3449 Painter, «Christology,» 51: «In the beginning» vs. «came to be» (though cf. 1:14); «was with God» vs. «sent from God» (though this often depicts Christ, too); «was God» vs. «his name was lohn»; «in the beginning with God» vs. «came for a witness»; «all things came to be through him … in him was life … the light of men» vs. «to witness concerning the light.» These parallels are inexact, but the contrast of 1:8–9 is explicit. 3450 Fritsch, Community, 117, who adds that this «could explain how the Evangelist came to know so much about John the Baptist and the Essene-Covenanter background out of which he came.» Longenecker, Ministry, 70, suggests that the «one baptism» of Eph 4shares this polemical context. Cf. Bultmann, Tradition, 165; Morris, John, 88. 3451 Daniélou, Theology, 62. Pseudo-Clementine Recognitions 1.54 warns that some followers of the Baptist proclaimed him the Christ (cited in Michaels, John, 7; cf. Luke 3:15). 3452 Stanton, Gospels, 167; Kysar, «Contributions of Prologue,» 359 n. 32; cf. still more strongly Smalley, John, 127. Taking an exalted self-understanding back to the Baptist himself (Hengel, Leader, 36) is even harder to argue. 3453 Cf. Kysar, «Contributions,» 359 (suggesting «Jewish opponents… arguing that Jesus was the equal of John the Baptist but no more»). His concessions to Bultmann, but with the warning that Bultmann certainly exaggerated, are in his n. 32. 3454 Cf. Fiorenza, Revelation, 195; cf. also Collins, Oracles, 118, who remarks concerning Egyptian oracles that the purpose of the Jewish Sibylline Oracles «was primarily to establish common ground between the Jewish and gentile worlds.» 3455 «Balaam» suggests an oracular connection (Aune, Prophecy, 218; as the greatest pagan prophet, cf. Josephus Ant. 4.104; Sipre Deut. 343.6.1; 357.18.1–2; Exod. Rab. 32:3; Num. Rab. 14:20; Pesiq. Rab. 20:1; as philosopher or sage, Pesiq. Rab Kah. 15:5; Gen. Rab. 65:20; 93:10; Lam. Rab. proem 2), but he also epitomized wickedness in Jewish lore (e.g., «the wicked Balaam» in m. " Abot 5:19; b. c Abod. Zar. 4a; Ber. 7a; Sanh. 105b, 106a; cf. Exod. Rab. 30:20; Num. Rab. 20:6), these traditions supplying details missing in Num 22–25 ; Mic 6:5 : leading Israel to immorality, hence judgment (Josephus Ant. 4.157; LA.B. 18:13; Sipre Deut. 252.1.4; p. Sanh. 10:2, §8; cf. Jude 11; Judith 5:20–21; p. Ta c an. 4:5, §10), greed and eschatological shortsightedness ( 2Pet 2:15 ; Pesiq. Rab. 41:3), folly ( 2Pet 2:15 ; Philo Cherubim 32; Worse 71; Unchangeable 181; Confusion 64, 159; Migration 115–cited by LCL l:xxv; Ecc1. Rab. 2:15, §2), and vanity (Philo Confusion 159; m. " Abot 5:19); cf. Caird, Revelation, 39, who cites Philo Moses 1.292–304; Josephus Ant. 4.126–130 in support of the idea that religious syncretism is in view here.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

345 Иисус вполне мог предсказывать и страсти, и воскресение. Согласно Марку, он делал это трижды. Однако для античных писателей было обычным вкладывать в уста своих героев или других персонажей пророческие слова об их будущей судьбе; и потому современные критики берут под сомнение подлинность приписываемых Иисусу пророчеств. Тем не менее наличие свидетельств в пользу реальности таких пророчеств дает основания верить в истинность других сделанных Иисусом заявлений. 351 Рим 5:12–14 . Хотя многим и знакомо все рассуждение (5:12–21), согласно начальным стихам которого мы оказываемся причастными к греху Адама и умираем вследствие него, я не думаю, что Павел имеет в виду именно это. Наша смерть обусловлена нашей собственной греховностью: «Смерть перешла во всех человеков, потому что... все согрешили» (5:12); таким образом, вина принадлежит нам из-за нашего греха. См. подробное обсуждение в моей работе Responsibility and Atonement (Clarendon Press), 206–207 η. 8. 357 В Быт 2приведены следующие слова Господа Бога, обращенные к Адаму: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако в третьей главе Книги Бытия сообщается о том, что Адам и Ева вкусили от этого дерева, и потому частью наказания, наложенного Богом на Адама, было: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Быт 3:19 ). 363 О том, какой вариант перевода с греческого следует признать предпочтительным – «открылся» или «сделался», см. на с. 171. 371 Джон Бартон (Barton) обсуждает вопрос о значении воскресения в своей работе «Why does the Resurrection of Christ Matter?», in S. Barton and G. Stanton (eds.) Resurrection (SPCK, 1994). Он полагает, что в основе самой «убедительной» теории относительно значения воскресения лежит «свидетельство о типе личности, которую Бог желает увековечить». Жизнь Иисуса полна святости, и потому Бог избрал ее, чтобы показать нам, что именно такую жизнь Он готов воскресить. По мнению Бартона, эта мысль в «зачаточном состоянии» присутствует в речи Петра в десятой главе Деяний Апостолов, когда Иисус, будучи тем, кто «ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (10:38), оказывается и тем, кого «Бог воскресил в третий день» (10:40). Однако вряд ли Петр хотел сказать, что Бог воскресил Иисуса только из-за его добродетельной жизни. Так как еще до рассказа о добродетельной жизни Иисуса Петр говорит нам, что «Сей есть Господь всех», а также что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (10:38). Петр недвусмысленно утверждает, что Иисус творил добро, потому что «Бог был с Ним» (10:38); и, по моему мнению, Петр говорит о том, что Бог воскресил Иисуса на основании того, кем он был, а не из-за того, что он делал, хотя то, что он делал, было следствием того, кем он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

471 Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 4 648: Die Weissagung des virten Buches Esra, dasz der Massias nach 40 järiger Herrschaft sterben werde (IV Esra 7, 28–29), hat selbstverständlich mit der Idee eines Versöhnungstodes nichts gemain. 472 Так, Couard, Die religiösen und sittlichen Anschauungen der alttestamentlichen Apokryphen und Pseudepigraphen, S. 202; Stanton, The Jewish and the Christian Messiah, p. 124–125. 473 См. Stanton, op. cit., p. 124: Messiah Ben Joseph, the Messiah, that is to say, of the ten tribes, who prepares the way for Messiah Ben-David, is not according to the original conception of his character a sufferer, but a warrior. Также и Dalman (Der leidente und der sterbende Messias der Synagoge, S. 23) говорит, что страждущий Мессия есть бен-Иосиф. Связь Мессии бен-Иосиф с 10 коленами Dalman отвергает (ibid., S. 16–17). Также Bousset, Religion des Jüdenthums, S.² 266. Но эту связь утверждает Weber (Jüdische Theologie auf Grund des Talmud, S.² 362–363). Couard говорит об умирающем Мессии бен Иосиф и страдающем Мессии бен Давид (op. cit., S. 203 Anm. 1). 476 Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 22–23; Bousset, Religion des Jüdenthums, S.² 265. 478 См. у Смирнова, Мессианские ожидания, стр. 489–490; Dalman, op. cit., S. 39; Weber, Jüdische Theologie auf Grund des Talmud, S.² 359. 479 Dalman, ibid., S. 91–92. Ср. Смирнов, Мессианские ожидания, стр. 509: „происхождение иудейского учения о страданиях Мессии нужно искать в прямом или косвенном влиянии на раввинизм христианства“. 483 См. перевод Веег’а у Kaumzsch’a, S. 298 и Charles’a, The Book of Enoch, p. 258. Критические примечания см. у Kaumzsch’a, S. 298 Anm. С.; у Charles’a ibid., p. 258. crit. not., а также у Dillmann’a, Das Buch Henoch, S. 287–288. Слова Dillmann’a повторяет Смирнов, Книга Еноха, стр. 447. 487 По седминному апокалипсису кн. Еноха, очевидно, воскресение праведных последует в седьмую седмину (гл. 91:10). Но о Мессии в седминном апокалипсисе нет вовсе речи. Кроме того, представление истории у его автора очень спутанное, почему и его толкование едва ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

620 R. Bauckham, «Kerygmatic Summaries in the Speeches of Acts,» in B. Witherington, ed., History, Literature and Society in the Book of Acts (Cambridgë Cambridge University Press, 1996) 185–217; см. также G.N.Stanton, Jesus of Nazareth in New Testament Preaching (SNTSMS 27; Cambridgë Cambridge University Press, 1974). 621 На мой взгляд, лучше всего это показано в критике Шмидта у Hall, The Gospel Framework. См. также: V.Taylor, The Formation of the Gospel Tradition (second ed.; London: Macmillan, 1935) 38–41. 622 См., например, Easton, The Gospel, глава 3; Taylor, The Formation; R. H. Lightfoot, The Gospel Message of St. Mark (Oxford: Clarendon, 1950) 102: «Стремление приспособить рассказ к определенным целям, несомненно, хорошо видно в Евангелиях – и было замечено задолго до того, как мир услышал о критике форм; однако нет причин полагать, что такое приспособление искажало смысл рассказа, или на этой основе сомневаться в достоверности источника в целом». 623 Travis, «Form Criticism,» 158–159; R. Blank, Analyse und Kritik der formgeschichtlichen Arbeiten von Martin Dibelius und Rudolf Bultmann (Basel: Reinhardt, 1981) 201. 624 G.N.Stanton, «Form Criticism Revisited,» in M.Hooker and C.Hickling, eds., What about the New Testament? (C. Evans FS; London: SCM, 1975) 23; он же, Jesus of Nazareth, 181; R. Riesner, Jesus ah Lehrer (WUNT 2/7; Tübingen: Mohr, 1981) 12–13. Касательно устных преданий вообще это отмечает J.Vansina, Oral Tradition as History (Madison: University of Wisconsin Press, 1985) 101: предания «часто служат множеству целей и используются очень по-разному» 625 Vansina, Oral Tradition, 121; cf. S. Byrskog, «A New Perspective on the Jesus Tradition: Reflections on James D.G.Dunn " " s Jesus Remembered,» JSNT 26 (2004) 468–469. 627 E.P.Sanders, The Tendencies of the Synoptic Tradition (SNTSMS 9; Cambridgë Cambridge University Press, 1969) 272. 629 См. Easton, The Gospel, 81: «Критика форм может подготовить путь для исторической критики, однако сама она – не историческая критика».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

416 По мнению Wellhausen’a, ессейская литература, может быть, в немалой мере получена нами в псевдэпиграфах (Israelitische und jüdische Geschichte, S. 6 307). 418 По справедливому суждению Holmzmann’a (Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie I, S. 47), об отношении апокалипсического мира мыслей к народному благочестию трудно высказаться определенно. Однако они не покрывают друг друга. Апокалиптика окружена тайной и рассчитана на особо квалифицированное понимание. 426 Prof. C. Burkitt вполне прав, когда об апокалипсисах прямо утверждает, что их доктрина есть доктрина о последнем суде (Jewish and Christian Apocalypses, р. 2). 427 По H. J. Holmzmann’y (Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie, B. I. S.² 90–92, 103–104), ожидание личного Мессии в послепленное время почти не имело места или отступило на задний план. Мессианская вера оживилась только в греческий период. Ср. Stanton, The Jewish and the Christian Messiah, p. III. 429 См. Haussleiter, Beiträge zur Würdigung der Offenbarung des Johannes, S. 9–10; Burkitt, Jewish and Christian Apocalypses, р. 6. 433 По мнению Smanmon’a, 4 Ездр. и Апк. Варуха не должны быть обязательно признаны заключающими идею предсуществования Мессии, хотя они и свидетельствуют о том, что его образ представлялся все более таинственным (p. 131–132). 434 Ен.48:6, с его идеей домирного предсуществования Мессии должно считать, – по мнению Dalman’a (Die Worte Jesu, B. I, S. 107), – неподлинным. 435 Faye (Les Apocalypses juives, p. 126–127) говорит, что иудеи не различали между идеальным и реальным. Это не совсем справедливо, если иметь в виду раввинистическое учение о предсуществовании Мессии. Кроме того, раввины приписывали предсуществование и таким вещам, как покаяние, которое они, конечно, не представляли в форме какого-либо предмета. Затем, по мнению Faye, предсуществование и других вещей, если оно им евреями приписывалось, есть реальное, а не идеальное (p. 128–131). Но это, по крайней мере, не всегда справедливо. 436 Baldensperger, op. cit., S. 146–147. По Faye, учение о предсуществовании стоит в связи с идеей избрания еврейского народа (p. 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Смысл спасительной вести в Евангелии от Марка можно обобщить следующим образом: любое обращение и движение ко благу в рамках человеческой истории бессмысленно и неосуществимо одними естественными человеческими силами и средствами, если не прибегнуть ко Христу Спасителю, Который даровал миру освобождение и новую жизнь. Чтения из Евангелия от Марка в течение годового богослужебного круга предлагаются по субботам и воскресеньям Великого поста (кроме недели Торжества Православия), а также в рядовых чтениях последних седмиц периода Матфея и Луки, т.е. в рядовых чтениях после 12-й седмицы Матфея и после 13-й седмицы Луки. 6. Евангелие от Матфея  Библиография  Толкования: Ωριγνη. PG 13; Χρυσοστμου. PG 57 и 58; Κυρλλου Αλεξνδρεις. PG 72; Θεοφυλκτου. PG 123; Ζιγαβηνου. PG 129; Δ ομαλ Ν. Ερμηνεα κ παραλλλου των τριν πρτων εαγγελων//Ερμηνεα ες την Κ. Δ. Τ. 2–3. 1892; Cramer. Catenae. I, 1–257; Reuss J. Matthaus-Kommentareausdergriechischen Kirche. 1957; ΤρεμπλαΠ. Υπμνημα εςτ χατ Ματθαον. 1951,52000; Bonnard P. L’Evangile selon St. Matthieu. CNT 1.1963, 2002; Davies W., Allison D. The Gospel according to St. Matthew. ICC, t. I–II. 1988–91; Grundmann W. Das Evangelium des Matthaus. ThHNT 1968, M975; Luz U. Matthaus-evangelium. EKK, 1.1. 4989; t. II. 1990; t. III. 1997. Научные исследования: Τ κατ Ματθαον Εαγγλιο. Προβλματα μεταφραστικ, φιλολογικ, Ιστορικ, ρμηνευτικ, θεολογι κ//Εισηγσεις Ζ» Συνξεως ’Ορθοδξων Βιβλικν θεολγων (Материалы VII съезда православных библеистов. Бухарест, сентябрь 1993), 1996; γουρδη Σ. π το δρους μιλα το ’Ιησο (Введение и краткое толкование). 1975; Он же. Ματθαος εαγγελιστς. Αθνα, 2000; Οικονμου Χρ. ΟΙ παρχς της οκουμενικτητας της Εκκλησας//Σπουδς στν ρχγονο Χριστιανισμ. 1. 1997; Σιτη Μ. Ερμηνεα ες τν π το δρους μιλα το Κυρου//«ρθοδξος Επιστασα». Б.г.; Στογιννου Β. προσκνηση τν μγων. ρμηνευτικ Μελετματα. 1988.592–651; Brown R. The Birthofthe Messiah. 1993; Luz U. Studies in Matthew. 2005; Stendahl K. The School of St. Matthew and its Use of the Old Testament. 1954, 2 1968; Stanton G. A Gospel for a new People. Studies in Matthiew. 1994.  6.1. Содержание Евангелия от Матфея

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

756 Отметим важное замечание G. Theissen, The Miracle Stories of the Early Christian Tradition (tr. F. McDonagh; Edinburgh: Clark, 1981) 195: «Взаимоотношения между изменчивостью и стабильностью должны определяться для каждого жанра [христианской литературы] в отдельности». 757 Это показывает на конкретных примерах Dunn, Jesus Remembered, 210–224; он же, «Altering the Default Setting: Re-Envisaging the Early Transmission of the Jesus Tradition,» NTS 49 (2003) 156–163. 759 Ε. E. Ellis, «New Directions in Form Criticism,» там же, Prophecy and Hermeneutic in Early Christianity (WUNT 18; Tübingen: Mohr, 1978) 242–247; idem, «The Synoptic Gospels and History,» in B. Chilton and C. A. Evans, eds., Authenticating the Activities of Jesus (NT Tools and Studies 28, 2; Leiden: Brill, 1999) 53–54; см. также Riesner, Jesus als Lehrer, 491–498. 760 A. Millard, Reading and Writing in the Time of Jesus (Sheffield: Sheffield Academic, 2000), особенно главы 7–8. 761 H.Y.Gamble, Books and Readers in the Early Church (New Haven: Yale University Press, 1995) 28–32. 762 См. Byrskog, Story as History, 116: «Записи не избегались, но служили подспорьем для памяти: в них заносилось то, что следовало запомнить в результате устной коммуникации». 763 Gerhardsson, Memory, 157–163; он же, The Reliability of the Gospel Tradition (Peabody: Hendrickson, 2001) 12–13. 766 О разновидностях записных книжек (восковые дощечки, папирусные и пергаменные записные книжки и т.д.) см. L.A.Alexander, «Ancient Book Production and the Circulation of the Gospels,» in R. Bauckham, ed., The Gospels for All Christians: Rethinking the Gospel Audiences (Grand Rapids: Eerdmans, 1998) 73–75, 82–84; Stanton, Jesus, 173–178, 187–188. Множество примеров использования записных книжек в древности см. в: С. S. Keener, The Gospel of John: A Commentary, vol. 1 (Peabody: Hendrickson, 2003) 55–56. 767 В отличие от Millard, Reading, выступающего за широкую грамотность, С. Hezser, Jewish Literacy in Roman Palestine (TSAJ 81; Tubingen:Mohr, 2001), полагает, что грамотными были менее 10% палестинцев, возможно, всего 3%.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

360 J. Hamburger, Real-Encyclopadie des Judenthums II, S. 736 cp. его же Real-Encyclopädie III, 4, S. 5 («Der Sohn Davids [Messias] kommt erst, wenn die Angebereien überhandnehmet warden»). 36 (падение Рима будет началом царства Божия); Aug. Wünsche, Neue Beiträge zur Erläuterung der Evangelien, Göttingen 1872, S. 306–307; Н. Переферкович, Талмуд I, стр. 106, и выше прим. 56 на стр. 293, к чему см. еще J. Hamburger III, 4, S. 14, 94 (для p. Ioce). 3 (для p. Ioce бен-Кисма). 363 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 79. J. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 435–436. A. Fr. Gfrorer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 268. Frz Delitzsch, Der Messias als Versohner, S. 18–19. G.H. Dalman, Der Jeidende und der sterbende Messias, S. 61. J. Chr. C. Dopke, Hermeneutik der neutestamentl. Schriftsteller, S. 166. 364 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 58. J. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 969–970. Frz Delitzsch, Der Messias als Versöhner, S. 20. Cp. V.H. Stanton, The Jewish and the Christian Messiah, p. 123–124. 366 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 63. Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 343–344=Jüdische Theologie, S. 359. 367 Отсюда и разное отношение к сходному, по внешности, образу, как отмечено у W. Baldensperger’a, Das Selbsbewusstsein Jesu, S. 151–152: «Для иудеев страждущий Мессия есть прокаженный, от которого они отвращаются с ужасом, – на увенчанном тернами с отрадой покоятся глаза христиан; одни спрашивали, как избавиться от мессианских скорбей, – другие веровали в свое избавление именно крестом». 368 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 57. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 343=Jüdische Theologie, S. 359. Frz Delitzsch, Brief an die Römer, S. 78 (ad III, 21 sequ.). 369 Разъяснение этого пункта (с разбором мнения A. Fr. Gfrörera o Мессии, как втором законодателе) см. у W. Baldensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu, S. 138 flg. 370 Поскольку Тора есть единственный путь спасения (E. Schürer, Die Predigt Jesu Christi, S. 12; cp. прим. 56, 63, 64, 293 на стр. 292–293, 294:642), то и упразднение закона не дело Мессии: J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums III, 3, S. 51. Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 37, 192, 360 flg.=Jüdische Theologie, S. 38, 199, 378 flg., и в трактате I на стр. 81 к прим. 138–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

518 Об этом и аналогичных пассажах см.: S.Inowlocki, « " Neither Adding Nor Omitting Anything»: Josephus» Promise not to Modify the Scriptures in Greek and Latin Context,» JJS 56 (2005) 48–65. 519 Inowlocki, «Neither Adding,», отмечает, что притязания Иосифа соответствуют античному представлению о переводе как о передаче содержания текста и адаптации его к контексту; однако даже такое определение едва ли можно распространить на практику Иосифа в целом. 520 A. D. Baum, «Papias, der Vorzug der Viva Vox und die Evangelienschriften,» NTS 44 (1998) 146. 521 О «припоминании» в связи с устной передачей см.: J.D.G.Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 278–280; S. Byrskog, «A New Perspective on the Jesus Tradition: Reflections on James D.G.Dunn " " s Jesus Remembered,» JSNT 26 (2004) 463–467. 525 A. Momigliano, The Development of Greek Biography (Cambridgë Harvard University Press, 1993) 52–54; M.C.Moeser, The Anecdote in Mark, the Classical World and the Rabbis (JSNTSup 227; Sheffield: Sheffield Academic, 2002) 64–65; N.Hyldahl, «Hegesipps Hypomnemata,» ST 14 (1960) 77–83; L. Abramowski, «The " Memoirs of the Apostles» in Justin,» in P. Stuhlmacher, ed., The Gospel and the Gospeh (Grand Rapids: Eerdmans, 1991) 326–328. 526 R. M. Grant, The Earliest Lives of Jesus (New York: Harper, 1961) 18; V. K. Robbins, Jesus the Teacher: A Socio-Rhetorical Interpretation of Mark (Minneapolis: Fortress, 1992) 66. 527 Об аутентичности дошедшего до нас текста и свидетельствах в пользу того, что речь идет о Евангелии от Марка, см.: G.N.Stanton, Jesus and Gospel (Cambridgë Cambridge University Press, 2004) 101; Abramowski, «The «Memoirs,»» 334–335. 528 C.E.Hill, The Johannine Corpus in the Early Church (Oxford: Oxford University Press, 2004) 339–340, полагает, что Иустин здесь зависит от Папия. 532 Наиболее развернутую аргументацию см. у: A. D. Baum, «Papias als Kommentator evangelischer Aussprüche Jesu,» NovT 38 (1996) 257–276. 533 A. Stewart-Sykes, From Prophecy to Preaching: A Search for the Origins of the Christian Homily (Vigiliae Christianae Supplements 59; Leiden: Brill, 2001) 206–208.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

620 О. Pfleiderer: Der Paulinismus, S. 22–23. 13. 78. 144–145; Das Urchristenthum, S. 164 flg.; The Influence of the Apostle Paul, p. 60–61. 621 Cp. к сему F. Weber, Die Lehren des Talmud: S. 46 (восполнение недостатка знания Торы); 49 (усиление своей молитвы заслугами предков); 50. 292 (капитал добродетелей, выплачиваемый в будущей жизни, и проценты, коими человек пользуется здесь – на земле); 53. 280. 313. 318 (святость праотцев – необходимое восполнение для слабых и [S. 56. 265] сообщает всему Израилю характер непорочности, поскольку [S. 282] это национальное достояние); 224 (смерть невинных детей избавляет грешных родителей); 352 (умершие вне Палестины будут воскрешены ради заслуг Моисея, погребенного за ее пределами именно с этой целью). 622 Pfleiderer, Das Urchistenthum, S, 170; см. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 284=Jüdische Theologie, Lpzg 1897 (cp. стрн. 186, прим. 17), S. 296. 623 В своем Essai de critique littéraire et théologique под заглавием «Les apocalypses juives» (Paris 1892) Eugène de Faye не без основания полагает (p. 112 et not.), что вся раввинская теория оправдания и умилостивления имела национально-этический интерес – обеспечить спасение для всех членов дома Израилева. 624 Cp. Liber Esdrae quartus 8:29, где Салафиил просит Бога о помиловании по вниманию к тем, qui legem, tuam splendide docuerunt у O. Fritzsche, Libri V. T. pseudepigraphi, p. 48, и у Ad. Hilgenfeld Messias Judaeorum, libris eorum paulo ante et paulo post Christum natum conscriptis illustratus, Lipsiae 1869, p. 148. 628 F. Weber ibid., S. 299. 334=Jüdische Theologie, S. 312. 348. Ср. Fz. Delitzsch, Brief an die Römer, S. 81–82 (к 5:10). 629 F. Weber ibid., S. 252=Jüdische Theologie, S. 261–262. 409. Cp. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah, vol. I (London 1884: second edition), p. 509. 631 Достойно внимания, как понимали и высшие и низшие в Израиле свое избавление, если они говорили, что Христос должен спасти Себя сошествием со креста (Мф. 28:40 сл.). 632 Ср. Prof. Ernest D. Burton, Saul’s Experience on the way to Damascus в «The Biblical Worlds 1893 (Chigago), I, p. 14–15. Spiritual Development of St. Paul by the Rev. George Matheson, Edinburg and London 1892 (third edition), p. 34. Geschichie des jüdischen Volkes Zeitalter Jesu Christi von Prof. Emil Schürer, Bnd II (Lpzg 1886), S. 466. The Jewish and the Christian Messiah: A Study in the Earliest History of Christianity. By Vincent Henry Stanton. Edinburgh 1886. P. 122–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010