Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Иоанн Златоуст говорил: «Коринфяне не говорили так ни о нем (св. Павле), ни о Петре, ни об Аполлосе; но он показывает, что если и таких лиц не следует ставить в такое к себе отношение (как главу и исключительного учителя), то тем более других... Таким образом он только применительно перечисляет эти имена, чтобы скорее исцелить их болезнь. Притом делает речь свою менее неприятною, не упоминая по имени разделявших церковь ». Также смотрят на эти упоминания имен апостольских и другие православные толковники, между тем как некоторые западные экзегеты несправедливо видят здесь указание на борьбу Апостола с партиями, несогласными с ним. Главная причина разделений заключалась в притязаниях на мудрость и особенное искусство в слове; поэтому Апостол, не говоря против кого-либо в частности, особенно часто восстает против самого источника зла, т. е. против излишнего уважения к человеческой мудрости и искусства в слове и ставит неизмеримо выше всего простоту учения о Христе Спасителе и Его божественную и вседейственную силу. Он говорит: «Когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:21–24). Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать, дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (11:12–13). Царство Божие не в слове, а в силе (4:20). Также мудро и с силою разрешаются Апостолом и другие затруднения и вопросы, возникшие в Коринфской церкви, а именно: относительно кровосмесника (которого он повелевает на время отлучить от церкви), и о других недостатках (в V и VI главах), относительно брака и безбрачия (VII), относительно вкушения идоложертвенного (гл. VIII–XI), а равно относительно непорядков при церковных собраниях (XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иорам беспрекословно исполняет приказание пророка: для пленников изготовляют большой обед и отпускают их к государю их. Очевидно, что это событие произвело впечатление на царя Сирии, так как в 4 Д. VI, 23 прибавлено: «И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Глава IX. Дальнейшая деятельность Елисея; голод в Самарии; избавление ее: VI, 24–33; VII, 1–20; помазание на царство Сирии Азаила VIII, 7–15; помазание на царство Ииуя и истребление дома Ахава, гл. IX, X «После сего», – говорит следующей за описанием только что нами рассказанных событий стих 24-й V 1-й главы, – «собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое, и выступил, и осадил Самарию». Сколько прошло времени – мы не знаем, но вероятно несколько лет 965 , когда уже успело забыться и чудо над отрядом, посланным взять Елисея, и чувство благодарности царя Сирии. Какие были причины новой войны – мы не знаем, но видно, что она уже не имеет того характера малой войны, который имела предыдущая война. Венадад собирает все войско свое и, по-видимому, не встретив никакаго сопротивления по пути своем к столице, осаждает город Самарию. «И был большой голод в Самарии, когда осадили ее» (ст. 25), и однажды, когда царь Иорам проходил по городской стене, – одна женщина бросилась ему в ноги с просьбою о помощи. Из слов ее царь узнал, что в городе стали есть человеческое мясо, и что просьба женщины заключается в том, что она согласилась с другой женщиной съесть детей своих; что она отдала своего малолетнего сына и они вдвоем съели его, а теперь эта женщина не отдает на съедение своего сына и спрятала его. Это так поразило царя, что он в ужасе разорвал одежды свои (верхний плащ), и тогда весь народ видел, что «вретище на теле его» (ст. 30). Мы напомним, что в книгах Моисеевых было предсказано, что если Израиль отступит от Господа Бога и не будет исполнять Его заповедей, то бедствия обрушатся на него, и в числе их предсказано, что «будете есть плоть сынов ваших и плоть дочерей ваших будете есть» ( Лebum XXVI, 29 ). «Будешь есть плод чрева своего... в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой» ( Bmop. XXVIII, 53 ) 966 . И вот впервые сбылось это пророчество в царстве Израильском и поразило ужасом царя. Сбылось оно вторично над Иерусалимом во время осады города Навуходоносором, как мы видим то из книги плача пророка Иеремии: «Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтоб они были для них пищею» (IV, 10; ср. 4 Ц. XXV, 3). И в третий раз сбылось это пророчество, когда Иерусалим был осажден Римлянами. (Флав. Иосиф. Война Uyд. VI, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., Uob. V:1, XXXIII:23 ; Зax. I:12 ), и – особенно в Новом Завете, – в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, ст. 2–4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у А. Глаголева , Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, – о чем говорит книга Товита (XII:15), – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ( Ueз.IX:1–2 ) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. Зax. IV:10 ), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ( Откр. 1:4, 4:5, 8:2, 6 ). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т.е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у проф. Дроздова, с. 368 и д. у А. Глаголева , с. 408–409). Тов.12:16 Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Тов.12:17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Тов.12:18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. Тов.12:19 Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. 16–19 . Описание впечатления, произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр., Cyд. VI:22 ). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam). Тов.12:20 Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. Тов.12:21 И встали они и более уже не видели его. Тов.12:22 И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень. 20–22 . По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедывали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда же таинственное тело последнего Адама ( 1Kop. XV, 45 ), которое ныне Им Самим будучи слагаемо и составляемо, чрез взаимное сцепление членов, соответственным действием каждого из них, возрастет в своем составе ( Eфec. IV, 15–16 ), созиждется совершенно и окончательно – тогда, воздвигнутое своей Главой, проникнутое Духом Святым, торжественно явит Оно во всех своих членах единый Образ Божий, и наступит великая Суббота Бога и человеков». Тайнозритель повествует (в Откровении гл. VIII) о том, что последовало в его видении после воспринятая 144 тысячами евреев знамения честнаго креста на чело свое: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих ( Omkp. VII. 9 ). Один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» ( Omkp. VII, 13–14 ). Легко догадаться, что это христиане, избиенные антихристом по неотступному предстательству евреев. Это видение, в последовательном порядке, было по снятии шестой печати, вслед за обращением истинного Израиля ко Христу. В предыдущем же пятом периоде, по снятии пятой печати (а это в свою очередь соответ­ствует откровению пятой из числа семи Церквей, что и в ней найдутся достойные ходить в белых одеждах), Иоанн увидел под жертвенником (что у престола Божия) души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели, и возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь за кровь нашу ( Omkp. VI, 10 ). Очевидно это миссионеры, проповедники Евангелия, которые выйдут на проповедь в конце времен, в час единодесятый, звать всех остальных делателей в виноградник Христов. Это последняя проповедь язычникам, по которой войдет полное число их ( Puмл. II, 25 ). Таким образом, последними и тяжкими муками Церкви будет рожден дух спасения у множества язычников и, в конце концов, у ста сорока четырех тысяч евреев. Тайнозритель удостоился увидеть мучеников последних периодов – пятого и шестого. В особенности пострадавших в шестом периоде великое множество. О них-то сказано ему, что все они пришли от великой скорби. Об этой великой скорби предвозвестил Спаситель в Евангелии, говоря: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и до ныне, и не будет» ( Mamф. XXIV, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Мф.8:5–8 . [окончание гл.5]  Приступил к Нему сотник, прося Его и говоря: Господи, отрок мой лежит дома расслабленным и тяжко мучится. И сказал ему Иисус: Я приду и исцелю его. Но сотник в ответ сказал [Ему]: «Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кровлю мою; но только скажи слово, и будет здрав отрок мой». 144 Мы не должны предполагать в Господе тщеславия: Он обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, по тому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру, -в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие, – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри. Это благоразумие побуждает его говорить еще и следующее, – Мф.8:9 .  Ибо и я человек [или с прибавлением: поставленный] под властью, «имеющий под собою воинов: и говорю этому: «иди», и он идет; и говорю тому: «приходи», и он приходит, а рабу своему: «делай», и он делает " , 145 чем он хочет показать, что и Господь также не только Своим телесным присутствием, но и через служение Ангелов может исполнить то, что захочет. Мф.8:10 .  Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним. Он удивился, ибо видел, что сотник понял Его величие. В самом деле, и словом Божиим, и служением ангелов должны быть изгоняемы как враждебные силы, так и слабость тела, вследствие которых человек часто доходит до изнеможения. Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Это говорится о современных [Ему], а не о древних патриархах и пророках; по крайней мере, в лице сотника, может быть, вера язычников ставится впереди [веры] Израиля. Мф.8:11 .  Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Так как Бог Авраама, Творец неба, есть Отец Христа, то в Царстве Небесном 146 есть и Авраам, с которым возлягут 147 народы, которые уверуют во Христа, Сына Творца. И Он снова восполняет смысл, который мы выше указали, т. е. что преимущество язычников состоит в вере сотника, так как по поводу его веры указываются народы от востока и запада, которые уверуют. 148

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы обращаемся опять к Ин. Через все Евангелие проходить резкое противоположение Бога и мира. Мф. – во власти греха и диавола (ср., особенно, гл. VIII). Но Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Спасение обусловлено верою. Его обычно понимают, как изъятие из мира по признаку веры. Но мысль развивается дальше. Следующий стих имеет более общее значение и поясняет уже сказанное: ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы осудить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Как понимать спасение мира? Ограничительное толкование имеет точку опоры в том, что дальше говорится о вере, о суде, о свете и тьме. Но понимание спасения мира в абсолютном смысле остается в силе, как некая возможность. Она могла бы быть защищаемая ссылками на Прощальную Беседу. Что есть познание мира, о котором Господь говорит ученикам ( Ин.14:31 ) и в Первосвященнической молитве просит Отца ( Ин.17:23 )? Не вдаваясь в филологический анализ глагола γιν σκω, которым обозначается в этих случаях познание, и в котором иногда видят мысль о существенном единении познающего субъекта с познаваемым объектом, нельзя не отметить, что наряду с познанием, упоминается вера. Единение верующих в Отце и Сыне имеет целью: да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:21 ). Вера, как мы видели, есть условие спасения, необходимое и достаточное. Вера мира есть спасение мира. Речь идет о мире в целом, не об изъятии спасаемых из мира. Ссылки могут быть умножены. Обличение мира Духом Утешителем ( Ин.16:8–11 ) и свидетельство миру – учеников и Духа ( Ин.15:26–27 ) – не имеет ли своею целью то же спасение мира? В последней беседе перед народом после небесного гласа Господь говорит: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Древние толкователи понимали «всех» в смысле иудеев и язычников 16 , т.е. в смысле коллективов безотносительно к судьбе составляющих их индивидов. Оправдано ли это толкование? Мы не позволяем себе идти дальше вопроса. Но не замечательно ли, что именно в Ин., с его резким противоположением Бога и грешного мира, мысль о спасении мира проходит через всю книгу, никогда не сосредоточивая на себе ударения, но никогда и не выпадая из ткани евангельского учения? Не о том же ли думал и ап. Павел, когда в Риме подводил итог своей философии истории такими словами: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим.11:32 )? Кого «всех»? Коллективы или единицы? И как понимать, несколькими стихами ниже, заключительное славословие: все из Него, им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим.11:36 )? Связь между Иоанном и Павлом не может быть случайною. Завершая новозаветное откровение, Иоанн имел за собою Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Небесный Иерусалим. Миниатюра из «Liber Floridus». XV в. (Музей Конде в Шантильи. Ms. 724. Fol. 44v) Небесный Иерусалим. Миниатюра из «Liber Floridus». XV в. (Музей Конде в Шантильи. Ms. 724. Fol. 44v) VIII. Божественная власть и трансцендентность. В совр. зап. богословии апокалиптический образ Бога как трансцендентного Правителя и Судии иногда подвергался критике как результат религ. проекции и оправдания патриархальных отношений власти. Исторически в христ. мире такое действительно часто имело место. Напр., когда правление монарха рассматривалось как образ власти Бога, чем обосновывалась и оправдывалась абсолютная монархия. Однако это совершенно противоположно тому, как Божественная власть изображается в И. Б. О. Абсолютная власть, по определению, принадлежит лишь Богу, и признавать ее в качестве таковой означает релятивизировать власть человека. Трансцендентность Бога исключает всякую антропоморфность в изображении, и ап. Иоанну удалось найти соответствующий религ. язык. Так, уже наименования Бога примечательно неантропоморфны, они подчеркивают, что отношение Бога к миру трансцендентно человеческим аналогиям. Что же касается престола, то Иоанн использует этот образ не только для того, чтобы изобразить трансцендентное, но и полемически против тенденций обожествления человеческой власти, имевших место в его мире. Др. род распространенной критики представления о Боге в И. Б. О. заключается в том, что Его трансцендентность отдаляет Бога от мира и не вовлекает Его в жизнь сотворенного. Эта критика - следствие неправильного понимания трансцендентности Бога. Она всегда подразумевает отличие Бога от Его творения, но не дистанцию от него. Бог трансцендентен именно потому, что Он не конечное создание среди подобных. Близость Бога к Его творению в И. Б. О. (21. 3-4) столь же подчеркнута, как и Его трансцендентность в гл. 4. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Даже образ престола в Новом Иерусалиме становится выражением близости Бога к людям. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (22. 3-4).

http://pravenc.ru/text/471605.html

/Никколо Макиавелли «Государь», гл. VIII/ - О заказчиках настоящего уголовного дела, выросших из протестантов : « Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16,17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор.1,10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь? О тех, о которых и другой апостол говорил, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, — это все сектанты. Слово “сектант” именно и значит “отделившийся”…/…/… … Первое весьма тяжкое разделение — разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской, — последовало в 1054 году…/…/… В 1520 году, уже, следовательно, давно, произошел новый раскол в Церкви Святой. Монах Римской Церкви Мартин Лютер восстал против папских злоупотреблений. Он был первым раскольником, первым, разодравшим ризу Христову…/…/… Мне надо сказать еще более о том, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. Следствием этого было быстрое дробление церкви лютеранской и всех церквей протестантских на множество, множество сект. И с тех пор, с самого времени возникновения лютеранства идет доныне непрестанное дробление протестантских церквей на бесчисленное множество сект… Это первое несчастье, которое было следствием разрешения Лютером каждому понимать Священное Писание по-своему. Другим печальным последствием свободного толкования Библии было то, что ученые немецкие богословы подвергли беспощадной критике все Священное Писание, и в увлечении некоторые из них дошли до отрицания важнейших основ христианства и даже самой Божественности Господа Иисуса Христа…/…/…

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/20/...

п.: в чувстве Его) разверзлись бездны и облака кропят росою». Здесь одинако уместно и описательное истолкование (вместо: премудро, разумно), и онтологическое, в связи с содержанием главы 8-й. Безусловно онтологическое значение получает Премудрость во второй ее речи, гл. VIII, во второй ее половине. Первая половина 8,4 – 21 мало отличается от морально-практического поучения главы 1,22–33. Но, начиная с 8,22, вдруг делается резкий переход мысли, и начинается речь не о премудрости, но о Премудрости как о премирном начале. Приведем это место по русскому тексту, указывая разночтения. 22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (слав, п.: Господь созда мя началом путей Своих в дела Своя) («Имел» соответствует греческому чтению κτσατο, «созда» – κτισε; в этом пункте слав, и рус. тексты представляют собой две разные редакции. Согласно чтению слав, текста, которое является и древнейшим, Премудрость сотворена; согласно русскому чтению, соответствующему более точному тексту, здесь ничего не говорится об ее происхождении, а только свидетельствуется об ее наличности 83 . 23. От века я помазана, προκχρισμα (Симмах), от начала, прежде бытия земли (слав, т.: прежде век основа мя – θφελωσε με, в начале, прежде неже землю сотворите 84 . 24. Я родилась (сл. п.: рождает мя), когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников обильных водой 85 . 25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. 26. Когда Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (слав, п.: Господь сотвори страны ненаселенны и концы населенные поднебесные). 27. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28. Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29. Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30. Тогда я была, при Нем художницею (отсутствует в слав, пер.) и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010