Кондак, глас 4: Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя душы наша. Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца Преподобный отец наш Савва родился, получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он был страны известно только, что родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским Принятый игуменом, он доблестно подвизался в иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь великого Евфросина Преподобный Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню, находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру, называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал Псковский князь Ярослав Васильевич Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на устроение монастыря, подарил земли и озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею, своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там подал ей исцеление, так как она была больна. Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа отошел ко Господу. Мощи его были обретены в 1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Филарета) начинаются с το, т. е. смиренного и проч. Правда, это любимый акростих Романа, но он есть и с именем Космы 15 августа и еще с το начинаются акростихи позднейшим Романа, например, 42 мученикам 6 марта 1 847. Посему нельзя относить к Роману и все кондаки с акростихом το, как полагает преосв. Филарет (в Обзоре песноп. о пр. Ронане). Желающий иметь полное понятие о длинноте кондака с икосами может это видеть на кондаке и икосах священнического погребения с акростихом: Анастасия смиренного. Он есть и в славянском требнике.    Подобный ему по древности есть кондакарь типогр. устава XII в. Он ниже в приложении 9.    Ниже он сравнен с кондакарен типогр. устава XII в., в приложении 9.    Полно описана в Опис. слав. рукоп. синод. III, стр. 537.    Известны нам только один святцы XVI века по иерус. уставу в библиотеке Общества истории в Москве, начинающиеся с января.    Самая древнейшая псалтирь следованная печатная краковская 1491 г. нам неизвестна. Псалтирь цетинская 1495 года имеет синаксарь по иерусалимскому уставу без русских святых.    В 1898 году напечатана Следован. Псалтирь в Моск. синод. типографии без летописи.    Т. III, стр. 279.    Неверно в каталоге отнесен к XV веку, ибо в нем есть Иоанн сочавский, 1492 года.    Василий в житии пр. Феодосия 11 янв.    Неполный экземпляр его в Румянцевском музее. В нем в Верую: и в Духа святого Господа, а не истинного. Пусть посмотрят мнимые ревнители якобы древней веры. Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие     Чтения в церковных собраниях о подвигах мучеников в дни памятей их относятся к древним временам христианства. Без сомнения, это делалось еще во втором веке, как мощно заключать по мученическим актам св. Игнатия Богоносца. В древнем житии муч. Евстратия и дружины его (13 дек. при Ликинии) время чтения жития святых показано на утрени по пении псалмов. Св. Маруфа, еп. месопотамский ( 416), читал акты персидских мучеников в церкви в великий пост. Правилом 50 карфагенского собора 418 года повелевается читать при богослужении мученические акты в те дни, в которые чтится церковию память их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Время мученичества И. не может быть установлено с безусловною несомненностью. M. Combertinus относит его к 107 году; блаж. Иероним к 109-му. Свидетельство Малалы, что И. пострадал в 115 году в Антиохии (Chron. XI, Минь, S. Gr. XCVII, 417) безусловно неверно. M. Colb. указывает день смерти св. И. 20 декабря (ныне – день его памяти), но едва ли справедливо, потому что четыре месяца слишком много для путешествия из Смирны, где И. был 24 августа, до Рима, и при Златоусте память И. в Антиохии совершали 17 октября. Существует 15 посланий, которые носят имя И., но имеют далеко неодинаковую древность и достоинство. Только 7 из них, а именно послания: 1) к Ефесянам, 2) к Магнезианам, 3) к Траллийцам, 4) к Римлянам, 5) к Филадельфийцам, 6) к Смирнянам и 7) к Поликарпу существуют в краткой и обширной греческой редакции. Пять – 8) к Марии Кассобольской, 9) к Тарсянам, 10) к Антиохийцам, 11) к Герону, диакону антиохийскому, 12) к Филипийцам существуют лишь в обширной редакции. Наконец три – 13) и 14) 2 письма к ап. Иоанну и 15) письмо к Деве Марии, к которому приложен ответ Девы Марии И., существуют лишь на латинском языке. Многовековая история споров о посланиях И. начинается изданием в 1495 году в Париже трех последних посланий. Твердо установленным заключением этой многовековой полемики можно считать заявление А. Гарнака (Gesch. d. altchr. Litt. I, 75–76), что подлинность краткой греческой редакции первых семи посланий есть доказанный факт. Одновременность и одинаковые условия происхождения посланий обусловливают собою сходство по общему содержанию всех их, за исключением послания к Римлянам и, отчасти, к Поликарпу. Они начинаются довольно пространным приветствием, выражающим благожелания И., похвалу и благодарность известной Церкви. Затем следует убеждение быть в полном согласии с иерархиею, так как епископ есть центр, около которого объерняется местная Церковь , он заступает место Христа, пресвитеры – апостолов, диаконы, учрежденные Господом, совершают вверенное им от Него служение. Без этих лиц не может быть речи о Церкви; в особенности без епископа ничто не должно делаться. Единение с видимым пастырем – епископом обусловливает единение и с невидимым – Христом. Единение с иерархиею должно охранять христиан от увлечения заблуждениями еретиков. Называя учение этих еретиков иудейством, И. утверждает против них истинное божество Христа, действительность Его воплощения, страдания, смерти и воскресения с телом, действительность Его присутствия в евхаристии. Как Христос один, так и одна только Церковь вселенская ( καθολικ), управляемая Христом, и одна евхаристия – тело и кровь Христа. Во Христе и Его Церкви, во вкушении тела и крови Его должны объединяться все верующие и быть как бы членами одного тела Христова в единстве веры, любви и надежды. Послания заканчиваются прощальным приветствиям, в котором И. указывает на свою близкую смерть, на свое несовершенство в христианстве и просьбою о молитве за совершение им до конца мученического подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 369. Октоих, писавшийся с 13 октября 1497 г. по 26 августа 1498 г. монахом Феодосием Шастуном (л. 35—440 и неизвестным писцом (л. 1–34 об.), сделавшим в Троиц. 368 запись о написании этой рукописи в 7005 г. (л. 486). Филиграни: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей=Лихачев, 1270; 2) Голова быка под крестом, обвитым 1 из рукописи МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей — близка к одному из вариантов знака 3 рукописи Троиц. 368; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей, и монограммой — те же два варианта, что и в МДА, 48; 5) Тиара=Лихачев, 1353. Рассмотрим теперь филиграни рукописи Троиц. 643: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей (два варианта) (л. I—II, 1—45, 206—246, 302—325) — знак, не встречавшийся в предыдущих рукописях; 2) Тиара (л. 46—91, 100—205) — близка к вариантам МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей, с монограммой (л. 92—99, 326—347)=как в МДА, 48; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 270—285, 294=301, 348—356, 363, 374, 377, 382, 385, 389, 395)=Лихачев, 1270; 5) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 286—293, 295—300, 1 из рукописи МДА, 48; 6) Голова быка под крестом с цветком (л. 247—269) — знак не встречался в предыдущих рукописях. Поскольку филиграни Троиц. 643 в основной своей массе совпадают с филигранями МДА, 48 и Троиц. 369, то в целом рукопись также может быть отнесена к концу XV века. 7) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 131 (л. 264—339 об.) — кон. XV — нач. XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — Брике, 8652 (1494—1510 гг.); Агнец под знаменем — Брике, 26 (1467—1495 гг.), Лихачев, 3839, 3840 (1495 г.). 8) РНБ, Q.I.999 (л. 53 об. — 117) — первая четверть XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — типа: Брике, 8669 (1486—1491 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной — Брике, 12614 (1516 г.). 9) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 777 (л. 16—21 об.) — первая четверть XVI в. Фрагмент редакции, кончается словами: «Старець же благослови родители и отрока, изыде от нихъ, сиа рекъ: яко сынъ ваю велми будеть предъ Богомъ и многыа ради добродтели его съсудъ избранъ хощеть быти Богу и служитель Живоначялныя Троиця. И сиа рекъ, отиде въ путь свои. Сия убо самъ святыи послди извсговааше».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

239 Кто был Василий Андреевич, мы с положительностью сказать ничего не можем. Из послания к нему Пр. Иосифа видно только, что он был очень близок у великому князю Василию Ивановичу. Вообще же можно сказать, что Василий Андреевич Челяднин был одним из высших бояр при дворе великого князя. Брат его Иван Андреевич Челяднин был в числе послов к Сигизмунду Польскому (Соф. вр. ч. II, 234), потом сделан наместником Псковским. (Там же, 289). 240 Юрий Иоаннович, сын Uoahha III начал княжить в Дмитровке с 1505 г. взят под стражу в правление великой княгини Елены 11 декабря 1533 г., скончался 7-го августа 1536 г. О голоде 1512 года см. Летописец, служащий продолжением Несторову, стр. 355; и Карамз. VII, 195. 243 В Обз. Дух. Литер. (статья «Иосиф») второе послание поставлено даже прежде первого, как написанное прежде, и хотя по тому же поводу, только к другому лицу. 246 Желание молиться за себя и за умерших отдельно от других особо сохранилось, неизвестно, почему и до настоящего времени. Служить молебень или панахиду не хочет проситель вместе с другими, если бы того даже захотел последний; но непременно желает молиться один: «чтобы ему одному служили церковники – отдельно от других – молебен или панихиду» часто слышится просьба молящегося, – в противном случае он обижается на служителей; – странный и непонятный сепаратизм. 248 Иван Иванович, как видно из самого послания, был знаменитым боярином при дворе великого князя. Борис Васильевич, воспитывавшийся вместе с Пр. Иосифом, и оставшийся в мирском звании (Собр. Г. Гр. стр. 343, 368, 384) был в чине сокольчего в 1493 г. и отправлялся потом в Литву в 1495 г. (Соф. вр. II, 250; Ист. Гос. Рос. Эйнеолинга VI, 159). Он сохранил свое значение при дворе до 1513 г. около которого написано было к нему разбираемое послание. 252 Устав Пр. Иосифа до сих пор нигде не напечатан, за исключением X главы, которая имеет исторический характер. В сборнике, перевезенном в Спб. Дух. Академию в числе рукописей из Нов. Соф. Библиотеки, принадлежащем к концу в., между прочими статьями, помещен полный устав Пр. Иосифа. Он имеет предисловие и заключение, написан четким полууставом и составляет немаловажное приобретение Академической Библиотеки. Мы пользовались этим сборником; – записан он под 1470. В указаниях на этот сборник мы будем цитовать одни только листы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Размывание границ между церковными «сословиями», выход монашества в мир и исчезновение духовного сословия, что предполагало поставление священников из «народа», из вчерашних мирян (а не из потомственных клириков), имело, видимо, и еще один ментальный аспект. К концу советского периода в некоторых группах прихожан (прежде всего молодых горожан) все более отчетливо формировалось ощущение того, что на богословском языке именуют «всеобщим священством» православных христиан. Как следствие этого ощущения появлялась потребность осознанно участвовать в молитве священника и, соответственно, регулярнее участвовать в Таинстве. В постсоветский период практике причащения предстояло пережить еще одну радикальную метаморфозу, но это - предмет другого исследования . Автор призывает уважаемых читателей поделиться собственными воспоминаниями о практике причащения в советский период, за что заранее приносит им сердечную признательность! Интервью с А.В. Щипковым, 21 января 2012 г. См., например, Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор//Русская религиозность: Проблемы изучения/сост. А.И. Алексеева, А.С. Лавров. СПб., 2000. С. 14-25. См.: 8 и 9 правило святых апостолов; 66 и 80 правило VI Вселенского собора; 11 правило Сардикийского собора; 2 правило Антиохийского собора. Ср. высказывания крестьян, приводимые в статье В.Ю. Макаровой: Макарова В.Ю. Недароимцы, манипуляторы и на одре лежащие: к вопросу об особенностях крестьянского отношения к исповеди и причастию//Научный богословский портал «Богослов.Ру». 24 августа 2011 г.: http://www.bogoslov.ru/text/1910434.html. ПСЗ(1). Т. 6. 25 января 1721 г. 3718. См., например: ПСЗ(1). Т. 1. 25 октября 1650 г. 47; ААЭ. Т. 4. 10 марта 1660 г. 115; ПСЗ(1). Т. 1. 1 марта 1674 г. 570 (указано Е.В. Беляковой). ПСЗ(2). Т. 16. Отд. 1. 27 марта 1841 г. 14409; ПСЗ(3). Т. 3. 9 апреля 1883 г. 1495. Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковно-гражданским законоположениям, руководственным указам Святейшего Синода и распоряжениям Епархиального Начальства. М., 1900. С. 5, 17.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Прежние привилегии за переселенцами были опять утверждены преемниками Си­гизмунда: Владиславом III, Матвеем Корвином, Людо­виком II и Фердинандом I. После первого падения Смедерева (1439 г.), масса сербов переселилась в Банат. Эти переселенцы получили в 1440 г. привилегию от вен­герского короля Владислава III. После второго падения Смедерева (1459 г.), когда Сербия стала окончательно турецкой провинцией, опять масса сербов переселилась в Венгрию, в пределы Темишвара. В 1465 г. переселился в Венгрию деспот Вук Гргуревич. Вместе с ним перешли из Сербии еще некоторые выдающиеся семьи, между которыми упоминается Стефан и Димитрий Якшичи и Павел Бранкович Кинижи, бывшие в родстве с Вуком. Эти семьи вывели с собою в Венгрию значительное число народа. Переселенцы заняли места в Среме, Банате и в Янополе. В 1481 г. князь Павел Кинижи, деспот Вук, Якшич и другие выдающиеся сербы, вместе с венгерским вой­ском, исполняя план короля Матвея Корвина (1458–1490 г.), вторглись в Сербию до города Крушевца и вывели оттуда в пределы Венгрии более 50,000 сербов и 1,000 ту­рок. В том же 1481 г. венгерский сейм в Пеште осво­бодил сербов-переселенцев от платежа десятины рим­ско-католическому духовенству, с целью привлечь таким путем еще больше сербов в границы Венгрии. Приви­легию эту подтвердил венгерский король Владислав IV в 1495 г. Переселения сербов в Венгрию имели место в 1494 г. в начале XVI в. вся венгерская равнина между Дунаем, Тисою и Марошем носила уже сербский характер. В первой четверти XVI в. до могачской битвы (29 августа 1526 г.) имели место несколько добровольных переселений сербов в Венгрию, а после могачской битвы турки, обык­новенно населявшие занятые земли „райей», долженство­вавшей обрабатывать землю и кормить своих хозяев-ту­рок, заселили Венгрию громадным количеством сербов. Могачская катастрофа, сделавшая Венгрию добычей Турции, приостановила надолго, до восьмидесятых годов XVII века, эмиграцию сербов в Венгрию. В 1687 г. до 10,000 сер­бов поселились в Чонграде, Мартоноше и Зенте, полу­чив при этом разные привилегии, а в 1689 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1494 О Монтелуко, обители Умбрии, помимо словарной статьи Джузеппе Кьяретти, позволю себе указать: Eremitismo ‘salvatico’ tra fine Medioevo ed età moderna: gli eremiti terziari custodi di santuari//Terziari francescani in età moderna antico e nuovo mondo: Atti del VI Convegno di Studi francescani, Milano 22−24 settembre 1992. Roma, 1993. P. 101−148, где я публикую (р. 135−143) правила для отшельников Монтелуко, одобренные епархиальным ординарием. 1495 Конечно, брат Андрей отправился туда. См.: S. Caterina da Siena. Epistolario. Alba, 1966. Vol. 3, 327. P. 224−227; а также: Lettere di s. Caterina con note e commente di Niccolò Tomasseo. Roma, 1973. P. 483−485. 1496 S. Caterina da Siena. Epistolario. 328. P. 204−208; а также: Lettere di s. Caterina. P. 519s. 1497 S. Caterina da Siena. Epistolario. 127. P. 136−139; Dupré-Theseider E. Epistolario di santa Caterina da Siena. Roma, 1940. Vol. 1. P. 85. (Fonti per la storia d’Italia); а также: Meersseman G.G. Ordo frater-nitatis. Confraternite e pietà dei laici nel Medioevo. Roma, 1977. P. 562 s; Collijn I. Birgittinska gestalten Stockholm, 1929. P. 34. 1499 О трудном начале практики послушания отсылаю к моим работам: Le osservanze francescane. P. 29−54; Dal movimento eremitico alla regolare osservanza francescana, l’opera di fra Paoluccio Trinci. Assisi, 1992. Ещё я опубликовал «consilium» («совет»), написанный знаменитым перуджийским правоведом Пьетро ди Франческо дельи Убальди и просмотренный и исправленный Печа в пользу разных категорий отшельников, в то время действовавших в Перудже и попавших в поле зрения инквизиторов: La regola di Niccolò IV dalla Costituzione ‘Periculoso’ alla bolla ‘Pastoralis officii’ (1298−1447)//La ‘Supra Montem’ di Niccolò IV (1289): genesi e diftusione di una regola. Roma, 1988. P. 147−198. (Analecta TOR; Vol. 20/144). 1500 Из «Acta et processus» мы узнаём, что «когда названный папа Урбан V из Италии в Авиньон отойти пожелал, Дева Мария названной Бригитте явилась и некоторые слова ей в видении сказала, говоря, дабы тот названный папа из Рима, ниже из Италии в Авиньон не выходил» («quando d. papa Urbanus V votait recedere de Italia ad Avinionem, virgo Maria apparuit dicte d. Brigide et dixit ei aliqua verba in visione dicens quod idem d. papa non recederet de Roma nec de Italia ad Avinionem; alioquin dampnum sibi eadem d. Brigida presentavit eidem d. pape manu propia in Monte flascone. Et tunc ibi presens erat d. n. papa Gregorius XI qui tunc cardinalis Belifortis appellabatur. Item ibi tunc in Monte flasconis virgo Maria precepit ei quod ipsa diceret cuidam presbitero heremite Alfonso, sibi noto et amico, ex parte sua quod ipse scriberet et copiaret libros revelacionum que sibi date fuerant divinitus»). См.: Acta et processus canonizationis beate Birgittae. Uppsala, 1924/1931. P. 97−98, 104s, 372. Этот факт можно отнести к периоду между 26 апреля и 26 августа 1370 г., именно тогда понтифик был в Монтефьясконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1794-1795 гг. М. Л. вместе с др. важнейшими архивами Речи Посполитой была вывезена в С.-Петербург. В 1796-1798 гг. материалы М. Л. были распределены между 3-м департаментом Сената (сюда поступила их большая часть) и Коллегией иностранных дел (она получила т. н. посольскую метрику, переданную в 1828 в Московский архив Коллегии иностранных дел). В кон. XVIII - нач. XIX в. неск. книг М. Л. были переданы властям Пруссии, т. к. они касались истории населения территорий, отошедших во владение Гогенцоллернов в связи с 3 разделами Речи Посполитой. Посольские книги, в составе к-рых оказалась и одна русско-посольская книга, посвященная русско-польско-литовским отношениям в кон. XV - 1-й трети XVI в. (Памятники дипломатических отношений Моск. государства с Польско-Литов. гос-вом. СПб., 18922. Т. 1: 1487-1533 гг./Ред.: Г. Ф. Карпов. (СбРИО; 35)), а также отдельные документы, сохранившиеся в других книгах М. Л., подробно представляют взаимоотношения между правителями стран Вост. Европы. Они занимают важное место при освещении внешнеполитической истории и исторической географии ВКЛ и Короны Польской (с 1569 - Речи Посполитой), Русского государства, Крымского ханства, Ливонского (и отчасти Тевтонского) ордена, Рижского архиепископства, Молдавского и Валашского воеводства (Сб. князя [М.] Оболенского. М., 1838. Ч. 1; Книга посольская Метрики Вел. кн-ва Литов., содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Сигизмунда Августа с 1545 по 1572 г. М., 1843. Ч. 1; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; и др.). При описании и утверждении литовско-рус. и русско-литов. границ, «обидных» списков и отчетов послов нередко упоминаются церкви, земельные владения духовных корпораций и лица, служившие в Западнорусской митрополии или сопровождавшие рус. посольства в Литву (напр., в 1495 московскую вел. кнж. Елену Иоанновну ) или Крымское ханство. Документы по истории литовско-крымских отношений нередко имеют ценные данные по истории ислама, о духовных лицах, находившихся в ближайшем окружении ханов Крымской и Большой Орды, а также о видных представителях их знати.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

621 ...у своего сына, князя Владимера... – Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь. 622 ...великого князя Ивана Васильевича... посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль... – В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Вельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475–1605 гг., «тими походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500–1503 гг. боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества. 623 ...у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ... – Юрий Иванович Замятнин (ум. в 1521 г.), у которого в 1500–1509 гг. жил Федор, позднее – волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю. И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил «в Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517–1519 гг. вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю. И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010