От переводчика . Проповедь, перевод которой предлагается ниже (Проповедь 258, произнесенная в Большой базилике в день Господень), произнесена блаженным Августином около 410–412 гг., в первое воскресенье по Пасхе (латинское название dies octavus означает ‘восьмой день’). В восьмой день новокрещеные снимали свои белые одежды, покидали отведенное для них в храме место и присоединялись ко всему верующему народу. Это был праздник духовного взросления, вхождения в общину. Называвшиеся до этого infantes ‘младенцы’, они получали теперь имя fideles ‘верные, верующие’. После чтения Евангелия епископ обращался ко всему народу, в том числе и к новокрещеным, с кратким словом, в котором обычно разбирал текст 117-го псалма. Этот псалом звучал в храме, начиная с пасхальной утрени. Блаженный Августин использует в настоящей проповеди стихи из этого псалма, а также тексты Священного Писания: о краеугольном камне (Иер 51:25; Ис 28:16) приведено у апостола Павла (1 Кор 3:11; Еф 2:14,20,21), о камне, отвергнутом строителями (Пс 117:22), приведено у евангелиста Матфея (Мф 21:42; а также Деян 4:11; 1 Пет 2:6), о камне преткновения (Ис 8:14) приведено в 1 Пет 2:7, которые весьма часто становились в святоотеческой литературе предметом экзегетического комментария. Так, святитель Киприан Карфагенский объединяет эти тексты вместе ввиду их мессианского характера в книге второй “Свидетельств против иудеев” (Testimo­niorum contra Judaeos, cap. 16), наряду со многими другими местами Священного Писания, где содержится упоминание о камне. Блаженный Августин сосредотачивается на образе Христа как краеугольного камня, в котором сходятся две стены: одна стена — символ Церкви, первоначально состоявшей из иудеев, другая — олицетворяет Церковь, в которую вошли бывшие язычники. Являясь символом единства Церкви, этот образ служит блаженному Августину важным аргументом в полемике с донатистами 2 . В настоящей проповеди образ Христа как краеугольного камня сочетается еще с образом Христа как Света, разгоняющего тьму греховную.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

28) Л. 52 об. Supplementum. Cap. I. Archierei de Perejaslawl. Дополнение. Глава I. Переяславские архиереи. 29) Л. 53 об. Cap. II. Archierei de Carel et Ladoga. Глава II. Архиереи корельские и ладожские. 30) Л. 54. Сар. III. Archierei ad basilicam s. archang. Mich. ecclesiam Moscuae extraordinarii. Глава III. Архиереи заштатные при царском св. Михаила архангела соборе в Москве. 31) – Cap. IV. Archierei de Irkutski et Nertschinski. Глава IV. Архиереи иркутские и нерчинские. 32) – об. Cap. V. Episcopus de Moscow et Wladimer. Глава V. Епископ московский и владимирский. 33) Л. 54 об. Cap. VI. Episcopus de S. Petersborg et Schlüsselborg. ГлabaVI. Епископ с.-петербургский и шлюссельбургский. 34) Л.55. Cap. VII. Episcopi de Mogilew, Mstislaw et Orscha nec non Albae Rossiae orthodoxi soli in Litwania. Глава VII. Епископы могилевские, Мстиславские и оршанские и белорусские одни православные в Литве. 35) – Additamentum primum. De eparchiis Rossicae hierarchiae exoletis. Cap. I. Archierei de Wladimir, Sushdal et Nishni-Nowgorod. Прибавление первое. О упраздненных епархиях в русской иерархии. Глава I. Архиереи владимирские, суздальские и нижегородские. 36) Л. 56. Сар. П. Archierei de Juriew in Livonia. Глава II. Архиереи юрьевские в Ливонии. 37) – об. Cap. III. Archierei de Porosii. Глава III. Архиереи порожские. 38) – Cap. IV. Archierei de Tmutorokan. Глава IV. Архиереи тмутораканские. 39) – Cap. V. Archierei de Turow et Tinskij. Глава V. Архиереи туровские и тинские. 40) Л. 57. Cap. VI. Archierei de Pereslaw. Глава VI. Пере- славские архиереи. 41) Л. 57 об. Сар. VII. Archierei de Brjansko. Глава VII. Архиереи брянские. 42) – Cap. VIII. Archierei de Swenogrod. – Глава VIII. Архиереи звенигородские. 43) – Cap. IX. Archierei de Permskij. Глава IX. Архиереи пермские. 44) Л. 58. Сар.Х. Archierei miscellanei in Ucrainia. ГлаваХ. Разные украинские архиереи. 45) Л. 58 об. Additamentum secundum. De eparchiis Rossicae hierarchiae apostaticis. Cap. I. Archierei Wolodimerscenses in Wolhynia. Прибавление второе. Об отступнических епархиях русской иерархии. Глава I. Архиереи владимирские на Волыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815). Творения. М., 1994). - Прим. ред. 16. CSEL 16. CSEL 3. P.443. 17. См. наст. издание. Т.1. Очерки из истории догмата о Церкви. С.340 и далее. - Прим. ред. 18. De bapt. IV,17,24. PL. T.43. Col.170. Cf. col.695. 19. Блаж Августин. Contra epist. Parmeniani. II,13,28. PL. T.43. Col.71. 20. Его же. De bapt. IV,1,1. V,23,33. PL. T.43. Col.155,193. Serm. 208,2. PL. T.38. Col.1232. In. ep. Ioan. tr.6,11. PL. T.35. Col.2026. 21. Его же. I,12, 29-21. VI,34,65. VII,3,5. PL T.43. Col.119-121,219,227. 22. Фирмилиан. Epist.75. Cap.9. 23. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.3. Ep.71-58 ad Quintum. Cap.4. 24. Euseb. H.E. V.7,5. 25. Epist. Firmiliani, Cap.7,19. CSEL 3. P.815,823. Русский перевод в творениях святителя Киприана. Ч.1. С.384-385. 26. Сщмч. Киприан Карфагенский. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.1. 27. Его же. Epist.73-60. Cap.4-5. 28. Его же. Epist.62-69 ad Magnum. Сарр.1-11. CSEL 3. P.759 sq. Русский перевод. Ч.1. С.368-369. 29. Его же. Epist. Firmiliani 75. Cap.18. P.822. Ч.1. С.384. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. P.802-803. Ч.1. С.353. 30. Его же. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. 31. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.11. P.786. C.338-339. 32. Euseb. H.E. VII.7,5. 33. Pitra. Analekta sakra. T.4. Parisiis, 1883. P.171,414. Творения в русском переводе. Казань, 1900. С.60. 34. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.75-60 ad Jubajanum. Cap.23. P.769. С.347. 35. Его же. Epist.75. Cap.21. 36. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.23. 37. Euseb. H.E. VII.9. 38. Epiphan. Expositio fldei cath. 13. PG. T.42. Col.805. Творения в русском переводе. Ч.5. М., 1882. С.338. 39. Святитель Афанасий Великий. На ариан слово I,1,2,4. 40. Там же. II,42-43. 41. Его же. К Серапиону послание I. Гл.30. 42. Весьма характерный случай был на первом заседании VII Вселенского Собора, где долго рассуждали о том, как принимать епископов-иконоборцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/227/...

Авва Феона молитвой останавливает разбойников, собиравшихся напасть на него в его келье (cap. 6, 2/cap. 6, 4). Авва Аполлон молитвой останавливает языческое шествие, затем пространной молитвой его разрешает (cap. 8, 2629/cap. , 7:2–7). При этом можно заметить, что авва Аполлон сначала «провоцирует» молитвой конфликтную ситуацию (невозможность язычникам двигаться дальше), а затем с помощью молитвы устраняет это затруднение. В данном случае это еще и миссионерский прием. Есть еще один план – так сказать «визуально-психологический»: если инок не уверен в каком-то «визуальном факте» то он, молясь, просит удостовериться, реальность ли это или фантом. Св. Макарий, увидев в пустыне верблюда, начинает молиться – и «верблюд», оказавшийся дьявольским наваждением, рассеивается (cap. 21, 4) 668 . Авва Иоанн советует монахам молиться, если к ним пришел кто-либо: если это бесовский призрак, он тут же исчезнет (cap. 1, 60/cap. 1, 7:3). Есть и обратный пример. Дьявол хвастается преп. Макарию Египетскому , что ни одна монашеская служба не обходится без него. Авва Макарий молит Бога открыть ему, так ли это – и невидимое становиться видимым: святой видит, как во время службы по церкви скачут черти в виде мальчишек- " эфиопов» (quasi parvulos quosdam pueros Aethiopes) и мешают братии нормально молиться (cap. , 4:5) 669 . Этот рассказ, впрочем, уже предполагает и мистическую сторону молитвы. Сокровенное и мистическое назначение молитвы мы наблюдаем еще в 1-ой главе – некий подвижник, проводя целые дни в молитве, сподобился божественных откровений как в состоянии бодрствования, так и во сне (cap. 1,45/cap. 1, 6:4). В молитве авве Аполлону открывается, что его просьба о кончине преждевременна – он должен умножить число монахов в Египте (cap. 8,17/cap. , 4:7) 670 . Весь рассказ об авве Пафнутии построен на том, что, пройдя через суровые подвиги, он, молясь, просит Бога открыть, кто ему подобен в подвигах – и каждый раз он получает ответ: Господь указывает ему на этих праведников (cap. 14, ) 671 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

114  „Не has anticipated, if he has not suggested, every attack which has been made upon the Scriptures, „or upon the possibility of revelation”. См. Iohn Urquart. „The Inspiration and Accuracy of the Holy Scriptures”. London. Page 180. 116  „Merito mentis naturam, quatenus talis concipitur, primam divinae revelationis causam statuere possumus”. Tractat, theol. polit., cap. I. 118  Possumus igitur sine scrupulo affirmare, prophetas nonnisi ope imaginationis Dei revelata percepisse h. e. mediautibus verbis vel imaginibus, iisque veris aut imaginariis... Quibus autem naturae legibus id factum fuerim, fateor me ignorare. Tractatus theolog. politicus. Tom. I, cap. I, p. 13, 14. 121  „Prophetia sive revelatio est rei alicujus certa cognitio a Deo hominibus revelata”. Spinoza. Tract. theol. polit. Hamburg. 1670, cap. I, p. 1. 125  „Sed quidem potentia viridius imaginandi”. Cap. II, pag. 15. Tractatus theologico-politicus. 128  „Cum itaque prophetae imaginationis ope revelata perceperint, non dubium est, eos multa extra intellectus limites percipere potuisse, nam ex verbis et imaginibus longe plures ideae componi possunt, quam ex solis iis principiis et notionibus, quibus tofa nostra naturalis cognitio superstruitur”. См. Tract. theol. polit., cap. I, p. 6, p. 14. Cp. cap. 6, p. 80–81; cap. 7, pag. 84; cap. 11, pag. 139; cap. 12, p. 148. 131  Mens praestantior necessario atque humana longe excellentior esse deberet” Tract. theol. politicus. Cap. 1, pag. 6. 132  Hon credo ullum alium ad tantam perfectionem supra alios pervenisse, praeter Christum, qui Dei placita, quae homines ad salutem ducunt, sine verbis aut visionibus, sed immediate revelata sunt”. Ibidem. Cap. I. 141  „Sic ipsa revelatio variabat in unoquoque Propheta pro dispositione temperamenti, corporis, imaginationis et pro ratione opiniorum, quas antea amplexus fuerat”. Tractatus theologico-politicus, cap. II. 143  Spinozae. Tractatus theol. polit., cap. II, p. 176–179. „Inde tandem concludam prophetiam nunquam prophetas doctiores reddidisse, sed eos in suis praeconceptis opinionibus reliquisse, ac proptera nos iis circa res mere speculativas minime teneri credere.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

7. 451 Quod poteris proferre scriptum, quod non ille, qui non vult credere, dicat esse confictum, si tanta Evangelii notitia venit in dubium? (Августин. Contra Faustum. lib. XXII, cap. 79). 457 «...credit Deo, et reputatum est illi ad justitiam, et amicus Dei vocatus est» (Adversus haeres. lib. IV, cap. 16). 464 Adversus haeres. lib. IV, cap. 9, n. 2 et cap. 16, n. 5; сн. Евсев. церк. истор. кн. V, гл. 8. 475 Клим. Алекс. Strom, lib. III, cap. 2 et Paedag. lib. III, cap. 8; Ориген. Commentar. in Math. ΧΙII; Тертул. de cult. foem. cap. 4; Епиф. adversus haeres. lib. I, Т. II, haer. 26 et caet. 476 В надлежащей обстоятельности см. у Гюга – Einleitung in die Scbriften des neuen Test. Theil II, seit. 201–450, Stuttg. 1821. 477 Там же seit. 521–568. в этом же сочинении, также у Калмета. Де-Ванса и других можно найти удовлетворительное объяснение и на то, почему некоторые из новозаветных книг, именно – послание Иакова, второе послание Петра, второе и третье Иоанна, послание Иуды, послание Ап. Павла к Евреям и Апокалипсис – были некоторыми не принимаемы, или признаваемы за сомнительные до известного времени. 484 Judaeos, impulsore Christo, assidue tumultuantes Roma expulit (Claudius). Sveton, in Claudio cap. 25. 485 Это преимущественно Миллий, издавший после тридцатилетних трудов, греческий текст Нового Завета с вариантами в Оксфорде 1707 г., также Ветштейн (1751, 1752), Кюстер и др. 486 Все эти разные чтения, как ни представляются они многочисленными, по согласию всех критиков, касаются только орфографии, порядка и расстановки слов, их произношения, ошибок грамматических и т.п., нигде не изменяя самого смысла Писания. 488 Age, говорит Тертуллиан , qui voles curiositatem exercere in negotio salutis tuae, percurre ecclesias apostolicas, apud quae ipsae adhuc cathedrae apostolorum suis locis praesident; apud quas ipsae authenticae litterae eorum recitantur, sonantes vocem et repraesentantes faciem uniuscujusque (De praecaript. cap. 36). 490 Епископ, произносившей поучение, назывался Трифиллом; измнил он слово Спасителя в следующем тексте: возми одр твой и иди ( Марк. 2, 11 ), употребивши вместо одр другое синонимическое слово, которое казалось ему более изящным; а обличителем его был св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

He ahí por qué se observa que cualquier necesidad pública o privada, material o espiritual, halló correspondencia en los formularios votivos. Y no bastaba una misa en general; se multiplicaban los formularios para que hasta las circunstancias más menudas del hecho tuvieran su expresión eucológica. Muchas misas traen a colación todas las calamidades de aquellos tiempos: las invasiones de los bárbaros, las dilapidaciones de los poderosos, las guerras encarnizadas, la opresión de la Iglesia y de su patrimonio, las calamidades públicas; de ahí las misas contra infestationem ty rannícam, contra invasores, contra persecutores Ecclesiae, in contentione, contra hussitas, contra pestem. Para implorar la protección divina contra las injusticias y abusos de toda suerte estaba la misa contra indices iniquos, y en los monasterios de los siglos IX a XI, la misa contra episcopos mole agentes, o simplemente contra malos episcopos, que recuerda las controversias en torno a la jurisdicción eclesiástica y los velámenes, no raros, que ciertos obispos, más soldados que obispos, el ercieron sobre los monjes. Hasta incluso en los variadísimos «juicios de Dios, «la prueba iba siempre precedida de la misa votiva lustus es, Domine para que iustitiae non dominetur iniquitas. A más de estas misas votivas con fines particulares, el Medievo tuvo predilección por otras en honor de aquellos santos que consideraba especializados para obtener de Dics ciertas gracias temporales. Así, gozaron en todas partes de gran crédito las misas de San Rafael y de los tres Reyes Magos, pro iimerantibus; la de San Roque, contra pestem et languorem epidemias; la de San Liborio, contra calculum; la del Beato Job, contra morbum gallicum, esto es, contra la sarna; la de San Segismundo, rey de Borgoña, contra la fiebre; la de Santa Sofía, contra las angustias y persecuciones; la de San Nicolás, en las estrecheces de la pobreza y en los peligros de mar y tierra; la de San José, esposo de la Virgen, contra injamiam malorum hominum, y otras dedicadas a varios santos juntos, como la de Patriarchis, en honor de todos los patriarcas del Antiguo Testamento; S. Michaelis et novem chorum angelorum, de quattuor Evangelistis, de viginti quattuor Senioribus, o los veinticuatro ancianos vistos por San Juan. Misa Pontifical, Cantada o Solemne y Rezada

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Однако тот же смысл мы находим и в поучениях, где говорится о том, что «молитва есть главное дело монаха» 659 . То же самое имеется в виду в совете аввы Аполлона молиться непрестанно, что напрямую восходит к Новому Завету ( 1Фес.5:17 ) 660 . Значение молитвы как «средства исцеления» от разного рода недугов – душевных, духовных и телесных – также встречается в нашем источнике. При этом исцеление телесных недугов часто сопровождается благословением елея – после чего им смазывают больное место и страждущие излечиваются. Таким образом, преп. Иоанн Ликопольский исцеляет жену сенатора от слепоты (cap. 1,12/cap. 1, 1:25), авва Аммон – пастуха, впавшего в глубокий обморок (cap. 9, 8/cap. , 14), преп. Макарий Египетский – девочку, у которой был опасный гнойник (cap. , 3:5–7) 661 . Душевные болезни или, например, одержимость бесами требуют только интенсивной молитвы – преп. Павел Простой (cap. , 19), усердно молясь, дает обет не есть весь день, если Господь не исцелит бесноватого 662 . Примеры использования в таких случаях елея нам не встречались 663 . Интересно обратить внимание на то, что в «Истории монахов» содержится пример исцеления не только людей, но и животных: преп. Макарий Египетский (cap. 21, 15–16) своими молитвами излечивает слепых детенышей гиены 664 . Молитва как средство преодоления затруднений, конфликтов или стихийных бедствий представлена в «Истории монахов» достаточно широко. Причем проступают как минимум два плана – «физический» и «социальный», как в «Житии св. Антония» и «Лавсаике». Уже во введении говорится о том, что египетские иноки своими молитвами останавливают наводнения, которые грозят затопить соседние с ними деревни 665 . Молитвой авва Аполлон восполняет недостаток съестных припасов для своих монахов во время Пасхи, а затем умножает монастырские запасы хлеба, чтобы раздать их голодающим мирянам (cap. 8, 39, 45/cap. , 10:3, 12:2), с помощью молитвы спасается от голода авва Эллий (cap. 12, 4) 666 . По молитве аввы Сура (cap. 11, 1–2/cap. , 8:3–4) появляется лодка, чтобы он и двое иноков с ним могли пересечь Нил 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В 1004 г. Н. М., стремясь избежать почестей, к-рые ему оказывали правитель Гаэты Иоанн и его супруга Эмилия, и чувствуя приближение кончины, решил совершить последнее путешествие в Рим, однако смог добраться только до владений графа Тускуланского Григория I, где остановился в греч. мон-ре св. Агаты. Гр. Григорий I выделил Н. М. земли, на к-рых тот незадолго до своей кончины основал мон-рь Гроттаферрата и поставил его настоятелем своего ученика Павла. Житие Н. М. изобилует рассказами об изгнании им бесов (Βος κα πολιτεα. 1972. Cap. 58-59) и подробностями аскетической жизни, к-рую вел Н. М. Подвизаясь в пещере в Меркурио, он носил саккос, к-рый был полон вшей; святой не стирал и не менял его целый год, а очищал, бросая на муравейник перед входом в пещеру, чтобы муравьи съедали всех вшей (Ibid. Cap. 17). Многочисленны рассказы о чудесных видениях и искушениях, к-рым Н. М. подвергали нечистые духи: когда святой пел псалмы, читал или копировал рукописи, бесы показывали ему образ женщины из Алемании (Германии), к-рую Н. М. некогда видел в Риме в базилике ап. Петра (Ibid. Cap. 19); диавол являлся к Н. М. в виде эфиопа и бил его так, что тот терял сознание, а придя в себя, не мог двигать рукой и стоять (Ibid. Cap. 23). В некоторых эпизодах заметно обращение автора к предшествующей агиографической традиции. Рассказ о том, как Н. М. решил неузнанным посетить пострадавший от землетрясения Россано, представляет собой аллюзию на Житие Симеона Эмесского, написанное Леонтием Неапольским (BHG, N 1677): Н. М. входит в город, обвязав голову лисьей шкурой, а местные дети бегут за ним, кидают камни и называют болгарином, франком и армянином (Βος κα πολιτεα. 1972. Cap. 41; D é roche. 2004. P. 172-173). Житие в целом является ценным историческим источником, прежде всего в условно выделяемой исследователями «исторической» части (Βος κα πολιτεα. 1972. Cap. 41 и далее; Luzzi. 2004. P. 185-188). Особенно следует отметить главы, посвященные контактам Н. М. с еврейской общиной, в частности его встречам со знаменитым врачом и астрономом Шеббетаем Донноло (PMBZ, N 26949; Burgarella. 2013; Βος κα πολιτεα. 1972. Cap. 50-51); главы, повествующие о конфликте Н. М. и «царского судьи Италии и Калабрии» Евпраксия, к-рый по навету недоброжелателей обвинил Н. М. в расхищении имущества жен. мон-ря св. Анастасии (Βος κα πολιτεα. Cap. 53-57); главы о междоусобной войне за наследство кн. Пандульфа I (Ibid. Cap. 79-81). Интересны сведения о деятельности Н. М. по переписыванию рукописей: автор Жития подчеркивает, что Н. М. занимался этим делом каждый день, писал «тонким плотным почерком» и за рабочий день исписывал одну тетрадь (Ibid. Cap. 16), ученик Н. М. Стефан ездил в Россано за пергаменом (Ibid. Cap. 32), сам Н. М. посещал Рим «ради разыскания неких книг» (Ibid. Cap. 19).

http://pravenc.ru/text/2577645.html

261. Ep. lib.II, CXLIII, col.265B. 262. Ep. lib.II, CCXXIX, col.317D320A. 263. Ep. lib.II, CCII, col.305D. 264. " De octo spiritibus malitiae " , cap.XVIII, col.1164A. 265. " Peristeria " , sectio XII, cap.XI, col.961C. 266. Ep. lib.II, LVIII, Aetio monacho, col.225B. 267. Ep. lib.II, LI, col.221C. 268. Ep. lib.III, CCIII, Zoasimo Cigario, col.305D308A. 269. Ep. lib.I, CCCXXVI, Theodoto comiti, col.200D201A. 270. " Capita paraenetica " , c.98, col.1257B. 271. " De volunt. paupertate " , cap.X, col.981D984A. 272. Ep. lib.I, CLXXX, col.152C. 273. " Tract. ad Eulogium " , cap.X, col.1105D. 274. Ep. lib.III, CXXI, Eurycli presbytero, col.440B. 275. " Peristeria " , sectio II, cap.I, col.817B. 276. Ep. lib.III, CCLXVIII, col.517BC. 277. " De oratione " , col.1200A. 278. Ep. lib.III, CCCXIX, col.537C. 279. Ep. lib.III, CCLII, Gerontio monacho, col.508A509A. 280. " De volunt. paupertate " , cap.XXVII, col.1004A. 281. " De oratione " , cap.III, col.1168CD. 282. " De volunt. paupertate " , cap.XXVIII, col.1004B. 283. " De oratione " , cap.XXVIII, col.1173A. 284. См.: Иннокентий, архиепископ. Пострижение в монашество. Вильна, 1899. 285. Взгляд на монашеский постриг как на таинство был весьма распространен в аскетической литературе как до преп. Нила, так и после него. Так, например, блаж. Иероним называет монашеский постриг " вторым крещением " . Сходные мысли мы находим у преп. Феодора Студита, преп. Симеона Нового Богослова, Евстафия Фессалоникийского, блаж. Симеона Фессалоникийского, Иоанна Антиохийского и др. 286. Epism. lib.I, CCXLII, col.172 B. 287. Epist. lib.II, XCI, XCII, Amphilochio monacho, Migne, gr.s., t.LXXIX, col.241BC. 288. Epist. lib.II, XCVI, Philumeno enclisto, col.244B. 289. " De monastica exercitatione " , cap.XX, col.745C. 290. Epist. lib.I, CCXLI, col.172C. 291. " De monastica exercitatione " , cap.XLI, col.769D772A. Мысль о необходимости строгого послушания в монашеской жизни мы находим также у преп. Антония Великого, свт. Василия Великого, преп. Ефрема Сирина, преп. Иоанна Кассиана, преп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и у других аскетов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010