Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников , постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени . Термин «Г. ц.» (или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени ( Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем ( Strobel. 1977; Talley. 1986). Основные элементы Г. ц. Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг , к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре. В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства , навечерия , вигилии и т. п.) и завершающие ( попразднства , отдания праздников , октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.

http://pravenc.ru/text/год ...

Nocturna Laus: Typen frühchristlicher Vigilienfeier und ihr Fortleben vor allem im römischen und monastischen Ritus. Münster, 1967r. (LQF; 32); Bertoni è re G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA; 193); Fishburne C. W. Liturgical Patterns and Structure in the Johannine Apocalypse against the Background of Jewish and Early Christian Worship: Diss. Edinb., 1976; Strobel A. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977. (TU; 121); Talley Th. The Origins of Liturgical Year. N. Y., 1986; La celebrazione del triduo pasquale: Anamnesis e mimesis: Atti del III Congr. Intern. di Liturgia/Ed. I. Scicolone. R., 1990; Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in Christian Antiquity//Ελγημα: Stud. in Honor of R. Taft/A cura di E. Carr e. a. R., 1993. P. 41-51; Vison à G. Ostern/Osterfest/Osterpredigt. 1: Geschichte, Theologie und Liturgie//TRE. 1995. Bd. 25. S. 517-530; Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Ind.), 1999. (Two Liturgical Traditions; 5); Giulea D.-A. Seeking to See Him at the Festival of Pascha: Glory-Soteriology in Early Christian Paschal Materials and Rabbinic Literature//Scrinium. СПб., 2007. T. 3. С. 30-48. Свящ. Михаил Желтов П. в патристической письменности II-V вв. Сочинения, тематически связанные с праздником П., занимают важное место в христианской литературе древней Церкви. Объясняя центральное положение праздника П. в литургическом календаре, христианские проповедники и писатели предлагали исторические, богословские и духовно-нравственные интерпретации П., а также раскрывали прообразовательное значение пасхальных установлений ВЗ в их связи с повествованием НЗ о спасительных страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа. Пасхальные гомилии и другие сочинения о П. Жанр пасхальной гомилии предполагает использование текста во время богослужения пасхальной ночи.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Лит.: Νικδημος Αϒιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 1806, 19873. 3 t.; Дебольский Г. С. , прот. Дни богослужения правосл. кафолической вост. Церкви: [В 2 т.]. СПб., 18463, 190110. М., 1996р; Покровский А. Год библейский, год церковный//ПБЭ. Стб. 456-467; Сергий (Спасский). Месяцеслов; Kellner K. A. H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901; Скабалланович. Типикон; MacArthur A. A. The Evolution of the Christian Year. L., 1953; Pascher J. Das liturgische Jahr. Münch., 1963; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 2002; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 19693. Vol. 2: L " anno liturgico; Nocent A. The Liturgical Year. Collegeville, 1977. 4 vol.; Strobel A. Ursprung und Geschichte des Frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977; Adam A. The Liturgical Year: Its History and Its Meaning after the Reform of the Liturgy. N. Y., 1981; Maur H. , Auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit. Regensburg, 1983-1994. 2 Bde; Talley Th. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986; Kranemann B. Zu Geschichte und Bedeutung des deutschen Begriffs «Kirchenjahr»//AfLW. 1991. Bd. 33. S. 35-42; Bieritz K. H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk- und Feiertage in Geschichte und Gegenwart. Münch., 19946; Beckwith R. T. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. Leiden, 1996; Passover and Easter/Ed. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (IN), 1999. 2 vol.; Abegg M. G. , Jr. Calendars, Jewish//Dictionary of New Testament Background/Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 180-183; Between Memory and Hope: Readings on the Liturgical Year/Ed. M. E. Johnson. Collegeville, 2000; Ray W. D. 15 August and the Development of the Jerusalem Calendar. Diss.: Notre Dame (Ind.), 2000; Кунцлер М. Литургия Церкви/Пер. с нем.: Е. Верещагин. М., 2001. Кн. 3; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78.

http://pravenc.ru/text/год ...

Сверстники травили девочку с синдромом Дауна. В 24 года она стала моделью 29 октября, 2020. Ирина Сычева Ее фото трижды публиковали на обложках модных журналов Фото: Facebook/Grace Strobel Врачи говорили, что Грейс Стробель не сможет жить обычной жизнью из-за синдрома Дауна. Предупреждали родителей, что девочка будет отставать в развитии и с трудом справляться с самыми простыми задачами. Но при поддержке семьи Грейс начала карьеру модели, а еще — читает лекции о проблемах людей с инвалидностью. Когда Грейс Стробель родилась, у нее диагностировали синдром Дауна. Генетики рассказали родителям девочки, что у нее будут сложности с самыми простыми вещами — от чтения и письма до завязывания шнурков. Но ее родители хотели сосредоточиться на потенциале дочери и верили в нее. Грейс с папой в детстве. Фото: Facebook/Grace Strobel — Мы не рассматривали ее особенность как ограничение, — рассказывает Линда Штробель, мама Грейс. — Мы хотели помочь ей во всем, на что она только способна. Родители никогда не акцентировали внимание на особенностях Грейс, она росла обычным ребенком с огромными мечтами. Однако ей приходилось сталкиваться с непониманием со стороны окружающих. Когда Грейс было 20 лет, она работала волонтером в школьной столовой. Однажды группа учеников окружила ее и начала дразнить. Они высмеяли ее за то, что она не могла открыть свой пакетик с соком и коробку с едой, чем довели ее до слез. Мать Грейс рассказала, что девушка плакала четыре дня. Грейс с мамой. Фото: Facebook/Grace Strobel Этот инцидент стал поворотным в жизни Грейс и Линды. Они организовали программу The Grace Effect — презентацию для школ о преодолении препятствий, доброте и уважении к людям с ограниченными возможностями. Грейс за несколько лет рассказала более чем 3 тысячам учеников о жизни с синдромом Дауна.  — Я хотела поделиться с детьми, что значит сталкиваться с непониманием, а также показать, как мы можем изменить чью-то жизнь, просто проявляя доброту и уважение, независимо от того, кто вы. Мы все хотим одного и того же — чтобы нас ценили, уважали и любили, — рассказала Грейс.

http://pravmir.ru/sverstniki-travili-dev...

76 . Pierre M.-J. L’âme ensommeillée et les avatars du corps selon le sage persan//Proche-Orient Chrétien. 1982–1983. 32–33. 233–262; 104–142. 77 . Pierre M.-J. Un synode contestataire à l’époque d’Aphraate le Sage persan//La controverse religieuse et ses formes/Ed. Le Boulluec A. P. 1995. 243–279. 78 . Poirier P-H. L’Évangile selon Thomas (log. 16 et 23) et Aphraate (Dem. XV, 10–11)//Mélanges Antoine Guillaumont/Ed. Cramer P. Genève 1988. 15–18. 79 . Rizk K. Aphraate//Encyclopedic Maronite. Kaslik 1992. 1. 371–374. 80 . Rouwhorst G. А. М. The date of Easter in the Twelfth Demonstration of Aphraates//StPatr 1983. 17:3. 1374–1380. 81 . Samir Kh. [Concerning charity by Aphrahat the wise]//Bayn al-Nahrayn. 1981. 9. 187–199. [Публ. арабского пер. гомилии Афраата о милосердии]. 82 . Samir Kh., Yousif P. La version arabe de la III е Demonstration d’Aphrahat//Actes du I Congr. Int. des Ét. arabes chrétiennes. Rome 1986. 31–66. (OCA 226). 83 . Schwen P. Afrahat. Seine Person und sein Verständnis des Christentums. B. 1907. 84 . Snaith J. G. Aphrahat and the Jews//Interpreting the Hebrew Biblë Essays in honour of E. I. J. Rosenthal/Eds. Emerton J. A., Reif S. C. Cambridge 1982. 235–250. 85 . Strobel G. Textgeschichtliches zum Thomas Logion 86//ViC 1963. 17. 211–224. 86 . Terzoli R. Âme et esprit chez Aphraate//ParOr 1972. 3. 105–118. 87 . Vogl A. Die Scheolvorstellungen Afraats//OS 1978. 27.46–48. 88 . VoobusA. Aphrahat, Nachtrag zu RAG//Jahrbuch fiir Antike und Christentum. 1960 . 3. 152–155. 89 . Vööbus A. Methodologisches zum Studium des Anweisungen Aphrahats//OrC 1962. 46. 25–32. 90 . Vööbus A. Aphrahat//Reallexikon für Antike und Christentum. Supplement-Lieferung. 1986. 4. 497–506. 91 . Wozniak J. Afrahats Metapherverständnis im Lichte der Theorie von Black und Reinhardt//IV SympSyr 5 .21). 275–287. Книга степеней DS 9. 749–754 Книга из 30 глав, посвященная духовному деланию, написана неизвестным автором, жившим в конце IV или начале V в. Впоследствии это произведение (чаще в виде цитат) было популярно в монофизитской среде. Издание

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

785 Leenhardt F.-J. The Epistle of Saint Paul to the Romans: A Commentary. Trans. H. Knight. London: Lutterworth, 1961; Dunn J.D.J. Romans. Vol. II. P. 762; Moo D.J. The Epistle to the Romans. P. 799. 786 Первое мнение: Michel О. Der Brief an die Römer. Göttingen, 1966. S. 400; второе: Weiss В. Der Brief an die Römer. Göttingen, 1899. S. 530; Leenhardt F.-J. The Epistle of Saint Paul to the Romans. P. 329; Riekkinen V. Römer 13. Helsinki: SuomalainenTiedeakatemia, 1980. S. 206–207; третье: Rissi Μ., «κρνω, κρσις», Exegetical Dictionary of the New Testament. Ed. H. Balz and G. Schneider. 3 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1990–93. Vol. 2. P. 317; Barrett C.K. A Commentary on the Epistle to the Romans. P. 245; Black M. Romans. New Century Bible. Oliphants, London, 1973. P. 182; Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J.P. 792; четвёртое: Dunn J.D.J .Romans. Vol. II. P. 762; Zsifkovits V. Der Staatsgedanke nach Paulus in Röm. 13, 1–7 mit besonderer Berücksichtigung der Umwelt und der patristischen Auslegung, Wiener Beiträge zur Theologie 8 (Vienna: Herder & Herder, 1964). S. 72–73; Merklein H., «Sinn und Zweck von Röm 13,1–7. Zur semantischen und pragmatischen Struktur eines umstrittenen Textes», в: H. Merklein, ed., Neues Testament und Ethik. Für Rudolf Schnackenburg (Freiburg: Herder, 1989). S. 12–13. (По Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J.P. 792). 787 A. Strobel. «Furcht, wem Furcht gebührt. Zum profangriechischen Hintergrund von Rom 13:7 », Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft 55 (1964). S. 58–60; W.C. van Unnik, «Lob und Strafe durch die Obrigkeit. Hellenistisches zu Rom 13, 3–4 » , E.E. Ellis und E. Grässer, eds., Jesus und Paulus. Festschrift für Werner Georg Kümmel zum 70. Geburtstag (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1975). S. 334–43; B.W. Winter, «The Public Honouring of Christian Benefactors: Romans 13. 3–4 and 1 Peter 2.14–15» y Journal for the Study of the New Testament 34 (1988). P. 91–92. (По Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J.P. 793). 792 О её трудности свидетельствуют разночтения: кодексы D F G опускают ες ργν, так что получается: «Божий слуга есть (она), отмститель делающему злое». Д. Данн (Vol. II. P. 758) думает, что копиистов смутило приписывание функции Божьего гнева земным служителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

противниками. Признав несостоятельной эсхатологию М. и основывающуюся на ней идею вооруженной борьбы за веру, нек-рые анабаптистские общины сохранили память о нем как о духовном учителе, проповеднике христ. социального идеала и мученике. Однако в большинстве производных от анабаптизма протестант. движений, напр., среди меннонитов , генетическая связь анабаптизма с учением М. долгое время замалчивалась или отвергалась. Научное исследование жизни и идей М. Первые попытки изучения деятельности и идей М. на основе широкого корпуса источников относятся к кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. Определяющее влияние на первичное формирование научного подхода к наследию М. оказали работы Г. Т. Штробеля ( Strobel. 1795) и Й. К. Зайдеманна ( Seidemann. 1842), в к-рых в виде прямых публикаций или обобщающих пересказов были введены в широкий научный оборот мн. ранее неизвестные тексты М. и документы эпохи. Однако научный подход к анализу деятельности и взглядов М. был затруднен не только конфессиональной, но и политической ангажированностью (обзор направлений интерпретации и наиболее важных исследований см.: Seebass. 1994. S. 414-415; также ср.: Gritsch. 1989. P. 121-131; Goertz. 2015. S. 258-274). Следствием формирования в Европе к сер. XIX в. революционных движений и социалистических партий стал поиск в европ. истории идейных предшественников социализма. В качестве одного из таких предшественников стал рассматриваться М. Решающий вклад в развитие данной линии интерпретации был внесен Ф. Энгельсом (1820-1895), к-рый изложил свои представления о деятельности М. в соч. «Крестьянская война в Германии» (1-я публ.- 1850; последнее прижизненное переработанное изд.: Engels. 1875). Считая, что крестьянские восстания 1525 г. были не бунтами разрозненных крестьянских групп, а имеющим историческое значение выступлением организованных антифеодальных сил, Энгельс объявлял М. предводителем этого выступления, отмечая, что М. сознательно стремился к реализации демократического идеала братства, равенства и свободы, действуя в интересах крестьянства и городской бедноты.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1496–1561) и присоединившегося к нему Дирка Филипса (1504–1568). Часть их последователей переселилась в Америку. Анабаптисты часто отождествлялись с крестьянами–бунтовщиками [особенно в Тюрингии, где было сильным влияние «теократического коммунизма» и апокалиптики Томаса Мюнцера (ок. 1490–1525) – см.: The Collected Works of Thomas Muntzer/Ed. Peter Matheson. Edinburgh, 1988; Revelation and Revolution: Basic Writings of Thomas Muntzer/Ed. Michael G. Baylor. Lehigh University Press, 1993; Goertz H.J. Thomas Muntzer. Mystiker–Apokalyptiker–Revolutions. Miinchen, 1989 (англ, пер.: Thomas Muntzer: Apocalyptic Mystic and Revolutionary/Trans. Jocelyn Jaquiery; ed. P. Matheson. Edinburgh, 1993; idem. Profiles of Radical Reformers. Scottdale (Penn.), 1982; Gritsch E.W. Reformer without a Church: The Life and Work of Thomas Muentzer (1488?–1525). Philadelphia, 1967; idem. Thomas Muntzer: A Tragedy of Errors. Minneapolis, 1989; Rupp G. Patterns of Reformation. Philadelphia, 1969; Strobel G.T. Leben, Schriften und Lehren Thomas Muntzers, des Urhebers des Bauemaufruhrs in Thuringen. Numberg, 1795; Seidemann J.K. Thomas Mtinzer. Dresden; Leipzig, 1842; Merx O. Thomas Munzer und Heinrich Pfeiffer. Gottingen, 1889; Смирин M.M. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М., 1955; Штекли А. Томас Мюнцер. М., 1961], а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534–1535 гг.). Как показывают обнаруженные после 1879 г. архивы, основным пунктом расхождений анабаптистов с другими протестантскими реформаторами был вопрос о союзе между церковью и государством. 807 Smahel F. Jeronym Prazsky. Praha, 1966; Озолин Л.И. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1962. 808 Tytler P.F. The Life of John Wickliff. Edinburgh, 1826; [ Wycliffe J.] The Last Age of the Church, attributed to John Wycliffe/Ed. James Henthom Todd. Dublin, 1840; [ idem.] An Apology for Lollard Doctrines, attributed to Wicliffe/Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Болотов. Лекции. 1910. Т. 2. С. 348-367; Labriolle P., de. La crise montaniste. P., 1913; idem. Les sources de l " histoire du montanisme: Textes grecs, latins, syriaques. P., 1913; Покровский А. И. Соборы Др. Церкви эпохи первых трех веков: Ист.-канонич. исслед. Серг. П., 1914. С. 97-166; Schepelern W. Der Montanismus und die phrygischen Kulte. Tüb., 1929; Aland K. Der Montanismus und die kleinasiatische Theologie//ZNW. 1955. Bd. 46. S. 109-116; Barnes T. D. The Chronology of Montanism//JThSt. N. S. 1970. Vol. 21. N 2. P. 403-408; Powell D. Tertullianists and Cataphrygians//VChr. 1975. Vol. 29. P. 33-54; Blanchetière F. Le montanisme originel//RSR. 1978. Vol. 52. N 2. P. 118-134; 1979. Vol. 53. N 1. P. 1-22; Strobel A. Das heilige Land der Montanisten: Eine religions-geographische Untersuchung. B.; N. Y., 1980; Frend W. H. C. Montanism: Research and Problems//RSLR. 1984. Vol. 30. P. 521-537; idem. Montanism: A Movement of Prophecy and Regional Identity in the Early Church//BJRL. 1988. Vol. 70. N 3. P. 25-34; Heine R. E. The Montanist Oracles and Testimonia. Macon, 1989; Williams D. H. The Origins of the Montanist Movement: A Sociological Analysis//Religion. Abingdon, 1989. Vol. 19. N 4. P. 331-351; Tabbernee W. Montanist Regional Bishops: New Evidence from Ancient Inscriptions//JECS. 1993. Vol. 1. N 3. P. 249-280; idem. Montanist Inscriptions and Testimonia: Epigraphic Sources Illustrating the History of Montanism. Macon, 1997; idem. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007; idem. Prophets and Gravestones: An Imaginative History of Montanists and other Early Christians. Peabody, 2009; Maraval P. La «nouvelle prophétie», le montanisme//HChr. 2000. T. 1. P. 522-527; Trevett C. Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy. Camb., 2002r; Афанасьев Н. Н., протопр. Церковные Соборы и их происхождение. М., 2003. С. 74-100; Butler R. D. The New Prophecy and «New Visions»: Evidence of Montanism in the «Passion of Perpetua and Felicitas». Wash., 2006; Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. М., 2007. Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100-600 гг.). С. 93-103; Tabbernee W., Lampe P. Pepouza and Tymion: The Discovery and Archaeological Exploration of a Lost Ancient City and an Imperial Estate. B.; N. Y., 2008.

http://pravenc.ru/text/2564136.html

R. etc., 2006. Vol. 48. N 1. P. 1-17; Drozdek A. Greek Philosophers as Theologians: The Divine Arche. Aldershot, 2007; Ledesma F. Le logos du «Sophiste»: Image et parole dans le «Sophiste» de Platon//Elenchos. 2009. Vol. 30. N 2. P. 1-47; Vimercati E. The Role of the Electronic Lexicography in the Research on Plotinus: The Meaning of Logos in its Relationships with the Aristotelian Nous//Perspectives sur le néoplatonisme/Ed. M. Achard e. a. Québec, 2009. P. 31-50; Brisson L. Le Christ comme Lógos suivant Porphyre dans Contre les chrétiens (fragm. 86 von Harnack=Théophylacte, Enarr. in Joh., PG 123, col. 1141)//Le traité de Porphyre contre les chrétiens: Un siècle de recherches, nouvelles questions/Ed. S. Morlet. P., 2011. P. 277-290; Cassin B. Logos//Dictionary of Untranslatables: A Philosophical Lexicon/Ed. B. Cassin e. a. Princeton; Oxf., 2014. P. 581-595; Johnstone M. A. On «Logos» in Heraclitus//Oxford Studies in Ancient Philosophy. 2014. Vol. 47. P. 1-29; понятия «логос» и «слово» (dr) в ВЗ: Grether O. Name und Wort Gottes im Alten Testament. Giessen, 1934; May E. E. The Logos in the Old Testament//CBQ. 1946. Vol. 8. N 4. P. 438-447; Repo E. Der Begriff «Rhema» im Biblisch-Griechischen: Eine traditionsgeschichtliche und semiologische Untersuchung. Helsinki, 1951. Bd. 1: «Rhema» in der Septuaginta; Rendtorff R. Geschichte und Wort im Alten Testament//EvTh. 1962. Bd. 22. N 12. S. 621-649; Strobel A. Wort Gottes und Mythos im Alten Testament//Catholica. M ü nster etc., 1963. Bd. 17. S. 180-196; Stuhlmueller C. The Prophets and the Word of God//The Thomist. Wash., 1964. Vol. 28. P. 133-173; Rad G., von. Old Testament Theology. Edinburgh, 1965. Vol. 2. P. 80-98; Vawter B. God Spoke//The Way. L., 1967. Vol. 7. P. 171-179; Schmidt W. H. e. a. dhar , dhr//TDOT. 1978. Vol. 3. P. 84-125; Zimmerli W. Ezekiel: A Commentary on the Book of Prophet Ezekiel: 1. Chapt. 1-24. Phil., 1979; учение о Л. в межзаветный период: Dix G. H. The Heavenly Wisdom and the Divine Logos in Jewish Apocalyptic//JThSt.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

  001     002    003    004