Noret; Supplementum, edd. M. Geerard, J. Noret, J. Desmet (CC), Turnhout 1974–2003. CSCO=Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium CSEL=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum CSHB=Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae DACL=Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie Dmitr I–III=A.A. Dmitrievskij, Onucauie литургическихъ рукописей хранящихся въ библиотекахъ православнаго Востока, I, Tupikav, Kiev 1899; II, Eujcolovgia, Kiev 1901; III, Tupikav, Petrograd 1917 (Hildesheim 1965). DOP=Dumbarton Oaks Papers DOS=Dumbarton Oaks Studies EEBS=ΔEpethri;» ÔEtairiva» Buzantinw’n Spoudw’n EL=Ephemerides Liturgicae EO=Ecclesia Orans GCS=Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrunderte Goar=J. Goar, Eujcolovgion sive Rituale Graecorum , Venezia 1730 2 (Graz 1960). GRBS=Greek, Roman and Byzantine Studies JAC=Jahrbuch für Antike und Christentum JLW=Jahrbuch für Liturgiewissenschaft JÖB=Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik JThF=Jerusalemer Theologisches Forum JThS=Journal of Theological Studies LEW=F.E. Brightman, Liturgies Eastern and Western, vol. I: Eastern Liturgies, Oxford 1896 (1968). LQ=Liturgiewissenschaftliche Quellen LQF=Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen LTK=Lexikon für Theologie und Kirche MMB=Monumenta Musicae Byzantinae Mus=Le Muséon NPNF=A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. Ph. Schaff, Grand Rapids Michigan, series 2, 1952–OC=Oriens Christianus OCA=Orientalia Christiana Analecta OCh=Orientalia Christiana OCP=Orientalia Christiana Periodica ODB=The Oxford Dictionary of Byzantium, edd. A. Kazhdan et alii, 3 voll., New York/Oxford 1991. OKS=Ostkirchliche Studien OLA=Orientalia Lovaniensia Analecta OSyr=L’Orient Syrien PG=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca, 1–161, Paris 1857–1866. PB=Palaeobulgarica/Старобългаристика PL=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221, Paris 1844–1865 PO= Patrologia Orientalis POC=Proche-Orient Chrétien PTS=Patristische Texte und Studien QL=Questions Liturgiques REB=Revue des Études Byzantines ROC=Revue de l’Orient Chrétien RSBN=Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici RSCI=Rivista di Storia della Chiesa in Italia SA=Studia Anselmiana SC=Sources Chrétiennes SH=Subsidia Hagiographica SL=Studia Liturgica ST=Studi e Testi S and T=Segno e Testo ThQ=Theologische Quartalschrift TU=Texte und Untersuchungen SS.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1224 О формировании историографической традиции изображения Константина см.: Bonamente G. Eutropio e la tradizione pagana su Costantino//Scritti storico-epigrafici in mem. Marcello Zambelli. Macerata, 1978. P. 17−59; Neri V. Medius princeps: Storia e immagine di Costantino nella storiografia latina pagana. Bologna, 1992; Lizzi Testa R. Aile origini délia tradizione pagana su Costantino e il senato romano (Aram. Marc. 21. 10. 8 e Zos. 2. 32. 1): Convegnodi Studi/Festschrift Peter Brown. О тенденциозном замалчивании фигуры Константина у языческих авторов, таких как Фемистий и Ливаний, см.: Brandt H. Temistio e Costantinoil Grande//Bizantinistica. 2003. Vol. 2, 5.159 ss. См. также сн. 39 и 40 наст. статьи и 1259 наст. текста. Корр.). 1225 См.: Grünewald Th. Constantinus Maximus Augustus, Herrschafts propaganda in der zeitgenössischen Überlieferung. Stuttgart, 1990 (по указателю); Rosen Kl. Constantins Weg zum Christentum und die Panegyrici Latin//Costantino il Grande. Dah ’Antichità all’umanesimo, cit. (сн. 3), 861s.; Cristofoli R. Costantino e l’Oratio ad sanctorum coetum. Napoli, 2005. (Studi e testi di Koinonia; T. 21). 1226 Calderone 1) Eusebio e l’ideologia imperiale//Le trasformazioni della cultura nella Tarda Antichità: Atti del Convegno in Catania, 27 sett. – 2 ott. 1982. Roma, 1985. 1 ss.; 2) Il pensiero politico di Eusebio di Cesarea//I Cristiani e l’Impero nel IV secolo: Colloquio sul Cristianesimo nel mondo antico: Atti Convegno Macerata 17−18 dicembre 1988. Macerata, 1988. P. 45−54; 3) Storia e teologia in Eusebio di Cesarea//Cristianesimo e istituzioni politiche, II: Da Costantino a Giustiniano, cit. (сн. 2). P. 81−94; Cameron Av. Eusebius’ Vita Constantini and the Construction of Constantine//Portraits, Biographical Representation in the Greek and Latin Literature of the Roman Empire. Oxford, 1997. 145 ss. (с предшествующей библиографией); Cameron Av., Hall S.G. Eusebius: Life of Constantine: Introduction, Translation and Commentary. Oxford, 1999; Winkelmann F.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Nadal Canellas J. Gregorio Akindinos, о bizantino?//Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 27, 1990. Pp. 259–265. Nadal Canellas J. Gregorio AkHndinos//La theologie byzantine et sa tradition. T. 2. Turnhout, 2002. Pp. 189–256. Nadal Canellas J. La resistance d’Akindynos a Gregoire Palamas. EnquKte historique, avec trad, et commentaire de quatre traites edites recemment. Т. I-II. Louvain, 2006. (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Etudes et documents 50–51). Nadal Canellas J. – S. Letters of Gregory Akindynos/Greek text and English transl. by A. C. Hero. Washington, 1983. P. XII. Pbanourgakis B. Ayvcoaxa avTircaA,aniK& аа)уураццата то0 rpripopioa) ’AkivSvvod//КА,г роуоц1а. 4 , 1972. Z. 285–302. R. E. A New Interpretation for the First Episode in the Controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas//The Journal of Theological Studies. 31, 1980. Pp. 489–500. Давид Дисипат . Защита паламизма и проблема Божественных имен Аавид Аисипат. О еже не впасти в ересь Варлаама и Акинди-на/Подг. текста Г. М. Прохоров//Труды Отдела древнерусской литературы. 33, 1979. Pp. 47–54. Beyer H. – V. David Disypatos als Theologe und Vorkampfer fiir die Sache des Hesychasmus (ca.1337-ca.1350)//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 24, 1975. S. 107–128. Browning К David Disypatos’ «Poem on Akindynos»//Byzantion. Revue internationale des Etudes byzantines. 25–27: 1955–1957. Pp. 713–745. Candal M. Origen ideolygico del palamismo en un documento de David Disipato (s. XIV)//Miscellania de la Pontif. Univers. de Comillas. 1, 1943. Pp. 487–525. Неофит Момицилас. Защита паламизма и отношение к языческой философии Cacouros М. Jean Chortasmenos, katholikos didaskalos, annotateur du Corpus logicum du a Neophytos Prodromenos//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 52, 1998. Pp. 185–226. Св. Нил Кавасила Candal E. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de Processione Spiritus Sancti. Citta del Vaticano, 1945. Pp. 188–385. (Studi e Testi 116). Candal М., S.J. La «Regia teologica» de Nilo Cabasilas//Orientalia Christiana Periodica. 23, 1957. Pp. 237–266.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1141 Письма Димитрия Кидониса опубликованы полностью уже после смерти А. А. Васильева. — Démétrius Cydonès. Correspondance publié par R. J. Loenertz. Città del Vaticano, 1956—1968, vol. I-II (Studi e testi, vols. 186; 208). Примечание научного редактора. 1142 См.: Epistolario di Coluccio Salutati, a cura di F. Novati. Roma, 1896, vol. III, pp. 105—119 (письмо датируется 1396 годом). 1143 R. Guilland. La Correspondance inédite d " Athanase, patriarche de Constantinople (1289—1293; 1304—1310). — Mélanges Diehl: Études sur l " histoire et sur l " art de Byzance, vol. I, p. 121—140; N. Bnescu. Le Patriarche Athanase Ier et Andronic II Paléologue. Etat réligieux, politique et social de l " Empire. — Bulletin de la section historique de l " Académie roumaine, vol. XXIII, (I), 1942, pp. 1—29. 1144 Nicephorus Gregoras. Historia, VI, l, 5. Bonn ed., vol. I, p. 163. 1145 О Марке Евгенике см. прекрасную статью Л. Пети (L. Petit) в следующем издании — Dictionnaire de théologie catholique, vol. IX, 2, Paris, 1927, col. 1968—1986. 1146 С. Sathas. Documents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce au Moyen Âge, vol. IV, p. VII et note 7. 1147 Сочинения Геннадия недавно были опубликованы в восьми томах: Oeuvres complètes de Gennade Scholarios, ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. Paris, 1928—1936. Среди недавних работ о Геннадии см.: M. Jugie. Georges Scholarios, professeur de Philosophie. — Studi bizantini e neoellenici, vol. V, 1939, pp. 482—494. Чувствуется срочная необходимость детального исследования биографии, деятельности и литературных сочинений Геннадия. 1148 Благодаря неутомимой деятельности Н. А. Вееса, рукописи метеорских монастырей теперь известны и описаны. См.: J. Dräseke. Die neuen Handschriftenfunde in den Meteoraklöstern. — Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Bd. XXIX, 1912, S. 552. 1149 То есть — «Изложение первооснов теологических высказываний». Примечание научного редактора. 1150 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 106—107. Текст — PG, vol. CLII, cols. 741—992.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

186 В целом проблема рассматривается в работе: Taft R.F. Russian Liturgy, а Mirror of the Russian Soul//Studi albanesi. Studi e testi VI. Флоренция, 1986. P. 413–435. (См. также русский перевод «Русская литургия: зеркало русской души»//Страницы. 1997. 2. С. 565–585). 188 Например, Taft R.F. Hours. Ch. 17; id, Beyond East and West. Ch. 3, 8, 9; id. Eastern-Rite Catholicism. 189 Jungmann J. A. The Defeat of Teutonic Arianism and the Revolution in Religious Culture in the Early Middle Ages, в его же кн.: Pastoral Liturgy. New York, 1962. P. 1–101. Об этом же культурном сдвиге более подробно см. в новой работе: Russel J. C. The Germonization of Early Medieval Christianity. New York/Oxford, 1994. 191 См. Gugerotti C. I riti di ordinatione e la Cilicio armena//OCA. Rome, в печати (на апрель 1997 г. – М. Б.) 194 Некоторые из этих текстов приведены и разобраны в статье Taft R.F. The Precommunion Elevation of the Byzantine Divine Liturgy//OCP. 1996. 62. P. 15–52, особ. 28–29, 32–36. 197 Vita S. Stefani sabaitae Thaumaturgi Monachi=Halkin F. Bibliotheca hagiographica Craeca//SH. 8a. 3rd ed. Brussels, 1957. P. 1670: Acta Sanctorum., Antwerp./Paris/Rome/Brussels: SB, 1643–1910. 13 Julii, 3:504–584, также 506. 198 PG 114, 1113. Более ранний вариант той же легенды можно найти в апокрифе VIII–IX вв. Псевдо-Амфилохия: In vitam et mirocula S. Basilii 9/Combéfis F. (ed.)//SS. Patrum Amphilochii Iconensis, Methodii Patarensis, et Andreae Cretensis opera omnia. Paris, 1644. P. 183=CpG 3253. 199 Oudot J. Patriarchatus Constantinopolitani acta selecta, 2 vols.//Fonti codificazione canónica orientale. Serie II. Fasc. III–IV. Vatican, 1941/Grottaferata, 1967. I, 18. 200 Laurent. P. 116–142, особ. 134, строки 292–304; вариант – 141–142; cp. Taft R.F. Precommunion Elevation. P. 40–41. 204 Taft R.F. The Fruits of Communion in the Anaphora of St. John Chrysostom//Psallendum. P. 275–302, особ. 290–297. 205 Taft R.F. Communion via Intinction/Wainwright GWesterfeld Tucker K. (eds.)//Soli Deo gloria. Essays to Recognize the Lifés Work of Wiebe Vos=SL. 26. 1996. P. 225–236.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

177 Историческая литература о происхождении и значении термина «пентархия» очень обильна. Для основательного разрешения многих проблем большую помощь оказывает книга Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge, 1958; см. также Meyendorff J. Orthodoxy and Catholicity. New York, 1966. 178 Cp. критическое издание Синодика с французским переводом и комментариями J. Gouillard//Travaux et Mémoires, 2. Paris, 1967. 179 Zizioulas J. The Development of Conciliar Structures to the Time of the First Ecumenical Council//Councils and the Ecumenical Movement (WCC Studies, 5). Geneva, 1968. P.41. 180 Cp. папский Коммониториум с подробными инструкциями легатам и Dvornik F. The Photian Schism, History and Legend. Cambridge, 1948. P. 184–185. 181 Францис Дворник, однако, убедительно показал, что собор 879–880 гг. признавался и на Востоке, и на Западе до конца XI века, когда западные григорианские реформаторы канонического права заменили его в своих списках игнатиевским собором 869–870 гг. (The Photian Schism. Р. 309330). Фотиевский собор еще упоминается как авторитетный в Декрете Ива Шартрского (1094). Вопрос этот был кратко поднят во Флоренции, когда Чезарини и Хризоверг сослались на игнатиевский собор как на «восьмой вселенский», но встретили отпор со стороны Марка Евгеника, напомнившего им об отмене его решений собором 879880 гг. (Concilium Florentinum. Documenta et Scriptores. Series В. Vol. V, fasc. I, Acta graeca. Rome, 1952. P. 90–91, 135. 182 Cp. довольно полный обзор у Nichol D. M. «Byzantine Requests for an Oecumenical Council in the Fourteenth Century»//Annuarium Historiae Conciliorum I (Amsterdam, 1969). P. 69–95 (воспр. у Nichol D. M. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. Collected Studies. London, 1972). 183 Cp. Gianelli C.: Un progetto de Barlaam Calabro per l’Unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati III (=Studi e testi, 123. Città del Vaticano, 1946. P. 57–208. Воспр. у Gianelli C. Scripta Minora (=Studi Buzantinie Neoellenici X. Rome, 1963). P. 47–89; латинский текст обращения Варлаама к папе в PG 151, col. 1331–1342. Об униатских взглядах Варлаама см. также Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité: Barlaam le Calabrais»//L’Eglise et les églises, II, Chevetogne, 1955. P. 47–64 (воспр. у Meyendorff J. Byzantine Hesychasm. London, 1974).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

329 Follieri E. Initia hymnorum ecclesiae graecae I//Studi e testi. Citt del Vaticano, 1960. Vol. 211. P. 491; Bertonière G. Easter Vigil. P. 304, no. 27. 330 Например, ВАС по версии из Йоханнисберга (Cochlaeus. P. 123) и Codex Pyromalus (Goar. P. 155); Codex S. Simeonis (Pelargus. F. Clv) ; Karlsruhe EM 6 (Engdahl. P. 19, 59). Однако эти аргументы не имеют непреодолимой силы. Некоторые поздейшие списки, например, Modena Gr. 19 (XVI в.) также приводят текст Херувимской полностью без разрыва до входа, (f. 10r), но сопровождают ее гласным поминовением на всем протяжении исполнения (f. 11r). См. также латинский перевод Яна Ласкариса (об этом переводе см. Jacob A. Formulaire. P. 454) той же самой рукописи (f. 33r). Музыкальные рукописи ничего не говорят о разрыве пения Херувикона (напр., Paris Suppl. Gr. 1135, XVIII в.). 334 Реконструкция: Xydis. P. 16 и Mathews. P. 32, 3738, 54, 6566, 9899. Оба автора отмечают наличие солеи такого типа в некоторых храмах Константинополя. Поэтому Матеос (Mateos J. Typicon II. P. 321) неправ, когда отождествляет с солеей платформу перед алтарной перегородкой, аналогичной сирийской кестрома. О планировке сирийского храма и значении терминов см. Taft R. Bema. 335 Mateos J. Typicon. II. Index liturgique. P. 281, 308, 321, 328; 5-е правило Лаодикийского собора (Mansi 2. P. 567); Marcellinos Comes Chronicon//PL 51, 937; Paulus Silentiarius Descriptio ambonis S. Sophiae 110 ff.//PG 86, 2256; De caerimoniis I, 10/Vogt I. P. 67; Codex Pyromalus (Goar. P. 153) и Йоханнисбергская версия (Cochelaeus. P. 120); etc. 336 Goar. P. 155 и Cochelaeus. P. 123; Jacob A. Toscan. P. 149150 (о диатаксисе и датировке см. Jacob A. Concélébration. P. 124125, 250). 341 Jacob A. Otranto. P. 69, 3 и apparatus XIV (1); 96, 11; 97, 1; кодекс Karlsruhe EM 6/Engdahl. P. 19, 1; 19, 30; 59, 17; 60, 10. 343 «Следует приносить в святилище жертву в ковчегах... Исходят священники, которые стоят вокруг престола один или два, или сколько будет нужно. С диаконами входят в святилище и приемлет священник в руки свои ковчег (также патену) с гостией жертвы: подобным же образом диакон – чашу и возносит ее напротив головы своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

550 Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1991. Vol. 57. P. 145–177. 551 По теме см.: Велковска Е. Богослужение в Синайском Евхологии//Palaeobulgarica. София, 2000. Год. 24. 4. С. 19–34. 552 Паренти С. Глаголический список римско-византийской литургии св. Петра (Sin. glag. 5/N)//Palaeobulgarica. София, 1994. Год. 18. 4. С. 3–14. 553 Velkovska E. Una preghiera romana nell’Eucologio slavo del Sinai//Palaeoslavicaю Cambridge (MA), 2002. Vol. X:2. P. 323–329. 554 Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «соединения Даров» и «теплоты»: ранние славянские версии//Византийский временник. М., 2006. Т. 65 (90). С. 126–145. 555 Kaluniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375–1393) nach den besten Handschriften. W., 1901. 556 Velkovska E. La Liturgia presso gli Slavi ortodossi//Lo spazio letterario del Medievo. 3. Le culture circostanti. Vol. III: Le culture slave/A cura di M. Capaldo. R., 2006. P. 405–437, здесь p. 431; см. также: Taft R. F. The Prayerbook of Great Prince Volodymyr in NY Public Library Codex Slav. 1: A Manuscript and Its Legend//Studi sull’Oriente Cristiano. R., 2005. Vol. 9:2. P. 93–124. 558 Holosnjaj В. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum/Pontificio Istituto Orientale. R., 1995. P. 132–136. 560 «[I]l nous donne sans doute, par les termes plus qu’appropriés, tous les éléments principaux de la cérémonie de la dédicace» (L’Ordo de la dédicace des Églises selon le rite byzantin vers la moitié duVIll e siècle//Kyriakides S., Xyngopoulos A., Zepos P (eds.) Πεπραγμνα το Θ’ Διεθνος Βυζαντινολογικο Συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12–19 πριλου 1953). θναι, 1956. Τ. 2. Σ. 209). 566 Текст этого Евхология цитируется по изданию: L’eucologio Barberini gr. 336/S. Parenti, E. Velkovska, eds. R., 2000 2 . (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 80). P. 156–164. Чин был впервые опубликован и исследован Винченцо Руджери в статье: Ruggieri V. Consacrazione e dedicazione di chiesa, secondo il Barberinus graecus 336//Orientalia Christiana Periodica. R., 1988. Vol. 54. P. 79–118. Относительно датировки рукописи (между 788 и 797 гг.) и текста Евхология (2-й пол. VIII в.) см. предисловие Паренти и Велковской к вышеупомянутому изданию, p. 19–20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1521 Biblioteca Agiografica Italiana (BAI): Repertorie di testi e manoscritti, secoli XIII–XV. Firenze, 2003. 1522 Ссылаюсь на книгу: Les saints et les stars: Le texte hagiographique dans la culture populaire: Études présentées à la Société d ‘Ethnologie française, réunies par J.C. Schmitt. Paris, 1983. 1523 Первым трудом стала: Bibliotheca Sanctorum: 14 voll. Roma, 1961−1970; за ней последовала: L’Histoire des saints et de la sainteté chrétienne: 10 vol. Paris, 1986−1988, на итал. яз.: 1991; и: Il Grande Libra dei santi. Dizionario Enciclopedico: 3 voll. Cinisello Balsamo, 1998. 1524 Впервые это было предложено в цитированной выше антологии «Agiografia altomedievale» 1976 г.; потом в кн.: Saints and their Cults: Studies in religious Sociology, Folklore and History. Cambridge; London; New York, 1983. Серьёзное развитие исследований началось после обобщающего обзора: Boesch Gajano S. Il culto dei santi: filologia, antropologia e storia//Studi Storici. 1982. 1. P. 119–136. О некоторых его чертах см.: Boesch Gajano S. Cenni di storiografla//La santità. P. 119−130, с соответствующей библиографией. 1525 Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowinger Zeit. Praha, 1965. 1526 Orselli A.M. L’idea del santo patrono cittadino nella letteratura latina cristiana. Bologna, 1965 (переизд.: Orselli A.M. L’immaginario religioso della città medievale. Ravenna, 1985. P. 3−182. 1527 De Martino E. 1) La terra del rimorso: Contributo a una storia religiosa del Sud. 3 ed. Milano, 1976; 2) Il mondo magico: Prolegomeni a una storia del magismo. Torino, 1997. Отсылаю к последнему изданию за библиографическими сведениями. 1528 De Certeau M. Hagiographie//Encyclopaedia Universalis. Paris, 1968. Vol. 8. P. 207−209 (переизд.: De Certeau M. L’écriture de l’histoire. Paris, 1975; на итал. яз.: La scrittura deila storia. Roma, 1977. P. 298−300). Мишель Де Серто упоминается и ниже. См. примеч. 41. 1529 Patlagean E. A Byzance: Ancienne hagiographie et histoire sociale//Annales: E.S. С 1968; на итал. яз. см. в изд.: Agiografia altomedievale. P. 191−213. Стоит упомянуть ещё одну работу этого автора: Patlagean E. Santità e potere a Bisanzio. Milano, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1473 Монакино сомневается, что следует придавать значение этой разнице во временах глагола в обычном греческом языке V в. (Monachino V. И сапопе 28 di Calcedonia e S. Leone Magno//Gregorianum, 33. 1952. P. 542. Note 21). Однако это кажется нам несправедливым, так как – мы уже об этом говорили – в противоположность 27 правилам текст постановления написан в изысканном стиле. 1475 Rhalles-Potles II. Р. 282. За подробностями он отсылает к своему комментарию на 3 прав. Константинопольского Собора (Ibid. P. 173–174). Аристин в своем истолковании постановления II Вселенского Собора принял временное значение предлога «после» (Ibid. P. 176). Итак, именно его имеет в виду прежде всего Зонара, хотя по своему обыкновению и не называет имени. 1479 Этот эдикт известен благодаря тому, что он включен в сирийский сборник: Schulthess F. Die syrischen Kanones der Synoden von Nizaa bis Chalcedon. Gottingen, 1908. S. 146. Doc. 13. Обратный перевод на греческий: Schwartz Ed. Die Kanonessammlungen der alten Reichskirche//Gesammelte Schriften. Berlin, 1960. Bd. 4. S. 167. 1480 Согласно Шварцу, эта прагматическая санкция была связана с конфликтом между Вассианом и Стефаном относительно Эфесской кафедры. Однако это мнение опровергает Хонигманн. Согласно последнему, прагматическая санкция имела в виду Флавиана Константинопольского, что, по-видимому, лучше увязывается с процитированным нами абзацем. Хонигманн датирует его первой половиной 449 г., а точнее апрелем, когда и был поднят вопрос о законности действий Флавиана против Евтихия. Он полагает, что одним из следствий победы Стефана, возможно, был выбор Эфеса в качестве места проведения намеченного Собора императором Феодосием И. Он отмечает, что все это помогает объяснить ироническое замечание Кекропия Севастопольского, обращенное к Стефану на двенадцатом заседании Халкидонского Собора: «Узнай, господин Стефан ( κριε Στφανε), насколько сильным и по смерти остается епископ Флавиан!» (АСО II, I, 3. Р. 51 (410)). См. по этому поводу: Honigmann Ε. Stephen of Ephesus (April 15, 448-October 29:451) and the Legend of the Seven Sleepers//Studi e Testi, 173. Roma, 1953. XVII. P. 125–168. Относительно данного вопроса: Ibid. P. 161–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010