19. 14, 14. 28). Слова ρμα и λγος -переводили перифрастически (в 2, 5. 10. 15. 17. 3, 16. 22. 95. 10, 1); ε πεν переводили: приказал (во 2, 12. 46. 3, 13. 5, 2. 6, 16. 23. 24). Casus absolutus- γ Δανιλ переводим косвенными падежами (в 7, 15. 28. 8, 1); частицу: ττε в начале стиха, служащую простым переходом от одного стиха к другому, а не хронологическим указанием, часто в переводе мы опускали (6, 13—15) или вариировали (6, 19). Толковательныя пособия у нас были: Ефрема Сирина (Творения его. 8й т. М. 1853г.), бл. Феодорита (Творения. 4-й т. М. 1857 г.), бл. Иеронима (Творения. 12-й т. К. 1890 г.). Иоанна Златоуста (1й т. Спб. 1861 г.), Толковая Библия VII т. (Спб. 1910 г.). Иностранныя сочинения: Keil. Biblischer Commentar über d. Propheten Daniel. Leipz. 1869 г. Knabenbauer. Commentarius in Danielem prophetam. Par. 1891 г. Еврейский словарь Генезиуса (Leipz. 1905 г.), греческий Шлейснера. Novus Thesaurus sive Lexicon in LXX. Lipsiae 1820—21 гг. Текстуальное ценное пособие заключалось в монографии проф. И. Е. Евсеева. Книга пророка Даниила в древне-славянском переводе. 1905 г. Из этого труда мы заимствовали и цитовали иногда ссылки на чтения древне-славянских списков: Кирилловского, Мефодиевского, Симеоновского и др. Глава 1 Дан. 1 :1. В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел 3 Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Дан. 1 :2. И предал Господь в руки его Иоакима, царя Иудейского, и часть 4 сосудов храма Божия, и он принес их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес сосуды в сокровищницу бога своего. Дан. 1 :3. И сказал царь Асфанезу, начальнику евнухов своих, чтобы он из пленных сынов Израиля, из рода царского и княжеского 5 , привел Дан. 1 :4. Юношей, у которых нет порока и красивых видом, понятливых для всякой науки, способных к научению 6 , и разсудительных и годных служить пред царем во дворце 7 , и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. Дан. 1 :5. И повелел царь (давать) 8 им (пищу) ежедневно от царского стола и вино, которое он пил, и кормить их три года, и потом предстать пред царем.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Толковательные пособия у нас были: святоотеческия толкования: Ефрема Сирина (по рус. пер. 6-я часть его творений. М., 1887 г.), не на все книги; блаж. Феодорита (по рус. пер. 4-я и 5-я чч. его творений. М., 1857 г.), Кирилла Александрийского (частию по рус. переводу 9—12 чч. его творений, но переведены не все толкования, а частию по Миню 71—72 tt.), Феофилакта Болгарского (Migne. 126 t. — не на все книги), блаж. Иеронима (по рус. пер. его творений 12—15 чч. Киев, 1890 г.). Новые толковательные труды: Еп. Палладий. Толкование на 12 пророков. Вятка. 1872—1877 гг. Смирнов. Рязань, 1872—1874 гг. Толковая Библия (VII т. СПб., 1910 г.). Монографии на некоторые книги: Бродович. Книга прор. Осии (К., 1901 г.); Тюрпин. Книга пророка Софонии (Сергиев. Пос., 1897 г.), Тихомиров. Книга пророка Малахии (Сергиева Лавра, 1903 г.) и наши монографии на книги пророков: Амоса (К., 1897 г.), Михея (1890 г.) и Аввакума (М., 1887 г.). Иностранные труды: Keil und Delitzsch. Die zwölf kleinen Propheten. L. 1888 г. Knabenbauer. Com. in prophetas minores. Par. 1886 г. Филологические труды: еврейский словарь Гезениуса (Leipz. 1905 г.) и Шлейснера: Novus Thesaurus sive lexicon in. LXX. Leipz. 1820—1821 гг. Handwörterbuch der griechisehen Sprache. Schneider und Passow (Leipz. 1826 г.). Книга пророка Осии Глава 1 Ос. 1 :1. Слово Господне, которое было к Осии, сыну Веириину, во дни Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. Ос. 1 :2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу, и (роди) 2 детей блуда, ибо сильно соблудила земля (отступив) 3 от Господа. Ос. 1 :3. И пошел он и взял Гомерь, дочь Девилаима, и она зачала и родила ему сына. Ос. 1 :4. И сказал Господь ему: нареки ему имя; Иезраель, потому что еще не много (пройдет) 4 , и Я отомщу кровь Иезраеля 5 на доме Иудином, и упраздню 6 царство дома Израилева. Ос. 1 :5. И будет в тот день: сокрушу лук Израилев в долине Иезраелевой 7 . Ос. 1 :6. И зачала еще и родила дочь. И сказал ему (Господь) 8 : нареки имя ей: «непомилованная», ибо Я не буду более миловать дома Израилева, но буду всемерно противодействовать им.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

—592— 1913; б) Полное Собрание Законов 3-е, том 29; 1–2. Спб., 1912; в) Свод Законов, том Х, часть 3 (Положение о землеустройстве), изд. 1912 г., два экз.; г) Циркуляр по духовному ведомству. 28 (1911–1912 г.г.). Спб., 1912; д) Martini, Textgeschichte der Bibliotheke des Patriarchen Photios. 1. Teil. Leipzig, 1911. 9) Из Императорской Академии Наук – её издания: а) Записки по историко-филологическому отделению. 8-ая серия, том XI, 2, 3, 4, 5. Спб., 1912; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6-ая серия, 1912 г., том VI, 12–18, и 1913 г. том VII, 1–11. Спб., 1912–1913; в) Известия Отделения русского языка и словесности, том XVII, кн. 2–4 и XVIII, кн. 1–2. Спб., 1912–1913; г) Сборник Отделения русского языка и словесности. том 89. Спб., 1912; д) Христианский Восток. Год 1-й. Том I, вып. II–III; том II, вып. I. Спб., 1912–1913; е) Письма и бумаги императора Петра Великого, том 6. Спб., 1912; ж) Сборник отчётов о премиях и наградах, III и IV. Спб., 1912. 10) Из Императорской Археологической Комиссии – а) Известия Комиссии, вып. 44; 1–2; 45; 46; 1–2. Спб., 1912; и б) Отчёт Комиссии за 1908 год. Спб., 1912. 11) Из Императорского Русского Археологического Общества – а) Записки Отделения, том XXI, вып. 1–3. Спб., 1912; и б) Записки Отделения русской и славянской археологии, том IX. Спб., 1913. 12) Из Императорского Российского исторического Музея – а) Каталог книг библиотеки А.П. Бахрушина, вып. III. Москва, 1912; б) Каталог книг библиотеки А. П. Бахрушина. Книги на иностранных языках. Москва, 1912; в) Отчёт Музея за 1908, 1909, 1910 и 1911 г.г. Москва, 1909–1912. 13) Из Императорского Общества Истории и Древностей Российских – Чтения в Обществе 1912 г., кн. 3–4, и 1913., кн. 1–2. Москва, 1912–1913. 14) Из Императорского Православного Палестинского Общества – Сообщения Общества 1912 г., вып. 3–4, и 1913г., вып. 1–2. Спб., 1912–1913. 15) Из Императорского Варшавского Университета – а) Обозрение преподавания в Университете в 1912–1913 г. Варшава, 1912; б) Записки Общества Истории, Филологии и Права, вып. 6. Варшава, 1912; в) Варшавские Университетские Изве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси/Сост. диак. A. [H.] Снежницкий. Нижний Новгород: Тип. губ. правл., 1888. С. 652. 4 Адрес-календарь: Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи. Пг.: Сенатск. типогр., 1916. СПб. 1315. 6 Тихов А. И. Краткая памятная историческая записка Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 1905. С. 70 – 75. 7 Нижегородские епархиальные ведомости. 1886. 13. С. 16; 1887. 13. С. 326; 1888. 13. С. 305; 1889. 13. С. 392; 1890. 13. С. 303. 1891. 13. С. 366. 9 Соллертинский C. A., прот. Опыт исторической записки о состоянии С.– Петербургской Духовной Академии (По случаю столетнего ее юбилея. 1809–1909). СПб.: Тип. А. Улыбина, 1910. С. 89. 16 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1901/02 учебный год (В извлечении). СПб.: Тип. А. П. Лопухина , 1902. С. 98. К сожалению, после того, как П. И. Лепорский стал уже самостоятельно читать весь курс лекций, он не рассматривал темы, включающие историю догматов. 17 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1901/02 учебный год. С. 104. Однако, существует другое сведение, что за вышеназванное сочинение 26 января 1902 года Совет Академии удостоил П.И. Лепорского премии из капитала митрополита Григория в 800 р. (ЦГИА СПб. Ф. 53. Оп. 1. Д. 3198. Л. 12–16. 20 Христианское чтение. 1904. V. С. 125. (Журналы заседаний совета С-Петербургской Духовной Академии за 1903 год). 21 Христианское чтение. 1905. VII. С. 210. (Журналы заседаний совета С.– Петербургской Духовной Академии за 1904 год). 22 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1905 – 1906 учебный год. С. 128. 23 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1905 – 1906 учебный год. С. 179. 26 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1909–1910 учебный год. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. С. 308. 28 Лепорский П. И., прот. Памяти первого ректора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Евграфа//Церковный вестник. 1909. Стб. 1427–1429; Стб. 1460 – 1462. [Отд. изд.: СПб., 1909. 14 с.]. Подробнее см. во второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

2 Другие списки: РГБ, рук. колл., ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, лл. 30–50; РГБ, рук. колл., ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, лл. 111–129 об.; РГБ, рук. колл., ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, лл. 305–326 об., ГИМ, Синодальнее собрание, 799, лл. 1152–1719; СПб. филиал ИРИ РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачева), 397, 5 листов; ИРЛИ РАН, собрание М.Ф. Першина, 7, лл. 505 об.–530 об.; ГИМ, собрание A.C. Уварова, 184, л. 210–229 об.; РНБ, F. I. 306, л. 200–212 об. 3 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ): Софийская I летопись. ПСРЛ, т. V. СПб., 1851, с. 207–215; Воскресенская летопись. ПСРЛ, т. VII. СП6., 1856, с. 188–198; Никоновская летопись. ПСРЛ, т. X. – СПб., 1885, с. 180–187; Рогожский летописец. ПСРЛ, т. XV. – Пг., 1922, стлб. 38–41; Книга Степенная царского родословия. ПСРЛ, т. XXI, ч. I. – СПб., 1908, с. 333–338; Ермолинская летопись. ПСРЛ, т. XXIII. – СПб., 1910, с. 98–101; Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ, т. XXV. – М. – Л., 1949, с. 161–166; Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, т. XXVI. – М. – Л., 1959, с. 99–107; Никаноровская летопись. ПСРЛ, т. XXVII. – М. – Л., 1962, с. 56–61. 4 Памятники славяно-русской письменности. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. вып. 9. ч. I. ноябрь. – М., 1914; Пролог (сентябрь – февраль). – М., 1661, л. 448. 5 Татищев В.Н. История Российская, т. V. – М. – Л., 1965; Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. т. III. СПб., 1817; Карамзин Н.М. История государства Российского, кн. I. т. IV. – М., 1988; Полевой H.A. История русского народа, т. IV. – М., 1833; Макарий. История Русской Церкви, т. V. СПб., 1886; Соловьев C.M. История России с древнейших времен. кн. 2, т. 4. – М., 1990; Костомаров Н.И. Лекции по русской истории, ч. I. – СПб., 1861; Он же. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, кн. I. – СПб., 1912; Ключевский В.О. Курс русской истории, т. II. – М., 1988; Карманов Д.И. Собрание сочинеиий, относящихся к истории Тверского края. – Тверь. 1992; Борзаковский B.C. История Тверского княжества. – Тверь. 1994; Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. – Тверь. 1994; Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). – Тверь. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Участвовал в редактировании изданий Училищного совета при Св. Синоде: двух стенных географических карт (древнего мира и библейской). 1911 11−22 января – Определением Св. Синода назначен членом совещания под председательством епископа Тульского Парфения (Левицкого) по возбужденному Министерством внутренних дел вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами. 23 января – Избран в почетные члены Витебской ученой архивной комиссии. 5−8 февраля – Определением Св. Синода за 1010 назначен штатным членом Училищного совета. 3, 10 марта – Участвовал в заседаниях совещания под председательством епископа Тульского Парфения (Левицкого) по вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами. По поручению Совещания подготовил записку «По вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами» (с отрицательным заключением, положенным в основу решения Комиссии), заслушанную 10 марта 3418 . 4 марта – Объявлена Высочайшая благодарность за поднесенные через обер-прокурора С. М. Лукьянова сочинения: Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу (Т. 2. СПб., 1910); Творения блаж. Феодорита. Ч. VII, VIII (М. 1907, 1908 – Письма блаж. Феодорита в переводе Глубоковского); Памяти покойного († 1908, VII, 14) профессора Алексея Петровича Лебедева . (Под первым впечатлением тяжелой утраты) (СПб., 1908); ПБЭ. Т. IX, X (СПб., 1908, 1909); По вопросам духовной школы (СПб., 1907) и еще три книги о духовной школе. До 2 июля – Переиздал свою магистерскую речь «Историческое положение и значение личности блаж. Феодорита, епископа Кирского» с библиографическими дополнениями к литературе о блаж. Феодорите. 8 октября – Завершил составление отзыва на книгу В. И. Герье « Блаженный Августин . Зодчие и подвижники «Божьего Царства " » (Ч. 1. М., 1910), представленную на Ахматовскую премию Императорской Академии наук. 30 октября – Подписал к печати дополнения к XII тому ПБЭ. 18 ноября – Избран почетным членом Московского Археологического института. Поместил в ПБЭ статью об академике Н. П. Кондакове , подготовленную совместно с Ф. И. Успенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Джеб, – Введение к Илиаде и Одиссее, перев. Семенова. СПБ. 1892 С. Шестаков, – О происхождении поэм Гомера. TT. I и II. Казань. 1892–1899. А. и М Круазе, – Руководство по истории греческой литературы, перев. Радцига. Ч. I. Μ. 1907. Отважную, но, вопреки рецензенту (Е. Г. Кагаров, – в «Христианском Чтении», 1910 г., март, стр. 413–414), заслуживающую полного внимания попытку решительно стать выше крохоборства критиков-атомистов, со всеми их бесконечными разногласиями и пререканиями, и взглянуть на гомеровские поэмы деловитее представляет глава об «Эпохе Гомера» в уже упомянутой книге о греческой религии С. С. Глаголева (стр. 74–128). 673 Кн. С. Н. Трубецкой, – Этюды по истории греческой религии («Собрание сочинений», Т. II, Μ. 1908), стр. 419. 675 Ed. Meyer, – Geschichte des Alterthums, Stuttgart, 1900, (выходит и более новое издание; Bd. I, 2:1909). Вд. II, § 34 Для представления современных взглядов на историю Греции смотри еще: Robert Pöhlmann, – Grundriss der Griechische Geschichte nebst Quellenkunde. Dritte vermehrte und verbesserte Auflage. München, 1906. Georg Busolt, – Griechische Geschichte. Gotha 1893. Bd. I. P. Виппер, – Лекции по истории Греции. Ч. I. Μ. 1905. Ad. Holm, – Griechische Geschichte Berlin, 1886. Bd. I. 676 Вячеслав Иванов, – Спорады, VII. (в сборнике его «По звездам. Статьи и афоризмы» СПБ. 1909, стр. 370=«Факелы», II, СПБ., 1907) 680 Вяч. Иванов, – Эллинская религия страдающего бога, гл. II. («Новый Путь», 1904 г., февраль, стр. 68–69). Особенно примечательна по безысходно-пессимистическому тону беседа Ахилла и Приама: Homeri Ilias, XXIV, 469, 670; рус. перевод: «Илиада Гомера», перевод Η. М Минского, Μ. 1896, стр. 408–413. 681 Homeri Ilias, I, 494–611 (рус. перев. Н. Μ. Минского, стр. 13–16); XIV, 153–353 (рус. пер. id, стр. 228–233); XV, 4 46 и далее (рус. пер. id., стр. 238–239 и далее). 682 G. Murray, – The rise of the Greek Epic (Harvard lectures). Oxford, 1907. [«Происхождение греческой эпики»] pg. 242 fw. (Ссылка – из отчета об этой книге С. П. Шестакова в ЖМНП, февраль, 1910 г. [Нов сер. Ч. XXV] «Крит. и библ.». стр. 405).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6.  Цицерон. О природе богов, ii, 29, 37. 7.  Диоген Лаэртский, VII, 148. 8.  Цицерон. О природе богов, ii, 16. 9.  Диоген Лаэртский, VII, 147. 10.  Псевдо-Плутарх. De plac. phil. i, 7. 11.  С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 41. 12.  Диоген Лаэртский, VII, 143. 13.  Там же, VII, 137. 14.  Немезий. О природе человека, 38. 15.  Марк Аврелий. Наедине с собой, VI, 37. 16.  Цицерон. О природе богов, II, 14. 17.  Диоген Лаэртский, VII, 147. 18.  Ипполит Римский. О философских умозрениях, 21. 19. Гимн сохранился у Стобея (Eclogae physicae et ethicae, 1, 30). Русск. пер. Ф. Зелинского в его кн.: Религия эллинизма, с. 111-112 (первый русск. пер. был сделан поэтом Г. Державиным). 20.  Диоген Лаэртский, VII, 49. 21.  Цицерон. О высшем благе, III, 19. 22.  N. Nilsen. А Hismory of Greek Religion. Oxford, 1972, р. 240. 23.  Диоген Лаэртский, VII, 87-88. 24.  Сенека. Утешение Марпии, 24, 4. 25.  Диоген Лаэртский, VII, 108. 26.  Сенека. О Провидении, VI. 27.  Марк Аврелий. Наедине с собой, IV, 14. 28. Цит. по кн.: Ф. Зелинский. Религия эллинизма, с. 117. 29. См.: Р. Пельман. История античного коммунизма и социализма. Пер с нем. СПб., 1910, с. 55, 280. 30. Книга Ямбула дошла до нас в изложении Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, II, 55-60). По мнению некоторых ученых, Ямбул был уроженцем Набатеи, государства на юге Палестины. См.: И. Шифман. Набатейское государство и его культура. М., 1976, с. 85-86. 31.  Сенека. Quaestiones naturales, X, XXXV. Глава девятая ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА III в. до н. э. Небезопасно пользуются священными символами, одни — смутными, другие — более ясными, направляя умозрение к Божественному. Плутарх В том, что греки называли чужеземных богов именами своих, сказывалось не только желание на свой лад истолковать культы «варваров», но и уверенность, что во всех религиях есть нечто общее. Стоики подкрепили эту идею с философских позиций. Из их понятия о едином Начале бытия вытекала и мысль о некоем единстве, лежащем в основе различных верований. Это воззрение с предельной четкостью выразил Плутарх. «Мы не различаем разных богов у разных народов, ни варварских и эллинских, ни южных и северных. Но как солнце, луна, небо, земля и море являются общими для всех и только называются у разных людей по-разному, так и для единого, все созидающего Разума, и для единого, всем распоряжающегося Промысла, и для благотворных, во всем распространенных сил у разных народов в соответствии с их обычаями существуют разные почести и названия» [ 1 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

688 См.: проф. В.М. Хвостов. «Общая теория права», Изд. 2, М., 1905, стр. 13; М.И. Свешников, «Очерк общей теории государственного права». (СПб., 1896, стр. 111); проф. Н.М. Коркунов «Лекции по общей теории права». СПб., 1897, стр. 240; Б.Н. Чичерин «Философия права», М., 1910, стр. 30, 260–261; Gerber, «Grundzuge. Eines Systems des deutschen Staatsrechts», 2 Aufl. 1869, s. 1. 689 См. Л. Штейн. «Социальный вопрос с философской точки зрения». Перев. М., 1899, стр. 52, 57; Г.Спенсер. «Основания социологии». Перев. СПб., 1898, II, стр. 259–262; L. Geller. «Происхождение, существо, развитие и разделение права». Перев. Казань, 1895, стр. 17–18; В.Вундт. «Этика». Перев. СПб., 1887, стр. 218–219; Wagener, «Das. Staats und Gesellschaftslexicon», 19 Bd. 1865, s. 578 и дал.; Kostlin, «Christliche Ethik», Berlin, 1899, s. 628. 691 О социальном контракте, как основе государства, уже учил Гуго Гроций. Это же воззрение на государство особенно высказывал Руссо в сочинении: «Du contract social ou principes du droit publique», 1762, в котором старается доказать, что государство утверждается или должно утверждаться на договоре граждан и власти, на основе естественного равенства людей. Люди, по учению Руссо, добровольно согласились ограничить свой произвол с тем, чтобы и другие согласились сделать это. 694 Самыми крайними сторонниками этого взгляда в языческой древности были софисты, которые прямо говорили, что государство есть зло, связывающее волю индивидуума и происходящее, или из грубой силы завоевателей, или от розни слабых и трусливых против притязательных (См. А. Никольского : «Политические формы жизни и народное развитие с философско-исторической точки зрения». «Вера и Разум» 1910, 4, стр. 498). В средние века это воззрение, именно, что государство ведет свое начало от людей насилия, было господствующим, и наиболее рьяным поборником его был папа Григорий VII (Гильдебрандт) (См. у Gieseler’a, «Lehrbuch der Kirchengesch.,» II, 2. 3 Aufl. 1832, s. 5). И в новое время эта теория проповедуется некоторыми папистами, которые затем на этом темном основании утверждают обязанность и право пап защищать свободу народов против деспотизма своих коронованных властелинов. У нас в России крайним выразителем этих взглядов надобно признать гр. Л.Н. Толстого, который в ряду других факторов образования государства указывает, прежде всего, борьбу и завоевания («Царство Божие внутри вас». Берлин, 1904, ч. 1, стр. 245–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

После закрытия высшей духовной школы в Петрограде А. И. Бриллиантов предпринял огромные усилия к сохранению академической библиотеки, из фондов которой позднее было образовано I отделение Государственной Публичной библиотеки в Петрограде. С 1921 т. – библиотекарь I отделения, а с 1925 г. – главный библиотекарь ГПБ. В 1920–1923 гг. состоял профессором Петроградского богословского института. С 1919 г. – член-корреспондент Российской Академии наук (с 1924 г. АН СССР). Принимал участие в научной деятельности Российского Палестинского общества и Византийской комиссии АН СССР. В период церковных смут и нестроений 20-х гг. Александр Иванович твердо сохранял верность каноническому священноначалию Русской Православной Церкви. Его мнение по вопросам церковной действительности того времени высоко ценилось его многочисленными почитателями – иерархами, клириками и церковными учеными. 10 июня 1930 г. А. И. Бриллиантов в числе многих других академических работников был арестован и вскоре умер (по одним свидетельствам – в июле этого же года, по другим – в 1933 г.) от дизентерии во время этапа на пути в Свирлаг. Кроме диссертационного сочинения других особо крупных работ в печати у Бриллиантова не выходило. Однако этот факт не умаляет его значения как ученого. Получившие всемирную известность «Лекции по истории древней Церкви» В. В. Болотова явились его детищем и стоили ему двенадцатилетнего кропотливого труда. Свои же «Чтения по общецерковной истории», представляющие достаточно обработанный и вполне добротный академический курс, он к печати не предназначал. Из иных опубликованных работ его наиболее известны: К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка. ХЧ, 1901, ч. 1 и отд. изд., СПб., 1901, 33 с.; Происхождение монофизитства. ХЧ, 1906, ч. 1 и отд. изд., СПб., 1906, 30 с.; Профессор Василий Васильевич Болотов . Биографический очерк. ХЧ, 1910, чч. 1, 2 и отд. изд., СПб., 1910, 75 с.; Труды В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его тезисах о Filioque в русской литературе. ХЧ, 1913, ч. 1, с. 431–457; К истории арианского спора до Первого Вселенского Собора. ХЧ, 1913, ч.2 и отд. изд., СПб., 1913, 51 с.; Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. ХЧ, 1914, 1915 и 1916 и отд. изд., Пг., 1916, VII, 197 с.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . ХВ, 1918, 1 и отд. изд. Пг., 1918, 62 с. Кроме того им были подготовлены для публикации в «Христианском чтении» более десятка работ, оставшихся после В. В. Болотова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010