Danielou=Danielou J. The Bible and the Liturgy. Notre Dame, Indiana, 1966. Davies. A Short History=Davies M. A Short History of the Roman Rite. www.geocites.com/Vienna/Strasse/5 861/mhist 1 .com. Davies. Pope John‘s Council=Davies M. Pope John " s Council: Part Two of Liturgical Revolution. Dickinson, 1977. Deshusses=Deshusses J. Les Messes d’Alcuin HArchiv fur Liturgiewissenschaft. XIV. Regensburg, 1972. Devetak=Devetak V. Nedjeljno euharistijsko slavlje. Zagreb, 1974. Devetak. Liturgijsko=Devetak V. Liturgijsko djelatno sudjelovanje USB. 1. 1990. Dix=Dix G. The Shape of Liturgy. London, 197511. Ellard. The Mass in Transition=Ellard G. The Mass in Transition. Milwaukee, 1956. Ellard. The Mass of the Future=Ellard G. The Mass of the Future. Milwaukee, 1948. Erazmo=Erazmo Roterdamski. Pohvala Ludosti. Beograd, 19792. Faivre=Faivre A. Laid и pocecima Crkve. Zagreb, 1988. Fameree=Fameree J. Orthodox Influence on the Roman Catholic Theologian Yves Congar, O.P.: A Sketch IISTVQ. 4. 1995. Fisch=Fisch T. Schmemann’s Theological Contribution to the Liturgical Renewal of the Churches iLiturgy and Folsom=Folsom C. Sacred Signs and Active Participation at Mass: What Do These Actions Mean and Why Are They So Important? 11Adoremus Bulletin. May/june 1998. ID. www.ewtn.com. Fortescue=Fortescue A., O’Connell J.B. The Ceremonies of the Roman Rite Described. Curdridge, 199613. Franklin=Franklin R.W. Nineteenth Century Churches: The History of a New Catholicism in Wurttemberg, England and France. New York-London, 1987. Freeze=Freeze G.L. Counter-Reformation in Russian Orthodoxy: Popular Response to Religious Innovation. 1922–1925. Gelineau. The Commemorative Acclamation=Gelineau J. The Commemorative Acclamation HThe New Georgiadis=Georgiadis H. Eastern Liturgies and the Western Church// A Voice for all Time. Gozier=Gozier A. La somme liturgique de Dom Gueranger a-t-elle ete ecrite? Ou 1’influence de Dom Gueranger sur la ’Mysterienlehre’ de Dom Casel HArchiv fur Liturgiewissenschalf. XIX. 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

434 De dif. essen. et hyp. 1–3; Ad Graec.//GNO. III. 1. P. 20–21; 32; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40–41; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 165; C. Eun. I.1.479.1; II.1.133.5; III.5.43.1; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.20. 438 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 90.31–91.4; cp. C. Eun. I.1.231–232; I.1.276.5–6; II. 1.475.1–4; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 55.13–16; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 133.22–23. 444 См. C. Eun. II.1.166.9–10; II.1.582.6; III.5.57.1; 58.1; 59.3; 60.2–9; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 43.1–20; De beat. VI//PG 44. Col. 1269A. 447 См. C. Eun. I.1.571–573; II.1.149.4–152.3; II.1.353; II.1.476; Ref. conf. Eun. 124.9–125.6; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–10; De beat. VI//PG 44. Col. 1268B– 1269B; In Cant. XI//GNO. VI. P. 334.7–8; 335.1; 339.7–8; De op. hom. 6; См. также Meredith. P. 95. 451 См. C. Eun. II.1.582.4–585.5; 149.6–150.1; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.14–45.1; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 22.4–6; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 15.1. 453 C. Eun. I.1.276.1–277.1; cp. C. Eun. I.1.208.5–9; 234–235; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 92.16–25. 468 См. Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 71.1–11; 85.19–23; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 5.10–14; cp. C. Eun. I.1.499.4–500.3; II.1.14.6–15.6; о незыблемости в Боге Троицы Лиц см. Ad Graec.//GNO. III.1. P. 24.14–24. 470 De op. hom. 5; Or. Cat. 1; Ad Simpl.//GNO. III.1. P. 64.23–65.8; C. Eun. III.6.29.1–6; Ref. conf. Eun. 58.2. 480 См. De dif. essen. et hyp. 2.1–30; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 30.20–32.5; Ad Abl.//GNO. III.1, P. 40.5–23; 54.1–4. 486 См. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 38.13–15; 40.24–41.7; 46.14–16; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 19.15–16; 20.27–21.15; 22.13–24; 26.1–4; 29.9–11; 33.2–5; De dif. essen. et hyp. 4.2–21; 83–87; Ep. 5.9; См. также Cross. 2002. P. 280–281. 490 См. Or. Cat. 1–2; C. Eun. I.1.498.2; II.1.353.9; II.1.356.3; II.1.538.8; III.8.25.5–9; De dif. essen. et hyp. 3.5–12; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40.16–20; 54.2; De or. Dom. III//Oehler. S. 264.54. 491 См. C. Eun. I.1.277.8–278.2; De dif. essen. et hyp. 4.38–44; Ref. conf. Eun. 12.4–13.8; De or. Dom. III//Oehler. S. 262.19–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

4. Test Test 3. Уважаемый Владимир Петрович, Вот, вам ссылка на эту " таинственную " группу молодых лидеров: Находится с полщелчка. 2. Викариатства - историческая норма Церкви К сведению автора статьи: " В Русской Церкви синодальной эпохи викариатствами по преимуществу именовались полусамостоятельные области в составе епархий, находившиеся в ведении викарного епископа, когда он имел резиденцию в городе, которым титуловался, и свою администрацию в этом городе: Люблинское викариатство в составе Варшавской епархии, Читинское - в составе Иркутской епархии; в конце синодальной эпохи существовали такие полусамостоятельные викариатства, как Камчатское, Уральское, Бакинское и Эриванское. В соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. решено было повсеместно ввести полусамостоятельные викариатства (Собор, 1918. Определения. Вып. 3. С. 42), с тем чтобы они впоследствии были преобразованы в самостоятельные епархии, но ввиду гонений, обрушившихся на Церковь после Собора, это постановление было реализовано лишь частично " . http://www.pravenc.ru/text/158442.html 1. Сладкий сон Была у нас история, некий иеромонах, служивший на приходе, не выдержал искушений и принялося чудить: постригся наголо, сбрил бороду, отказался служить. Так представьте, наш владыка (не буду указывать, кто именно, ибо не к славе владыки пишу это) приехал к нему, говорил с ним ласково и утешительно, расспрашивал о всех его болях, и таки вернул его к жизни. Правда случай этот в моей памяти почти что уникальный. Вот и представляю я себе в сладкой дреме, как владыка удмуртский приезжает к упомянутым отцам, просит у них прощения, и молит отказать от поминовения ему, грешному, но сохранить поминовение святейшего патриарха, которому как никогда прежде нужна наша молитвенная помощь. Такие сны только постом и случаются. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 15.03.2023 14.11.2019 22.04.2019 15.03.2019 22.02.2019 Новости Москвы 06.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 Проблемы церковной жизни 04.04.2024 26.03.2024 23.03.2024 13.03.2024 11.03.2024 Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла 03.06.2011 22.04.2011 19.04.2011 13.04.2011 11.04.2011 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/12/...

9309 Cf. Schlier, «Begriff,» 269, who says that the Spirit illuminates the work of Jesus in his glory. In Wis 8:3, Wisdom δοξζει, but the object is her own nobility. 9310 John Chrysostom believed that the Spirit would glorify Jesus by performing greater miracles, as in 14(Hom. Jo. 78). 9313 E.g., 1 En. 1:2; 72:1; 74:2; 75:3; Jub. 32:21; 3 Bar. 1:8; 5:1; 6:1; 4 Ezra 4:1; Rev 1:1; b. Ber. 51a; Ned. 20ab; cf. gnostic traditions in Paraphrase of Shem (NHL 308–28) and Hypsiphrone (NHL 453). It also appears in negative polemic ( Gal 1:8 ; Col 2:18), some of which reflects the Prometheus myth (b. Sabb. 88a; Gen. Rab. 50:9; 68:12; 78:2). 9314 T. Mos. 1:14; 3:12; Sipra Behuq. pq. 8.269.2.15; b. Ned. 38a; Acts 7:38; cf. Isaacs, Spirit, 130. Aelius Aristides claimed that Athena passed on what she received from her Father (37.4–7, in Van der Horst, «Acts,» 57). 9316 Cf., e.g., Diogenes Laertius 6.1.11 (Antisthenes); Achilles Tatius 3.10.4; 1Macc 12:23; T. Job 18(OTP 1:847)/18(ed. Kraft, 40). 9317 Diogenes Laertius 6.2.37 (LCL); cf., e.g., Crates Ep. 26–27 (to the Athenians); Anacharsis Ep. 9:12–14 (to Croesus). In early Christian literature, see, e.g., Sent. Sext. 228. See further the comment on 15:15. 9321 In the Q tradition cf. Matt 11:27; Luke 10:22; for Jesus passing to the disciples what he received from the Father, cf., e.g., Luke 22:29. 9322 Cf., e.g., Holwerda, Spirit, 132. Brown (John, 2:728) divides 16:16–33 into a chiasmus: prediction of a test and subsequent consolation (16:16, 31–33); intervening remarks of disciples (16:17–19,29–30); and promise of blessings to be enjoyed by disciples (16:20–23a, 23b-28). But the structure is too general to be clear, and remarks about a test and consolation appear elsewhere in the section (16:20–21). 9324 Pass, Glory, 233 (cf. also Westcott, John, 231–32; Phillips, «Faith,» 89; Derrett, «Seeing»), tentatively suggests a distinction between the two terms here «behold» (for bodily sight) and «see» (for spiritual vision); in view of Johannine usage, however, the terminological distinction cannot hold (see «vision» in our introduction; also Sanchez Navarro, «Acerca»).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Robbins, «Prefaces»   Robbins, Vernon K. «Prefaces in Greco-Roman Biography and Luke-Acts.» Perspectives in Religious Studies 6, no. 2 (1979): 94–108. Robbins, «Pronouncement Stories»   Robbins, Vernon K. «Classifying Pronouncement Stories in Plutarch " s Parallel Lives? Semeia 20 (1981): 29–52. Robbins, Teacher   Robbins, Vernon K. Jesus the Teacher: A Socio-rhetorical Interpretation of Mark. Minneapolis: Augsburg Fortress, 1992. Robbins, «Test Case»   Robbins, Vernon K. «Socio-rhetorical Criticism: Mary, Elizabeth, and the Magnificat as a Test Case.» Pages 164–209 in The New Literary Criticism and the New Testament. Edited by Edgar V. McKnight and Elizabeth Struthers Malbon. Valley Forge, Pa.: Trinity Press International, 1994; Sheffield: JSOT Press, 1994. Roberge, «Composition»   Roberge, Miche1. «La composition de Jean 6,22–59 dans l " exégèse récente.» Laval théologique et philosophique 40 (1984): 91–123. Robert, «Malentendu»   Robert, René. «Le malentendu sur le nom divin au chapitre VIII du quatrième évangile.» Revue thomiste 88 (1988): 278–87. Robert, «Mot»   Robert, René. «Le mot final du prologue johannique: A propos d " un article récent.» Revue thomiste 89 (1989): 279–88. Robert, «Précédent»   Robert, René. «Un précédent platonicien à l " équivoque de Jean 1,18.» Revue thomiste 90 (1990): 634–39. Robert, «Solution»   Robert, René. «Une solution pour Jean, I, 16: Kai charin anti charitos.» Revue thomiste 84 (1984): 243–51. (NTA 29:31). Robert, «Suaire»   Robert, René. «Du suaire de Lazare à celui de Jésus: Jean XI,44 et XX,7.» Revue thomiste 88 (1988): 410–20. Roberts, Fragment   Roberts, C. H. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospe1. Manchester: Manchester University Press, 1935. Roberts, ««Only Begotten»»   Roberts, R. L. «The Rendering " Only Begotten» in John 3:16 .» Restoration Quarterly 16 (1973): 2–22. Robertson, Luke   Robertson, A. T. Luke the Historian in the Light of Research. New York: Scribner, 1923. Robertson and Plummer, Corinthians Robertson, Archibald, and Alfred Plummer. A Critical and Exegetical Commentary on the First Epistle of St Paul to the Corinthians. 2d ed. International Critical Commentary. Edinburgh: T&T Clark, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

The most critical element of the setting, however, is the behavior of the crowds in 6:2. That they «follow» him (6:2) suggests the language of discipleship, though the narrative concludes by reinforcing a critical motif in Johannine soteriology: it is not those who begin to follow Jesus, but those who persevere who remain his disciples (6:60–71). Their initial faith is not fully adequate, for it is merely «signs-faith» (cf. comment on 2:23–24), based on his healings of the sick (6:2) similar to the examples John provides in 4:46–53 and 5:1–9. The rest of the narrative indicates that these would-be disciples never move beyond signs-faith, never moving from seeking what Jesus could do for them to what they could do for him (6:14,26, 30). Nevertheless, Jesus «lifting his eyes» and seeing the crowds (6:4) may recall 4:35: Jesus beholds a potential harvest (παρω occurs with «eyes» elsewhere in John only in 17:1). 2. The Human Solutions (6:5–9) As the discourse will point out, the flesh can accomplish nothing; only the Spirit can give life (6:63). Mere human power was inadequate to feed such a crowd. Although John later informs us that Judas held the money bag (12:6; 13:29), Jesus directs his question to Philip (6:5), perhaps testing one of those who has already made a profession of faith in him (1:43–46; 6:6). Jesus» signs in the Gospel test the response of those who witness them, and here Jesus tests the faith of his disciples in advance. 5979 It appears that other teachers also entrusted disciples with the funds to provide for their academy. 5980 More to the point in this instance, people also sometimes tested the genuineness of others» resolve or understanding; 5981 teachers likewise sometimes put questions to their disciples purely to test them. 5982 In the larger context of John " s Christology, an experienced reader of the Gospel might even recall God testing his people in the same way (e.g., Gen 22:1 ; Exod 15:25; 16:4; 20:20; Deut 13:3 ; Judg 2:22–3:1; 7:4; 2 Chr 32:31; Jer 17:10; 20:12 ). Jesus here tests his disciples» faith, to prepare them for larger tests to come (6:67–71). 5983

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Мерило праведности. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. В «Апокалипсисе Павла» из б-ки Наг-Хаммади (II - нач. III в.) обычные для егип. религии привратники, охраняющие врата загробного царства, получили специфическое название «сборщики податей»; они задерживают души на пути их восхождения на небо. В апокрифе описывается восхождение ап. Павла на 10-е небо. Каждое небо отделено от другого вратами, при которых стоят привратники-мытари. Эти привратники испытывают проходящих и в случае, если души оказываются недостойны, возвращают их обратно на землю для реинкарнации: «...я видел в четвертом небе... ангелов, имеющих сходство с богами, ангелов, приносящих душу из земли мертвых. Они поместили ее в ворота четвертых небес. И ангелы хлестали ее. Душа говорила: «Какой это был грех, что я совершила в мире?» Сборщик платы (копт. telwnhs ), кто пребывает на четвертых небесах, ответил, говоря, «Не было [у тебя] права совершать все беззакония, что ты совершила в мире мертвых». Душа ответила, говоря, «Приведите свидетелей! Позвольте им показать вам, какие беззакония совершила я в теле. Вы принесете книгу, чтобы читать из [нее]»». Во время произнесения свидетельств и обличения беззаконий души она «печально смотрела вниз». Затем она была свергнута с неба и «вошла в тело, которое было приготовлено для этого» (The Apocalypse of Paul. 20. 4 - 21. 20//NHS. 1979. Vol. 11. P. 55-57). Сцена истязания души на 4-м небе имеет близкие параллели в иудейской апокалиптической лит-ре, особенно в «Завещании Авраама» (см. в ст. Завещания Апокрифические ). Авраам возносится арх. Михаилом к вратам небесным, «чтобы посмотрел он там на суды и воздаяние» (Test. Abraham. 10 (пространная версия)). Здесь производится 1-й суд над душами грешников. Авель, сын Адама, зачитывает грехи и добродетели каждой души из книги, лежащей перед ним на сияющем престоле. Справа и слева от Авеля стоят 2 ангела и ведут запись добродетелей и грехов; тот, что справа, записывает добродетели, тот, что слева,- грехи. Здесь же стоят архангел с весами, на которых взвешиваются грехи и добрые дела, а также архангел с огнем в руках, к-рым испытываются людские дела, «и если чье дело сгорает в огне, тотчас хватает того человека ангел и от суда уносит его в место наказания грешников, горше которого нет». Если же человек выдерживает испытание огнем, то «берет его ангел праведности и относит ко спасению, в удел праведников» (Test. Abraham. 13 (пространная версия)).

http://pravenc.ru/text/2564534.html

881 Reuss, Geschichte der heil. Schriften N. Test., I, p. 175 (5 th ed., 1874). См. также Reuss, Histoire Evangelique, Paris, 1876 (Nouveau Testament, I partie). 883 Gesch., I, р. 175. Те же цифры приводит архиепископ Томсон в Speaker " s Com. New Test., vol. I, p. viii. 884 См. список литературы. Д–р Эдвин А. Эбботт из Лондона в своей статье «Евангелия» из Британской энциклопедии упоминает эту работу и приводит из нее один пример (правда, набранный только черным шрифтом). На основании исследований Рашбрука Эбботт приходит к выводу о приоритете Марка, у которого, по его мнению, черпают свои сведения Матфей и Лука. В качестве примера он приводит притчу о виноградаре, Мф. 21:33–44 ; Лк. 20:9–18 ; Мк. 12:1–11 . 885 Мне помогал сын. Оценка учитывает только корни слов и не включает в себя никакие грамматические формы (спряжения глаголов и склонения существительных). Результат не абсолютен, но близок к истине. 886 В том числе 172 слова из спорного отрывка, Мк. 16:9–20 (Уэсткотт и Хорт поставили этот отрывок в скобки, а в некоторых переводах он вынесен на поля). Без них общее количество слов у Марка составляет 10.986, а общее количество слов у всех синоптиков – 48.417. Общее же число слов в Revised Version гораздо больше, но оно не влияет на доказательство. Я просто приведу подсчеты преп. Руфуса Венделла для издания 1881 года: Матфея – 23.407 слов, Марка – 14.854 слова, Луки – 25.654 слова, Иоанна – 19.007 слов. 887 Немецкие ученые придумали удобные названия для этих многочисленных гипотез: Benutzungshypothese (гипотеза «заимствования»), Urevangeliumshypothese, Traditionshypothese, Tendenzhypothese, Combinationshypothese, Diegesentheorie, Markushypothese, Urmarkushypothese и т. д. См. Примечания ниже. 888 Климент Александрийский не является исключением, поскольку он утверждает лишь то, что сначала были написаны евангелия, в которых есть родословия (Матфея и Луки), затем – Евангелие от Марка, а последним – Евангелие от Иоанна (Евсевий, «Церковная история», VI. 14). 889 Так полагают Вайсе, Эвальд, Реусс, Ритчль, Тирш, Плитт, Майер, Хольцман, Вейцсакер, Мэнгольд, Годе, Вайсе. См. толкование Майера на евангелия Матфея (с. 34, 6–е изд.) и Луки (с. 238, 6–е изд., 1878). На обратном настаивают только сторонники «гипотезы о тенденциях» из Тюбингена – по сути, они вынуждены так поступать, чтобы обосновать свою позднюю датировку Евангелия от Луки. Но когда бы, по их мнению, ни писал Лука, во втором веке или в самом конце первого, он не мог не быть знаком с Евангелием от Матфея. Однако независимость Луки сама по себе подтверждает раннюю датировку его евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

О числе даров Духа (2 или 7, на основании разночтений MT и LXX) см.: Buchheit. 1990; Gryson. 1990. V. Пророчество о Предтече Мессии (Ис 40. 3-5). Евангелисты цитируют эти стихи как указание на Иоанна Предтечу (ср.: Iren. Adv. haer. III 10. 6), миссия к-рого во исполнение пророчества Исаии завершает чреду закона и пророков (ср.: Лк 16. 16). Наполнить ущелья, сравнять горы - значит, говоря словами Тертуллиана, сменить бремя закона на евангельскую свободу (ср.: Tertull. Adv. Marcion. IV 33. 9; V 3. 8). Иногда эти образы получают иное толкование. Так, для Феодорита долины, к-рые должны наполниться,- это души неверующих, а горы - бесы ( Theodoret. In Is. 40. 4). VI. Песни Раба Господня цитируются в НЗ, где Иисус Христос в свете Его крестных страданий узнан как предсказанный в этих гимнах (а именно в 4-м) Праведник, преданный на смерть. В то же время христианские толкователи часто видят в этих гимнах предсказания и отдельных событий служения Христа. Такая христологическая интерпретация гимнов объясняет редкое использование этих текстов в раввинистической традиции первых веков, где образ Раба Господня (уже у LXX) толковался как символ иудейского народа ( Grelot. 1981. P. 184-186). Первый гимн (Ис 42. 1-7). Уже свт. Киприан Карфагенский выделяет в этом гимне пророчество об «уничижении Христа» (humilitas Christi; стихи 2-4; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 13) и указание на Его миссию просвещения и спасения (Ис 42. 6-8; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 7). Обе темы присутствуют и у др. толкователей, рассматривавших этот гимн, напр. в «Диалоге» мч. Иустина и особенно часто у Тертуллиана в полемике с Маркионом, в которой он подчеркивает, что Христос был светом спасения для всех народов. В толковании на 2-ю песнь Раба Господня (Ис 49. 1-9) раннехрист. авторы особое внимание обращали на ст. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли», на к-рый ссылаются апостолы Павел и Варнава в решающий момент их проповеди (Деян 13. 47). Этот стих цитируется также в Послании Варнавы, мч. Иустином в «Диалоге с Трифоном Иудеем», сщмч. Иринеем в «Доказательстве апостольской проповеди», свт. Киприаном в «Книге о единстве Церкви» и особенно часто Тертуллианом (в соч. «Против Маркиона» 8 из 10 цитат из И. п. к., часто в сокращенном виде). Ориген в Комментарии на Евангелие от Иоанна ссылается на него ок. 10 раз, цитирует, однако, преимущественно ст. 2, мало привлекаемый предшественниками («и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня»). После Оригена христологические толкования образов стрелы и колчана встречаются у мн. авторов - от Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима до свт. Кирилла Александрийского и Феодорита.

http://pravenc.ru/text/674802.html

В раннем апологетическом трактате «О суете идолов» К. излагает учение о Христе и о дарованном через Него спасении. Вначале благодать у Бога имели иудеи, к-рые жили праведно и соблюдали религ. уставы. Поэтому их царство достигло высшего расцвета, а народ - могущества. Однако иудеи стали пренебрегать волей Божией, проявлять непослушание и гордиться верой праотцев; и поскольку они презрели божественные заповеди, то утратили дарованную им благодать. Между тем Бог еще раньше предвозвестил, что на закате века, при приближении конца мира, «Он соберет Себе из всякого племени, народа и места более верных и покорных почитателей», которые унаследуют утраченную иудеями милость (indulgentia). «Распорядителем благодати и Наставником истинного учения посылается Слово и Сын Божий, Просветитель и Учитель рода человеческого, предвозвещенный всеми пророками». Он вселяется в Св. Деву и облекается плотью. Так Бог теснейшим образом соединяется (miscetur) с человеком. Термин «misceri» (смешиваться) у К., так же как и у Тертуллиана, не предполагает слияния природ и утраты изначальных свойств. Сщмч. Киприан Карфагенский. Мозаика из ц. Сан-Чиприано в Мурано, Венеция. XIII в. (ц. Фриденскирхе, Потсдам) Сщмч. Киприан Карфагенский. Мозаика из ц. Сан-Чиприано в Мурано, Венеция. XIII в. (ц. Фриденскирхе, Потсдам) Сын Божий облекается в человека, чтобы привести его к Отцу (De idol. vanit. 10-11; ср.: Test. adv. Jud. I 1-3, 7, 10, 12-14, 19-23; II 2, 6-7, 8-10). Для спасения человека от греха и смерти Сам Бог и Господь сошел с небесной высоты на землю и, будучи лично безгрешным (Ep. 58. 6), не возгнушался понести чужие грехи; отложив Свое бессмертие, Он благоволил стать смертным, чтобы, будучи невинным, претерпеть смерть для спасения виновных (De bono patient. 6). К. учил о едином Лице и двух природах Христа. Хотя Сын Божий существовал изначально, Ему предстояло еще родиться по плоти (Test. adv. Jud. II 8). Как Посредник между людьми и Богом Отцом Христос есть одновременно и человек, и Бог, состоящий из двух природ (ex utroque genere concretus - Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010