«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. См. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. По словам Оригена, Грапта (Γραπτ), упоминаемая в книге Ерма и опекающая сирот и вдовиц, – голая буква (τ ψιλν γρμμα), наставляющая тех людей, которые являются еще детьми по душе и не могут признать Бога своим Отцом, «а потому называются сиротами и вдовами, так как не сделались еще достойными жениха» ( Origenes . De principiis 4.2.4:28. TLG 2042/2). Таким образом, буква может и наставлять тех, кто еще не возрос до духовного понимания сказанного в Писании. По словам Оригена, этот уровень смысла «может быть полезным, об этом свидетельствуют множество людей, уверовавших истинно и просто» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПБ., 2008. С. 354). В слове «Об оставлении грехов» свт. Иоанн Златоуст пишет: «Если не погрузим свой ум в букву (τ γρμμα), не обнаружим сокрытого в нем сокровища Духа» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.762:22-24. TLG 2062/283). Также, по его словам, «в божественном Писании, даже в кратком речении (ν βραχε λξει) можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей» ( Joannes Chrysostomus . In Genesim (homiliae 1–67) 53.32:38. TLG 2062/112). Свт. Григорий Нисский в «Словах на блаженства Господни», разъясняя, что такое нищета духовная, обращается к слушателям: «Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам буква» (Οτος κενς στιν θησαυρς, δελφο, ν καταμηνει τ γρμμα) ( Gregorius Nyssenus. Orationes VIII de beatitudinibus 44.1196:34. TLG 2017/53). Толкуя слова Петра, обращенные ко Христу, «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21), свт. Иоанн Златоуст пишет: «Здесь есть таинство, возлюбленные, сокрытое в букве (ν τ γρμματι)» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.763:10, 11. TLG 2062/283).   

http://bogoslov.ru/article/1078423

Четвертое евангелие в самом начале провозглашает: „в начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог, все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть, в нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”; это „Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (I, 1 – 4, 14). И далее все евангелие делами и речами Иисуса доказывает это положение, этот догмат веры: Иисус Христос – изначала существовавшее Слово, творец неба и земли, спаситель мира. Бог дал Иисусу Христу власть над всякою плотью, чтобы всему дал он жизнь вечную: „Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого” истинного бога и посланного тобою Иисуса Христа; я прославил тебя на земле... и ныне прославь меня ты, отче, славою, которую я имел у тебя прежде бытия мира “(XVII, 2 – 5). Иисус – от вышних, люди – от нижних, они – от сего мира, он – не от сего мира, существует из начала (VIII, 23,25), он говорит то, что видел у отца своего (VIII, 38), верующий в него – имеет жизнь вечную (III, 36). Все учение Иисуса по четвертому евангелию не похоже на его учение по синоптикам. Нет изречений, ярких, образных, отвечающих на жгучие вопросы жизни, нет притч, которые так художественно и выпукло передают смысл учения, излагаемого Иисусом; вместо них – длинные проповеди на самые отвлечённые темы, и главным образом – на тему о том, что Иисус есть Слово, единородный сын, сошедший с неба, чтобы принести спасение людям, пожертвовав за них своею жизнью. Такова беседа с Никодимом (III, 1 – 21), проповеди иудеям по поводу исцеления расслабленного (V, 19 – 47), беседа по поводу чудесного насыщения (VI, 26 – 58), беседа с иудеями в храме (VIII, 12 – 58), проповедь о добром пастыре (X, 9 – 38), последняя беседа с учениками (XII, 31 – XVIII, 26). Таковы же рассказы и о чудесах Иисуса. Ему приписывается совершение самых необычайных чудес: превращение воды в вино, исцеление слепорождённого, воскрешение уже разложившегося Лазаря – все для того, чтобы особенно подчеркнуть божественность Иисуса, его сверхъестественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1436 “Говорят: для чего было в раю древо, с помощью которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас? ибо если бы у него не было обманчивой приманки, то как бы ввел нас в смерть через преслушание? Оно было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания” ( Василий Великий , Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 158–159). 1438 In Genes. homil. XIV, n. 3. Таже мысль – у блаж. Августина (de civit. Dei XIV, 12) и блаж. Феодорита (in Genes. quaest. XXXVII, в Хр. Чт. 1843, III, 370). Последний говорит: “не представляется ли тебе маловажным грех ? Господь отдал Адаму в полное распоряжение все древа, запретив вкушать от одного; а он, оставив все прочие, сорвал плод только с одного запрещенного древа. За сие-то укорял его и Господь Бог, говоря: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? ( Быт. 3:11 )? Это же самое видно и из слов диавола к Еве: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт: 3:1)? Итак преступ­ление не маловажно. От одного только древа им запрещено было вкушать; а они от него-то первого и вкусили”. 1440 “Бог ничего так не отвращается, как гордости. Посему-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас страсть сию. Для сего мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для сего жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой. Ибо первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу” ( Иоанн Златоуст , Беседа на Ев. Mamф. LXV , n. 6, ч. III, стр. 129, Москва, 1843). 1444 “Какая смерть произошла от греха Адамова? Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью” (Простр. Хр. Катих. о чл. III, стр. 43, М. 1840). 1447 Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 155. Срав. слово о подвижн., там же IX, 68. 1457 Tatian. ad Graec. VII; Tertull. adv. Marcion. II, 9; V, 25; Clirysost. in Genes. homil. XVII, n. 7. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

16 И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. 17 Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. 18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; 19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; 20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; 22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида. Пророк Иона 103 (евр. йона, что значит «голубь»), именем которого названа книга, есть, вероятно, одно лицо с Ионой, сыном Амафииным из Гафхефера (в Галилее). Согласно 4Цар 14.25 , он предсказал победу царю Иеровоаму II (786–746), когда тот выступил в поход в южные области. Таким образом, Иона был современником Амоса и Осии, но в отличие от них принадлежал к числу «царских пророков» (ср. 3Цар 22.6 ; Иер 28 ). Впрочем, существует и другое мнение, согласно которому исторический Иона проповедовал в Ассирии накануне ее падения (ок. 620–614). Книга Ионы по своему жанру и стилю не принадлежит к пророческим писаниям. Она является назидательным сказанием, сходным со сказаниями об Илии и Елисее. Однако если последние записаны вскоре после времени жизни пророков, то рассказ об Ионе носит явные черты позднего происхождения. Язык его изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными послепленной эпохе. Книга, несомненно, написана спустя века после падения Ниневии (612). Столица ассирийцев представлена там как город «на три дня пути» (3.3), т. е. ок. 90 км в диаметре. Историческая Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км), да и вообще древность не знала столь обширных городов. Никаких признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII и VII вв. были временем самых жестоких грабительских войн ассирийцев 104 . Книга написана прозой. Псалом в гл. 2 был вставлен позднее другим библейским автором 105 . Современные толкователи видят в Книге Ионы мид-раш, написанный вскоре после Плена (ок. V в. ). Он был направлен против узкого религиозного национализма и призывал проповедовать имя Божие среди народов. Иона, зная милосердие Господа, уверен в том, что язычники будут помилованы, если покаются. Между тем сам он не желает им блага. Иона пытается скрыться от лица Божия, но это ему не удается: Господь заставляет его идти в Ниневию. Когда же ниневитяне покаялись, Ягве простил их, и Иона был этим огорчен. Автор яркими штрихами рисует характер пророка, порывистого, страстного и упорного. Урок, преподанный ему Богом, содержится в заключительных словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в Израиле, когда евреи начали рассеиваться между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

49–52). Еще: у пр. Амоса мы находим такое место: вы говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота – чтоб открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами. В этих словах пророк упоминает о новомесячии и субботе, как установлениях давно известных, с которыми было соединено между прочим, ограничение в торговле, и выставляет на вид, как преступление, как беззаконие, употребление фальшивых мер и весов. Но постановления относительно новомесячий и суббот мы имеем в кнн. Исход и Числа ( Исх. 20:10; 28:11–14 ; Числ. 10:10 ); а законы, воспрещающие как нечто безнравственное, употребление фальшивых мер и весов, помещены в кнн. Левит и Второзаконие ( Лев. 16:36 ; Втор. 25:14 ). Таким образом один стих в книге пр. Амоса (8:5) свидетельствует, что во время этого пророка существовали законы Моисеевы, помещенные в последних четырех книгах Пятикнижия. Но пророк Амос жил и действовал во 2-й половине VIII века до Р. X., и значит, в это время существовали в Израиле, как известные, все законы Пятикнижия Моисеева, в том числе как те, которые новейшей критикой относятся к царствованию иудейского царя Иосии, так и те, которые, по утверждению той же критики, возникли уже после плена. Этот вывод найдет многочисленные подтверждения в других пророческих писаниях, относимых критикою к тому же VIII столетию. Так, знакомство с законами Моисея, вообще со всем Пятикнижием обнаруживает пр. Осия, живший, как мы уже знаем, в одно и то же время с пр. Амосом. Вот примеры. Пр. Осия, говоря (1:10): будет число сынов Израилевых как песок морской, воспроизводит характерное выражение, которое встречается только в кн. Бытия (22:17; 32:12) и более нигде в ветхозаветной Библии; замечая: будут есть – и не насытятся, он повторяет, выражение кн. Лев. (26:26): вы будете есть – и не будете сыты; употребляя выражения «они возвратятся в Египет», «забыл Израиль Создателя своего», приводит на память сказанное во Втор. 28:68; 32:18 . Далее. В 9пр. Осия указывает на одно из давнопрошедших событий: (отцы ваши) пошли к Ваалфегору и предались постыдному, и этим обнаруживает знакомство с событием, рассказанным в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

II. Давид (1010–970 гг. царь Израиля) И заповедей=∑2 (613 мицвот Моисеевых) Ягве! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? 1. Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, 3. и говорит истину в сердце своем; 4. кто не клевещет языком своим, 5. не делает искреннему своему зла, 6. и не принимает поношения на ближнего своего; 7. тот, в глазах которого презрен отверженный, 8. но который боящихся Ягве славит; 9. кто клянется, (хотя бы) злому и не изменяет; 10. кто серебра своего не отдает в рост, 11. и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек. 205 Вот одиннадцать заповедей Давида, включающие в себя все 613 заповедей Торы. III. Исаия (VIII в. до Р.Х., Иудейское царство) 6 заповедей=∑ (11 заповедей Давида) Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих 1. перестаньте делать зло; 2. научитесь делать добро; 3. ищите правды; 4. спасайте угнетенного; 5. защищайте сироту; 6. вступайтесь за вдову. После этого: Тогда придите, и рассудим, говорит Ягве. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю 206 Справедливость Давидовых заповедей переливается в сосуд мило­сердия Исаии. IV. Михей (VIII в. до Р.Х., Иудейское царство) 3 заповеди=∑ (6 заповедей Исаии). О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Ягве: 1. действовать справедливо 2. любить дела милосердия 3. и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. 207 Справедливость и милосердие венчаются смирением. V. Аввакум (VII-VI вв. до Р.Х. в царстве Иудейском и на руинах его). 1 заповедь=∑ (3 Михеевых заповедей)=∑ (6 заповедей Исаии)=∑ (11 заповедей Давида)=∑ (613 заповедей Моисеевых) 1. А праведный своею верою жив будет. 208 Весь закон сводится к вере, которою живет праведность в человеке. Внимательно вглядываясь во внутреннее состояние и призвание еврей­ского народа уже в течение многих веков, складывается впечатление, что это – деньги. От средневековых ростовщиков до всемирного капитала – это путь евреев. Материализм – это их одежда. Те, кто подарил миру живую веру в единого Бога, Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова, те сделали безбо­жие и атеизм всемирным. Если и встречаются подлинные атеисты, отри­цающие какое-либо высшее Начало, так это среди евреев. Таков странный и страшный парадокс истории!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Scriptores Veteres. T. VIII, p. 344), Златоуст (Homilia VIII in Epistolam ad Hebraeos. Montaucon Т. XII, р. 90) и Феодорит (Praefatio in Psalmos; Praefatio in Cantica Canticorum). Восстановление св. книг было по мнению Иринея, Климента Александрийского , Евсевия, Василия Великого (Epistola ad Chilonem), Феодорита и Исидора Севильского совершено по вдохновению Божественному без помощи каких бы то ни было списков. Ориген (Hexapla. Monfaucon. Т. I. Praeliminaria, p. 85), Леонтий Византийский и Оптат Милевийский утверждают, что Ездра восстановил св. книги на память, не упоминая о Божественном озарении. Златоуст принимает наличность Божественного озарения при пересмотре поврежденных книг. Синопсис Афанасия и Иаков Едесский (Epistola XIII. Ed. Wright. The journal of Sacred Literature for January 1867) отрицают не только восстановление книги, но и их исправление, приписывая Ездре лишь обнародование уцелевших у него списков. Иероним (Adversus Helvidium, 7) и Тертуллиан (De cultu teminarum I, 3) говорят о восстановлении священных книг в общих выражениях, безотносительно к их прежнему состоянию. Легенда нашла себе отголосок даже в магометанстве (Calmet. Dictionnaire historique de la Bible. Т. II, 426). 3Езд.14:45 И когда исполнилось сорок дней, 3Езд.14:46 Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, 3Езд.14:47 но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; 3Езд.14:48 потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал. 48 . Апокалипсисы в известных кругах иудейства ценились выше канонических книг. Восточные переводы после рассказа о чудесном восстановлении книг кратко отмечают год смерти Ездры. Вот это место по сирскому тексту: «48. И я сделал так в седьмой год шестой седьмины спустя 5 000 лет 3 месяца и 12 дней от творения мира. 49 . И тогда Ездра был взят и принят в страну подобных себе, после того как он написал. 50 . Сам же он был назван писцом знания Всевышнего на веки веков». Все прочие переводы указывают время смерти Ездры точно так же, как и сирский с незначительными изменениями (арм. 5 000 лет 2 месяца, эф. 5 000 лет 3 месяца 10 дней, один ар. 5 025 лет 3 месяца 12 дней и другой 5 000 лет 3 месяца 22 дня). В 3 месяцах 12 днях Гункель видит апокалиптический срок, для обозначения которого Апокалипсис (XI:9, 11) пользуется выражением: «три дня с половиной». По свидетельству Юлия Африкана евреи считали от творения мира до Р. Х. 5 500 лет. Время жизни исторического Ездры при такой хронологии падает как раз на указываемые в восточных переводах годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ueз.VIII:11 . И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, и Иезония, сын Сафана, стоял среди их, стоящих пред изображениями (picmuras), и каждый имел кадильницу в руке своей и туманное испарение от курений возносилось кверху. Когда говорит, что были семьдесят мужей из старейшин дома Израилева, державшие в руках кадильницы, то показывает, что были многие другие старейшины, которые не делали этого, но, может быть, обладавшие другими грехами, и один по имени Иезония, сын Сафана, стоял среди их, будучи как бы предводителем в злодеянии и святотатстве тех, кои, оставив служение Богу, чтили идолов и в храме поклонялись не Богу, которому принадлежал храм, а стенным изображениям. И прекрасно говорится: стоял Иезония, сын Сафана, то есть суда и осуждения своего, среди стоящих старейшин, ибо и предводитель, и те, предводителем которых он был, твердой стопой стояли в злодеяниях и не колебались во зле, но весьма сильно упорствовали, и туманное, беспорядочное и клубящееся испарение, поднимавшееся вверх от курений, указывало на святотатство совершающих приношение. Это совершалось в то время в буквальном смысле. Но и нам должно молиться, чтобы старейшины дома Израилева, умножающие священное седмиричное число чрез семь декад, не стояли в заблуждениях своих и не поклонялись изображениям идольским, и чтобы не поднималось или не возносилось святотатственное испарение, направляющееся против Бога. Когда мы видим лукавое сборище народа, о котором написано: возненавидех церковь лукавнующих ( Пс. 25:5 ), и начальников, худших народа, и правителя, более непотребного, поставленного над народом и старейшинами; то можем оказать, что Иезония стоит пред изображениями и каждый имеет кадильницы в своих руках, преклоняясь не пред величием Божием, а пред собственными пожеланиями, и что не запах благоухания доходит до Бога, а смрад до идолов. Ueз.VIII:12 . И сказал мне: видишь ли ты, сын человеческий, что старейшины дома Израилева делают в темноте, каждый в сокрытой спальне своей. Ибо они говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

VIII:11). Следовательно, тогда будет в духе животворящем то тело, которое теперь в душе живой.    Тем не менее, апостол называет его мертвым, потому что оно уже связано необходимостью смерти. Прежде же оно было хотя и не в духе животворящем, но в душе живой так, что по справедливости не могло быть названо мертвым, ибо могло подвергнуться необходимости смерти лишь через совершение греха. Когда же Бог словами к Адаму: «Где ты?» (Быт. III:9) указал на смерть души, совершившуюся вследствие оставления Его, и словами: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. III:19) обозначил смерть тела, совершившуюся вследствие оставления его душой, то потому, вероятно, ничего не сказал о второй смерти, что пожелал, чтобы она была сокрытой ради строительства здания Нового завета, в котором о второй смерти возвещается с полной ясностью; так что первоначально становится известной та первая смерть, которая обща для всех, как произошедшая из того греха, который в одном сделался общим для всех; вторая же смерть вовсе не есть общая для всех по причине призванных по предвидению: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братииями» (Рим. VIII:28-29). Последних от второй смерти избавила через Ходатая Божия благодать.    Итак, первый человек был создан, как говорит апостол, с душевным телом. Ибо, желая отличить теперешнее, душевное, от духовного, которое должно быть после воскресения, он говорит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. XV:42-44). Потом, чтобы доказать это, продолжает: «Есть тело душевное, есть тело и духовное». А чтобы показать, что такое тело душевное, он говорит «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (1Кор. XV:45; ср. Быт. II:7). Так апостол хотел объяснить, что такое тело душевное. Хотя о первом человеке, который был назван Адамом, Писание, когда ему божественным дуновением была сотворена душа, и не сказало: «Стал человек телом душевным», но сказало: «Стал душою живущею»; тем не менее, под написанным апостол хотел понимать душевное тело человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

VIII. Завет Божий с Авраамом Укрепленный верой, услышав еще однажды от Господа, что земля Ханаанская дана ему в наследие, он просил знамения, как бы залога на обладание сею землей, и знамение, сопровожденное страшным видением, обратилось в завет между Богом и Аврамом. По велению Господа рассек он трехлетних телицу, козу и овна, и положил их друг против друга; налетели на трупы хищные птицы, которых отгонял, доколе при захождении солнца погрузился в сон; тогда напал на него ужас и мрак великий, и услышалось слово Господне: «ведай, что потомки твои будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении четыреста лет; но я произведу суд над народом, у которого будут они в порабощении, и после сего выйдут они с великим богатством; ты же отыдешь к отцам твоим в мире и погребен будешь в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония Амморейского еще не исполнилась.» Наконец, когда зашло солнце, был мрак и дым, как бы от печи, и светильник огненный прошел между рассеченными животными. В сей день заключил Господь завет с Аврамом, употребив обряд, свойственный при союзах человеческих, ибо прохождение между рассеченными половинами животных, знаменовало, что как сии рассеченные составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают руководиться одним духом и составлять одно общество. Не смотря однако на обетования Божьи Авраму, Сара, жена его, оставалась неплодной; опасаясь быть виной безчадия супруга, она убедила его разделить ложе с египтянкой Агарью, от которой родился ему сын Измаил. – Но, еще прежде его рождения, уже стала превозноситься рабыня над госпожой, и преданная Аврамом на волю оскорбленной Сары, бежала от лица её в пустыню. Там, у источника, нашел её Ангел и велел возвратиться с покорностью, обещав ей многочисленное потомство в сыне Измаиле: «дикий человек будет он между людьми, сказал Ангел, руки его на всех и руки всех на нем, и вселится он пред лицом братий своих.» – Событие сего предсказания видим мы в воинственном роде Арабов, и оно простирается до Магомета, потомка Измаилова, который с оружием вселился пред лицом новозаветных чад Аврама.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010