Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Домнин [греч. Δομννος; лат. Domninus] († 307), мч. (пам. греч. 5 нояб.), пострадал с др. мучениками и исповедниками в Кесарии Палестинской. В визант. синаксарях под 5 нояб. помещено сказание о мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской от архонта (префекта) Палестины Урбана. Первым из пострадавших назван Д., к-рый сначала был приговорен к работам на медных рудниках, а потом сожжен. В нек-рых версиях его имя помещено отдельно, а затем повторяется в сказании о кончине мучеников Феофима, Тимофея и Филофея - юношей, к-рые в качестве наказания по решению Урбана участвовали в гладиаторских представлениях. Тогда же префект приказал подвергнуть различным мучениям др. христиан: престарелого пресв. Дорофея, Картерия и Евпсихия. Он отправил на рудники в пустыне Юж. Палестины Сильвана, 3 христ. девственниц - содержателям блудниц. Мн. др. христиане были по приказу Урбана брошены в темницу, в т. ч. сщмч. Памфил. Это сказание базируется на сообщении из соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где повествуется о суде над христианами, устроенном Урбаном 5 нояб. 307 г. в Кесарии Палестинской, когда он за 1 день осудил мн. христиан. Этот рассказ Евсевия представлен в краткой и полной редакциях, а также сир. переводе. Имена Сильвана и Памфила присутствуют в синаксарях под 5 нояб. только потому, что упомянуты Евсевием вместе с Д. и остальными. Они пострадали в др. время и имеют особые дни памяти. Памфил († 309, пам. 16 февр.) находился с Д. в темнице в Кесарии, а Сильван (впосл. епископ Газский; † 311, пам. 4 мая), будучи еще пресвитером, был осужден Урбаном вместе с Д. на работы в рудниках. Память Д. под 5 нояб. присутствует также в Мартирологе Иеронима, где местом его страдания ошибочно названа Кесария Каппадокийская, а также в одном из дополнений к Мартирологу Узуарда. Имя Д. упоминается также и в древнерус. памятниках, напр. в месяцеслове при Остромировом Евангелии. Кроме того, сказание об этой дружине, заимствованное из Минология имп. Василия II, находится в рукописных слав. прологах, откуда перешло в ВМЧ. Ист.: Acta SS. Nov. T. 3. P. 46-54; SynCP. Col. 195-197; History of the Martyrs in Palestina by Eusebius, Bishop of Cesarea/ed. W. Cureton. L., 1861. P. 24, 50-51; MartHieron. Comment. P. 587; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345. ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Кол. 147. Mateos. Typicon. P. 88-89. Лит.: Peetrs P. De SS. Domnino et sociis martyrubus in Palestina//MartRom. Comment. P. 171, 499; Violet B. Die palästinischen Märtyrer des Eusebius vom Cäsarea. Lpz., 1896. S. 58-60, 114. (TU; 14, 4). Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество св. Домнина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 79) Мученичество св. Домнина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 79) (292-311), мч. (пам. 1, 28 окт., пам. зап. 30 марта), пострадал в Фессалонике при имп. Галерии . Сказание о страдании Д. находится в составе большинства визант. синаксарей. Уроженец Фессалоники, Д. был христианином с детства и, возмужав, стал проповедовать Христа согражданам. Когда император прибыл в Фессалонику, намереваясь устроить здесь резиденцию, и начал строительство дворца, ему донесли о Д. Галерий призвал его к себе и предложил выбор между принесением жертвы богам и смертью. Святой исповедовал себя христианином, отказавшись исполнить требование властителя. Видя твердость Д., император велел вывести мученика из города в пустынное место и, перебив кости и отрубив ноги, бросить там. В страшных мучениях Д. прожил еще 7 дней, не принимая пищи, и отошел ко Господу. Еще одна версия мученичества Д. из Минология имп. Василия II стала основой для слав. проложного сказания, где имя мученика изменено (на Домник), местом страдания названа Селевкия. В такой редакции это сказание помещено в ВМЧ. В XVII в. при подготовке слав. печатного Пролога имя было исправлено на Д. В ряде греч. синаксарей содержится краткая редакция сказания о мученичестве Д. под 28 окт. Какой из дней памяти Д. связан с днем кончины, а какой с перенесением мощей - неясно, но именно 28 окт. по синаксарным указаниям, а также типикону Великой ц. полагалось торжественное празднество в честь Д. в ц. св. арх. Михаила в Лифостроте. Заметки о мученичестве Д., как правило, с различными искажениями и неточностями присутствуют также в ряде зап. мартирологов: Иеронима, Римском, Узуарда, в каролингских версиях. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 727-729; SynCP. Col. 93, 169; PG. 117. Col. 81-82; MartHieron. P. 24; MartRom. Comment. P. 118, 429; MartHieron. Comment. P. 167; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 305; ВМЧ. Окт., день 1. Стб. 3-4; Mateos. Typicon. P. 88-89. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.)

http://pravenc.ru/text/178883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Литературная традиция Мученичества Е. Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии»

http://pravenc.ru/text/189703.html

Убиение прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 14) Убиение прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 14) В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних (см.: Lossky. Typicon. P. 158-159) и вплоть до нынешних, устав службы 5 сент. практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры З. поются на 6, канон на утрене также на 6, т. о., З. относится к «святым, поемым на 6» (см. ст. Знаки празднков месяцеслова ). В XVI в. в рус. списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак 3 точек в полукруге (), обозначающий малый праздник; начиная с 1-го московского издания Типикона 1610 г., 5 сент. ставится черный знак (), означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр 6. 13-20. В греч. Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений З. увеличилось - добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе мон-ря прп. Дионисия (Τυπικν τς ν Αθ μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 12-13) 5 сент. указываются стихиры З. на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поется великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (К-поль, 18512, Венеция, 1869) содержится краткая глава о совпадении 5 сент. с воскресным днем, отражающая ту же традицию празднования З. с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир З.). В рус. Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также 2-я служба в честь З. и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери имп. Петра I), число песнопений З. остается неизменным. Последование З., содержащееся в совр. слав. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа Ιερωσνης στολισμν περιβαλλμενος, σοφ (        ); кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь» Ο προφτης σμερον κα Ιερες το Υψστου (          ); канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом Τν Προδρμοιο τοκα κροτ σοφν ρχιερα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею - в слав. Минеях отсутствует), ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν μνμην, Προφτα, σο εφημν (        ); цикл из 3 стихир-подобнов; 3 стихиры-самогласна; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Погребение прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 306) Погребение прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 306) Во время пребывания на Востоке Д. имел не только церковную, но и светскую власть, исполняя, в частности, судебные функции. Так, по его приказу были приговорены к смерти нек-рые визант. офицеры, перешедшие в свое время на сторону персов. Вероятно, летом 591 г. Д. вернулся в К-поль. Присутствие Д. в К-поле вплоть до 598 г. засвидетельствовано в письмах свт. Григория I Великого , папы Римского. Первое письмо (авг. 593) ( Greg. Magn. Reg. epist. III 67; по нумерации CCSL III 62) является ответом на письмо Д., в к-ром речь шла об экзегетических вопросах. Наряду с прочим папа высказывает сожаление по поводу неудачи обращения Хосрова в христианство. 2 следующих письма папы написаны Д. в связи с обсуждавшимся тогда законом императора, к-рый воспрещал военным и гражданским чиновникам принимать духовный сан до истечения положенного им срока службы. Папа пытался через Д. добиться внесения нек-рых поправок к этому закону, что свидетельствует о возвращении Д. к обязанностям имп. советника. Письмо свт. Григория от 1 июня 595 г. (Reg. epist. V 16; CCSL V 43) также свидетельствует о том, что Д. в это время находился в К-поле. В этом письме папа жалуется Д. на проблемы с лангобардами, на конфликт между папой и свт. Иоанном IV Постником , патриархом К-польским. Согласно этому письму, Д. должен был сообщить об этих проблемах Сабиниану, папскому апокрисиарию в К-поле. В письме папы от окт. 596 г. (Reg. epist. VII 7 (=CCSL)) Д. упоминается среди епископов, участвовавших в интронизации нового патриарха К-польского Кириака. Между авг. 596 и 597 г. имп. Маврикий, тяжело заболев, назначил Д. на случай своей смерти опекуном своих малолетних детей. Последнее письмо свт. Григория к Д. направлено в сент.-окт. 598 г. и касается некоторых церквей на о-ве Сицилия. Будучи твердым приверженцем халкидонского вероисповедания, Д. следил за тем, чтобы только те, кто исповедует вероопределение Халкидонского Собора, могли принимать духовное звание. Он также предпринял меры по обращению в христианство самаритян и иудеев, однако без особого успеха.

http://pravenc.ru/text/178812.html

Д. В. приводит 3 аргумента в пользу своего заключения: разность в характере обоих писателей, как она обнаруживается в том факте, что «евангелист нигде не обозначает своего имени, нигде не выставляет самого себя - ни в Евангелии, ни в Послании», тогда как писатель Апокалипсиса называет свое имя уже в самом начале; разность в мыслях, выражениях и в их сочетаниях; различие в языке - отсутствие неграмматических форм речи и синтаксиса, иностранных, неправильных и простонародных выражений в Евангелии и Посланиях и наличие в Апокалипсисе греч. речи и языка, смешанных с речениями иностранными, и местами неправильными. Убиение свт. Дионисия Великого. Миниатюра из Минологии Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.86) Убиение свт. Дионисия Великого. Миниатюра из Минологии Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.86) Евсевий упоминает неск. посланий против Савеллия (послания к Аммону, еп. Вереникской Церкви, послание к Телесфору, к Евфранору, к Аммону и Евпору) и 4 книги «о том же предмете» ( Euseb. Hist. eccl. VII 26). Блж. Иероним упоминает о посланиях к Аммону, к Телесфору и к Евфранору, не указывая их числа,- возможно, он объединяет послания к Аммону и Евпору и к Аммону и Евфранору общим указанием на послания к Аммону и Евфранору ( Дружинин. 2007. С. 11. Примеч. 4). Свт. Афанасий Великий упоминает послание к Аммону и Евфранору ( Athanas. Alex. De sent. Dionys. 13, 26), возможно, оно тождественно посланию к Аммону и Евпору ( Дружинин. 2007. С. 12. Примеч. 2). Ни одно из посланий не сохранилось, за исключением небольшого отрывка из послания к Аммону и Евфранору в передаче ариан, находивших в нем подтверждение своим доводам ( Athanas. Alex. De sent. Dionys. 4), свт. Афанасий свидетельствует, что эти слова действительно содержались в послании Д. В. (Ibidem). Евсевий упоминает о послании Д. В. к Антиохийской Церкви против Павла Самосатского ( Euseb. Hist. eccl. VII 27), в к-ром, по свидетельству отцов Антиохийского Собора 269 или 270 г., Д. В. «начальника заблуждений не удостоил и приветствия и писал не на его имя, а ко всей Церкви» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/178450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний ), но наиболее вероятны 80-90-е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также неизвестен: указанный в Православном церковном календаре РПЦ 816 г. не совпадает с общей хронологией Жития Г. Д., мало вероятен также 862 г. (Жанен), С. Манго считает, что святой скончался в 841 г. или ранее, Дворник называет 842 г. Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. gr. 1613. Fol. 197) Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. gr. 1613. Fol. 197) Г. Д. род. в г. Иринополь (исаврийская обл. Декаполь) в бедной семье, родителей звали Сергий и Мария, мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, Г. Д., чтобы обеспечить пропитание семьи, стал разнорабочим. Его юность пришлась на период реставрации иконоборчества при имп. Льве V. Родители попытались принудить молодого человека к женитьбе, однако тот бежал к некоему игумену, известному антииконоборческими взглядами. Затем отправился в один из мон-рей Декаполя, но из-за конфликта с монахами-иконоборцами перешел в обитель, где настоятелем был его дядя Симеон. 14 лет Г. Д. прожил в мон-ре, Симеон был его духовным отцом. Нек-рое время святой пребывал в уединении в пещере, борясь с бесовскими искушениями. В нач. 30-х гг. IX в., во время правления имп. Феофила, Г. Д. покинул мон-рь и отправился в К-поль бороться с иконоборческой ересью. Зиму он провел в мон-ре в Эфесе. Неизвестные причины заставили Г. Д. отложить поездку в столицу, и он, покинув Эфес, задержался в Проконисе (Дворник считает, что это было связано с осадой столицы Фомой Славянином, но такая причина несостоятельна с т. зр. хронологии, т. к. восстание Фомы произошло на 10 лет ранее). Направляясь в Рим, по пути в Фессалонику Г. Д. повстречался с пиратами и не только остался невредим, но и получил от них помощь, разузнав о наиболее удобном пути. В Фессалонике Г. Д. принял игум. Марк. В Коринфе он нашел корабль, на к-ром его согласились переправить на Сицилию, но из-за угрозы пиратских нападений Г. Д. отплыл в Неаполь. Корабль пострадал от бури, и святой вынужден был добираться до Рима по суше. За время путешествия Г. Д. чудесным образом спасался от пиратов и арабов, помог тонувшему монаху, освободил от недругов протосинкелла Георгия и совершил др. чудеса. В Риме святой провел 3 месяца, затем перебрался в Сиракузы, где задержался еще на 1 год. В Отранте его приняли враждебно, поскольку население города было в основном настроено проиконоборчески.

http://pravenc.ru/text/166830.html

Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. ап. Петра в Расе, Сербия. Кон. XIII в. Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. ап. Петра в Расе, Сербия. Кон. XIII в. Древнейшие изображения И. М. сохранились в росписях Нов. Токалы-килисе, Каппадокия (Гёреме 10, 950-960),- рядом со свт. Петром, патриархом Александрийским, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 177, 976-1025 гг.). В т. н. Феодоровской Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 23v, 1066 г.) помещено изображение И. М., раздающего милостыню, рядом с ним - аллегория Милосердия (Пс 21). Изображения И. М. в полный рост есть в миниатюрах неск. Минологиев (Служебное Евангелие. Vat. gr. 1156, 3-я четв. XI в.; Минологий. Marc. Cod. Z. gr. 586. Fol. 179v, кон. XI в.; Минологий. Sinait. gr. 500. Fol. 136r, кон. XI в.); на одной из 6 минейных икон из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.). Поясное изображение иллюстрирует Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. f. I, 1327-1340 гг.). В монументальной живописи XI в. изображения И. М. редки. Так, на фреске в алтаре ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция (XI в.), он представлен в святительском чине. С XII в. образ И. М. встречается чаще и размещается обычно в алтаре в составе святительского чина: на мозаике ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, о-в Сицилия (ок. 1146-1151),- на арке, среди святителей в медальонах; в ц. св. Врачей (кон. XII в.) - рядом со свт. Григорием Богословом и сщмч. Иерофеем в алтарной части на юж. стене; в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (рубеж XI и XII вв.) - в алтарной части, в святительском чине (обе церкви - в Кастории, Греция); в ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.). Особенно часто И. М. изображали в храмах Кипра, где, согласно Житию, родился святой: в алтарных росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), ц. арх. Михаила в Като-Лефкара (кон. XII в.). В XIII-XV вв. образ И. М. часто включали в программу храмовой росписи: в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки, рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.); в алтаре ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. ап. Петра в Расе, близ совр. Нови-Пазара, Сербия (кон. XIII в.); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в соборе Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, Сербия (1348-1350); в ц. Таксиархов (1359/60) и в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Каленич, Сербия (ок. 1413); в кафоликоне Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/469614.html

При исследовании Жития Г., написанного Леонтием, в первую очередь отмечают хронологическую путаницу и непоследовательность текста ( Χριστοφιλπουλος. Σ. 159), изобилующего подробностями бытового характера и сведениями из истории и географии Сицилии. Не указаны имена ключевых фигур эпохи (папа Римский, патриарх К-польский, император назван то Юстином, то Юстинианом), и нельзя точно определить время жизни Г. Однако и имена, и события, что упомянуты в тексте, не вносят ясности: патриарх Макарий II Иерусалимский предположительно занимал кафедру до 575 г., в то время как борьба с монофелитской ересью, о к-рой идет речь в Житии, относится к VII в. Хронологическая путаница была, по-видимому, замечена уже Никитой Пафлагоном, переработавшим Житие: из его редакции исключены нек-рые имена, вызывающие наибольшие сомнения. Точное время создания Жития и личность автора также не могут быть окончательно установлены. Нек-рые исследователи видят в Леонтии современника Г., упомянутого в тексте, к-рый при его составлении пользовался воспоминаниями святого (Ibid. Σ. 160). Другие, напр. итал. исследователь А. Аморе, считают, что он составил Житие много лет спустя после смерти Г. и не располагал точными сведениями о его жизни. Почти все согласны с тем, что Житие создано на Западе и Леонтий жил в Риме; об этом свидетельствует обилие подробностей и детальное знание местной географии. Однако А. П. Каждан высказывал сомнения относительно рим. происхождения автора, указывая на резкую антипапскую направленность Жития (ODB. Vol. 2. P. 880). Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Кроме того, существует 2 авторитетных источника о жизни Г., к-рые предполагают взаимоисключающие датировки: во-первых, в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 251) указано, что Г. был современником визант. имп. Юстиниана II Ринотмета (685-695, 705-711) и участником Вселенского Собора 680 г., во-вторых, известны письма папы Римского свт. Григория I Великого, где содержатся сведения о некоем Г., еп. Акрагантском, обвиненном в непристойном поведении и представшем перед папским судом (подробный анализ см. в ст. Аморе ). Поскольку письма датированы 591-592 гг., время жизни Г. смещается, т. о., примерно на 100 лет назад. Нек-рые историки приняли датировку Синаксаря (гипотеза, впервые высказанная Дж. Ланцой в 1760, разделяется А. Христофилопулосом). Другие, следуя за С. Морчелли, первым издателем комментария Г. на Книгу Екклесиаста, относили время жизни Г. к кон. VI в. и предполагали, что рассказ о Вселенском Соборе - позднейшая вставка. Никодим Святогорец в пересказе Жития ориентируется скорее на синаксарную заметку: он говорит о Юстиниане II и свт. Георгии I, патриархе К-польском, к-рый участвовал в Соборе 680 г.

http://pravenc.ru/text/166517.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010