II. От любостяжания происходит жестокость сердца, недоброжелательство, обман, кража, угнетение ближних и убийство. Любостяжатели бывают очень неосмотрительны, в особенности в отношении денег, что является наибольшим злом, как это можно видеть на примере Иуды, предавшего Христа. Любостяжательный человек отказывает даже самому себе и притом в самом необходимом. За ведение и распоряжение своим имуществом каждый ответственен перед Богом и, согласно с волей Божией, должен употреблять его ко благу не только своей семьи, но и своих ближних, а также служить целям религиозным и народным. III. От блуда происходит отупение ума и религиозного чувства, отвращение к жизни, ужасные болезни, отчаяние, убийство и самоубийство. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи царства Божия не наследуют» ( I Kop.6, 9 и 10). IV. От зависти происходят: ненависть, злословие, ругательства, клевета и часто убийства. Каин убил из зависти своего брата Авеля. V. От невоздержания бывают: грубость, ссоры, распри, апатия к труду и бесстыдство. Спаситель сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством... и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лук. 21, 34 ). Последствия невоздержания мы можем видеть из притчи о богатом и бедном Лазаре. VI. От гнева происходят: распри, ссоры, неприязнь, месть и убийство. Апостол Иаков сказал: «Гнев человека не творит правды Божией» ( Иак.1, 20 ). VII. От лености бывает: заслуженная ею нищета, равнодушие к жизни, дурные желания и беспутная жизнь. Ленивый человек может быть не только в работе, но и в молитве и в посещении служб Божиих. От такой лености происходят равнодушие к религии и к своему спасению, откладывание покаяния и, наконец, часто отчаяние. 763. Кто грешит против Святого Духа? Против Святого Духа грешит тот: 1. кто дерзостно полагается на милость Божию, 2. кто отчаивается в милосердии Божием, 3. кто к спасительным увещаниям имеет сердце затверделое, 4. кто противится познанию правды,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

IV.   Итак, в этот именно момент, когда весь народ был переселен, город опустошен и Святое разрушено – во исполнение слова Господня, произнесенного устами Иеремии пророка, говорившего, что будет в запустении святилище семьдесят лет 30 , – мы и встречаем в Вавилоне блаженного Даниила, изрекающего пророчества и охраняющего права Сусанны. V. Ведь Писание говорит: «И бе муж живый в Вавилоне; имя же ему Иоаким. И поя жену, ейже имя Сосанна, дщерь Хелкиева, добра зело и боящися Бога. Родители же ея праведна, и научиста дщерь свою по закону Моисеову» 31 . Этот рассказ, собственно, помещен позднее, но выдвинут в этой книге на первый план 32 . Ведь у писателей было обыкновенным явлением случившееся позднее помещать в своих произведениях раньше. И у пророков также мы встречаем некоторые такие видения, которые были первыми, а исполнились только впоследствии, и наоборот, такие (видения), которые упоминаются в связи с позднейшими событиями, а были, собственно, первыми. Все это совершалось, конечно, по промышлению Духа ( οκονομα το πνεμαο) с той целью, чтобы диавол не уразумел всего изреченного пророками в приточной форме и, опутавши человека своими кознями, снова, во второй раз не убил бы его VI. А начало книги 33 следующее: О пленении царя Иоакима и сынов Иудиных (и) города Иерусалима. В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму, и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего 34 " Все это в Писании передано с той целью, чтобы показать бывшее пленение народа, когда именно были переселены Иоаким, сын Иоакима 35 , и трое юношей, захваченных вместе с ним и с Даниилом. Этот именно Иоаким и был мужем Сусанны. VII. И говорит (далее) Писание: И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из (числа) пленных сынов израилевых, из рода царского и княжеского – вообще из сынов знатных людей – привел отроков, в которых нет никакого порока, красивых по наружности, способных на всякую науку, разумных и вникающих во всякую премудрость и вполне сильных для того, чтобы служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их (таким образом) три года, по истечении которых они должны были предстать пред царем. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, Анания, Азария и Мисаил 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

IV. В Церкви Христовой никто не должен ни ставить себя выше другого, ни пренебрегать другим, но все должны пребывать друг с другом в любви и единении. Согласно словам Господа нашего Иисуса Христа, все христиане – братья. Апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16–17 ). V. О значении причащения из одной чаши напоминается нам и в Литургии св. Василия Великого , после освящения и пресуществления Святых Даров – словами: «Нас же всех, от одного хлеба и чаши причащающихся, соедини вместе в общении единого Духа Святаго» (Сб., с. 190). VI. Для Причащения больных должны их близкие или лица за ними ухаживающие приготовить столик, покрыть его чистой скатертью и поставить на него крест и хотя бы одну свечу в подсвечнике. VII. Остаток просфоры, из которой был вынут Агнец, бывает разделен на небольшие части, которые во время пения «Буди имя Господне благословенно...» и обычно после окончания Литургии раздаются верующим, чтобы еще в храме были с благоговением потреблены верующими для утешения и внутренней радости. Если верующих много, то можно употребить для этого и просфору, из которой была вынута частица в память Пресвятой Богородицы. Эти раздаваемые частицы просфор называются антидорами. (Слово «антидор» – греческое и означает замену дара, «вместо дара».) Обычай этот происходит еще от первых времен христианства и возник, по всей вероятности, из «вечери любви», на которую сходились первые христиане после богослужения, чтобы в братской любви все без различия насытились от даров, приносимых состоятельными членами Церкви. Православная Церковь неизменно соблюдает обычай раздачи антидора. 4. О Таинстве Покаяния 694. Что подается в Таинстве Покаяния? В Таинстве Покаяния подается прощение грехов, совершенных нами после Таинства Крещения. 695. Когда установил Христос Таинство Покаяния?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

IV. О блаженстве плачущих апостол Павел написал: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). V. Тихий и трудолюбивый земледелец скорее сохранит свое добро, чем сварливый и жадный. VI. Справедливость в конце концов всегда победит; каждый, кто ее любит, этого дождется. VII. Господь является Господом мира, а не разъединения и распада. Кто старается быть миролюбивым, следует за Богом и может быть назван сыном Божиим. Христос приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» (Лк.24:36; Ин.20:19, 21). Этими словами также приветствует священник присутствующих на Святой Литургии. Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 601. Для чего люди принимают Таинство Крещения? Люди принимают Крещение: 1) чтобы соединиться со Христом и стать членами Его Тела; 2) для достижения очищения от всех грехов и получения благодати Божией; 3) для того, чтобы стать способными к новой, святой жизни. 602. От какого греха очищаются в Таинстве Крещения души младенцев? Души младенцев очищаются в Таинстве Крещения от первородного греха, так как иных грехов они не имеют. 603. Как совершается Таинство Крещения? Священник погружает крещаемого трижды в воду и при этом говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия) во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь», при этом произносит имя, которое дается крещаемому. 604. Что сказал Господь наш Иисус Христос апостолам, когда устанавливал Таинство Крещения? Когда Господь наш Иисус Христос устанавливал Таинство Крещения, Он сказал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19—20). 605. Необходимо ли для человека Таинство Крещения? Таинство Крещения для человека совершенно необходимо, так как без него мы не могли бы достичь спасения и приступать к остальным Таинствам. 606. Что сказал Христос о необходимости Таинства Крещения? О необходимости Таинства Крещения Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

VII. Ни одного человека, даже самого выдающегося, нельзя поставить в один ряд с Господом Иисусом Христом. Ни один философ, ни один основатель иных религий не мог о себе сказать и не сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ); «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» ( Ин.10:9 ); «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Ни один умирающий не сказал никому то, что сказал Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Ни один учитель не требовал от своих учеников, чтобы его больше любили, чем даже своих родителей. Никто от своего имени не отпускал грехов. Никто не сказал, что придет судить живых и мертвых. С Господом Иисусом Христом нельзя сравнивать ни Конфуция, ни Будду, ни Магомета. Кто так делает, тот богохульствует и не может называться христианином. Ибо Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Нельзя прийти к Небесному Отцу ни чрез Конфуция, ни чрез Будду, ни через Магомета, ни чрез кого бы то ни было другого. Истинно говорит апостол Петр, что нет ни в ком спасения, кроме Господа Иисуса Христа ( Деян.4:12 ). Объяснением Личности Господа Иисуса Христа, являющейся единой и единственной в истории всего человечества, занимались I, III, IV, V и VI Вселенские Церковные Соборы. г) О Пресвятой Богородице 196. Кто была Дева Мария? Дева Мария была дочь святых родителей Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода Давида, Анна же из рода Ааронова. 197. Где жила Дева Мария? Дева Мария жила сначала у своих родителей, потом в Иерусалимском храме, в котором воспитывалась, а затем в городе Назарете, где Архангел Гавриил благовествовал Ей, что Она будет Матерью Сына Божия. 198. Как благовествовал Архангел Гавриил Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

VI, 9). Итак, то же самое Спаситель обозначает злобой и здесь, говоря: довлеет дневи злоба его, потому что ничто столько не мучит душу, как попечение и забота. Подобным образом и Павел, склоняя к девственности, предлагал следующий совет: хощу же вас безпечальных быти (1 Кор. VII, 32). Когда же Христос говорит, что утренний собою печется, то говорит это не потому, будто бы день заботится о себе, но так как Он говорил с простым народом, то, желая сделать слова Свои выразительнее, олицетворяет время, сообразно общему обыкновению. Здесь Он предлагает только совет, но впоследствии времени поставляет это уже в закон, говоря: не стяжите злата, ни серебра, ни пиры в путь (Матф. X, 9). Сперва на деле, а потом и словом Он установляет новый, твердый закон, отчего и слово Его, будучи прежде утверждено самыми делами Его, легко было принимаемо. А что Он Свое учение о бесстрастии к земному доказал самыми делами Своими, то послушай, что Он говорит: Сын человеческий не имать, где главы подклонити (Матф. VIII, 20). И не довольствуется одним только собственным примером, но и в учениках представляет нам тот же пример, когда и им внушил не заботиться о земном, и не допустил ни в чем нуждаться. Но смотри, - Его попечение превышает нежность всякого отца. Заповедую это, говорит Он, не для иного чего, как только для освобождения вас от излишних забот, потому что если ты сегодня будешь заботиться о завтрашнем, то опять и завтра тебе нужно будет заботиться. Итак, к чему излишнее? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тяготы? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня? Таким прибавлением ты не можешь облегчить тяжести другого дня, но только покажешь жадность к излишним трудам. Чтобы сильнее тронуть Своих слушателей, Христос олицетворяет самое время и представляет его как бы обиженным и вопиющим против напрасной обиды, которую они учиняют ему. Ты получил день для того, чтобы заботиться о принадлежащем к нему. Для чего же возлагаешь на него и попечение другого дня? Ужели забота о себе не составляет для него достаточного бремени? Для чего же более надлежащего отягощаешь его? Но когда это говорит Законодатель наш и будущий Судия, то подумай, какие утешительные Он подает нам надежды, когда сам представляет жизнь нашу столь бедственною и трудною, что и попечение одного дня может нас озлобить и сокрушить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

VI.  Вот что говорит Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Его совершится, но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:7–8 ). Итак, скажи мне, о еретик: Кто это, Который «как овца, веден был на заклание» – и имеющий род неизъяснимый? Не говори, что речь идет о двоих, ибо пророк в обоих случаях говорит об одном и том же [лице]. Если скажешь мне: «это простой человек», то почему род Его неисповедим, когда родословие Христа по плоти известно? Если же скажешь: «это Бог Слово», то как чистое Слово ведется на заклание? Остается сказать, что поистине у пророка в обоих случаях говорится о неделимом Христе.  VII.  Послушай и Иеремию пророка: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ). Если и здесь хочешь ввести разделение, [опять] скажу тебе так же. Кто это, на земле явившийся и с человеками поживший? Если скажешь: «простой человек», то как же «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним»? Если же скажешь: «это чистое Слово», то как же – «явился на земле и обращался между людьми»? Остается [единственная возможность] – и здесь в обоих случаях исповедовать неразделенного Христа. VIII.  Что же и Даниил, и Иезекииль, и двенадцать [малых пророков]? Приводить их свидетельства по отдельности было бы трудно и, скорее, неполезно для предмета [наших рассуждений]. Ведь тогда либо множество мыслей затемнит искомое  и отвлечет внявших им, так что будет понятно написанное: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» ( Ин. 5:13 ). Либо мы станем виновными в тягчайшем осуждении тех, кто не поверил такому множеству доказательств, по сказанному: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:22 ).  IX.  Единственная же наша цель сейчас – показать, что никто из святых и духоносных мужей не дерзал, [зная истинное положение] вещей, разделять богоприлично Соединенного по Отчему благоволению. Конечно, есть некоторые еретики, которые, исследовав, по совести знают истину, но не исповедуют [ее] и споров не прекращают; ибо их цель – не правая вера, а победа [их] тщеславия. Откуда это явствует? Из того, что они и о домах [своих] не заботятся, и тщеславно занимаются исследованиями против воли Христовой. Ибо если бы они поистине Его взыскивали, то и в заповедях Его по мере сил преуспевали бы. 

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

VI. Благодать и сила Божия. Основное внимание при описании перехода от ветхого к новому уделяется, однако, не вере и крещению читателей Е. П., но Богу и Его деянию. Особенно отчетливо это выражено в типичном для богословия ап. Павла высказывании: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2. 8-10). Чтобы удержать читателей даже от тени гордыни и самомнения, эта мысль разъясняется: «Не от дел, чтобы никто не хвалился». Поскольку Е. П. адресовано христианам из язычников, речь идет не о «делах закона», как в ранних Посланиях ап. Павла, но о человеческих достижениях вообще. Своим положением читатели обязаны исключительно Богу и Его благодати. Их новая жизнь и даже их добрые дела - результаты благого Промысла Божия. Благодать Божия прославляется не только в Еф 2. 8-10, но и в начальном благословении «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам...» (Еф 1. 6-8). 1-я ч. Послания призывает возносить благодарение и хвалу Богу за то, что Он сделал для людей во Христе. Христиане должны познать, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1. 19). Затем апостол описывает, как Бог проявил Свою силу в воскресении и вознесении Иисуса Христа, как Он воскресил и вознес духовно мертвых в своих грехах читателей (Еф 1. 20 - 2. 10), как Он действует Своей силой в самом апостоле и в его благовествовании (Еф 3. 7). Тема силы Божией звучит также в той части Послания, где возносится молитва Богу о том, чтобы Он посредством Св. Духа укрепил христиан Своей силой (Еф 3. 16). VII. Откровение. Новая жизнь христианина формируется не только Богом в Его деяниях через Христа, но также в Его откровениях о смысле и значении этих деяний. Словом «тайна» (μυστριον) обозначается сокровенный Замысел Божий, неведомый прежним поколениям людей до срока, назначенного Самим Богом.

http://pravenc.ru/text/182055.html

VI. Будь правдивым и искренним. С ложью и притворством далеко не уйдешь. VII. Не слушай клеветнических и злых речей, а если и услышишь о ближнем что-либо плохое, то не разноси этого. VIII. Никого не высмеивай, чтобы самому не быть высмеянным. IX. Нехорошо передавать кому-либо, что против него говорили другие, так как это порождает ссоры и ненависть. X. На суде и в государственных учреждениях, когда нам задают вопросы, мы обязаны говорить всегда правду и о провинениях своих ближних, так как в этом случае это не является злоречением. 10. Десятая заповедь Божия 571. Как читается десятая заповедь Божия? Десятая заповедь Божия гласит: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 572. Что запрещается десятой заповедью? Десятой заповедью запрещается греховная зависть к тому, что имеет ближний, пусть это будет жена другого, или муж другой, или какое-либо имущество другого человека. 573. Что нам предписывается десятой заповедью? Десятой заповедью нам предписывается, чтобы мы каждому желали благополучно пользоваться тем, что ему принадлежит. Пояснения: I. Бог запрещает не только злые дела и слова, но и желания и помыслы, потому что если желания и помыслы греховны, они оскверняют душу; кроме того из злых желаний и помыслов рождаются злые слова и дела. Если бы не было злых помыслов и желаний, то не было бы ни злых слов, ни злых дел. Речь является проявлением мыслей, а действие является проявлением желания. Поэтому необходимо подавлять в себе помыслы и желания, направленные ко греху, и сосредоточить свои помыслы и желания на то, что является добрым, чтобы наши слова и дела были добрыми. Решающим для наших дел и жизни является направление наших помыслов и движений сердца к добру. II. В Святом Писании в книге Притчей говорится, что мерзостью перед Господом являются «помышления злых» ( Притч.15:26 ). III. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

VI. В один день св. Павлин открыл ему, что в скором времени совершатся важные для него события, и советовал ему не отлучаться из столицы. Князь сообщил об этом дарю. Царь, подумав, сказал: «Я хотел бы видеть этого человека». Когда же св. Павлин, по приказанию князя, принес к царскому столу зелень и плоды, царь, увидев его, смутился, и, подозвав к себе зятя своего, сказал: «Я видел этого человека во сне; узнай от него, кто он такой. Мне кажется, он не из простых, потому что я видел его в каком-то великом сане». – Князь, отведя его в сторону, спросил его, кто он? – Человек Божий отвечал: «Я раб твой, принятый тобой вместо, сына вдовы». – «Я не о том спрашиваю тебя, кто ты ныне, но кто ты был в своей стороне», сказал ему князь, и заклинал его сказать ему всю правду. Тогда человек Божий, хотя и с прискорбием, открыл ему, что он был епископом. VII. Услышав это, господин его испугался и со смирением сказал ему: «Проси у меня, что ты хочешь; я желал бы отпустить тебя на твою сторону с великими дарами». На это угодник Божий отвечал ему: «Одной милости прошу у тебя: отпусти всех пленников из страны моей». VIII. Просьба св. Павлина была исполнена; собраны были все пленники из паствы его, и переданы ему. И добрый пастырь, напутствованный многими дарами, отправился в отечество с словесным стадом своим, и был встречен с необыкновенным торжеством, радостно и с бесчисленными благословениями. (Ч. М.). 28. Образ благотворения С мотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного (Мф.6:1). В те дни, когда св. Василий Великий со славой правил Кесарийской паствой, жил близ Кесарии один пресвитер именем Анастасий. Был он муж добродетельный, воздержный, кроткий, особенно же милосердный к убогим и благотворительный. Его жена, Феогния, была достойной подругой своего добродетельного супруга; четырнадцать лет прожили они в любви и согласии, не как муж с женой, а как брат с сестрой. Не имея детей, они все свои заботы, всю свою любовь отдали бедным, нищим, убогим и странным; оттого благодать Божья преизобильно почила на святых супругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010