Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАН [англ. Vikan] Гари (род. 1946, Фостон, шт. Миннесота, США), один из ведущих специалистов по раннехрист. и визант. искусству в США. В 1976 г. удостоен докторской степени Принстонского ун-та; ст. научный сотрудник визант. отдела музея Дамбартон-Окс (до 1985); хранитель отдела средневек. искусства (с 1986), в наст. время директор (с 1994) Художественной галереи Уолтерса в Балтиморе (шт. Мэриленд). Профессор ун-та Дж. Хопкинса в Балтиморе. Организатор и куратор выставок, автор и редактор сборников и научных каталогов музея Принстонского ун-та (памяти К. Вайцмана : Illuminated Greek Manuscripts from American Collections. Princeton, 1973) и Художественной галереи Уолтерса (наиб. известные: «Клады ранневизант. серебра» (Silver Treasure from Early Byzantium, 1986), «Святой образ, священное пространство: иконы и фрески из Греции» (Holy Image, Holy Space: Icons and Frescoes from Greece, 1988); «Врата тайны: иконы Святой Руси» (Gates of Mystery: The Art of Holy Russia, 1992) «Африканский Сион: священные образы из Эфиопии» (African Zion: The Sacred Art of Ethiopia, 1993). Член комиссии по культурной собственности при президенте США (до 2003; вышел в знак протеста, будучи несогласным с действиями Белого дома и Пентагона по обеспечению охраны памятников истории и культуры в Ираке). Сторонник строго археологического подхода к датировке и интерпретации памятников визант. искусства, в т. ч. христ. святынь (см. ст. Туринская плащаница ). Важнейшие работы В. по паломническому искусству в визант. период и проблемам иконографии изданы отдельным томом (Sacred Images and Sacred Power in Byzantium. Aldershot (Hampshire, GB), 2003). Соч.: Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; Early Christian and Byzantine Rings in the Zuker Family Collection//J. of the Walters Art Gallery. Baltimore, 1987. T. 45. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: МЭТЬЮС Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934), амер. византинист, специалист по истории раннехристианского искусства и архитектуры и армянской миниатюры

http://pravenc.ru/text/158440.html

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Первым амер. византиноведческим ежегодником стал «Dumbarton Oaks Papers», издающийся (с 1940) научным центром в Дамбартон-Окс при Гарвардском ун-те. Первоначально издание предполагалось как в основном искусствоведческое, однако разнородный характер специалистов, работавших уже в то время в США, придал ему гораздо более общий характер, постепенно сделав его одним из ведущих мировых изданий по В. Наряду с ежегодником этим же центром публикуется серия монографий «Dumbarton Oaks Studies» (с 1950). Дьюкский ун-т (Дарем, Сев. Каролина) издает ж. «Greek, Roman and Byzantine Studies» (с 1974). Значительное внимание В. уделяется в общемедиевистском издании «Speculum» (с 1926). Италия Историческая наука в этой стране долгое время не уделяла значительного внимания Византии. Работы по средневек. Италии, по истории левантийской торговли итал. республик, по истории взаимоотношений Рима и Восточных Церквей были значительным вкладом в В. ( Gaudenzi P. Sui rapporti fra l " Italia et l " Impero d " Oriente fra gli anni 476 e 554 d. C. Bologna, 1888; Besta E. La cattura dei veneziani in Oriente. Feltre, 1900). В исследованиях итал. ученых традиционно преобладает источниковедческий подход - публикация и критика источников богатейших архивов и коллекций рукописей Ватикана, Венеции, Генуи, Флоренции и др. центров, многие из к-рых содержат материал по истории Византии, Восточных Церквей, а также отражают реалии различных периодов визант. правления в Италии. Среди крупнейших изданий и каталогов рукописей и архивных материалов - Documenti longobardi e greci per la storia dell " Italia meridionale nel Medio Evo. R., 1877; Diplomatarium Veneto-Levantinum/Ed. G. M. Thomas, R. Predelli. Venetiis, 1880-1899. 2 vol.; Codices Vaticani Graeci. Vat., 1923-.; Canart P. , Peri V. Sussidi bibliografici per i monoscritti greci della Bibliomeca Vaticana. Vat., 1970-. (периодическое библиографическое издание, продолжающееся др. авторами). B. Пери также является автором публикаций по патристике, истории церковных взаимоотношений Рима и К-поля, истории Соборов IX в.

http://pravenc.ru/text/158430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мэтьюс Ф. Томас. Фотография. Нач. XXI в. [Англ. Mathews] Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934, г. Стамфорд, шт. Коннектикут, США)], амер. византинист, специалист по истории раннехрист. искусства и архитектуры и арм. миниатюры. Окончил Бостонский колледж (1957) со степенью бакалавра; получил степень мастера по философии (1958); степень по богословию в Уэстон-колледже (1965); защитил диссертацию в ун-те Нью-Йорка (1970). Работал в ун-тах Пенсильвании, Принстона (1990), затем Нью-Йорка, в Ин-те изобразительных искусств; в качестве Senior Fellow - в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс (2001-2003); в наст. время почетный профессор истории искусств в Дамбартон-Оксе. М. неоднократно выступал в качестве куратора выставок (в Музее Гетти, Лос-Анджелес; в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в б-ке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). М. начинал исследовательскую работу с локальной темы, посвященной столичной, к-польской архитектурной школе. Однако уже в 1-й монографии он сумел выработать характерный научный метод, к-рый не только определил на долгие годы его интересы и достижения, но и создал традицию в византинистике. В работе «Ранние церкви Константинополя: Архитектура и литургия» (Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. 1971) впервые была сделана попытка представить обобщающую реконструкцию церемониальной роли ранневизант. архитектуры на основе изучения археологического, литургического и архивного материалов 12 строений К-поля доиконоборческого периода. М. исследовал их как самостоятельные объекты и как части городского пространства, сопоставив с данными о литургической практике той эпохи. Такой анализ памятников стал важным методом последующих его работ. Во время работы над монографией «Византийские церкви Стамбула» (The Byzantine Churches of Istanbul. 1976) М. сделал ок. 10 тыс. фотографий памятников византийской архитектуры. В книгу включено 650 снимков, представляющих внешний вид, интерьеры, конструктивные детали, скульптурные элементы и декор церквей. На тот момент это был 1-й за 50 лет полный обзор столичной визант. архитектуры, сделанный на качественно новом уровне. Новые снимки автор сопоставил с архивными, что позволило ему уточнить масштаб разрушений, изменения городской среды, круг основных проблем. Книга также включает планы зданий, которые систематизированы и приведены вместе с подробной визуальной презентацией каждого из 40 памятников, а также план с точной локацией объектов.

http://pravenc.ru/text/2564542.html

Окелис или Акила – 11. VI, 104 (Ocelis); VI, 151 (Acila). 13. 26 (ηλις) (Птолемей, VI, 7, 7 и VIII, 22, 7 также называет эмпорий ’ηλις; Страбон, XVI, 4, 5 упоминает мыс λα) – гавань, эмпорий на юго-западной оконечности Аравийского п-ова, идентифицируется как нын. местность (и лагуна) Шайх-Саид (=Шейх-Саид; 12°52», 44°59», у Баб-эль-Мандебского пролива, напротив о-ва Перим) или Хор-Гурайра (лагуна, 12°43», 43°28»; предположительно=средневековая гавань Аль-Мандеб, пункт на торговом пути в Индию и из Индии). Окс – 11. VI, 52 (Oxus) – нын. река Амударья. По представлению античных авторов Окс впадает в Каспийское море (обычно ссылаются на Аммиана Марцеллина, XXIII, 6, 59, где он говорит, что реки Араксат, Araxates, и Димас, Dymas, впадают в озеро или болото Оксиа – Oxiam nomine paludem; эту реку Араксат отождествляют с рекой Окс, а озеро Оксиа – с Аральским морем и таким образом считают это единственным правильным сообщением о течении Амударьи, хотя выше, в § 52, Аммиан упоминает реку Окс). Об этом водном торговом пути из Индии в Понт (Черное море) сообщают также Страбон, 1, 15 и XI, 2, 17, Псевдо-Арриан, Перипл Понта Эвксинского, 3, Солин, 19, 5 (с различными деталями). Сейчас Амударья, начинаясь в Гиндукуше, впадает в Аральское море (44°02», 59°39», с юга; на юге Узбекистана); длина ее – 2540 км. Река Бактр – нын. река Балх на севере Афганистана, левый приток Амударьи. Однако обнаружено древнее сухое русло («Узбойское русло»), по которому Амударья (или ее рукав) впадала в Каспийское море. Сейчас режим реки Амударья не очень благоприятен для судоходства (наиболее развито от города Чарджоу, 39°05», 63°34», в Туркмении, до устья), но в древности судоходность ее была лучше, чем сейчас. Оксейа – 23. VII, 4, 6 (ξεα ρα; название греческое, означающее «Острый мыс») – мыс (северо-) восточного побережья о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка), к северу от гавани Бизала, к югу от устья реки Ганг, 4 (нын. Махавели); идентифицируется как нын. мыс Фаул-Пойнт (08°31», 81°19», к югу от города Тринкомали, на противоположной оконечности бухты Коддияр, в которую впадает река Махавели).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > На заседании Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России обсудят данные проведенной переписи в части национального состава населения 06.04.2012 1030 На очередном заседании Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г.Москве 10 апреля в 16-00 в ходе обсуждения темы «Национальный вопрос в переписи населения. Москва и Россия» будет заслушана и обсуждена информация об итогах переписи населения Российской Федерации 2010 г., предоставленная Федеральной службой государственной статистики, сообщают организаторы мероприятия. Также на заседании будет заслушано сообщение представителей УФМС России по г. Москве о миграционной обстановке в городе. В заседании примут участие постоянные участники научно-экспертного совета, специалисты-эксперты по вышеуказанной теме, представители ФМС и УФМС России по г.Москве, Росстата и Мосгорстата, национальных объединений, а также СМИ. Место проведения заседания: Зал Учёного совета Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина (ул. Садовая-Кудринская, д. 9). Информация о мероприятии размещается на Информационно-аналитическом портале «Добрососедство» . Аккредитация СМИ: 8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/06/na...

Грохочут пушки и минометы, изрыгают пламя и смерть из своих стволов. Перестукиваются пулеметы. Идет дождь… Сумрачно от дыма; низко нависшие мрачные, темные тучи, какое-то неопределенное положение наше – действует на нервы, возбуждает тревогу. Одно немного успокаивает – это наша артиллерия… Ее очень много… Всю ночь возвращаются разрозненные группы солдат и офицеров; вырвавшиеся из окружения. Более или менее все обошлось благополучно; главное, цело все полковое начальство. Но есть и потери. Из нашего штаба, из строевой части погиб Шувалов; недосчитались мы еще нескольких человек. Раненые – все остались там. Неизвестна судьба наших автоматчиков, нет всего взвода во главе с лейтенантом Музыченко. Где они, что с ними?.. 2 мая Нет времени и условий писать много и подробно о том, что делается. Если сказать коротко – наступаем в общем направлении на Швепниц. Автоматчики вернулись утром. Наше НП кочует по лесу. Идет мелкий дождь, мокро, холодно. Немцы упорно сопротивляются, вокруг нас рвутся снаряды. Но наша артиллерия не остается в долгу – подсыпает фрицам перцу. 4 мая Сегодня ночью заняли Швепниц. Подобрали под НП один дом. Все побито, поломано. Но задержаться нам здесь не пришлось, в 17.00 уходим из разбитого города в Роллан-Окс. Так называется одинокий домик посреди леса (лесника, что ли?). Он находится в 4 километрах от Швепница к западу. Полк занимает оборону на окраине города; активных боевых действий не ведет. Мы на НП устраиваемся совсем по-домашнему – из покинутой немцами деревни Роллан-Окс натаскиваем перин и надеемся сегодня поспать по-человечески. Много наехало начальства всякого – из дивизии, корпуса – делают рекогносцировку местности. Наверное, снова будем наступать… Сообщают, что помер Гитлер и что 2-го мая нашими войсками взят Берлин. Эти вести весьма обрадовали нас… 6 мая Второй день стоим в обороне. Время проходит без особых событий; кажется, что скоро кончится война; чувствуется по всему и все хотят этого… А почему бы и нет? — Гитлера уже нет, Берлин наш… … Сегодня в 15.00 началась разведка боем 1-го стрелкового батальона 23-го полка. Гремит артиллерия. В случае успеха – пойдем вперёд. 7 мая

http://pravmir.ru/pobednyiy-dnevnik-posl...

Антирелигиозные диспуты, шумные и страстные, не утихают во всех городах и селах России. Имя Введенского приобретает все более широкую популярность. Весной 1923 года в Политехническом музее впервые он скрещивает оружие с А.В.Луначарским. Это был конец мая, и темой диспута была только что вышедшая во Франции книга Анри Барбюса “Иисус против Христа”. Диспут был назначен по инициативе ОКС (Общество культурной связи с заграницей), и председательствовала на этом диспуте руководитель ОКС О.Д.Каменева. Луначарский приехал за пять минут до начала. У входа он столкнулся со своим оппонентом. Подойдя к нему первым, нарком обменялся с Введенским крепким рукопожатием. Обдав обновленческого Златоуста запахом тонких заграничных духов, он галантно уступил ему дорогу при выходе на эстраду. Оба оратора импровизировали свои речи. Луначарский говорил легко и свободно, в тоне светской беседы, пересыпая свою речь анекдотами, остротами, не повышая голоса, без жестикуляции и пафоса. Произношение слов на иностранный манер (“режиссер”, “мебль”) завершало впечатление высококультурного человека – европейца. Введенский начал в том же тоне. Однако в середине речи произошел перелом. Введенский заговорил о главе в книге Барбюса под названием “Кто-то прошел!”. И речь Введенского стала порывистой, трепетной, нервной. Взволнованно говорил он о шагах, которые слышатся в истории, о шагах, которые отдаются в каждом сердце... “Кто-то прошел, кто-то прошел! Разве не слышите вы, что кто-то прошел”, – восклицал он, как бы пораженный каким-то внезапным видением и как бы прислушиваясь к чему-то. И публика, собравшаяся в обширном зале, ерзала на стульях и беспокойно переглядывалась, где-то уже слышались приглушенные рыдания. О.Каменева пожимала плечами. “Высококвалифицированный религиозный гипнотизер”, – бросил Луначарский реплику, после диспута переданную Введенскому. А оратор уже ничего не слышал и не видел – на него, как он сам любил говорить, -“нашло”. От развязной светской манеры не осталось и следа, на трибуне стоял оратор, который говорил большие слова о Христе, единственной светящейся точке в истории. Без него все в мире бессмысленно, хаотично, ненужно. Мир без Христа – это уродливая карусель отвратительных масок, лишь один клубок свивающихся в конвульсиях тел... Размахивая руками и позабыв о прыгавшей и перевертывавшейся у него на груди панагии, Введенский броско и смело рисовал картину человеческих необузданных страстей, от которых содрогаются небо и земля. Он рисовал эту картину и сам как бы пугался ее, восклицая в лихорадочном забытьи: “Но все же кто-то прошел! Кто-то прошел! Разве вы не слышите, что кто-то прошел? Ведь нельзя же жить, если никто не прошел!”

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нисколько не виню в том земство. Но уж „обстоятельства» таковы, – таковы „направления» нынешние чтоб земской школе дети не только не видят ничего, их воспитывающего, не видят, ни уважения к религии, ни искренности в отношении к церкви... а они видят большей частью только лицемерие. И это школьное лицемерие может совершенно развратить народ, может из детей сделать совершенных безбожников. Особенно уродливо поставлено в настоящее время изучение молитв. Ученики знают молитвы – утренние, вечерние, пред обедом и после обеда. Знают и – никогда не читают! В земских же школах не читают молитв почти, так сказать, по принципу; мне некоторые учителя отвечали, что ученики не молятся потому, что „дома некогда», а в училище „молитва много времени отнимает». – Таким образом они воспитываются в атмосфере пренебрежения к молитве и к Церкви; в существе же дела – это атмосфера отпадения от Церкви. Вот каково воспитание будущего народного поколения. Что нашему отечеству готовит это воспитание? – Об этой тяжёлой будущности мы и не говорим; мы отмечаем только, что дети ныне находятся в полном недоумении, зачем их учат молитвам, если сами учители не молятся; зачем нужно знать молитвы, если не нужно молиться. – И эта бессмысленность обучения и это лицемерие, разумеется, детям не полезны и для них вовсе не назидательны. Е. А. 41 Бей, бий – тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bk – вождь; (тут) судьи, руководствующиеся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). – прим. эл. ред. 42 Кади (араб. ‎ – судья‎), кази, казый – мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата. – прим. эл. ред. 43 Мавераннахр (араб. ‎), также известен под названиями Фараруд (перс. ‎‎) или Вараруд (перс. ‎), а также Трансоксиана или Трансоксания (лат. Transoxiana/Transoxania) – древний историко-географический регион с богатой историей в Центральной (Средней) Азии. После завоевания Средней Азии Александром Македонским, регион также стал именоваться «Трансоксианой» или « Трансоксанией » (лат. Transoxiana/Transoxania) по названию реки Окс (ныне Амударья). Во многих древнегреческих и латинских (романских) источниках встречаются именно эти два вышеперечисленных вариантов названия региона между реками Окс и Яксарт… В настоящее время, большую и центральную часть историко-географического региона Мавераннахр занимает Узбекистан. Также, в Мавераннахр входят южные части Кызылординской и Туркестанской областей Казахстана, а также западная (Хатлонская область и РРП) и северная (Согдийская область) части Таджикистана. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но пора нам опять возвратиться на восток, к тем иперборейцам скифам, которые, как густая туча саранчи, налетев на Азию, возмутили и поработили ее едва не всю. Прошедши каспийские теснины и оставив позади себя Согдианы, Бактрианы и согдианский Окс, питающийся большими и многочисленными источниками, они у подошвы лежавших перед ними высоких гор остановились на зимовку, довольные удобствами той страны и добычею, награбленною еще прежде. Горы те необыкновенно высоки и многочисленны; громоздясь одна на другую, они представляют собою как бы одну сплошную гору, известную под общим названием Тавра и опоясывающую по самой средине всю Азию. Начало свое они берут на западе, у самого Эгейского моря; выходя же оттуда, они разрезывают всю Азию на две части, пока не оканчиваются у океана, встречаясь с восточным ветром. С наступлением весны, когда вся поверхность земли уже покрылась растительностью, скифы, оставив свое зимовье при подошвах гор, как стада баранов и быков, во множестве поднимаются на вершины гор; оттуда спускаются на народов, находящихся внизу, грабят их всех и пробираются в Индию, которая расположена по ту и другую сторону величайшей из рек Инда. Наложив иго рабства и на Индию, они уже не пошли далее на восток по причине безлюдности и невыносимого жара в той местности; но направили свое движение на Арахосию и Карманию 98 ; легко покорив тамошние народы, отправились на халдеев и арабов. Потом, обратившись против вавилонян и ассириян и взяв Месопотамию, они остановились на удобствах этой страны и здесь закончили свои длинные переходы, уже на третьем году после того, как переправились чрез реку Яксарт, и, отставши от своих соплеменников, сделались властителями нижней Азии. Но как огонь, разведенный в густом лесу, истребляет не только то место, на которое он простерся прежде всего, но поедает все, что только ни встретится на пути и в окружности, так и вождь скифов, выбрав себе для жительства местность, из всей нижней Азии самую удобную и приятную, не удовольствовался тем и не удержался, чтобы не коснуться находящегося в окружности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010