VI. Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господень. И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею. Когда исполнился девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин и весь народ Израильский. И принес свою дочь жрецам, и те благословили ее, сказав: Бог отцов наших, благослови это дитя и дай имя славное во всех родах. И сказал народ. Да будет так! И затем поднес ее к первосвященникам, и они благословили ее, сказав: Бог всевышний, снизойди к ребенку сему и дай высшее и непреходящее благословение. И взяла ее мать в чистое (святое) место в спальне и дала ей грудь. И воспела Анна песнь Господу, говоря: Воспою песнь Господу, ибо он снизошел ко мне, и избавил меня от поношений моих врагов, и даровал мне плод справедливости своей, единственный и столь многим обладающий перед глазами его. Кто сообщит сынам Рувима, что Анна кормит грудью? Слушайте, слушайте, двенадцать колен Израиля, Анна кормит грудью! Когда пир кончился, гости разошлись, радуясь и вознося хвалу Богу Израиля. VII. Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/6/protoevangel...

VI. Об апостолах говорится: «когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2 – 3 ); «рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу» ( Деян. 14, 23 ). VII. Св. Анна пророчица, вдова 84 лет, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лук. 2, 36 – 37 ). VIII. Св. ап. Павел, в начале обращения своего, три дня не ел и не пил ( Деян. 9, 9 ); и вообще – о пощениях своих неоднократно говорит в посланиях своих. IX. Корнилий сотник сказал о себе: «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде» т. е. ангел ( Деян. 10, 30 ). Кроме этих примеров можно бы указать и другие в нов. завете, доказывающие, что в нов. завете есть заповедь о посте и она исполнялась в самые первые времена христианства. Но и приведенных указаний достаточно для наших целей 95 . (Из кн. «Догмат о св. пост.» по Стефану Яворскому , изд. 2, стр. 7 и др.). V. «Стараясь постоянно умножать богатство добродетели, препод. Симеон столпник, повествует о нем блаженный Феодорит , еп. киррский, подобно Божиим человекам – Моисею и Илии, пожелал провести 40 дней без пищи. Он просил дивного Вассона, который, как предстоятель, обходил жилища пустынников, чтобы последний, ничего не оставляя внутри его келлии, заградил дверь ее. Когда же Вассон представлял трудность такого подвига и убеждал не считать насильственной смерти добродетелью (так как это есть величайшее и первое преступление), Симеон сказал: «так положи мне, отче, 10 хлебов и сосуд воды, и я, если увижу, что тело имеет нужду в пище, возьму отсюда”. Тот сделал, как он просил: отложил хлебы, поставил сосуд воды и завалил дверь камнем. По исполнении 40 дней пришел дивный Вассон, отвалил от двери камень, взошел внутрь и нашел хлеб целым и сосуд воды не тронутым, а блажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. Так остерегайтесь же блуда и будьте чисты помыслом. Оберегайте и чувства свои от женщин. 2. А женщинам внушайте не иметь общения с мужами, дабы и они были чисты помыслом. 3. Ибо постоянное общение, если и не совершится нечестивое, для них есть болезнь неисцелимая, для нас же погибель Велиарова и позор вечный. 4. Нет ни совести, ни благочестия в блуде, и всякая ревность живет в вожделении его. 5 . Потому и говорю вам: будете вы ревновать и стремиться превзойти сыновей Левия, но не сможете. 6. Потому что Бог отомстит за них, вы же умрете смертью злою. 7. Ибо Левию дал Бог власть [и с ним Иуде, и мне, и Дану, и Иосифу, дабы мы были вождями]. 8. Посему завещаю вам слушать Левия, ибо он познает закон Господа и установит суд и будет приносить жертвы за Израиля вплоть до конца времен – первосвященник помазанный, коего призвал Господь. 9. Хочу, чтобы поклялись вы Богом небесным, что будете творить правду, каждый ближнему своему, и иметь любовь, каждый к брату своему. 10. А к Левию подойдите в смирении сердца вашего, да примете благословение из уст его. 11. Ибо он благословит Израиля и Иуду, его же избрал Господь царствовать надо всем народом. 12. И поклонитесь семени его, ибо за вас будет умирать оно в войнах зримых и незримых. И будет он над всеми царем вечным. VII. И умер Рувим, завещав это сыновьям своим. 2. И положили его во гроб, а после вынесли его из Египта и погребли в Хевроне в пещере, где погребен был и отец его. Завещание Симеона, второго сына Иакова и Лии I. Список слов Симеона, реченных им к сыновьям его перед тем, как умер он в сто двадцатый год жизни своей, в тот же год, что и брат его Иосиф. 2. Когда занемог Симеон, пришли проведать его дети его, и, сделав усилие, сел он, поцеловал их и сказал: II. Послушайте, дети мои, Симеона, отца вашего; возвещу вам то, что имею я в сердце моем. 2 . Родился я от Иакова и был вторым сыном отца моего, и Лия, мать моя, нарекла меня Симеоном, ибо услышал Господь мольбу ее. 3 3. Сделался я весьма сильным, не боялся труда и не страшился никакого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

VI. Церковь Христова и борьба антихриста против нее ( Откр. 12:1–14:5 ). а) Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения. Жена, облеченная в солнце, имеющая под ногами луну и на главе венец из 12-ти звезд, мучается родами; против нее стал красный дракон, с семью головами в диадимах и десятью рогами, с намерением пожрать имеющего родиться младенца. Новорожденное дитя восхищено к Богу и престолу Его, а в возникшей на небе брани у дракона и его воинства с Михаилом и ангелами его – дракон великий, или диавол низвержен на землю. В злобе своей он погнался за женой и пустил из пасти своей в след ей воду, как реку, дабы увлечь ее рекой. Но жене даны были два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, а земля разверзла уста свои и поглотила реку. Рассвирепевший дракон вступил в брань с прочими от семени жены ( Откр. 12 ). б) Антихрист и его пособник – лжепророк. Затем св. Иоанн, стоя на песке морском, увидел выходящего из моря страшного зверя с членами барса, медведя и льва, и дестью рогами в диадимах, и с семью головами, из коих одна смертельно ранена. И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть, и раненая голова исцелела. И дивилась вся земля, и поклонилась дракону, который дал власть зверю. И начал зверь изрыгать хулы на Бога и повел войну со святыми. И вышел другой зверь из земли с двумя рогами, подобными агнчим, но говорил как дракон. Он великими знамениями обольщает живущих на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив, и чтобы воздавали ему поклонение; всем поклонникам его на правую руку или на чело их положено начертание, или имя зверя, или число имени его, которое есть 666-ть ( Откр. 13 ). VII. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом ( Откр. 14–19 ). а) После хвалебной песни пред Агнцем 144 000 первенцев от людей, т. е. девственников, три ангела летят по небу последовательно один за другим и возвещают: первый – приближение часа судного, второй – падение великого Вавилона, третий – вечные мучения поклонников зверя и образа его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

V. 23-24). Таким образом, мало подать какую бы то ни было милостыню за то или иное преступление и в то же время оставаться при прежнем порочном образе жизни.    Что же касается молитвы, которой научил сам Господь и которая потому и называется Господней, то, хотя эта молитва и заглаживает ежедневные грехи, когда мы ежедневно произносим: «И прости нам долги наши», а дальнейшие слова ее,— «Как и мы прощаем должникам нашим» не только произносим, но и исполняем на деле, — она произносится потому, что грехи есть, но не для того, чтобы они были. Через эту молитву Спаситель хотел нам показать, что как бы мы праведно ни жили, во мраке и греховности настоящей жизни мы бываем не чужды грехов, об отпущении которых должны молиться, а тем, которые грешат против нас, прощать, чтобы и самим получить прощение. Слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. VI:14) сказаны Спасителем не для того, чтобы, надеясь на эту молитву, мы совершали ежедневные злодейства, благодаря ли то власти, по которой бы не боялись человеческих законов, или хитрости, с которой бы обманывали самих людей; но для того, чтобы научились не считать себя безгрешными, хотя бы и были чисты от преступлений, Так же точно Бог требовал и от ветхозаветных священников относительно жертвоприношений, заповедуя им приносить последние сперва за грехи свои, потом за грехи народа (Лев. XVI:6; Евр. VII:27). Нужно вникнуть внимательно в сами слова Учителя и Господа. Господь не говорит: «Если вы отпустите людям, и Отец ваш отпустит вам грехи ваши, каковы бы они ни были», но говорит просто: «Простит и вам». Учил Он молитве ежедневной и вел речь с учениками всячески оправданными. Что же значат эти «согрешения», если не такие грехи, которых (как бы так говорил Господь) не будете чужды даже и вы, оправданные и священные? Таким образом, в словах, в которых, по мнению ищущих благодаря этой молитве случая для ежедневного совершения злодейств, Господь разумел и великие грехи, ибо Он-де не сказал: «Отпустит вам грехи малые», мы, обращая внимание на то, какими людьми эта молитва произносилась и слыша «согрешения», должны разуметь не что иное, как грехи малые, так как грехи таких людей явно не были великими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

[v] Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, т.е. его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковьв таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т.д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья».   [vi] «Мф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять - Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же - самой главной, которая есть, так сказать, душа их, - совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или: Мк. 9:11-13 « И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.  Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем - Книжники - современные ученые богословы - разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». [vii]   Например: «Мк. 8:12-13 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и  И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону - Так Христос учит нас не вступать в споры и прекословия с противниками истины, но удаляться от них».

http://bogoslov.ru/article/4604758

V. Св. сорок мучеников были воины и за то, что не хотели принести жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явился им Господь и сказал: «Добр есть начаток, изволения вашего; но претерпевый до конца, той спасен будет». Эти мученики выведены были из темницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо мучеников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бросить камень на одного из них, вместо него ударил в лицо одного вельможу, стоявшего близ него. В сильной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу; но здесь опять, явившись им, Иисус Христос сказал: «Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждете, да венцы приимете» (Ч.-М. 9 марта). VI Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячей смолой, но, будучи охраняем невидимой силой, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полночь явился ему Господь Иисус Христос в полном свете славы Своей и сказал: «Не бойся, но дерзай» (Ч.-М. апреля 24). VII. Царь Савах приказал посадить св. Ирину в темницу, где она и находилась семь дней. Здесь явился ей Господь и сказал: «Не бойся, дщи! Аз бо есмь с тобою укрепляяй тя» (Ч.-М. мая 6). VIII. Мученик Сисиний выведен был из темницы и представлен Апрониану коментарисию (смотрителю за узниками). Апрониан, взглянув на него, увидел его, осененного пречудным, небесным светом, и слышал свыше голос: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Апрониан, исполнившись ужаса, пал к ногам Сисиния и просил крестить его, что Сисиний и исполнил (Ч.-М. июня 7) 153 . 9. Рассказы из жизни св. мучеников, показывающие, что они шли на мучения за Иисуса Христа с великой радостью (по заповеди Спасителя: «радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех») I. Объятый пламенем св. священномученик, епископ Смирнский, Поликарп, испуская дух свой, громким голосом возносит благодарение Богу Спасителю за дарованный ему подвиг мученичества: «Господи, Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Я славлю Тебя, что Ты сподобил меня в день сей и час сей присоединиться к числу Твоих исповедников и причаститься чаши Христа Твоего!» (Ч.-М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V. Так что и в этом многое, и очень многое; если ты заснул, пробуди себя бичами Екклисиаста, особенно вспоминая слова: “От земли и от языка погибель”. И, ведь, как ты опять видишь, их вождей настигнет обвинение, тобою возводимое; и можно предполагать, что последует большая беда. Подобно тому, как мы слышали, что бросающий вверх камень бросает его на свою голову. Небрежет (поступает легкомысленно) впрочем и тот, кто отваживается в этом обвинять Моисея, такого великого слугу Божьего, или того, кто наследовал ему — Иисуса Навина, или кто был за ними и заложили они основы: я говорю еще и о судьях, и о явившихся царях или о духоносных пророках, и еще о находящихся среди них безупречных архиереях: следуя установлениям, они не меняли, (но) пребывали в согласии относительно своевременного празднования Пасхи, как и других празднеств. VI. Так что надо было прибегнуть к более безопасному и более приятному, и не писать легкомысленно и с порицанием, что они явно от начала заблуждались относительно Пасхи: в чем именно, ты показать не можешь, сколько бы ни хотел говорить перед современными (людьми), много блуждая (в рассуждениях), — (с людьми), которые отклонились от установления Пасхи и прочего. Ведь, кажется, что древние совершали это после весеннего равноденствия: это уж ты можешь знать, так как имел дело с сочинениями древних, в которых еврейские мудрецы точно записаны (описаны). VII. Через них в сжатом виде показано, что и до Страстей Господних, и до позднейшего пленения Иерусалима, которое произошло в царствование римского царя Веспасиана, израильский народ, твердо установив 14-е число первого лунного месяца, праздновал Пасху по закону. Итак, из святых Пророков и всех, как я сказал, равно благочестиво и праведно в законе Господа пребывающих, со всем народом справлявших Пасху, по уставу и благоговейно, Господин всей видимой и невидимой твари, Единородный Сын и Слово, Единосущный Отцу и Духу Святому по божественности, Господь наш и Бог, Иисус Христос во исполнение времени, по плоти рожденный от Святой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы и воистину Богородицы Марии, видимый на земле и единосущный по человеческой природе людям, воистину пребывающий как человек, и Сам с народом в годы до проповедания законно и благоговейно справлял Пасху (и) ел по уставу агнца. Ведь Он пришел не нарушить Закон или (устранить учение) Пророков, но исполнить их, (так) сказал Спаситель Сам в Евангелии (см. Мф 5:17). Но, когда Он проповедал, Он не ел агнца, как учит Богослов и Евангелист Иоанн в своем Евангелии. Говорит он так: “От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху” (Ин 18:28).

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. VI. Не убий. 6. Не убей. Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. VII. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью. VIII. Не укради. 8. Не воруй. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно. X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

X, 1–10. « Я свяжу Ефрема, поклонника Вефильской телицы (X, 5); я свяжу эту телицу, которая не хочет ярма и любит только легкий труд молочения зерен (Втор. Хоз XV, 4). Я сам возложу ярмо на тучную шею ея ( Мих.2:3 ); она будет возить плуг, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. «Тем не менее еще есть время, вы можете еще избежать неприятельского ярма: возвратитесь к Богу, сейте себе правду, и вы пожнете милость; распахивайте у себя бесплодную почву вашей души, истребите на ней дурные травы предайте ее влияниям небес; ибо время – и более чем время для вас – взыскать наконец Господа, чтобы Он, когда приийдет, дождем пролил на вас правду ( Uc. XLV, 8 ; Uc. LXXXIV, 11–12 ); вы отвергли иго Божие, которое легко и вы думали, что будете свободны, исполняя только ваши желания; но жизнь грешника есть тяжкий труд, и вы работали тяжко. И над чем трудились? Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие едите плод лжи, потому что ты надеялся на собственный путь твой, множество ратников твоих. И произойдет смятение в народе твоем, и есть твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани; мать была убита с детьми. Вот бедствия, которые навлечены на вас вашим поклонением золотому тельцу. И ваш царь будет уведен на заре несчастного дня, он пойдет прежде вас в плен ( 4Цар.17:4–6 ) X, 11–15. Когда Израиль был юн, Я любил его, как может любить Бог, я называл его Моим сыном и вызвал его из Египта. Звали их, а они уходили прочь от лица тех, которых я посылал к ним (Моисея и пророков); приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках своих со всею заботливостью, какую мать имеет к своему малому ребенку ( Втор.1:31; 32:11–12 ). А они не сознавали, что Я приходил к ним на помощь во всех их бедствиях и врачевал их от всех их страданий (VI, 1; VII, 1). Узами человеческими влек Я их, узами любви, Я вел этот народ, как ведет телицу ее милосердный господин, и был для них как поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал им пищу Моими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010