14. Иоаким, в 1482–1483 годах. 15. Макарий, с 1483 по 1488 16. Афанасий 1-й, Сук, с 1488 по 1490 17. Симон Чиж, с 1490 по 1495 год, потом митрополит всероссийский. 18. Серапион 1-й, преподобный, переведенный из игуменов Дубенского Шавыкинского монастыря, с 1495 по 1506 год, потом архиепископ Новгородский; из-за ссоры с Иосифом Волоколамским, причем оскорблен был им великий князь Василий Иванович, в 1509 году низведенный с кафедры и подвергнутый отлучению, скончавшийся у Троицы 16 марта 1516 года (местный святой Троицкой лавры). 19. Досифей 2-й, в 1506–1507 20. Памва 1-й, Мошнин, с 1508 по 1515 21. Иаков Кашин, из монахов Троицких, ученик Серапионов, с 1515 по 1520 год. 22. Порфирий 1-й, из пустынников Белозерских, устроивший близ Кириллова Белозерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни, поставленный если не в 1520 году, то в самом начале 1521 года (Типограф. лет., с. 373 fin.), за смелое обличение великого князя Василия Ивановича в одном непохвальном деянии удаленный с места в 1524 23. Арсений Сахарусов (Сухарусов), преподобный, из постриженников Троицких и подвижников Вологодских, с 1525 по 1527 год, удалившийся с игуменства для безмолвия опять в пустыни Вологодские, основавший там два монастыря и скончавшийся 24 августа 1550 года (в святцах – Арсений Комельский, по месту кончины его в основанном им Ризположенском монастыре, который, находясь в Комельском лесу, называется по его имени и по лесу Арсениевым 24. Александр, в 1528–1529 25. Иоасаф 1-й, Скрипицын, с 1529 по 1539 год, потом митрополит всероссийский, сведенный с кафедры митрополичьей в 1542 году и скончавшийся у Троицы (после заточения в Кирилло-Белозерском монастыре) неизвестно когда, до 1561 года (принимают, что 27 июля 1555 года). 26. Порфирий 2-й, с 1539 по 1541 год. 27. Алексей, с 1541 по 1543 год, потом архиепископ Ростовский, скончавшийся на покое в Троицком монастыре. 28. Порфирий 3-й, в 1543 году, правивший всего пять недель. 29. Никандр, с 1543 по 1545 год, потом (после удаления с игуменства на покой?) архиепископ Ростовский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Русско-шведская война 1495–1496 годов также началась 6 августа. В этот день (1495 г.) «послал князь великий Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьича со многими людьми на свеиского короля неметцкого». Вероятно, выбор даты начала кампании был глубоко символичен. Ивану III предстояло открыть новую страницу в истории военного дела Москвы. В отличие от постоянных столкновений и, как следствие, изменения границ на других направлениях внешнеполитической деятельности Руси, русско-шведская граница оставалась неизменной с 1323 года (тогда был заключен Ореховский (Нотебургский) мирный договор между Новгородом и Швецией). Начало нового важного дела необходимо было соотнести с соответствующей датой. И очевидно, что именно представления о значении Преображения для военной деятельности определили выбор числа начала войны со Швецией. Здесь приведены далеко не все примеры, отражающие роль преображенского культа для политики Ивана III, однако и они достаточно свидетельствуют о том, какое государственное значение придавалось празднику во второй половине XV века. В годы правления Василия III Ивановича (1505–1533) особое почитание Преображения в великокняжеской среде выльется в форму широко развернувшегося каменного строительства Преображенских храмов во многих землях единого Русского государства. К числу построенных в первой трети XVI века относятся Спасо-Преображенский собор в Ржеве, храм Суздальского Спасо-Преображенского Евфимьева монастыря (1507–1511), собор Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря (1515), собор Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1526). Кроме строительства храмов, Василий III давал пожертвования монастырям, посвященным Преображению Господню. Так, 24 июня 1509 года он пожертвовал игумену Феофану Кучаинского Спасо-Преображенского Сисоева монастыря (Сербия) 40 соболей и 500 (по другим источникам – 300) белок. Еще более красноречиво об особом почитании Преображения свидетельствует постройка в 1527 году Василием III «на своемъ дворе» каменного Преображенского собора с приделами (как отмечает известный археолог А.Л. Беляев, это была «полная перестройка» прежнего, еще XIV века, каменного храма бывшего Спасского монастыря, не сохранившая никаких остатков древнего храма за исключением вторично использованных деталей). Указание летописи о построении храма в московской резиденции Василия III – «на своемъ дворе» – позволяет сделать вывод о том, что новый Преображенский храм становится домовым храмом великокняжеской семьи.

http://pravoslavie.ru/1397.html

Нейден (Нявдемский погост). Часовня Георгия Победоносца. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По преданию, воздвигнута в 1565 году преподобным Трифоном Печенгским 1495 - 1583 гг., почитаемым Русской православной церковью как " Просветитель лопарей " . Освящена 24 июня того же года. Часовня является важным религиозным зданием для колттов (колтты относятся к восточной группе саамов) и охраняется как наследие саамов. Часовня Святого Георгия является самым малым религиозным зданием в Норвегии, с внутренними размерами 3.55х3.25 м. Дендрохронологический метод показал, что древесине стен часовни не более 200 лет. Вполне возможно, что нынешнее здание заменило старую часовню практически в том же стиле. Вокруг часовни был устроен погост - кладбище, который не использовался для захоронения с начала XVIII до начала XX века. В 1915 году были проведены раскопки в самой старой части кладбища, и многие скелеты и черепа были направлены в Анатомический институт университета Осло, где они с тех пор и хранится. Одной из достопримечательностей Нейдона ( бывший Нявдемский погост) является православная часовня Святого Георгия, воздвигнутая, по преданию, в 1565 году преподобным Трифоном Печенгским (1495-1583), почитаемым Русской православной церковью как «Просветитель лопарей». В 1826 году, при образовании границы России (Великого княжества Финляндского) и Швеции (Норвегия в тот период находилась в унии со Швецией), территория Нявдемского погоста была разделена на российскую (финскую) и шведскую (норвежскую) части. Бывший погост нейденских лопарей (саамов-колтта). Упоминается в жалованной грамоте Печенгскому монастырю (1556), которому передавалась во владение р. Нявдема (на территории Финляндии носит название Няатямё). Ныне на территории Норвегии (Нейден). Был самым западным православным лопарским погостом с пограничным знаком — Сергиевым камнем (на меридиане г. Вадсё). По Договору между Россией и Норвегией от 1826 г. территория погоста отошла к Норвегии. Часовня во имя св. вмч. Георгия, построенная в Нейдене, по преданию, в 1565 самим прп. Трифоном Печенгским, крестившим на Паз-реке множество лопарей, является ныне объединяющим началом для малого народа. Каждый год в последнее воскресенье августа здесь соборно служат литургию православные России, Финляндии, Норвегии при множестве приезжающих в этот день саамов из Финляндии и окрестных Нейдену селений.

http://sobory.ru/article/?object=27774

Часть продуктов была отпущена из собственных монастырских припасов, часть куплена 1488 . «К заготовлению столового кушанья», приказом обер-гофмейстера Олсуфьева, прислан был в Монастырь дворцовый кохмейстер Ян Иванов и с ним приглашенные им 3 человека кохмейстеров – иноземцев, к ним в помощь взять был кохмейстер дому генерал-адмирала – тоже Ян Иванов, с приспешниками и с поварами. Всем им дано было 29 рублей 1489 . Дворцовые приспешники готовили «в хлебне пирожное кушанье», «адмиральские повара» в братской деревянной трапезной поварив» столовое кушанье 1490 . Небольшие остатки, преимущественно пряностей и мясного, отданы были на пищу школьникам 50-ти и церковникам 3-м 1491 . Судя по количеству розданных калачей, число Богомольцев значительно превысило ожидания, и водки, заготовленной на 4.000 человек, и пива, одна бочка которого вдобавок была разбита, достаточной по положению только на 3.000 человек, не хватило и в результате не только вино и пиво были выпиты без остатка, но и ведра и ковши оказались разломанными. Дочь генерала Мамонова, девица Настасья Ивановна обронила тресинку с алмазами, и гренадеру Антону Соколову, объявившему свою находку, дано за верность в награждение рубль 1492 . Торжество продолжалось 3 дня. Съезжались к вечерне, 29-го, и 30-го тоже не отъезжали в город, оставшись ночевать. Расходы по продовольствии выводятся в ведомостях: «в пришествие Его Императорского Величества с высокою его Фамилию и с министры» то «августа с 29-го дня», то «августа 30-го и 31-го чисел» 1493 . Праздник 30-го августа 1724-го года выделялся своею грандиозностью, но и в прежние годы этот день был ознаменовываем особенною торжественностью. В праздник святого Александра Невского как 30-го августа, так и 23-го ноября в Монастырь обыкновенно бывало «Царского Величества пришествие» 1494 . Петр Великий – вообще нередко приезжал в Монастырь. В 1713-м году Государь был в Монастыре 25-го марта на освящении первой церкви 1495 . 23-го ноября, в воскресенье, «правили тезоименитство светлейшего князя; и Царское Величество и светлейший князь и прочие министры были в Монастыре у всенощной и у обедни. И после приехали все в дом светлейшего князя и тут кушали» 1496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По ясному свидетельству той же записи, празднование преподобным было установлено местное в теснейшем смысле слова, имевшее совершаться только в Ферапонтовом монастыре. 1387 3 . Петр, царевич Ордынский, знатный выходец из —199— Орды, крещенный в Ростове и живший здесь во второй половине XIII века. В святцах одного Волоколамского сборника XVII века под числами месяца Августа на нижнем поле страницы сделана киноварная приписка: «В лето 7061 почали праздновати Петру 29» 1388 (в подлиннике цифры по-славянски, буквами). В этой приписке необходимо разуметь нашего царевича Петра, потому что совсем нет другого Петра, которого бы еще можно было разуметь, и на то обстоятельство, что приписка сделана под числами месяца Августа, а не Июня, в котором празднуется царевичу (29-го числа), должно смотреть как на ошибку писца. 1389 4 . Аврамий Чухломский или Городецкий (Галичский), основатель четырех монастырей в Костромской губернии, – трех закрытых: Галичского Заозерного, Великой пустыни и Верхней пустыни, и четвертого, Покровского Городецкого или Чухломского, который существует до сих пор и находится па берегу Чухломского озера, насупротив города Чухломы, скончавшийся в последнем монастыре 20-го Июля 1375-го года. В сейчас помянутом Волоколамском сборнике под 20-м числом Июля месяца читается неоконченная запись: «7061 почали праздновати» 1390 без обозначения имени святого, которому начали праздновать. Так как 20-го Июля из Русских святых праздновалось и празднуется одному Аврамию Чухломскому: то его со всею вероятностно и должно разуметь. Правда, мы знаем об установлении празднования Аврамию в 1621-м году, о чем ниже; но это нисколько не исключает возможности установления празднования ему и в 1558-м году, ибо мы знаем не один пример двукратного установления празднования. 1391 —200— 5 . Савва Крыпецкий, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, который находится в 22-х верстах от Пскова, скончавшийся 28-го Августа 1495-го года. Установлено празднование в 1554-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса. 1392 6 и 7. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели упраздненного Троицкого Авнежского монастыря, который находился в 60-ти верстах к востоку от Вологды, скончавшиеся насильственною смертью 15-го Июня 1392-го года. Празднование им установлено в 1560-м году в следствие чудес, совершавшихся у их гробов, для поверки сведений о которых присылаемы были митрополитом в их монастырь нарочитые следователи. 1393

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Петр, царевич Ордынский 193 , знатный выходец из Орды, крещеный в Ростове и живший здесь во второй noлobuhe XVII beka. В святцах одного Волоколамского сборника XVII века под числами месяца Августа на нижнем поле страницы сделана киноварная приписка: «В лето 7061 (1553) почали праздновати Петру 29» 194 (в подлиннике цифры по-славянски, буквами). В этой приписке необходимо разуметь нашего царевича Петра, потому что совсем нет другого Петра, которого бы еще можно было разуметь, и на то обстоятельство, что приписка сделана под числами месяца Августа, а не Июня, в котором празднуется царевичу (29-го числа), должно смотреть как на ошибку писца 195 . В одной речи 1568-го года царь Иван Васильевич Грозный поминает царевича Петра между канонизованными святыми 196 . 4 . Аврамий Чухломский или Городецкий (Галичский), основатель четырех монастырей в Костромской губернии, – трех закрытых: Галичского Заозерного, Великой пустыни и Верхней пустыни, и четвертого, Покровского Городецкого или Чухломского, который существует до сих пор и находится ва берегу Чухломского озера, насупротив· города Чухломы, скончавшийся в последнем монастыре 20-го Июля 1375-го года (так по житию, на самом деле как будто несколько позднее). В сейчас помянутом Волоколамском сборнике под 20-м числом Июля месяца читается неоконченная запись: «7061 почали праздновати» 197 без обозначения имени святого, которому начали праздновать. Так как 20-го Июля из Русских святых праздновалось и празднуется одному Аврамию Чухломскому: то его со всею вероятностью и должно разуметь. Правда, мы знаем об установлении празднования Аврамию в 1621-м году, о чем ниже; но эго нисколько не исключает возможности установления празднования ему и в 1553-м году, ибо нам известен не один пример двукратного установления празднования 198 . 5 . Савва Крыпецкий, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, который находится в 12-ти верстах от Пскова, скончавшийся 28-го Августа 1495-го года. Установлено местное празднование в 1554-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрополит Симон был весьма начитанным человеком, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращённые к нему послания (архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого ). Сохранились рукописи – вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол (ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, 17), а в Московский Успенский собор – Златоструй (ГИМ, Успен. собр. (бум.), 14) и Евангелие-апракос (Гос. Оружейная палата, 15004). Митрополит Симон был хорошим иконописцем; известна написанная им икона Божией Матери Владимирская. Труды: Поучение священнослужителям//Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 109. Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года//Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, стр. 60, 61. Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495–1505)//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 103. Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501). – Там же, 112. Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501). – Там же. 112. Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1, 383. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7. прим. 383. Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 125, 127, 207. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 8, апрель, стр. 199–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По его пресвятым [непрестанным] молитвам, Да сподобит Господь и нас, грешных, спасенья. 2. Преп. Савва Псковский и Крыпецкий . Родом серб. Сначала подвизался в Псковском монастыре Пресвятой Богородицы и был игуменом этой обители. Все чрезвычайно хвалили его, но он, убегая от славы человеческой, удалился на берег озера Крыпец, где учредил новую обитель в честь святого Иоанна Богослова. Однако и там не мог укрыться он от славы и известности. [В монастыре] посетил его и князь Ярослав Псковский с супругой. Савва не позволил супруге князя войти в монастырь, но благословил ее и помолился о ней Богу вне монастыря, исцелив ее от некой болезни. Сей Божий святой упокоился в 1495 году. Его мощи и поныне чудодейственны. Из его преемников в Крыпец[ком монастыре] упоминается игумен Досифей. 3. Собор преподобных отцев Киево-Печерских [в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих]. Рассуждение Истинный христианин избегает людской похвалы; [и] не только избегает, но [и] искренне страшится ее. Преподобный Савва Псковский оставил и игуменство, и монастырь, и благодушную братию в монастыре – и удалился в пустынные пределы, чтобы только избежать похвалы от людей. Ведь человеческая похвала окрадывает наше сердце. Некий благочестивый князь, услышав о подвигах преподобного Моисея Мурина, пришел со своей свитой в пустыню, чтобы [только] увидеть его. Моисею сообщили, что в его обитель прибывает князь. Моисей стремительно выбежал из монастырских ворот и помчался прочь, дабы где угодно укрыться от высоких посетителей, но внезапно на них натолкнулся. «Где келья аввы Моисея?» – спросили его княжеские слуги, не подозревая, что перед ними сам Моисей. А он отверз уста и сказал: «На что он вам? Ведь это безумный старец, весьма лживый и весь [преданный] нечистой жизни». Выслушав такое, гости изумились, но продолжили свой путь. Когда подъехали они к келье преподобного Моисея, то спросили, где старец, а монахи сказали, что его здесь нет. Тогда поведали они, что некий встречный инок рассказал им о Моисее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По сказанию Коссова, Мисаил управлял Киевской митрополией 4 года. 36 . СИМЕОН откуда избран, неизвестно, а посвящен около 1477 г. по сказанию Палинодии и каталога, якобы Константинопольским патриархом Максимом философом. А что был он в сношении с сим патриархом, то доказывает упоминаемая в Палинодии благословенная сего патриарха грамота к Симеону и ко всем православным его епископам и всей его пастве, того же года июля месяца присланная через екзарха своего митрополита Аффония и Ипанийского епископа Феодорита, коей между прочим патриарх уведомлял его о чудесном в Константинополе случившемся разрешении проклятия одной умершей жены. Правления сего митрополита полагается около 5 лет, а по другим он скончался в 1488 г. При нем в 1482 г. крымский хан Менгли-Гирей взял и выжег Киев и Печерский монастырь и ограбил Софийский Собор. 37 . ИОНА Глезна откуда избран на митрополию, не известно. Захарий Копыстенский в Палинодии своей полагает его имевшим благословение, а Киевский каталог даже и посвящение в1482 г. от того же Константинопольского патриарха Максима. По вышеупомянутому же другому известию о кончине Симеона, сие должно быть позже. Он был в особенной милости у польского короля Казимира IV и польские историки пишут, что король хотел его видеть даже при смерти своей в Гродно в 1492 г. Из сего Ян Дубович и Кульчинский догадываются, что сей митрополит был якобы униат. Но королю-католику по вере своей при смерти нужен был католический епископ, и униат Стебельский прямо сомневается о помянутом желании короля. 38 . МАКАРИЙ из архимандритов Виленского Троицкого монастыря и наместников митрополичьих избран и посвящен на митрополию в Вильне в 1495 г. по сказанию Архивской Московской летописи, а не около 1490 г., как полагает Палинодия и Киевский каталог. По поставлении уже его отправлены были некоторые епископы к Константинопольскому патриарху Нифонту II за благословением, и он благословил, но подтвердил впредь без благословения не посвящать митрополитов. Макарий имел пребывание, как и предместники его, в Вильне при Великих Князьях Литовских, потому что Киев часто разоряем был татарами, коими в 1497 г. мая 1 (а по униатским каталогам августа 1) и он убит на пути к Киеву в деревне Стриголове при реке Припети, по Киевскому же летописцу при реке Вчини, за пять миль от Мозыря. Мощи доныне открыто почивают в Киево-Софийском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

100 . Серапион, архиепископ Новгородский, скончавшийся по низведении с кафедры в Троицком Сергиевом монастыре 16-го марта 1516-го года. Местное празднование, вероятно, установлено после открытия мощей и вторичного их погребения в новом гробе, чт, быв сопровождаемо чудесными знамениями, имело место 1559-м году. 1492 101 . Филипп Иранский, основатель Филиппоиранской Троицкой пустыни, находящейся в Череповецком уезде Новгородской губернии, скончавшийся 14-го Ноября 1527-го года. Служба на обретение мощей читается в рукописи конца XVI века 1493 и, вероятно, около конца этого века и установлено местное ему празднование. 1494 102 . Логгин Коряжемский, основатель Коряжемского Николаевского монастыря, который находится в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 10-го Февраля 1540-го года. Об открытии мощей его в 1557-м —228— году говорится, что это было «по некоторому явлению». 1495 Можно поэтому думать, что местное празднование установлено вслед за открытием мощей. 103 . Стефан Озерский или Комельский, основатель упраздненного Николаевского Озерского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1542-го года. Через год после его смерти, «по некоему видению», написаны были две иконы его, из коих одна была положена на его гробе в устроенной над последним часовне, а другая поставлена в церкви 1496 ; но когда затем установлено было ему местное празднование, остается неизвестным. 104 . Адриан Андрусовский, основатель упраздненной Андрусовой пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 26-го Августа 1549-го года. В одном акте 1659-го года он называется преподобным отцом нашим и чудотворцем 1497 , из чего можно заключать, что тогда уже совершалось ему местное празднование. 105 . Адриан Пошехонский, основатель Адрианова монастыря, который находится близ города Пошехонья Ярославской губернии, скончавшийся 5-го Марта 1550-го года. Быв убит и брошен в поле разграбившими его монастырь разбойниками, он погребен был в пустом месте, у одной пустой или стоявшей без пения и вне жилья церкви; в 1626-м году патр. Филарет, по просьбе игумена Адрианова монастыря, дозволил перенести его мощи в монастырь, причем предписывал: «а привезчи тело его в монастырь, отпети над ним погребение и погресть его в церкве и сделать над ним гробницу дровяную и покровом покрыти; а положити его в старом гробе, будет гроб его не истлел, а будет старой гроб его хотя и потлел, а не развалился, и его в старом гробе погрести, а будет старой гроб развалился, и мощи его переложить в новый гроб, по иноческому чину, как иноков погребают; а как станет над ним отпевати

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010