(StAnselm; 99. Analecta Liturgica; 12); Taft R. A Tale of Two Cities: The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History//Time and Community: In Honor of Th. Talley/Ed. J. N. Alexander. Wash., 1990. P. 21-41; Quinlan A. Triodion Sinait. Gr. 734-735: Diss. R., 1991; Fenwick J. R. K. The Anaphoras of St. Basil and St. James: An Investigation into Their Common Origin. R., 1992. (OCA; 240); Bermejo Cabrera E. La proclamación de la Escritura en la liturgia de Jerusalén: Estudio terminológico del «Itinerarium Egeriae». Jerusalem, 1993. (SBF. Coll. Maj.; 37); Eger. Itiner./Ed. P. Maraval. P., 1997. (SC; 296); Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Tovey Ph. The Liturgy of St. James as Presently Used. Camb., 1998; Ray W. August 15 and the Development of the Jerusalem Calendar: Diss. Notre Dame (Ind.), 2000; Garcia del Valle C. Jerusalén, la liturgia de la Iglesia Madre. Barcelona, 2001; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78; он же. Иерусалимский типикон в К-поле в Палеологовский период//Там же. 2003. 5. С. 77-87; Morozowich M. M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions: The Liturgical Celebration from the IV to the XIV Cent.: Diss. R., 2002; Frøyshov S. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus ibericus 34: Diss. P., 2003; Verhelst S. Les lieux de station du lectionnaire de Jérusalem//Proche-Orient chrétien. 2004. Vol. 54. P. 13-70, 247-289; Καζαμας Α. Η θεα λειτουρϒα το ϒου Ιακβου το Αδελροθου κα τ να σινατικ χειρϒραφα. Θεσσαλονκη, 2006. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/иерусалимского ...

Л. Якобили в XVII в. создал народную версию Жития Е. на итал. языке ( Iacobili L. Vite dei Santi e Beati dell " Umbria. Foligno, 1647. Bologna, 1971r. T. 1) и наметил основные даты жизни Е. следующим образом: 487 г.- приход в Нурсию, 526 г.- избрание настоятелем, 23 мая 540 г.- кончина. По преданию, после смерти Е. Ф. удалился в Фульгинию (ныне Фолиньо, обл. Умбрия, Италия) к свт. Викентию и жил в построенном им монастыре во имя свт. Сильвестра. Скончался Ф. 1 июня 547 г. Останки святого были погребены в кафедральном соборе св. Фелициана. Согласно сведениям, зафиксированным в дипломах герм. императоров Оттона III и Конрада II (кон. X - 1-я пол. XI в.), Е. был настоятелем мон-ря Кампли, основанного в кон. V в. св. Спесом в Касторианской долине. В X в. здесь было уже крупное бенедиктинское аббатство в честь Е., где хранились мощи и одежда святого. Однако, по мнению нек-рых зап. ученых, следует различать 3 обители в этой долине (DHGE. T. 16. Col. 77). Память Е. впервые появляется в Мартирологе аббатства Фарфа (XI в.) под 23 мая. Празднование Ф. совершалось 27 июня в Нурсии, 1 июня в Фульгинии. Петр Наталис († 1370) в «Каталоге святых» объединил день памяти Е. и Ф. под 28 дек. ( Petr. Natal. CatSS. II 11). Кард. Цезарь Бароний заменил в Римском Мартирологе эту дату 23 мая. В греч. синаксарях память Е. и Ф. отсутствует, хотя «Диалоги» свт. Григория Великого были известны в Византии уже со 2-й пол. VIII в. В календарь РПЦ память Е. и Ф. перешла из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским. Ист.: BHL, N 2791; ActaSS. Mai. T. 5. P. 249-251; MartRom. Comment. P. 204; Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 845-848; Pirri P. L " abbazia di S. Eutizio in Valcastoriana presso Norcia. R., 1960. P. 9-16, 257-263. (StAnselm.; 45) [la Legenda S. Eutizio]; MartUsuard//PL. 124. Col. 850; ЖСв. Авг. С. 397-401; Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот. изд.: К. Дидди. М., 2001. С. 260-271. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255; Т. 3. С. 336; Carrafa F. Eutizio e Florenzo//BiblSS. Vol. 5. Col. 340-341; Verbraken P. Euticius//DHGE. T. 16. Col. 77-78.

http://pravenc.ru/text/187594.html

В «Сотнице» К. К. и Игнатий также используют, но без упоминания имен сочинения современников, писателей XIII-XIV вв. (в т. ч. цитируя по ним более древних авторов): прп. Григория Синаита , свт. Григория Паламы и Каллиста Ангеликуда , трактат «О хранении сердца» Никифора Исихаста. Напр., авторы «Сотницы» используют творения Каллиста Ангеликуда, не упоминая его имени: 16-я гл. «Сотницы» содержит заимствования из «Слова 16» «Исихастского утешения» - «О мысленной брани» (Περ νοητο πολμου.- Callistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits/Introd., texte crit., trad. et notes archim. Symeon Koutsas. Athènes, 1998. P. 120-122) ( Rigo. 2011. P. 397-398). Т. о., «Сотница» с ее четкой тематической структурой является прекрасным примером заключительного периода визант. мистики, синтеза древней и современной авторам аскетических традиций, где центральное место занимают молитва Иисусова и сопутствующие ей психофизические методы. Перу К. К. и Игнатия принадлежат также опубликованное прп. Никодимом Святогорцем под именем Каллиста соч. «О плодах умной и сердечной молитвы» (Κπος χαρτων. Ενετσιν, 1819. Σ. 221-222) (этот трактат отсутствует в греч. и рус. «Добротолюбии», но имеется в славянском: ИАБ, 6. 1903) и письмо мон. Иоасафу (PLP, N 8894), перевод к-рого по рукописи Vat. Barber. gr. 355 (Fol. 309r) выполнен А. Риго ( Rigo. 1993. P. 202-203; Idem. 2008. P. 789-790). «Святыми» (γιοι) и «божественными» (θεοι) К. К. и Игнатий назывались уже ближайшими современниками (Исидор Фессалоникийский, Сильвестр Сиропул), однако не удается найти следы реального почитания братьев во святых вплоть до XVIII в., когда прп. Никодим Святогорец в «Синаксаре» указал на 22 нояб. как на память К. К. На самом деле 22 нояб.- день памяти некоего прп. Каллиста ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 362). Эта память древнее XIV в. и уже содержится в греч. афонских Синаксарях XIII в. (ГИМ. Син. греч. 369, 390; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 527). Лит.: PLP, N 20820; ИАБ, 6, 1897-1911; Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos//REB. 1960. Vol. 18. P. 200-204; Rigo A., ed. L " amore della quiete: L " Esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo. Magnano, 1993; idem. La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi l " Areopagita//Il monachesimo tra eredità e aperture: Atti del simposio «Testi e temi nella tradizione del monachesimo cristiano». R., 2004. P. 351-392. (StAnselm; 140) (рус. пер.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит/Пер.: Г. Вдовина//Символ. 2007. 52. С. 72-116); idem, ed. Mistici Bizantini. Torino, 2008; idem. Une summa ou un florilege commente sur la vie spirituelle?: L " œuvre «Methodos kai kanon» de Calliste et Ignace Xanthopouloi//Encyclopedic Trends in Byzantium?/Ed. P. Van Deun, C. Macé. Leuven, 2011. P. 387-438. (OLA; 212); Λικουρας Κ. Η περ τς πνευματικς ζως κα τελεισεως νηπτικ διδασκαλα Καλλστου κα Ιγνατου τν Ξανθοπολων. Αθναι, 2001 [=ΕΕΘΣΠΑ. 1999. Τ. 34. Σ. 327-386].

http://pravenc.ru/text/1320097.html

Phil., 1986. P. 271-306; Dummer J. Zum Problem der sprachlichen Verständigung in den Pachomius-Klöstern//BSAC. 1969/1970. Vol. 20. P. 43-52; Debono F. La basilique et le monastère de st. Pachôme: (Fouilles de l " Inst. Pontifical d " Archéologie Chrétienne, à Faou-el-Qibli, Haute-Égypte - Jan., 1968)//BIFAO. 1970. Vol. 70. P. 191-221; Wipszycka E. Les confréries dans la vie religieuse de l " Égypte chrétienne//Proc. of the 12th Intern. Congr. of Papyrology/Ed. D. H. Samuel. Toronto, 1970. P. 511-525; eadem. Les terres de la congrégation pachômienne dans une liste de payments pour les apora//Le monde grec: Pensée, littérature, histoire, documents: Hommage à C. Préaux/Ed. J. Bingen et al. Brux., 1975. P. 625-636; eadem. The Nag Hammadi Library and the Monks: A Papyrologist " s Point of View//J. of Juristic Papyrology. N. Y. etc., 2000. Vol. 30. P. 179-191; Young D. W. The Milieu of Nag Hammadi: Some Historical Considerations//VChr. 1970. Vol. 24. P. 127-137; Ruppert F. Das pachomianische Mönchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams. Münsterschwarzach, 1971; V ogüé A., de. La Vie arabe de st. Pachôme et ses deux sources présumées//AnBoll. 1973. Vol. 91. N 3/4. P. 379-390; idem. Le nom du supérieur de monastère dans la Règle pachômienne// Idem. De st. Pachôme à Jean Cassien: Études littéraires et doctrinales sur le monachisme égyptien à ses débuts. R., 1996. P. 71-77. (StAnselm; 120); idem. Les noms de la porte et du portier dans la Règle de St. Pachôme//Ibid. P. 157-159; Robinson J. M. The First Season of the Nag Hammadi Excavation: 27 Nov.- 19 Dec. 1975//Göttinger Miszellen. 1976. Bd. 22. S. 71-79; idem. Introd.//The Nag Hammadi Library in English. Leiden, 19842. P. 1-25; Chadwick H. The Domestication of Gnosis//The Rediscovery of Gnosticism: Proc. of the Intern. Conf. on Gnosticism, March 28-31, 1978. Leiden, 1980. Vol. 1: The School of Valentinus/Ed. B. Layton. P. 3-16; idem. Pachomios and the Idea of Sanctity//The Byzantine Saint: Univ. of Birmingham. 14th Spring Symposium of Byzantine Studies/Ed.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

H. Rahner/Hrsg. J. Daniélou. Freiburg, 1961. S. 113-133; idem. Vom Umgang mit der Bibel im ältesten Mönchtum//Theologie u. Philosophie. Freiburg, 1966. Bd. 41. S. 557-566; idem. Das Vermächtnis des Ursprungs: Studien zum frühen Mönchtum. Würzburg, 1972. Bd. 1; 1983. Bd. 2: Pachomius - der Mann und sein Werk; idem. Pachôme//DSAMDH. Vol. 12. Col. 7-16; Chitty D. J. Pachomian Sources Reconsidered//JEcclH. 1954. Vol. 5. P. 38-77; idem. The Desert a City. Cretwood (N. Y.), 1966; Leipoldt J. Pachom//BSAC. 1962. Vol. 16. P. 191-229; Torp H. Murs d " enceinte des monastères coptes primitifs et couvents-forteresses//MArHist. 1964. T. 76. P. 173-200; Festugière A.-J., trad. Les moines d " Orient. P., 1965. Vol. 4. Pt. 2: La première vie grecque de st. Pachôme; Dörries H . Die Vita Antonii als Geschichtsquelle// Idem. Wort u. Stunde. Gött., 1966. Bd. 1: Gesammelte Studien zur Kirchengeschichte des IV. Jh. S. 145-224; Molle M. M., van. Essai de classement chronologique des premières Règles de vie commune connue en chrétienté//La vie spirituelle. Suppl. P., 1968. N 84. P. 108-127; idem. Confrontation entre les Règles et la littérature pachômienne postérieure//Ibid. N 86. P. 394-424; Quecke H. Ein Pachomiuszitat bei Schenute//Probleme der koptischen Literatur/Bearb. von P. Nagel. Halle, 1968. S. 155-171; idem. Gebet und Gottesdienst der Mönche nach den Texten//Le site monastique copte des Kellia: Sources historiques et explorations archéologiques. Gen., 1986. P. 93-103; Veilleux A. La liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrième siècle. R., 1968. (StAnselm; 57); idem. Holy Scripture in the Pachomian Koinonia//Monastic Studies. Pine City (N. Y.), 1974. Vol. 10. P. 143-153; idem. Pachomian Koinonia. Kalamazoo, 1980. Vol. 1: The Life of St. Pachomius and His Disciples; 1981. Vol. 2: Pachomian Chronicles and Rules; 1982. Vol. 3: Instructions, Letters, and Other Writings of St. Pachomius and His Disciples; idem. Monasticism and Gnosis in Egypt//The Roots of Egyptian Christianity.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

J. R. M‘Kee. Edinb.; L., 1910; Reitzenstein R. Der Titel Märtyrer//Hermes. 1917. Bd. 52. S. 442-452; Duchesne L. Origines du culte chrétien. P., 19205; Delehaye H. Martyr et Confesseur//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 20-49; idem. Sanctus. Brux., 1927; Peeters P. Les traductions orientales du mot Martyr//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 50-64; Dornseiff F. Der Märtyrer: Name und Bewertung//ARW. 1923/1924. Bd. 22. S. 133-153; Viller M. Le martyre et l " ascèse//RAM. 1925. T. 6. P. 102-142; Bousset W., Gressmann H. Die Religion des Judentums im Späthellenistischen Zeitalter. Tüb., 1926; Lohmeyer E. L " idée du martyre dans le Judaïsme et dans le Christianisme primitif//RHPhR. 1927. Vol. 7. P. 316-329; Riddle D. W. The Martyrs: A Study in Social Control. Chicago, 1931; Leclercq H. Martyr//DACL. 1932. T. 10. Pt. 2. Col. 2359-2512; D ö lger F. J. Das Martyrium als Kampf mit dem Teufel//Antike und Christentum. Münster, 1932. Bd. 3. 177-188; Surkau H. Martyrien in jüdischer und frühchristlicher Zeit. Gött., 1938; G ü nther E. Martys: Die Geschichte eines Wortes. Hamburg, 1941; Grabar A. Martyrium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1946. 2 vol.; Hummel E. L. The Concept of Martyrdom according to St. Cyprian of Carthage. Wash., 1946; Perler O. Das Vierte Makkabäerbuch, Ignatius von Antiochien und die Ältesten Märtyrerberichte//RACr. 1949. Vol. 25. P. 47-72; Benz E. Christus und Socrates in der alten Kirche//ZNW. 1950/1951. Bd. 43. S. 195-224; Cassin E. Daniel dans la «fosse» aux lions//RHR. 1951. Vol. 139. P. 129-161; Lohse E. Märtyrer und Gottesknecht. Gött., 1955; Capmany Casamitjana J. «Miles Christi» en la espiritualidad de San Cipriano. Barcelona, 1956; Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Torino, 1956; Malone E. The Monk and the Martyr//StAnselm. 1956. N 38. P. 201-228; Gaiffier B., de. Réflexions sur les origines du culte des martyrs//La Maison-Dieu. 1957. T. 52. P. 19-43; idem. La lecture des Passions des martyrs à Rome avant le IXe siècle//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Sweeney, Marvin A. «A Form-Critical Reassessment of the Book of Zephaniah.» CBQ 53 (1991): 407408. Sweeney, Marvin A. «Habakkuk.» HBC. San Francisco: Harper Collins, 1988. Sweeney, Marvin A. «Habakkuk, Book of» ABD, 3:12. Sweeney, Marvin A. «Structure, Genre and Intent in the Book of Habakkuk.» FT 41 (1991): 6383. Sweeney, Marvin A. The Twelve Prophets. Vol. 1. Hosea, Joel, Amos, Obadiah, Jonah. Ed. by David W. Cotter. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2000. Sweeney, Marvin A. The Twelve Prophets. Vol. 2. Micah-Malachi. Ed. by David W. Cotter. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2000. Sweeney, Marvin A. Zephaniah. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 2003. Szeles, Maria Eszenyei. Wrath and Mercy: A Commentary on the Books of Habakkuk and Zephaniah. Grand Rapids: Eerdmans, 1987. Tsumura, David T. «Ugaritic Poetry and Habakkuk 3.» TynBul 40 (1989): 2448. Unger, Merrill. Zechariah. Grand Rapids: Zondervan, 1963. VanGemeren, Willem. Interpreting the Prophetic Word. Grand Rapids: Zondervan, 1990. Verhoef, Pieter A. The Books of Haggai and Malachi. NICOT. Grand Rapids: Eerdmans, 1987. von Rad, Gerhard. Old Testament Theology. Trans, by D.M.G. Stalker. New York: Harper and Row, 1965. Waltke, Bruce K. «Micah.» In Obadiah, Jonah and Micah. Ed. by D.W. Baker, T.D. Alexander, and B.K. Waltke. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1988. Walton, John, et al. The IVPBible Background Commentary: Old Testament. Downers Grove, IL: InterVarsity, 2000. Ward, J.M. Hosea: A Theological Commentary. New York: Harper and Row, 1966. Watts, J.D.W. Obadiah: A CriticalExegetical Commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 1969. Whiting, J.D. «Jerusalem " s Locust Plague.» National Geographic 28 (1915): 511550. Wiseman, DJ. «Jonah " s Nineveh.» TynBul 30 (1979): 2952. Wolff, Hans Walter. Haggai: A Commentary. Trans, by Margaret Kohl. Minneapolis: Augsburg, 1988. Wolff, Hans Walter. Hosea. Hermeneia. Trans, by G. Stansell. Philadelphia: Fortress Press, 1974. Wolff, Hans Walter. Joel and Amos. Hermeneia. Trans, by W. Janzen et al. Philadelphia: Fortress, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Bibbia e vita spirituale negli scritti di Orsiei//Bibbia e spiritualità/Ed. C. Vagaggini. R., 1967. P. 83-119; Molle M. M., van. Confrontation entre les règles et la littérature pachômienne postérieure//La Vie Spirituelle: Suppl. P., 1968. N 86. P. 394-424; Guy J.-C. Horsièse//DSAMDH. 1969. Vol. 7(1). Col. 763; Vogüé A., de. Points de contact du chapitre 32 de l " Histoire Lausiaque avec les écrits d " Horsièse//StMon. 1971. Vol. 13. N 2. P. 291-294; idem. Les pièces latines du dossier pachômien//RHE. 1972. Vol. 67. N 1. P. 26-67; idem. Les nouvelles lettres d " Horsièse et de Théodore: Analyse et commentaire//StMon. 1986. Vol. 28. N 1. P. 7-50; Quecke H. Ein Brief von einem Nachfolger Pachoms: (Chester Beatty. Ms. Ac. 1486)//Orientalia. N. Y. etc., 1975. Vol. 44. N 3. P. 426-433; idem. Eine Handvoll Pachomianischer Texte//ZDMG. 1977. Suppl. 3(1). S. 221-229; Samir S. K. Témoins arabes de la catéchese de Pachôme «A propos d " un moine rancunier» (CPG 2354.1)//OCP. 1976. Vol. 42. P. 494-508; Orlandi T. Nuovi testi copti pacomiani//Commandements du Seigneur et libération évangélique: Études monastiques proposées et discutées à Saint-Anselme, 15-17 févr. 1976/Ed. J. Gribomont. R., 1977. P. 241-243. (StAnselm; 70); idem. Due rotoli copti papiracei da Dublino: (Lettere di Horsiesi)//Proc. of the 16th Intern. Congr. of Papyrology: New York, 24-31 July 1980/Ed. R. S. Bagnall. Chico, 1981. P. 499-508. (American Studies in Papyrology; 23); idem. Due fogli papiracei da Medinet Madi (Fayum): L " Historia Horsiesi//Egitto e Vicino Oriente. Pisa, 1990. Vol. 13. P. 109-126; Krause M. Der Erlassbrief Theodors//Studies Presented to H. J. Polotsky/Ed. D. W. Young. Beacon Hill, 1981. P. 220-238; Baumeister T. Der aktuelle Forschungsstand zu den Pachomiusregeln//Münchener Theologische Zschr. 1989. Bd. 40. N 4. S. 313-321; Veilleux A. Horsiesios, Saint//CoptE. 1991. Vol. 4. P. 1257-1258; Joest C. Proverbia 6, 3 und die Bruderliebe bei den Pachomianern//VChr. 1993. Vol. 47. N 2. P. 119-130; idem.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

1963. T. 81. P. 31-58; idem. Une clé littéraire de la «Vita Martini» de Sulpice Sévère: La typologie prophétique//Mélanges Christine Mohrmann. Utrecht; Anvers, 1963. P. 84-95; idem. Alle fonti della agiografia europea: Storia e leggenda nella vita di S. Martino di Tours//RSLR. 1966. Vol. 2. P. 187-206; idem. L " ascetisme chrétien dans la littérature gallo-romaine d " Hilaire à Cassien//La Gallia romana. R., 1973. P. 87-115; idem. Hagiographie et politique, de Sulpice Sévère à Venance Fortunat//RHEF. 1976. T. 62. N 168. P. 113-140; idem. L " aristocratie occidentale devant la monachisme aux IVe et Ve siècles//RSLR. 1979. Vol. 15. P. 28-53; idem. Victrice de Rouen et les origines du monachisme dans l " ouest de la Gaule (IVe-VIe s.)//Aspects du monachisme en Normandie (IVe-XVIIIe s.)/Éd. L. Musset. P., 1982. P. 9-29; idem. Martin (saint), évêque de Tours//DSAMDH. T. 10. Col. 687-694; idem. La place particulière de la «Vita Martini» dans la littérature latine chrétienne//Via Latina. Avignon, 2005. N 172. P. 53-59; idem. Martin of Tours//Encyclopedia of Ancient Christianity/Ed. A. Di Berardino. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 2. P. 699-700; Ewig E. Le culte de St. Martin à l " époque franque//RHEF. 1961. T. 47. N 144. P. 1-18; idem. Der Martinskult im Frühmittelalter//Archiv f. mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1962. Bd. 14. S. 11-30; Gribomont J. L " influence du monachisme oriental sur Sulpice Sévère//Saint Martin et son temps. R., 1961. P. 135-150; Griffe E. St. Martin et le monachisme gaulois//Ibid. P. 3-24; Saint Martin et son temps: Mémorial du XVIe centenaire des débuts du monachisme en Gaule, 361-1961. R., 1961. (StAnselm; 46); Vieillard-Troiekouroff M. Le tombeau de saint Martin retrouvé en 1860//RHEF. 1961. T. 47. N 144. P. 151-183; Studer B. Zu einer Teufelserscheinung in der Vita Martini des Sulpicius Severus//Oikoumene: Studi paleocristiani pubblicati in onore del Concilio ecumenio Vaticano II. Catania, 1964. P. 351-404; Harper J. John Cassian and Sulpicius Severus//Church History.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Со временем учение Е. П. об аскетическом делании и созерцании стало классическим ( Бунге. 2005. С. 12). Его влияние заметно уже среди греч. аскетических писателей V в.: прп. Исидора Пелусиота , Диадоха Фотикийского, Нила Анкирского и Марка Пустынника (Подвижника) ( Сидоров. 1994. С. 55-57). Не менее очевидно влияние аскетического богословия Е. П. на становление зап. южногалльской монашеской традиции, нашедшей наиболее ясное выражение в V в. в трудах прп. Иоанна Кассиана Римлянина ( Marsili D. S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico: Dottrina sulla carita e contemplazione. R., 1936. (StAnselm; 5); P. 87-149; Chadwick O. John Cassian. L., 19682. P. 82-92; Stewart C. Cassian the Monk. Oxf., 1998; P. 10-11; Уивер. Божественная благодать и человеческое действие. С. 106-112). Влияние Е. П. на зап. монашество распространялось и благодаря переводам его сочинений на лат. язык, выполненным в кон. V в. Геннадием Марсельским. Есть предположение, что аскетическое богословие Е. П. оказало определенное влияние на формирование в VI в. аскетических идеалов прп. Венедикта Нурсийского ( Miquel P. La vie monastique selon s. Benoit. P., 1979. P. 70, 84, 106). Опосредованно (гл. обр. через Кассиана) нравственно-аскетическое и мистическое богословие Е. П. отразилось на учении свт. Григория I Великого ( Evans G. R. The Thought of Gregory the Great. Camb., 19876. P. 105-111). На греч. Востоке в VI в. определенное влияние Е. П. прослеживается у прп. Варсонофия Великого и аввы Дорофея Газского, а в VII в.- у прп. Иоанна Лествичника (учение о 8 главных грехах, добродетелях, бесстрастии, духовном ведении) и особенно у прп. Максима Исповедника, сделавшего решительный шаг в переосмыслении и воцерковлении оригенизма ( Сидоров. 1994. С. 58-63; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1742). Сочинения Е. П. были основным источником аскетического богословия прп. Максима, в к-ром встречаются такие евагриевские темы, как различие между деятельной и созерцательной жизнью, 3 этапа духовной жизни (деятельное любомудрие - естественное созерцание - мистическое богословие), связь между силами души, пороками и добродетелями, учение о борьбе со страстями, о бесстрастии, о познании логосов творения, промысла и суда, о любви и ведении, о молитве и созерцании Св.

http://pravenc.ru/text/180865.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010