Уже давно замечено, что инвентарь погребений Эски-Керменского могильника, принадлежавшего окрестным жителям, состоит из вещей византийского происхождения, особенно украшений, пряжек 1074 . Показателями прочной втянутости оседлого местного населения в сферу экономического влияния контрагентов византийского круга могут также служить находки фибул, фигурных пряжек, серебряного колта с изображением Георгия Победоносца и других вещей из склепов VI–VIII вв. большого могильника, открытого на левом берегу р. Кача около с. Баштановка 1075 . Концом VI – первой половине VII в., серединой VII в. – второй половиной VII в. датируются фибулы «Аквилея» и другие типы застежек; пряжек (типа «Сиракузы», «Бал-Гота»), во множестве присутствующие в инвентаре погребений из могильников у С. Скалистое, Узень-Баш, Суук-Су, Лучистое 1076 . Не мудрено, что Н.Л Эрнст, раскопавший в 1927 г. склепы некрополя Узень-Баш в Байдарской долине, одной из самых обширных и плодородных в «готской земле», определил их как византийские 1077 . Об успехах ромеизации, а значит, прочности контактов ко второй половине VII в. свидетельствуют значительные изменения в костюме местных гото-аланов: традиционная германская одежда зачастую вытесняется костюмом с византийскими украшениями и пряжками 1078 . На важность таких контактов косвенно указывают находки амулетов-медальонов с изображением св. Мина, особенно популярного именно потому, что он не только обладал даром исцеления, но и являлся покровителем путников и торговцев, путешествовавших по местным дорогам и центрам хоры Дори 1079 . Вообще, судя по большому количеству могильников, плотность населения Юго-Западной Таврики была весьма высокой, а это в свою очередь, указывает на относительно благоприятные экономические и политические условия здешней жизни 1080 . В демографическом подъеме, наметившемся уже к концу VII в, свою роль сыграли не только пришельцы, протоболгары, но и миграция из Романии, которая была вызвана победой православия на VI Вселенском соборе 680–681 гг., что подтолкнуло к переселению наиболее стойких сторонников монофиситства и монофелитства. Видимо, отсюда проистекал со второй половины VII в. рост числа плитовых могил на Южнобережных кладбищах, связанный с распространением христианского. обряда погребения. Лично посетивший Херсон Феодор, автор краткого мартирия о пострадавших за сопротивление монофелитству братьях-Монахах Евпрепии и Феодоре, составленного после 667 т. , упоминает город середины VII в. и окружавшие его «крепости племен» (kastrois ton ekeise parakeimenon ethnon, castris gentium), находившиеся под контролем византийских властей (в противном случае сюда не отправляли бы ссыльных из Херсона), но ни слова не говорит о «тяжелом экономическом положении и запустении города», как утверждал Д.Л. Талис 1081 . По тем же причинам нет оснований говорить о том, что «к последней трети VII в. византийские владения в Крыму сократились до пределов собственно города Херсона» 1082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирландия в VII–XI вв. Согласно генеалогиям и т. н. псевдоисторической лит-ре, в эпоху принятия христианства верховная власть в И. (rige h-Érenn) находилась у представителей династии И Нейл. Титул «верховный правитель» (ardrí) встречается в ирландских юридических текстах кон. VII в. Притязания на этот титул со стороны правителей др. династий из Улада и Лагена говорят о его значимости. В средневек. традиции одним из центральных сюжетов ирл. истории V-VI вв. было утверждение И Нейлов в обл. Миде и борьба за взимание с Лагена дани (борома), установленной якобы в I-II вв. по Р. Х. Походы за данью являются сюжетом мн. ирл. саг и упоминаются в житиях святых. В поздних источниках сообщается, что все верховные правители И. в V-VI вв. принадлежали к династии И Нейл. Эту информацию принято считать недостоверной, однако летописные указания о борьбе между И Нейлами и правителями обл. Лаген за контроль над обл. Брега нашли подтверждение в обнаруженной близ Тары огамической надписи с упоминанием лагенского правителя Мак Картинна, о гибели к-рого идет речь в анналах под 447 г. ( Калыгин, Королёв. 1989. С. 63, 125, 162-163). Исследователи интерпретируют описанные в анналах события рубежа V и VI вв. как продвижение И Нейлов на юг и вытеснение лагенских вождей из областей Брега и Миде. Окончательно подчинил обл. Брега власти И Нейлов правитель Туатал Маэлгарб, к-рый разбил племя Кианнахта в битве при Луахаре (запись в Ольстерских анналах под 535 г.). Менее достоверными представляются сведения о консолидации власти в Мумане правителем Оэнгусом, сыном Над Фроэха (в южноирландской традиции он считался верховным правителем И., с ним связаны предания о принятии в Мумане христианства). К нач. VI в. в анналах отнесены переселение в Шотландию правителя Фергуса (запись в Анналах Тигернаха под 501 г.) и формирование ирландско-шотл. племенного объединения Дал-Риада. Окончательное оформление геополитической карты раннесредневек. И. в исторической традиции связывалось с эпидемиями 40-х гг. VI в. («Юстиниановой чумы», тифа, оспы).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Форму триконха имела ц. Санта-Эуфемия в Комо (V-VI вв.), позже перестроенная в базилику Сан-Феделе. Почти полностью сохранился грубоватый по исполнению триконх Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо (V-VI вв.). Баптистерий в Альбенге. VI в. Баптистерий в Альбенге. VI в. В комплексы епископских центров входили мартирии и баптистерии. Мартирии имели крестообразную форму - по образцу мартириев при церквах Сант-Амброджо и Сан-Симпличано в Милане. Неск. таких мартириев сохранилось в Венето - Санте-Теутерия-э-Тоска при ц. Санти-Апостоли в Вероне (сер. V в., перестроен), Санта-Мария-Матер-Домини при базилике Санти-Феличе-э-Фортунато в Виченце (сер. V в.), Сан-Просдочимо при ц. Санта-Джустина в Падуе (500-507). В Граведоне на оз. Комо (обл. Ломбардия) в структуре совр. ц. Санта-Мария-дель-Тильо выявлено интересное квадратное сооружение V в. с 3 экседрами по центру каждой из сторон; ряд исследователей склонны трактовать его как баптистерий (Lombardia romanica. 2010. P. 182-184). В то же время остальные баптистерии Сев. Италии этого времени, к-рых сохранилось достаточно много,- октагоны с чередованием диагональных конх и прямоугольных ниш по сторонам света, копировавшие миланский баптистерий св. Амвросия. Отличаются они преимущественно оформлением ниш. Баптистерии могли быть полностью выявлены вовне, как, напр., в баптистериях при соборе Санта-Мария-Ассунта в Новаре (обл. Пьемонт, сер. V в.), в Арчизате близ Варесе (обл. Пьемонт, V-VII вв., ниши не сохр., перестроен) и в Ломелло к зап. от Павии (обл. Ломбардия, V в., надстроен в VIII в. высоким 8-гранным барабаном). Прямоугольные ниши могли быть спрятаны в стены, а полуциркульные оставлены снаружи, как в баптистерии Сан-Джованни-ин-Атрио при ц. Сан-Феделе в Комо (V-VI вв.). Диагональные ниши часто вписывались в прямоугольные выступы стен - в Асколи-Пичено (обл. Марке, V-VI вв., перестроен), в Рива-Сан-Витале на оз. Лугано (кантон Тичино, Швейцария, ок. 500) или в т. н. баптистерии Теодолинды в Брешиа (ок. 615-616 или ранее), снесенном в 1625 г., но известном по изображениям.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. ( VIVII ) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана , Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии , Нубии . Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928 ) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в V – VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В IV – V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность Сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. — III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории восточного христианства. В начале III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело. Сир. христ. литература успешно развивалась до VIII и даже до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. образовалась вост.-сир. « несторианская » письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета , Китая и Индии. Алфавит на основе греческого письма Под влиянием финикийского письма в IX – VIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами — вост. ( Эллада , М. Азия) и зап. ( Италия , Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании ). К VI – V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV – V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. алфавит.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

как на основное время образования здесь слоев 72 . Раскопки 1982–1984 гг. в портовом квартале 1 на месте поздневизантийской жилой усадьбы позволили обнаружить стены построек толщиной около метра из грубо обработанных камней, скрепленных большим количеством крепкого известкового раствора, остатки наслаивающихся друг на друга подвалов с пифосами IV–V и VIII–IX вв., которые вместе с сопутствующим материалом свидетельствуют о строительной деятельности и перепланировках, осуществлявшихся в этом районе города в самый канун «темных веков», не ранее второй–третьей четверти VI – начала VII вв. 73 . Некоторые стены здесь были положены на подсыпку с фрагментами керамики и монетами IV–VI вв., на которой в свою очередь была устроена конструкция в виде настила из пяти деревянных плах длиной 0,75–1,3 м и 12 вертикально вбитых в непрочный, вероятно, влажный грунт свай длиной 0,75–0,8 м круглого и квадратного сечения, дабы обезопасить фундамент от подпочвенных вод, близко подступающих на этом низменном участке (рис. 191) 74 . Очевидно, со строительством того же времени оказалась связана засыпка глубокой водосборной цистерны на месте усадьбы 9 и расположенной неподалеку рыбозасолочной цистерны 92, обнаруженной в 1966 г. 75 . Остатки кладовой с двумя пифосами, разрушенной во время нивелировочных работ во второй половине VI–VII вв., прослеживаются и на месте средневековых усадеб 3 и 4 напротив куртины 16 76 . Рис. 191. Следы деревянных плах и столбов под остатками стены конца VI – начала VII вв. на месте усадьбы IX в портовом квартале 1. Раскопки С. Б. Сорочана в 1984 г. То же самое наблюдалось в соседнем портовом квартале 2, где после нивелировки территории и сноса некоторых старых сгоревших построек в скором времени было сооружено, судя по двум сохранившимся помещениям, крупное здание, с промежуточной перестройкой в конце IX в. просуществовавшее до 30–50-х гг. XI в., когда оно погибло в результате пожара, после чего здесь было вновь начато строительство 77 . Во время его сооружения была применена послойная, в данном случае пятирядная укладка плоских кирпичей – плинф на известково-цемянковом растворе (opus mixtum) (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

83 . С VI до IX в. на месте помещения XVII бывшего римского здания, построенного после первой трети III в. и условно названного «домом командира», помещалась кладовая с пифосами, а сам «дом командира» был восстановлен в VI–VII в. (см.: рис. 190. П) 84 . Судя по находкам монет Константина IV Погоната (668–685) и обломкам краснолаковой посуды группы «фокейской сигиллаты» форм 1 и 3 G, раннесредневековая уличная вымостка из твердого мусора, гальки, камней, керамики, открытая в Β. В. Борисовой в северо-западном углу «цитадели», датируется не ранее второй половины VII в. 85 . Не затихали и особенно интенсивные на этой территории канализационные работы, видимо, объяснимые пониженным уровнем участка и боязнью скопления здесь нечистот. К примеру, в VI в., судя по характеру бортиков черепиц из вымостки, был сооружен крупный водосток «Ч» с каменными стенами и перекрытием, пересекавший Южную площадь цитадели в направлении середины приморской 21 куртины 86 . е, Табл. 1. Сооружения с кладкой opus mixtum в раннесредневековом Херсоне и его округе Нивелировка участков под новую застройку наблюдалась и в других районах Херсона. В частности, она прослеживается на месте античного театра, в южной части города 87 . Так, до строительства крестовидного «храма с ковчегом» 19) около его восточного угла располагалось здание, часть которого была врыта в землю, как у полуземлянки. Первый его пол покоился на слое с керамикой не позднее V в., а второй – на подсыпке, содержащей материал в основном VI столетия 88 . Разумеется, соседство и ориентация еще не существовавшего тогда храма при этом строительстве не были учтены. Выше верхнего пола орхестры театра пролегала стена толщиной 0,78 м из крупных камней, уложенных на известковом растворе. Не выше уровня первоначального пола храма находились остатки еще одной стены из бута на глине толщиной 0,80 м, которую перекрывало подобие вымостки из камня-кулачка 89 . Следы подобных же ранневизантийских строений и водостока фиксируются при раскопках в южном секторе участка на месте античного театра, причем эти остатки покоились под стенами более позднего строительного периода 90 . Прирезка к востоку от «храма с ковчегом» позволила выявить стратиграфию средневековых отложений, в которой четко выделяются четыре слоя с материалом V–VII вв. и два слоя с керамикой VIII–X вв. 91 . Наконец, разборка кладок к юго-востоку от еще одного храма на месте античного театра – «храма 1958 г.» дала материал, позволяющий относить сооружение этих кладок к VIII–IX вв., тогда как под ними замечен слой с материалом VII–VIII вв. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1627 Отчет за 1905 год. – Л. 33; Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках... в 1905 году. – С. 96 (глиняный свечник в вырубной позднеантичной мог. с искусственно деформированными черепами, которые принадлежали крещеным сарматам или аланам V–VII вв.); с.115 (свечник в насыпи некрополя на месте бывшего монастырского скотного двора); Косцюшко-Валюжинич Κ. К., Скубетов М. И. Извлечение из отчета о раскопках... в 1907 году. – С. 55 (свечник в склепе 22 86 с индикациями римских монет и херсонесскими монетами III в. н.э., которые могли использоваться в ранневизантийское время); Репников Н. И. Дневник... – С. 153 (фрагметы двух стеклянных лампад среди костяков на двух лежанках в склепе с материалами VII в.); Лепер P. X. Дневники... – С. 195 (обломок лампады в засыпи склепа г.); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – С. 34 (бронзовый подсвечник из вырубной могилы участка некрополя около южной оборонительной стены); Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 21 (часть бронзового подсвечника); Лепер P. X. Дневники... – С. 212, склеп 8 (3) (часть керамического подсвечника, покрытого яркозеленой глазурью, в насыпи над склепом с материалом IX–X вв.); Зубарь В. М., Рыжов С. Г., Шевченко А. В., Костромичева Т. И. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1981 г. – Л. 19 (дно лампады зеленого стекла из склепа__ использовавшегося для захоронений вплоть до VI–VII вв.); Византийский Херсон. – С. 33 (литая бронзовая подвесная лампада VI–VII вв. в склепе открытом на западном некрополе в 1914 г.); ср.: Sorochan S. Light for Life and Death... – P. 114, fig.l, 1–3. 1628 Псалом 120: «Песнь восхваления. Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю...» (синодальный перевод); Кулаковский Ю. А. Керченская христианская катакомба 491 г. – С. 11–13. 1630 Для сравнения можно указать, что в раннесредневековом могильнике у подножья Демерджи в Горном Крыму приблизительно половину от общего числа захоронений в грунтовых склепах, грунтовых и подбойных могилах тоже составляли покойники, завернутые в саван или материю (Радочин В. Ю. Антропологические материалы из погребений V–IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– C. 77–78; ТалисД.А. Политические отношения Корсуня с Русью//Архив НЗХТ. – Д. – А. 4–6; ср.: Богданова Н.М. Херсон в X–XV вв. – С. 87–94, 101–102. 2565 Феофилакт Симокатта. История. – М., 1996. – С. 182–183 (VII. 1–10); ср.: Франчес Э. Левобережье Дуная и Византия в VI в.//ВВ. – 1961. – Т. 20. – С. 18; Сюзюмов М.Я. Византийский город (середина VII – середина IX в.)//ВВ. – 1967. – Т. 27. – С. 34. 2566 Чудеса св. Димитрия Солунского//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2: (VII–IX вв.)/Сост. С. А. ванов, Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин. – М., 1995. – С. 144–151, §231–242; Иванова О.Б. Славяне и Фессалоннка во второй половине VII в. по данным «Чудес св. Дмитрия»//Славянские древности. – К., 1980.– С. 91. 2568 Бородин O.P. Византийская Италия в VIVIII вв .: Проблемы административной и социально-политической эволюции: Автореф. дис.... д-ра ист. наук/Институт всеобщей истории РАН. – М., 1997. – С. 37. 2569 Lounghis Т.С. A Deo consevrandum imperiale obsequium. Some notes concerning byzantine field troops during the Dark Ages//BS. – 1991. – T. 52. – P. 54–60. 2570 Theophanis Chronographia ex rec. C. de Boor. – Lipsiae,1883. – Vol. l: Texmm graecum continens. – P.473.32–474.11; Korres Th. To kinema ton «Elladikon»//Byzantiaka. – Thessalonike, 1981. – T. 1. – S. 39–49. 2571 Zacos G., Vedery A. Byzantine Lead Seals. – Basel, 1972. – Vol. 1. – Pts 2–3. – 1335–1337, 1419,1433,1684,1773; Zacos G. Byzantine Lead Seals/Compiled and ed. by J.W.Nesbitc. – Berne, 1984. – Vol. 2. – N 144, 336, 338, 344; Foss C. The Persian in Asia Minor and the End of Antiquity//The Englisch Historical Review. – 1975. – Vol. 90., – P. 729–730; Edwards R.fV. The Fortifications of Armenian Cilicia. – Washington, 1987. 2572 Возможно, создание здесь фемы тоже было связано со стремлением «законно» (kyrios), как в Херсоне и «его местах» (en aute topous), укрепить позиции центральной власти (ср.: Константин Багрянородный. Об управлении... – С. 172, гл. 42.41–42). 2575 Ростовцев М.И. Новые латинские надписи из Херсонеса//ИАК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. VII в. др. ученик Ултана, еп. Тирехан, составил т. н. Сборник (Collectanea) о св. Патрикии. В этом неоконченном произведении собран ряд легенд о миссионерской деятельности святого в разных частях Ирландии, легенды были объединены в описание странствий св. Патрикия по стране. Композиция Сборника и цели его составления остаются дискуссионными. Стиль Тирехана и его лат. язык, содержащий большое количество гибернизмов, отличаются от стиля и языка др. ирл. лит. произведений VII в. Из несохранившейся ирл. агиографии VII в. следует упомянуть Житие св. Бригиты, написанное Айлераном из Клуан-Ирарда († 665), и книгу о чудесах св. Колумбы аббата Куммиана († 657), фрагмент к-рой был включен в Житие св. Колумбы, составленное в кон. VII в. Адамнаном, аббатом мон-ря Иона. Ко 2-й пол. VII в. относится также и Житие св. Бригиты, подписанное именем Когитос (Cogitosus) и составленное по агиографическому шаблону, к-рый впосл. стал характерным для ирл. Ж. л. Связное вначале изложение легенды о святой после описания принятия Бригитой монашеского пострига превращается в последовательность разрозненных эпизодов. Стиль Когитоса отличается высокопарностью, прикрывающей недостаток сведений о святой. В 90-х гг. VII в. Мурьху мокку Махтени под влиянием сочинения Когитоса составил Житие св. Патрикия, в к-ром представил картину триумфального шествия христианства по Ирландии (т. н. патрикианскую легенду). Патрикий описывался как герой, сокрушавший язычество и побеждавший непокорных правителей во имя Христа. Совершенно особым произведением является Житие св. Колумбы, составленное Адамнаном. Оно представляет собой ряд рассказов из жизни святого, тематически распределенных на 3 части: о его пророческом даре, о совершенных им чудесах и о явлениях Небесных Сил. Житие отличается лит. мастерством и содержит ценные сведения о церковной и светской истории Ирландии и стране пиктов VI-VII вв. Составление протографов ряда др. агиографических текстов, сохранившихся в более поздних редакциях (напр., Житие св. Киарана), датируется VII в. Особую сложность представляет пространное Житие св. Бригиты (т. н. Vita I), в к-ром наиболее полно излагается легенда о святой (датировки Vita I колеблются от VII до VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182317.html

2149 . Удальцова З. В. Положение рабов в Византии в VI в. (преимущественно по данным законодательства Юстиниана)//ВВ. – 1964. – Т 24. – С. 3–34. 2150 . Удальцова З. В. Проблемы типологии феодализма в Византии//Проблемы социально-экономических формаций (историко-типологические исследования). – М.: Наука, 1975. – С. 124–157. 2151 . Удальцова З. В. Роль городов и городской культуры в культурном развитии ранней Византии//ВВ. – 1985. – Т 46. – С. 20–51. 2152 . Удальцова З. В. Советское византиноведение за 50 лет (1917–1967). – М., 1969. – 362 с. 2153 . Удальцова З. В. Церковные историки ранней Византии//ВВ. – 1982. – Т 43. – С. 3–21. 2154 . Удальцова З. В., Каждан А. П. Некоторые нерешенные проблемы социально-экономической истории Византии//Вопросы истории. – 1958. – 10. – С. 79–97. 2155 . Удальцова З. В., Котельникова Л. А. Власть и авторитет в средние века//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 3–16. 2156 . Удальцова З. В., Литаврин Г Г Древняя Русь и Византия. – М., 1980. 2157 . Удальцова З. В., Осипова К. А. Отличительные черты феодальных отношений в Византии (постановка проблемы)//ВВ. – 1974. – Т 36. – С. 3–30. 2158 . Удальцова З. В, Осипова К. А. Формирование феодального крестьянства в Византии (VII-XI вв.)//История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. – М., 1985. – Т 1. – С. 387–426. 2159 . Удальцова З. В., Осипова К. А. Формирование феодального крестьянства в Византии (VII-XI вв.)//История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. – М., 1985. – Т 1. – С. 387–426 2160 . Удальцова З. В., Хвостова К. В. Социальные и экономические структуры в поздней Византии (К вопросу об изменении положения крестьянства в Византийской империи в XIII-XIV вв.)//Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. – М., 1983. – С. 96–117. 2161 . У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник, 2002. – 480 с. 2162 . У истоков цивилизации/Б. И. Вайнберг, Д. В. Журавлев, С. Г. Смирнов. – М.: Бук Хаус, 2004. – 180 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010