соответствовала сообщениям др. источников. Гилдуин отвергал сведения свт. Григория, указывая, что соглашаться с ними могут лишь люди, незнакомые с сочинениями древних историков ( Hilduinus. Ad cunctos fideles. 2). Рассказ свт. Григория противоречит также сведениям из «Мученичества Дионисия». В соч. «О славе мучеников» свт. Григорий Турский называл Дионисия мучеником, дарованным г. Паризии (Parisiorum urbi datus est martyr), и сообщал о чуде наказания святым одного из приближенных франк. кор. Сигиберта I, похитившего покров с гробницы святого ( Greg. Turon. Glor. martyr. 72//PL. 71. Col. 768-769). «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (т. н. Первое Житие; нач. VII в.) приписывается св. Венанцию Фортунату, еп. Пиктавия (совр. Пуатье; кон. VI в.). Свт. Венанцию принадлежит также гимн в честь Дионисия ( Venant.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКСИЙ, АТТИК, АГАПИЙ, КАТЕРИЙ Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156) Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156) [греч. Εδξιος, Αττικς, Αγπιος, Κατριος] († ок. 320) и др., мученики Севастийские (пам. 3 нояб., пам. визант. 2 нояб.), пострадавшие в царствование имп. Лициния (по др. источникам, в правление имп. Деция ). Воины Е., Ат. и К. за проповедь христианства претерпели различные истязания по приказу дукса Маркелла и архонта Авксана. Затем они были заключены в темницу, где их бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, к-рых били палками и подвергли др. пыткам, а затем сожгли вместе с упомянутыми выше воинами. Краткое Житие Е., Ат., Аг., К. помещено в Минологии Василия II кон. X в. и в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. под 2 нояб. В Синаксаре К-польской ц. и в Типиконе Великой ц. IX-X вв. вместе с этими святыми упомянуты мученики Марин, Океан, Евстратий и Товия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 19; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 88). При переводе древнерус. Пролога имена нек-рых мучеников претерпели значительное искажение (в этом виде они вошли в совр. календарь РПЦ). В визант. рукописях К. назван Картерием, Никтополион - Никополитианом (Синаксарь К-польской ц. и Минологий Василия II), Никополитом (Типикон Великой ц.) или Никополитаном (Crypt. Β. γ. IV, XII в.), Истукарий - Стираком (Синаксарь К-польской ц.), Стиракием (Минологий Василия II) или Ставракием (Патмосский список Типикона Великой ц.), Пактовий обычно именуется Товией, и только в Патмосском списке Типикона Великой ц. представлен др. вариант этого имени - Товил. Ист.: PG. 117. Col. 139-142; SynCP. Col. 190; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 15; ЖСв. Нояб. С. 53. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 61. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/187106.html

Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479). Изображение Д. А. часто входит в минейные циклы под 3 окт. на миниатюрах визант. рукописей (Минологий Василия II, 976-1025 гг.- Vat. gr. 1613. P. 255v - в рост, P. 82 - в мучении; Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в.) и Минологий (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоп. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (1335-1350) - в мучении и др.). В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.). В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. 10), «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165). Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собр. лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/178443.html

В греч. иллюстрированных минологиях X-XIV вв. (Vat. gr. 1613. Fol. 73, 976-1025 гг.; Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 231, кон. XI в.; Marc. 586. Fol. 287v, XI в.; Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11, 1327-1340 гг.) К. О. представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделенной на пряди - в ватиканской рукописи, длинной и узкой - в рукописях из б-ки св. Марка и Бодлеянской б-ки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведенными руками - в Vat. gr. 1613 и Bodl. gr. th. F. 1; с раскрытыми ладонями на уровне груди - в Lond. Brit. Lib. Add. 11870), в руке держит крест (Marc. 586). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) К. О. изображен дважды: на л. 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на л. 79 об. изображение К. О. ростовое, он в темно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ К. О. часто встречается в визант. монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (ц. Панагии Асину, 1105/06; Энклистра мон-ре прп. Неофита Затворника, 1183, и др.), так и отдельно стоящим (ц. Панагии Аракос, 1192; собор свт. Николая Чудотворца «тис Стегис», кон. XIII - нач. XIV в.) Некоторые вариации в иконографии К. О. предлагают настенные минологии Сербии (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, вост. сторона сев.-вост. столба, 2-й ярус, над сценой «Усекновение главы мч. Дады»), Косова и Метохии (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, окончена в 1348, средняя травея юж. стены центрального нефа, 2-й ярус), Македонии (ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре близ Скопье, ок. 1376, юж. стена, около алтаря), Румынии (ц. Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, ок. 1386, юж. сторона свода, 3-й ярус), Др. Руси (ц. Спаса Преображения на Ковалёве, Вел. Новгород, 1380, зап. притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., верхний регистр юж. люнета, месяцеслов на сент.) и Черногории (ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, 1717-1718, юж. сторона свода). Напр., в Грачанице поясной фронтальный образ К. О. в позе оранта заключен в медальон; в Марковом мон-ре также поясное 3/4-ное изображение преподобного представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской ц. Спаса Преображения на Ковалёве К. О. показан в рост, в руке развернутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д[у]шу».

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Рождество Пресв. Богородицы. Икона. 90-е гг. XVI в. (ЦМиАР) Иллюстрации И. П. в книжной миниатюре встречаются с X в. Самым ранним примером являются миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), где представлены сцены «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресв. Богородицы») (Fol. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (Fol. 198). Такие же сцены украшают Лекционарий XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v). В Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 382) изображено «Рождество Пресв. Богородицы»; в т. н. Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Add. 19352) и в литургическом свитке XI в. (Hieros. Patr. Staurou. 109) - «Введение во храм Пресв. Богородицы»; в Евангелиарии XI в. из мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. 2. Fol. 202, 202v) - «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». В 2 рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского, выполненных в К-поле в 1-й пол. XII в. (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162) и имеющих сходные текст и миниатюры, проиллюстрировано 6 Слов о Марии: на зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм Пресв. Богородицы, обручение, Благовещение, встречу Марии и Елисаветы. Слово на зачатие Марии проиллюстрировано сценами: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие прав. Анне», «Возвращение Иоакима»; Слово на Рождество Марии: «Рождество Богоматери», «Воссоединение властителей Израиля», «Излияние благодати на Царицу» (?), молебная песнь царя Давида к Анне, «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереями», «Мария возвращается в Свою комнату», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; Слово на Введение во храм: «Приготовление к Введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму» (в неск. эпизодах), «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Богородицу», «Захария возводит Ее на третью ступень Святое Святых», «Питание Марии ангелом», «Иоаким и Анна посещают Марию», «Видение Захарии»; Слово на обручение: «Размышления Захарии о Марии», «Спор иереев», «Молитва Захарии», «Откровение Захарии», «Собрание вдовцов», «Захария возвращает посохи претендентам», «Захария вручает Марию Иосифу», «Прощание с Марией», «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Водворение Марии у Иосифа», «Отъезд и наставления Иосифа», «Вручение пурпура Марии». Далее следуют многочисленные сцены, посвященные евангельским событиям Благовещения и встречи Марии и Елисаветы. Детализированные композиции миниатюр иногда буквально воспроизводились на фресках (росписи ц. Богоматери Перивлепты, Мистра (3-я четв. XIV в.)) с более чем 20 композициями.

http://pravenc.ru/text/200365.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010