XI вв.): Из комментария к «Пире» Евстафия Ромея//ВВ. 2010. Т. 69. С. 8-31. Изд.: Кекавмен. Советы и рассказы: Сочинение визант. полководца XI в. М., 1972. СПб., 20032; История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3; Раннефеодальные государства на Балканах: VI-XII вв. М., 1985; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1987; Этносоциальная и полит. структура раннефеод. слав. государств и народностей. М., 1987; Лев Диакон. История. М., 1988; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Вост. Европы и Крещение Руси. М., 1988; Константин Багрянородный. Об управлении империей/Ред.: Г. Г. Литаврин, А. П. Новосельцев. М., 1989; Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма/Отв. ред.: Г. Г. Литаврин, В. В. Иванов. М., 1989; Культура Византии: 2-я пол. VII-XII вв./Отв. ред.: З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М., 1989; Византия, Средиземноморье, славянский мир/Ред.: Г. Г. Литаврин и др. М., 1991; Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991; Раннефеодальные государства и народности: Южные и зап. славяне в VI-XII вв. М., 1991; Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991-1995. 2 т.; Визант. медицинский трактат XI-XIV вв.: Пер. СПб., 19972; Османская империя и страны Центральной, Вост. и Юго-Вост. Европы в XVII в. М., 1998. Ч. 1; Византия между Западом и Востоком. СПб., 1999. Лит.: Список научных трудов акад. Г. Г. Литаврина//ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 6-19; [К 70-летию Г. Г. Литаврина]//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 6-8; Γεννδιος: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина/Отв. ред.: Б. Н. Флоря. М., 1999; Αντδωρον: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина/Отв. ред.: И. С. Чичуров. СПб., 2003; Иванов С. А. Памяти Г. Г. Литаврина (1925-2009)//Славяноведение. 2010. 2. С. 122-126; Памяти Г. Г. Литаврина//ВВ. 2010. Т. 69 (94). С. 6-7. Рубрики: Ключевые слова: БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/2110563.html

1980. Т. 41. С. 92-112; О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь//История СССР. 1981. 5. С. 173-183; Путешествие рус. княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников//ВВ. 1981. Т. 42. С. 35-48; Христианство на Руси в правление княгини Ольги//Gesellschaft und Kultur Russlands im frühen Mittelalter/Hrsg. E. Donnert. Halle, 1981. S. 134-143; О социальных воззрениях богомилов: Некоторые итоги изучения начального периода истории ереси//Богомилството на Балканот во светлината на hajhobume истражувана. Скопье, 1982. С. 31-39; Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора//Визант. очерки. 1982. С. 71-92; Формирование этнического самосознания болгарской народности: VII - 1-я четв. X вв.//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 68-74; Das XI. Jh. in der Geschichte des byzant. Reiches: Faktoren des Fortschrittes und des Niedergangs//Fortschritte und Stagnationserscheinungen im entwickelten Feudalismus. В., 1982. Bd. 23; Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-X вв.//ВВ. 1986. Т. 46. С. 100-108; Русско-визант. связи в сер. Х в.//ВИ. 1986. 6. С. 41-52; Религия и политика в Болгарии накануне и в период утверждения христианства (VIII - кон. IX в.)//История, культура, этнография и фольклор славянских народов: 10-й Междунар. съезд славистов (София, сент. 1988): Доклады советской делегации. М., 1988. С. 82-100; Особенности развития самосознания болгарской народности со 2-й четв. X до кон. XIV в.//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 36-70; Le problème de la proprieté d " état en Byzance aux Xe-XIe s.//Βυζαντιακ. 1989. T. 9. P. 9-46; Family Relations and Family Law in the Byzantine Countryside of the XIth Cent.//DOP. 1990. Vol. 44. P. 187-193; Еще раз о занятиях и общественной организации славян на Балканах в VI-VII вв.//ВВ. 1992. Т. 53. С. 3-9; Особенности социальной структуры визант. крестьянства в IX-XII вв.//ByzF. 1992.

http://pravenc.ru/text/2110563.html

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI-VII вв.), к-рый оформился в письме Корана и исламской лит-ры. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и лит-ру Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. по Р. Х., в V-VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой А. В IV-V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной лит-ры эфиоп. А. под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с нек-рыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность сир. царства Пальмира (Тадмор) II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории развития лит-ры вост. христианства. В нач. III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Свящ. Писания, для к-рого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело - евангельское письмо или от греч. στρογγλη - круглая). Сир. христ. лит-ра успешно развивалась до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. по Р. Х. образовалась восточносир. «несторианская» письменность, к-рая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии. А. на основе греч. письма Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Под влиянием финик. письма в IX-VIII вв. до Р. Х. сложились вокалический греч. и консонантный арам. А. В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков А. представлено 2 вариантами - вост. (Эллада, М. Азия) и зап. (Италия, Сицилия, Сардиния, Средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К VI-V вв. до Р. Х. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV-V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в. по Р. Х. на основе греческого был создан копт. А. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. А., к-рый лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Термин В., также как и другое название этого государства – Восточная Римская империя, был введен в обиход западноевропейскими историками не ранее XVIII в. (по названию античного города Византий, на месте которого была основана столица В. – Константинополь). Сами византийцы редко называли свою страну В., а чаще – Империей ромеев (римлян), считая себя преемниками римлян – ромеями. В связи с тем, что большинство населения В. составляли греки, постепенно государственный язык Рима – латинский, был заменен на греческий. В соотвествии с принятой в византинистике периодизацией, ранневизантийским периодом, или периодом ранней В., считается IV – первая половина VII вв., хотя иногда его переносят на весь раннесредневековый период (до Х в.). «Темные века» – условный термин, которым принято обозначать исторические события второй половины VII – первой половины IX вв. Средневизантийский период охватывает вторую половину VII-XII вв., поздневизантийский – XIII-XV вв. Ср.: Средние века. Византология – см.: византинистика. Викарий – 1) гражданский правитель, наместник диоцеза, области, на которые разделялись префектуры поздней Римской империи; 2) офицерский чин в пехоте; 3) лицо, замещающее более высокого правящего церковного архиерея, который по каким-либо обстоятельствам не может отправлять возложенные на него обязанности по управлению, или помогает ему в этом на постоянной основе. Викарный епископ (ипопсифий) – первый помощник и заместитель епархиального архиерея, еще не рукоположенный в епископы. Викинги – от скандинавского глагола викья – «уходить в поход»; скандинавские (датские, норвежские, шведские) воины, предпринимавшие в IX- XI вв. морские грабительские и завоевательные походы преимущественно на страны западной, а отчасти восточной Европы. См.: норманны, варяги, варанги. Вила (от лат. velum) – дословно «завеса». Завесы были частью дворцового убранства и играли значительную роль в дворцовых церемониях: в царском дворце ими закрывали василевса во время торжественых приемов, отделяли одно помещение от другого, само помещение от двери, портика или галереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евр. квадратное письмо (мерубба) с IV в. до н.э. стало основным алфавитом Свящ. Писания , но часть книг Ветхого Завета (Быт. 31. 47; Иерем. 10; Ездра 4. 8–18; 7. 12–26 и др.) на библейско-арам. диалекте записывалась староханаанским письмом в VIIIVII вв. до н.э. Староханаанское письмо, представленное «памятниками Мёртвого моря» ( II в. до н.э. — I в. по Р. Х.) в палеоевр. варианте, постепенно развилось в т. н. раввинское ( II – IV вв. по Р. Х. ) письмо Талмуда и в средневек. евр. курсивное, а затем в совр. письмо иврита. На основе персидско-арам. алфавита сложилось письмо на иран., тюрк., монг., тунгусо-маньчжурских языках: хорезмийское ( II в. до н.э. — I в. по Р. Х.), пехлевийское ( II в. до н.э. — переработка арам. алфавита для среднеперсид. языка в 2 вариантах, манихейском и христ. ( VI – VII вв.по Р. Х.), и согдийское ( II – IX вв. по Р. Х.), которое лежит в основе тюрк. оригинальных алфавитах — уйгурского ( VIII )в., орхонского (т. н. тюрк. рун, начиная с VIII в. по Р. Х.), а также монг. ( XIII ) в. и маньчжурского ( XVII ) в.. Индийский алфавит брахми создан на основе арам. письма, но, очевидно, под влиянием и древне греч. письма с его последовательным обозначением гласных. Самые ранние памятники брахми датируются III в. до н.э. (царствование Ашоки, распространение буддизма ), письмо брахми является древнейшим письмом Индии на индоевроп. языке (пракритские диалекты). Брахми и производным от него письмом пали в I в. до н.э. на Цейлоне (Шри-Ланка) был записан буддийский канон (трипитака), что положило начало формированию письменной литературы Индии. Ведические тексты были записаны в I в.по Р. Х. В IV в. по Р. Х. в Индии развивался брахманизм и складывался основной корпус индуистской письменной литературы (веды, упанишады, эпические поэмы). В IV в. по Р. Х. распространяется алфавит гупта, более совершенный и приспособленный для классического санскрита. На гупта и развившемся из него нагари в VIIVIII вв. записывается классическая индийская литература. Последующее развитие нагари — это алфавит деванагари («божественный городской», XIII ) в., на основе которого образовались более поздние письменности Индии.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

Строительство и поддержание общественных и жилых зданий в «темные века» Храмы очень долгое время оставались, как замечает А. И. Романчук, характерной чертой топографии Херсона после VI столетия, что опять-таки никак не вяжется с представлением об упадке и стагнации городской жизни в «темные века» 295 . В любом случае эти новые или заново перестроенные, расширенные базилики не смогли бы функционировать в качестве основных, монументальных общественных зданий до XI в, пока не оказались кардинально переделанными, уменьшенными в соответствии с нуждами новой феодальной эпохи, если бы за их сохранностью не следили постоянно, подвергая периодическим обновлениям 296 . Подобные же примеры базилик, возведенных в VI–VII вв., являют некоторые византийские церкви Кипра, действовавшие на протяжении всего средневековья (наиболее известные – Панагии Ангелоктистос в Кити, Панагии Канакарии в Литранкоме) 297 . Другой классический пример долговечности – базилика Богородицы (Acheiropoietos), выстроенная в центре византийской Фессалоники, к северу от Леофорос, на руинах римских терм. Тем не менее, на фоне грандиозного строительства третьей четверти VI – начала VII вв. археологические комплексы, слои последующего времени встречаются гораздо реже, что впрочем, вполне естественно: Херсон не мог непрерывно напоминать сплошную стройку. A. В. Сазанов отмечает два комплекса для первой четверти VII в., три – для 650–670-х гг. и два – для конца VII – начала VIII вв., подчеркивая их «крайнюю немногочисленность», «единичность» 298 . Но ведь точно такая же «единичность» оказывается свойственна и концу IV–V вв. (два комплекса 380–420 гг., один – третьей четверти V в., один – третьей четверти V в., еще один – последней четверти V в.), и VI в. (один комплекс второй четверти VI в., два – середина – третья четверть VI в., один – третья четверть VI в.) 299 . Однако это не вызывает сомнений в их «нормальности», которой отказывают как только речь заходит об эпохе «темных веков» с ее пресловутой «смертью» византийского города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так же сильно было манихейство в IV и V вв. в Африке, Риме, Галлии и Испании. И в империи (кроме короткого промежутка, созданного Миланским эдиктом), и в Персии манихейство было жестоко гонимо властями и ненавидимо обществом; первая еретическая кровь, пролитая христианской империей, была манихейская 27 . Но гонения, как всегда, только способствовали живучести секты; а отсутствие официального признания и покровительства сохраняло за ней демократический характер, не дав образоваться в ее среде внешней аристократии клира (внутреннюю аристократию составляли «избранные», но между нею и народом не было сословной перегородки, как ее не было и в Церкви между народом и христианской внутренней аристократией – монашеством). Но свою главную роль в Европе манихейство сыграло позднее, в VIII–XIII вв. В VI-VII в. внешняя христианизация империи была, можно сказать, закончена; но, если во II–III вв. христианское вероучение было так мало выработано, что множество живых умов (гностиков), им задетых, увлекалось воскрешением язычества под видом выработки христианского богословия и явилось таким образом создателями гностицизма, то в VI–VII вв. догма была до того выработана, поднялась в такие метафизические тонкости и высоты, что пасомые перестали понимать своих пастырей. В среде их пассивная масса помирилась на более или менее полной замене веры в церковное учение доверием к авторитету своих учителей и к силе церковных спасительных священнодействий, а в меньшинстве зашевелилось стремление создать себе, взамен труднодоступного церковного богословия, свое, народное понимание веры, – попытаться своими средствами утолить духовный голод. Такими средствами явились, естественно, языческие воспоминания. Таким образом, в VII в. в империи опять создались условия для возникновения гностицизма, только из верхов христианского общества они переместились в глубину народного моря. Языческие воспоминания во II в. были еще свежи, и древний гностицизм явился воскрешением язычества. К VII в. они сильно потускли и перепутались, но зато они были тем заманчивее под готовой христианской личиной в остатках того же гностицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000 (переизд.). 2 т. Карнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994 (переизд.). Клауде Д. История вестготов/Пер. с нем. СПб., 2002. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI – середина VII в.). М., 1980. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. Корсунский А.Р. , Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. Кривушин И.В . История между порядком и хаосом: концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. Кривушин И.В Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. Культура Византии, [I]: IV – первая половина VII в. М., 1984. Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. Курбатов Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв.: (Конец античного города в Византии). Л., 1971. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Лазарь (Афанасьев), мон. (ред.). Аскетирион: Монашеская жизнь в Египте IV-V вв. М., 2003 (2 изд.). Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества: (По данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980. Лебедева Г.Е. Стефан Византийский и его эпоха: (К истории византийской науки VI в.). СПб., 2003. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. Лурье В.М. , Баранов В.А. История Византийской философии: формативный период. СПб., 2006. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Манандян Я.А. Новеллы Юстиниана о порядке наследования у армян. Ереван, 1952. Митрофанов А.Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С первых веков по Р. Х. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религ. верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и мон-рей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Ст. Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI-VII вв. по Р. Х. относится скульптура из Аджина-Тепе (в Юж. Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Древнейшее сообщение о распространении в Б. христианства содержится в соч. «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в нач. III в. по Р. Х. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в р-не совр. границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персид. шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из нек-рых сир. городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христ. вероучение среди гуннов. К ним неск. раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патр. Мар Абы (в 549), к-рый, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов , сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие. Интересное свидетельство о христианстве в Б. дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христ. миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный мон-рь VI-VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле с. Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре к-рого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X-XII вв.), к-рое, возможно, принадлежало христ. общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.

http://pravenc.ru/text/77402.html

Мусави Лари, Сайид Муджтаба Рукни. Бог и Его атрибуты: лекции по мусульманской догматике. Пер. осущ. в Центре исламоведения исследований «Иршад» под рук. Рафика Алиева. Мусульмане изменяющейся России/Редкол.: Ю.М.Кобищанов. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке (ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана); Рафик Мухаметшин; Акад. наук республики Татарстан. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе. Мухаммад – Юсуф, Мухаммад – Седик (1952 – ) Права человека в исламе/Мухаммад Седик, Мухаммад – Юсуф. Нирша Владимир Михайлович. Программа по изучению шариатских наук. Матер, подг. науч. комис. института имамов и проповедников м – ва по делам ислама вакфов, призыва и ориентаций Королевства Саудовской Аравии. Перев. и публ. Российский фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим». Пер. на русла. Владимир Абдалла Нирша. Оливер Лимэн. Введение в классическую исламскую философию. Очерки истории распространения исламской цивилизации в 2 – х томах. Т.1. От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. 1. Всеобщая история, исламский мир с VII по XVI вв. 2. История культуры, исламский мир с VII по XVI вв. Т. 2. Эпоха великих мусульманских империй и каирского аббасидского халифата (сер. ХШ – сер. XVI вв.) 1. Всеобщая история, исламский мир с VII по XVI вв. 2. История культуры, исламский мир с VII по XVI вв. Остроумов Николай Петрович (1846 – ) Исламоведение. Ташкент. Сыр – Дарьин. Обл.стат.ком. 1910 – 1912гг. Шариат по школе (мазхаб) Абу Ханифы. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность: философско – культурологический взгляд. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. Подвижники ислама: культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе [сборник]/РАН. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо – Маклая. Инст. востоковедения; сост. и отв. ред. С.Н.Абашин, В.О.Бобровников. Полосин А.В. Евангелие глазами мусульманина: два взгляда на одну историю/Али Вячеслав Полосин. Москва: Умма.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010