2010. T. 56. N 2. P. 135-172; Thümmel H. G. Origenes " Johanneskommentar: Buch I-V. Tüb., 2011; Somos R. Divine and Human Logos in Origen " s Theory of Knowledge//Il logos di Dio e il logos dell " uomo. Mil., 2014. P. 183-205; Л. в православном богословии (IV-VII вв.): Niederberger B. Die Logoslehre des hl. Cyrill von Jerusalem. Würzburg, 1923; Gaudel A. La théologie du λγος chez saint Athanase//RSR. 1929. T. 9. N 4. P. 524-539; 1931. T. 11. N 1. P. 1-26; Gericke W. Marcell von Ancyra: Der Logos-Christologe und Biblizist: Sein Verh ä ltnis zur antiochenischen Theologie und zum NT. Halle, 1940; Ricken F. Die Logoslehre des Eusebios von Caesarea und der Mittelplatonismus//Theologie und Philosophie. Freiburg i. Br., 1967. Bd. 42. S. 341-358; Muñoz Palacios R. La mediación del logos preexistente a la encarnación: En Eusebio de Cesárea//Estudios eclesiasticos. Madrid, 1968. Vol. 43. N 166. P. 381-414; Egan J. Gregory of Nazianzus and the Logos Doctrine//Word and Spirit: Essays in Honor of D. M. Stanley. Willowdale (Ont.), 1975. P. 281-319; Lorenz R. Gregory Arius judaizans?: Untersuchungen zur dogmengeschichtlichen Einordnung des Arius. Gött., 1980; Piret P. Gregory Le Christ et la Trinit é : Selon Maxime le Confesseur. P., 1983; Wiles M. F. Gregory Person or Personification?: A Patristic Debate about Logos//The Glory of Christ in the New Testament: Studies in Christology in Memory of G. B. Caird. Oxf., 1987. P. 281-289; Blowers P. M. Gregory The Logology of Maximus the Confessor in His Criticism of Origenism//Origeniana Quinta/Ed. R. J. Daly. Louvain; P., 1992. P. 570-576; Welch L. J. Logos-Sarx?: Sarx and the Soul of Christ in the Early Thought of Cyril of Alexandria//SVTQ. 1994. Vol. 38. N 3. P. 271-292; Remy G. Du Logos interm é diaire au Christ m é diateur chez les Pères grecs//Revue thomiste. 1996. T. 96. P. 397-452; Anatolios K. «The Body as Instrument»: A Reevaluation of Athanasius " Logos-Sarx Christology//Coptic Church Review. 1997. Vol. 18. P. 78-84; Ferrara D.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

909 См. предисловие к изданию сирийского текста послания Софрония к Аркадию Кипрскому: Lettre de Sophrone de Jérusalem à Arcadius de Chypre/Ed. par M. Albert et Chr. Schönborn//Patrologia orientalis. T. 39. Fasc. 2. Brepols, 1978. 179. P. 5–20; GarriguesJ.M. La Personne composée du Christ d’après Saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1974. T. 74. P. 185–187. 910 Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1981 год. М., 1983. С. 5–146. 915 К.Х. Утеманн (Uthemann К.-Н. Op. cit. S. 70) ссылается на подобное исследование – диссертацию католического ученого Р. Браке, защищенную в Лувенском университете в 1980 году, но она нам, к сожалению, недоступна. 919 Haldon J.F. Ideology and the Byzantine State in the Seventh Century. The «Trial» of Maximus Confessor//From Late Antiquity to Early Byzantium: Proceedings of the Byzantinological Symposium in the 16 th International Eirene Conference/Ed. by V. Vavrinek. Praha, 1985. P. 87–91. 921 La Narratio de rebus Armeniae. Édition critique et commentaire par Gérard Garitte/Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 132. Subsidia. T. 4. Louvain, 1952. 922 Winkelmann F. Die Östliche Kirche in der Epoche der christiologischen Auseinanersetzungen (5 bis 7 Jahrhundert). Berlin, 1980. S. 98. 923 Histoire de l’Église depuis les origines jusqu’à nos jours/Ed. par A. Fliche et V. Martin. T. 4. Paris, 1937. P. 299–320. 925 McGuckin J.M. The «Theopaschite Confession» (Text and Historical Context): A Study in the Cyrilline Re-interpretation of Chalcedon//The Journal of Ecclesiastical History. Vol. 35.1984. P. 239–255. 926 Оксиюк М.Ф. Теопасхистские споры. Отд. оттиск из Трудов Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. С. 3–4. 927 Glaizolle G. Un empereur théologien. Justinien, son rôle dans les controverses, sa doctrine christologique. Lyon, 1905. P. 54–55. 928 Lebon J. Le monophysisme sévèrien. Louvain, 1909. P. 443–465; Idem. La christologie du monophysisme syrien//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart/Hrsg. Von A. Grillmeier und G. Bacht. Bd. I. Würzburg, 1961. S. 553–565.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Флоренский IL, Столп и утверждение истины, ор. cit., сс. 593 слл. Обожение Aubineau М., Incorruptibilité et divinisation selon saint Irénée, RSR 44 (1956) 25–52. Balas D. L., Metousia Theou, Man’s Participation in God’s Perfections according to Saint Gregory of Nyssa, in Studia Anselmiana 55 (1966). Bratsiotis C., Die Lehre der orthodoxen Kirche über die Theosis des Menschen, Bruxelles 1961. Cyprien, archimandrite (Kern), «Homotheos» et ses synonymes dans la littérature byzantine, in L’Église et les Églises (1054–1954), vol. II, Chevetogne 1955, cc. 15–28. Dalmais I. H. – Bardy G., Divinisation, DS 3 (1957) 1376–1398. Gross J., Die Vergöttlichung des Christen nach den griechischen Vätern, ZAM 14 (1939) 79–94. Gross J., La divinisation du chrétien d’après les Pères grecs. Contribution à la doctrine de la grâce, Paris 1938. Hendrikx E., De leer van de vergoddelijking in het oud-christelijk geloofsbewustzijn, Genade en kerk, in Studies ten dienste van het gesprek Rome-Reformatie, Utrecht 1953, cc. 101–154. Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 840–841 (библиогр.). Lot-Borodine M., La déification de l’homme selon la doctrine des Pères grecs, Paris 1970 (статья опубл. в журнале Revue de l’histoire des religions, 1932–1933). Mantzarides G. I., Учение об обожении человека Григория Паламы (на греч. яз.), Фессалоники, 1963. Moutsoulas E. D., Воплощение Слова и обожение человека в учении Григория Нисского (на греч. яз.), Афины, 1965. Orbe A., Los valentinianos у el matrimonio espiriual, in Gregorianum 58 (1977) 5–53. Remmers J. G., De vergoddelijkte mens in de spiritualitéit van het christelijk oosten, in Theologische week over Mens, Nijmegen 1958. Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Lund 1962. Богосыновство Baumgartner Ch., Grâce, DS 6 (1967) 715–721. Harnack A., Die Terminologie, der Wiedergeburt und verwandter Erlebnisse in der ältesten Kirche, TU 42,3 (1918). Janssens L., Notre filiation divine d’après saint Cyrille d’Alexandrie, in Ephemerides theologicae lovanienses 15 (1938) 233–278.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442.    Address to His Negligent Disciples, p. 146.    См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199.    Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52.    Консул философов (греч.)    CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56—60,188—202.    Порядок (лат.). По-русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско-католической церкви.)    Обожение (греч.).    Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272—1276.    Pseudo-Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в.    Там же, 52.    Там же, 34л.    Там же, 11.    Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96—97,    Там же, 15, 20; p. 139.    Там же, 11, 11; р. 103.    Там же, 1, 12; р. 12.    Diadochus, Сар. 77. 78; ed. ?. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135—136.    Там же, 85; р. 144—145.    См. там же, 31, 32, 61, 88.    John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c.    Там же, слово 27; PG 88:1097лв.    О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317—325.    «Братская» (христианская) любовь (греч.).    CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9—10.    Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6    И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45.    ymeon the New Theologian, Cat. II; ed. B. Krivocheine, Symeon le Nou-veau Theologien, Catecheses, SC 96 (Paris: Cerf, 1963), p. 421—424.    CM. J. Darrouzes, SC 122, Introduction, p. 26.    Symeon the New Theologian, Cai. VI, ed. Krivocheine, p. 358—368.    Symeon the New Theologian, Euch. 2; ed. Krivocheine, p. 47—73.    Cat. 29; ed. Krivocheine, p. 166—190.    Cap. Eth.. 6; ed. Darrouzes, p. 406—454.    Gregory Palamas, Triads, I, 2; ed. J. Meyendorff, Defense des saint» hesychastes, Specilegium Sacrum Lovaniense 30 (Louvain, 1959), p. 99.    В русском варианте: «…помилуй мя, грешнаго». Английскую фразу можно перевести: «…смилуйся надо мною» или «имей милость на мне» (но таким же английским оборотом переводится и «Кирие элейсон»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 На эту тему см.: Dalmais I.H. La théorie des ‘logoi’ des créatures chez S.Maxime le Confesseur//Revue des Sciences Philosophiques et Théologiques. 36 (1952). P. 244–249; Van Rossum J. The λóγοι of Creation and the Divine ‘Energies’ in Maximus the Confessor and Gregory Palamas 7 См. Haecker Th. Vergil: Vater des Abendlandes. Ficher Bücherei. Frankfurt am Main und Hamburg, 1958. P. 131–132. 11 Преп. Максим Исповедник . Ambigua 41 [PG 91:1305B-C]. Перевод архимандрита Нектария: О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2006. С. 278. 12 Преп. Максим Исповедник . Ambigua 41 [PG 91:1305A]. Перевод архимандрита Нектария, c. 277–278. (Из слов этого отрывка «…хотя Бог по благости сотворил блестящую гармонию всего сущего, но из самого этого еще не делается ясным, кто и каков Он есть…» следует, что присутствие Бога во вселенной отнюдь не очевидно, то есть последняя переживается как лишенная Его благодати о оставленная им. – Примеч. переводчика.) 13 См. недавнюю трактовку доктрины обожения у преп. Максима в книге: Larchet J.-C. La Divinisation de l’homme selon Saint Maxime le Confesseur. Paris: Les Éditions du Cerf, 1996. 14 Это можно выразить как то, что дуга грехопадение–искупление (доминировавшая в Западном богословии) подчинена в богословии православного Востока дуге творение–обожение. 16 Согласно современным космологическим данным, возраст вселенной (отсчитываемый от так называемого Большого взрыва) составляет 13,7–13,8 миллиардов лет. Возраст современного человечества, если его отождествлять с Homo Sapiens, составляет порядка 40–50 тысяч лет. Легко сообразить, что человек разумный присутствует в самом конце эволюционной истории вселенной, продолжительность которого составляет приблизительно одну двадцатипятитысячную от последнего миллиарда времени жизни всей вселенной. – Примеч. переводчика. 17 Pascal B. Pensées/ed. Philippe Sellier. Paris: Mercure de France, 1976, §233. P. 134. (Русский перевод: Паскаль Б. Мысли, 264. СПб.: Азбука, 1999. С. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ko...

CCXXXVIII, 15, PL 33, 1044. 118 См. J. ROMANIDIS, Le Filioque dans P. RANSON (éd.) Saint Augustm, p. 204–206 P. DESEILLE, Saint Augustin et Filioque, p. 62, 67. 122 Contra Max., II, XIV, 1, PL 42, 770–771. В продолжении этого отрывка говорится о том, как Христос дунул Святым Духом: «Действительно, если Он не исходит также от Него, Он бы не говорил Своим ученикам: «Примите Духа Святого» ( Ин. 20, 22 )». В этой главе блж. Августин еще раз смешивает перспективу икономии с перспективой богословия. 124 . Заметим, что касается самого преп. Максима, что хотя он пребывал в Карфагене, а потом в Риме, в его сочинениях не отыщется ни единой прямой ссылки на блж. Августина, равно как и никакого определенного отпечатка его богословской мысли. (См.: В. ALTANER, «Augustinus in der griechischen Kirche bis auf Photius», Historisches Jahrbuch, 71,1952, p. 67, воспроизведено в: Kleine pa-tristische Schriften, Berlin, 1967, p. 88–89). Утверждение G. С BERTHOLD, что две темы, затронутые в «Богословско-полемическом сочинении X», имеют отношение к доктрине блж. Августина, представлено бездоказательно и, нам кажется, лишено основания, так же как и тезис о влиянии воззрений блж. Августина на преп. Максима во время его пребывания в Карфагене («Did Maximus the Confessor Know Augustine?» Studia Patristica, XVII1, 1982, p. 15). 127 Предисловие к (Euvres de saint Augustin, 15, La Trinité, Paris, 1955, p. 22. Co стороны православных этот разрыв был особенно сильно подчеркнут J. ROMANIDIS, Franks, Romans, Feudalism and Doctnne, p. 60–98, частью переведенное в «Le Filioque», p.197–217 133 То же различение можно обнаружить в другом тексте «Дух проистекает, то есть исходит от Бога Отца, как из Источника, но Он ниспослан творению через Сына» Ер , LV, PG 77, 316D 134 На основании единства их природы три Лица существуют одно в другом. Это тринитарный «перихоресис» (взаимопроникновение) 142 A. de HALLEUX, Cyrlle, Théodoret et le Filioque, Revue d " histoire ecclésiastique, 74, 1979, p. 597–625 143 Особенно, что «Дух Бога и Отца, Который Им обладает, не инороден Сыну по отношению к сущности» (Ер., XXXIX, АСО, t..I, 1, 4р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Paris: Cerf, 1969. Перепечатка важной серии статей, опубликованных в изд. Revue d " Histoire des Religions, в 1932–1933 гг. Попов, И.В. «Идея обожения в древневосточной церкви». – В изд.: «Вопросы философии и психологии» 97, 1906, 165–213. Очень важная статья. Thunberg, Lars. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund: Gleerup, 1965. Самое последнее по времени издания исчерпывающее исследование о Максиме, антропологические воззрения которого сильнее всего влияли на византийских теологов. Burghardt, W. J. The Image of Cod in Man According to Cyril of Alexandria. Washington: Catholic University Press, 1957. Антропологические основания доктрины обожения. Gaith, J. La conception de la liberte chez Gregoire de Nysse. Paris: Vrin, 1953. Очень важная работа по проблеме благодати и свободы. Ladner, G. В. «The Philosophical Anthropology of St. Gregory of Nyssa,» Dumbarton Oaks Papers 12 (1958), 58–94. Leys, R. L " image de Dieu chez Saint Gregoire de Nysse. Brussels and Paris, 1951. Киприан (Керн) , архимандрит. Антропология св. Григория Паламы . – Париж: ИМКА Пресс, 1950. Содержит оригинальный обзор патриотической традиции в целом. Romanides, J. S. То propatorikon hamartema (The Ancestral Sin). Athens, 11957. Контраст между концепциями первородного греха, греческой и Августина. Meyendorff, J. «Eph ho chez Cyrille dAlexandrie et Theodoret», Studia Patnstica IV. Texte u. Untersuchungen 79 (1961), 157–161. Ключевое место из послания Римлянам (5:12) в понимании греческих отцов. Lossky, V. On the Image and Likeness. New York: St. Vladimir» " s Seminary Press, 1974. Весьма интересный сборник исследований о патристической антропологии, сотериологии и иных теологических предметов. Глава XII Gordillo, M. Mariologia Orientalis. Orientalia Christiana Analecta, 141 (1954). Попытка примирения восточного предания с западным, при этом западные предпосылки считаются само собой разумеющимися. Mascall, E. L. ed. The Mother of God: A Symposium. London: Dacre Press, 1949.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

836 Bathrellos D. The Byzantine Christ, Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maximus the Confessor. N. Y., 2004. P. 202–203. 837 «π δ το Κυρου μν ησο Χριστο, πειδ μν διφοροι α φσεις, διφοροι κα α θελσεις α φυσικα τς ατο Θετητος, κα τς ατο νθρωπτητος, γουν α θελητικα δυνμεις. πειδ δ μα πστασις, κα ες θλων, ν κα τ θελητν, γουν τ γνωμικν θλημα», De fide orthodoxa. PG 94. 948 B–C. 843 Meyendorff J., fr. Anthropology and Original Sin, XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. I. P. 55. 846 «Различие между Лицом Духа и Его дарами привлечет большое внимание византийского богословия в связи с богословскими спорами XIII и XIV вв.», Византийское богословие... С. 246–247. О ключевой роли свт. Григория Кипрского в различении между Личностью Духа и Его дарами см.: Meyendorff J., fr. Theology in the thirteenth century: methodological contrasts. Porphyrogenitus publishing, 1988. 858 Perishich V. Person and Essence in the Theology of St. Gregory Palamas//«Philoteos». International Journal for Philosophy and Theology. 2001. Vol. 1. P. 131–136, здесь: p. 133. 859 Gregory Palamas, st. The Triads. III. 1.9. Edited by John Meyendorff, translated by Nicholas Gendle. Paulist Press, 1983. 862 Энергия вновь мыслится отличной от уже сразу трех Ипостасей, хотя принадлежит Им всем вместе. 864 «Можно пользоваться экзистенциальной философией Хайдеггера, не превращаясь в хайдеггерианца. Мы пользуемся им, чтобы выразить то, что мы думаем. Есть такая независимость христианства, которая должна соблюдаться», Мейендорф И. , протопр. Духовное и культурное возрождение XIV в. и судьбы Восточной Европы (лекция в Минске в июне 1992 года)//Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия/Ред. С. С. Хоружий. М., 1995. С. 9–26, здесь: с. 20–21. 865 Целостность, по-видимому, может считаться одной из характерных черт ипостасности. «Только весь человек в целом может воспринимать благодать, а не какая-либо часть человеческого состава в отдельности», Свт. Григорий Палама и православная мистика. С. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1 . Тускарев А. От ереси церковно-государственной к ереси догматической//Русский вестник. 1992. 40. С. 3.1. V. Машинописные материалы 1 . Лебон Ж. Христология сирийского монофизитства/Н.А. Заболотский, пер. Л.: Ленинградская Духовная Академия, 1975. VI. Диссертации 1 . Селезнев Н.Н. Христологический парадокс в истории богословских споров (на примере несторианства и севирианства). Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2006. – 18с. VII. Справочная литература 1 . Греческо-русский словарь/А.Д. Вейсман, сост. СПб., 1882. VIII. Литература на иностранных языках А) Монографии 1. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch. NY, 2004. 2 . Anastos M. V. Nestorius was Orthodox//Dumbarton Oaks Papers. Cambridge, 1962. Vol. 16. P. 119–140. 3 . Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. 4. Freiburg-in- Brisgau, 1923. 4 . Basdekis A. Die Christologie des Leontius von Jerusalem: Seine Logoslehre. Munster, 1974. 5 . Bathrellos D. The Byzantine Christ: Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maximus the Confessor. NY, 2004. 6 . Beeley Ch. The unity of Christ: continuity and conflict in patristic tradition. Yale, 2012. 7. Bethune-Baker J. F. Nestorius and His Teaching: A Fresh Examination of the Evidence. Cambridge, 1908. 8 . Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus (+ 750)/A. di Berardino, ed. Cambridge, 2006. 9 . Bettiolo P. Una raccolta di opuscoli calcedonensi (Ms. Sinai Syr. 10). Louvain, 1979 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 404). 10 . Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Sarug. Oxford, 1976. 11. Congourdeau M.-H. L’embryon et son âme dans les sources grecques (VIe s. av. J.C. – Ve s. ap. J.C.)//Amis du Centre d’histoire et civilisation de Byzance. P., 2007. 12 . Daley B. Leontius of Byzantium: A Critical Edition of his Works, with Prolegomena (Diss.). Oxford, 1983. 13 . Dell’Osso C. Il calcedonismo. Leonzio di Bisanzio. R., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

2612 Balthasar H. U., von. The universe according to Maximus the Confessor. San Francisco, 1988. P. 89. 2614 «Просто, единовидно, бескачественно, мирно, невозмутимо, покойно – одно Естество (Естество Бога) беспредельное, всемогущее и вседержительное. Тварь же всякая сложена из существа и привходящего (ξ οσας κα συμβεβηκτος) и всегда имеет нужду в Божием промысле как несвободная от превратности (ς τροπς οκ λευθρα)», Capita de charitate 4. 9. PG 90. 1049 Β. 2618 Слово «χσμα» употреблялось еще античными авторами в смысле Тартара (Гесиод, Эврипид, см.: Liddell H. G., Scott R. Greek-English lexicon. P. 1981). Обозначает у св. отцов в подавляющем большинстве случаев адскую бездну или один из ее атрибутов (огнь и бездна), или же бездну между богатым и Лазарем (см.: Лк 16. 19–31 , где также употребляется это слово), вообще – обозначает бездну между праведным и нечестивым, их участью. Также встречается в смысле бездны между добром и злом, добродетелью и пороком. У переводчиков Септуагинты употребляется в смысле бесконечной непостижимости судеб Божиих: «Судьбы Господни – бездна многа», Пс 35. 7 (по результатам TLG). 2627 Origenes. Commentarii in evangelium Joannis I, 34//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jh. Leipzig, Berlin, 1897–1953 (Bd. 1–53). Bd. 4. P. 43, 21; De principiis I, 2, 2//Ibidem. Bd. 5. P. 30. 2628 Подробнее о влиянии стоицизма и Филона, об Оригене см.: Spanneut M. Le stoicisme des Peres de Eglise. Paris, 1957; Mansfield J. Resurrection Added: the Interpretatio Christiana of a Stoic Doctrine//Vigiliae Christianae. 1983. 37. P. 218–33; Stob R. Stoicism and Christianity//Classical Journal. 1934–1935. 30. P. 217–224; Thorsteinsson R. M. Paul and Roman Stoicism: Romans 12 and Contemporary Stoic Ethics//Journal for the Study of the New Testament. 2006. 29. 2. P. 139–161; Wenley R. M. Stoicism and Its Influence. N. Y., 1963. 2629 Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. P., 2010. 2637 См.: Mystagogia 23; «Логосы существующих предуготованы прежде веков в Боге, Одному Ему известным образом, будучи невидимы... они ясно познаются и понимаются через вещи сотворенные», Quaestiones ad Thalassium 13. PG 90. 293 D; Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию 13//Он же. Творения. В 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 18–174, здесь: с. 47, пер. А. И. Сидорова с изменением. «Ведь еще до веков было продумано [Богом] соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения», Вопросоответы к Фалассию 60/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С. 40–50, здесь: с. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010