В зап. обрядах, как и на Востоке, практиковалась раздача евлогии (правила Нантского Собора 655-660), над к-рой после мессы читалась особая молитва (E. Lodi). С XI-XII вв. во избежание недоразумений евлогия изготовлялась по виду отличной от гостии . Евлогии придавался тот же смысл, что и А. в визант. обряде: она служила заменой Евхаристии (лат. communionis vicarius, dona vicaria panis, panis benedictus - замена Причащения, заменяющий Святые Дары хлеб, благословенный хлеб) и раздавалась тем, кто не причащался ( Johannes Belethus Rationale Divinorum officiorum 48//PL. 202. Col. 55d; Sicardus Cremonenses. Mitrale III. 8//PL. 213, 144). В Армянской Церкви аналогом А. является освященный хлеб - мас, частицы к-рого священник раздает после литургии (The Sacred Music). Ист.: Лит.: Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 363-366; Wooley R. M. The Bread of the Eucharist. L., 1913. P. 45-47; Leclercq H. Eulogie, Pain//DACL. Vol. 5. Col. 436-461, 733-734; Molien A. Painbénit//DTC. T. 11. P. 1731-1733; Browe P. Die Pflishtkommunion im Mittelalter. Münster, 1940. S. 191-194; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947. С. 338; М., 20002. С. 311; Raes A. L " Antidoron//Proche-Orient Chrétien. 1953. Vol. 3. P. 6-13; Steiber A. Brot//RAC. Bd. 2. S. 616, 620; Καλλινκος Κ. Ο Χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ. Αθναι, 1958; Μωρατης Δ. Αντδωρον//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 863-867; Mateos J. Un Horologion Inédit de Saint-Sabas//Studi e testi. Vat., 1964. Vol. 233. P. 47-77; Bornert R. Commentaires; Mistorgio A. La Liturgia. R., 1968. P. 68; Galavaris G. Bread and the Liturgy. L., 1970; Kucharek K. The Byzantine - Slav. Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1971. P. 632-633, 734-736; НКС. Т. 4. С. 664-665; Adam A., Berger R. Pastoralliturgisches Handlexicon. Freiburg, 1990. S. 134, 433. А. В. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/115712.html

1171 Здесь мы не станем обсуждать истоки этих практик, которые существовали задолго до XIII в. Первые письменные свидетельства датируются этим поздним периодом, и споры, поставившие интересующую нас терминологическую проблему, возникли только в эпоху Палеологов. 1172 В первую очередь см.: Barlaam. Epistola ad Ignatium//Idem. Epistole grechë I primordi episodici e dottrinali delle lotte esicaste/ed. G. Schirô. Palermo, 1954 (Instituto Siciliano di Studi bizantini e neogrecï Testi, 1).P. 323. 1173 См. подготовленное нами издание «Триад»: Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes [Григорий Палама. Триады]. 1174 По этому поводу см. нашу работу: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 195–222 [Введение в изучение. С. 187–197]. 1175 Еще до собора, около 1340 г., Варлааму ставили в вину его «хулы» против монахов (« Τς κατ των θεωφιλν νδρων βλασφημας κα μχης [ " Злословия и нападки на этих боголюбивых мужей]…». – Gregorius Acindynus. Epistola ad Barlaam//Scorial. gr. Φ– ΙΙΙ–11, fol. 233). 1176 Среди корреспондентов Акиндина есть много исихастов. В настоящее время в Фордхемском университете, Нью-Йорк, стараниями г-жи Энджелы Хироу идет подготовка к изданию этой неопубликованной переписки [речь идет о: Gregory Akindynos. Letters: Greek Text and English Translation ed. A. C. Hero. Washington, DC, 1983 (DOT, 7 ­­ CFHB, 21)]. 1177 Сочинение Владимира Лосского «Боговидение», изданное посмертно (Lossky V. La vision de Dieu. P.; Neuchâtel, 1962), – это наиболее полная общая работа по учению об энергиях в Восточной церкви/[Лососий В. Н. Боговидение//Его же. Богословие и боговидение: сб. ст./под общ. ред. В. Пислякова. М., 2000. С. 112–272]. 1178 См.: Vasic М. М. L’hésychasme dans l’Église et l’art des Serbes du Moyen-Âge//L’art byzantin chez les Slaves: Recueil dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij. Vol. 1. P., 1930. P. 110–123. 1179 См., напр.: Голейзовский H. K. Исихазм и русская живопись XIV-XV веков//ВВ. Т. 29. 1969. С. 196–210. 1180 О духовных течениях в Византии и их связи с гуманизмом в искусстве и литературе см.: Meyendorff J. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries//Art et société à Byzance sous les Paléologues: Actes du Colloque organisé par lAssociation Internationale des Études Byzantines à Venise en septembre 1968. Venise, 1971. P. 55–71 [см. наст, изд., с. 496–514].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

104. “Response to the Berakah Award: Anamnesis,” Worship 59 (1985) 304-325   1986 г. 105. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Office and its Meaning for Today (Collegeville: The Liturgical Press 1986) xv + 410 pp. 106. (Editor), The Oriental Orthodox Churches in the United States (Washington, DC: US Catholic Conference 1986) 28 pp. 107. “Russian Liturgy, a Mirror of the Russian Soul,” in Studi albanologici, balcanici, bizantini e orientali in onore di Giuseppe Valentini, S.J. (Studi albanesi, Studi e testi VI, Florence 1986) 413-435. 108. “The Inclination Prayer before Communion in the Byzantine Liturgy of St. John Chrysostom: A Study in Comparative Liturgy,” EOrans 3 (1986) 29-60. 109. “Foreword” to H.-J. Schulz, The Byzantine Liturgy. Symbolic Structure and Faith Expression (New York: Pueblo 1986) ix-xi. 110. (Collaborator), “Orientalia Christiana Periodica Indices of Volumes 26-50 (1960-1984),” OCP 52 (1986) 5-144. 111. “The Dialogue before the Anaphora in the Byzantine Eucharistic Liturgy. I: The Opening Greeting,” OCP 52 (1986) 299-324 . 112. “I protagonisti della liturgia,” La vita in Cristo e nella chiesa 35 no. 9 (novembre 1986) 10-12. 113. “Liturgia e spiritualità,” La vita in Cristo e nella chiesa 35 no. 10 (dicembre 1986) 24. 114. “Peregrinage a los orígines de la vida religiosa: los Padres del Desierto hoy,” Cistercium 38 (1986) 31-61 (Spanish version of no. 103). 115. Review of Francis Acharya, Prayer with the Harp of the Spirit, vol. 3, part II, An English Edition of the Divine Office of the West-Syrian Rite (Vagamon, India 1985), OCP 52 (1986) 231-232 . 116. Review of G. Every, R. Harries, K. Ware (eds.), The Time of the Spirit. Readings through the Christian Year (Crestwood, NY 1984), OCP 52 (1986) 232-233 . 117. Review of Monastic Typicon (New Skete, Cambridge, NY 1980), OCP 52 (1986) 237-238 . 118. Review of E. Kasinec and B. Struminskyj, The Millennium Collection of Old Ukrainian Books at the University of Toronto Library. A Catalogue (Toronto 1984), OCP 52 (1986) 248.

http://bogoslov.ru/person/525392

Если нужно было бы прибавить оценку этой системы Евхология, исчезнувшей в настоящее время, можно было бы сказать, что это было богослужение большого практического и пастырского значения по своей сжатости и богословской ценности, равно как и по своей красоте; оно представляло еще хороший пример равновесия и соблюдения чувства меры между антифонным псалмопением, близким для всех, пресвитерской молитвой ясной и глубокой, и народной молитвой Господи, помилуй, окруженной сдержанными возглашениям и диакона. Замечательно и реалистично также распределение в течение всего дня кратких служб, соответствующих часу дня, таким образом, что богослужение часов стало не тяжелой аскетической обязанностью, а разумным осуществлением того идеала христианской жизни, которым является постоянная молитва. 3 E. Mercenier, La prière des églises de rite byzantin. I. Chevetogne 1937. p. I-211; l.e ore del giorno dell» ufficio divino della Chiesa bizantino-slava. Roma 1963; J. Raya. Byzantine Daily Worship. 1969: cf. T. Minisci, La liturgia delle ore nelle chiese orientali. Seminarium. I, 1972. p. 163–174. 4 A. Longo, Il testo intégrale délla «narrazione degli abati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Hermîneiai» di Nicone. Rivista degli studi bizantini e neoellenici. 2–3 (XII-XIII) 1965–1966, p. 223–267. 5 M. Black. A Christian Palestinian Syriac Horologion (Berlin MS Or. Oct. 1019) Cambridge 1954. 6 J. Mateos, Un horologion inédit de Saint-Sabas. Le codex sinaïtique grec 863 (IX e s.). Mélanges H. Tisserant. III. Studi e Testi, 233, Vatican 1964, p. 47–76. 7 Ср., напр., заглавный лист Типикона Казоле (Туринский греческий кодекс 216. XII-XIII вв.): «... по преданию святых и богоносных отцов: св. Саввы, Студита и, в особенности, Святой Горы.. »: А. Дмитриевский . Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, I, Киев 1895. с. 795. 8 Ср. кодекс Ленинград гр. 216 (862 г.): ψαλμωδα καθς ψλλομεν ν τ γι Χριστο το Θεο μν A­ ναστσει. Это распределение Псалтыри на 20 разделов или кафизм, в силе и на сегодняшний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

398 . Trapp E. Critical notes on the biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studies. Oxford 1987. 11. 223–230. Симеон Неманя (Хиландарский, Мироточивый); Савва архиеп. Сербский ( ΧΙΙ-XIII вв.); Исаия старец, сербский святогорский монах (XIV в.) См. Разд. 12 . Дамиан Есфигменский BHG 484. Ум. 1280. 399 . АП 8 .314). 1. 254–255. Афонские монахи, убитые латинофилами при Михаиле VIII BHG 2333 400 . АП 8 .314). 1. 233–249. 401 . Rigo A. La «Diégesis» sui monaci athonici martirizzati dai latinofroni (BHG 2333) e le tradizioni athonite successivë alcune osservazioni//Studi veneziani. 1989. 15. 71–106. См. также 8 .163. Афанасий Метеорский BHG 195 Ум. 1383, пам. 20 апр. Ктитор монастыря Преображения в Метеорах 402 . Bees N. A.// Βυζαντς. 1909. 1. 237–260. [Изд. Жития]. Дионисий Афонский BHG 559а XIV в., ктитор Дионисиата 403 . АП 8 .314). 1. 535–548. 404 . Laourdas В. Μητροφνους Βος το σου Διονυσου το θωντου//ArchPont 1956. 21. 43–79. [Текст Жития, 45–68]. 405 . Boberg J. Dionysius vom Athos//LCI 6.61. 406 . Lampsidis Ο. Βιογραφικ τν δελφν Διονυσου, δρυτο τς ν γου ρους μονς κα Θεοδοσου μητροπολτου Τραπεζοντος// ρχεον κκλησιαστικο κα Κανονικο Δικαου. 1963. 18. 101–124. 407 . Rigo A. La Vita di Dionisio fondatore del monastero athonita di Dionysiou (BHG 559a) e alcuni testi connessi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 2000. 54. 275–299. Исидор I Вухир См. Разд. 6 . Герман Святогорец BHG 2164 XIV в., св. Житие, написанное св. Филофеем Коккиным: см. 6 .1403–1405. 408 . Laurent V. La vie de saint Germain l’Athonite//REB 1952. 10. 113–123. Григорий Византийский XIV в. 409 . АП 8 .314). 1. 341. Григорий Палама См. Разд. 6 . Григорий Синаит См. Разд. 6 . Косма Зографский (ум. 1422) BHG 393 См. Разд. 11 . Макарий Макрис См. Разд. 6 . Максим Кавсокаливит BHG 1236z-1237f; PLP 7, 16810 XIV в. Строгий анахорет, передвигавшийся от одного уединенного места подвига к другому, при этом сожигая прежнюю келию: откуда и его прозвание (греч. «сгоревшие кельи»). Современник и друг св. Григория Синаита ; авторитетный учитель Умного делания, оставивший свидетельства о его высших ступенях и связывавший Иисусову молитву с почитанием Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

JoantA. Roumanie: Tradition et culture hesychastes. (Spiritualite orientale, 46). Abbaye de Bellefontaine 1987 (англ. пер., уже под именем еп. Серафима: Bishop Seraphim JoantA. Romania: Its Hesychast Tradition and Culture. Wildwood, CA 1992). О предыстории расцвета румынского исихазма в XVII в. см.: P. O. Nasturel. Le Mont Athos et les Roumains. Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siecle a 1654. (Orientalia Christiana Analecta, 227). Rome 1986. 327 Автора анонимно издававшейся книжки Алфавит духовный, с которой в руках начал и кончил свою монашескую жизнь преп. Серафим Саровский. 328 См. современную библиографию о Могиле в: Podskalsky. Griechische Theologie… Заслуживают особого внимания: С. [Т.] Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Ч. I–II. Киев 1883–1898 (об антиканонических действиях и других насилиях Могилы, но без всякого богословского анализа); A. Malvy, M. Viller. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila. (Orientalia Christiana. X, 39). Roma 1927 (публикация промежуточной редакции Православного исповедания, позволившая убедиться в неправославии и, в частности, антипаламизме Петра Могилы: например, им заимствуется латинское учение о «блаженном видении» святыми сущности Божией); A. G. Welykyj. Un progetto anonimo di Pietro Mohyla sull’unione della Chiesa nell’anno 1645//Melanges Eugene Tisserant. III. (Studi e testi, 233). Citta del Vaticano 1964. 451–473 (атрибуция Петру Могиле и Адаму Киселю адресованного Папской курии нового проекта унии — без каких бы то ни было догматических условий, но зато при условии автономии столь значительной, что не согласилась сама курия; текст этого документа был опубликован впервые в 1928 г., и ученые прошлого века о нем не знали). Сегодня не остается сомнений, что Петр Могила едва не довел дело до новой «Киевской унии», и даже после его смерти (1645 г.) подобная опасность сохранялась. Единственный радикальный выход из положения был найден Богданом Хмельницким. 329 Об этой ссоре см. особ. собственный рассказ преп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Louth. Denys ­­ A.Louth. Denys the Areopagite. London, 1989. Louth. Origins – A.Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Lundberg. Typologie ­­ P.Lundberg. La typologie baptismale dans l " ancienne Eglise. Uppsala, 1942. Magdalino. Bath ­­ P.Magdalino. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople.– Church and People in Byzantium. Ed. R.Morris. Birmingham, s.a. P. 165–188. Magdalino. Holy Man ­­ P.Magdalino. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.51–66. Malherbe – Ferguson. Introduction ­­ A.J.Malherbe – E.Ferguson. Introduction.– Gregory of Nyssa. The Life of Moses. New York – Ramsey – Toronto, 1978. P. 1–23. Mahney. Mystic ­­ G.Maloney. The Mystic of Fire and Light. Denville, New Jersey, 1975. Mambrino. Mains ­­ J.Mambrino. Les deux mains de Dieu dans l " oeuvre de saint Irénée.– NRTh 79. 1957. P.355–370. Mango. Byzantium ­­ C.Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mango. Image ­­ C.Mango. Byzantium and Its Image. London, 1984. Mantzaridis. Deification ­­ G.Mantzaridis. Deification of Man. New York. 1984. Martin. Controversy ­­ E.J.Martin. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930. Martin. Illustration ­­ J.R.Martin. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. Mason. Conceptions ­­ A.J.Mason. Conceptions of the Church in Early Times.– H.B.Swete. Essays on the Early History of the Church and Its Ministry. London, 1918. P.3–56. Mateos. Horologion ­­ J.Mateos. Un horologion inédit de S.Sabas.– Mélanges E.Tisserant, III. Studi e testi, 233. Vatican, 1964. P.47–76. Mateos. Typicon ­­ J.Mateos. Le typicon de la Grande Eglise (Ms.Saint-Croix No.40, X e siècle). T.1–2. OCA 165–166. 1962. McGuckin. Symeon ­­ J.A.McGuckin. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism.– Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers om the 28th Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1994. McKinnon. Music ­­ J.McKinnon. Music in Early Christian Literature. Cambridge, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

N 503. P. 811-846; D " Esneval A. Images de la vie universitaire parisienne dans l " œuvre d " Étienne Langton (vers 1150-1228)//Bull. de la société de l " histoire de Paris. P., 1976/1977. T. 103/104. P. 35-48; Hunt T. De la chanson au sermon: «Bele Aalis» et «Sur la rive de la mer»//Romania. P., 1983. T. 104. P. 433-456; Dahan G. Exégèse et polémique dans les Commentaires de la Genèse d " Étienne Langton//Les Juifs au regard de l " histoire: Mélange en l " honneur de B. Blumenkranz. P., 1985. P. 129-148; Ebbesen S. The Semantics of the Trinity According to Stephen Langton and Andrew Sunesen//Gilbert de Poitiers et ses contemporains: Aux origines de la «logica modernorum»/Éd. J. Jolivet, A. de Libera. Napoli, 1987. P. 401-436; Holt J. C. Magna Carta. Camb., 19922; Buc P. L " ambiguïté du livre: Prince, pouvoir et peuple dans les commentaires de la Bible au Moyen Âge. P., 1994; Quinto R. «Doctor Nominatissimus»: Stefano Langton († 1228) e la tradizione delle sue opere. Aschendorff; Münster, 1994; idem. Il codice 434 di Douai, Stefano Langton e Nicola di Tournai//Sacris erudiri. Turnhout, 1996. Vol. 36. P. 233-261; idem. The Conflictus uitiorum et uirtutum attributed to Stephen Langton//Virtue and Ethics in the 12th Cent./Ed. I. P. Bejczy, R. G. Newhauser. Leiden; Boston, 2005. P. 197-268; idem. Stefano Langton e la teologia dei maestri secolari di Parigi tra XII e XIII sec.//Archa Verbi: Yb. for the Study of Medieval Theology. Münster, 2008. Vol. 5. P. 122-142; idem. Dalla discussione in aula alla «Summa quaestionum theologiae» di Stefano Langton: Testi sul timore di Dio dal ms. Paris, BnF, lat. 14526 ed Erlangen, Universitätsbibliothek-Hauptbibliothek, 260//RSF. 2009. Vol. 64. P. 363-398; idem. Stephen Langton//EMPh. 2011. Vol. 2. P. 1215-1219; D " Avray D. L. «Magna Carta»: Its Background in Stephen Langton " s Academic Biblical Exegesis and its Episcopal Reception//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1997. Vol. 38. P. 423-438; Sharpe R. A Handlist of the Latin Writers of Great Britain and Ireland before 1540.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Μ., 1855; Сергиев Посад, 1993 (репринт); Древние иноческие уставы [собранные свт. Феофаном Затворником ]. Μ., 1892; Μ., 1994 (репринт); преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993 (репринт); Скабалланович Μ. Толковый Типикон. К., 1910. Вып. 1; 1913. Вып. 2; 1915. Вып. 3; Μ., 1995 (репринт). Вып. 1–3; Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 6: De vita contemplativa/Ed. L. Cohn und S. Reiter, Berlin, 1915; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeûne dans l’Eglise copte//Muséon. 1923. T. 36. P. 249–292; 1924. T. 37. P. 201–282; 1925. T. 38. P. 261–320; Burmester O. H. E. The Canonical Hours of the Coptic Church//Orientalia Christiana Periodica. 1936. 2. P. 78–100; Mateos J. Un horologion inédit de S. Sabas//Studi e testi. 233. Vatican, 1964; Veilleux A. La liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrième siècle//Studia Anselmiana. 57. Roma, 1968; Historia monachorum in Aegypto/Ed. A.-J. Festugière. Bruxelles, 1971 (рус. пер. см. в настоящем издании); Arranz Μ. Les grandes étapes de la Liturgie Byzantine: Palestine-Byzance-Russie. Essai d’apercu historique//Liturgie de l’église particulière, liturgie de l’église universelle. Roma, 1976. P. 43–72; Taft R F. The Frequency of the Eucharist throughout History//Taft R. F. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Collegeville (Minnesota), 1984. P. 61–80; Idem. The Liturgy of the Hours in East and West: The Origins of the Divine Office and its Meaning for Today. Collegeville (Minnesota), 1986 2 , Johnson Μ. The Prayers of Sarapion of Thmuis: A Literary, Liturgical and Theological Analysis. R., 1995. (Orientalia Christiana Analecta; 249); Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. Washington, 1995; Zanetti U. Les chrétiennés du Nil: Basse et Haute Égypte, Nubie, Éthiopie//The Christian East. Papers of the International Scholarly Congress for the 75 th Anniversary of the PIO, ed. by R. Taft. R., 1996 (Orientalia Christiana Analecta; 251); Τρεμπλας Π. Λειτουργικο τποι Αγπτου κα Ανατολ. Αθνα 1996; Казанский Π. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках//Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Μ. 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О литургическом пространстве церкви у нас есть превосходное исследование Кристины Штрубе 99 и фотографический обзор храмов Константинополя Мэтьюза, 100 хотя в них нет ничего нового о Великом входе. Пока еще не опубликовано исследование Дж. Маджески о литургическом значении «рек» на полу нефов Святой Софии. Доклад был представлен на Византийской исследовательской конференции в Колумбийском университете (13 декабря, 1977) и также должен быть отмечен. Единственной уместной монографией стала упомянутая в 1-м издании попытка архим. Георгия Вагнера доказать аутентичность ЗЛАТ. 101 Его диссертация представляет интерес замечаниями о Херувимской. Другая недавняя книга проф. Кономоса посвящена мелодии этой песни. 102 Хотя мы пока еще не успели изучить труд проф. Кономоса, он сообщил нам несколько интересных моментов. Мы обсуждаем новые данные о Херувимской в приложении к 2-му изданию. Соже недавно издал описание сиро-мельхитской версии ЗЛАТ-ВАС по спискам Vatican Syr. 639 (XVIXVII в.) и Borgia Syr. 13 (XII в.), которое также рассматривается в приложении. 103 В периодической литературе, в дополнение к нашему собственному недавнему исследованию, указывающему общие направления нашей продолжающейся работы, 104 следует упомянуть ряд статей в русском и английском выпусках «Журнала Московской патриархии», посвященных описанию современного русского обряда. 105 Кроме того, наш коллега М. Арранц SJ издал на французском языке прекрасное эссе на тему исторического развития византийского обряда в целом. 106 Наконец, нельзя не назвать превосходное исследование Х. Бракманна о сослужении в византийской традиции, чтобы закончить описание недавних работ в ключе настоящего исследования. 107 Текст публикуется с полным сохранением орфографии и пунктуации печатного издания. – Редакция Азбуки веры. 8 Мы называем это первопечатным изданием (editio princeps) по обычаю, хотя, несомненно, существовало другое издание, вышедшее в том же году в Венеции. Увы, ныне его невозможно отыскать. См. Strittmatter Α. Synapte. S. 7576; Raes A. Les livres liturgiques grecs publiés à Venise//Mélanges Tisserant III//Studi e testi. Città del Vaticano, 1964. Vol. 233. P. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010