I, 3: ες ν οχ δντες πιστεετε χαρ νεχλαλτψ χαι δεδοξασμν ­­ в Которого, не видев Его, веруете с радостью неизреченною и преславною; I, 8: Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною; II, 1: δυλεσατε τ θεψ… πιστεσαντες ες τν γεραντα τν χριον μν Ιησον Χριστν χ νεχρν χα δντα ατψδξαν ­ служите Богу… уверовав в воскресившего из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа и даровавшего Ему славу; I, 20.21: явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу; II, 2: μ ποδιδντες χαχ, λοιδορας ­­ не воздавая злом за зло или порицанием за порицание; III, 9: не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; V, 3: χαλν γρ τ ναχπτεσθαι πο τ ν πιθυμιον ν τψ χσμψ, τι π σα πιθυμια χατ το πνεματος στρατεεται ­­ хорошо отражать от себя мирские похоти, потому что всякая похоть воюет против духа; II, 11: возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей восстающих на душу; VII, 2: πιστρωμεν, νοντες πρς τς εχς ­ обратимся… бодрствующе в молитвах; IV, 7: итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах; VIII, 1: Αδιαλεπτος ο ν προσχαρτερμεν τ λπδι μν χαι τψ ρρβνι τ ς διχαιοσνης μν, ς στι Χριστς Ιησς, ς ν νεγχεν μν τς μαρτας τψ δψ σματι π τ ξλον, ς μυαπταν οχ ποησεν, οδ υρθη δλος ν τψ στμαατι ατο ­­ будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который грехи наши вознёс на своём теле на древо, Который не сделал греха и в устах которого не обрелось лжи; II, 22.24: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо; X, 2: πντες λλλοις ποτσσεσθε τ ν ναστρον μν μεμπτον χοντες ν τος θνεσιν, να χ τν χαλν ργων μν ­ все будьет уступчивы друг другу, имея поведение ваше безупречным среди язычников, чтобы из добрых дел ваших… II, 11.12: возлюбленные! прошу вас… провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы… увидя добрые дела ваши… 63 Contr

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

VIII, 7), ибо самая психология брачных отношений была иная, нам теперь мало понятная . Кто хочет убедиться в этом, пусть прочитает хотя 30 главу книги Бытия, а я для примера приведу оттуда 3-й стих. Рахиль сказала мужу: «Вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее». Явилось христианство и провозгласило, что «хорошо человеку не касаться женщины» (I Кор. VII, 1), ибо «все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже… мужеского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе» (Галат. III, 27—28). То, что одушевляло ветхозаветный брак, в Новом Завете упразднилось, и брак, служивший осуществлению мессианской идеи, здесь стал средством для удовлетворения сильного полового влечения и создания удобств жизни . По крайней мере, обычная цель нашего брака такова. Если же внутренний смысл брачной жизни различен в Ветхом и Новом Заветах, то, конечно, параллель, проводимая протоиереем Ус-ским между Моисеем и ап. Павлом и другими, — недоказательна. Г. Розанов старается показать, что христианство не только не отвергает плотской стороны в жизни человека, выражением которой является семья, но наоборот: по Евангелию, будто бы, семья-то и есть истинное и притом единственное воплощение идеала христианской жизни, обусловливающее существование самого христианства. «Только этот взгляд, — говорит г. Розанов, — вводящий семью ко Христу, спасает от колебаний и даже гибели само христианство». Аскетизм же — «духовное жонглерство» и есть гибель для Христова учения, или, по крайней мере, извращение его. Что христианство не отвергает семьи — это ясно всякому , читавшему Новый Завет, но остальные рассуждения г. Розанова решительно парадоксальны. В самом деле, как примирить с ними хотя бы следующие слова Евангелия: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить — да вместит» (Мф. XIX, 12); «и всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли — ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

VII, 174 и след.; VIII, 102–111; 283–305). Этот обычай укрепился в Риме. Всегда существовало в нем особое здание, где представители курий вкушали сообща. В определенные дни сенат творил в Капитолии священный обед. Во время торжественных праздников столы расставлялись на улицах и весь народ садился за них. Вначале этими обедами заведовали главные жрецы; потом эту обязанность возложили на особых жрецов, называвшихся epulones (Цицерон – De oratore III, 19; Pro munera, 36). Эти древние обычаи дают нам понятие о той тесной связи, которая соединяла между собою всех членов одной гражданской общины. Человеческое общежитие было основано на религии; его символом был общий стол. Надо представить себе одно из небольших первичных обществ, собранное или все, или по крайней мере – в лице семейных вождей, за одним общим столом; все одеты в белом и на голове у каждого венок; все сообща творят возлияния, читают общую молитву, поют одни и те же гимны, вкушают одну и ту же пищу...; среди них присутствуют их предки и боги–покровители разделяют с ними обед. Отсюда берет свое начало тесная духовная связь между членами общества...» 777 . Переходим к семитам. У евреев издавна существовал обычай устраивать общественные трапезы в соединении с жертвоприношением. «Среди них не было священной трапезы, имеющей в виду почитателей, если не была принесена жертва» и, наоборот, «жертвы не были приносимы без гостей» 778 . В книге Бытия мы читаем: «И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих ( есть хлеб ); и они «ели (и пили) и ночевали на горе» 779 . В первой книг Царств Самуил представляется председателем такого жертвенного торжества: Саул отыскивая Самуила, справляется о нем у девиц, вышедших черпать воду, и получает ответ: «Вот, он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте; когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званные; и так ступайте, теперь еще застанете его» 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII. Два этих сна поведал я отцу моему, и сказал он мне: Должно тому исполниться в свои времена, когда многое вынесет Израиль. 2. Потом сказал отец мой: Верю я Богу, что жив Иосиф, ибо всечасно вижу я, что числит его с живыми Господь. 3. И сказал плача: Увы, дитя мое Иосиф, ты жив, а я не вижу тебя, и ты не видишь Иакова, породившего тебя. 4. От этих слов его заплакал и я; и воспылал я сердцем моим возвестить, что продан был Иосиф, но побоялся я братьев моих. VIII. И вот, дети мои, показал я вам последние времена, когда все совершится в Израиле. 2. А вы поведайте о том детям вашим, дабы они едины были с Левием и с Иудою. Ибо через них придет спасение Израилю, и в них благословен будет Иаков. 3 . От скипетра их явится Бог [живущий в людях] на земле, дабы спасти род Израиля и привести к нему праведных из язычников. 4. И если вы также будете делать добро, благословят вас люди и ангелы, и через вас прославлен будет Бог среди народов, а дьявол бежит от вас, и звери убоятся вас, и Господь возлюбит вас [и ангелы обнимут вас]. 5. Вырастивший доброго сына стяжает память добрую, так же и память добрая о благом деле у Бога пребывает. 6. Того же, кто сотворит недоброе, проклянут его и ангелы, и люди, а Бога хулить станут язычники из-за него, а дьявол поселится в нем, как в орудии своем, а всякий зверь власть будет иметь над ним, и возненавидит его Господь. 7. Заповеди нее закона двояки, и нужно искусство для их исполнения. 8. Ибо время сообщению с женой, и время воздержанию для молитвы. 52 9. И обе заповеди – от Бога, и если бы не исполнялись они в порядке своем, грех великий учинялся бы людьми. Так же и с остальными заповедями. 10. Будьте же мудры в Боге, дети мои, и благоразумны, видя порядок заповедей Его и законы всех дел, дабы возлюбил вас Господь. IX. И много подобного завещав им, просил, чтобы отнесли кости его в Хеврон и погребли там с отцами его. 2. И вкушал он, и пил в веселии души, после же закрыл лицо свое и умер. 3. И сделали сыновья его все так, как завещал им Неффалим, отец их. Завещание Гада, девятого сына Иакова и Зелфы

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

VII. Прилагались дитяти месяцы и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким (жене своей Анне): отведем ее в храм Господень, чтоб отдать обет, который мы обещали (Господу Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг нас, и дар наш не сделался неприятным. И сказала Анна: подождем до третьего года, чтобы дитя не взыскалось отца или матери. И сказал Иоаким: подождем. И достигло дитя трех лет, и сказал Иоаким: призовите непорочных дщерей Еврейских, и пусть они возьмут по светильнику, и будут стоять с воженными, чтоб дитя не обратилось назад, и чтоб сердце ее пленилось храмом Господним. И сделали так, пока пришли в храм Господень. И принял ее священник, и, лобызав, благословил ее, и сказал: возвеличить Господь имя твое во всех родах, на тебе Господь в последние дни покажет сынам Израилевым свое искупление. И посадил ее на третьей ступени жертвенника, и осенил ее Господь Бог благодатно, иона от радости прыгала на ногах своих, я возлюбить ее весь дом Израилев. VIII. И пошли родители ее, дивясь и хваля Господа Бога за то, что дитя не обратилось назад. Пребывала же Мария в храме Господнем, как прикармливаемая голубица, и принимала пищу от руки Ангела. Когда же она достигла двенадцати лет, было совещание между священниками, которые говорили: вот Мария достигла двенадцати лет во храме Господнем; итак, что сделаем с нею, чтобы как ни- будь не нарушила святыни Господней? И сказали архиерею: ты стоишь у жертвенника Господня, войди и помолись о ней, и что явить тебе Господь, то и сделаем. И вошел архиерей, прияв додекадонон 30 , во Святая Святых, и молился о ней. И вот предстал Ангел Господень, зал ему: Захария, Захария, поди и собери вдовствующих из народа, и пусть они принесут по жезлу, и кому Господь покажет знамете, того будет она женою (в соблюдете девства). И пошли глашатаи по всей окрестности иудейской, и возгласила труба Господня, и все сбегались. IX. Иосиф, бросив секиру, также пришел в их сборное место. И собравшись пошли к архиерею, неся жезлы. Он же, взяв у всех жеван, вошел во святилище и молился. Окончи и молитву, он взял жезлы, вышел и роздал их каждому свой, но знамения не было на них. Последний жезл принял Иосиф: и вот голубь вышел из жезла и взлетел на главу Иосифа. И сказал священник Иосифу: ты избран жребием принять к себе в соблюдение деву Господню. Но Иосиф возразил, говоря: я имею сыновей и уже стар, а она юная; да не буду посмешищем у сынов Израилевых. И сказал священник Иосифу: убойся Господа Бога твоего, и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. И ты, Иосиф, бойся теперь, чтоб не случилось сего на твоем доме. И убоявшись, Иосиф принял ее к себе в соблюдение. И сказал Иосиф Марии: вот я принял тебя от храма Господня, и теперь оставляю тебя в моем доме; ибо отхожу заниматься моими плотничными работами, и возвращусь к тебе (когда угодно будет Господу): Господь да сохранить тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

VI, 9). Итак, то же самое Спаситель обозначает злобой и здесь, говоря: довлеет дневи злоба его, потому что ничто столько не мучит душу, как попечение и забота. Подобным образом и Павел, склоняя к девственности, предлагал следующий совет: хощу же вас безпечальных быти (1 Кор. VII, 32). Когда же Христос говорит, что утренний собою печется, то говорит это не потому, будто бы день заботится о себе, но так как Он говорил с простым народом, то, желая сделать слова Свои выразительнее, олицетворяет время, сообразно общему обыкновению. Здесь Он предлагает только совет, но впоследствии времени поставляет это уже в закон, говоря: не стяжите злата, ни серебра, ни пиры в путь (Матф. X, 9). Сперва на деле, а потом и словом Он установляет новый, твердый закон, отчего и слово Его, будучи прежде утверждено самыми делами Его, легко было принимаемо. А что Он Свое учение о бесстрастии к земному доказал самыми делами Своими, то послушай, что Он говорит: Сын человеческий не имать, где главы подклонити (Матф. VIII, 20). И не довольствуется одним только собственным примером, но и в учениках представляет нам тот же пример, когда и им внушил не заботиться о земном, и не допустил ни в чем нуждаться. Но смотри, - Его попечение превышает нежность всякого отца. Заповедую это, говорит Он, не для иного чего, как только для освобождения вас от излишних забот, потому что если ты сегодня будешь заботиться о завтрашнем, то опять и завтра тебе нужно будет заботиться. Итак, к чему излишнее? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тяготы? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня? Таким прибавлением ты не можешь облегчить тяжести другого дня, но только покажешь жадность к излишним трудам. Чтобы сильнее тронуть Своих слушателей, Христос олицетворяет самое время и представляет его как бы обиженным и вопиющим против напрасной обиды, которую они учиняют ему. Ты получил день для того, чтобы заботиться о принадлежащем к нему. Для чего же возлагаешь на него и попечение другого дня? Ужели забота о себе не составляет для него достаточного бремени? Для чего же более надлежащего отягощаешь его? Но когда это говорит Законодатель наш и будущий Судия, то подумай, какие утешительные Он подает нам надежды, когда сам представляет жизнь нашу столь бедственною и трудною, что и попечение одного дня может нас озлобить и сокрушить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

VI.  Вот что говорит Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Его совершится, но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:7–8 ). Итак, скажи мне, о еретик: Кто это, Который «как овца, веден был на заклание» – и имеющий род неизъяснимый? Не говори, что речь идет о двоих, ибо пророк в обоих случаях говорит об одном и том же [лице]. Если скажешь мне: «это простой человек», то почему род Его неисповедим, когда родословие Христа по плоти известно? Если же скажешь: «это Бог Слово», то как чистое Слово ведется на заклание? Остается сказать, что поистине у пророка в обоих случаях говорится о неделимом Христе.  VII.  Послушай и Иеремию пророка: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ). Если и здесь хочешь ввести разделение, [опять] скажу тебе так же. Кто это, на земле явившийся и с человеками поживший? Если скажешь: «простой человек», то как же «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним»? Если же скажешь: «это чистое Слово», то как же – «явился на земле и обращался между людьми»? Остается [единственная возможность] – и здесь в обоих случаях исповедовать неразделенного Христа. VIII.  Что же и Даниил, и Иезекииль, и двенадцать [малых пророков]? Приводить их свидетельства по отдельности было бы трудно и, скорее, неполезно для предмета [наших рассуждений]. Ведь тогда либо множество мыслей затемнит искомое  и отвлечет внявших им, так что будет понятно написанное: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» ( Ин. 5:13 ). Либо мы станем виновными в тягчайшем осуждении тех, кто не поверил такому множеству доказательств, по сказанному: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:22 ).  IX.  Единственная же наша цель сейчас – показать, что никто из святых и духоносных мужей не дерзал, [зная истинное положение] вещей, разделять богоприлично Соединенного по Отчему благоволению. Конечно, есть некоторые еретики, которые, исследовав, по совести знают истину, но не исповедуют [ее] и споров не прекращают; ибо их цель – не правая вера, а победа [их] тщеславия. Откуда это явствует? Из того, что они и о домах [своих] не заботятся, и тщеславно занимаются исследованиями против воли Христовой. Ибо если бы они поистине Его взыскивали, то и в заповедях Его по мере сил преуспевали бы. 

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

VI. Будь правдивым и искренним. С ложью и притворством далеко не уйдешь. VII. Не слушай клеветнических и злых речей, а если и услышишь о ближнем что-либо плохое, то не разноси этого. VIII. Никого не высмеивай, чтобы самому не быть высмеянным. IX. Нехорошо передавать кому-либо, что против него говорили другие, так как это порождает ссоры и ненависть. X. На суде и в государственных учреждениях, когда нам задают вопросы, мы обязаны говорить всегда правду и о провинениях своих ближних, так как в этом случае это не является злоречением. 10. Десятая заповедь Божия 571. Как читается десятая заповедь Божия? Десятая заповедь Божия гласит: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 572. Что запрещается десятой заповедью? Десятой заповедью запрещается греховная зависть к тому, что имеет ближний, пусть это будет жена другого, или муж другой, или какое-либо имущество другого человека. 573. Что нам предписывается десятой заповедью? Десятой заповедью нам предписывается, чтобы мы каждому желали благополучно пользоваться тем, что ему принадлежит. Пояснения: I. Бог запрещает не только злые дела и слова, но и желания и помыслы, потому что если желания и помыслы греховны, они оскверняют душу; кроме того из злых желаний и помыслов рождаются злые слова и дела. Если бы не было злых помыслов и желаний, то не было бы ни злых слов, ни злых дел. Речь является проявлением мыслей, а действие является проявлением желания. Поэтому необходимо подавлять в себе помыслы и желания, направленные ко греху, и сосредоточить свои помыслы и желания на то, что является добрым, чтобы наши слова и дела были добрыми. Решающим для наших дел и жизни является направление наших помыслов и движений сердца к добру. II. В Святом Писании в книге Притчей говорится, что мерзостью перед Господом являются «помышления злых» ( Притч.15:26 ). III. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

VI. В один день св. Павлин открыл ему, что в скором времени совершатся важные для него события, и советовал ему не отлучаться из столицы. Князь сообщил об этом дарю. Царь, подумав, сказал: «Я хотел бы видеть этого человека». Когда же св. Павлин, по приказанию князя, принес к царскому столу зелень и плоды, царь, увидев его, смутился, и, подозвав к себе зятя своего, сказал: «Я видел этого человека во сне; узнай от него, кто он такой. Мне кажется, он не из простых, потому что я видел его в каком-то великом сане». – Князь, отведя его в сторону, спросил его, кто он? – Человек Божий отвечал: «Я раб твой, принятый тобой вместо, сына вдовы». – «Я не о том спрашиваю тебя, кто ты ныне, но кто ты был в своей стороне», сказал ему князь, и заклинал его сказать ему всю правду. Тогда человек Божий, хотя и с прискорбием, открыл ему, что он был епископом. VII. Услышав это, господин его испугался и со смирением сказал ему: «Проси у меня, что ты хочешь; я желал бы отпустить тебя на твою сторону с великими дарами». На это угодник Божий отвечал ему: «Одной милости прошу у тебя: отпусти всех пленников из страны моей». VIII. Просьба св. Павлина была исполнена; собраны были все пленники из паствы его, и переданы ему. И добрый пастырь, напутствованный многими дарами, отправился в отечество с словесным стадом своим, и был встречен с необыкновенным торжеством, радостно и с бесчисленными благословениями. (Ч. М.). 28. Образ благотворения С мотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного (Мф.6:1). В те дни, когда св. Василий Великий со славой правил Кесарийской паствой, жил близ Кесарии один пресвитер именем Анастасий. Был он муж добродетельный, воздержный, кроткий, особенно же милосердный к убогим и благотворительный. Его жена, Феогния, была достойной подругой своего добродетельного супруга; четырнадцать лет прожили они в любви и согласии, не как муж с женой, а как брат с сестрой. Не имея детей, они все свои заботы, всю свою любовь отдали бедным, нищим, убогим и странным; оттого благодать Божья преизобильно почила на святых супругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. Об апостолах говорится: «когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2 – 3 ); «рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу» ( Деян. 14, 23 ). VII. Св. Анна пророчица, вдова 84 лет, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лук. 2, 36 – 37 ). VIII. Св. ап. Павел, в начале обращения своего, три дня не ел и не пил ( Деян. 9, 9 ); и вообще – о пощениях своих неоднократно говорит в посланиях своих. IX. Корнилий сотник сказал о себе: «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде» т. е. ангел ( Деян. 10, 30 ). Кроме этих примеров можно бы указать и другие в нов. завете, доказывающие, что в нов. завете есть заповедь о посте и она исполнялась в самые первые времена христианства. Но и приведенных указаний достаточно для наших целей 95 . (Из кн. «Догмат о св. пост.» по Стефану Яворскому , изд. 2, стр. 7 и др.). V. «Стараясь постоянно умножать богатство добродетели, препод. Симеон столпник, повествует о нем блаженный Феодорит , еп. киррский, подобно Божиим человекам – Моисею и Илии, пожелал провести 40 дней без пищи. Он просил дивного Вассона, который, как предстоятель, обходил жилища пустынников, чтобы последний, ничего не оставляя внутри его келлии, заградил дверь ее. Когда же Вассон представлял трудность такого подвига и убеждал не считать насильственной смерти добродетелью (так как это есть величайшее и первое преступление), Симеон сказал: «так положи мне, отче, 10 хлебов и сосуд воды, и я, если увижу, что тело имеет нужду в пище, возьму отсюда”. Тот сделал, как он просил: отложил хлебы, поставил сосуд воды и завалил дверь камнем. По исполнении 40 дней пришел дивный Вассон, отвалил от двери камень, взошел внутрь и нашел хлеб целым и сосуд воды не тронутым, а блажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010