1214 Греч. и др.: παρακεκλημεϑα – утешихомся, как Слав. Русск. Сир. Вальт. и др., – но Гот.: moniti sumus. Вероятно, мы имеем здесь дело с ошибкой какого-либо переводчика. 1216 Чит. как Арм.=греч.: δεξασϑαι ημας (чтобы мы приняли, Арм. вручить нам), как мн. мин., Гот. Слав., – др. не чит., т. е. так: просили от нас благодати и общения служения на святых. 1220 «Если бы освящение состояло только во внешнем, юридическом вменении нам заслуг Христа, и если бы и после него мы оставались еще во грехе, – наше оправдание, благодать Божия и искупление были бы только внешностью: тогда уничтожена была бы истинность Бога, так как Он видел бы нас святыми, чем мы бы не были, и не видел бы нас грешниками, которыми мы, однако, были бы». Н. Klee. Katholiche Dogmatik. Mainz. 1835. Th. III, 67. 1221 Perrone. Prælectiones theologicae. Paris. 1842. Tom. I, 1391: «Оправдание, по католическому пониманию, состоит во внутреннем обновлении посредством благодати, которая ради заслуг Христа Спасителя нашего ингарирует душе (человека)». 1222 Так, по словам Фомы Аквината, iustificatio impii est, с одной ст., и remissio peccatorum (см. сборник: Petri Lombardi, Sententiarum libr. IV... nec non Thomae Aquinati summa Theologica. Paris. Tom. II, 950). Кроме этого есть и положительный момент в этом судебном акте, – оправдание есть translatio ab eo statu, in quo homo nascitur filius primi Adam, in statun gratiae et adoptionis filiorum Dei per secundum Adam Iesum Christum, salvatorem nostrum». Sacrosanctum, oecumenicum Concilium Tridentinum. Editio reformata. Tridenti. 1745. pag. 30–31. 1223 «Если кто скажет, что люди оправдываются без Христовой праведности, которою Он для нас заслужил, – или, что они бывают чрез нее праведны только формально, да будет анафема», гласит 10-й канон Тридентского собора. Tridentin. pag. 39. 1225 Возможность такого различения в оправдании моментов субъективного и объективного не подлежит сомнению и с католической точки зрения. Вот как, напр., говорит его признанный авторитет: «Праведность в человеке может совершаться в смысле движения, которое направляется от противного к противному, и в этом смысле оправдание вносит некоторую перемену из состояния неправедности в состояние праведности обетованной... И, так как движение получает свое название больше от термина «ad quem», чем «а quo», поэтому подобного рода изменение, которым кто-нибудь изменяется из состояния неправедности в состояние праведности чрез отпущение грехов, получает имя от термина «ad quem» и называется «iustificatio impii». Фома Аквин. Тот. II, 944.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые римские клирики начали сбор документов Тридентского собора с тем, чтобы подготовить исследование, ниспровергающее тезисы о. Сарпи, однако никому из них не удалось довести эту огромную работу до конца. Лишь через 40 лет Рим отреагировал на выпады «диверсанта»: иезуит Пьетро кардинал Сфорца Паллавичино (1607–1667) по специальному уполномочению папы на основе архивных документов составил «Историю Тридентского собора» 920 – книгу полемическую, но вполне объективно излагающую исторические факты. Критическое сравнение этих двух работ дало в качестве результата классическую многотомную монографию Леопольда фон Ранке (1795–1886) по истории папства 921 . Как протестант, Ранке был лишен возможности работать в архивах Ватикана и положил в основу своих источниковедческих трудов поиски в частных архивах Рима и Венеции. В этой монографии Ранке вводит в научный оборот термин «Контрреформация». Рим осудил книгу Ранке как антикатолическую; в то же время многие протестанты критиковали ее за нейтральность позиции. В целом же монография была признана научным сообществом, а английский католический историк лорд Актон оценил ее как первое сбалансированное, объективное и честное исследование истории папства в XVI в. Β XX в. ценное исследование истории Тридентского собора предложил немецкий католический историк монсеньор Хуберт Йедин (1900–1980), преподававший церковную историю на католическом факультете Университета Бреслау, отстраненный нацистами от работы за полуеврейское происхождение, бежавший в Рим под покровительство папы Пия XII под угрозой отправки в Бухенвальд и вернувшийся в Германию на профессорскую кафедру в Бонне только по окончании Второй мировой войны 922 . Первый том монографии, написанной им в Риме, охватывает период «борьбы за созыв собора», второй – время первой сессии (1545–1547), третий – сессии в Болонье и Триденте в 1547–1552 гг., четвертый – заключительный период собора 923 . Первая публикация основных материалов I Ватиканского собора (Acta et Decreta sacrosancti oecumenici Concilii Vaticani) была осуществлена спустя 20 лет после приостановки его работы – в 7-м томе выпускавшейся иезуитами из монастыря Мария Лаах Collectio lacensis 924 . Работа была основана на материалах архивов Ватикана, предоставленных папой Львом XIII в полное распоряжение издателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 Chronicon syriacon, изд. Bedjan, Париж, 1890; Chron, eccl., изд. Abbeloos u Lamy (с переводом), 3 т. Louvain, 1872–1877. 100 Id., 164–165. Введение к изд. Ahrens u Krüger, стр. 26. Текст, изданный Spanumh’м (Геттинген, 1893), был в последнее время переведен на французский язык г. Nau (Rev.de l " Orient chrétien, 1899 и 1900). 101 Изд Kleyn, Het Leven Johannes van Tella, Leyde 1882; изд Van Douwen u Land, Vita Jacobi Baradaei (в Comm. de beatis Orient.) cp. Kleyn, Jacobus Baradaeus, 105 и сл. Duval, loc. cit., 163. 104 Nöldeke, Введ. к переводу Табари, Gesch. der. Perser und Araber im Zeitalter der Sassaniden, стр. XV. Ср. стр. XXVII. 105 Corpus Juris civilis,uзд. Mommsen, Krüger u Schoell, 3 т., Берлин, 1886–1895; Justiniani novellae, изд. Zachariae von Lingenthal, 2 т., Лейпциг, 1881; De dioecesi aegyptiaca lex a· 554 lata, изд. Zach. v. Lingenthal, Teubner. 1891. 108 Zachariae von Lingenthal, Eine Verordnung Justinians über den Seidenhandel. С.-Петербург, 1865 (Зап. Академ. Наук, VII, т. 9., 6). 111 Labbé, Sacrosancta concilia, Париж, 1671, т. IV u V; Mansi, Sacr conciliorum nova et amplissima collectio, Париж, 1761, т. VIII, IX. 113 Список их можно найти у Krexma, Die Religions Politik Kaiser Justinians I, стр. 13., 15. Они напечатаны в Patr. lat., 63, 66, 69. 115 Ср. Jaffe-Wattenbach, Regesta pontificum. Большая часть этих императорских и папских писем помещена в сборнике под заглавием Callectio Avellana, изд. Гюнтера (Corp. Script, eccl. lat., t. 35. Вена, 1895–98 г.). Письма Пелагия I, находятся также в М. G. Н., Epist., t. III. 116 Изд. Mommsen, (М. G. Н. Script     ant., XII). De inst. div. litt. напечатано    в Patr. lat., 70. 121 Ср. Loofs., Das Leben und die polemischen Werken des Leontius von Byzanz, 1887;  Rügamer, Leontius von Byzanz, 1894. 127 Изд. Boissonade, Charicii Gazaei declamationes; другая речь находится в Rev. de Philologie, 1877 г. 128 Ср. изд. Ahrens u Krüger, стр. 26–27; Seitz, Die Schule von Gaza, 1892; Bayet, Recherches etc., 60–62. 135 Corpus inscr. graecarum, t. IV; Corpus insc. lat., t. III, VI u VIII; Waddington, Inscr. grecques et latines de Syrie; Латышев, сборник греческих надписей христианских времен южной России. С.-Петербурга, 1896. De Rossi, Inscr. urbis Romae christianae, t. I u II. Читать далее Источник: Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке : Пер. с фр./Шарль Диль, кор. Ин-та. - Санкт-Петербург : тип. Альтшулера, 1908. - XXXIV, 687 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Corp. Hist. Byz. XXIII, pag. 292, 316 et 327. Venet. Siestrzencevicz, Histoire de Royaume de la Chersonese Tavrique, pag. 180. СПб. 1824. Constant. Porphyrog. De administ. imper. cap. 53, pag. 117, in Corp. Hist. Byz. XXIX, Venet. Крымский сборник Кеппена, стр. 229. СПб. 1837. Procopius. De bello Gothico lib. IV, cap. 5, pag. 186, in Corpore Hist. Byzan. II, Venet. Photii Bibliotheca, cod. 197; Начертание Церковн. Истории преосвященного Иннокентия 1, стр. 255. Sozom. lib. II, cap. 6, et Philostorg. lib. II, cap. 5. Socrat. lib. I, cap. 18. Theophilus Gotthiae Metropolis, sive de Gotthis Theophilus Bosphoritanus. См. в актах сего Собора и снес. Socrat. Hist. Eccles. lib. II, cap. 41. См. карту, помещенную in Apparatu ad concilia sacrosancta, изд. Ляббеем и Коссарцием, Paris 1672; Orien. Christian. I, pag. 1241. Gotthia, Osia nunc dicta, sive etiam Sphetzia, regio cis Tanain ad Tyram (Днестр) usque amnem, ubi Gotthi hactenus vagi pedem fixerunt, urbemqne condiderunt, ipsorum nomine Gotthiam apellatam, quam Mahometus II anno 1475 expugnavit. Ulfilas, Gothische Bibelьbersemzung, herausgegeben von Johann Christian Zahn, Wiessenf. 1805, Historisch-kritische Einleitung..., Seit. 4. Epistola 338 aut 164 Ascholio Episcopo Thessalonicae... pag. 255, in tom. III, edit. Paris, 1730. Ibidem, pag. 256, Epist. 339 aut 165 eidem Ascholio: illud autem multiplice me laetitia affecit, non solum quod is sis, quem omnium testimonia praedicant; sed etiam quod eggregiae tuae dotes patriae nostrae sint ornamenta: enimvero veluti viridis quidam surculus ab eximia radice profectus, fructibus spiritualibus nationem exteram replevisti et caet.... Не менее восхваляет Асхола и святой Амвросий за те же самые апостольские подвиги между готфами. Epist. 15 et 16. Vid. Epistolam Ecclesiae Gotthicae de martyrio Sancti Sabae, in Actis primorum martyrum sinceris, ed. a Ruinartio, Amstel. 1713, pag. 602. Блаженный Августин (lib. XVIII De civit. Dei, cap. 52) пишет: nisi forte non est persecutio computanda, quando Rex Gotthorum in ipsa Gothia persecutus est Christianos crudeli ate mirabili, cum ibi non essent, nisi Catholici, quorum plurimi martyrio coronati sunt, sicut a quibusdam fratribus, qui tunc illic pueri fuerant, et se ista vidisse incunctanter recondabantur, audivimus. Самые мучения довольно подробно описывает Созомен в своей Церков. Истор. lib. VI, cap. 37.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Чтобы это могло осуществиться, необходима правильная богослужебная подготовка клира 486 . Священники должны продвинуться от изучения рубрик и общих правил служения литургии к ее глубокому пониманию, чтобы они могли вести верных к более активному участию, – еще раз подчеркивает Буйе в своих комментариях к соборной конституции 487 . Что имеется в виду? Прежде всего, подготовка квалифицированных кадров для преподавания литургической науки 488 . Священники должны овладевать знаниями из области литургического богословия, библейской теологии и основанной на них духовности, чтобы приблизить верующих ко всему богатству литургии 489 . Следующий шаг заключается в том, чтобы дать литургике соответствующее центральное место в церковных образовательных программах 490 . Поскольку для правильного усвоения духа литургии требуется и участие учеников и студентов в проникнутых новым духом и обновленных богослужениях, необходимо, чтобы литургическая жизнь в церковных школах была полностью приспособлена к этим требованиям 491 . Этот процесс усовершенствования и возрастания в восприятии и понимании литургического богатства Церкви не завершается с окончанием обучения, поэтому следует и приходскому, и монашескому священству дать возможность постоянного и непрерывного усовершенствования ранее приобретенных знаний 492 . Реформу надо проводить постепенно, сопровождая необходимыми объяснениями, дабы сделать возможным активное участие верующих, потому что цель Конституции о священной литургии заключается не только в том, чтобы изменить литургические формы и тексты, но прежде всего в том, чтобы воплотить в жизнь такой вид формации верующих и служения пастырей, который будет иметь свой смысл и источник в литургии 493 . Конгрегация католического образования в связи с этим в 1979 году издала важный документ – Наставление о литургическом воспитании в семинариях, а также Добавление к наставлению о литургическом воспитании в семинариях. Что касается самого Наставления, то оно, начав с важности литургической жизни для правильного формирования будущих пресвитеров 494 , через изложение общих правил литургической жизни, которые относятся к церковным школам 495 , особых наставлений, связанных с отдельными литургическими чипами, евхаристией и молитвами 496 , заканчивается перечнем общих положений, по которым следует разрабатывать и преподавать предмет литургику в церковных школах 497 . Добавление же особо излагает многие вопросы и темы, которые преподаватели литургики должны пройти со своими слушателями во время их обучения 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беспокойство, охватившее деятелей церковного обновления, было вызвано не столько «непонятным языком» или желанием заменить устаревший элемент новым. Речь шла о том, что христиане перестали видеть общинную природу литургии и разучились принимать в ней участие умом и сердцем. Почему так случилось? Начиная примерно с XII века произошло «возвышение» частной мессы (для которой формально не требуется участие мирян, хора и даже церковнослужителей), в результате чего латинская месса перестала восприниматься как общая молитва. «Тридентское» богословие евхаристии как повторения крестной жертвы Христа только усилило эту тенденцию. Месса представлялась ценной сама по себе, а молитва во время ее совершения — сама по себе. Можно сказать, что евхаристическая жертва и личная молитва почти не имели точек соприкосновения. Чтобы устранить эту преграду, усилий энтузиастов было недостаточно. Требовалось общецерковное решение. Шаг навстречу миру К началу собора уже ощущался дух перемен. Девизом предстоящего форума стало слово aggiornamento , «приведение в соответствии с современностью». Речь, однако, шла не о том, чтобы подстроиться под требования мира, а о внутреннем обновлении, которое позволит выйти навстречу миру для свидетельства о Христе. Одним из таких свидетельств должно было стать богослужение, обогащенное новым историческим знанием и стремлением приблизить его к пониманию современного человека. Первые же месяцы после открытия собора подтвердили эти ожидания. В первоначальный проект документа о литургии, подготовленный соответствующей комиссией, было внесено 685 правок . В кулуарной борьбе «куриалов» и «прогрессистов» последние получили широкую поддержку. 4 декабря 1963 года, на второй сессии, подавляющим большинством голосов (2147 против 4) был принят один из первых документов II Ватиканского собора — Конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium». В тексте конституции ясно выражено намерение привести богослужение Католической Церкви в соответствии с требованием сознательного и деятельного участия всего народа. Предстоящие изменения должны были совершаться в русле динамического понимания предания: «21… Литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям; последние в ходе времени могут и даже должны изменяться, если в них случайно закрадется то, что не вполне отвечает самой внутренней сущности Литургии, а также в том случае, если эти части перестали ей соответствовать. При таком устроении тексты и обряды следует привести в такой порядок, чтобы они яснее выражали знаменуемые ими святыни и чтобы христианский народ мог по возможности без труда их понимать и принимать полное и деятельное участие в совершении Литургии, свойственное общине» .

http://bogoslov.ru/article/6171777

195 См. Schlosser F. Chr. Geschichte der bildstürmenden Kaiser des Oströmischen Reichs. Frankfurt a. M., 1812. S. 177, 413; также Finlay G. History of the Byzantine Empire from DCCXVI to MLVII. Edinburgh and London, 1853. P. 98–99. 201 См. особенно статьи: Heyne Chr. G. Priscae artis opera quae Constantinopoli extitisse memorantur//Commentationes Societatis regiae scientiarum Gottingensis, Classis historicae et philologicae. 11. 1793. P. 3–38; id., Serioris artis opera quae sub imperatoribus Byzantinis facta memorantur//Ibid. P. 39–62; id., Monumentorum et operum artis antiquae Byzantii ante novam romam conditam recensus//Commentationes Societatis regiae scientiarum Gottingensis recentiores. 1. 1811. P. 39–69. Изв. соч. Кодина «De Signis Constantinop.»/Ed. Becker; Banduri A. Imperium orientale. T. II. Parisiis, 1711, и пр. [Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. Th. Preger. T. II. Lipsiae, 1907]. 202 Labbe Ph., Cossart G., Coleti N. Sacrosancta concilia. Venetiae, 1728. T. VII. Col. 417, 429–453, 473–504, 506, 508, 510–511. T. VIII. P. 1046. 203 Три апологетические речи в защиту иконопочитания с разбором свидетельств отцов Церкви и пр. (PG 94), «Аподиктическая речь» (ibid. 95), «Письмо к Феофилу» с историею ереси (ibid. 95). 204 «О Магнете», «Против Евсевия» (Pitra J.-B. Spicilegium Solesmense. T. I. Parisiis, 1852), «Против иконоборцев», «Против Епифанида», т. е. против лже-Епифания, или подделки, приписанной кипрскому Епифанию (ibid. T. IV.). В будущем томе обещается соч. против лжесобора (ibid. T. IV. P. 291). [Nicephori patriarchae constantinopolitani Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815/Ed. J. M. Featherstone. Turnhout, 1997]. 208 См. также любопытные письма св. Феодора Студита : Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита , переведённые с греческого языка при С.– Петербургской Духовной академии. Т. II. СПб., 1867 [Theodori Studitae Epistulae/Ed. G. Faturos. T. I-II. Berlin and New York, 1992], письмо 1-е, 2, 4, 8, 15, 21, 23, 33 (об изобразимости Христа), 36-е особенно и 199-е, 42, 72, 156 и его же Antirrhetica [PG 99].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Обычно требуется продолжительный период, чтобы, оглянувшись на вехи современной литургической истории, обозреть и оценить, что было сделано, что нужно сделать или переделать, и что еще остается незавершенным на повестке дня, требующим к себе внимания. Недавние годовщины современной, порой стремительной литургической истории, начиная от далекого возникновения Литургическою движения XIX века, укорененного в западноевропейском романтизме, до сегодняшних дней способствовали настоящему извержению научной литературы к таким главным юбилеям, как 25– и 30-летие Конституции о Священной Литургии II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium, провозглашенной 4 декабря 1963., 643 и годовщины упокоения в Господе «великих мужей», заложивших основы современного литургическою обновления: известного англиканского монаха и литургиста Дома Грегори Дикса (4 октября 1901 г. – 12 мая 1952 г.) 644 и немецкого католического ориенталиста и литургиолога Антона Баумштарка (4 августа 1872 г. – 31 мая 1948 г.), основателя известной школы сравнительной литургики. 645 Пятидесятилетняя годовщина смерти ученого дала повод к написанию многочисленных исследований, итоги которых были подведены в 1998 г. на Международном Академическом конгрессе в Риме, посвященном методологии Баумштарка и ее продолжающемуся влиянию на современную литургиологию. 646 Поэтому неудивительно, что сегодня эти дни посвящены памяти отца Александра Шмемана , еще одного «великого» в пантеоне литургического богословия. Мы вглядываемся в прошлое, чтобы оценить произошедшее со времени упокоения его в Господе. Православные литургические исследования в годы после Шмемана Прежде чем проанализировать яркое и замечательное наследие Шмемана, обратимся назад и посмотрим, что произошло в сфере литургики на протяжении прошедших 25 лет «после Шмемана». Я ограничу сферу внимания только литургической системой, известной как «византийский обряд», 647 потому что для обозрения всей области литургиологии за прошедшую четверть века потребовалось бы гораздо больше времени, чем мне отведено. 648 Но даже в тех ограниченных пределах, данных мне, я буду рассматривать главным образом новые сдвиги парадигм или важнейшие продолжающееся тенденции в православных литургических исследованиях за прошедшее двадцатипятилетие. Чтобы обсудить новые работы потребовалась бы уйма времени, и кроме того многие из прекрасных исследований до сих пор существуют лишь в виде неопубликованных докторских диссертаций, не доступных даже академической аудитории.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

[Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.01.2022). См.: Letter of His Holiness Benedict XVI to the bishops on the occasion of the publication of the Apostolic letter " motu proprio data " Summorum Pontificum on the use of the Roman liturgy prior to the reform of 1970. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.01.2022). Apostolic letter issued " Motu proprio " by the Supreme Pontiff Francis «Traditionis Custodes» On the use of the Roman Liturgy prior to the reform of 1970. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.01.2022). Ibid. Ibid. Конституция о священной литургии II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium/Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. С. 27. См., напр.: Weiser F. The Periti of the United States and the Second Vatican Council: Prosopography of the group of theologians. U.S. Catholic Historian. Vol. 30, No. 3, The Second Vatican Council, Part II (Summer 2012), pp. 65–91. См.: Balthasar H.U. Communio – A Program//Communio 33 (Spring 2006). Pp. 153–169. Ibid. P. 165. Ibid. P. 158. Подробнее об этом см.: Rowland T. “Gnoseological concupiscence” and the lines of division in post-conciliar theology//Teologia w Polsce 13,2 (2019), s. 27-40. Подробнее см.: Сухарев А., свящ. Католическая месса в контексте различного понимания традиции. [электронный ресурс]. URL: http://bogoslov.ru/article/6171777 (дата обращения: 16.01.2022). См.: Ratzinger Report: An Exclusive Interview on the State of the Church/Vittorio Messori, Benedict XVI//Ignatius Press, 1985. P. 30. Ratzinger J. Milestones. Memoirs 1927–1977/transl. from the German by E. Leiva-Merikakis//Ignatius Press, San Francisco, 1998. P. 132. Ratzinger J. Communio: A Program//Communio [English edition] 19 (Fall, 1992). P. 441. Rowland T. Ratzinger’s faith. The Theology of Pope Benedict XVI. Oxford University Press; 1st edition (September 28, 2009). P. 125. Ratzinger J. Preface to: Reid, Alcuin . The Organic Development of the Liturgy. Ignatius Press, San Francisco, 2005. P. 11. Rowland T.

http://bogoslov.ru/article/6172424

Методология и методы исследования. В диссертации используются такие общенаучные методы как системный подход, диалектический метод, анализ, индукция, дедукция, метод исследования причинно-следственных связей и сравнения. В качестве методов диссертационного исследования были применены описательный метод, предполагающий анализ и интерпретация языкового материала. Помимо этого, диссертантом в его исследовании представлен смысловой перевод наиболее значимых, по его мнению, выдержек из энциклик и других документов римских пап. Научная новизна исследования. В работе многократно цитируются различные исторические документы, большинство из которых никогда не были переведены на русский язык. «Acta synodalia sacrosancti Concilii Oecumenici Vaticani II» существует исключительно на латинском языке и не переводился ранее. Перевод необходимых для исследования фрагментов указанных документов является одной из задач диссертанта. Следует отметить, что на русском языке существует пятитомное издание «История Второго Ватиканского собора» под общей редакцией Джузеппе Альбериго (Alberigo) 12 , в котором многократно приводятся ссылки на документы собора, однако, самих цитат в основном не приводится, либо они приводятся в достаточно вольной форме. Помимо переводов в исследовании представлен наиболее точный и исчерпывающий анализ литургической реформы, а также детально описан процесс принятия декларации о свободе совести, с привлечением переведенных диссертантом документов не только в итоговом виде, но и в их черновых вариантах. В связи с этим, представленное исследование может претендовать на заполнение тех лакун, которые обнаруживаются в имеющейся литературе, ввиду недостаточной освещенности проблемы. Теоретическая и практическая значимость работы. С точки зрения теории выявленная связь кризиса в католической церкви с влиянием модернизма и либеральной теологии, а также изучение отдельных причин этого кризиса может в дальнейшем стать поводом для дополнительных исследований в выбранной области. С практической точки зрения, результаты исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при чтении лекций по таким предметам как «История Римско-Католической Церкви», «Всеобщая истории Церкви», «Религиоведение» и «Литургика». Кроме того, в дальнейшем диссертант планирует продолжить начатый им перевод важных исторических документов с языка оригинала, а также опубликовать новые статьи по выбранной теме.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010