Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в. В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Соборов. Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах). В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Изображения К. и Д. представлены на миниатюрах визант. рукописей: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 120, 1-я четв. XI в.) - получение дара врачевания; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, кон. XI в.); в Евфимиевском Синаксаре (Кекел. A 648. Fol. 15v, 1-я четв. XI в.); в Минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 5r, XII в.) - сцена страстей; в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 15v, 1322-1340 гг.) - развернуты лицом друг к другу, руки подняты в молении; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 85, кон. XV в.) - в рост. На визант. минейных иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае кон. XI-XII в.: в диптихе и тетраптихе - оба святых с короткими бородами, в рост, в молении, так же как на миниатюре из Бодлианской б-ки; в минее на нояб. из комплекта 12 икон - фронтально в рост, по сторонам матери, прп. Феодоты, оба средовеки, но К. несколько старше, его борода длиннее, держат в руках свитки алого цвета. По сторонам прп. Феодоты святые представлены: на фресках Каранлык-килисе в Гёреме в Каппадокии (сер.- 3-я четв. XI в.); в обоих слоях росписи (нач. XI в. и ок. 1200) ц. Панагии Епискепис в Эвритании (ныне в Византийском музее в Афинах); на минейной иконе рус. работы из ц. Св. Троицы в Нов. Гольчихе (ныне в черте г. Вичуга Ивановской обл.) (1-я пол.- сер. XVII в., ГТГ). Образы К. и Д. устойчиво встречаются на рус. минейных иконах XVI-XVII вв.: напр., на новгородской минейной иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря (2-я пол. XVI в., ГТГ); на вологодской иконе (кон. XVI в., ГТГ); на иконе письма Кирилла Уланова (90-е гг. XVII в., ГТГ); на иконе-таблетке (1701, ГТГ) - везде Асийские врачи представлены средовеками, с короткими бородами и пышными прическами, у обоих в руках ковчежцы, в правой - тонкие палочки, облачены в хитоны, короткие туники и плащи. Их изображения представлены и в рус. гравированных минеях 1722 г. худож. Г. П. Тепчегорского (оба средовеки, у К. борода и волосы длиннее, чем у Д.) и 1730 г. худож. И. К. Любецкого (К. и Д.- средовеки).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

(Μηναον. Ιονιος. Σ. 110-117). Тем не менее в греч. Минее на май-июнь, изданной в Риме в 1900 г., под 17 мая помещено полное богослужебное последование М., С. и И. Богослужебное последование М., С. и И., помещенное в совр. рус. богослужебных книгах и греч. Минее (Рим, 1900. С. 306-311), включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 2-го гласа Τ πστ Χριστο τρωθντες (      ) с икосом (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 49; в совр. греч. Минее отсутствует, хотя содержится уже в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.); канон (в греч. Минее помещен анонимно, но есть основания считать его автором Феофана Начертанного - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1951. Σ. 334) с акростихом Αδελφικν τρφωτον αν λυχναν (Братский трисветлый восхваляю светильник) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ανατολ φαιδρυνθντες (От востока радуясь); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:         нач.:         (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 47-51; греч. оригинал этого канона со 2-й песнью и большим числом тропарей сохр. в греч. рукописях, принадлежит перу Германа I , патриарха К-польского или, возможно, Андрея , архиеп. Критского,- см.: AHG. T. 10. P. 99-116, 357-358); 2 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее только один), седален (разные в греч. и рус. Минее); светилен (только в русской). Мученики Мануил, Савел и Исмаил. Роспись базилики Протата. 1290 г. Мастер Мануил Панселин В правосл. искусстве образы этих святых встречаются в лицевых визант. Минологиях с XI в.- в Минологии из мон-ря Сан-Сальваторе в Мессине (Messan. Salvad. 27. Fol. 317v), принесенном К. Ласкарисом в XV в. из К-поля; в греч. Минологиях XI-XII вв. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 28v; Vat. gr. 1156. Fol. 313r; Paris. gr. 1528. Fol. 21r). На миниатюрах они более всего похожи на изображения 3 отроков «в пещи огненной»: все в одинаковых вост. одеждах, с разведенными в стороны руками, поднятыми в жесте орации, в персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: Ιερεον μωμον, θελουσως, σεαυτν προσγαγες (            ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστς σε μλπω Μρτυς γλα > σμνε. Ιωσφ (          ), ирмос: Τρισττας κραταιος, τεχθες κ Παρθνου (          ), нач.: Προθμ λογισμ, τος γνας ζηλσας, τν γενναων θλητν (            ); цикл из 3 стихир. Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ θαυμαστσαντι ν τος θλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην (      ), нач.: Παλου τς παραινσεις (Павловы наставления). Иконография В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Par contre, l " élévation de la Croix est souvent rencontrée surtout dans les miniatures, le plus ancien exemple étant daté de la fin du Xe ou du début du Xle siècle dans le Ménologe de Basile II (Vat. gr. 1613) (fig. 3) 616 . Signalons que dans tous les cas, ce n " est pas l " événement de l " exaltation à Jérusalem par l " èvêque Macaire qui est historie, mais c " est la cérémonie constantinopolitaine qui est reproduce 617 . Même dans le Ménologe de Basile II, l " anacoluthe constatée entre l " image qui illustre la cérémonie de l’élévation pendant la fête du 14 septembre à l " église de la sainte Sophie Constantinople et le texte qui raconte l " exaltation de la Vraie Croix à Jérusalem 618 , fait preuve du caractère commun que partageaient ces deux différents épisodes. En fait, le miniaturiste faite une fusion iconographique de l " événement historique de l " exaltation à Jérusalem dans une composition qui illustre un acte liturgique et commémoratif qui se déroulait à Constantinople le jour de la fête. Les miniatures des manuscrits médio-byzantins sont sans doute inspirees de la partie essentielle de cette cérémonie qui consistait, selon un passage du Chronicon Paschale, en plusieurs exaltations successives de la relique de la Vraie Croix 619 . Deux exemples tirés également de l " art des manuscrits dénotent, de la façon la plus évidente, le caractère liturgique de la composition de l " exaltation de la fameuse relique. Dans le psautier de Théodore (British Library Ms. Add. 19. 352) daté de 1066, la Croix est exaltée par l " auteur de la principale liturgie orthodoxe, saint Jean Chrysostome (fol. 131v) (fig. 4) 620 , alors que le codex Vat. gr. 1156 (troisième quart du Xle siècle) comprend, parmi d " autres, quatre encore miniatures illustrant la proskynèse de la relique les quatre derniers jours avant la fête du 14 septembre 621 . Par conséquent, l " iconographie de l " exaltation de la Vraie Croix dans les manuscrits médio-byzantins prouve que les schémas en question puisent directement à des rituels Utuigiques qui se déroulaient à Constantinople et ne reproduisent point lévénement historique à Jérusalem. Il est aussi à noter que faute d " exemples, on n " est pas encore en état de soutenir qúils existaient à Byzance des cycles iconographiques complets illustrant l " invention et l " é1évation de la Vraie Croix ensemble 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Собор св. 70 апостолов. Каз., 1907. С. 94-96; Agrain R. Aristobule (1)//DHGE. T. 4. Col. 194; Голубев В., прот. Спутники и сотрудники апостола Павла по книге Деяний и посланиям: Курс. соч./ЛДА. Л., 1968. А. Ю. Никифорова Иконография. В визант. минологиях А., как правило, изображен с апостолами, чья память приходится на 31 окт.: в мучении - в Минологиях Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.) и посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в рост - в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263v, 3-я четв. XI в.) - Стахий, Амплий и А., в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 83об., XV в.) - в руках свиток; везде в хитоне, гиматии. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым, с короткой бородой (Ч. 3. § 7. 46), «Ерминия» под 31 окт. не называет А. в числе др. пострадавших апостолов. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 158, 203; Евсеева. Афонская книга. С. 246. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла

http://pravenc.ru/text/75990.html

представлен на миниатюрах (напр., в месяцеслове Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 248v. К-поль, кон. XI в.; в Минологиях - ГИМ. Греч. 175. Л. 100, посл. четв. XI в.; Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.; в греко-груз. рукописи - РНБ. O.I.58. Л. 82 об., кон. XV в.); в росписи храмов (напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318); на минейных иконах (напр., на годовой минее, нач. XIX в., УКМ). Лит.: Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Hunger H., Wessel K. Evangelisten//RBK. 1971. Bd. 2. S. 452-507; Lechner M. Lukas Evangelist//LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 448-464; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994; она же. Новоприобретенная икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» в собр. М. Е. Елизаветина и изображения св. Луки-иконописца в правосл. искусстве Позднего Средневековья: Некоторые замечания//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 320-335; Weitzmann K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. W., 1996; Б. Грачаница: Сликарство. Приштина, 1999. С. 81, 83-85, 93, 94. Ил. VI-VII, 19, 25, 131; Попова О. С. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 123-182; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 54, 78, 91, 109-110, 250; Попова О. С. и др. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Согласно большинству богослужебных книг студийской традиции - Мессинскому 1131 г. и Евергетидскому 1-й пол. XII в. Типиконам, студийским рукописным Минеям (напр., БАН. F 6/2, XII в.; ГИМ. Син. 165, XII в.) - в этот день поется последование прп. Тита. В совр. практике рус. и греч. Церквей служба А. и Е. не совершается, однако в афинской Минее по 6-й песни канона утрени помещен краткий стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 19). По греч. рукописям XI-XII вв. известна служба святым А. и Е. (напр., Crypt. Δ. α. XVII. Fol. 119v - 123v, XI в.; РНБ. Греч. 227-3. Л. 40-41об., XII в.) с каноном 4-го гласа в их честь, со 2-й песнью и акростихом «Братьям-мученикам соплетаю венок» (Τος αταδλφοις μρτυσιν πλκω μλος) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. В рукописи XII в. Венской Национальной б-ки (Vind. Hist. gr. 66. Fol. 8-13) содержатся 3 стихиры 4-го гласа и этот же канон без 2-й песни. Иконография Изображение А. как мученика, с крестом в руке, представлено: на миниатюре Служебного Евангелия с минологием (Vat. gr. 1156. F. 304v, 3-я четв. XI в.) вместе с Е.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в.; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в рост. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сообщается, что «Амфиан, старец, и Едесий, молодой, с круглою бородою, были брошены в море» (Ч. 3. § 22. 2 апр.). Ист.: ActaSS. 1866. Apr. T. 1. P. 743; Assemani. BO. T. 2. P. 188, 195; Мученичество св. Апиана в 11 день апреля, в Кесарии (пам. 2 апр.)//ХЧ. 1830. С. 281-291; Мученичество святого Едесия, брата блаженного Апиана//Там же. С. 292-294. Лит.: HKC. Т. 3; ЖСв. Апрель. С. 32; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 128; AHG. Т. 8. Р. 64. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 210; Millet. Athos. Tf. 41, 3; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 125; Менолог. C. 50, 195, 336. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

http://pravenc.ru/text/114606.html

2000] 274 Vat. gr. 1156 (апракос) [D " Aiuto 1999] 236–237 Vat. gr. 1158 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1159 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 274 Vat. gr. 1162 (Гомилии Иакова мона- ха) [von Euw et al. 2001] 240–248 Vat. gr. 1231 (Кн. Иова) [Papadaki- Oekland 2009] 285 Vat. gr. 1522 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1613 (т. наз. Минологий Васи- лия II) [D " Aiuto et al. 2008] 226–232 Vat. lat. 3225 (Виргилий) [Wright 1993] 44–47 Vat. lat. 3226 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. lat. 3867 (Виргилий) [Wright 2001] 47–48 Vat. lat. 3868 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. slav. 2 («Летописец» Манасия) [Джурова и др. 1985; Velmans 1986] 288 Biblioteca Valliceliana Е.24 (Псалтирь) [Zanichelli 2001] 151– 152 F.17 (Евангелие) [Moretti 2004] 274 S. Paolo fuori le mura s.n. (Библия) [Cardinali 2009] 115 прим. 1, 183–185 Россано Museo Archivescovale s.n. (Евангелие) [Lowden 1999] 34, 55 прим. 2, 84–90 Санкт-Петербург Российская Национальная библио- тека Араб. Н.Ф. 327 (Послания ап. Пав- ла) [Leroy 1974] 120–121 Греч. 21 (т. наз. Трапезундское Еван- гелие) [Захарова 2008] 152–154 Греч. 53 (Евангелие) [Durova 2011] 273 Греч. 67 (Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 Греч. 72 (Евангелие) [Попова 2010] 273 Греч. 98 (Евангелие) [Nelson 1980] 273 Греч. 101 (Евангелие) [Лихачева 1977] 273 Греч. 105 (т. наз. Карахисарское Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 F.I.5 (т. наз. Угличская Псалтирь) [Попов 2009] 138, 140, 142, 144, 145 прим. 2, 146 прим. 2, 148 прим. 2, 258 прим. 1 Сиена Biblioteca Comunale X.IV.1 (апракос) [Bonfiolio 2002] 273 Синай М-рь Св. Екатерины Греч. 3 (Кн. Иова) [Bernabò 2004] 3, 62 прим. 1 Тбилиси Институт рукописей Q 908 (т. наз. Гелатское Евангелие) [Саминский 1989] 259–260 Турин Biblioteca nazionale B.I.2 (Пророки) [Lowden 1988] 34, 115 Флоренция Biblioteca Medicea Laurenciana teca.bmlonline.it/TecaRicerca/ Amiatino 1 (В. Завет) [Gorman 2003] 103–105 Conv. Soppr. 160 (Евангелие) [Yota 2007] 20 Med. Pal. 244 (апракос) [Bernabò et al.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

А. п.- псевдоэпиграфический памятник, что не является редкостью для христ. лит-ры II-IV вв. (W. Speyer): повествование ведется от лица сщмч. Климента Римского (VIII 46. 13; 47. 85), Ап. 85 прямо называет сщмч. Климента автором памятника и ставит А. п. в один ряд с новозаветными книгами. Авторитет А. п. на Востоке и в древности, и позднее - вплоть до кон. XIX в. - был очень велик: ни один литургико-канонический памятник не засвидетельствован таким большим числом рукописей, как А. п.; в своей «Патрологии» аббат Ж. П. Минь поместил А. п. вместе с подлинными творениями сщмч. Климента (PG. 1. Col. 509-1156); литургисты XVII-XIX вв. считали «Климентову» литургию VIII кн. А. п. восходящей к очень раннему времени (И. Дмитревский). На основании совпадения словарного состава, лит. стиля, богословских и церковно-дисциплинарных воззрений А. п., анонимного арианского «Комментария на [книгу] Иова» (ок. 360) (D. Hagerdorn) и интерполяций (ок. 380) в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (†107) (J. Lightfoot) патрологи кон. XIX-XX в. показали, что составитель всех этих памятников - одно лицо ( Funk. Die apost. Konst.; Metzger. T. 1. P. 32, 60-62). Это отождествление, а еще более - многочисленные реалии 3-й четв. IV в., присутствующие в тексте А. п., указывают время ок. 380 г. и Антиохию как место составления А. п. ( Metzger. T. 1. P. 54-62). Рукописи и издания В ходе исследования рукописной традиции М. Месже было установлено, что существует 15 независимых друг от друга рукописей А. п. (древнейшие: Veron. N LI (49), VI в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Ath. Vatop. 171, X в.; Vat. gr. 839, X в.; Bodl. Miscell. 204, X в.; Vindob. Pal. Hist. gr. 73, X в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.), все остальные - копии к.-л. из них; ученый выявил принадлежность каждой к одной из 4 семей, содержащих различные типы текста А. п. ( Metzger. T. 1. P. 63-94). 1-е издание А. п. было подготовлено Ф. Туррианом по рукописи Vat. gr. 839 с восполнением недостающих фрагментов по рукописям Vat. gr. 2088 и 2089 (обе XI в.) и вышло в Венеции в 1563 г. Полный рус. перевод был опубликован в Казани в 1864 г. и до наст. времени не переиздавался. Новейшее критическое издание греч. текста с исследованием, комментариями и франц. переводом было подготовлено Месже и вышло в серии «Sources Chr é tiennes» в 1985-1987 гг. (N 320, 329, 336).

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010