В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) названы те же функции Д., что и в «Дидаскалии апостолов»: помощь при крещении женщин (Const. Ap. III 2. 15-16), преподание лобзания мира жен. части общины во время литургии (согласно «Апостольским постановлениям», лобзание мира совершалось отдельно мужчинами и женщинами; лишь в конце диакон целовал Д. в знак всеобщего единства) и поддержание порядка в жен. части храма во время службы (Const. Ap. II 7. 57-58), передача любых исходящих от женщин просьб епископу и сопровождение их при визитах к нему (Const. Ap. II 4. 26), распределение пожертвований среди нуждающихся женщин (Const. Ap. III 1. 14). В «Апостольских постановлениях» приведены предъявляемые Д. нравственные требования (Const. Ap. III 1. 15; 3. 2. 19), а также молитва на поставление Д. (Const. Ap. VIII 20). Т. о., согласно этому памятнику, служение Д. было сходным со служением диаконов, но было обращено исключительно к жен. части общины и не имело сакраментального выражения во время общественного богослужения. Св. Олимпиада Константинопольская. Икона. Нач. XXI в. Св. Олимпиада Константинопольская. Икона. Нач. XXI в. Согласно «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), такие же обязанности выполняли вдовицы, поставлявшиеся через избрание и возложение рук с молитвой (Test. Dom. 1. 23; 1. 40-41; 2. 8); впрочем, здесь упоминаются и Д., о поставлении к-рых ничего не говорится и к-рые во время литургии лишь следят за дверями храма; причащаются эти Д. вместе с мирянами (в отличие от вдовиц, причащающихся сразу после диаконов), а из их особых служений упоминается только обязанность носить Св. Дары по домам для причащения беременных женщин, к-рые не могут самостоятельно прийти на литургию (Test. Dom. 1. 19; 2. 20). Кроме этого памятника, а также сир. Номоканона Бар Эбрея (7. 7) участие Д. в преподании Св. Таин верующим, не имеющим возможности прийти в храм, упоминается в написанном между 877 и 886 гг. послании патриарха К-польского свт. Фотия к еп. Калабрийскому Льву ( Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et amphilochia/Ed. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1983. Vol. 1. P. 166), где говорится о том, что Д. относили Св. Дары христианам, находившимся в плену у арабов.

http://pravenc.ru/text/171915.html

Бог сотворил мир в шесть дней (Test. adv. Jud., 1.20) из ничего (ex nihilo fecit); так возник и род человеческий (De exhort, martyr., 11; ср. 2 Макк.7:27–29). Тело человека было взято из земли, а дух – с Неба; так что человек одновременно есть земля и небо (De orat. Dom., 16) 739 . Он был создан по образу Божию (hominem ad imaginem Dei factum, De bon. pat., 19; De zel. et liv., 4), однако свт. Киприан не раскрывает содержание этого понятия 740 . Бог создал человека в отличие от остальных животных прямым (rectus), с возвышенным станом и лицом, направленным к небу и к своему Господу 741 ; поэтому само строение человека естественным образом направляет его к поиску и познанию Бога 742 . Но еще выше тела в человеке его дух (animus). Поэтому, чтобы человеку познать Бога, ему следует сначала познать самого себя, увидеть в себе высшее духовное начало и придать своему духу такое направление, которое соответствовало бы положению его лица и тела (Ad Demetr., 16) 743 . В первоначальном состоянии человек обладал не только образом Божиим, но и подобием Божиим (similitudo divina), которое проявлялось в различных добродетелях (in virtutibus, De bon. pat., 5) 744 . Однако человек утратил это подобие через грех (peccato perdiderat, ibid., 5), который он совершил по нетерпению, поскольку не смог удержаться от вкушения смертоносной пищи вопреки Божественной заповеди; так он подвергся смерти 745 и не сохранил полученную от Бога благодать (ibid., 19) 746 . Вследствие первого преступления заповеди (in illa prima transgressione praecepti) телесная крепость человека (firmitas corporis) исчезла вместе с бессмертием, а вместе со смертью возникла телесная немощь (infirmitas, De bon. pat., 17). Впрочем, человек впал в грех не первым: прежде него, в самом начале мира (inter initia mundi), отпал от Бога один из сотворенных духов – диавол (ср. ruina diaboli, Ad Demetr., 16). Украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, диавол, увидев, что человек создан по образу Божию, возревновал и предался враждебной зависти 747 к человеку; так он погубил и себя, и человека; и сам потерял ангельское величие, и у человека отнял дар бессмертия (De zel. et liv., 4 748 ; De bon. pat., 19) 749 . В результате грехопадения Адама 750 в человеческое бытие вошел грех , так что никто теперь не может быть невинным (inculpatus, innocens nemo sit) и безгрешным (nemo esse sine peccato potest, De op. et eleem., 3; De orat. Dom., 6). Человек по самому своему плотскому происхождению от Адама с самого рождения воспринимает смертную скверну (Ер. 59.5) 751 · Между телом и духом человека возникла непрестанная борьба (inter carnem et spiritum colluctatio), так что мы не делаем того, чего хотим: в то время как дух ищет небесного и Божественного, тело устремляется желанием земного и мирского (De orat. Dom., 16). Дух человека встал пред необходимостью постоянно бороться с телесной немощью и слабостью (De bon. pat., 17) 752 . 4. Сотериология и христология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Carth. Test. adv. Jud. 1. 11, 13 (Иер 31. 31-34; 30. 8-9)). Во 2-й книге пророчества Иеремии служат доказательствами того, что Иисус был истинным Мессией. Приводятся места, уже традиционно понимаемые христологически: пророк говорил о двух природах во Христе ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 10 (Et homo est, et quis cognoscet eum? - Иер 17. 9)); в Иер 11. 18-19 - о Христе как о Непорочном Агнце и Его распятии ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 15, 20). У Киприана впервые в раннехрист. лит-ре встречается христологическое толкование Иер 15. 9 как пророчества о тьме, наступившей в момент распятия Христа (Ibid. 2. 23), в Иер 7. 34 или Иер 16. 9 есть указания на Христа (жениха) и Его Церковь (невесту). Киприан часто использует текст 23-й гл. И. п. к. о негодных пастырях и лжепророках ( Cypr. Carth. De unit. Eccl. 11; 23. 16-17; Ep. 43. 5 (Иер 23. 21-22, 26-27); Cypr. Carth. De orat. Dom. 4; De lapsis. 27 (Иер 23. 23-24), цитирует слова пророка о поставлении Богом новых пастырей ( Cypr. Carth. Ep. 4. 1; De habitu virginum. 1 (Иер 3. 15)), о «водоемах разбитых» и об источниках ( Cypr. Carth. De unit. Eccl. 11 (Иер 2. 13; 23. 21-22)). Дважды приводится Иер 11. 14 (запрет пророку ходатайствовать о народе - Cypr. Carth. De lapsis. 19). В Ep. 73. 6 слова о «воде обманчивой и неверной» (aqua mendax et perfida) из Иер 15. 18 понимаются как указание на воду крещения еретиков. Ориген рассматривал И. п. к. наряду с Посланием Иеремии и Плачем Иеремии как единую книгу, принадлежащую к евр. канону. Как и др. евр. пророки (Исаия, Иезекииль, Моисей, ветхозаветные патриархи), Иеремия, согласно Оригену, пророчествовал о Христе ( Orig. In Ezech. hom. 8. 2; In Ioan. comm. 20. 42; Contr. Cels. 7. 7). Чаще других цитируются главы 1-25, а также Иер 31. К излюбленным у Оригена относится Иер 1. 5 (о призвании пророка еще в утробе матери), к-рое вместе с др. местами рассматривается им в качестве основания для учения о предсуществовании душ ( Orig. De princip. I 7. 4; III 3. 5; In Ioan. comm. 13. 49).

http://pravenc.ru/text/293622.html

1007       См. также: Dom Alphonse Guépin. Solesmes et Dom Guéranger. Le Mans, 1876; Dom Delatte. Dom Guéranger, abbé de Solesmes. 2 vols. P.; Tours, 1902 (repr.: Solesmes, 1981); The Spirit of Solesmes: The Christian Life in the Works of Dom Prosper Gueranger, Abesse Cecile Bryere, Dom Paul Delatte/M.D. Toath (ed.). S.I., s.a.; Dom Louis Soltner. Solesmes et Dom Guranger. Solesmes, 1974; Dom Guy-Marie Oury. Dom Guéranger, moine au cceur de l’Église. Solesmes, 2001; Dom Prosper Guéranger. Mémoires autobiographiques. Solesmes, 2004. 1008       Schott A. Leben und Wirken des hochwürdigsten Herrn Dr. Maurus Wolter, Erzabtes von Beuron. STGT., 1891. 1009       Rousseau O. Histoire du mouvement liturgique: Esquisse histoirique depuis le début du XIX siècle jusqu’au pontificat de Pie X. P., 1945; Idem. The Progress of Liturgie. S. 1., 1951; Srawley J.H. The Liturgical Movement: Its Origin and Growth. L., 1954. См. также: Shepherd M.H. The Living Liturgy. N.Y., 1946. 1010       См. также: Beauduin L. Liturgy the Life of the Church. Collegeville, 1926. Дом Бодюэн основал ряд литургических изданий: La vie liturgique (1909), Missel Dominical (1914), Questions liturgiques et paroissiales (1911), Irenicon (1926). Манифестом популярного литургического движения считается его сочинение La piété de l’Église («Благочестие Церкви»; 1914). He имея специального богословского образования, о. Бодюэн высказывал множество провокативных суждений (в том числе и будучи с 1921 г. преподавателем Института св. Ансельма в Риме), за что в 1931 г. был осужден церковным судом в Риме и изгнан из монастыря, куда ему было разрешено вернуться только в 1950 г. Бодюэна привлекала литургическая жизнь Восточных Церквей, в связи с чем основанный им монастырь рассматривался им как предпосылка возобновления единства между Католической и Православной Церквами. 1011       Herwegen I. The Liturgy: A Pattern of Life//Orate Fratres. 1932. Vol. 6; Idem. Liturgy and Preaching//Ibid. 1932. Vol. 7. 1012       Capelle B. Travaux liturgiques de doctrine et d’histoire. 3 vols./Centre liturgique. Abbaye du Mont César (Louvain), 1955–1962; Idem. Pour une meilleure intelligence de la Messe. P., 1946 (2e éd., rev. et augm.: Louvain, 1955; англ. пер.: A new light on the Mass. Dublin; L., 1951, 2nd ed. – 1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Some skeptics are suspicious of the fact that no carbon-14 test has been permitted which would conclusively date the linen to within 300 years of its origin. Here it should be pointed out that apart from any such test, textile authorities--on the basis of extensive research and laboratory tests--agree that the linen with its distinctive herringbone weave can be reliably dated from the 1st to3rd century and comes from the Middle East. Their findings are supported by those of Swiss criminologist and pollen expert Max Frei who has discovered on the Shroud spores of plants native to the Holy Land. Those who feel this evidence is still not strong enough will be interested to know that as this is being written Pope John-Paul has given permission for the long-desired carbon 14 test, now that advanced techniques enable the test to be performed using the tiniest portion of fabric. Obviously, Church authorities are prepared to accept the fact that in the unlikely event that the test contradicts those already performed, and the linen is dated after 300 AD, it will be completely discredited as the Burial Shroud of the Lord. If, as is expected by scientists, the carbon-l3 test simply confirms the assertion of the textile experts, skeptics will have to find another argument. Science Concludes A precise refutation of forgery charges is provided by a statement released to the press by the American experts at their final meeting: " The scientific consensus is that the image was produced by something which resulted in oxidation, dehydration and conjugation of the polysaccharide structure of the micro-fibrils of the linen itself. Such change can be duplicated in the laboratory by certain chemical and physical processes .... However, there are no chemical or physical methods which can account for the totality of the image, nor can any combination of physical, chemical, biological and medical circumstances explain the image adequately... " We can conclude for now that the Shroud image is that of a real human form of a scourged, crucified man.

http://pravoslavie.ru/81330.html

б) названия иудейских религиозных книг: русск .: Тора, Талмуд; укр .: Тора, Талмуд; польск .: Tora, Talmud; в) названия исламских религиозных книг: русск .: Коран; укр .: Коран; польск .: Koran; 2) названия документов, грамот, религиозных уставов, сборников правил: русск .: типик, клировые ведомости, епитрахильная грамота, соборное послание, Церковный Устав; укр .: типик, biдoмocmi, enimpaxiльhaя грамота, соборне послання, Церковний Статут. 13 . Названия религиозных искусств, произведений искусств, художественных произведений, религиозно-обрядовых театрализованных представлений : 1) названия религиозных искусств: русск .: иконология, образотворение; укр .: ikohoлoriя, образотворення; польск .: malarstwo ikon, ikonografia, sztuka sakralna; 2) названия произведений искусств, языковых памятников, деклараций, законов, благотворительных акций, военных операций: русск .: Кодекс канонического права; укр .: Кодекс каноничного права; польск .: Bogurodzica, Kodeks prawa Kanonicznego; 3) названия религиозных художественных произведений (книг, работ, статей, стихотворений, песенок, песен, фильмов, театральных постановок), названия их разделов: русск .: укр .: Глopiя; польск .: hymn koscielny Gloria; 4) названия религиозно-обрядовых театрализованных представлений: русск .: вертеп, раек, мистерия; укр .: вертеп, райок, мicmepiя; польск .: misterium, zlobek, jaselka. 12 . Названия религиозных и культовых сооружений и их частей : 1 . Названия христианских религиозных сооружений; 1) названия христианских построек-предтеч: русск .: базилика, катакомбы, крипта, кубикулы скиния; укр .: ckuhiя, катакомби, крипта, kyбikyлa, бaзuлika; польск .: bazylia, katakumby krypta, kubikula; 2) названия православных религиозных сооружений: русск .: дом Божий, дом Бога, святой дом, дом Господень, дом веры, дом хлеба, иклисия, придел, храмина, церковь , церквушка, церквушка, храм; укр .: церква, церков, цepkibця, церковка, церковця, церковиця, церквичка, церквиця, храм, храмина, храминка, ikлiciя, npuдiл, дiм Божий, дiм Бога, святий дiм, Господнгй дiм, дiм bipu, дiм xлiбa; польск .: kosciyl, kaplica, dom Bozy swiety dom, dom, dom wiary, dom chleba;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

But in order to properly refute McCrone's theory, they would have to account for the presence of so much iron oxide and the few particles of pigments which had been found. This puzzle was finally cracked by the scientific sleuth work of Dr. John Holler and colleague, Prof. Alan Adler. The first clue came when a comparison of samples from the image and non-image areas showed virtually no difference in the concentration of iron-oxide particles, which was significantly higher only in the " blood " image areas. Closer inspection also showed that the iron oxide was found inside the fibril walls, and not on the surface. This evidence led them to the discovery that the iron oxide was purely the result of a chemical change that takes place in the manufacture of linen, coupled with the effect of heat from the fire of 1532. The experts were able to successfully duplicate this process in the laboratory. McCrone claimed emphatically that the " blood” was quite obviously paint: it was too red to be genuine blood and furthermore, in his test for birefringence, the particles were shown to be of a crystalline structure which is characteristic of iron oxide but not of blood. This puzzled Hellerand Adler whose tests with micro-spectrophotometry had given definite proof for hemoglobin. The discrepancy in the chemists' findings was finally explained by the fact that McCrone had carried out his test for birefringence through the optically active Mylar sticky tape holding the samples onto the glass slides. When the particles were separated from the tape, the test for birefringence proved negative. Later, a renowned Italian pathologist determined more specifically that it was truly " human blood, of the AB blood group. " Still another clinical test revealed the presence of a great amount of bilirubin in the blood, " far more than would be expected in a normally healthy human being. The only possible interpretation was that at the time of his death the man of the Shroud must have been severely, horribly jaundiced, with huge quantities of bile pigments present in his   bloodstream.

http://pravoslavie.ru/81330.html

“ What is latent tuberculosis?” “ At least 50% of the population is infected with tuberculosis bacteria in Russia. They are carriers of latent tuberculosis infection. When these people had contact with a patient with tuberculosis, the immunity coped with this, but nevertheless, the so-called tuberculosis bacillus or Koch’s bacillus remained in the body. It slumbers in the form of the so-called L-forms – that is, it is neither alive nor dead, with the ability to reproduce. When there is some kind of stress in the body, it wakes up and begins to multiply intensively, thereby causing active tuberculosis. In the first two years after the initial infection, the risk of this latent infection turning into an overt disease is greatest, which is why doctors insist on regular diagnostics in children.” “ How is latent tuberculosis detected?” “ It is detected using the Mantoux test, diaskin test and other studies.” “ Can people with latent tuberculosis infect others?” “ This is a typical delusion. Latent TB infection is not a disease. In this case, a person is a carrier, but he is healthy and cannot be contagious. But in order to prevent this infection from becoming an overt disease, we prescribe preventive treatment, which is aimed at destroying the dormant bacteria.” “ The Mantoux test is usually done for children, and fluorography test is for adults only once a year. Why is it so?” “ The reason is that it is rather useless to do immunological tests for adults in a country with a high prevalence of latent infection. Good screening should not be total, but purposeful. It is important to identify the infection and carry out prophylaxis for children and vulnerable groups. Vulnerable groups are, first of all, patients with HIV infection, they need to have immunological tests and fluorography or x-rays done every year. Likewise, these are patients who take drugs that cause a decrease in immunity, patients with diabetes mellitus, and other risk groups, including both social and medical.”

http://pravmir.com/risk-of-tuberculosis-...

Христ. храм, согласно «З. И. Х.», имеет 3 входа - во образ Пресв. Троицы. Справа находится пастофорий, в к-рый приносятся необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино, там же расположен баптистерий. В храме имеется помещение для оглашенных и заклинаемых от нечистых духов, находясь в к-ром они могут слушать чтение и пение библейских песней и псалмов. Кафедра епископа обращена к востоку и находится на возвышении (на 3 ступенях), слева и справа к нему примыкают сиденья для пресвитеров (ср. ст. Вима ). В храме устроено 2 портика - для мужчин и для женщин. Алтарь имеет завесу . Особое место выделено для записи имен приносящих дары и тех, за кого приносят. Вблизи алтаря находится место для чтения Свящ. Писания. Кроме того, в храме выделены особые помещения для епископа, пресвитеров, диаконов и вдов. Диакониссы располагаются вблизи дверей храма. Рядом с храмом находится помещение для приема странников. Об освящении храма ничего не говорится. Клир согласно «З. И. Х.», составляют епископ, пресвитеры, диаконы (также упом. протодиакон - Test. Dom. 1. 19, 34), вдовы, иподиаконы, чтецы, диакониссы, дидаскалы, девы и отроки, к-рые поют в церкви. Кроме того, особое положение в церкви занимают исповедники и те, кто имеют духовные дары (на них не возлагаются руки для посвящения). Молитвы рукоположения во епископа, пресвитера и диакона из «З. И. Х.», значительно расширенные по сравнению с молитвами из «Апостольского предания», сохранились также в составе древних грузинских рукописей Архиератикона, что доказывает их практический, а не лит. характер (см.: Пентковский. 2002; Кекелидзе К. С., прот. Древнегруз. Архиератикон. Тифлис, 1912. С. 122.3-128.6, 112.1-114.12, 103.11-106.8; он же. Литургические груз. памятники. С. 28-29). Особенностью «З. И. Х.» является обязательный период поста для новохиротонисаных епископа и пресвитера. Чины Крещения и Миропомазания в основных элементах повторяют чины, описанные в «Апостольском предании». Но в отличие от него в «З. И. Х.» приводятся также особые молитвы над оглашаемыми в период их обучения (вероятно, по окончании огласительной беседы), произносимые с руковозложением епископом или пресвитером, и пространная формула экзорцизма, к-рая читается епископом над оглашаемыми перед самым Крещением (Test. Dom. 2. 7). К чину отречения от сатаны в «З. И. Х.» добавлен чин сочетания с Богом-Троицей (Ibid. 2. 8). Совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/182427.html

Согласно другому литургико-каноническому памятнику, «Завещанию [или Завету] Господа нашего Иисуса Христа» (V век), ровно те же обязанности предписано выполнять вдовицам, поставлявшимся через избрание и возложение рук с молитвой (Test. Dom. 1. 23; 1. 40–41; 2. 8). Впрочем, в «Завете…» упоминаются и диакониссы, о поставлении которых ничего не говорится и которые во время литургии лишь следят за дверями храма; причащаются эти диакониссы вместе с мирянами (в отличие от вдовиц, причащающихся сразу после диаконов), а из их особых служений упоминается только обязанность носить Святые Дары по домам для причащения беременных женщин, которые не могут самостоятельно прийти на литургию (Test. Dom. 1. 19; 2. 20). Кроме этого памятника, а также сирийского Номоканона Бар Эбрея (7. 7) участие диаконисс в преподании Святых Таин верующим, не имеющим возможности прийти в храм, упоминается в написанном между 877 и 886 годами послании патриарха Константинопольского свт. Фотия к еп. Калабрийскому Льву ( Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et amphilochia/Ed. B. Laour das, L. G. Westerink. Lpz., 1983. Vol. 1. P. 166), где говорится о том, что диакониссы относили Святые Дары христианам, находившимся в плену у арабов. В конце IV века свт. Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над му жем»» ( Epiph . Adv. haer. 79. 3).

http://pravmir.ru/diakonissa/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010