Израильские ученые расшифровали надписи VIII века до нашей эры, где упоминается Библейский царь Езекия Иерусалим, 30 декабря 2022 г. Обнаруженная в Иерусалиме каменная табличка с надписью, где упомянуты деяния Библейского царя Езекии. Фото: Эли Шукрон      Израильский профессор древней истории заявил, что недавняя расшифровка надписей, где перечисляются достижения праведного Езекии, 13-го царя Иудеи из династии дома Давида (годы правления: 715-687/686 до н.э.), который упоминается в Библии (4-я книга Царств, главы 18-20; 2-я книга Паралипоменон, главы 29-32), является «одним из важнейших археологических открытий в Израиле за всю историю», сообщает “CBN News”. На расшифровку надписей у двух ученых ушло более 10 лет после того, как они начали исследовать каменную табличку, обнаруженную во время раскопок в Национальном парке «Город Давида» в Израиле в 2007 году. Профессор Гершон Галиль из Института библейских исследований и древней истории Хайфского университета и Эли Шукрон из Исследовательского института Библии и древней истории обнаружили, что надписи VIII века до нашей эры на фрагменте камня размером с ладонь включают не только имя царя Езекии, но и список его деяний за первые 17 лет правления. К ним относятся его поручение сделать купальню в Силоаме и высечь туннель, чтобы обеспечить доступ к водам источника Гихон. Считается, что это действие помогло спасти город, когда ассирийский царь Сеннахирим (годы правления: ок. 705/704-681 до н.э.) попытался его захватить, как описано в Библии. «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]» (2 Пар. 32:2-4). В стремлении опередить Сеннахирима две бригады иудейских рабочих прорыли Силоамский туннель с обоих концов и встретились через два года в центре.

http://pravoslavie.ru/150267.html

Кому придет в голову подобная мысль? Вполне основательно думают некоторые, что в этом случае слово «море» употреблено в смысле настоящего века. Итак, давая разуметь, что вместе с теми, которые воскреснут, будут подлежать суду и те, которых Христос застанет здесь еще в телах, он назвал и их мертвыми, причем как добрых, о которых говорится: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. III:3), так и злых, о которых сказано: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. VIII:22). Мертвыми они могут быть названы уже потому, что носят смертные тела, почему и апостол говорит: «Тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. VIII:10), — говорит, показывая, что то и другое, и мертвое тело, и живой дух, существует в человеке живущем, находящемся в этом теле. И не назвал плоть смертной, а назвал мертвой; хотя несколько ниже называет те же самые тела более употребительным словом — смертными (Рим. VIII:11). Итак, отдало море мертвых, бывших в нем, т. е. отдал настоящий век людей, которые в нем находились, потому что еще не умерли. «И смерть и ад отдали мертвых, которые были в них». Море отдало, потому что они предстали так, как были застигнуты; смерть и ад возвратили, потому что их снова призвали к жизни, которая уже миновала.    Возможно, что были основания, по которым недостаточно было сказать просто «смерть» или «ад», но должно было быть сказано то и другое: смерть — в применении к добрым, которые могли претерпеть только смерть, но не быть в аду; ад — в применении к злым, которые несут наказание и в аду. Ибо если не безосновательно представляется вера, что и древние святые, исповедавшие веру в непришедшего еще Христа, находились хотя и в весьма удаленных от мучений нечестивых местах, но все же в аду, пока не извлекла их оттуда кровь Христова, проникшая и в те места, то совершенно в порядке вещей, если добрые верующие после того, как эта цена искупления уже пролита, вовсе не ведают ада, пока, по восприятии самих тел, не воспримут те блага, какие заслужили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Михей (VIII в. до Р.Х.) — еще один пророк Южного царства (Иудеи), так же как Исайя. Неудивительно, что его речи перекликаются с речами его более известного современника. Та же мессианская идея, выраженная словами, которые цитируются в Евангелии от Матфея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Софония (VII в. до Р.Х.) — пророк, проповедовавший в Иудее после длительного перерыва, связанного с «мрачным» правлением царя Манассии. Подобно Амосу столетием раньше, Софония изрекал суровые пророчества о беспощадном суде Божием над грешным Израилем. Аввакум (VII в. до Р.Х.) — пророк, предположительно проповедовавший в самом конце VII века до Р.Х. Довольно убедительно выглядит версия о том, что поводом к его речам послужила бессмысленная гибель праведного царя Иосии (612 г. до Р.Х.), который провел реформы в Иудее, направленные на очищение религии от язычества. Его книга начинается так, как до этого не начиналась ни одна пророческая книга — с упреков Богу: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» ( Авв.1:2 ). В этом Аввакум предвосхитил Иеремию, своего великого современника. Наум (VII в. до Р.Х.). Его книга целиком посвящена падению Ниневии, столицы Ассирийского царства, в 612 г. до Р.Х. Это событие, прежде всего политического значения, имело и духовный смысл: ведь Ассирия представляла собой постоянную угрозу Южному (Иудейскому) царству, грозя лишить его как политической, так и религиозной независимости (участь, постигшая в 721 г. до. Р.Х. Северное царство). Если эти речи звучали как пророчество о падении Ниневии, то их можно датировать концом VIII — началом VII века. Если же перед нами описание этого падения как свершившегося факта, то это конец VIII в. до Р.Х. Иеремия (VII–VI вв. до Р.Х.) — великий пророк, на чью долю выпало быть свидетелем величайшей катастрофы Ветхого Завета — падения Иерусалима (586 г. до Р.Х.), разрушения храма, построенного Соломоном, и увода иудеев в Вавилонский плен. По времени служение Иеремии не ограничивается только этими событиями, оно началось задолго до них. За свои «неудобные» речи Иеремия влачил существование изгоя общества, на что весьма выразительно жалуется он сам в своих речах, вошедших в книгу, особенно в так называемых исповедях или молитвах, в которых он доходит почти до ропота на Бога за свою незавидную участь пророка (см. Иер.20:14-18 ; также см. Иер.11:18-12:6; 15:10-21; 17:12-18; 18:18-23; 20:7-18 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Михей и Исайя, духовные преемники Амоса и Осии Израильское царство погибло. Но не пропал пророческий труд — ученики Амоса и Осии записали их пророческие речи, принесли на юг, в Иудею — и подняли там волну пророческого движения. Начиная с конца VIII века пророческая письменность получает на юге широкое развитие. Первыми письменными пророками Южного (Иудейского) царства являются Михей и Исайя. Они были современниками, оба проповедовали в конце VIII — начале VII веков, только Исайя был жителем столицы, а Михей — провинциалом из региона Шфела. К книгам Михея и Исайи мы теперь и обратимся. С Амосом Михея и Исайю роднит озабоченность общественными проблемами. Он сурово обличает социальные язвы иудейского общества: «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Мих. 2:1–2). О том же самом читаем у Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8). Скорее всего, дома и поля переходили от мелких землевладельцев к крупным в уплату долга. Лишённые прав собственности на землю крестьяне попадали в разряд сельских безземельных пролетариев, вынужденных наниматься на работу ко всё тем же крупным землевладельцам . Очевидно, экспроприация земель и домов у должников происходила по решению суда. Об этом читаем у Исайи: «Горе тем, которые выносят нечестивые постановления () и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия () и похитить права ( – букв. «суд») у малосильных из народа Моего» (Ис. 10:1–2). У Михея злодеи не только желают , но и осуществляют свои желания — захватывают ( можно перевести и как грабят ), отнимают (букв. уносят — ) поля и дома. Богатеи — скупщики и ростовщики — грабят и растаскивают (можно перевести и так) имение тех, у кого нет возможности защитить свои права на собственность.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Не так было в Ветхом Завете: пророки по повелению Божию и милости Его могли уделять умершим часть сил своих и возжигать снова жизнь их от своей жизни, но не повелевать властным словом во имя Господа жизни снова возгореться. Чтобы закончить здесь сказание о Сонамитянке и воскресшем ее сыне, мы должны заглянуть несколько вперед и обратиться к 4 Ц. VIII, 1–6 926 . Глава VIII начинается словами: «И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить; ибо призвал Господь голод, и он прийдет на сию землю на семь лет. И встала та женщина, и сделала по слову человека Божия, и пошла она и дом ее, и жила в земле Филистимской семь лет». При этом выселении ни слова не говорится о ее муже; она сама распоряжается переселением и уводит с собою из дома всех слуг и домочадцев своих. И в стихе 5 той же главы она предстоит пред царем с сыном, но без мужа, вследствие чего многие комментаторы называют ее в это время вдовою. Нет сомнения, что муж ее умирает прежде этого временного выселения. Через семь лет в Палестине восстановляется изобилие, и она возвращается на родину, но находит, что весь ее участок с домом и усадьбой захвачен людьми посторонними, или быть может захвачен слугами царскими, как вымороченное имущество. И то, и другое толкование стиха 6-го может быть допущено. В 4 Ц. VIII, 4 мы читаем, что царь разговаривает «с Гиезием, слугою человека Божия. И сказал царь: расскажи мне все замечательное, что сделал Елисей» 927 . Мы думаем, как говорили мы выше, что Гиезий в это время уже не слуга Елисея: он уже поражен проказою; но, – заметим мы, – закон Моисеев, запретив касаться прокаженных, отделял их из общества, но не запрещал говорить с ними. А как увидим ниже, в сказании о Неемане Сириянине, в некоторых странах востока заведомо прокаженный даже не выделялся из общества. Очевидно, что Иорам, увидев случайно Гиезия, известного в народе под именем «слуги человека Божия», – или услышав о нем, – пожелал видеть его, чтоб расспросить его о пророке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он опирается потом на свои дворцы, и Иуда, разделяя то же безумие, настроил много укрепленных городов; но к чему могут служить крепости, когда те, которые защищают их, забыли Бога. Я пошлю по пророчеству Амоса I, 12, огонь на города Иуды, когда он пожрет чертоги Ефрема». – VIII, II – 14. « Не предавайся, как ты это делаешь, радостям язычников; потому что ты гораздо виновнее их, о избранный народ, так как ты оставил твоего Бога, и вместо того, чтобы благодарить Его за блага, дарованные Им тебе, приносишь нечистые жертвы по твоим похотям (1, 2; 11, 5:8). Но вот наступает время, когда они не будут питаться уже своим хлебом и не будут вкушать своих превосходных вин ( Ам.5:11 ; Соф.1:13 ). Они оставят свое отечество, землю Превечного, и пойдут в изгнание в Египет (VII, 16; VIII, 13), в Ассирию, где будут есть нечистое ( Иез.4:13 ). Там не будет более жертв (III – 4); если бы они и захотели принести их, то не в состоянии будут сделать это; их пиршества, Мной не освященные, будут как бы похоронными пирами ( Втор.26:14 ; 2Цар.3:35 ); хлеб их будет служить только для их питания, а в дом Господень он не войдет. Нет более торжественных празднеств! А что вы сделаете с днями, когда должно совершать их (III, 4). Вы будете погребены в доме рабства, и вашими прежними жилищами завладеет колючий терн. –IX, 1–6. «Пришли дни посещения (V. 9; VII, 13; VIII, 13). Тогда Израиль узнает, что если пророки были безумны, как он предполагал, то они были безумны от печали, по необычайности его заблуждения и всех его ужасных преступлений. Ефрем думал, что он бодрствует как страж, держится на страже против своих врагов и имеет на своей стороне покровителем моего Бога; он, уловлявший души простых в сети лжи (V, 1; VI 9), он обвинял пророка, посланного Превечным, в том, что пророк – сеть птицелова на всех путях его; он, чья жизнь была только долгою цепью ужасных преступлений, воображал, будто пророк был чем-то скверным и ненавистным в доме Превечного. Их разврат не уступает ни в чем разврату Гивы ( Cyд. XIX, XX ), и их наказание будет также же страшно».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

«Положи, говорит Иегова, Меня, как печать, на сердце твое: «на Нем (на Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, Сыне человеческом) положил печать Свою Отец Бог» ( Uoah. VI, 27 ). По сему и ради Сына человеческого, искупившего по Божеству человека, и «нас запечатлел Бог и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Kop. I, 22 ). Запечатлел же нас ради любви Своей бесконечной. Но любовь Господа к нам требует верности Ему, и отпадение от Него и в ветхом завете, как в новом, возбуждает гнев Божий, называемый ревностью 673 . Ревнует народ Свой Бог именно потому, что любит. Он не индифферентно взирает на мир, карая и милуя, Он не Судья только беспристрастный, – Он более того: Он – любящий Отец, ревнующий, когда дети Его идут во след богов иных, будут ли они называться Молохом и Астартой, или же страстями и увлечениями земной жизни. В отношении к Церкви и душе человеческой Он Жених и Супруг, скорбящий, как Сын человеческий, при неверности обрученной Ему невесты: «люта, как преисподняя, ревность». И «стрелы ее – стрелы огненные,... пламень сильный», ибо этот пламень есть «огнь вечный». Верность Господу есть тихое счастье, покой, и мир, и радость; неверность Господу есть сама по себе ад и огонь, ибо не может ничего – кроме огня и муки – дать грех . «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением», говорить II. II. VIII, 7. «Какая польза человеку, – говорит Господь наш Иисус Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Mamф. XVI, 26 ). По-видимому в стихах 6 и 7 VIII гл. Песни Песней сосредоточено высшее значение ее. Любовь Бога к Своему творению есть огнь и свет; и печаль по потерянном, и радость по обретенном создании». И древние толкователи, – говорит А. А. Олесницкий (стр. 378), – видели в Песни Песней одно из высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в VIII, 6–7, общая мысль всей книги Песни Песней должна быть определена так: Среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, – это обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет материального солнца на земле избранных Божиих, потому, что сам Иегова будет для земли солнцем незаходимым, которое будет светить своему народу 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Поэт вводит нас в цветущую роскошную природу» («История еврейской литературы» т. I, стр. 78–79). Надо лишь помнить, что и любовь к природе и истории родного народа, и половая любовь и эстетическое чувство красоты, и наслаждения радостями жизни и самое стремление к мудрости у священного писателя книги «Песнь Песней», как истинного теократа и раба Иеговы завершались в религиозном чувстве и благоговении пред Иеговою. Хотя имя Божие в этой книге (как и в книге Есфирь) по принятому еврейскому тексту, как и по древним переводам книги, не встречается, но религиозный дух веет в целом содержании книги и со всею очевидностью и силою выражается в тех словах Невесты в гл. VIII, ст. 6–7, которые составляют главную, основную мысль всей книги: «Положи меня, как печать на сердце твое, как перстень, на руку твою, ибо крепка, как смерть, любовь, люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный (по более точному переводу архим. Макария: она пламень Божий). Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». Только священное пламя любви Божественной, освящающее своим небесным прикосновением всякий вид земной любви (ср. Uak. IV, 4–6 ), возвышает «брачную песнь» книги Песнь Песней на степень высокого религиозного гимна, а самую книгу делает бессмертным созданием вдохновенного духа, человеческого под воздействием Духа Божия. Из бесчисленных опытов разделения содержания нашей книги мы принимаем, как более естественное, деление целой картины всего содержания книги на следующие отделы или частные картины. Отдел первый: гл. I-II, ст. 7. Отдел второй: II, 8-III, 5. 3) III, 6-V, 1. 4) V, 2-VI, 3. 5) VI, 4–VII, 6. 6) VII–VIII, 4. 7) VIII, 5–14. Глава 1-я 1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. 2. От благовония мастей твоих имя твое, как разлитое миро, поэтому девицы любят тебя 3. Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

«Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» — Ин. VIII, 58. 248 «Питер Пэн» — сказка Джеймса Барри (1860—1937). Герой сказки пожелал навсегда остаться маленьким. 249 «…если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, кольми паче вам, маловеры» — Лк. XII, 27—28. 250 Михей — библейский пророк. 251 В древнеперсидской религии, реформированной Зороастром, бог зла Ариман противопоставлялся Ормузду (Ахурамазде). 252 Калигула (12—41) — римский император с 37 г ., безумный деспот. 253 Притча о плевелах. — Согласно притче, враг человека, посеявшего на своем поле «доброе семя», засеял его плевелами. Чтобы не загубить урожай, сеятель не рвет плевелы до жатвы, после которой они должны быть сожжены (Мф. XIII, 24). Объяснение притчи: «Поле есть мир; доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;.. И ввергнут их в печь огненную…» (Мф. XIII. 37). 254 Претворение воды в вино на свадебном пиру — в Кане Галилейской Иисус пришел на свадьбу к беднякам и, когда у них не хватило вина, превратил в вино воду (Ин. II, 1—6). 255 «Еще не пришел час Мой» — Ин. II, 4. 256 Лисы имеют норы, а птицы гнезда — Ср.: Мф. VIII, 20. 257 АполлонийТианский — легендарный греческий мудрец I в. н. э. Ему посвящена книга Флавия Филострата (первая пол. III в.). Аполлонию приписывалось божественное происхождение (он — воплощение Протея) и учение, представляющее собой эклектическую смесь позднего стоицизма и восточной мистики. По преданию, Аполлоний обошел весь Восток, не столько проповедуя новое учение, сколько утверждая свою мудрость и красноречие. 258 Перипатетиками (разгуливающими) называли учеников Аристотеля, так как Аристотель вел занятия, прогуливаясь в саду. 259 Ищите Царства Божия, и это все приложится вам — Ср.: Лк. XII, 31. 260 Эдем — райский сад. 261 Изгнание торгующих из храма — См.: Лк. XIX, 45. 262 Одиссей — герой поэмы Гомера «Одиссея» — после завоевания Трои десять лет странствовал и претерпевал многие бедствия, стремясь на родину — остров Итаку. 263 Когда Аполлоний предстает перед судом и исчезает — Флавий Филострат рассказывает, что одним из чудес Аполлония было его исчезновение от судей императора Домициана (Кн. VIII, 5). 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Соображая 3 Ц. VIII, 4 и 2Nap. V, 5 с 3 Ц. III 4 и 2Пар. 1, 3–5 582 , мы думаем, что слова: «понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи... священники и левиты» (3 Ц. VIII, 4) должны означать не одну, а две процессии – одну с ковчегом завета из крепости Сиона, а другую из Гаваона с древней скинией и медным жертвенником и тем медным змием, который при царе Езекии был уничтожен, находясь в храме Соломоновом 583 . Мы основываем свои предположения о том, что из Гаваона были вынесены все священные предметы, на том, что значение Гаваона 584 совершенно уничтожается со дня освящения храма, и едва ли бы Соломон мог допустить, чтобы в царстве его создалось два пункта религиозного культа при ясных указаниях закона, что храм Богу (в Иерусалиме) должен быть единым святилищем страны 585 . Заметим притом, что временная скиния, построенная Давидом «на Сионе в граде Давидовом» (2 Ц. VI, 17; 1Nap. XV, 1 ), когда он туда перенес ковчег из Кириаф-иарима, не имела той святости, как скиния Моисеева с жертвенником для всесожжения, которая освящена была Самим Господом: «и покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому – что осеняло ее облако и слава Господня наполняла скинию»... (Исход XL, 34– 35). Эта древняя ветхая скиния, переносимая несколько раз с места на место 586 , конечно не была оставлена в Гаваоне вместе с медным жертвенником, сделанным Веселеилом при Моисее ( 2Nap. I, 3 и 5), который имел кольца и шесты для перенесения его с места на место (Исх. XXVII, 1 – 8). По всему этому мы думаем, что надо предположить на основании слов 3 Ц. VIII, 4 и 2Nap. V, 5 два шествия. Одно из них несло ковчег из крепости Давида, другое должно было нести из Гаваона древнюю скинию и жертвенник курений и всесожжений и все священные предметы, которые там оставались. Мы думаем, что самая оговорка 3 Ц. II, 2, – что народ еще приносил жертвы на высотах, потому что не построен был храм, – служит доказательством, что с освящением храма всякая жертва, даже принесенная на высотах Гаваонских, становилась незаконною, ибо единое место поклонения Господу, где пребывало имя Его, отныне был храм на горе Мориа. Потому-то святилище Гаваонское и должно было быть совершенно упразднено.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010