«Диалог...» признан достоверным источником, но подача исторических событий в нем обусловлена его апологетической и полемической направленностью. П. опускает такие важные факты из жизни Златоуста, как восстановление церковного мира между Римской и Антиохийской Церквами ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VIII 3), позиция святителя во время мятежа Гайны ( Sozom. Hist. eccl. VIII 4), его ходатайство перед императором о разрушении языческих храмов в Финикии ( Theodoret. Hist. eccl. V 29), и такие подробности, к-рые могли быть использованы во вред герою произведения, напр., умалчивает о богословской составляющей оригенистских споров, изображая конфликт архиеп. Феофила с нитрийскими монахами только как политический повод для преследования свт. Иоанна Златоуста (см.: Ommaslaeghe. 1977. P. 389; Диалог с Феодором. 2002. С. 31-42). О популярности этого произведения свидетельствует множество его списков начиная с IX в., фрагментов из него, включенных в различные по содержанию рукописи, и печатных изданий начиная с XVI в. (Dialogue. 1988. Vol. 2. P. 7-21). «О народах Индии и брахманах» (CPG, N 6038). Греч. текст этого небольшого сочинения впервые был издан в 1668 г. Его можно разделить на 2 части. Первая часть написана в форме послания, в к-ром автор сообщает о своем неосуществившемся намерении совершить путешествие в Индию вместе с Моисеем, еп. Адулиса, и приводит рассказ об этой земле некоего адвоката из Фив. Вторая часть представлена как сочинение Флавия Арриана (II в. по Р. Х.), биографа царя Александра Великого (Македонского), и повествует о беседах последнего с брахманами . Атрибуция этого сочинения П. не подтверждена, но опирается на свидетельства рукописной традиции и, возможно, объясняется тем, что в какой-то из рукописей текст о встречах с брахманами следовал за «Лавсаиком», а сама история о путешествии в поисках мудрости не противоречила тому, что было известно о П. Особый интерес представляет отражение монашеских взглядов в описании образа жизни брахманов. Это сочинение вошло в «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена (III. 7-16) в редакции, опубликованной К. Миллером как приложение к книге Арриана ( Arriani Anabasis et Indica/Ed. F. Dübner. Р., 1846). И хотя в позднейшем издании оно исключено из основного текста, нумерация глав отражает пропущенную вставку, т. е. за 6-й главой «Романа...» сразу следует 17-я (Historiae Alexandri Magni/Ed. W. Kroll. B., 1926. T. 1: Recensio vetusta). На Западе «О народах Индии...» было известно как самостоятельное произведение под названием «De moribus Brachmanorum» и с ошибочной атрибуцией свт. Амвросию Медиоланскому, а также иногда включалось в состав переработок «Романа об Александре», как и в древнерусской традиции (см.: Королева Е. М. Рассказ о брахманах в древнерус. и латинской версиях «Романа об Александре»: Источники и их модификация//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2012. Вып. 4(30). С. 41-58).

http://pravenc.ru/text/2578727.html

I. 3. Διαβατρια. Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, в традициях Александрийского иудаизма сохранилось обозначение П. как «празднества жертвоприношений» ( τν διαβατηρων ορτ - Euseb. Hist. eccl. VII 32. 17). Филон Александрийский также широко использовал для обозначения П. слово διαβατρια (напр.: Philo. De spec. leg. II 145, 150; Idem. De vita Mos. II 224, 226), к-рое имело 2 значения: исходно оно обозначало жертвоприношение, совершаемое при пересечении границ, и вторично - переход через препятствие, переправу ( Liddell H. G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxf., 1996. P. 390). В дальнейшем в христ. источниках при использовании этого наименования обыгрывались оба значения. Так, Ориген замечает, что П. истолковывается как διαβατρια, поскольку указывает на постоянное «прехождение (διαβανων ) размышлением и всяким словом и всяким деянием от дел этой жизни к Богу, и устремление к граду Божиему» ( Orig. Contr. Cels. VIII 22; ср. толкование однокоренного слова διαβατριον у свт. Кирилла Александрийского - Суг. Alex. Glaph. in Exod.//PG. 69. Col. 433). Следуя такому же пониманию, Дидим Александрийский именует П. «праздником переходов» (τν διαβατηρων ορτν - Did. Alex. In Zach. V 88). Ряд авторов предлагают понимать это слово при использовании по отношению к П. в значении «жертвоприношение» ( Sozom. Hist. eccl. VII 18, 7; ср. также: Euseb. De solemn. pasch. 1. 4). Свт. Кирилл Александрийский дает символическое истолкование, когда называет П. «жертвоприношение в надлежащий срок» (διαβατρια καιρο), что, по его мнению, указывает на «то время, в которое нам необходимо перейти от мирского непотребства к усердному деланию того, что угодно Богу» ( Cyr. Alex. De adorat. XVII 8). У свт. Григория Богослова однокоренное слово приобретает дополнительное значение; он именует П., которая является «тайноводством к тамошним благам» - «преходящим (διαβατριον) праздником», смысл которого он видит в том, чтобы уйти «из тяжкого и мрачного Египта этой жизни и освободиться от рабства и грязи, которыми мы связаны, переселиться в землю обетованную» ( Greg. Nazianz. Ep. 120. 1-2).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

(Epist. ad Асас. Melit. PG LXXVII, col. 340 Mansi. IX, 407–410; ДВС 3 V, 203). Об этом случае свидетельствует Иоанн Антиохийский в письме к Несторию (Facundus Germ. X, 2. PL LXVII, col. 771–772); со слов Иоанна – Либерат (Breviarium IV, PL LXVIII, 975), Леонтий Визант. (Adv. Nest. et. Eutych. III, 10. PO. LXXXVI, 1. Col. 1364 ). 889  Ср. La légende syriaca de Nestorius. Ed. Briere. Revue de I’Orient chrétien. 1910 (T. XV). 17–19. Иоанн Руф, еп. Майюмский. Plérophories XLV. Denys bar Saliby – PO. VIII, fasc. 1, 97, 163 pp. Ср. также известие Церк. Ист. Евагрия I, 7. PG LXXXV1, 2 col. 2436–2437; русский перевод 20, Феодорита блаж. – Fabul. haeret. IV, 12. PG LXXXIII, 433; Несторий воспитывался в одном из монастырей Антиохии или близь её – подробнее П. Гурьев 35 стр. 890  Socr. H. Eccl. VI, 3 . PG LXVII, col. 665, 668; русский перевод 452. Sozom. VIII. 2, col. 1516; русский перевод 548. Theodoret. V, 40. Parmentier 347; русский перевод 379. Domnus Antioch. Facundus Germ. Cit. op. VIII, 5. PL LXVII, col. 724–725; Hist. Nest. I, 53. PO. V, 285. 894  Iste ille (Феодор) est Flaviani Magni Antiochensium sanctae Dei ecclesiae pontificis amantissimus discipulus – Facund. Germ. II, 2. VIII, 5. PL LXVII, col. 563, 724–725. Barhadbešabba ‘Abraïa Hist. XIX. PO. IX, fasc. 5. 505 p. 898  Aphraatis Demonstr. VI, 9. PS. I, 278. Demonst. XXIII, 49. PS. II, 95–98. Ср. Parisot J. Praefatio PS. I, LIII p.; DTC 1, col. 1460. 899  S Epiphanius. Haeres. 73, 18. PG XLII, col. 436; русский перевод IV, 327–329. О христологии Василия Анкир. см. указания в соч. Schladebach’a Basilius von Ancyra. Leipzig 1898. 85–86, 73 S. У Афраата мысли о самоуничижении Иисуса Христа см. Demonstr. VI, 9. 10. PS. I, 275282. Parisot. PS. I. LII; DTC I, 1460. 901  Мы разумеем в данном случае два христологических фрагмента Евсевия Эм., характерные для его богословия, под заглавием de Jesu Christi Persona – PG LXXXVI, 1, col. 535–545 (PG LXXXIII, col. 312–318: цитуются в соч. Феодорита Eranistes). 905  Fragm. 1. Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

3. Basilii M. advers. Eunomium, lib.III, cap.5 [Migne, s.g., t.29, col.665] 4. Socrat., Hist. eccl.II,37,42 [Migne, s.g., t.67, col.301-324; col.349-352]. - Sozom., Hist eccl. III,5 [Migne, s.g. t.67, col.1041-1045]. - Theodoret., Haer. fabular. comp.IV,2 [Migne, s.g., t.83, col.416-417]. 5. См. толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,166,168). 6. Theodoret., Haer. fabul. comp.IV,3 [Migne, s.g., t.83, col.417-421]. 7. Sozom., Hist. eccl. IV,27 [Migne, s.g., t.67, col.1200-1201]. - Cp. Theodoret., Haer. fabul. compend. IV,5 [Migne, s.g., t.83, col.424]. 8. Sozom., там же. - Socrat., там же. - Philostorg., IV,3. 9. Ср. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., р.91-92. - Hefele, Conciliengeschichte, I,734-738. 10. Theodoret., Haeret. fab. comp. I. II,9 [Migne, s.g., t.83, col.396]. - Epiphan., Adv. haeres. Наег. LXII (al. XLII) [Migne, s.g., t.41, col.1052-1061]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,135,254,680. 11. Theodoret., там же. - Cp. Hefele, упом. соч., S.135 и сл. 12. Hefele, упом.место. 13. Там же, I,524 и сл. 14. Tertullian., Adv. Praxeam, c.I-XXXI [Migne, s.l., t.2, col.153-196]. 15. Там же, c.I. Ipsum dicit Patrem passum esse. Ipse Deus Pater passus. c.II. Pater ipse creditur natus et passus. c.XIII. 16. Contra haeresin Noeti [Migne, s.g., t.10, col.804-829]. 17. Adv. haeres. Haer.LVII (al.XXXVII) [Migne, s.g., t.41, col.993-1009]. 18. De haeres., c.XXVI [Migne, s.1., t.42, col.30]. 19. Haeret. fab. comp., lib.III, c.3 [Migne, s.g., t.83, col.404-405]. 20. Augustin. in Ev. Joh. tract.XXX [Migne, s.1., t.35, col.1632-1636]. Leon., Ep.XCIII (93), c.1 [Migne, s.L, t.54, col.935-937]. - Cp. August., Haeres. XXXVI,XLI [Migne, s.1., t.42, col.32]. - Epiphan., Adv. haeres. Haer.LXII (al.XLII) [Migne, s.g., t.41, col.1052-1061]. - Theodoret., Haer. fab. comp., lib.II, c.9 [Migne, s.g., t.83, col.396]. 21. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Cave, упом. соч.,127. 22. Annot. in Socrat. Hist. eccl. I,36 [Migne, s.g., t.67, col.171-174].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

3. Basilii M. advers. Eunomium, lib.III, cap.5 [Migne, s.g., t.29, col.665] 4. Socrat., Hist. eccl.II,37,42 [Migne, s.g., t.67, col.301-324; col.349-352]. - Sozom., Hist eccl. III,5 [Migne, s.g. t.67, col.1041-1045]. - Theodoret., Haer. fabular. comp.IV,2 [Migne, s.g., t.83, col.416-417]. 5. См. толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,166,168). 6. Theodoret., Haer. fabul. comp.IV,3 [Migne, s.g., t.83, col.417-421]. 7. Sozom., Hist. eccl. IV,27 [Migne, s.g., t.67, col.1200-1201]. - Cp. Theodoret., Haer. fabul. compend. IV,5 [Migne, s.g., t.83, col.424]. 8. Sozom., там же. - Socrat., там же. - Philostorg., IV,3. 9. Ср. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., р.91-92. - Hefele, Conciliengeschichte, I,734-738. 10. Theodoret., Haeret. fab. comp. I. II,9 [Migne, s.g., t.83, col.396]. - Epiphan., Adv. haeres. Наег. LXII (al. XLII) [Migne, s.g., t.41, col.1052-1061]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,135,254,680. 11. Theodoret., там же. - Cp. Hefele, упом. соч., S.135 и сл. 12. Hefele, упом.место. 13. Там же, I,524 и сл. 14. Tertullian., Adv. Praxeam, c.I-XXXI [Migne, s.l., t.2, col.153-196]. 15. Там же, c.I. Ipsum dicit Patrem passum esse. Ipse Deus Pater passus. c.II. Pater ipse creditur natus et passus. c.XIII. 16. Contra haeresin Noeti [Migne, s.g., t.10, col.804-829]. 17. Adv. haeres. Haer.LVII (al.XXXVII) [Migne, s.g., t.41, col.993-1009]. 18. De haeres., c.XXVI [Migne, s.1., t.42, col.30]. 19. Haeret. fab. comp., lib.III, c.3 [Migne, s.g., t.83, col.404-405]. 20. Augustin. in Ev. Joh. tract.XXX [Migne, s.1., t.35, col.1632-1636]. Leon., Ep.XCIII (93), c.1 [Migne, s.L, t.54, col.935-937]. - Cp. August., Haeres. XXXVI,XLI [Migne, s.1., t.42, col.32]. - Epiphan., Adv. haeres. Haer.LXII (al.XLII) [Migne, s.g., t.41, col.1052-1061]. - Theodoret., Haer. fab. comp., lib.II, c.9 [Migne, s.g., t.83, col.396]. 21. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Cave, упом. соч.,127. 22. Annot. in Socrat. Hist. eccl. I,36 [Migne, s.g., t.67, col.171-174].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ист.: Athanas. Alex. Hist. arian. 7; idem. Apol. de fuga sua. 3; idem. De morte Arii//PG. 25. Col. 687; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7, 12-13, 15-17, 22-23, 26; Sozom. Hist. eccl. III 3-4, 7-9, 11-12, 24; IV, 2; Theodoret. Hist. eccl. II 5; Niceph. Const. Chron. P. 114-115; Theoph. Chron. P. 37-38, 42-44; Hilar. Pict. Fragm. hist. 9, 13, 20, 27/Ed. A. Feder//CSEL. Vol. 65. P. 55, 57, 61, 66-67; ActaSS. Iun. T. 1. P. 13-24; Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 452; ВМЧ. Нояб., дни 1-12. С. 179, 185-197; SynCP. Col. 197-198; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 91-92; MenolGraec. Col. 145; MartHieron. Comment. P. 308; Quentin Н. Les martyrologes historiques du Moyen Âge: Etude sur la formation du martyrologe romaine. P., 1908. P. 248, 302, 482; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Saloba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 129, 130, 167; Delehaye H. Hagiographie Neapolitaine//Ibid. 1939. Vol. 57. P. 39; Scheidweiler F. Die alte Vita Pauli//ZNW. 1959. Bd. 50. S. 91-99; MartUsuard. P. 242; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 65, 114. (PO; T. 10. Fasc. 1); Martyrologes et menéloges orientaux: Le Calendier d " Abul-Barakat/Ed. E. Tisserant. P., 1915. P. 255. (PO; T. 10. Fasc. 3); Le Synaxaire arménienne de Ter-Israel, Mois de Sahmi/Ed. G. Bayan. P., 1920. P. 425-429. (PO; T. 15. Fasc. 3); SynAlex. Vol. 1. P. 317-319. Лит.: BHG, 1472-2473; Cuperus G. Tractatus praeliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. 14-18; Singlar W. M. Paulus (18)//DCB. Vol. 4. P. 256-257; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345-346; T. 3. C. 456; Schermann Th. Propheten- und Apostellegenden. Lpz., 1907. S. 187-194. (TU; 31/3); Спасский A. A. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Telfer W. Paul of Constantinolple//HarvTR. 1950. Vol. 43. P. 31-92; Janin. Eglises et monasteres. P. 394-395; Winkelmann F. Die Bischofe Metrophanes und Alexander von Bysanz//BZ. 1966. Bd. 59. S. 47-71; Stiernon D. Paolo I, di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 10. Col. 286-293.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

1294 Филосторгий относил руководство Никейским собором к периоду, когда Константин явил своё нечестие, умертвив (после собора!) сына Криспа и супругу Фаусту, так что его отравление братьями оказывалось оправданным как наказание за нечестие, проявленное во время руководства собором (НЕ 2:4); ср.: Elliot Th. G. Constantine and ‘the Arian reaction after Nicaea’//Journal of Ecclesiastical History. 1992. Vol. 43. 169 ss. 1295 Mazza. Costantino nella storiografia ecclesiastica, cit. (сн. 63). P. 659−692; Leppin H. Von Constantin dem Großen zu Theodosius II: Das christliche Kaisertum bei den Kirchenhistorikern Socrates, Sozomenus und Theodoret. Göttingen, 1996, особ. 40−59. 1297 Особ.: Euseb. Triak. 8, 3−4; 9, 6; Vita Const. 3, 54−58; ср. выше, сн. 41 (В данном тексте – 1260. Корр.). 1298 Socrat. Hist. eccl. I, 39: «Константин распоряжения в завещании дал, коим трёх сыновей наследниками царской власти установил, каждому его часть указуя, как делал ещё при жизни. Оставил в наследство многие преимущества городу римлян и тому, что имя его носил, завещание своё пресвитеру упомянутому своему отдал, чрез которого Арий призван был. Потребовал же никому его не передавать кроме сына Констанция, Востоком управлявшего». 1299 Sozomène. Histoire ecclésiastique//Sources Chrétiennes. Paris, 1983. Vol. 306. P. 27; 48 ss. (с особым упором на: Hist. eccl. 7, 17, 8; 27:7); 60s. 1301 Sozom. Hist. eccl. 1, 5,1: «Однако известно мне, что эллины говорят, будто Константин, некоторых самых близких своих устранив и в убиении сына своего Криспа участвовав, раскаялся и для очищения присутствия философа Сопатра искал»; ср.: Sabbah. Sozomène, cit. (сн. 79), Introduction, 73; Baldini. Il fllosofo Sopatro, cit. (сн. 42). P. 265−286. 1302 Ср.: Downey G. The perspective of the early Church Historians//Greek, Roman and Byzantine Studies. 1965. Vol. 6. P. 65; Sabbah. Sozomène, cit. (сн. 80). 74s. (совпадения с Кодексом Феодосия и заметки о «светском» и необычном характере этой аргументации); Grünewald. Constantinus Maximus Augustus, cit. (сн. 6). S. 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

SS. 384 – 397). У новейших ересеологов Татиан не рассматривается среди гностиков. 2 κκλησιαστ. στоρα. IV. 3O (Eusehius Werke В. II, р. 392). Русский переводчик (стр. 223) неправильно относит последние слова в приведенном нами тексте к диалогу: «(сочинение) написанное им, как говорят, по поводу бывшего в то время гонения». В тексте стоит: (περι ειμαρμνης διλογος), oojt Τε αλλα tpgoiv ατν ττροφαοει το ττε οιωγμου συγγρψα. 10 Harnack. Geschichte der altchr. Litteratur bis Evsebius. Theil II. Die Chronologie, В. II. Leipzig. 1904. S. 130. 11 Liher legum regionum с. XVIII: «Sdo (se. Bardesanes) esse homines qui chaldaei voeantur, et alios qui scieiitiam liuius artie dilexerunt stout etiam ego olim earn dilexi. Quaemadmodum a me dietum est alio loco»... Перевод Nau. Patrologia sjrriaca. Pars pr. Тот. secun. p. 565. 12 Harnack (Qesehichte d. altchr. Litteratur. II. Die Chronologie. B. II. S. 130, апт. 3; ср. II, 1. S. 522...) высказывает предположение, что Вардес. диалог περ ειμαρμνης следует отождествить с псевдо-мелитоновской апологией. Haase (Zur Bardes. Gnosis, S. 67 – 72) и особенно цитируемый им (S. 72, anm. 3) Julicher скептически относятся к его до гадке. 15 S. Patris nostri Ephraemi syri opera omnia. Tomus secundus – fiyriace et iatine. Romae. 1740 (Editio S. Ev. Assemani). Sermo LΙΙΙ, p. 554B... «Davidem sibi imitandum proposuit... Scripsit itaque Psalmos quinquaginta centum». Cp. Acta S. Ephraemi. ΧΧΧIII. Syr. T. III (1743) p. LIILIII. 16 Sozom. hist. eccl. III, 16: «Οα. γνο δ, ς κα πλαι λλογιμ,τατος τοτον τν τρπον παρ γνοντο, Βαρδησνης τε, ς τν παρ’ ατο καλουμνην αρεσιν συνεστσατο, κα ρμνιος Βαρδησνου πας, " ν ψασι δι τν ελλησι λγων χθντα πρτον μτροις κα νμοι; μουσικος τν πτριον φωνν παγαγεν και χορος παραοουναι, καθπερ κα νυν πολλχις o Σροι ψαλλουοιν, ου τος " Αρμονου συγγρμμασιν, λλα τος μελβσι χρμενοι» (Migne, Patrologiae eursus, ser. gr. T. LXVII. с. 1089) pyc. пер. 207. 17 ) Theodoret. Hist. eccl. IV, 29, 2: «πειδ " Αρμνιος, Βαρδησνου, ωδας χινα; αυντεθεκει πλαι κα τ του μλους δον τν σβειιχν κρασας κατεκλει τους ακοοντας κα ττρος ολ·θρον γρευε τν αρμοναν το μλους χεθεν λαβν τν ευσβειαν και προεννοχε τος χοουσιν διατον αο και νησιφρον φαρμακον». Die gr. christ. Schriftstelier. Theodoreth. Kirchengeschichte. Von L. Parmentier. Leipzig. 1911, p. 269, pyc. nep. 295.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1369 Greg. Magn. Ер. XI, 37, 11. 19−25: «Sic enim Costantinus quondam piissimus imperator Romanam rempublicam a perversis idolorum cultibus revocans omnipotenti Deo Domino nostro Iesu Christo secum tota ad eum mente convertit. Unde factum est ut antiquorum principum nomen suis vir ille Iaudibus vinceret et tanto in opinione praecessores suos, quanto et in bono opère superaret». 1370 Rufin. Hist. eccl. 1, 8, 20; Sozom. Hist. eccl. 1, 17, 5; ср.: Saitta B. Gregorio Magno e la primazia della sede romana//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 1. 252s.; Rizzo F. Ρ. Aspetti nell’epistolario siciliano di Gregorio Magno nel contesto della tensione romano-bizantina//La Sicilia nella tarda antichità e nell’alto medioevo: Religione e società: Atti del Convegno di Studi. Catania-Paternö, 24−27 settembre 1997. Soveria Mannelli, 1999. P. 66. 1372 Greg. Magn. Ep. XI, 35, U. 11−15 (anno 601): «Nam sicut per recordandae memoriae Helenam matrem püssimi Constantini imperatoris ad christianam fidem corda Romanorum accendit, ita et per gloriae vestrae Studium in Anglorum gentem eius misericordiam confldimus operari». Ср.: Linder. The Myth of Constantine the Great in the West, cit. (сн. 3). 88 ss.; Markus X. Gregorio Magno e il suo mondo. Milano, 2001. P. 189; Lizzi Testa R. II cristianesimo neue citta, il cristianesimo nelle campagne: evangelizzatori ed evangelizzati in Italia (IV–VI secolo d. C.)//Quid sit christianum esse: Le problème de la christianisation du monde antique: Colloque organisé par H. Inglebert, Bruno Dumézil et Sylvain Destephen à l’Université de Paris X-Nanterre, les 26−28 mai 2008, in с di s. 1373 Greg. Magn. Ep. XIII, 32 Phocae Augusto; XIII, 40 Leontiae Augustae: «Sed dat nobis in vestra pietate Pulcheriae Augustae clementiam, quae pro zelo catholicae fidei in sancta synodo Helena nova vocata est». Сходство с франкскими государями в письмах не упоминается. О почитании св. Елены, первоначально связанном с почитанием Святого Креста, а потом св. Константина, см.: Sordi M. La tradizione dell’ inventio crucis in Ambrogio e in Rufino//Rivista di Storia della Chiesa in Italia. 1990. Vol. 44. 1 ss.; Drijvers J.W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden; New York, 1992. P. 79; 84 ss.; Consolino F.E. La ‘santa’ regina da Elena a Galla Placidia, cit. (сн. 55). 471 ss.; Piredda A.M. La santità di Elena in occidente tra Tardoantico e Altomedioevo//Poteri religiosi e istituzioni, cit. (сн. 11). Р. 305−323; Pitsakis. L’idéologie impériale et le culte de Saint Constantin, cit. (сн. 13). 274 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1021 Sermo Arrianorum. PL. 42. Col. 677–684; Hombert P. M. Scripta arriana latina II (CCSL. 87A). Turnhout, 2009. P. 160–175. 1022 Expositio Euangelii secundum Lucam. Gryson R. Scripta arriana latina I (CCSL. 87). P. 199–225; Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–945; Commentarius in Job. PG. 17. Col. 371–521. О проблеме авторства и происхождения текстов см. обзор источников настоящей работы. 1023 Diss. Max. 140: Et quamvis Aucxenti ita meministi ut non indicares de quo dixeris, utrum de superstite, id est Dorostorensi, an de Mediolanensi, qui sine successore de-cessit, tamen scito tam Palladium Ratiarensem quam Auxentium inter ceteros consortes sancto et omni reverentia digno ac fidelissimo doctori Demofilo ubicumque examen haberi placuerit, Deo omnipotente per unigenitum suum Ihesum Deum nostrum auxilium ferente, glorioso ac salutari certamini non defuturos. См. также: «Прошу, скажи определенно, Палладия, Демофила и Авксентия, которые мыслят иначе, чем ты, и которым ты обещал дать ответ, ты назвал арианами...» (Dic, quaeso, certe Palladium, Demofilum et Auxentium, quod diversa tibi sentirent et quibus respondere promiseras, arrianos esse dixisti...) (Diss. Max. 88). 1024 Socrat. Hist. eccl. V. 7; Sozom. Hist. eccl. VII. 5. О Демофиле см. Riedmatten H., de. Démophile de Bérée. DHGE. Vol. XIV. P. 1960. P. 212–216. 1026 Некоторые сведения есть также о петовионском епископе Юлиане Валенте, но о нем см. раздел 4.1.3. 1027 Diss. Max. 115: «Наконец, скажи, святейший (явная ирония. – Г. З. .), что ты усмотрел недостойного в их образе жизни, какую ошибку в речи, какой грех в исповедании веры, в чем ты смог уличить их на основании Писаний, чтобы, хотя соборы обыкновенно длятся много дней, так что при посредническом исправлении через неусыпные предостережения никто из духовного собрания не уехал бы, получив вред, ты, не теряя времени на обсуждение, за один час посчитал необходимым осудить тех, чье продолжительное и равным образом безупречное, насколько это возможно для человеческой совести, епископство превосходит (число) твоих распущенных и нечистых лет» (Denique dic, sanctissime, quod flagitium in conversatione, quem lapsum in sermone, quod piaculum in fidei professione vidisti, in quo potuisti secundum Scribturas eos convincere, ut cum concilia soleant plurimis diebus protrahi, ut per adsiduum monitum interveniente correctione nullus ab spiritali conventu lesus abscedat, tu sine cunctabunda deliberatione intra unam oram iudicandos putares, quorum longeuus idemque quantum humanae conscientiae interest inreprehensibilis episcopatus lascivos sordidosque tuos excideret annos).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010