священник Владимир Вукашинович Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Литургическое движение подготовило плодородную почву для проведения литургической реформы на II Ватиканском Соборе. Поэтому во многих работах отмечается значение этого движения, вместе с подобными ему феноменами, о которых мы писали ранее: Библейское, литургическое и евхаристическое движения, а также общее богословское возрождение в Церкви, создали такой духовный подъем, который можно сравнить с тем, что происходил в первые века. При этом бесчисленные исследования и книги на всех языках осветили литургию и особенно святую мессу с библейской, догматической, литургической, пастырской и исторической точек зрения, чего, вероятно, в истории Церкви еще не было 451 . Сложную связь литургического движения с литургической реформой II Ватиканского Собора комментировали многократно. Различные авторы чаще всего согласны в том, что Собор использовал в своей реформе самые важные достижения и идеи литургического движения 452 . Указывается, что церковная власть и до Собора начала поддерживать литургическое движение, его идеи и выводы. В качестве доказательства приводятся слова, которые папа Пий XII произнес перед участниками I Пастырско-литургического конгресса в Ассизи 453 , что литургическое движение явилось знаком Божия Промысла для сегодняшнего времени, что оно вдохновлено Святым Духом 454 . Собор – это своего рода ответ на стремления и богословские искания представителей литургического движения. Литургическое движение достигло своего наивысшего богословского выражения в Конституции о священной литургии II Ватиканского Собора, ярко выраженный пастырский характер которой хорошо известен 455 . Было бы ошибочно рассматривать литургическое возрождение в жизни Католической Церкви, исходя из соборных решений. Общепризнанно, что литургическое возрождение не было начато II Ватиканским Собором. Ему предшествовали многие научно-богословские труды и пастырские эксперименты 456 , прежде всего представителей литургического движения, без которых не было бы соборного литургического возрождения 457 . Конституция Sacrosanctum Concilium стала своеобразной подтверждающей печатью, которую высший авторитет в Церкви поставил на главные результаты деятельности литургического движения 458 . Поэтому эта Конституция называется вершиной литургического движения 459 . Участники Собора высказали это следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение? B. Две попытки литургической реформы в Православной Церкви в XX веке 1. Россия – как была скомпрометирована одна идея 2. Новый Скит – возрождение в другом конце света Богослужебные книги – результаты реформы Нового Скита А. Книги суточного богослужебного круга – часословы и молитвословы Б. Служебники В. Гимнографическо-поэтический и библейско-литургический материал Литургическая реформа Нового Скита Что такое литургическая реформа Причины и критерии литургической реформы Отношение к существующему положению Образование как предварительное условие литургической реформы Богослужебный язык Монашество и литургическая реформа Критика и противодействие литургической реформе Будущее литургического обновления Г. Литургическое возрождение в Православной Церкви сегодня Заключение Библиография Документы (в хронологическом порядке) Богослужебные книги Литература Частные сообщения  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иерей Александр Сухарев Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора Источник Список сокращений IGMR (Institutio Generalis Missalis Romani) – Общие наставления к Римскому миссалу LG (Lumen Gentium) – Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского собора NOM (Novus Ordo Missae) – новый чин мессы, введенный в обиход римско-католической церкви в 1969 г. PE (Prex Eucharistica) – Евхаристическая молитва SC (Sacrosanctum Concilium) – Конституция о священной Литургии II Ватиканского собора Апол. – Апология мученика Иустина Введение Актуальность темы В последнее время в Православной Церкви активно обсуждается вопрос о способах приспособления богослужения к пониманию современного человека. Несмотря на кажущуюся очевидность решения этой задачи научно-просветительскими методами (новые переводы, издание богослужебной литературы с комментариями, курсы и лекции), сама по себе эта работа носит только прикладной характер. Наиболее полное и сознательное участие в литургическом действе Церкви заключается не в том, чтобы разбираться в структуре богослужения или понимать значение прежде непонятных слов. Сознательно участвуя в соборной молитве Церкви, человек получает возможность достичь главной цели христианской жизни – соединения с Богом. Являясь средоточием жизни Церкви, богослужение может и должно быть центром жизни современного христианина, главным богословским основанием его веры и конечной целью его существования. Вступая в область литургического богословия, любой исследователь неизбежно сталкивается с вопросом соотношения внешнего литургического действия с его богословским содержанием. О существовании этой связи говорил еще свт. Ириней Лионский , когда утверждал, что христианское учение о воскресении «согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение» (Против ересей, кн. 4; 18. 5). Уверенность в том, что литургические формулы должны быть основаны на вере Церкви и испытываться церковной традицией, в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве В 1614 г. публикация Rituale Romanum (Римского ритуала) увенчала тридентскую реформу римско-католической литургии. Новое плодотворное пробуждение так называемого литургичес кого движения 304 , имеющего ярко выраженный пастырский характер, отмечается в связи с появлением Motu proprio о литургической музыке, опубликованного папой Пием Х 22 ноября 1903 г. Латинское выражение partecipatio actuosa (деятельное участие), употребленное Пием Х для обозначения активного участия верующих-мирян в литургии, поистине становится с этого момента девизом широкой литургико-пастырской работы. На ее ход оказали влияние такие выдающиеся личности, как Ламбер Бовье, Одо Казель и Романо Гвардини. Итогом ее стала энциклика Mediator Dei, опубликованная Пием XII в 1947 г., и соборная конституция Sacrosanctum Concilium 1963 г. Первый документ, предупреждая восприятие литургии мирянами как вспомогательного и внешнего действа, подчеркивает ее христологическое измерение; второй, во избежание сведения ее к пиетизму, в большей степени выделяет экклезиологическое измерение христианской литургии 305 . Осознание этих двух главных измерений литургии Церкви позволило отцам собора теологически определить таинства как знаки присутствия Христа и в то же время как основные средства самореализации Церкви 306 . Именно к этому соборному видению литургии и сакраментального знака следует обратиться, чтобы оценить в первом приближении совокупность кодексных норм, посвященных таинствам. 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права В догматической конституции Lumen Gentium отцы собора с первого же параграфа говорят о Церкви как о таинстве, то есть знаке-орудии, посредством которого проявляется и осуществляется внутреннее соединение с Богом и единство всего человеческого рода 307 . Этот факт сразу же высвечивает соборное богословие таинств: как и все литургические действия, «они суть не частные акции, а служения Церкви. Церковь же представляет собой таинство единства, то есть святой народ, собранный и организованный под водительством епископов. Поэтому эти действия принадлежат всему телу Церкви, проявляя или подразумевая его» (SC 26). В этом смысле посредством таинств актуализируется «священный и органичный характер священной общины» (LG 11), каковой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Шествие Иеронима Пражского к месту казни. Раскрашенная гравюра из кн.: Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483 (РГБ) В 1407 г. И. П. вместе с Я. Гусом возглавил т. н. чешскую партию в Пражском ун-те, где в результате дискуссий о реформе Церкви произошел раскол не только по религ. принципу, но и по национальной принадлежности: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных взглядов. В это время И. П. сформулировал идею чеш. национального патриотизма, которую обнародовал на диспуте 3 янв. 1409 г. На выступлении И. П. присутствовали не только студенты и преподаватели, но и городские власти, делегация из Брабанта и князь Нассау Энгельберт. Необходимость реформ в Церкви, как считал И. П., была связана с деятельностью «союза веры и родины», с патриотической идеологией, созданной на основе идей чеш. мессианства, к-рые впервые появились в хрониках эпохи Карла IV (1346-1378). И. П. выдвинул тезис о богоизбранности «наисвятейшего народа чешского» (sacrosancta nacio Bohemica). К понятиям «patria» (родина) и «lingua» (язык) он добавил «sanguis» (кровь, т. е. этническое происхождение обоих родителей) и «fides» (чистоту веры), в понятие «natio» (народ), по мнению И. П., входят все чехи, а не только представители политической и церковной элиты. Согласно положению об «особой святости», этнический чех не может быть еретиком. Носителем «чешской святости» он объявил также «наисвятейший град Прагу» - «Новый Иерусалим». Эти идеи легли в основу Кутногорского декрета 18 янв. 1409 г., составленного Гусом и его сторонниками и утвержденного кор. Вацлавом IV Чешским. Согласно декрету, главенствующее положение в Пражском ун-те отдавалось чехам. Лишенные своих привилегий, немцы покинули Чехию (ок. 2 тыс. чел.). В марте 1410 г. Пражский архиеп. Збынек Зайц, находившийся в оппозиции кор. Вацлаву IV, начал борьбу против уиклифитов (следуя булле антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г.). В том же месяце И. П. выступил в часовне кор. Сигизмунда I Люксембурга (Буда, ныне Будапешт), где развивал тезис Уиклифа о том, что духовенство должно находиться в подчинении светской власти. По приказу эстергомского архиепископа И. П. заключили в тюрьму, но Сигизмунд, не желавший портить отношения с братом Вацлавом IV, поддерживавшим гуситов, отпустил И. П.

http://pravenc.ru/text/293726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бернар Ботт. Фотография. 70-е гг. ХХ в. [франц. Botte] Бернар (1893-1980), ученый-литургист, монах бенедиктинского аббатства Мон-Сезар в Бельгии. В 1922 г. принял священный сан. Один из активных участников зап. литургического движения . В 1956 г. основал Высший ин-т литургики (Institut supérieur de Liturgie) при Католическом ин-те в Париже, основной задачей к-рого было объединение усилий ученых из разных стран в изучении христ. богослужения и применение новых знаний в пастырской практике; до 1964 г. занимал в институте пост директора. В 1962-1963 гг. входил в состав комиссии по подготовке документов Ватиканского II Собора , касающихся реформы богослужения (Commission préparatoire de liturgie), в т. ч. конституции Sacrosanctum concilium , принятой 4 дек. 1963 г. Возглавлял группу по пересмотру рим. Понтификала , результатом деятельности к-рой стало упразднение чинов поставления в низшие степени католич. иерархии, радикальная переработка чинопоследований рукоположений и конфирмации и т. д. Наряду с др. авторитетными литургистами (такими, как Й. Юнгманн, Л. Буйе, П. М. Жи) работал в комиссии по реформе рим. мессы ; комиссия составила ряд документов, кардинальным образом изменивших традиц. католич. богослужение. Основные труды Б. посвящены истории рим. обряда, эортологии и сравнительной литургике. Широкую известность ему принесла работа «Les Origines de la Noël et de l " Épiphanie» (Louvain, 1932) (Истоки Рождества и Богоявления), содержащая краткое изложение основных теорий о происхождении праздников Рождества Христова и Крещения Господня . Б. разделял идеи, развиваемые т. н. школой истории религии, сторонники к-рой искали в дохрист. солярных мистериях родственные с христ. праздниками черты. Научно-теоретические взгляды Б. нашли отражение во введении и комментариях к кн. А. Баумштарка , к-рую он перевел на франц. язык (Liturgie comparée. Chevetogne, 1954). Б. принадлежат статьи об анафоре литургии апостолов Аддая и Мари, Крещении и рукоположениях у несториан и сиро-яковитов.

http://pravenc.ru/text/153263.html

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13//PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum/Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle/Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand/Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium , принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970). В чине церковного благословения брака

http://pravenc.ru/text/150045.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР Источники V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. [II Константинопольский]. Акты Собора известны только в лат. версии, в 2-х редакциях (пространной и краткой), возникших уже в 553 г., т. е. вскоре после окончания Собора и составления первоначального греч. текста деяний, от к-рого до наст. времени сохранились лишь отдельные фрагменты. Пространная редакция, вероятно появившаяся сразу же после закрытия Собора, существенно отличается от краткой, особенно в тех местах из деяний 1, 2 и 7, в к-рых дискредитируется Римский папа Вигилий , не принимавший участия в работе Собора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 11-12, 24-28, 184-188, 198-199, 200-202). Эта редакция представлена в единственной рукописи IX-X вв., хранящейся в Национальной б-ке Франции (Parisin. lat. 16832, бывш. Notre Dame 88). Краткая редакция была составлена после того, как 8 дек. 553 г. папа Вигилий согласился анафематствовать «Три Главы»; тогда же были устранены все неудобные для него места в актах. Эта редакция в наст. время существует в единственной дефектной рукописи - Codex Sangallensis 672, IX в., из собрания Санкт-Галленского мон-ря (текст обрывается на 4-м деянии: ACO. T. 4. Vol. 1. P. 63, далее следует текст канонов и подписи участников Собора: Ibid. P. 215). Др. 2 утерянных манускрипта этой редакции использовали в своих изданиях соборных актов Лаврентий Сурий, воспроизводивший рукописный текст не всегда критично (Conciliorum omnium... tomus primus: [In 4 vol.]. Coloniae Agrippinae, 1567. Vol. 2. P. 490-602), и Э. Балюз ( Baluzius S. Nova collectio Conciliorum. P., 1683. T. 1). В основе перевода соборных деяний на рус. язык, осуществленного в сер. XIX в. в КазДА, лежит издание Ф. Лаббе и Г. Коссара ( Labbeus Ph. , Cossartius G. Sacrosancta Concilia. P., 1671. T. 5. P. 416-586), к-рое в общем повторяет издание Сурия.

http://pravenc.ru/text/155498.html

4 . Изучить т.н. «литургические злоупотребления», ставшие последствием реализации соборных постановлений, а также проанализировать их последствия для церкви; 5 . Провести анализ современной истории Католической церкви, начиная от завершения собора и заканчивая сегодняшним днем, через призму экуменической деятельности и нового восприятия свободы; 6 . Рассмотреть высказывания и деятельность католических иерархов и римских пап новейшего времени с целью обнаружения тех фактов, которые вызвали наиболее жесткую критику и привели (или потенциально могут привести) к усугублению кризиса. Объект и предмет исследования. Объектом является Римско-Католическая Церковь во временном периоде с XIX века до нынешнего времени. Предметом является отношение церкви к модернизму и либерализму в указанный временной период. Источниковая база. Главными источниками для представленного исследования послужили в первую очередь необходимые исторические документы. К таковым относятся послания, обращения и энциклики римских пап. Обращение к данным документам позволит проследить эволюцию позиции церкви по изучаемым вопросам, выраженную в учительстве понтификов. Другим важнейшим источником послужил документ «Acta synodalia sacrosancti Concilii Oecumenici Vaticani II», являющийся точным протоколом Второго Ватиканского собора, содержащим в том числе и тексты выступлений иерархов, некоторые из которых были ведущими консервативными голосами на соборе. Необходимость обращения к данному документу обусловлена тем, что Второй Ватиканский собор является стартовой точкой в реализации либеральных реформ и постановлений. В качестве второстепенных источников в работе используются труды различных специалистов в области католицизма 10 . Изучаются также статьи в периодических изданиях и новостных порталах 11 . Представляется необходимым обосновать факт отсутствия в источниковой базе некоторых энциклопедических изданий, например, Католической энциклопедии. Это объясняется стремлением привлечь в работе либо оригиналы наиболее аутентичных документов, либо прибегнуть пусть к менее релевантным, но более актуальным для настоящего времени материалам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

Архим. Евфросин: Ваша кафедра обеспечивает преподавание дисциплин, связанных с литургической жизнью Церкви. Имеет ли Ваша кафедра контакты и сотрудничает ли с аналогичными кафедрами православных богословских факультетов, университетов Центральной и Восточной Европы? Преподаются ли дисциплины на Вашей кафедре, рассказывающие о византийском богослужении и обрядах? В.Г.: Одним из недостатков нашей немецкой системы является то, что каждый исследователь должен охватывать весь спектр науки. Само собой разумеется, что, по крайней мере, в исследовании это не представляется возможным. Я сам никогда не работал в сфере церковной традиции Востока. Но есть другие немецкие коллеги, которые знакомы с различными восточными обрядами, а также являются здесь серьезными партнерами в исследованиях для коллег в Центральной и Восточной Европе.  Архим. Евфросин: Вы являетесь членом Комиссии по литургике и церковной музыке Мюнхенской и Фрайзинской епархии. В этом году вся Католическая церковь праздновала 50-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора, на котором был принят один из самых важных документов собора - Конституция о Священной Литургии «Sacrosanctum Concilium». Принесли ли свои положительные плоды реформы, утвержденные Вторым Ватиканским Собором? В.Г.: В принципе, Второй Ватиканский Собор рассмотрел вопросы, официально признал и развил, которые были подняты уже в начале ХХ-го века: многие в Церкви, от простой молодежи до Папы, почувствовали, что литургия должна быть более ближе к источнику духовности и жизненной веры всех христиан. Это было основной принцип литургической реформы, чтобы все верующие сознательно и плодотворно, как внутренне, так и внешне могли бы участвовать в богослужениях. Очень быстро стало понятным, что латинский язык многое усложняет и делает невозможным сознательное участие. Так что мы имеем сейчас языковую форму, которая облегчает участие в торжестве богослужения. Однако, те, кто действительно верил в то, что одной реформой богослужения все проблемы будут решены, остались разочарованы.

http://bogoslov.ru/article/3057901

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010