– С. 71–77; Зубарь В. М., Сорочан С. Б. Новый погребальный комплекс II–IV вв. .... – С. 123–131; Зубарь В. М. Итоги и перспективы исследования Западного некрополя Херсонеса//Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. Тезисы докл. – М., 1987. – С. 103–104; Зубарь В. М., Рыжов С. Г., Шевченко А. В. Новый погребальный комплекс Западного некрополя Херсонеса. – С. 148–165 (особенно с.161, 163, рис. 9,9); Зубарь В. М., Робустова А. В. Два новых раннесредневековых склепа Западного г. с типичной квадратной камерой и тремя лежанками, на которых, как и на полу, в полном беспорядке лежала масса костей и черепов. В третьем сверху из четырех слоев погребений находились бронзовая пряжка VII–VIII вв. со щитком в форме креста, бронзовый круглопроволочный браслет с расширяющимися несомкнутыми концами, проволочная серебряная серьга, а при расчистке было обнаружено известняковое крестовидное надгробие, типичное для VI–IX вв. (Зубарь В. М., Рыжов С. Г. Отчет... – Л. 13–17, табл. XXX, 1; XXXII, 1–3, 5,6). Судя по находкам бронзового браслета, круглого в сечении, с заходящими друг на друга слегка расширяющимися концами, и фрагментам других проволочных браслетов, в это же время продолжал функционировать склеп г., тоже с тремя лежанками (Зубарь В. М., Рыжов С. Г., Шевченко А. В., Костромичева Т. И. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1981 г.//Архив НЗХТ. – Д. –Л. 6–, рис. 4, 5). В склепе г. были материалы ранневизантийского времени, в частности, бронзовые браслеты с несомкнутыми утолщенными концами, а среди монет одна, предположительно VII в. (на аверсе –два императора, стоящие в фас) (Зубарь В. М., Рыжов С. Г., Шевченко А. В., Костромичева Т. И. Отчет... – Л. 28–39,53). В V–VII вв. были вновь приспособлены для захоронений склепы г., сооруженные в римскую эпоху: в них отсутствуют вещи, что было свойственно для «зрелых», отнюдь не ранних христианских погребений, причем в склепе одна из ниш-локул оказалась заложена характерной для христианских погребений стенкой из камней и плинфы (Зубарь В. М., Шевченко А. В. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1983 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 36–40). Аналогичную перегородку из плинфы размерами 25 х 15 х 3,4 см на глине и оштукатуренную имела одна из шести локул склепа, открытого Е. Г. Суровым в 1959 г. во время раскопок рыбозасолочного комплекса около башни I (Суров Е. Г. Херсонес Таврический. – Свердловск, 1961. – С. 77–81). На лежанке находились костяк взрослого человека 40 лет и двух детей примерно 5-летнего возраста по бокам. Всего в склепе было захоронено 44 человека, в том числе 14 детей возрастом до 10 лет. Инвентаря с покойниками почти не было, если не считать перстня-ключа и нескольких светильников, грубых и малого размера, типичных для V–VI вв. По монетам склеп датировали началом V в., однако поскольку вход в него был закрыт выстроенной в конце VI в. рыбозасолочной цистерной, последние захоронения могли быть совершены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

74  См.: Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи. СПб., 2003. С.194–206. 76  Так, например, лидер еврейской общины г.Магона. фигурирующей в послании Севера Меноркского, занимал важный пост дефенсора города (т.е., no существу, главного городского магистрата); из евреев состояла почти вся городская верхушка: видный представитель общины по имени Литорий имел даже ранг римского сенатора и в разное время занимал высшие военные должности в Галлии (военного комита, а позднее – магистра обоих родов войск). См. об этом подробнее: Chernin L. Social conflict in the literature of miracles: Epistle of Severus, bishop of Menorca//Hispania Judaica. 2012. P.1–20. 77 Хрисмон (хризма) – монограмма из переплетенных первых букв греческого написания имени Иисуса Христа: 78  Отсюда наименование «Толедское королевство», которое применяется для обозначения вестготской государственности VI – нач. VIII вв. 79  Подробнее см. об этом: Захаров Г.Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М„ 2010. С. 371–383. 80  На их роль в процессе христианизации полуострова указывает. в частности. наличие епархии Бритонес. 82 82  Его ученик и преемник Пасхазий Думийский перевел на латинский с греческого ряд житий и высказываний египетских отшельников, составившие книгу «Геронтикон» («Книгу старцев о восьми смертных грехах»). 85  За период с конца VI до начала VIII вв. было созвано 13 провинциальных соборов, состоявшихся в Нарбонне, Севилье, Сарагосе, Толедо, Уэске, Мериде и Браге. 86 Речь идет о следующих Толедских соборах: III (589 r.). IV (633 r.). V (636 r.), VI (638 r.), VII (646 r.), VIII (653 r.). X (656 r.), XII (681 r.), XIII (683 r.). XV (688 r.). XVI (693 r.), XVII (694 r.). 87  См.: Orlandis J. Los laicos en los concilios visigodos//Anuario de Historia del Derecho Español. 1980. T.50. P.177–187. 88  Этот канон закрепил ряд других норм. составивших основу того. что нередко именуется вестготской «политической теологией». В их числе: утверждение об особой святости клятвы верности, приносимой королям «народом» (т.е. знатью) при вступлении на престол (ее нарушение квалифицировалось как святотатство – sacrilegium); угроза вечными муками посягнувшему на убийство короля; наложение на узурпатора анафемы; пожизненное отлучение преступника от причастия. Вместе с тем, согласно тому же 75-му канону. анафема и отлучение от причастия могли быть наложены и на самого короля в случае проявления им деспотизма. высокомерия и жадности. Эти нормы составили основу того, что нередко именуется вестгагской «политической теологией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собственно текст Л. П. Д. согласно к-польской традиции сохранился в рукописях с кон. VIII в. и далее, а тексты палестинской Л. П. Д. ап. Иакова и сир. чинов Преждеосвященной литургии - в рукописях начиная с X в. Впрочем, сами эти тексты явно датируются более ранним временем, чем древнейшие содержащие их списки,- напр., груз. перевод Л. П. Д. ап. Иакова, по мнению С. Верхельста, был выполнен в VII или даже VI в. Действительно, из процитированных выше свидетельств хорошо видно, что уже к нач. VII в. Л. П. Д. практиковалась немалое время, поскольку она упоминается в качестве вполне обычного последования. С др. стороны, в достаточно подробных описаниях иерусалимского богослужения IV-V вв.- «Паломничестве» Эгерии и арм. версии древнего иерусалимского Лекционария - никаких упоминаний о Л. П. Д. в разделах о Великом посте и Страстной седмице не содержится, так что в Палестине она появилась не ранее сер. V в. (скорее, в VI в.). В груз. версию древнего иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI-VII вв., Л. П. Д. уже включена. В свою очередь в сиро-яковитской традиции установление Л. П. Д. приписывается Севиру Антиохийскому, что не обязательно соответствует действительности, но все же является еще одним указанием на VI в. как на вероятное время появления Л. П. Д. на Востоке. На лат. Западе «месса Преждеосвященных» в конце службы чтений Великой пятницы впервые описывается в древней редакции Геласия Сакраментария , сохранившейся в рукописи Vat. Reg. Christin. lat. 316, ок. 750 г., но сформировавшейся примерно за полвека до того. Впрочем, нек-рые лат. монашеские уставы уже в VI в. предписывали братии ежедневно причащаться Преждеосвященными Дарами ( Alexopoulos . The Presanctified Liturgy. 2009. P. 124-126), но их указания, к-рые подробнее будут рассмотрены ниже, не получили продолжения в последующей традиции. В древнейших лат. источниках причащение Преждеосвященными Дарами предваряется простым «Отче наш» (с обычными вступлением и завершением) и совершается в молчании, т. е. к.-л. чина, подобного восточным, по сути, нет.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСОМТАВРУЛИ [груз. от - буква, - заглавный], древнейший вид груз. письма, послужившего основой для церковнострочного письма нусхахуцури (IX в.), из к-рого в кон. X в. развилось гражданское письмо мхедрули , используемое с нек-рыми изменениями и в наст. время. А.- капитальное письмо, в к-ром все буквы, расположенные в двухлинейной сети, имеют одинаковую высоту и состоят из круга, полукруга и прямой линии. Из-за преобладания в графической системе букв А. круга и полукруга это письмо называют еще и «мргвловани» ( - круглый). А. состоит из 37 букв, 38-я буква ó (u) не входит в алфавит, т. к. соединяет графические знаки букв í (о) и (y). Вопросом времени создания древнегруз. письма интересовались еще средневек. историки: так, по мнению арм. историка V в. Корюна , арм., албан. и груз. письмо было создано арм. деятелем V в. Месропом Маштоцем ; по теории груз. историка XI в. Леонтия Мровели , составителя основной части древнегруз. исторических хроник Картлис Цховреба , груз. письменность была создана царем Иберии Парнавазом (III в. до н. э.). По мнению основоположника груз. палеографии И. А. Джавахишвили (1926), А. возникло путем постепенного превращения букв финик. письма еще с VIII-VII вв. до Р. Х.; В. Гардтхаузен (1876), Д. З. Бакрадзе (1881, 1889), Д. Каричашвили (1905) и др. считали, что А. происходит из греч. письма. Последнее положение было развито К. С. Кекелидзе (1924) и аргументировано акад. Т. В. Гамкрелидзе (1989), к-рый писал, что «с объявлением христианства официальной религией древней Иберии создается новая алфавитная письменность на основе греческой системы письма» ( . . С. 304-305). В груз. письменных памятниках А. господствовало в основном в V-VIII вв.; до 2-й пол. XIX в. оно применялось в виде заглавных букв в некоторых рукописях, выполненных нусхури. Древнейшие надписи, сделанные на А., сохранились в Болнисском Сиони (одна из них строительная - 493 или 503) и в груз. мон-ре во имя св. Феодора в Палестине (2 мозаичные, ок. 433 - датировка акад. Г. В. Церетели). Подавляющая часть памятников груз. эпиграфики, выполненная на А.,- это неск. тысяч надписей лапидарного, фрескового, чеканного письма, граффито, надписей на вышивке и т. д., охватывающих период V-XVIII вв., неск. сот пергаменных палимпсестных листов V-VI вв. (Кекел. А-89, А-373, А-844, H-999). Нижний текст этих листов, содержащий отрывки из Свящ. Писания и агиографические сочинения, смытый в X-XI вв., был прочитан И. Джавахишвили, И. Абуладзе , Л. Каджая и издан под названием Ханметных текстов . А. выполнены такие известные груз. памятники, как Синайский Многоглав (864 г. Мон-рь св. Екатерины на Синае), Адишское Четвероевангелие (897 г. Местийский музей, Зап. Грузия), Опизское Евангелие (913 г. Мон-рь Ивирон на Афоне), Джручское Евангелие (Кекел. H 1660, 936 г.), Пархальское Евангелие (Там же. A 1453, 937 г.) и др.

http://pravenc.ru/text/76662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК принадлежит к индоевроп. семье языков, к-рая сложилась на территории Юго-Вост. Европы (или, согласно др. т. зр., М. Азии) в результате этнических процессов ок. VI-V-ro тыс. до Р. Х. Занимает особое место среди индоевроп. языков, т. к. письменная история Г. я. насчитывает более 3,5 тыс. лет (с XV-XIV вв. до Р. Х.) и представляет собой уникальное явление, позволяющее проследить непрерывное развитие его языковых и культурных традиций. Это обстоятельство содействовало сохранению стабильности Г. я., к-рый оказал влияние на основные европ. языки, особенно на слав., а также на языки христ. Востока. Греческий является основополагающим языком христ. текстов. История Г. я. условно делится на 3 основных периода: протогреч. язык, древнегреч. язык античной Греции, язык средневек. Византии, называемый иногда среднегреческим, и новогреч. язык совр. Греции. Внутри этой периодизации можно предложить следующее более дробное членение: 1) протогреч. язык III - сер. II тыс. до Р. Х.; 2) древнегреч. язык: микенской Греции (микенское деловое койне) - XV-XII вв. до Р. Х., предполисного периода (реконструкция) - XI-IX вв. до Р. Х., античной полисной Греции (полидиалектное состояние) - VIII - кон. IV в. до Р. Х., «александрийское» койне (падение древних диалектов) - III-I вв. до Р. Х.; 3) Г. я. эллинистическо-рим. периода (оппозиция аттикизирующего лит. языка и поливариантной разговорно-обиходной речи) - I-IV вв. по Р. Х.; 4) средневек. Г. я.; 5) язык Византии V - сер. XV в.; 6) язык эпохи османского ига - кон. XV - нач. XVIII в.; 7) новогреч. язык с XVIII в. С лингвистических позиций, учитывая специфику развития и взаимоотношения 2 функциональных форм языка (лит. и разговорно-обиходного), к-рая играла важную роль в развитии Г. я., периодизация его истории строится на выделении 3 языковых комплексов: древнегреч. языка (в устной речи до IV-III вв. до Р. Х.), содержащего территориальные, а также литературно обработанные диалекты; эллинистического койне, сложившегося при Александре Македонском и его преемниках и уже в I тыс. по Р. Х. перераставшего в новогреч.; собственно новогреч. языка в димотической форме после Х в. по Р. Х. Как такового визант., или среднегреч., языка, отличавшегося грамматическим строем от названных языковых комплексов, не существовало.

http://pravenc.ru/text/166467.html

исары – 11. VI, 64 (Isari) – народ, живший в области начиная с гор Гемод (т. е. на самом севере у подножия Гималаев). Не идентифицируются. Одни предположительно отождествляют их с абисарами (которых локализуют в нын. западном Кашмире); другие локализуют их в противоположной стороне – к юго-западу от Кафиристана (сейчас Нуристан, область на северо-востоке Афганистана, и область Кафиристан на северо-западе Пакистана, к югу от Гиндукуша, к северу от реки Кабул, по среднему течению реки Кунар; центр – 35°30», 70°45»). Исигон – 11. VII, 27 (Isigonus=греч. σγονος) – из Никеи, греческий парадоксограф, автор произведения «О невероятных вещах» (не сохранилось); его относят ко времени от III до I в. до н. э. Исидор – 48. Заглавие. (σδωρος) – греческий философ-неоплатоник (V–VI вв. н. э.), известный только по этой биографии. Исмений – 11. XXXVII, 86; 101 (Ismenias) – автор сочинения о камнях (не сохранилось), о нем ничего не известно (время до Плиния, I в. н. э.). Испания, испанцы – 11. XXXVII, 203. 23. I, 12, 10. 43. VIII, 9. См. Иберия. Исс – 23. I, 12, 11 (σσς) – город в Киликии, области у южного побережья Малой Азии, у нын. залива Искендерун (36°30», 35°40», на юго-востоке Турции), в древности был значительным городом, станцией в итинерариях римской сети дорог; точно место не установлено. Исседон Серский – 23. VI, 16, 7; VIII, 24, 5 (σσηδν Σηρι) – город в стране серов, идентифицируется как нын. города в районе Синьцзян (=Восточный Туркестан, северо-западная часть Китая): 1) Шачэ (китайское название; прежнее – Яркенд=Ярканд=Яркант; 38°25», 77°16», на юго-западе Синьцзяна); 2) Жоцян (китайское название; прежнее название – Чарклык; 38°58», 88°08», на юго-востоке Синьцзяна, к юго-западу от оз. Лобнор); 3) Шаньшань (=Пичан; 42°47», 90°13», на востоке Синьцзяна, к северу от оз. Лобнор). Исседон в стране серов упоминается еще у Плиния (IV, 16, 7). Город Эсседон (Essedon, т. е.=Исседон) в стране серов упоминает и Аммиан Марцеллин (XXIII, 6, 66). Исседон Скифский – 23. VI, 15, 4; VIII, 24, 3 (σσηδν Συθι) – город в Скифии по ту сторону горы Имай, к западу от страны серов; идентифицируется как нын. город Куча (41°38», 83°01»), на западе нын. района Синьцзян (северо-запад Китая), к северу от реки Тарим. Исседон Скифский упоминается еще у Плиния (IV, 16, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 370. План фланговой башни VIII около Западных ворот города (по А.Л. Бертье-Делагарду) Чтобы быть готовыми к такого рода опасностям городские власти постоянно, в том числе и в «темные века», заботились о боевом состоянии системы фортификации. В ранневизантийское время с внутренней стороны «цитадели» было выполнено массивное утолщение «A» с южной стороны башни XVI. Оно было сложено на известковом растворе с использованием сполии, множеством вторичных архитектурных деталей эллинистического периода, взятых из разобранных общественных зданий, храмов 1299 . Не ранее конца VI – начала VII вв. в портовом районе города херсониты возвели оборонительную стену – куртину 22 шириной 2 м, сложенную из бутового камня на известковом растворе с облицовкой из плит, происходящих большей частью из кладки более ранних стен, которая под прямым углом примыкала к 18 куртине и прикрывала жилую застройку от открытой гавани, куда мог вторгнутся неприятель 1300 . Она просуществовала до второй четверти – середины XI в. Следы многочисленных перестроек раннесредневекового времени несут приморские куртины 24 и 25, а также разделяющая их башня XXII 1301 . То же самое обнаруживает башня XXIII и прилегающая к ней куртины 26–27. Очевидно, приморские стены портового района, защищавшие гавань, требовали особой заботы, являясь наиболее уязвимым «подвздошьем» города, что стало особенно ясно в пору тюркской экспансии (см.: рис. 178). Впрочем, другие места крепостной ограды Херсона тоже не были оставлены без внимания. Судя по стратиграфическим наблюдениям, в VII–VIII вв. на северо-западной оконечности городища вплотную к куртине 1, возведенной не ранее второй четверти – середины VI в., была пристроена новая оборонительная стена, значительно увеличившая общую ширину куртины, а на углу, около поворота стен была возведена прямоугольная башня I а (6 х 9 м, толщина стен 1,5 м), которая позже, в IX–X вв., утратила свое боевое значение после постройки в новом направлении оборонительной линии из куртин 2, 3, 4 1302 . Третье, последнее утолщение куртины 1 до 4,8 м, сопровождавшееся устройством калитки или малых ворот около угловой, прямоугольной в плане башни I с заплечиками для крестового свода произошло не ранее IX–X вв., а может быть и позже, учитывая находку монеты Василия II, извлеченную из раствора у фундамента башни (см.: рис. 345) 1303 . При этом две первые стены куртины 1, ее предыдущие утолщения, были разобраны почти до основания 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История Л. после VI в. в наст. время не поддается убедительной реконструкции. Археологические раскопки, которые активно ведутся на месте города в последние годы, пока не зафиксировали к.-л. существенной строительной активности в Л. после VII в. На территории города не найдено монет, выпущенных позже правления визант. имп. Фоки (602-610). Предполагается, что древняя Л. была полностью или почти полностью покинута жителями в VII-VIII вв. Расположенный в районе речных долин, легкодоступный для врагов и сравнительно слабо защищенный город в это время неоднократно подвергался нападениям персов и арабов, которые грабили М. Азию, передвигаясь по хорошо известным торговым путям. Кроме того, Л. продолжала страдать от землетрясений. Археологи обнаружили следы сейсмических разрушений построек VII-VIII вв., к-рые уже не были восстановлены. В XII-XIII вв. Л. несколько раз упоминается в источниках как военная крепость. Скорее всего в это время среди византийцев ее название употреблялось уже для обозначения цитадели, расположенной в 10 км южнее Л., из которой позднее вырос совр. г. Денизли. Так, в 1119 г. Л. была отвоевана византийским имп. Иоанном II Комнином у сельджуков. При имп. Мануиле I (1143-1180) крепость ремонтировалась. В 1206-1230 гг. она входила в состав владений визант. магната Мануила Маврозома, но позднее окончательно перешла во владение сельджукских мусульм. правителей. Однако по византийским источникам известно, что церковная митрополия Л. продолжала существовать без значительных перерывов до сер. XV в. Большинство упомянутых в них иерархов, вероятно, постоянно проживали в К-поле и были титулярными митрополитами Л. О присутствии их в Л. в средние века ничего не известно. Памятники христианской архитектуры В Л. раскрыто археологами ок. 10 христианских храмов различной конструкции и назначения. Все они были выстроены в течение довольно краткого периода, V-VI вв., и использовались преимущественно лишь до VII в. Посвящения храмов неизвестны. «Лаодикийская» базилика Руины «лаодикийской базилики»

http://pravenc.ru/text/2463113.html

София, 1978; Грозданова Е. Българска селска община през XV-XVIII в. София, 1979; История на България: В 14 т. София, 1979-1991. Т. 1-7; Бешевлиев В. Първобългарите: Бит и култура. София, 1981; Българското възраждане и Русия. София, 1981; Гюзелев В. Средновековна България в светлината на нови извори. София, 1981; История и культура Болгарии: К 1300-летию образования Болгарского гос-ва. М., 1981; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49-81; Россия и освобождение Болгарии. М., 1982; Бакалов Г. Средновековният български владетел: титулатура и инсигнии. София, 1985; Раннефеодальные гос-ва на Балканах, VI-XII вв. М., 1985. С. 132-188, 285-313; Формирование национальных независимых гос-в на Балканах (кон. XVIII - 70-е гг. XIX в.). М., 1986. С. 348-406; Краткая история Болгарии/Под ред. Г. Г. Литаврина. М., 1987; Матеева М. , Тепавичаров Х. Дипломатическите отношения на България, 1878-1988. София, 1989; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 36-93; Койчева Е. , Кочев Н. Болгарское гос-во с сер. VIII до кон. IX в.//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; Косик В. И. Рус. политика в Болгарии 1879-1886 гг. М., 1991; он же. Время разрыва: Политика России в болг. вопросе 1886-1894 гг. М., 1993; Тъпкова-Заимова В. Структура Болгарского гос-ва (кон. IX - нач. XI в.) и проблема гегемонии на Балканах//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; она же. Южные славяне, протоболгары и Византия. Пробл. гос. и этнического развития Болгарии в VII-IX вв.//Там же; Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София, 1992; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1992; Петканова Д. Старобългарската лит-ра, IX-XVIII в. София, 1992; История на България/И. Божилов и др. София, 1993; Златарски В. Историята на Българската държава през средните векове. София, 19942. Т. 1-3; Литаврин Г. Г. , Макарова И. Ф. Этническое самосознание болгар в кон.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010