2193 На то же самое, то есть на сохранение при стратиге «местной народной власти» в лице протевона и старшин, как на «чрезвычайные привилегии» указывал в свое время Α.Λ. Бертье-Делагард, который, однако, считал их невероятными (Бертье-Делагард А.Л. Надпись времен Императора Зенона, в связи с отрывками из истории Херсонеса//ЗООИД. – 1893. – Т.16. – С. 76–77). Видимо, такая невероятность не осознается либо по неясным причинам перестала смущать современных исследователей, которые видят в херсонском архонте VIII–IX вв. чиновника на византийской службе й одновременно ... главу местного самоуправления и ополчения (Науменко В.Е. Учреждение и развитие византийской фемы в Таврике//Древности 1996. – Харьков, 1997. – С. 24). 2195 Oikonomides N. Le «systeme» administratif byzantin en Crimee aux IXe – Xe s.//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – P.323. 2196 Богданова Н.М. Херсон в X – XV вв. Проблемы истории византийского города: Автореф. дис. ... канд. ист. наук/МГУ. – М., 1987. – С. 17–18; ср.: Богданова Н.М. Херсон в X – XV вв.: Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века. – М., 1991. – С. 91–92. 2198 Романчук А.И. Средневековый Херсон (отражение в источниках основных функций города)//Х сб. – 1996. – Вып. 7. – С. 138; Романчук А.И. Херсонес VI – первой половины IX в. – Свердловск, 1976. – С. 8. В своей последней монографии она пишет: «Образование фемы не означало полного преодоления самостоятельности городской верхушки, полного контроля над херсонитами, стремления этого пограничного центра проводить политику, идущую вразрез с центральным правительством» (Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 58, 206; ср.: Богданова Н.М. К вопросу о городском управлении в Херсоне в начале XIII в.//Социальные группы традиционных обществ Востока. – М., 1985. – Ч. 1. – С. 42–63). 2201 См.: Алексеенко Н Л. Новые находки печатей представителей городского управления Херсона//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 155–170; Алексеенко H.A. К вопросу о существовании службы нотариев в Херсоне//АДСВ. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 29. – С. 221–227-, Alexeenko N. The proteuontes of Cherson in the 10th century//VI Международен симпозиум по византийска сфрагистика: Резюмета. – Велики Преслав, 1998. – С. 15–16; Алексеенко H.A. Провинциальный Херсон в сфере интересов византийского двора по данным императорских моливдовулов//Древности 1997–1998. – Харьков, 1999. – С. 151,154; Алексеенко H.A. Херсон и города Малой Азии по данным сфрагистики: (К вопросу о поставках продовольствия в Херсон в IX–XI вв.)//АДСВ. – Екатеринбург, 2000. – Вып. 31. – С. 104; Алексеенко Н.А. Архонтия Херсона VIII–IX вв. поданным сфрагистики//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 455–500.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЭМГЕН [Кевин; древнеирл. Cóemgen; ирл. Caoimhghin, Caoimhín; англ. Kevin] († 618 или 622), св. (пам. зап. 3 июня), отшельник, основатель мон-ря Гленн-Да-Лоха (Глендалох, графство Уиклоу, Ирландия). Источники Св. Коэмген. Миниатюра из ркп. соч. Гиральда Камбрийского «Описание Ирландии» (Brit. Lib. Royal 13 B VIII. Fol. 20r). Кон. XII — 1-я четв. XIII в. Св. Коэмген. Миниатюра из ркп. соч. Гиральда Камбрийского «Описание Ирландии» (Brit. Lib. Royal 13 B VIII. Fol. 20r). Кон. XII — 1-я четв. XIII в. Сведения о К. содержатся в ирл. агиографических сочинениях, мартирологах, родословиях и др. текстах, как правило не имеющих определенной датировки и атрибуции. Основной источник сведений - Жития святого на лат. и ирл. языках. Самой ранней считается краткая редакция лат. Жития в «Большом Австрийском легендарии», сборнике сказаний о святых, составленном предположительно во 2-й пол. XII в. в Австрии или Баварии (BHL, N 1868; изд.: Gundacker. 2008. S. 46-49). В ирландских рукописях XV в. сохранилась пространная «дублинская» редакция Жития К. (BHL, N 1866; изд.: Plummer. Vitae. T. 1. P. 234-257), в Саламанкском и Оксфордском сборниках Житий ирл. святых - сокращенная редакция Жития (BHL, N 1867; изд.: Heist. Vitae. P. 361-365). Другая эпитома Жития сохранилась среди агиографических сказаний, собранных болландистами (изд.: Grosjean. 1952). Лат. редакции Жития К. восходят к несохранившейся первоначальной версии, содержание к-рой наиболее полно представлено в «дублинской» редакции. Согласно Дж. О " Доновану, упоминание о дублинских скандинавах позволяет датировать первоначальное Житие К. X-XI вв.; к такому же выводу пришел Дж. Ф. Кенни (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 127; Kenney. Sources. P. 404). Вопрос о датировке Жития был подробно изучен А. Мак Хавранем, опиравшимся на выводы Р. Шарпа о происхождении лат. Житий ирл. святых. По мнению Шарпа, первоначальные версии мн. житий были созданы в VIII-IX вв., но эти тексты подверглись обработке в XIII в., когда их объединили в агиографические сборники (Дублинский сборник был составлен в 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/2458917.html

С. Визант. лит-ра IV-VII вв.//История Византии. М., 1967. Т. 1. С. 409-434; он же (совм. с Сыркиным А. Я.). Визант. лит-ра VIII-XI вв.//Там же. Т. 2. 1967. С. 87-91; он же. Визант. лит-ра XIV-XV вв.//Там же. 1967. Т. 3. С. 257-273; он же. Литература//Культура Византии. М., 1989. Т. 1. С. 272-331; CPG; Beck H. -G. Geschichte der byzant. Volksliteratur. Münch., 1971; idem. Kirche und theol. Literatur; Hunger. Literatur; Karayannopoulos J. , Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Wiesbaden, 1982; Tusculum-Lexicon griechischer und lateinischer Autoren des Altertums und des Mittelalters/Von W. Buchwald, A. Hohlweg, O. Prinz. Münch.; Zürich, 19823; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. B., 19833. Bd. 1; Чичуров И. С. Литература VIII-X вв.//Культура Византии. М., 1989. Т. 1. С. 129-152; Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв.//Там же. С. 153-216; он же. Визант. народноязычная лит-ра XIII-XV вв.//Там же. М., 1991. Т. 3. С. 313-341; Бибиков М. В. Визант. ист. проза. М., 1996; Каждан А. П. и др. История визант. лит-ры: 650-850 гг. СПб., 2002. Д. Е. Афиногенов Книжная миниатюра Традиции визант. книжной миниатюры восходят к миниатюре античной и раннехрист. Хотя считается, что первые рукописные книги появились уже в I в., по-видимому, переход от свитка, достигавшего 9-10 м в длину, к кодексу (книге) происходит в кон. III - нач. IV в. Если свитки, как правило, делали из папируса, то основным материалом для рукописных книг стал пергамен - особым образом обработанная телячья кожа. В отличие от западноевроп. пергамена, белого и бархатистого по фактуре, визант. имеет более гладкую поверхность и часто желтоватый оттенок. Текст писали темными чернилами, в самых роскошных рукописях - золотом, изредка серебром, иногда по окрашенному пурпуром пергамену; инициалы и заголовки - часто киноварью. Для создания миниатюр использовали минеральные краски и золото, твореное или листовое. Сначала делали подготовительный рисунок, затем в неск. слоев наносили краски, прописывали изображение белилами и прорисовывали мелкие детали.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В IX в. на территории И. существовало ок. 40 правящих династий. Среди раджпутских упомянем гос-ва Гурджара-Пратихаров (с нач. VIII в. до 1019), Парамаров (X-XI вв.), Гахадавалов (XI-XII вв.). Вост. часть долины Ганга (совр. Бихар и Зап. Бенгалия) занимали гос-ва Палов (с VIII по XII в.) и Сенов (X в.- 1260). На территории Ориссы находилось гос-во Вост. Гангов (до 1402). В Раджастхане в 973 г. независимыми становятся Чауханы (Чахаманы) из Сакамбхари. В нач. XII в. они перенесли столицу в Аджмер и с сер. XII в. стали доминирующей силой в Сев. Индии. Гос-во Чанделлов в кон. X в. объединило Бунделкханд, Вост. Доаб (междуречье Ганга и Джамны), в т. ч. г. Варанаси, часть Зап. Бенгалии. Оно было разрушено мусульманами в 1202 г., однако Чанделлы сохранили небольшое княжество до нач. XIV в. В Сев. Гуджарате во 2-й пол. X в. возникло княжество Чаулукья (Соланки) из Анахилапатаки. Это гос-во просуществовало ок. 250 лет, ведя постоянные войны с соседями - Парамарами, Калачури, Чанделлами, Чауханами, а позже - с Ядавами из Девагири. Значительную роль оно сыграло в том, что арабы, захватившие Синд в VIII в., не смогли продвинуться в глубь субконтинента. Оно просуществовало до 40-х гг. XIII в. На юге соперниками и Гурджара-Пратихаров и Палов были Раштракуты. Больше занятые войнами со своими юж. соседями, они неск. раз вмешивались в борьбу за Каннаудж. История Сев. Индии VIII-X вв.- это история борьбы 3 держав. Гурджара-Пратихары трижды одерживали победу над Палами, но каждый раз после этого на Ганге появлялись войска одного из раштракутских государей и наносили поражение Гурджара-Пратихарам. Палы снова оказывались самой сильной державой в Сев. Индии. В X в. все 3 «великие державы» предыдущего периода пришли в упадок. Раштракуты в 973 г. были низложены вернувшейся к власти династией Чалукьев. Гос-во Палов ослабело и с сер. X в. уже не вмешивалось в политическую борьбу за Сев. Индию. Гурджара-Пратихары сохранили лишь формальное верховенство, на их землях возникли фактически независимые княжества.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Важную роль в завоевании той популярности, которой пользовалась «К. п.», сыграл литературный жанр посланий, сформировавшийся в античной культуре и получивший широкое распространение в христианскую эпоху. Послания армянских авторов, входящие в «К. п.», были составлены в ходе догматических диспутов с целью обосновать и утвердить в борьбе за независимость и единство основы вероучения ААЦ. Большинство из них направлено против несторианства и халкидонского православия. В «К. п.» обсуждаются и многие др. религ. проблемы, относящиеся не только к ААЦ. Некоторые из догматических писем столь объемны, что становятся почти самостоятельными произведениями. Большинство из них посвящено учению о Св. Троице в ААЦ, истолкованию Никео-Цареградского Символа веры и в особенности защите догмата о единосущии Сына и Св. Духа. Время составления и имя составителя сборника неизвестны. Очевидно, его 1-я завершенная версия была сформирована не позже VII в., т. к. послания V-VII вв. в отличие от позднейших писем классифицированы в строгом хронологическом порядке. Содержание документов «К. п.» охватывает события с V по XIII в. Предполагается, что материалы для сборника начали собирать в VII в., при католикосе Комитасе Ахцеци, и что сборник в 1-й версии был завершен в VIII в. католикосом Ованнесом III Одзнеци, позднее дополнялся новыми документами. Исследователи (напр., Л. М. Меликсет-Бек) различают в сборнике по крайней мере 3 группы документов: к 1-й группе относятся документы V-VII вв., ко 2-й - VIII-XI вв., к 3-й - XI-XIII вв. В «К. п.» объединены сочинения арм., греч., сир., груз. и др. авторов. Документы, включенные в сборник, отражают переписку арм. католикосов и др. офиц. лиц (и церковных, и светских) с греч., сир., груз. первоиерархами и др. историческими деятелями по всем важнейшим вопросам, касавшимся средневек. арм. общества. Материал представлен в сборнике в переводах с оригинальных языков на армянский. «К. п.» имеет большое значение как исторический источник, содержащий сведения не только об Армении, но и о сопредельных странах, в особенности о Византии, Грузии и древней Албании Кавказской .

http://pravenc.ru/text/1841558.html

695 Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 114–119,145, Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. 697 Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 291–294; Мыц В.А. Укрепления Таврики... – С. 135 (там же библиография). Непонятно, почему Ю.М. Могаричев помещает Сюйрен рядом с м. Ай-Тодор: между тем и другим пролегала Яйла (ср.: Могаричев Ю.М. Пещерные церкви... – С. 78). 700 Репников Н.И., Веймарн Е.В. Сюреньское укрепление//Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931–1933 гг. ИГАИМК. – 1935.– Вып. 117.– С. 115–125, рис. 80–81, Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120, рис. 40–43; Талис Д.Л. Сюйренская крепость//ВВ. –1972. – Т. 33. – С. 217–229; Талис Д.А. Оборонительные сооружения Юго-Западного Крыма как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1974. – С. 109–110; ср.: Овчаров Д. Византийски и български крепости V–X век. – София, 1982. 702 Репников Н.И. Остатки укреплений Эски-Кермена//Готский сборник. ИГАИМК. – 1932. – Т. 12.– Вып. 1–8.–C. 205 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120; Якобсон А.А. Средневековый Крым. – С. 11; ср.: Воронин Ю.С., Даниленко В.Н., Кутпайсов В.А., Михайловский Е.В., МыцВ.А., Петрова Э.Б. Работы в Бахчисарайском районе//АО 1978 г. – М., 1979. – С. 313. 703 Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес. – С. 118; ср.: Завадская И. А. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 304–305. 704 Судя по результатам последних раскопок, крепость только в XIII–XIV вв. стала небольшим городком с плотной застройкой и с загоном для скота (Мыц. Β.Λ. Укрепления Таврики... – С. 135). 705 Омелькова A.A. Исследование раннесредневековых комплексов в Бельбекской долине//АО 1984 г. – М., 1986. – С. 284–285. 707 Результаты раскопок 1984–1990 гг. наместе Алустона позволяют выделить строительные периоды VI–VII вв., VIII–IX вв. и X в., а в VIII–IX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Марий Эл - офиц. название с 1992], субъект РФ в составе Приволжского федерального окр. Территория - 23,4 тыс. кв. км. Адм. центр - Йошкар-Ола. М. Э. располагается в вост. части Восточно-Европейской равнины, в Ср. Поволжье. Граничит с Кировской областью , Республикой Татарстан, Чувашской Республикой и Нижегородской областью . Население - 687,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 45,1%, мари - 41,8, татары - 5,5, представители других национальностей - 7,6% (2014). М. Э. включает 14 муниципальных районов, 3 городских округа, 15 городских поселений (4 города, 11 поселков) и 105 сельских поселений (2015). История Процесс этнической консолидации марийской народности происходил в VIII-XI вв. В VIII в. древнемарийские племена осваивали правобережье р. Вятки, результатом чего стало смешение волжско-финских и прикамских традиций, формирование луговых и сев.-вост. групп мари. В состав Волжской Булгарии Марийский край не входил, но до нач. XIII в. население края платило булгарским правителям подать (харадж) и налог с немусульм. населения (см. Джизья ). Торговля с булгарами способствовала экономическому и демографическому росту, развитию земледелия, скотоводства и ремесел. Начиная с рубежа XI и XII вв. некоторые группы марийского населения (в древнерус. письменных источниках - черемисы; экзоэтноним употреблялся до XX в.) платили дань рус. князьям, слав. поселения стали появляться на зап. и сев. окраинах марийских земель уже в XII в. (близ устья р. Оки, на р. Унже, на Ср. Вятке). К нач. 30-х гг. XIII в. рус. влияние на марийских землях в противовес булгарскому значительно усилилось. С сер. XIII в. Марийский край входил в состав Золотой Орды. Основная часть территории при этом была разделена на улусы, сотни и десятки, во главе которых стояли зависимые от ханской администрации сотники и десятники из местной знати. Марийцы, как и многие др. подвластные хану народы, должны были выплачивать ясак и ряд др. податей, а также нести повинности, в т. ч. воинскую. Установление золотоордынского господства в Ср. Поволжье не остановило процесс проникновения славян на марийские земли. Их поселения возникли на р. Пижме и Ср. Вятке, началось освоение Поветлужья, Окско-Сурского междуречья. На рубеже XIV и XV вв. владения князей и монастырей начали появляться на правом берегу р. Суры, где проживали горные марийцы. Ко времени образования Казанского ханства (сер. XV в.) в сфере влияния Московского великого княжества оказались марийцы правобережья Суры (значительная часть горных марийцев), Поветлужья (сев.-зап. марийцы), бассейна р. Пижмы и Ср. Вятки (сев. часть луговых марийцев). Менее затронутой рус. влиянием оставалась основная часть луговых марийцев (кокшайские марийцы, население бассейна р. Илеть, сев.-вост. части территории М. Э. и прилегающих к ней земель правобережья Вятки).

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Во-первых, «августинизмом» может быть названа реципированная Католической Церковью совокупность фундаментальных философско-богословских убеждений самого блж. Августина, предложенных им путей решения фундаментальных богословских вопросов о природе и свойствах Бога, о Св. Троице, о Боговоплощении и спасении, о грехе и благодати, о Церкви и государстве и т. п. В этом отношении богословие любого католического средневекового теолога до середины XIII в. может быть названо августинизмом, поскольку никакой альтернативы фундаментальному богословию блж. Августина для католика этого времени попросту не существовало; единственной альтернативой было впадение в ересь и разрыв с Католической Церковью. Хотя формально о признании ряда принципиальных положений богословской системы блж. Августина вероучением католической Церкви можно говорить лишь после Тридентского собора (1545–1563), неформальный статус блж. Августина как «учителя Церкви» закрепился уже в ближайшие века после его смерти и ко времени расцвета средневековой схоластики был непререкаемым. На рубеже XIII и XIV вв. это было засвидетельствовано литургически: na na Бонифаций VIII (1294–1303) постановил совершать так называемую «двойную память» 235 12 апостолам, четырем евангелистам и четырем «учителям Церкви» (doctores Ecclesiae): блж. Августину, свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, блж. Иерониму Стридонскому и свт. Григорию Великому , Папе Римскому 236 . Даже наиболее спорный раздел августиновской теологии, учение о благодати и предопределении, в результате полупелагианских споров V–VI вв. было реципировано Католической Церковью как истинное выражение церковной веры и после подтверждения канонами Второго Оранжского (Аравсионского) собора (529) более не подвергалось прямой критике. Если среди средневековых теологов X–XIII вв. и были отдельные лица, несогласные в чем-то с блж. Августином, максимальным выражением этого несогласия мог быть лишь отказ от обсуждения неких принципиальных тем августиновского богословия, своеобразная «фигура умолчания», но ни в коем случае не прямое несогласие и полемика с блж. Августином 237 . Таким образом, в своих богословских основаниях все средневековое мышление до XIII в. было августинизмом в широком смысле, хотя при решении периферийных вопросов теологии и философии некоторые авторы могли довольно далеко отходить от воззрений блж. Августина и развивать собственные оригинальные концепции.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

379. Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, Е.Ю. Клениной, С.Г. Рыжова. Познань, 2004. 380. Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1983. (Свод археологических источников. Вып. Е 1–47). 381. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. 382. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. СПб., 1994. 383. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896. 384. Р[един Е.К.] Значение деятельности археологических съездов для науки русской археологии: К XII археологическому съезду в Харькове. Харьков, 1901. 385. Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона: Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 2: Византийский город. Тюмень, 2008. 386. Российская научная эмиграция: двадцать портретов/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина, В.Е. Захарова. M., 2001. 387. Рукописное наследие русских византинистов/Под ред. И.П. Медведева. СПб., 1999. 388. Русский биографический словарь: В 20 т./Под ред. П. Каллиникова, И. Корнеевой. M., 1998–2001. 389. Рчеулишвили Л.Д. Купольная архитектура VIII–X веков в Абхазии. Тб., 1988. 390. Рындина A.B. Древнерусская мелкая пластика: Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. M., 1978. 391. Савва, архим. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. 3-е изд. M., 1858. 392. Самойлова Т.А. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. M., 2004. 393. Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. M., 1916. 394. Северов Н.П. Памятники грузинского зодчества. M., 1947. 395. Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века: Каталог выставки/Под ред. Ю. Пятницкого и др. СПб., 2000. 396. Скифский роман/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина. M., 1997. 397. Смирнов A.C. Власть и организация археологической науки в Российской империи (очерки институциональной истории науки XIX – начала XX века). M., 2011. 398. Смирнова Э.С. Центры художественной культуры средневековой Руси: Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. M., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010