León, 1928. P. 6). Поминовение К. 23 нояб. указано в Кордовском календаре («у христиан праздник Климента, третьего Римского епископа после апостола Петра, которого погубил цезарь Траян» - Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. Dozy. Leiden, 1961r. P. 168-169), а также в более поздних календарях X-XI вв. из Сев. Испании (Le Liber ordinum. 1904. P. 488-489; Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. 1941. Vol. 14. P. 1-28). Сохранился мосарабский гимн К., его основу составляет сокращенный пересказ Мученичества (изд.: The Mozarabic Psalter (MS. British Museum, Add. 30,851)/Ed. J. P. Gilson. L., 1905. P. 189-190; Castro S á nchez. 1985; Idem. 2003. P. 168-174). Х. Перес де Урбель указал на сходство гимна и пространной префации (inlatio) мессы в день памяти К.; по мнению исследователя, гимн, который «переносит нас в эпоху литературного упадка», был составлен не ранее 2-й пол. IX в. ( P é rez de Urbel. 1926. P. 115-117). В день памяти К. на утрене читали Мученичество, к-рое включено в рукописи Испанского пассионария (X-XI вв.; изд.: Pasionario Hispánico, siglos VII-XI/Ed. A. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1955. T. 2. P. 40-46). Литургическое почитание К. получило широкое распространение благодаря влиянию рим. обряда и системы праздников, к-рая в основном сложилась в VI-VII вв. в Риме. Напр., память К. указана в большинстве календарей и мартирологов IX-XIV вв. из аббатства Монте-Кассино, Неаполя, Беневенто и Капуа (см. сводные таблицы: Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino/Hrsg. E. A. Loew. Münch., 1908. S. 32-33; Brown V. A New Beneventan Calendar from Naples: The Lost «Kalendarium Tutinianum» Rediscovered//Mediaeval Studies. 1984. Vol. 46. P. 418-419). Поминовение К. содержится во мн. (но не во всех) литургических книгах XI-XII вв., которые использовались в рим. церквах и мон-рях; в кон. XII в. праздник отмечался в Латеранской и Ватиканской базиликах ( Jounel. 1977. P. 141, 153, 205). Указания на празднование памяти К. имеются в календарях папского двора ( Van Dijk S.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Жанр письма возникает в византийской литературе именно как литературный жанр в результате взаимодействия двух традиций. Когда мы разбирали тропарь святителю Григорию, мы касались этого взаимодействия. Напомню эти слова: «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы, якоже глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе». Это можно отнести и вообще к взаимодействию античной и ближневосточной литературных традиций, т. к. громогласные трубы риторов постепенно побеждаются пастырскими свирелями восточных богословов, продолжающих традиции апостольских посланий. Но, побеждая, ближневосточная традиция впитывает в себя все самое лучшее, самое ценное из античности. Процесс развития жанра заключался в изменении соотношения информационной стороны письма и художественных приемов эпистолографии. IV–V вв. – ранневизантийский период истории жанра 55 . А если помните, три святителя, о которых мы говорили в прошлый раз, жили в IV веке. Для содержания писем в это время характерна большая значимость тематики, для формы – тесная связь с античными традициями. Содержание, суть излагаемого – на первом месте, а следование античной традиции заставляет добиваться совершенства формы при достаточно заметной лаконичности посланий. Пример такого послания как раз и был в центре нашего с вами внимания на прошлом занятии. VI–IX вв. – переход от ранневизантийского к средневизантийскому периоду. Причем для VI–VII вв. характерно то, что письма этого времени представляют собой скорее философские трактаты, а в VII–IX вв. происходит оживление эпистолярного жанра в связи с иконоборчеством. Обрядовая сторона касается всех, никто не остается равнодушным, письма по этому поводу получают большое значение, широко распространяются, публикуются и сохраняются; поэтому и до нашего времени дошло много писем той поры. X–XIV вв. – средневизантийский период. Происходит существенная творческая переработка античного наследия, особенно в частностях. Форма начинает превалировать над содержанием. Усложняется придворный церемониал, благодаря чему усиливается увлечение панегириками императорам и их приближенным. В результате чего письма становятся менее содержательными с событийной точки зрения, более абстрактными и обобщенными. В них преобладают идеи неопределенности временного и земного пространства, что достигается:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. С IX в. до Р. Х. началось освоение финикийцами берегов обоих Сиртов: археологические находки свидетельствуют о контактах этой зоны с Сиро-Палестинским регионом в VIII-VII вв. до Р. Х., когда, по всей видимости, здесь и выросли финик. колонии Лептис, Сабрата и Эйя, которые с кон. VI в. до Р. Х. получили самоуправление, в связи с чем сицилийские греки дали этой области название Триполь (Tripolis, Троеградье). С 640 г. до Р. Х. колонисты из Древней Греции устремились на Восток, в 630/1 г. до Р. Х. они основали Кирену (возможно, от ливийского - родник) и овладели прилегающей к ней округой, позднее получившей название Киренаика. Ряд берберо-ливийских племен, отошедших к югу, сохранили независимость. Египетский этноним «лебу» греч. классики восприняли как Λβιοι (в отличие от Λβυες из еврейско-эллинистической лит-ры, откуда произошло рус. слово «ливийцы») и в 1-й пол. I тыс. до Р. Х. распространили его на всех автохтонных обитателей Сев.-Зап. Африки (включая нумидов и мавров на территории совр. Туниса и Алжира) в противоположность переселенцам из Финикии и Эллады. Если Гомер понимал под Л. Африку к западу от Египта ( Homer. Od. IV 85; XIV 295), то Геродот и Эратосфен вложили в этот хороним значение всех известных эллинам земель на континенте (напр., Herod. Hist. II 12). Между XI и VIII вв. до Р. Х. в Феццане и на юге Триполитании, вокруг Гарамы (ныне в районе Джермы) сложилось самое раннее из известных политических объединений берберо-ливийцев - Гарамантида. Его верхушка могла происходить из среды «народов моря», вторгавшихся в Сев. Африку со стороны Средиземноморья в XV-XII вв. до Р. Х. Но ассоциируемые с Гарамантидой надписи, сопровождающие многочисленные наскальные росписи со сценами пастушеского и охотничьего быта, выполнены письмом, генетически связанным с финикийским и предковым по отношению к древнеливийскому, а через него - к туарегскому алфавиту тифинаг. Старейшее письменное упоминание о гарамантах принадлежит Геродоту, к-рый оставил описание их развитого ирригационного земледелия, основанного на использовании вод Нила и Меридова оз. через обширную сеть каналов, ведущих к Сирту ( Herod. Hist. II 150), а также войска на квадригах, усмирявшего сахарские племена «пещерных эфиопов» - предположительно предков позднейших тубу ( Herod. Hist. IV 183, VII 184). Обычаи гарамантов, связанные с ритуальной татуировкой и искусственным шрамированием, в изображении античных географов (прежде всего Плиния Старшего , к-рый упом. также о частых групповых браках среди них - Plin. Sen. Natur. hist. V 36) имеют сходство с таковыми у «лебу».

http://pravenc.ru/text/2110469.html

То есть, повторим, у мелькитов меняется почти всё, кроме вероисповедания. Их социальная деградация была отнюдь не уникальным явлением, подобные же процессы пережили в эти века другие земли Христианского Востока, а также и сама Византийская империя. Византия Юстиниана и Византия Македонской династии – это две абсолютно разные страны, связанные только культурно-государственной преемственностью. Классическая Византия IX–X вв. выглядит намного примитивней Восточно-Римской империи IV–VI вв., но настолько же жизнеспособней. Аналогичное глубинное социальное перерождение происходило в раннесредневековой Армении. Там были свои «темные века», VII–IX столетия, когда даже прекратилось строительство новых церквей. Самый географически близкий к мелькитам пример социокультурной трансформации представляют копты. Выше уже говорилось о демографической стагнации в Египте и постоянном «бегстве из деревень». В IX в. лежали необработанными от половины до 2/3 сельскохозяйственных земель Нильской долины. В VIII века на границе пустыни и пашни появились кочевые бедуинские племена. Хотя их было немного, но они, как и в Палестине, представляли заметную угрозу земледельческому населению. Очень симптоматично то, что именно с IX в. монахи коптских монастырей в пустыне стали возводить в своих обителях донжоны, где прятали припасы и укрывались сами во время нападений номадов. 80 За сто лет нестабильности и восстаний церковная организация, несмотря на свой конформизм и лояльность властям халифата, серьезно пострадала. По данным археологии, с начала VIII по начало IX в. в сельской местности исчезло (было разрушено?) множество малых церквей, посвященных локальным коптским святым; на смену им пришли более крупные, но малочисленные церкви, связанные с базовыми фигурами христианского культа, главным образом св. Георгием. Разрушение церквей и сокращение числа священников свидетельствует о распаде старых сельских сообществ. Коптское население лишалось корней, теряло связь с «почвой», в которой была главная его сила при византийской власти. Был расчищен путь для нового «заполнения» сакрального ландшафта в Позднее Средневековье гробницами локальных мусульманских святых. 81

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– P. 523). Выходит, Херсон располагал таким классом транспортных плавсредств, потребности в котором, очевидно, были порождены давней торговлей по Азовскому морю и Дону с внутренними областями Хазарии. 2094 Артамонов М.И. Саркел-Белая Вежа//МИА. – 1958. – – С. 22–23, рис. 12; Раппопорт П. А. Крепостные сооружения Саркела//МИА. – 1959. – – С. 36–38, рис. 38–41; Артамонов М.И. История хазар. – С. 302. 2095 Тортика A.A. Доно-Донецкий путь, лесостепное Придонечье и византийская Таврика в VIII– Хвв.: характер и направление торговых связей//VII Боспорские чтения: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Oikos. – Керчь, 2006. – С. 282–286. 2096 См.: Сорочан С.Б. О торгово-экономической политике Византии в Нижнем Подунавье в VII–X вв.//Болгарский ежегодник. – Харьков; София, 1996. – Т.2. – С. 62–71. 2097 Theophanes continuatus. – P. 123; ср.: Констатин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 42.23–24, С. 170–171. 2100 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X–XI вв. – М., 1963. – С. 200; ср.: Калинина Т.М. Торговые пути Восточной Европы IX в. – С. 68–82; Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения//Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. – М., 1996. – С. 112; Сорочан С.Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 243,246–250; Флеров B.C. Крепости Хазарии... – С. 167; ВайерХ.-Ф. История крымских готов... – С. 102; Тортика А.А. Боспор Киммерийский в хазарское время по данным арабо-персидских и хазаро-еврейских авторов//Боспорские исследования. – Симферополь; Керчь, 2004. – С. 372. 2102 Учитывая положение Саркела на искусственном острове, ал-Факих, вероятно, не случайно написал вместо «Хамлидж» – «Халидж», что переводится как «канал», «пролив» или «залив» (Калинина Т.М. Употребление этникона ал-хазар... – С. 42–43). Описание расположения на «конце реки» и указание на город не позволяют видеть в данном топониме Азовское море, как предположила Т.М. Калинина. 2103 Минорский В.Ф. История... – Приложение III, С. 198–199; Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 141; Коновалова ИГ. Указ. соч. – С. 111–120. 2104 Успенский Ф.И. Византийские владения на северном берегу Черного моря в IX–X вв.//Киевская старина. – 1889. – Т. 25. – С. 257–259, 288–292; Сочинения Константина Багрянородного «О фемах» ... – С. 223–226; Знойко Н.О. О посольстве Калокира в Киев//ЖМНП. – 1907. – Апрель. – С. 261; ср.: Васильевский В.Г. О построении крепости Саркел//ЖМНП. – 1889. – Октябрь. – С. 273–289 (продолжение полемики между Ф.И. Успенским и В.Г. Васильевским см.: ЖМНП. – 1889. – Декабрь. – С. 550–557); Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. – К., 2002. – С. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б., или ми чой (религия народа), является исконной религией тибетцев, существовавшей задолго до проникновения в Тибет (VII в.) буддизма, или лха чой (религии богов). Это положение совпадает с выводами мн. зап. исследователей о том, что буддизм в Тибете вошел в контакт с автохтонной системой древних верований. Этот контакт вылился в активное противостояние Б. и буддизма на протяжении всего периода существования независимого Тибетского гос-ва (VII-IX вв.). В период его расцвета буддизм стал гос. религией Тибета, а Б. так и оставался на положении чуждой религии (тибет. чи-ба - небуддийской). Только во времена Агвана-гьяцхо (1617-1682), V далай-ламы, согласно его эдикту, Б. был приравнен на территории Тибета к др. религиям и религ. школам. Но как только последователи Б. проявили политическую активность, поддержав кн. Бэри, союзника монг. хана в его противостоянии маньчжурам, они тотчас подверглись репрессиям, как и последователи школ джонанг и карма, поддержавшие светских правителей Тибета в их борьбе против маньчжурской экспансии. Длительный период сосуществования Б. и буддизма привел к тому, что в Б. проникают как философские, так и доктринальные положения буддизма. Составной частью Б. стали теории перерождения и кармы. По завершении «темного периода» в истории Тибета (IX-XI вв.) начинается духовное возрождение его населения. В Б. традиции Будда Шакьямуни становится эманацией Шенраба и одним из 6 божеств, к-рые должны привести обитателей 6 миров сансары к освобождению. Имя Шенраба-мибо появляется впервые в Дуньхуанских документах IX-X вв. и обозначает жреца, к-рый обладает способностью общаться как с живыми, так и с мертвыми. Жизни Шенраба-мибо, в ипостаси основателя Б., посвящены 3 текста в традиции Б.: Додуй - краткая версия, как предполагают, была переведена с шангшунгского языка (ок. Х в.); Зермиг - более развернутая редакция (XI в.); Зиджид (12 томов) воспроизводит т. н. «устную традицию» передачи текста, продиктованную, по преданию, Лодану-нингпо, к-рый его записал (XIV в.). Эта версия скорее напоминает эпическое сказание, чем жизнеописание, и содержит мифы, занимательные истории, легенды. Как и основатель буддизма, Шенраб появляется в мире, чтобы помочь живым существам. Ему противостоит демон Кьябпа-лагринг, как Дэвадатта Шакьямуни. Чтобы достичь желаемой цели, Шенраб, как и Будда, совершает 12 деяний. Его тело обладает 32 признаками великого человека, к-рые отличали и царевича Сиддхартху, буд. Просветленного. Как и Будда Шакьямуни, Шенраб покидает мир 80-летним.

http://pravenc.ru/text/149727.html

Кадастр – податный список (села, владения, округа, фемы  и пр.), куда заносились сведения о налогоплательщиках – число членов семьи, площадь и количество им принадлежавших угодий, поголовье их скота, недоимки и т.д. Кампидуктор – в позднеримской армии должность, соответствовавшая центуриону. Кандидат – 1) в IV–VIII вв. – солдат императорской охраны; 2) титул ниже стратора Каниклий – «хранитель чернильницы», придворная должность. Канон – поземельный налог. Каноникон – церковная подать. Капникарий – см. актимон. Капникон – 1) в IX-X вв. – небольшая подать на военные нужды; 2) основной вид земельной ренты (с семьи). Кастроктисия – повинность крестьян по ремонту и строительству военных сооружений. Катафракт (кавалларий) – конный воин, одетый броней. В римской армии К. (клибанарии) были заимствованы у персов в II-Ш вв. Катепан – 1) наместник катепаната; 2) начальник стражи Хрисотриклиния – «Золотой палаты», одной из главных зал Большого дворца. Катепанат – в X–XI вв. – крупная отдаленная область (напр., К. Италия – на месте фем Калаврии и Лонгивардии). Катерга – корабль. Катергоктисия – повинность по строительству военных судов. Кафисма – трибуна на ипподроме, предназначенная для императора. На К. столичного ипподрома из Большого дворца вела отдельная галерея. Квестор – 1) римская магистратура, в Византии IX–X вв. – высокая судебная должность; 2) К. священного двора – главный юрист империи, председатель консистория. Кентинарий – сто либр золота, 7200 номисм. Кератин – серебряная монета с содержанием серебра, стоимость которого эквивалентна 1/1728 золотой либры (римская единица веса – силиква), т.е. 1/24 номисмы. Кесарь (цезарь) – один из самых высоких титулов, первоначально – «младшего» императора (при Диоклетиане), с V в. давался в знак исключительного отличия и (или) наследникам трона. С начала VII в. титул К. перестал быть только императорским, хотя и остался достаточно высоким. Кесарикий (стефания) – кесарский венец. Кир – господин. Китонит – придворная должность. К. охраняли китон – императорские покои.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

695 Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 114–119,145, Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. 697 Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 291–294; Мыц В.А. Укрепления Таврики... – С. 135 (там же библиография). Непонятно, почему Ю.М. Могаричев помещает Сюйрен рядом с м. Ай-Тодор: между тем и другим пролегала Яйла (ср.: Могаричев Ю.М. Пещерные церкви... – С. 78). 700 Репников Н.И., Веймарн Е.В. Сюреньское укрепление//Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931–1933 гг. ИГАИМК. – 1935.– Вып. 117.– С. 115–125, рис. 80–81, Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120, рис. 40–43; Талис Д.Л. Сюйренская крепость//ВВ. –1972. – Т. 33. – С. 217–229; Талис Д.А. Оборонительные сооружения Юго-Западного Крыма как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1974. – С. 109–110; ср.: Овчаров Д. Византийски и български крепости V–X век. – София, 1982. 702 Репников Н.И. Остатки укреплений Эски-Кермена//Готский сборник. ИГАИМК. – 1932. – Т. 12.– Вып. 1–8.–C. 205 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 120; Якобсон А.А. Средневековый Крым. – С. 11; ср.: Воронин Ю.С., Даниленко В.Н., Кутпайсов В.А., Михайловский Е.В., МыцВ.А., Петрова Э.Б. Работы в Бахчисарайском районе//АО 1978 г. – М., 1979. – С. 313. 703 Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес. – С. 118; ср.: Завадская И. А. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 304–305. 704 Судя по результатам последних раскопок, крепость только в XIII–XIV вв. стала небольшим городком с плотной застройкой и с загоном для скота (Мыц. Β.Λ. Укрепления Таврики... – С. 135). 705 Омелькова A.A. Исследование раннесредневековых комплексов в Бельбекской долине//АО 1984 г. – М., 1986. – С. 284–285. 707 Результаты раскопок 1984–1990 гг. наместе Алустона позволяют выделить строительные периоды VI–VII вв., VIII–IX вв. и X в., а в VIII–IX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом главными оказывались не слабо продуцентные сельскохозяйственная база и ресурсы самого города, а ресурсы населения Готфии, вовлеченного в сферу неэквивалентного обмена в силу стабилизации отношений в условиях византийско-хазарского кондоминиума. Видимо, именно в этом направлении стоит искать отгадку сравнительно благополучного материального положения горожан, позволяющую по-другому взглянуть на Херсон пика «темных веков». В целом, в его облике не проглядывало бескровное лицо нищеты – неизменной спутницы кризиса и упадка. Этот город привык трудиться сам и влиять на потребности своих многочисленных контрагентов, диапазон которых колебался от столичных рынков и эргастириев до скромных поселенных усадеб Таврики. 1725 Сазанов A.B. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени: Автореф. дис. ... д-ра. ист. наук/МГУ. – М., 1999. – С. 20, табл. II; С. 39; Романчук А.И., Сазанов A.B., Седикова A.B. Амфоры из комплексов византийского Херсона. – Екатеринбург, 1995. – С. 47. 1726 Якобсон А.Л. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – 1973. – Вып. 10. – С. 131; Сазанов A.B. Хронология керамических комплексов Херсонеса конца VI–VII вв.//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV–IX вв.): Междунар. конф.: Тезисы докл. – Симферополь, 1994. – С. 63–64; Сазанов A.B. Города и поселения ... – С. 40. 1728 См.: Сорочан С.Б Византия IV–IX веков: этюды рынка. 2-е, изд. испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 16–17 (там же библиография вопроса). 1729 Ср.: Золотарев М.И., Ушаков С. В. Один средневековый жилой квартал Северо-Восточного района Херсонеса (по материалам раскопок 1989–1990 гг.)//X сб. – 1997. – Вып. 8. – С. 33. 1730 См.: Романчук А.И. К вопросу о положении Херсонеса в «темные века»//АДСВ. – Свердловск, 1972. – Сб. 8. – С. 42–45; Романчук А.И. Комплекс VII в. из портового района Херсонеса//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Сб. 10. – С. 246–250; Романчук А.И. Слои VII–VIII вв. в портовом районе Херсонеса//АДСВ. – Свердловск, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010