И. х. и. состоит из 2 частей: базовой картотеки и предметного указателя. Картотека - аннотированная фотоколлекция (ок. 200 тыс. карточек; размер 3×5 дюймов) с кратким описанием объектов, разделенных на 17 групп по видам искусства или материалам: скульптуру, живопись, стекло, рукописи, металл и т. д.; внутри их материал систематизирован по местам хранения. Ключом к поиску определенного объекта в картотеке служит предметный указатель или тематический индекс на карточках библиографических описаний, составленный по алфавиту сюжетов (от «Альфа и Омега» до «Цвентибольд Лотарингский»). За основной сюжет условно принимается название сцены (напр., «Изгнание торгующих из храма»), которую далее разбирают по деталям, занося их на карточки, которые располагают в разделах под соответствующими названиями: «храм», «скамья», «стол», «монеты» и т. д. Выделено ок. 28 тыс. сюжетных терминов, относящихся ко всему средневек. искусству. Описания представляют объект (ссылки составлены по перекрестному принципу) и несут полную информацию: отсылки к основному сюжету, технике исполнения, месту хранения и краткой библиографии. Указатель сюжетов и предметов имеет неск. дополнительных крупных подразделов (основные категории: фигуры людей, композиции, природные объекты (животные, растения и т. д.), предметы, «miscellany» (прочее: монограммы, символы, частичные персонификации, напр. «руки Господа» и т. п.)), однако соответствующая расстановка в каталоге отсутствует. Одновременно с пополнением каталога группа И. х. и. ведет научно-исследовательскую работу в области иконографии, осуществляет совместные проекты по обработке коллекций, напр. с Центром П. ван Морселя в Лейденском ун-те. На базе И. х. и. издается ежегодник исследований в области иконографии - «Studies in Iconography: A Cross-disciplinary Approach to Visual Culture before 1600». Базовые картотеки И. х. и. хранятся в Принстоне, в старом здании университетского музея и б-ки по искусству в Мак-Кормик-холл, их копии - в исследовательских центрах США (в Вашингтоне - в Дамбартон-Окс ; в Научной б-ке и собрании Гарвардского ун-та, с 1940; в Лос-Анджелесе - в Исследовательском ин-те Музея П. Гетти, с 2002) и Европы (в Риме - в б-ке Ватикана, с 1951; в Утрехте - в Гос. университете, с 1962). Копии пополняются одновременно с матричным принстонским экземпляром; владельцы копий имеют доступ к электронной версии И. х. и., работа над которой для сети Интернет начата в 1991 г. в Иерусалиме (Еврейский ун-т). Электронный ресурс еженедельно дополняется иногда доступными только здесь научными публикациями, библиографией (более 20 тыс. номеров), развернутыми описаниями. К 2007 г. в нем было отражено ок. 80 тыс. объектов и 100 тыс. изображений (часть ранее не публиковалась). Картотека И. х. и. и электронная база данных дополняют друг друга.

http://pravenc.ru/text/389557.html

К. древние, из драгоценных материалов ценились в аристократической среде. На них часто изображено Распятие и святые помещены прославляющие надписи. В визант. эпоху такие К. служили наградными знаками (серебряный К. с черневыми изображениями и надписью, упоминающей императоров Романа II и Василия II, 960-963, Дамбартон-Окс, Вашингтон) и могли подвешиваться на пектораль. Эти К. входили в состав королевских инсигний и личных реликвий. Так, К. к-польской (киевской?) работы из захоронения датской кор. Дагмар исполнен из золота и украшен эмалью (нач. XIII в.; Нац. музей Дании, Копенгаген). К. царицы Евдокии Лукьяновны (ГММК) - визант. камея на сапфире с изображением распятого Христа, в драгоценной оправе рус. работы 1-й трети XVII в. Камень был открыт с оборота, это позволяло видеть на просвет запечатленный на нем образ, прикасаться к резной гемме, как к мощам или контактной святыне, что уподобляло произведение малой формы реликварию и напоминало об имп. сокровищнице и о преемственной связи Др. Руси с Византией. В отличие от К. из драгоценных материалов простейшие типы нательных К. из дерева, авория и простых сортов кости, сплавов на основе серебра и меди, янтаря, перламутра и др. материалов (напр., слюды, вставленной в крестообразные металлические рамки с тем, чтобы сделать обозримой заключенную внутри реликвию) были чрезвычайно широко распространены в России от р. Амур до Закавказья в XVI - нач. XVIII в. Уже в эту эпоху наблюдается типологическое единство тельников на кладбищах, отстоящих друг от друга на расстоянии мн. тысяч километров, напр. от Албазинского острога до Дербента и городов совр. Украины. Эта и без того значительная стандартизация форм будет усилена в Новое и Новейшее время благодаря мануфактурному, а позже и фабричному производству нательных К. из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Иконография К. Системы формального описания К. разнообразны, основаны на количестве и взаимных пропорциях ветвей (4-, 6- и 8-конечные К.) с учетом дополнительных элементов. По длине ветвей К. делятся на 2 большие группы: греческую, с равноконечными ветвями, и латинскую, с удлиненной вертикальной ветвью.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

В сер. 70-х гг. К. стал одним из самых признанных научных авторитетов в СССР, чья оценка являлась безоговорочным мерилом уровня специалистов, хотя он не был членом ни одного из ученых советов и не обладал высшими академическими званиями. Талантливых учеников, хорошо владеющих древнегреч. языком, К. приглашал на семинар, к-рый проводил на своей квартире на ул. М. Бронная; молодые ученые читали и комментировали произведения визант. авторов, обсуждали работы зарубежных исследователей. Помимо семинара К. читал лекции по визант. лит-ре на филологическом фак-те МГУ. Он не рассматривал визант. лит-ру как заимствование или отражение античных образцов, а считал ее оригинальной, ориентированной на интересы современника, создавшей новые образы героя и антигероя. Лекции К. были необходимым этапом перед созданием большого труда по визант. лит-ре. Интерес к ней появился у К. в процессе работы над произведениями, к-рые поначалу воспринимались им только как исторические источники. Особое место в его исследованиях заняло творчество хрониста Никиты Хониата (XIII в.). С 1972 г. К. выпустил серию статей о произведениях этого историка и писателя. Ему же он посвятил главу монографии «Книга и писатель в Византии» (М., 1973), предназначенной для широкого круга читателей. Однако монография привлекла внимание специалистов, в частности ведущего палеографа тех лет Е. Э. Гранстрем. Особо были отмечены главы о писчем материале и оформлении книги, системе обучения и образования, месте книжной культуры в визант. обществе. Глубокое и всестороннее знание источников в сочетании со способностью к теоретическому осмыслению материала помогали К. воссоздать картины визант. цивилизации. Именно к такого рода работам относится кн. «Два дня из жизни Константинополя» (опубл. в 2002). Описание низвержения имп. Андроника I Комнина (11-12 сент. 1185) явилось для автора поводом к созданию яркой панорамы жизни визант. общества. В 1978 г. К. эмигрировал из СССР вслед за сыном, известным математиком, покинувшим страну в 1975 г. После отъезда сына у К. возникли трудности с поездками за границу для участия в международных научных мероприятиях. Покинув СССР, он сначала жил и преподавал в Париже и Бирмингеме, затем работал в научно-исследовательском центре Дамбартон-Окс в Вашингтоне при Гарвардском ун-те (с 1979), иногда читал лекции в разных университетах страны. За границей К. был лишен привычного окружения и общения с учениками. О том, что США так и не стали для него второй родиной, он писал друзьям.

http://pravenc.ru/text/1319788.html

верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом , под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине. Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога//Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos//Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts//Anf ä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries//Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse "http://Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music//Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant//Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПЕР КОРАОН [греч. Κπερ Κορων], греч. название ранневизант. города (совр. дер. Курин, близ Идлиба, Сирия), по к-рому был назван сокрытый там в нач. VII в. и найденный в нач. XX в. клад визант. серебряных изделий, принадлежавших ц. святых Сергия и Иоанна. Это один из самых больших комплектов визант. предметов церковного назначения (всего ок. 55), куда входят богослужебные сосуды и утварь (параферналии), а также ценные пожертвования (тарели и блюда, кубки, тазы и лохани, кружки, зеркало и др.). Вещи приобретены в сир. городках Стума, Хама, Риха и Антиохия в нач. ХХ в. (1908-1910), но могли происходить из одного клада, найденного в 1908 г. в Стуме. Принадлежность предметов ризнице ц. святых Сергия и Иоанна в К. К. установлена по вкладным надписям сер. VI - нач. VII в., имеющимся на предметах. Вещи из клада в К. К. в наст. время хранятся в музеях (Художественный музей Уолтерса, Балтимор; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Дамбартон-Окс, Вашингтон; Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Археологический музей, Стамбул; и др.). В составе клада - чаши (ок. 10, в основном потиры, в т. ч. Антиохийская чаша ), лжицы, кувшины, сита и ковш (киаф) для вина, лекиф, дискосы, рипиды, кадило, процессионные кресты и накладки для них, подставки для ламп, подвесная лампада, пиксиды, дароносица, сосуды для елея, мира и ладана. Предметы относятся к ремесленно-художественной продукции. Они представляют ценность как произведения искусства и свидетельства истории обряда, иконографии и эпиграфики ранней христ. Церкви. Нек-рые из них богато украшены образами святых, а также сюжетными композициями, выполненными в технике гравировки и рельефа (чеканки). Напр., на серебряном потире с надписью о принадлежности церкви в К. К. («Обет Пелагия (сына?) Васиана. Сокровищница св. Сергия в селении Капер Кораон») - ростовые фигуры апостолов и крест, помещенные в арочки (нач. VII в., Художественный музей Уолтерса); на 2 серебряных окладах книги, под арочками на колоннах с сидящими наверху парами павлинов, помещены изображения облаченных в хитоны и гиматии святых в рост, к-рых отождествляют с апостолами Петром (с крестом в руке) и Павлом (с кодексом в руках) (оба 550-600, Метрополитен-музей); на серебряном дискосе с позолотой - композиция «Причащение апостолов» (565-578, Дамбартон-Окс); на тулове серебряного, богато орнаментированного кувшина - композиция «Поклонение волхвов» (VI в., Метрополитен-музей); на серебряной с позолотой рипиде в центре вычеканен херувим (527-565, Дамбартон-Окс). Среди изображений много крестов (в т. ч. на лжицах). На вещах - клейма мастеров.

http://pravenc.ru/text/1470313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI СТРАТИОТИК Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Στρατιωτικς], визант. имп. (22/31 авг. 1056 - 30 авг./3 сент. 1057). Фамильное имя - Вринга. Также в источниках М. С. упоминается как Старик, поскольку пришел к власти в пожилом возрасте («...жизнь его уже клонилась к осени» - Mich. Psell. Chron. VI 223). По свидетельству Михаила Атталиата , первоначально это прозвище было выдумано противниками М. С. ( Mich. Attal. Hist. P. 44). Прозвище Стратиотик связано со службой М. С. в ведомстве военного казначейства. Возможно, М. С. был логофетом стратиотиков ( Мохов, Боровиков. 2001. С. 13-14). М. С. был избран на престол в конце краткого самостоятельного правления последней представительницы Македонской династии - имп. Феодоры (пришедшей к власти в нач. 1055 в возрасте ок. 70 лет, ранее делившей престол со старшей сестрой Зоей и ее 3-м мужем Константином IX Мономахом ). Летом 1056 г. императрица заболела, и группировка влиятельных чиновников во главе с протосинкеллом Львом Параспондилом убедила ее избрать своим преемником М. С., надеясь, что им будет легко манипулировать. Согласно кратким поздневизант. хроникам, не восходящим к к.-л. известному средневизант. источнику, избрание М. С. состоялось 22 авг., а 27 авг. Феодора умерла ( Schreiner. 1977. S. 150). Сообщение Иоанна Скилицы о провозглашении М. С. императором 31 авг. ( Scyl. Hist. P. 481) вступает в противоречие с рассказом очевидца событий Михаила Пселла , к-рый утверждает, что императрица успела сама при жизни короновать М. С. При этом Пселл (в завуалированной форме) сообщает, что Феодора скончалась 31 авг. ( Mich. Psell. Chron. VI 224). Точная хронология событий не может быть восстановлена ( Shepard. 1977. P. 26-27, 30). Попытка Феодосия Мономаха, родственника Константина IX, поднять мятеж и не допустить М. С. к власти провалилась ( Scyl. Hist. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2563710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР I Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) (Ок. 760 - 26.07. 811), визант. имп. (с 31 окт. 802). Род. в Селевкии в М. Азии. Сведения вост. источников («Хроника 1234 года», «Хроника» Михаила Сирийца ), согласно к-рым Н. был каппадокийцем араб. происхождения, доверия не заслуживают. Сделав блестящую карьеру в финансовом ведомстве, Н. в 802 г. стал патрикием и логофетом геникона (γενικς λογοθτης), т. е. лицом, ответственным за финансы (отсюда встречающееся в лит-ре прозвище Н.- Геник (Γενικς)). 30 окт. 802 г. имп. св. Ирина была свергнута в результате бескровного переворота, а на следующий день свт. Тарасий , патриарх К-польский (784-806), венчал Н. на царство. По одной из версий, заговор должен был предотвратить брак Ирины с имп. Карлом Великим (800-814), по другой, более вероятной, заговорщики стремились не допустить провозглашения императором Льва, приходившегося братом фавориту императрицы евнуху Аэтию. Через год свт. Тарасий короновал в качестве соправителя Н. его сына Ставракия. Дочь Н. Прокопия вышла замуж за Михаила Рангаве, который в 811-813 гг. будет занимать имп. престол (см. Михаил I Рангаве ). В многочисленных агиографических источниках деятельность Н. оценивается положительно, однако эти источники сообщают очень мало подробностей о его политике. В подробном же рассказе, к-рый содержится в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 476-491), императору дана негативная характеристика. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что друг и наставник хрониста Георгий Синкелл был замешан в неудачном заговоре против Н. Внутренняя политика; отношения с Церковью Основной задачей внутренней политики Н. было оздоровление системы гос. финансов. Вскоре после прихода к власти Н. организовал в дворцовой палате Магнавра суд, к-рый, по-видимому, разбирал случаи уклонения от уплаты налогов.

http://pravenc.ru/text/2565518.html

Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) В поисках союзников в разных странах Иоанн Ватац в кон. 30-х гг. XIII в. установил дружественные отношения с римско-герм. имп. Фридрихом II Штауфеном , а в 1244 г., после смерти 1-й супруги Ирины, женился на его незаконнорожденной дочери Констанце Ланчии, к-рая приняла правосл. имя Анна. Союз с Фридрихом был важен для Н. и. в атмосфере продолжавшегося непримиримого противостояния с Римско-католической Церковью. Переговоры никейцев с папскими послами не давали результатов, поддержка Латинской империи из Рима неизменно продолжалась, что делало папство по сути главным идеологическим врагом Н. и. После смерти Иоанна III в 1254 г. престол Н. и. перешел к его сыну Феодору II Дуке Ласкарю , который большую часть времени посвящал научным трудам. В 1255 г. союз Н. и. с Болгарией распался. Болгары вторглись во владения никейцев, но потерпели неудачу. По условиям нового договора Феодор II еще более расширил свои владения во Фракии. Последние годы истории Н. и. отмечены нараставшим внутренним конфликтом между правящей династией Ласкарей и кланом Палеологов, к-рые в преддверии обозначившейся перспективы неминуемого освобождения К-поля уверенно претендовали на верховную власть. Глава клана Михаил Палеолог (визант. имп. Михаил VIII Палеолог ; 1259-1282) обвинялся в заговоре еще при жизни Иоанна Ватаца, но сумел оправдаться. Он пользовался поддержкой провинциальных семей феодалов Н. и., недовольных сосредоточением власти внутри клана Ласкарей. Судьбу Ласкарей решила неожиданная смерть имп. Феодора II 16 авг. 1258 г. в возрасте 34 лет. Престол перешел к его 7-летнему сыну Иоанну IV Дуке Ласкарю , что в условиях феодального общества означало в ближайшем будущем неизбежную вспышку междоусобной борьбы. Регентами при Иоанне IV были объявлены великий доместик Георгий Музалон и патриарх Арсений Авториан.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

В. и. вышла из войны с Ираном крайне ослабленной и не смогла сдержать натиск нового противника - арабов-мусульман, вторгшихся в Сирию в 634 г. (см. ст. Арабские завоевания ). После поражения визант. армии в решающем сражении на р. Ярмук (авг. 636) Ираклий покинул Антиохию и отбыл в К-поль, сказав, по свидетельству хронистов: «Прощай, Сирия!» Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) III. Монашество. Важнейшей чертой духовной жизни ближневост. областей В. и. было монашеское движение, получившее особенное распространение в пустынных горах у Мёртвого м. и Иордана. С этими обителями в кон. IV в. была связана значительная часть жизни и творчества блж. Иеронима Стридонского , одного из тех лат. писателей, к-рые познакомили Зап. Европу с монашеской традицией Египта и Палестины. В округе Антиохии с кон. IV в. также известны колонии отшельников. Сир. монашество выработало один из наиболее суровых видов аскезы - столпничество, виднейшим представителем к-рого был прп. Симеон Столпник (V в.), уже при жизни считавшийся духовным покровителем и заступником Антиохии. Палестинские мон-ри достигли расцвета в кон. V-VI в. (см. Савва Освященный ), но в нач. VII в. сильно пострадали от персид. нашествия и вступили в полосу упадка. Выступая центрами образования и лит. деятельности, мон-ри Св. земли дали христ. миру плеяду церковных писателей, как прп. Иоанн Мосх , Иерусалимский Патриарх св. Софроний I (VII в.) и др. IV. Культура. В ближневост. областях В. и. греч. язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и лит-ры; лат. долгое время употреблялся в адм. сфере. Богослужение велось на греч. и сир., сир. был языком бытового общения для большинства населения. В В. Месопотамии существовала обширная лит-ра на сир. языке. Еще до визант. времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление араб. письменности.

http://pravenc.ru/text/372678.html

С XVI в. известны небольшие иконы-пядницы, воспроизводящие такую же схему, напр. икона 1-й пол. XVI в. (ЯХМ) - на святителе белый саккос с крупными черными геометрическими композициями, образующими кресты. В таких же одеждах И. З. представлен на иконе-таблетке кон. XV в. из Софийского собора Вел. Новгорода (НГОМЗ) с образами 3 святителей, где на И. З. белый подризник с красным исподом, омофор, с красными крестами, Евангелие с красным обрезом он держит на красном плате; голова с высоким лбом, с залысинами, короткие русые волосы и борода с небольшим раздвоением. В поствизант. иконописи, напр. итало-критской школы, И. З., подобно др. древним святым, изображали сидящим на престоле. На иконе письма Эммануила Цанеса из собрания Н. П. Лихачёва (1669, ГЭ; Из коллекций акад. Н. П. Лихачёва: Кат. выст. СПб., 1993. 304. С. 111) святитель облачен в крещатый саккос, сплошь расшитый жемчугом и драгоценными камнями, его омофор не перекинут через плечо, а облегает шею и с правого бока перекинут через руку, держащую Евангелие, правая рука в жесте благословения; в формах резного престола очевидно влияние итал. искусства эпохи Ренессанса. Свт. Иоанн Златоуст. Мозаичная икона. Ок. 1325 г. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Свт. Иоанн Златоуст. Мозаичная икона. Ок. 1325 г. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Посвящение И. З. церквей в средние века, видимо, было связано с личным благочестием их устроителей. В Москве мон-рь во имя И. З. (Златоустовский мон-рь), небесного покровителя государя, был обновлен вел. кн. Иоанном III Васильевичем в 1479 г. В иконостасе каменного собора мон-ря находилась икона И. З., почитаемая как чудотворная. От нее сохранился серебряный позолоченный оклад, украшенный эмалями и драгоценными камнями (1750, 1819, ГММК; Костина. 2003. Кат. 362. С. 430-431). Судя по окладу, И. З. был представлен в рост, в иконографическом изводе, близком к образу «Никола Зарайский»; одежды на окладе, обновленном в 1750 г. настоятелем мон-ря архим. Лаврентием,- в стиле эпохи: саккос и митра. На полях иконы размещались мощевики с частицами мощей И.

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010