Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Елисееву), епископу Галичскому и Макарьевскому 15 февраля 2017 г. 19:24 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Елисеева) во епископа Галичского и Макарьевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! Днесь за Божественной литургией ты сподобился принять животворящую благодать Небесного Утешителя. Святой Дух, сошедший некогда на учеников Христовых в Иерусалиме, соделал тебя продолжателем высокого и славного служения сих самовидцев Воплощенного Слова, о Котором они свидетельствовали «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поздравляя тебя со знаменательным событием — епископской хиротонией — радуюсь вместе с тобою и со всеми предстоящими людьми, ибо ныне Церковь обрела нового свидетеля веры и архипастыря, учителя благочестия и тайносовершителя. Ныне радуется и Галичская земля, получившая своего иерарха и устроителя жизни церковной, блюстителя словесных овец Христовых и раздаятеля Божественной благодати. Прежде же чем ты отправишься к месту своего служения, выслушай наставление, которое мне по древней традиции и по долгу Предстоятеля надлежит тебе преподать. Пусть руководством тебе в трудах станет речение апостола Павла ко пресвитерам эфесским: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями  (в переводе на русский — епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли, что он дает две заповеди? — Бесполезно как исправлять только других… так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо» (Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Паисию (Юркову), епископу Щигровскому и Мантуровскому 19 августа 2014 г. 16:28 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня, за Божественной литургией в Соловецком монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Паисия (Юркова) во епископа Щигровского и Мантуровского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Паисия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Паисий! Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Небесного Отца, наитием Пресвятого Утешителя-Духа ты соделался ныне преемником первых учеников Воплощенного Слова и наследником их служения, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28). Теперь ты с благоговением и трепетом предстоишь сонму архипастырей — старших твоих собратьев, чтобы принять в свои длани из рук Патриарха жезл — зримый символ ниспосланной тебе в хиротонии полноты духовной власти — и выслушать напутствие перед трудным и ответственным путем, в который ты отправляешься ныне. Внемли же словам моим и запечатлей наставления сии в сердце твоем, пусть они будут для тебя добрым подспорьем в предстоящем тебе служении духа (см. 2 Кор. 3:8). Тебе надлежит совершать епископские труды в Щигровской и Мантуровской епархии, где прежде было уже немало сделано Преосвященным митрополитом Германом на ниве устроения церковной жизни. Сегодня, как и во времена евангельских событий, актуальны слова Спасителя, сказавшего: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:2). Делателей не хватает не потому, что мало трудились в прошлые годы архипастыри Божии, но потому, что, напротив, труд их был весьма успешен. Немало людей обратилось за это время ко Христу, и там, где некогда существовало всего лишь несколько приходов, сегодня милостью Божией действует множество храмов. И для того чтобы и в дальнейшем плодотворно развивалась полнокровная церковная жизнь в регионе, было принято решение о создании новой епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3706128.ht...

Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста в Покровском Хотькове монастыре 11 марта 2012 г. 17:30 11 марта 2012 года, в неделю 2-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения Олимпиада! Дорогие сестры, отцы, братья! В этот замечательный день, второе воскресенье Великого поста, мы совершаем Божественную литургию в Покровском Хотьковом монастыре при большом стечении паломников, сопровождая богослужение великим таинством рукоположения нового епископа. Каждый, кто восходит на свещницу архипастырского служения, несет особую ответственность, в первую очередь, за исцеление человеческих душ. Мы забываем о том, что Церковь, продолжая служение Спасителя, призвана нести исцеление людям. С первых дней существования христианская община была общиной исцеления. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка (Мк. 2:1-12) помогает нам понять, почему Церковь продолжает это великое служение. Апостол Марк повествует о том, как Господь исцелил парализованного человека, которого принесли к дому, где Он проповедовал. Его близкие, не имея возможности войти в помещение, разобрали крышу (ибо крыши на востоке в то время, да и поныне делают плоскими) и, опустив носилки с этим несчастным человеком в комнату, где был Спаситель, просили Его об исцелении. Господь не просто исцеляет этого парализованного человека. Он говорит удивительные слова: «Прощаются тебе грехи твои». Присутствовавшие фарисеи, призванные улавливать каждое слово Спасителя, чтобы обвинить Его в нарушении закона, тут же вознегодовали и сказали: «Как этот человек может прощать грехи?» Но Господь разрушает это лицемерное благочестие одной фразой: «Что легче: сказать " прощаются тебе грехи " или сказать " встань, возьми постель твою и иди " ? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди». И исцелился парализованный, видимым образом доказав силу Божию исцелять людей, а значит, и прощать грехи.

http://patriarchia.ru/db/text/2067614.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Матфею (Самкнулову), епископу Шуйскому и Тейковскому 2 декабря 2016 г. 17:32 2 декабря 2016 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Матфея (Самкнулова) во епископа Шуйского и Тейковского ( Ивановская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Матфея на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Матфей! Благодать, милость, мир тебе от Бога Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего (1 Тим. 1:2), сподобившего тебя за сегодняшней Литургией посредством соборной молитвы Церкви, возложения на твою главу святого Евангелия и рук архиереев принять неизреченный дар (2 Кор. 9:15) Животворящего Утешителя Духа. Еще недавно ты не помышлял о столь высоком служении и в меру сил трудился в сане пресвитера, исполняя возлагаемые на тебя Священноначалием послушания, но Премудрый Владыка призрел на тебя и призвал к апостольскому деланию, подобно тому как однажды воззвал к мытарю Левию, нареченному Матфеем, имя которого дано тебе при постриге, обратившись к нему со словами «следуй за Мною», и он, оставив все, встал и последовал за Ним (Лк. 5:27-28). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 4:34), — говорит Господь. Ибо только тогда мы соделаемся подлинными носителями Духа Божия, когда, по слову апостола, сораспнемся Христу и Он будет жить в нас (Гал. 2:19). Без доли сомнения скажу тебе, что архиерейство — это путь самопожертвования и самоотречения, путь сорадования и сострадания ближним ради их спасения. В чем же заключается епископское делание? В ежедневном и нелегком труде, который включает в себя и административную, и просветительскую деятельность, и хлопоты по строительству храмов Божиих, а также попечение о приходской и богослужебной жизни в епархии, заботы о поддержке скорбящих и нуждающихся, о приобщении к Церкви юного поколения наших современников. Но независимо от твоей занятости и плотности рабочего графика, никогда не забывай, что первенствующим делом для епископа, несомненно, является предстояние престолу Вседержителя, молитвенное ходатайство о ближних и дальних во время совершения Божественной литургии. Именно соборное причащение Тела и Крови Христа даст возможность тебе и вверенной пастве едиными усты и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа .

http://patriarchia.ru/db/text/4703114.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Питириму, епископу Джакартскому 1 сентября 2020 г. 16:19 1 сентября 2020 года за Литургией в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского, викария Сингапурской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Питирима на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Питирим!  Сегодня по промыслу Господа и Владыки всяческих, через возложение на твою главу рук Преосвященных архипастырей, при молитвенном участии клира и народа Божия был поставлен ты во епископа Православной Церкви.  Ты подошел к нынешнему рубежу своей жизни еще довольно молодым человеком, в расцвете сил, но имея за плечами уже значительный опыт церковной деятельности в различных странах и регионах. Господь вел тебя к этому важнейшему в твоей жизни событию одному Ему ведомыми путями. Окидывая ныне мысленным взором минувшее, ты имеешь возможность воскликнуть вместе с апостолом языков: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).  Тебе довелось немало потрудиться на территории государства Сингапур. Ты заботился о должной организации приходской деятельности, сначала помогая духовенству в совершении богослужений как мирянин, а затем и сам восприняв жребий пастырства. Ныне же Бог, избравший тебя от утробы матери и призвавший благодатью Своею, благоволил (Гал. 1:15) соделать тебя епископом, дабы ты продолжил и умножил свои усилия, прилагаемые тобой доселе, к утверждению Православия в пределах Юго-Восточной Азии.  За минувшие годы трудов под омофором Преосвященного митрополита Сергия ты стяжал уважение собратьев-пастырей и любовь пасомых. И сегодня владыка был одним из архиереев, участвовавших в твоей епископской хиротонии. Тебе надлежит быть для него добрым помощником и впредь. Посему, взирая на вас обоих, я вторю первоверховному апостолу: «Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:1-2). Думаю, вы с готовностью откликнитесь на этот мой призыв и осуществите его в своей жизни и в своей совместной работе на очень важном направлении нашей миссионерской работы. 

http://patriarchia.ru/db/text/5685775.ht...

Патриаршая проповедь в Неделю по Богоявлении после Литургии в Александро-Невском скиту 23 января 2022 г. 16:22 23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил  Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова — эти слова мы сегодня услышали, когда был прочитан отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 6:10-17). В этом же послании находим и другие слова:  Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9).  Что же хочет передать нам апостол Павел из того откровения, которое он получил от Самого Господа и Спасителя? Он передает нам то, что человек спасается не своей силой, не своей праведностью и даже не своими добрыми делами, а исключительно силой благодати Божией.  Благодать — это Божественная энергия, и только она может приблизить человека к Богу. В самом деле: бесконечный Великий Творец вселенной, Господь, явившийся нам в Сыне Своем, — и человек ограниченный, слабый, греховный… Какие бы силы ни напрягал человек, он обременен грехами и не в состоянии, даже несмотря на покаяние, приблизиться к Божественной славе, тем более войти в Божественное Царство, то есть обрести спасение. Поэтому каждый должен помнить: мы спасаемся не своими делами, потому что они ничтожно малы, даже если кажутся нам значительными, а только благодатью Божией.  Господь изливает Свою благодать на людей, но каждый имеет возможность принять эту благодать или отвергнуть. Вот тут-то и нужно вспомнить о добрых делах. Человек ведь совершает по-настоящему добрые дела не по приказу, не по чьему-то требованию и даже не по чьей-то просьбе, хотя и просьба иногда присутствует. Решающий фактор — это желание самого человека сделать доброе дело, другому помочь. И когда мы совершаем добрые дела, мы открываем себя Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/5890086.ht...

Accepter Le site utilise des cookies pour vous montrer les informations les plus récentes. En continuant à utiliser le site, vous consentez à l " utilisation de vos métadonnées et cookies. Politique des cookies IV. Христианская этика и светское право IV.1. Бor есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог — жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. При этом соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить… Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь… погибнете, и не пробудете долго на земле» (Втор. 30. 15-18). В земном порядке вещей грех и воздаяние часто не следуют непосредственно друг за другом, но бывают разделены многими годами и даже поколениями: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5. 9-10). Такая разведенность преступления и наказания, с одной стороны, сохраняет за человеком свободу, а с другой — заставляет людей разумных и благочестивых с особым вниманием исследовать божественные установления, дабы научиться отличать правильное от неправильного, законное от беззаконного. Многочисленные собрания поучений и законоустановлений  — древнейшие памятники письменного слова. Безусловно, они восходят к еще более раннему, дописьменному бытию человечества, поскольку «дело закона» написано Богом в сердцах человеческих (Рим. 2. 15). Право существует в человеческом обществе искони. Первые законоустановления даются человеку еще в раю (Быт. 2. 16-17). После грехопадения, которое есть нарушение человеком божественного закона, право становится границей, выход за которую грозит разрушением как личности человека, так и человеческого общежития.

http://mospat.ru/fr/documents/87560-khri...

Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Проповедь Предстоятеля Русской Церкви за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры 28 мая 2009 г. 16:30 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В заключение богослужения Патриарх обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , иерархам, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня. Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса и вспомнили, конечно, о том, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в этой гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения Его в Божественную славу. И, наверное, Евангельская история была бы ущербной, если бы не было этого видения Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд Евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо. Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/659322.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010