2018 Вакиди, стр. 5. Muir, The life of Mohammed. Vol. I, p. CGLV1–CCLYII. Cp. Azraqi, p. 52, 283–286. Dozy, Die Israeliten zu Mekka, p. 91. 2030 Вакиди 15½; Табари, р. 73 Muir, The life etc. Vol. I, p. CCLVII, cp. Perceval, Essai etc., t. I, p, 199. Ибн Хальдун, Proleg. Partie. II, p. 262. 2034 Толвование на Коран Шейха Абу Мухаммедъ Хусеин бну-Масгуд-аль-Ферра эль-Багави. Рукопись Каз. Дух. Акад. Гл. VI. ст. 137. 2037 См. Геродот, I, 89; Aurelius Victor, Сяр. VI; Диодор Сиц. XX, 14, Rossenmüller, Das alte und neue Morgenland. Bd. II, p. 222–224. 2044 Камус, под этим словом. Здесь замечаетса: «Умьнвисин идол у колена хаулян, ему посвящали часть скота и посевов». 2051 Бейзавий объясняет это слово выражением: «Верблюдицы, которые составляли самые лучшие стада арабов». Бейзавий, Толкование на К58:2. 2058 Дамма это огласовка , соответствующая русскому звуку «у». Возможно, речь идёт про постановку огласовок в слове , что читается нсб. Если поставить две даммы – две «у», то получится слово , которое читается как «нусуб». – прим. электронной редакции. 2059 Если в слове , что читается нсб, поставить одну дамму – «у» над «н», то получится слово , которое читается как «нусб». – прим. электронной редакции. 2070 В Камусе, впрочем, придаётся этому слову исключительно значение идола. См. Камус, под словом 2078 Бейзавий в толковании на К22:38 замечает: «говорят, что люди времён неведения (арабы до ислама), когда закалали жертвы, то мазали Каабу кровью их. Этим соблазнялись и мусульмане». 2080 Creuzer, Symbolik. I, p, 126. Крейцер видит в этом цвете краски для идолов символическое изображение «полной жизни природы», но нам не понятно, почему это так. Данное нами в тексте объяснение кажется решает этот вопрос гораздо естественнее. 2087 Ибн-Гишам, стр. 100. Коран сохранил арабо-языческий обычай угощать мясом жертвенных животных бедных. См. К22:29. 2109 Стоящее здесь слово , которое мы перевели словом «путы», собственно значит: Vinculum,,quo colligantur simul pes et brachium cameli Freylag, Lexicon.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

256 В житии св. Никона Метаноите (Покайтеся): он жил в конце X столетия и вначале XI, а его любопытное и подробное жизнеописание, изданное только в латинском переводе, по всем признакам, первоначально составлено было современником. В нем читается: Maligni quidam spiritus ex ethnicorum gente, quos indigenae Milingos pro Mysmidonibus vocant, homines cruentos et latrociniis innutritos incitarunt, ut monasterii pecora – praedarentur. Cm. Martène et Durand, Veter. Scriptor. Ampliss. Collect., VI, 879. Греческий текст жития издал в 1906 г. Сп. Лампрос в 3-м томе своего журнала Νος λληνομνμων. Там, стр. 200, 27 слл. читается: Τελχνς τινες α βσανοι δαμονες ξρμησν ποτ νους τν τν χραν λαχντων τν ϑριν, ος δ α Μιληγγος αλεν εϑασιν ντ Μυρμιδνων ο γχριοι, νορες αμοφορες (αμοχαρες? Lampr.) α – μηδν λλο εδτες μνον τ ληστεειν – φ’ – τ εσε ϑρμματα τς μονς διρπαγμα ποισαι σπευδον. 260 Что сказание не принадлежит самому составителю первоначальной летописи, а существовало до него, это видно из других мест в той же летописи, где говорится, что телом апостолы не были в русской земле, и которые, следовательно, представляют прямое противоречие сказанию. 261 См. А. Н. Попова, Изборник славянских и русских статей, внесенных в хронографы русской редакции, стр. 442 и сл. Ср. Обзор хронографов, II, 204. 262 Hamartol., р. 737 ed. Murait: Ες τν ν Βλαχρναις τς ϑεοτου αταλαβντες ναν – τν δ προσωνυμαν τατην προσεληφεν π τνος ρχηγο Σϑου Βλαχρνου αλουμενου ναιρεϑντος εσε. Кодин De aedif. ρ. 95 sq.=Script. orig. Constantinop. rec. Preger, II, not. ad. ρ. 242, 4 в числе других этимологий приводит и ту, по которой название происходило от гробницы некоего Влаха (Βλχου τινο " ς), находившейся на месте позднейшего храма. 263 Между прочим, нужно пожалеть, что, сколько нам известно, остается не изданною исландская сага об апостоле Андрее; если она и не представляет ничего особенного по своему содержанию, то, во всяком случае, было бы любопытно познакомиться с ее географическими терминами. Andréassaga издана Unger’oм в Postulasogur, Christian. 1874, р. 318–412. -По содержанию она сводится почти исключительно к пересказу чудес, совершенных апостолом. См. Г. Jónson, Oldnorske og oldisl. Litt. hist. II (1901), 877 sq., E. Mogk, Gesch. d. norw. -isl. Lit. 2 , 1904, p. 334 (Grundriss. ed. Paul II 2 p. 888) Ф. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

248 Кажется, Лабарт поддался здесь тому же увлечению, что и известный Беккер (в топографии Рима), нагромоздив множество зданий в очень малом и узком пространстве, которое находится между площадью св. Софии (часть Августэона) и Ипподромом. Всякому туристу, посетившему Константинополь, это место очень известно, часть его занята немногими бараками, на всех планах опускаемыми. 249 Во 2 – й ст. г. Дестуниса, стр. 237 на это указано и в известных границах отдана справедливость Унгеру. 250 Мы не имеем возможности разбирать здесь. какая именно часть дворца здесь находилась и был ли это дворец Лавзийский или иной. 1) данном спорном вопросе важны и предания: доселе предание держится у жителей, что над цистерною 1001 колонны находился дворец Константина. См. напр. Voyage du duc de Raguse, 1837, II, p. 24. 253 Kalender – Chane – Dchamissi zu C. Zeitschr. f. bild. Kunst, 1886, 2 p. 49 – 51. Пользуемся извлечением из этой статьи, потому что сами церкви внутри не осматривали. 254 Убедиться в этом факте вполне можно только при обзоре церкви внутри. Внешность ее (см. фотографию г. Берггрюна) обнаруживает плоский барабан на подобие церкви Ирины и Кучук – Ая – Софии, и притом не поделенный полуколоннами иди пилястрами как в памятниках позднейших. Стены с обширными аркадами как в ц. Ирины. 255 План и разрез церкви в изд. архит. Пюльгера Les anciennes eglises byzantines de C – ple, Vienne, 1878. pl. XII. 258 См. Дюканжа указание на Кодиново толкование géastra – араб, название медных сосудов, в которые были будто бы Еленою посажены иерусалимские лилии, IV, p. 157. 262 Вот полный текст Никифора Григоры (VI, 6, Bonn., р. 190): t%y ne%y to%u Stoudòou lamprèon epijeìv tèon !orofon (hréhmwtai gèar ekeònov parèa Datònwn kaì mhléobotov hn ek pollo%u) «epeita periéhgage fragmèon kaì, peròbolon kaì pollo_v to_v analéwmasin eiv monazéontwn katéesthsen askéhthrion, oudèen «h mikrèa to%u palaio%u carakt%hrov apodéeon ekeéinou. 263 Constantinople, ses sanctuaires et ses reliques. Fragment de l’itinerario de Clavijo. Odessa. 1883, стр. 9, прим. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   Город назывался «Μοψου εστα». (Поэтому, нередко встречающееся название «мопсуетский» неправильно).    Ср. В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви. III. СПб. 1913, стр. 218–220. А. Б.    Между прочим, L. Duchesne, Histoire ancienne de l’Eglise. III 2. Paris 1910, p. 106, как и E. Preuschen в Hauck’s RE 3 IV (1898), S. 101, замечает, что наименование «Златоуст» в приложении к св. Иоанну не встречается ранее VII века. Но Ch. Ваиг. S. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l’histoire littéraire. Louvain-Paris 1907, p. 59, указал, что его можно находить уже в VI в. у латинских авторов – Факунда гермианского (ок. 547, «os aureum»), папы Вигилия (553, «Chrysostomus») и Кассиодория (563, «Chrysostomus»), следующих в этом случае, конечно, примеру восточных. К этому можно присоединить, что оно имеется и в греческом произведении VI века, которое без имени автора было издано Маи под названием «Panoplia dogmatica» и автором которого Diecamp, Theol. Revue, 1906, S. 157, признал Памфила иерусалимского, друга Космы Индикоплевста. A. Mai, Patrum nova bibliotheca. II. Roma 1844, p. 622. О Памфиле cp. J. P. Jung1as, Leontius von Byzanz. Paderborn 1908, S. 57–65. A. Б.    Ср. В. В. Болотов, Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском, в 431 г., в «Христ. Чт.» 1892, I, 336 (=Из церковной истории Египта. Вып. III, 209). Эту установленную Балюзом дату принимает и В. Schwartz, Zur Vorgeschichte des ephesinischen Konzils, в «Historische Zeitschrift», 1914, B. 112, 2. Heft, S. 261–262. A. Б.    Отрывки произведений Нестория имеются теперь в издании Лоофса: Nestoriana. Die Fragmente des Nestorius gesammelt, untersucht, und herausgegeben von F. Loofs. Mit Beiträgen von S. A. Cook und G. Kampfmeyer. Halle a. S. 1905. Указанная у Авдишо (Ebedjesu) в числе сочинений Нестория «Книга Ираклида» издана в 1910 г. на сирийском языке Р. Bedjan’oм, тогда же вышел и французский её перевод: Nestorius, Le livre d’Héraclide de Damas. Traduit en français par F. Nau. Paris 1910. Из новейших трудов о Нестории можно назвать: F. Loot’s, Art. «Nestorius» в Hauck’s RE 3 XIII (1903), 736–749. J. F. Ветнипе-Вакег, Nestorius and his Teaching. A fresh examination of the evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius. Cambridge 1908 (в защиту Нестория и его учения, на основании «Книги Ираклида»). М. Jugie, Nestorius et la controverse nestorienne. Paris 1912. J. P. Junglas, Die Irrlehre des Nestorius. Dogmengeschichtliche Untersuchung. Trier 1912. А. Б.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

256 О пути от Селевкии-Ктисифона до Нисивина была уже речь в Хр. Чт. 1899, стр. 331–333, прим. 8. 257 Ed. Sachau, Zur historischen Geographie von Nordsyrien (Sitzungs-berichte der k. Akad. d. Wissensch. zu Berlin, philos.-hist. Cl., 1892, XXI), 336. 337. 316. 259 Hoffmann, Auszüge, 161. 163. Ср. Хр. Чт. 1896, II, 312, прим. 55. Европ построен на месте древнего Каркемиша. По меньшей мере, в 431–451 гг. в этом Европе была епископская кафедра (в епархии Евфратисии), подведомая митрополиту иерапольскому. 260 Plinii (ср. пр. 263) nat. hist. VI, 26 (30). 126: Zeugma abest Seleucia Syriae ad nostrum litus clxxv mil. pass. Эта Σελεκεια τς Πιερας (ныне величественные развалины близ Suwaydîyah «1 kleine Stunde nordwestlich von. Suwêdîje» Socin-Benzinger, 402–405), приморский город по Procop. bell. Pers. 2, II, p, 199 Bonn Αντιοχεας τρικοντα κα κατν σραδοις διχουσα. Это составляет едва 19 mil. pass.; след. 175 – 19=156 mil. pass, представляют расстояние от Антиохии до Зевгмы. 261 Ed. Sachau, Ueber die Lage von Tigranokerta (Aus den Abhandlungen d. k. Akad. d. Wiss. zu Berlin 1880) Berlin 1881, SS. 78. 20. 12, – A. Mez, Geschichte der Stadt Harrân in Mesopotamien bis zum Einfall der Araber, Strassburg 1892, SS. 4. 5. Petermann, II, 356–358. 262 Когда я производил все эти вычисления, мне было неизвестно место из Plinii natur. hist., VI, 26 (30). 126: «Seleucia abest--a Zeugmate ссхх mil., Zeugma abest Seleucia Syriae ad nostrum litus clxxv mil. pass.» Косма Индикоплевст (138 В. Montfaucon) считает от Нисивина до Селевкии приморской 13 μονα, Что это – цифра минимальная, ясно из контекста ( μονα все считаются по 30 milia passuum!). 263 Первый вселенский собор (can. 4. 5. 6. sub fin.) предполагает существование только провинциальной (епархиальной) системы управления (митрополитанской системы). В can. 6 чувствуется лишь намек на «рудиментарные образования» (в виде существующих местных обычаев, τ ρχαα θη), которые в своем развитии поведут к иной системе управления. Правила собора антиохийского (can. 9. II, и особенно 14. 15) показывают достаточно ясно, что даже около 333 г. епископы со всего dioecesis Oriens, собравшиеся в Антиохии, довольствуются привычною епархиальною системою и не думают даже проектировать такой высшей апелляционной инстанции, как диэцезальный собор. Следовательно, даже в 333 г. антиохийскому епископу и на мысль не пришло бы заявить о своих «правах» над селевкие-ктисифонскою кафедрою, какими легенда наделяет его предшественников даже в I и II вв. по р. Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

245 Например, VI, XIV, XXXI. Я пользуюсь здесь легендой, но повторяю: она только в глазах народа имеет полную силу объяснения, а не для людей науки. Для науки она имеет только общее значение побочного доказательства. 248 Конечно, имея ввиду материал и грубость техники этих крестов, мы не можем быть очень требовательны; приходится основываться на общих очертаниях, не входя в подробности. Кроме того, кресты эти, как произведение грубой техники, не дают, как мне кажется, важного материала для определения их характера: орнамента на них нет. 252 См.: Didron. о. с. P. 403, где подобных случаев указано несколько из катакомб. Здесь же орнаментальный, изображающий крест тельный; он формы удлиненной. 254 Даже в орнаментации, где этого требовало место, на востоке применялась, так называемая, латинская форма. Таков сирийский крест VI в. у Мартиньи (р. 479). Также, см. Дидрона (р. 385) – о крестах в Афинах, Морее, Македонии и Константинополе. 257 Ср.: Кавказ (Мат. для арх.) IV. Ст. 137, 187. На миниатюре Минология Василия, изображающего обретение мощей Климента Кириллом Славянским, у одного из присутствующих в руках видим такой стациональный крест. 258 На западе (у Дидрона, р. 400) можно указать редкий пример такого креста в виде орнамента в катакомбах; и позднее, впрочем, но опять, как орнаментальный, встречаем равноконечный крест даже с расширением лопастей (Didron, о. с., р. 407–409). Объяснение этого явления смотри ниже. 259 См.: Древности Восточные. Т. 1. М., 1893. Таблица 5 – Кресты семиреченские относятся к XIII–XV вв. Ср. там же, стр. 19. 262 Византийское влияние особенно заметно в некоторых областях западного искусства и заходит довольно далеко от первоисточника: целый ряд ковчегов для реликвий, красивых ящиков, идущих из прирейнских стран, в XII веке носит в орнаменте (и в крестах, в том числе) тип византийский (Stockbauer и Messmer, о. с., § 257). «В каменных крестах художники даже XII века на западе придерживаются византийских традиций» (Ibid., § 272). Для Чехии и Моравии, стран, рано ставших западными по культуре, подобные факты не лишены значения. См. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С. Песоцкий 1 Schrader E. Keilinschriftliche Bibliothek. VI. Band, 1. Teil. Assyrisch-babylonische Mythen und Epen, von P. Jensen. 1. Halfte. Berlin. 1900 2 Слово «Мумму» Иенсен переводит через «первообраз», считая его, очевидно, нарицательным именем. 4 «Мать северной земли» (северной Месопотамии) называется Тиамат, так как из половины тела её, как увидим дальше, создана была земля. 9 Смит в своем издании ассиро-вавилонских повествований о первобытных временах предлагает снимок одной из содержащих эти повествования глиняных дощечек, показывающий, в каком поврежденном состоянии были найдены им эти дощечки (George Smith’s Chaldäische Genesis. übers. Von H. Delitzsch. Leipzig. 1876. S. 10). Труды Киевск. Дух. Акад. 1901г. Т. III 12 Schrader E. Keilinschriftliche Bibliothek. VI. Band, III. 2. Hälfte. Berlin. 1890. S. 23, 25, 29, 59, 121, 123, 125. 16 То обстоятельство, что Бытописатель о сотворении мира невидимого упомянул только как бы вскользь, некоторые из древних отцов церкви, как известно, объясняли опасением со стороны Моисея, как бы более ясное и полное изображение бесплотных духов не подало повода иудеям к обоготворению их. Возможно, что ассиро-вавилоняне превратили ангелов в богов. 19 Находят созвучие даже между Tiamat и греческим словом θαλασσα – море (Schrader. Die Keilinschriftlichen und das Alte Testament. Giessen. 1883. S 13). И здесь не только созвучие, но и родство по значению. 20 Известно, что некоторые философы (Платон, Филон) и даже еретики проводили мысль, будто Бог только образовал мир из готовой уже, совечной Ему материи, а не в собственном смысле создал мир. 25 Lüken H. Die Traditionen des Menschengeschlechts oder die Uroffenbarung Gottes unter den Heiden. Münster. 1856. S. 170. 29 Herder J.G. Aelteste Urkunde des Menschengeschlechts. Th. V. 2. Fufl. Riga. 1787. S. 25–107 За изложением и разбором этой теории отсылаем интересующегося читателя к нашей статье» «К вопросу об историческом характере Моисеева сказания о творении мира», Труды Киев. Д. Акад., 1898, март, стр. 289–329. Читать далее Источник: Песоцкий С.А. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира//Труды Киевской Духовной Акакдемии. 1901. 10. С. 228-262. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

20 Acta Sanctorum Julii t. IV. p. 41 n. 174: Ego rem omnem brevi compendio confectam iri existimo, si Paulinum ac Zenonem simul episcopos fuisse Tyri dicamus; et hunc quidem ρχαον, hoc est, antiquum, ut eum vocat Epiphanius, quia episcopatum illum ante Paulinum gesserit, eumque sibi sive senii, sive affectae valetudinis, sive alia qua causa coadjutorem aut successorem adsciverit, ad eum modum, quo de S. Narcisso Hierosolymitano aliisque non semel est dictum. 21 «Владыкой» называет и Александр фессалоникский своего «господина возлюбленного сына и единодушного сослужителя Афанасия» великого в письме к нему у Athan. apol. с. arian. n. 66 (Bright, р. 79): δλωσα оν σοι ατ τοτο (что он получил от Афанасия только одно письмо), νа εδναι χεις, δσποτα. – Но и Афанасий в., хотя и «сын» по возрасту Александру фессалоникскому, занимал, однако, виднейшую на востоке кафедру. – прим. эл. редакции. 22 Euseb. h. е. VIII, 13, з. ed. Е. Schwartz p. 772. – Le Quien, Oriens Christianus II (Parisii 1740) col. 803 считает преемником Тиранниона Дорофея, упоминаемого в хронике Феофана. Но Евсевий и другие более ранние историки об этом Дорофее хранят полное молчание. 24 Δι παρακαλ εδτα σε, ς πρεπς νδρ φρονμ, λλοα φρονεν κα σιωπν τληθ, περ τ γρφειν περ τοτου ρχου [следовательно, Павлин, по-видимому, до сих пор вовсе не высказался по спорному вопросу письменно, ничего не написал] λυσιτελοντος κα σο κα τος κοουσ [так!] σου. 25 Об отношении Евсевия никомидийского к Лукиану см. мою статью: «Евсевий никомидийский и Лукиан» в Богословском Вестнике 1912 г., апрель (стр. 722–737) и май (стр. 80–89). 26 περ [=догматические положения Евсевия] λαβν κα ξεργασμενος κατ τν προσοσν σοι θεθεν χριν γρψαι τ δεοπτ μου λεξνρ σποδασον πεπατευκ γε ς ε γρψειας ατ, ντρειας ατν. 27 Schwartz VI, SS. 261–262. Оба письма сохранились у Феодорита I. 5–6 и в латинском переводе у Мария Викторина Contra arianos. 29 Eus. h. e. X, 4, 3 . S. 862. Далее (n. 3) Евсевий сравнивает Павлина с Веселеилом, Соломоном и Заровавелем, и в п. 23 с Аароном и Мелхиседеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

2398 Bosio, R. S., p. 581. Aringhi, R. S., II, p. 355. Agincourt, XII, 17. Roller, tab. XCIX, 1. Garrucci, LXXXIV, 2. Jameson, II, p. 153. P.J. Münz, Archäolog. Bemerk. über d. Kreuz, Taf. VI, 2. 2402 Grimoüard. Iconogr. de la croix. Annales archéol., vol. 26. Garrucci, vol. II, p. 92. Roller, vol. II, p. 353. Lefort, Études sur les monum., p. 94. 2404 Ciampini, De sacr. aedific., tab. XXIII. Münz, Notes sur les mos., pl. XVII, Revue archéol., 1877, Septembre. Garrucci, CCLXXX, 8. Wilpert, Katacombengemülde und ihre alten Copien, Taf. XVIII, Freiburg im Br., 1891. 2405 По Кроу (Crowe u. Cavalcaselle, Gesch. d. ital. Maler. I, 71) около 1200 г. Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866, стр. 166–167. R de Fleury, pl. LXXXVIII, 2. Вестн. Общ. древне-русск. иск., 1874, 1–3, стр. 7 (Отд. крит.). Roller, pl. XCIX, 2. Gsell Fels, Röm. Ausgrabungen im letzten Decennium, S. 109 (Haldburghausen, 1870). 2410 De Rossi, Musaici fasc., VII-VIII. Salazaro, Studii. Appendice fasc. XXIX-XXX. Annales archéol., vol. 26, p. 371. 2411 Buonarotti, Osservazioni, p. 244, 262. Gori, Thesaur., t. III, p. 20, tab. XXII. Piper, Bilderkreis. Smith-Cheetham, I, p. 515. Stockbauer, 237. Agincourt, Sculpt., XII, 16. R de Fleury, La S. Vierge, pl. XLVI. В определении времени придерживаемся мнения Крауза: R. Е., II, 243. Таблетка связывается с именем Агильтруды, герцогини Сполетской; также с именем аббата монастыря Rambona. 2413 См. цит. соч. Отте, Гримуара, Штокбауера, Лябарта (t. I, Alb., pl. XLII, XXXVI=Stockb., 254), Соммерара (Alb. 9-e sér. pl. XX, 10-e sér. pl. XXXVII), Кайе (Nouveaux mét., t. I, pl. 1=Stockb., 208, с олицетворением жизни и смерти). Cf. Aus’m Weerth, Denkmäler. Abtheil. I, Bd. I, Taf. XXV. Revue de 1’art chr., 1885, p. 184, 453–478, 1886, p. 62–70; 1887, p. 450, 465. Мусийные иконы в новгор. Антониевом монастыре; новгор. корсун. врата; несколько эмалей лиможских в музее Клюни 4515, 4574, 4513, 4520, 4494, 4525, 4565, 4578) и Лувре 270. Д. 88. Д 84. Д 711). Значительное собрание западных распятий в средневековом отделе Эрмитажа. Характеристике художественной стороны западных распятий посвящена особая глава в истории Кроу и Кавальказелле: I, 133 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

250 Зап. Одес. общ. I, 178, 180–198, 211–256, 264. IV, 95–96. Карамз. VI, 54, 55, 57, 89, 107, 187, 192, 194, 195. VII, 32–33, 45. 257 О крымских ханах. Зап. Одес Общ. 243–254, 262–263, 266, 309–313. Ка­рамз. X, 33, 62, 88–90; 99–100. XI, 18; XII, 196. Вот имена некоторых из ханов: в XV веке: Гажди-гирей и Менпи-гирей, в XVI: Сеадет-гирей, Саип-гирей, Ислам -гирей, Девлет-гирей I, Мегмед или Мухамед; в XVII: Газц-г. или Казы-г., Селямин-г., Джан-г., Джанибек-г., Инает-г., Богатырь или Бегадырь-г., Мухамед-г. IV, Сеадет-г. II, в XVIII: Сеадет-г. III, Менгли-г. II, Девдет.г. II, Аджи-Селим-г., Гази-г. II, Хаплан или Каплан-г., Селямат-г., Селим-г., Арслан-г., Алим-г., Керим или Хырым-г., Селим III, Максуд-г., Девлет-г. III, Сагин-г., Девлет IV, Шагим-г., последний хап крымский Кандораки III, ч. 9, стр. 89–92. 258 Зап. Одес. Общ. V, 180. XII, 62. Карамз. IV, 68. Их гордость видна, между прочим, из того, что жившие в степях князья их: Шийдяк, Мамай и другие тре­бовали от Царя Uoahha IV , чтобы он в письмах своих называл их братьями и государями, как ханов, не уступающих в достоинстве крымскому хану, и для переговоров с ними посылал не простых людей, а бояр, и уверяли, что у них есть 800000 воинов, которые быстро летают, как птицы. Карамз. VIII, 14. 261 Кисе=20000 пар, пара=одной нашей полушке, след. кисе=50 р. юзлук=25 к., экилик=20 к., ярышлик=10 к. Кондор. IV, ч. 17, стр. 41. Ханские монеты часто были находимы. Зап. Од. Общ. I, 314. 263 Имам избирается обществом, имеющим у себя мечеть, и может в то же время быть купцом, чиновником и пр., может, если захочет, и отказаться от обязанностей имама. 264 Муэдзин обыкновенно выкрикивает с минарета слова азана: велик Бог, велик Бог, велик Бог . Исповедую, что нет Бога, кроме Аллаха; исповедую, что Мухаммед – посланник Божий, исповедую, что Мухаммед – посланник Божий. Спеши­те на молитву, спешите на молитву, спешите ко спасенью, спешите ко спасенью. Велик Бог, велик Бог. Нет Бога кроме Аллаха. 265 Джами – мечеть, джума – пятница, след. мечеть пятницкая, или праздничная. Та­тары почитают пятницу, как евреи субботу, а христиане воскресенье, потому что, по их понятию, и Адам был сотворен в пятницу и Магомет родился в пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010