Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκρης Κ. Δ. Λμπης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; Ανδρας (Νανκης), μητρ. Αρχιερες τς Κρτης κατ τν 20 ανα//Οκουμενικο Πατριαρχεου νετερα στορικ. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχα Αμαρου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Αθνα, 2014. Τ. 1; Η πρην επαρχα του Αγου Βασιλεου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Ρθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс]. О. В. Л. Архитектура и изобразительное искусство В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям. Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.). Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного).

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Я намеренно останавливаюсь на всех этих доказательствах жизни Андрея в VII-VIII вв. в виду того, что в критической литературе высказывалось мнение, будто Андрей Критский , автор известных с его именем произведений, жил и писал после седьмого вселенского собора и даже после «торжества православия» (842 г.), т.е. в половине IX века. С таким мнением выступил Казимир Удэн в своем труде Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis 10 , рассмотрев творения Андрея и найдя их соответствующими девятому веку. И хотя со своим парадоксальным выводом Удэн стоит в литературе одиноко, никем в последующей истории не поддержанный, да и поддерживать его едва ли возможно при отсутствии на то каких-либо положительных данных, – тем не менее нельзя пройти молчанием этот взгляд, раз он существует в литературе. Я думаю, что после приведенных мною доказательств в пользу жизни и литературной деятельности Андрея Критского в VII-VIII вв. нет нужды для поставленной цели моего очерка входить в обстоятельный полемический разбор оснований мнения Удэна. А для того, чтобы более оттенить неверность Удэновских суждений, я отмечу еще то, что на творения Андрея делают ссылки писатели конца VIII в. 11 , а в первой половине IX-ro в. в честь святого Андрея Критского составлен уже богослужебный канон Феофаном Начертанным, т.е. святитель Андрей уже канонизирован 12 . Самое большее, что могут сделать соображения Удэна, это – поставить вопрос о принадлежности Андрею Критскому , лицу, жившему в VII-VIII вв., некоторых из произведений, ему усвояемых. И действительно, история Литературы нам дает примеры таких последствий суждений Удэна в трудах некоторых ученых исследователей 13 . Насколько ценны суждения Удэна в этом отношении мы увидим ниже, так как с вопросом о подлинности некоторых проповедей Андрея Критского , могущих осветить историю его жизни, нам придется иметь дело. Итак, святитель Андрей Критский по жизни и деятельности своей принадлежит концу VII и началу VIII вв. 14 . Как же определить точнее грани жизни Критского святителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Первый известный образец нотированного визант. песнопения — гимн Св. Троице в егип. папирусе из Оксиринха (Pap. Oxyrhynch. 1786, 2-я пол. III в.), записанный древнегреч. алфавитной нотацией с нек-рыми дополнительными ритмическими знаками. Этот единичный случай не имел к.-л. продолжения: собственно муз. свидетельств в отличие от данных повествовательных источников от IV–V вв. не сохранилось. В папирусах VI–VII вв. обнаружены только обозначения гласа в гимнах, однако на егип. остраконе того же времени (Ostr. Skeat. 16) содержится фрагмент гимна, сопровождаемый знаками креста, точки и полукружия (разновидности облеченного ударения). Точка напоминает систему нотации, о к-рой сообщают, хотя и не описывают ее подробно Аристоксен (IV в. до Р. Х.) и Аристид Квинтилиан (рубеж III–IV вв.?). Д. Журдан-Хеммердингер на основании исследования музыкально-космологической рукописи V–VI вв. утверждает, что точка (употребление к-рой — различного размера и в разных комбинациях — встречается в папирусах II-IV вв.) указывает на забытую систему нотации, использовавшуюся в копт. среде. Др. случай — это один из богородичных гимнов, найденных во фрагментах папируса Pap. Berolin. 21319 (сер. VI — сер. VII в.). Крюкоообразный знак, напоминающий более позднюю петасти (πεταστ), помещен в неск. местах над текстом гимна; возможно, в утраченных частях этого манускрипта могли находиться и др. знаки. Значение этой находки заключается в том, что она дает пример, относящийся к более раннему времени, чем эпоха прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750), к-рому традиция приписывает изобретение крюкообразных знаков (см.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Σνμβολα ες τν στοραντς παρ μν κκλησιατικς μουσικς. θναι, 1890. Σ. 168-180). Еще одна система нотации была обнаружена в 5 греч. папирусах из Гермополя (Pap. Ryland. Copt. 25–29), датируемых греч. учеными Папатанасиу и Букасом VII–IX вв. Над некоторыми слогами песнопений стоят муз. знаки, состоящие гл. обр. из комбинаций неск. начертаний оксиа (ξεα) — от 1 до 7 оксий над 1 слогом. Реже встречаются знаки (перечислены в убывающем порядке), напоминающие более поздние элафрон (λαφρν), точку (κντημα, от κεντ — вышивать), ипоррои (πορρο) и вариа (βαρεα). По предположению этих ученых, данная нотация является диастематической — число оксий соответствует номеру определенной ступени (неизвестного) звукоряда.

http://pravenc.ru/text/365723.html

Вне поля зрения исследователей оставалось синайское собрание 12 . Между тем в нём представлена обширная группа Миней IX–XII вв., а также ранние гимнографические памятники VIII–IX вв., которым особое внимание будет уделено в этом очерке 13 , посвящённом стержневому, наиболее плодотворному и разнообразному в истории Минеи периоду — с VIII по XII в. “Минея до Минеи”: Тропологий Открытие в Синайском монастыре большого числа рукописей в 1975 году при расчистке архимандритом Софронием северной стены под церковью святого Георгия по праву стало сенсацией. Именно тогда впервые был обнаружен Тропологий 14 , что позволило изучить наиболее раннюю стадию существования Минеи в его составе. Тропологий сочетал гимнографию минейного, триодного и седмичного кругов 15 . Он выделился из уставной книги Лекционария в силу “появления к концу VII в. многострофных песнопений, стихир и канонов” 16 и до нового разделения на Минею, Триодь и Октоих в IX в. служил основной гимнографической книгой в византийском богослужении. Новооткрытый Тропологий (МГ 5, VIII–IX вв.) 17 состоит из 240 листов и охватывает период от Рождества Христова (включая триодную часть) до памяти праведного Иосифа Аримафейского (12 июня) 18 . Этот список составлен, как полагает С. Фрейс­хов 19 , по чину служения в храме Воскресения в Иерусалиме 20 . Он отличается от изученных грузинских редакций древнего и нового Иадгари и представляет собой промежуточную между ними стадию. Очевидно, что эта редакция связана с творчеством савваитов — Иоанна Дамаскина и Космы, потому что большая часть канонов атрибутирована именно им: восемь — Иоанну 21 , шесть — Косме 22 , тогда как их предшественнику архиепископу Андрею — лишь один 23 . О хронологически близкой традиции девятипесненного канона, связанной с именем Андрея, в МГ 5 напоминают интерполяции вторых песен в три канона Иоанна и Космы 24 , отказавшихся от составления тропарей на вторую библейскую песнь 25 . Из более архаичных черт можно отметить вкрапления уставных указаний (на период Великого поста), общей гимнографии 26 , некоторые “аллосы” и неполные каноны — Вознесению, Апостолам.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Ключевые слова : Древний Тропологий, Иадгари, Октоих, иерусалимское богослужение, стихиры воскресны, стихиры анатолиевы, византийская гимнография, глас, историческая литургика.     Воскресный Октоих и его предыстория Октоих – одна из основных богослужебных книг православной традиции – объединяет в себе несколько гимнографических сборников, имеющих разную историю: воскресный Октоих (т. е. сборник песнопений для воскресного богослужения, в которых преимущественно прославляются Крест и Воскресение Христовы, а также Боговоплощение и, следовательно, Божия Матерь); вседневный Октоих (т. е. сборник тематических песнопений – покаянных, Кресту, Пресв. Богородице, ангелам, св. Иоанну Предтече, свв. апостолам, свт. Николаю); Богородичник (т. е. сборник канонов Божией Матери). Объединяющим принципом этих сборников является, во-первых, наличие в них полных (или почти полных) комплектов песнопений на каждый из восьми гласов (с этим связано само название «Октоих», т. е. «Осмогласник» – «[Сборник песнопений] на восемь гласов»); во-вторых, привязка этих песнопений к дням недели. Песнопения воскресного Октоиха, в частности стихиры, входят в число самых известных гимнографических текстов православной традиции, имеют высокую художественную ценность и обладают бесспорным духовным авторитетом. В популярной литературе, вслед за некоторыми рукописями и изданиями Октоиха, встречаются утверждения о принадлежности этих песнопений – по крайней мере, наиболее важных из них – перу преподобного Иоанна Дамаскина 3 , время жизни которого приходилось на последнюю четверть VII и первую половину VIII в. Впрочем, в действительности в воскресном Октоихе содержатся песнопения, созданные в разные эпохи. В частности, ядро этого сборника составляют, по всей видимости, песнопения, уже существовавшие к VII в. Об этом свидетельствуют данные древнего иерусалимского Тропология – гимнографического сборника, сложившегося в VI–VII вв. и сохранившегося только в грузинском переводе в ряде рукописей IX–XI вв 4 . По модели древнего Тропология и с частичным использованием его материала в VII–VIII вв. был создан так называемый Новый Тропологий, частично сохранившийся в греческом оригинале, а полностью – в сирийском и грузинском переводах. На основе Нового Тропология спустя один-два века и возникли Октоих, Триодь и Минея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Житие свт. Амвросия, составленное П., было хорошо известно в Зап. Европе: сохранилось более 100 его списков (самые ранние датируются кон. VIII - 1-й пол. IX в.: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 552 и Paris. lat. 1771). В нек-рых списках автором ошибочно назван (возможно, под влиянием Исидора Севильского) свт. Павлин Ноланский. В кон. VII в. св. Альдхельм в прозаической и стихотворной версиях «Трактата о девстве» (BHL, N 380-381) пересказал историю о том, как в рот младенцу Амвросию влетали и изо рта вылетали пчелы, что, согласно П., служило предзнаменованием красноречия и лит. таланта святителя. Во 2-й пол. IX в. Житие свт. Амвросия стало важным источником написанного неизвестным каролингским автором по заказу одного из архиепископов Милана соч. «О житии и заслугах св. Амвросия» (BHL, N 377d; см.: Vocino. 2015). На произведении П. основаны и позднейшие средневек. агиографические тексты о свт. Амвросии (BHL, N 378-379d). В IX в. Житие послужило основой для заметки о свт. Амвросии в Древнеанглийском Мартирологе (The Old English Martyrology/Ed. C. Rauer. Camb., 2013. P. 251). Не позже Х в. Житие свт. Амвросия было переведено на греч. язык (BHG, N 67; подробнее см.: McClure. 1972). Этот перевод сохранился в 2 списках XI в. Вместе с тем, вероятно, во 2-й пол. IX в. анонимный греч. автор, незнакомый с сочинением П., написал Житие свт. Амвросия на основе «Церковной истории» Феодорита, еп. Кирского (BHG, N 68; см.: Pasini. 1983), позднее переработанное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 69). Существовал также комбинированный текст, сочетавший материал из начальной части перевода Жития авторства П. и анонимного дометафрастовского Жития. С такого комбинированного списка был сделан (возможно, в Первом Болгарском царстве на рубеже IX и X вв.) слав. перевод, сохранившийся в пространной и краткой редакциях (см.: Велинова. 2012). Др. сочинение П.- «Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus); оно сохранилось в составе «Collectio Avellana» (VI в.).

http://pravenc.ru/text/2756923.html

Чичуров И.С. Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь. – М., 1990. Чичуров И.С. Теория и практика византийской императорской пропаганды: поучение Василия I и эпитафия Льва VI//Византийский временник. –  М.,  1988. – Т. 49. Чичуров И.С. Феофан – компилятор Феофилакта Симокаттты//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1978. – 10. Чичуров И.С. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор//Византийский временник. –  М.,  1981. – Т. 42. Чичуров И.С. Экскурс Феофана о протоболгарах//Древнейшие государства на территории СССР. – М.: Наука, 1976. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т.2. ф Библиография работ автора: Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер.  с греч.: В.И.Оболенский и Ф.А.Терновский. – М., 1887. Хронография: [Фрагменты]/Пер.  с греч.:  Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.  Хронография: [Фрагменты]//Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения  ( " Хронография " Феофана, " Бревиарий " Никифора). – М.: Наука, 1980.  Слово Феофана пресвитера//Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. Слово об изгнании святого Никифора//Никифор. Творения. – Минск: Харвест, 2001. Фрагменты сочинений//Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках греко–римских и византийских писателей по VII в. н.э.//Вестник древней истории. – М., 1941. – 1. Свод древнейших письменных известий о славянах. – T.II: (VIIIX вв). – М.: Восточная литература, 1995  В настоящем издании осуществлен перевод на русский язык трех источников IX века, описывающих царствование византийского императора Льва V Армянина, возобновившего иконоборчество в 815 году. Дается новый перевод посвященного Льву отрывка из Хронографии Феофана Исповедника, впервые переводятся на русский язык раздел о царствовании Льва из Хроники Георгия Монаха (Амартола) и один из лучших источников по истории IX столетия - дошедший до нас фрагмент из анонимного сочинения Scriptor incertus de Leone Armenio.

http://bogoslov.ru/person/3168108

Л. Никита, сторонник иконоборчества, упоминается как участник посольства от визант. имп. Михаила II Травла к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению II . В IX-X вв. в М. Л. известны сборщики налогов (диикиты) и хорреарий (заведующий гранарием в Андриаке). Св. Константин Синадский из иудеев в эпоху правления имп. Василия I Македонянина (867-886) совершил паломничество из Вифинии к гробнице свт. Николая в М. Л., откуда ему пришлось отправиться в Атталию, чтобы отплыть на Кипр. В IX-X вв. городу угрожали критские арабы. Так, священник из Митилины Христофор, ежегодно посещавший М. Л. как паломник, ок. 830 г. попал в плен к арабам и был увезен на о-в Крит. В одной из повестей о чудесах свт. Николая («О Василии, Агриковом сыне») рассказывается о ночном нападении на храм святого в его праздник: всех христиан, схваченных там, увезли на Крит, крестьянский сын Василий стал виночерпием критского эмира. Из венецианского рассказа (1116 г.) о перенесении мощей свт. Николая в 1100 г. следует, что византийский имп. Василий (неясно, I или II) после тщетных попыток перенести в К-поль саркофаг с мощами святителя так спрятал его мощи, что никто не мог их найти. Имп. Константин VII Багрянородный (сер. X в.) называет М. Л. «городом мироточивым и триблаженным» ( Const. Porphyr. De them. 78). В 1034 г. город сильно пострадал во время нападения североафрикан. арабов. В последующие годы (до 1042) имп. диикит Иоанн Орфанотроф организовывал восстановление городских стен. Проведение этих работ подтверждается строительной надписью на большом мраморном блоке из М. Л. 1042/43 г. имп. Константина IX Мономаха и его жены августы Зои. В то же время Иоанн Орфанотроф, получив исцеление от болезни у гробницы святого, пожертвовал в его храм масло и др. ценные дары ( Scyl. Hist. 397). Действия имп. Константина IX являлись, вероятно, частью его широкой программы церковного строительства по всей Византийской империи (мон-ри Неа-Мони на Хиосе, св. Георгия в Манганах в К-поле, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Новый период значительного обновления Б. д. связан с восстановлением иконопочитания и началом правления в Византии во 2-й пол. IX в. Македонской династии. После отказа от иконоборческой идеологии были развернуты обширные работы по украшению интерьеров Б. д. произведениями монументального искусства с новыми иконографическими программами. При имп. Михаиле III старый дворец Магнавра, видимо, почти не использовавшийся, был отдан для размещения вновь открывшегося К-польского ун-та. При имп. Василии I Македонянине в 876 г. на месте циканистириона была построена новая большая пятикупольная церковь, посвященная Богородице, известная как Неа-Экклесиа (Новая ц.- Theoph. Contin. P. 321-331). Храм стал образцом христ. зодчества и монументального искусства средневизант. эпохи (IX-XII вв.). Территория Б. д. была дополнительно расширена на юг, к берегу моря, и здесь были сооружены новые конюшни и площадка для поло. Возле Халки (вероятно, рядом со старым сенатом) было построено новое здание суда, в к-ром кроме различных органов юстиции содержались и сами осужденные ( Kedren. T. 2. P. 204). При имп. Льве VI на рубеже IX-X вв. при ц. Богородицы Фара был построен еще один маленький храм св. Димитрия Солунского. В X в. при имп. Константине VII Багрянородном в зале Камилас, построенном Феофилом, была организована дворцовая б-ка ( Theoph. Contin. P. 145), проводились различные реконструкции и переделки зданий. Имп. Никифор II Фока ок. 967 г. провел реконструкцию Вуколеона, укрепив этот комплекс стенами и башнями, в результате чего античный дворец получил облик средневек. замка ( Theoph. Contin. P. 447; Leo Diaconus. P. 64). При имп. Константине IX Мономахе в 40-х гг. XI в. возник крупный дворцовый комплекс Манганы, расположенный на берегу Босфора, на востоке от дворца Магнавра и собора Св. Софии отделенный обширными садами. Кроме дворца в него входили странноприимный дом и мон-рь св. Георгия Победоносца ( Psellus. Chronographia/Ed. E. Renauld. P., 1926-1928. Vol 2. P. 185-186; Kedren. T. 2. P. 608-609; Attaliates. 47-48; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 178, 181).

http://pravenc.ru/text/149715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010