434 См. статью 1916 года: Holl, Karl. Die Schriften des Epiphanius gegen die Bilderverehrung//Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte. Bd. II. Tübingen. 1928, SS. 351–387; а также Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites, S. 61 ff. 435 Holl, Karl. Ор. cit., S. 387, Not. I: «An der Echtheit des Briefes hat nur Befangenschaft zweifeln können. Sprache, Standpunkt, Auffassung stimmen ganz mit dem unangefochtenen Eusebius Oberein. Wäre das Schreiben in einem späteren Jahrhundert gefälscht, so müsste die dogmatische Begründung schärfer gefasst sein» [Только пристрастный человек может сомневаться в подлинности послания. Язык, подход, изложенная точка зрения – всё с совершенной очевидностью указывает на Евсевия. Будь это подделкой позднейших веков, содержащиеся в письме идеи имели бы более четкое догматическое обоснование]. 436 Отрывки из письма Евсевия зачитывались на Втором Никейском соборе (787 г.): Mansi XIII, 313 или Hardouin IV, 406 [русский пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996, сс. 561–562]. Более полный текст (по cod. Reg. 1980) опубликовал Буавэн: Nicolas Gregoras. Hist. Byz. XIX, 3,4 (воспроизведен у Миня : PG 149; и в C.S.H. В., Bd. 19.2); Card. Pitra. Spicilegium Solesmense. 1, рр. 383–386 (в качестве девятой главы «Antirrheticus contra Eusebium» Никифора); см. также в сочинениях самого Евсевия: у Миня (PG 20, 1545–1549) и у Kirsch J. Р. Enchiridion, n. 471. Ср. Koch, Hugo. Die altchristliche Bilderfrage nach den literarischen Quellen. Göttingen, 1917 (F.R.L.A.N.T., Neue Folge, 10); Elliger W. Die Stellung der alten Christen zu den Bildern in den ersten vier Jahrhunderten. Leipzig, 1930 (Ficker " s Studien Ober Christliche Denkmäler, Hf. 20). 438 В последние годы богословие преп. Максима Исповедника привлекает пристальное внимание исследователей. Следует упомянуть следующие работы: Balthasar, Hans Urs von. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Höhe und Krise des greichischen Weltbilds. 1941 (второе, улучшенное и дополненное издание – 1961 г.) [публикацию русского перевода начал с 14-го номера (1997 г.) журнал «Альфа и Омега»]; Sherwood, Polycarp (О. S. В.). The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor//Studia Anselmiana. Fasc. 36. Romae, 1955; Thunberrg Lars. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965; Volker, Walter. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens. 1965. Сохраняет свою ценность и появившийся ранее труд С. Л. Епифановича: Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1160 См.: DanielouJ. From Shadow to Reality. Studies in the Biblical Typology of the Fathers. L, 1960. P. 25. 1162 См.: Dalmais И.Н. Un traité de théologie contemplative. Le Commentaire du Pater de S. Maxime le Confesseur//Revue d’Ascetique et de Mystique. 1953. T. 29. P. 123–159. 1163 См.: Madden N. The Commentary on the Pater Noster: An Example of the Structural Methodology of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 147–155. 1165 См.: Bomert R. Explication de la liturgie et intérpretation de l’Écriture chez Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1970. Vol. 10. P. 323–327. 1166 См.: Bomert R. Les commentaires byzantins de la divine Liturgie du VIIe au XIe siècle. P., 1966. P. 29–124; Dalmais I.H. Place de la Mystagogie de saint Maxime le Confesseur dans la théologie liturgique byzantine//Studia Patristica. 1962. Vol. 5. P. 277–283; Idem. Théologie de l’Église et mystere liturgique de S. Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1975. Vol. 13. P. 145–153. 1168 См.: Ivanka Е. «Kephalaia». Eine byzantinische literaturform und ihren antiken Wurzeln//Byzantinische Zeitschrift. 1954. Bd. 47. S. 285–291. 1169 См. прекрасное вступление к критическому изданию «Практика» Евагрия: Évagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine. Т. 1/Introduction par A. Guillamont et C. Guillamont (Sources chrétiennes. 170). Paris, 1971. P. 113–116. 1170 См.А. Der Ktaba d-Durrasa des Elija von Anbar, das letzte grosse syrische Zenturienwerk//Symposium Syriacum. 1984. Roma, 1987. P. 419–427. 1173 См.: ScherwoodP. An Annotated Date-List. P. 35; LarchetJ.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 43–46. 1175 См.: DisdierM.F. Une oeuvre douteuse de saint Maxime le Confesseur. Les cinq Centuries théologiques//Échos d’Orient. 1931. T. 30. P. 160–178. 1176 См.: Khalifé I.A. L’inauthenticite du «De temperantia» (Kephalaia neptika) de Marc l’Ermite (PG. T. 65. Col. 1053–1069)//Mélanges de l’Université Saint Joseph. 1949/1950. T. 28. P. 61–66. 1178 De Vocht С. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur, non encore identifiés des cinq centuries théoloeiques (CPG 7715)//Byzantion. 1987. T. 57. P. 415–420.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

9 .Общий обзор основных тенденций в западных исследованиях о преп. Максиме см. в кн.: Nicols A. Byzantine Gospel. Maximus the Confessor in Modern Scholarship. Edinburgh, 1993. 10 См.: Kattan A. E. Verleiblichung und Synergie. Grundzüge der Bibelhermeneutik bei Maximus Confessor. Leiden – Boston, 2003. S. XI («ein einziger Mensch konnte Orient und Okzident in sich zusammenbringen und zu vereinen vermöchten, ohne sie zu vermischen»). 11 Можно предполагать, что аналогичный путь обращения из католичества в Православие до Ж.-КЛарше прошел покойный архиепископ Алексий (Ван дер Менсбрюгге). См. о нем статью А. С. Буевского: Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 661–663. 12 Мы называем только важнейшие труды Ж.-К. Ларше, отнюдь не претендуя на то, чтобы давать полную библиографию. См.: Larchet J.-C. Thérapeutique des maladies spirituelles. Paris – Suresnes, 1991 (книга выдержала 4 издания); idem. Théologie de la maladie. Paris, 1991 (три издания); idem. Thérapeutique des maladies mentales. L " expérience de l " Orient Chretien des premiers siecles. Paris, 1992; idem. Ceci est mon corps. Le sens Chretien du corps selon les Peres de l " Eglise. Geneve, 1996; idem. Pour une éthique de la procréation. Élements d " anthropologie patristique. Paris, 1998; idem. La vie aprés la mort selon la Tradition orthodoxe. Paris, 2001; idem. Le Chrétien devant la maladie, la souffrance et la mort. Paris, 2002. 15 Saint Maxime le Confesseur Questions á Thalassios, Introduction par J.-C. Larchet, Traduction et notes par E. Ponsoye. Suresnes, 1992. P. 7–44. 17 Saint Maxime le Confesseur. Ambigua. Introduction par J.-C. Larchet. Avant-pro-pos, traduction et notes par E. Ponsoye. Commentaires par le Pére Dumitru Staniloae. Paris – Suresnes, 1994. P. 9–84. 18 Saint Maxime le Confesseur. Questions et difficultés (Quaestiones et dubia). Introduction par J.-C. Larchet. Traduction par E. Ponsoye. Paris, 1999. P. 7–26. 19 Saint Maxime le Confesseur. Opuscules théologiques et polémiques. Introduction par J.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1998. P. 7–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Paris – Suresnes, 1991 (книгавыдержала 4 издания); Idem. Theologie de la maladie. Paris, 1991 (трииздания); Idem. des maladies mentales. L’experience de l’Orient chretien des premiers si-cles. Paris, 1992; Idem. Ceci est mon corps. Le sens chretien du corps selon les P-res de l’Eglise. Gen-ve, 1996; Idem. Pour une othique de la procreation. Elements d’anthropologie patristique. Paris, 1998; Idem. Dieu ne veut pas la souffrance des hommes. Paris, 1999;Idem. La vie apr-s la mort selon la Tradition orthodoxe. Paris, 2001; Idem. Le chretien devant la maladie, la souffrance et la mort. Paris, 2002. 16 Saint Maxime le Confesseur. Questions … Thalassios » Introduction par J. C. Lar chet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Suresnes, 1992. P. 7–44. 17 Saint Maxime le Confesseur. Ambigua/Introduction par J.-C. Larchet. Avant-propos, traduction et notes par E. Ponsoye. Commentaires par le P – re Dumitru Staniloae. Paris-Suresnes, 1994. P. 9–84. 18 Saint Maxime le Confesseur. Questions et difficultis (Quaestiones et dubia)/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction par E. Ponsoye. Paris, 1999. P. 7–26. 19 Saint Maxime le Confesseur. Opuscules et polimiques/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1998. P. 7–108. 20 Saint Maxime Le Confesseur. Lettres/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1998. P. 7–62. 21 Французское издание: Larchet J.-C. Maxime le Confesseur. Mediateur entre l’Orient et l’Occident. Paris, 1998. 23 См. Louth A. St. Maximus the Confessor between East and West//Studia Patristica. Vol.XXXII. 1997. P. 334–335. 24 Представляется, что при характеристике Православия как мировоззрения уместно было бы отказаться от привычной оппозиции пессимизм vs. оптимизм и говорить о реализме Православия, в котором гармонически разрешаются такие несоединимые в русле секулярного мышления положения, как страдание, смерть и гибель падшего мира с одной стороны и свет, мир, надежда и вечная жизнь – с другой. – Ред. 26 В частности, то место “Толкования на Послание к Римлянам” блаженного Феодорита , к которому отсылает Ж.-К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

295–308), в иной перспективе, чем у J.-M.Garrigues 170 Здесь отчетливо видно, что J.-M. Garrigues не может претендовать на то, чтобы доказать свою теорию, по которой Святой Дух получил бы Свою сущность или Свою природу от Отца и от Сына, опираясь на преп. Максима, для которого Святой Дух берет, так же как и Сын, Свою сущность или Свою природу от одного Отца. 171 J.-M. GARRIGUES, который цитирует лишь самый конец текста, вырванный из своего контекста, опустив купюры и исказив его смысл предложенным им переводом («существующий сущностным образом» рядом с «сосуществующий сущностным образом», «показывать одного в другом» рядом с «обозначать одновременно»), дает этим такое толкование, которое откровенно расходится с мыслью св. Максима (A la suite de la clarification romainë le Filioque affranchi du «filioquisme», Irénikon, 59, 1996, p. 196). 172 В связи с этим последним вопросом см. наше исследование «La Divinisation de Ihomme selon saint Maxime le Confesseur», Paris, 1996 176 Противоположно тому, что утверждают A. PALMIERI, «Esprit Saint», col. 794; V. GRUMEL «Maxime de Chrysopolis ou Maxime le Confessuer», Dictionnaire de théologie catholique, t. X, 1928, col. 458; G.C. BERTHOLD, «Maximus the Confessor and the Filioque», Studia Patristica, XVIII, 1,1985, p. 114 177 Похожее утверждение можно найти у св. ГРИГОРИЯ НИССКОГО : «Мы приведены Писанием к тому, чтобы верить, что Отец и Единородный Сын являются Началом и Причиной ( ρχηγν κα ατιον) в раздавании благ, которыми действует Святой Дух ( νεργουμνων)». (BASIL de CÉSARÉ, Ер., XXXVIII, 4, éd. Courtonne, p. 84) 179 См.: A. PALMIERI, «Esprit Saint», col. 794; V. GRUMEL, «Maxime de Crysopolis ou Maxime le Confesseur», col. 458; J.-M. GARRIQUES, «Procession et ekpore du Saint Esprit», p. 367; «A la suite de la clarification romainë le Filioque affranchi du filioquisme», p. 211; Clarification du conseil pontifical pour la promotion de Lunité des chrétiens, «Les traditions grecques et latines concernant la procession du Saint-Espnt», p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

388 По блж. Августину, личность Адама превратила естество в греховное, и это естество сделало нас грешниками. См.: A. GAUDEL, «Péché originel», col. 396 389 Никто не позволил себе, как это сделали J.-M. GARRIGUES (Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de lhomme, Paris, 1976, p. 60) и G. С BERTHOLD («Did Maximus the Confessor know Augustine?», p. 14–17) без какого-либо предварительного убедительного доказательства утверждать, что преп. Максим знал сочинения блж. Августина. Предположить, как на то претендует BERTHOLD, что влияние блж. Августина было доминирующим в районе Карфагена, куда был сослан преп. Максим, может означать, что либо преп. Максим не испытал этого влияния, либо он его отвергал, что подтверждает также его позиция по Filioque. Знаменательно, что в актах Поместных африканских Соборов в 645 г., воодушевляемых преп. Максимом, был осужден «Эктесис», цитирующий в своих актах блж. Августина (см.: Mansi X, 937–940), также как его цитируют акты Латеранского Собора (649), активным участником которого был преп. Максим. И, тем не менее, в его сочинениях нельзя найти ни цитирования блж. Августина, ни даже аллюзии на него, (см.: В. ALTANER, «Augustinus in der griechischen Kirche bis auf Photius», p. 67, воспроизведено в: Kleine patristische Schriften, S. 88–89) 391 L. THUNBERG, Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor, Lund, 1965, p. 166–168; 2-е éd., Chicago et La Salle, p. 157–159 393 С. VON SCHÖNBORN, «Plaisir et douleur dans lanalyse de saint Maxime dapre les Quaestiones ad Thalassium» dans F. HEINZER et С VON SCHÖNBORN, Fribourg, 2–3 septembre 1980, Fribourg, 1982, p. 274. 395 См.: G GLEZ, «Primauté du pape», Dictionnaire de théologie catholique, t. XIII, Paris, 1936, col. 294–295; F. DVORNIK, Byzance et la primauté romaine, Paris, 1964, p. 79–80; J.-M. GARRIGUES, «Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», Istina, 21, 1976, p. 6–24; J. PELIKAN, «Council or Fathers or Scripturë the Concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor», Orientalia Christiana Analecta, 195, 1973, p. 277–288, частично перепечатана в La Tradition chrétienne, t. II, LEsprit du christianisme oriental, 600–1700, Paris, 1994, p. 157–182; V. CROCE, Tradizione e ricerca, II metodo theologico di san Massimo il Confessore, Milano, 1974, p. 115–131; K. SCHATZ, La Primauté du pape. Son histoire, des origines a nos jours, Paris, 1992, p 90; О CLÉMENT, Rome autrement, Paris, 1997, p. 36–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

2574 См.: Беневич Г. И. Преп. Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2 т./Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 100–109. 2575 См., напр.: Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Chicago, 1995. 2577 В частности, кроме упомянутой выше работы Л. Тунберга, следует отметить монографию Ж.-К. Ларше Обожение человека согласно Максиму Исповеднику (Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996) и диссертацию Ф. Рансе Действие Божие и свобода человека. Исследования богословской антропологии св. Максима Исповедника (Renczes Ph. G. Agir de Dieu et liberté de l’homme. Recherches sur l’anthropologie théologique de saint Maxime le Confesseur. Paris, 2003). Наконец, в диссертации В. В. Петрова (Петров В. В. Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья. М., 2008), гл. 3 (С. 74–106) посвящена антропологии и психологии преп. Максима. 2582 Balthasar H.-U., von. The Fathers, the Scholastics, and Ourselves//Communio: International Catholic Review 24. 1997. P. 376. 2583 Sherwood P. Exposition and Use of Scripture in St Maximus as Manifest in the Quaestiones ad Thalassium//Orientalia Christiana Periodica 24. 1958. P. 207. 2589 Ibid. P. 153: «Ритуал выхода оглашенных и закрытия дверей на Литургии прообразует будущее прехождение материального мира». 2591 PG 91. 1077 С, 1080 А: κ το μ ντος πεστσατο κτσιν. Ср.: Quaestiones et dubia 185 (S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 10/Ed. J. H. Declerck. Brepols; Turnhout: Leuven University Press, 1982. Обращаясь к сочинению Вопросы и недоумения, мы работали с электронной базой TLG, где размещено это издание Х. Деклерка); ср.: PG 91. 1069 В, 1272 B: τ κ μ ντων. 2593 PG 91. 1069 А: λληνικν δογμτων. Здесь речь идет о последователях учения об Энаде (первичном единстве) умов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1359 Мы называем только важнейшие труды Ж.-К. Ларше, отнюдь не претендуя на то, чтобы давать полную библиографию. См.: Larche J.-C. Thérapeutique des maladeies spirituelles. Paris; Suresmess, 1991 (книга выдержала четыре издания); Idem. Théologie de la maladie. Paris, 1991 (три издания); Idem. Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris, 1992; Idem. Ceci est mon corps. Le sens chrétien du corps selon les Pères de l’Église. Genève, 1996; Idem. Pour une éthique de la procréation. Elements d’anthropologie patristique. Paris, 1998; Idem. La vie après la mort selon la Tradition orthodoxe. Paris, 2001; Idem. Le chrétien devant la maladie, la souffrance et la mort. Paris, 2002. 1363 Saint Maxime le Confesseur. Questions a Thalassios/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Suresnes, 1992. P. 7–44. 1364 Saint Maxime le Confesseur. Ambigua/Introduction par J.-C. Larchet. Avant-propos, traduction et notes par E. Ponsoye. Commentaires par le Pere Dimitru Staniloae. Paris; Suresnes, 1994. P. 9–84. 1365 Saint Maxime le Confesseur. Questions et difficultés (Quaestiones et dubia)/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction par E. Ponsoye. Paris, 1999. P. 7–26. 1366 Saint Maxime le Confesseur. Opuscules théologiques et polémiques/Introduction par T.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, P. 7–108. 1367 Saint Maxime Le Confesseur. Lettres/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1998. P. 7–62. 1368 Французское издание ее: Larchet J.-C. Maxime le Confesseur. Mediateur entre l’Orient et l’Occident. Paris, 1998. 1370 См.: Louth A. St. Maximus the Confessor between East and West//Studia Patristica. Vol. 32.1997. P. 334–335. 1371 Сам Ж.-К. Ларше признает, что учение блж. Феодорита более богато оттенками, чем взгляд Феодора Мопсуэстийского. 1372 В частности, то место «Толкования на Послание к Римлянам» блж. Феодорита, к которому отсылает Ж.-К. Ларше, не вызывает у нас никаких возражений и недоумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1209 См.: Maxime le Confesseur. Vie de la Vierge. Traduit par Michel-Jean van Esbroeck//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores iberici. T. 22. Lovani, 1986. P. V-XXXVIII. 1210 Впрочем, высказываются и сомнения в авторстве преп. Максима. См.: Nicols A. Byzantine Gospel. Maximus the Confessor in Modern Scholarship. Edinbourgh, 1993. P. 110–111. 1213 См.: Hausherr I. Nouveaux Fragments grecs d’Évagre le Pontique//Orientalia Christiana Periodica. 1939. Vol. 5. P. 229. 1215 См.: DisdierM.T. Élie l’Ecdicos et les τερα κεφλαια attribués à saint Maxime le Confesseur et à Jean Carpathos//Échos d’Orient. 1932. T. 31. P. 17–43; Darrouzes J. Élie Ecdicos//Dictionnaire de spiritualité. Т. IV, pt. 1. Paris, 1960. P. 576–578. 1216 См.: Richard M. Florilèges grecs//Dictionnaire de spiritualité. T.V. Paris, 1964. P. 475–512; рус. пер.: «Пчела» или «Богословские главы» преп. Максима Исповедника . Перевод, вступит, ст., примечания, послесловие П.К. Доброцветова. М., 2013. 1218 См.: Roueché М. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1974. Bd. 23. S. 61–76. 1219 См.: Bizer C. Studien zu Pseudathanasianischen Dialogen der Orthodoxos und Aetios. Bonn, 1970. S. 24–40. 1220 См.: Lebreton J. Le traité de l’âme de saint Grégoire le Thaumaturge//Bulletin de littérature ecclésiastique. 1906. T. 88. P. 73–83; Einaeson B. On a Supposed Pseudo-Aristotelian Treatise on the Soul//Classical Philology. 1933. Vol. 28. P. 129–130; Gatje H. Studien zur Uberlieferung der aristotelischen Psychologie in Islam. Heidelberg, 1971. S. 54–62,95–113,114–129. 1223 См. ряд верных наблюдений на сей счет: Dalmais I.H. L’oeuvre spirituelle de saint Maxime le Confesseur//La Vie spirituelle. Supplément, 1952. T. 21. P. 216–226. 1225 См.: Volker Wi Der Einfluss des Pseudo-Dionysius Areopagita auf Maximus Confessor//Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht. B., 1961. S. 331–350. 1226 См.: Hieromonk Alexander (Golitzin). Et introibo ad altare Dei. The Mystagogy of Dionysius Areopagita, with Special Reference to its Predecessor in the Eastern Christian Tradition. Θεσσαλονκη,1994.P 402–405.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

205 См.: Dalmais I. H. Un traité de théologie contemplative. Le Commentaire du Pater de S. Maxime le Confesseur//Revue d " Ascetique et de Mystique, 1953, t. 29, p. 123–159. 206 См.: Madden N. The Commentary on the Pater Noster. An Example of the Structural Methodology of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium, p. 147–155. 207 См.: Bornert R. Explication de la liturgie et interpretation de l " Ecriture chez Maxime le Confesseur//Studia Patristica, 1970, vol. 10, p. 323–327. 208 См.: Bornert R. Les commentaires byzantins de la divine Liturgie du VII е au XI е siede. P., 1966, p. 29–124; Dalmais I. H. Place de la Mystagogie de saint Maxime le Confesseur dans la théologie liturgique byzantine//Studia Patristica, 1962, vol. 5, p. 277–283; Idem. Théologie de l " Eglise et mystere liturgique de S. Maxime le Confesseur//Studia Patristica, 1975, vol. 13, p. 145–153. 209 Наш перевод до этого был опубликован в «Журнале Московской Патриархии» (1987, 4–5, 7–8, 10). 210 См.: Ivanka Е. Kephalaia. Eine byzantinische literaturform und ihren antiken Wurzeln//Byzantinische Zeitschrift, 1954, Bd. 47, S. 285–291. 211 См. прекрасное вступление к критическому изданию «Практика» Евагрия: Evagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine. T. 1. Introduction par A. Guillamont et C. Guillamont (Sources chrétiennes, 170). P., 1971, p. 113–116. 212 См:. Jucket А. Der Ktaba d-Durrasa des Elija von Anbar, das letzte grosse syrische Zenturienwerk//Symposium Syriacum 1984. Roma, 1987, p. 419–427. 215 См.: Disdier M. F. Une oeuvre douteuse de saint Maxime le Confesseur. Les cinq Centuries théologiques//Echos d’Orient, 1931, t. 30, p. 160–178. 216 См.: Khalife I. A. L " inauthencité du «De temperantia» (Kephalaia neptika) de Marc l " Eremite (PG 65, 1053–1069)//Melanges de l " Universite Saint Joseph, 1949/1950, t. 28, p.61–66. 218 De Vogt C. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur, non encore identifiés des cinq centuries théologiques (CPG 7715)//Byzantion, 1987, t. 57, p. 415–420.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010