XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Бог есть первое Лицо Святой Троицы и называется Отцом, как имеющий Сына. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы и вместе с тем Сын Божий (υς θεο; ibid., 16//SC.T.248. P. 196; р. п.: C. 37) 200 ; [Οтрοκ] – Πας, δι ησο το παιδς σου (ibid., 9–10; р. п.: C. 29–30), Господь (ibid. 4, 1//SC. T. 248. P. 156; р. п.: C. 4, 8, 9, 11, 12, 14, 15:16). Указание на человеческую природу Иисуса Христа находим в наименовании Его Сыном Давида (υς Δαβδ 201 – ibid. 10, 6//SC. T. 248. P. 180; р. п.: C. 31). Иисус Христос есть виновник нашего спасения, ибо через Него дарованы нам от Бога жизнь и ведение, вера и бессмертие и жизнь вечная (ibid. 10, 2//SC. T. 248. P. 178; р. п.: С. 30). Святой Дух есть третье Лицо Святой Троицы. Его деятельность обозначена лишь в одном месте следующим образом: Он (Бог) не приходит призывать, судя по лицам, но (Он призывает) тех, коих уготовал Дух 202 (ibid. 4, 10//SC. T. 248. P. 162; р. п.: C. 25). Из слов, произносимых при Крещении, видна вера в деятельность Святого Духа вместе с первыми двумя Лицами Святой Троицы (ibid. 7, 3//SC. T. 248. P. 170–172; р. п.: C. 27–28). б) Нравственное учение Основою христианской нравственности служит любовь к Богу и ближнему. Изложение нравственного учения «Дидахи» идёт в соответствии с евангельской Нагорной проповедью и Посланиями Апостолов. Соблюдающий заповедь Божию о любви благословляет проклинающих, молится за врагов, постится за гонителей, любит ненавидящих, прощает обиды; не считая ничего своею собственностью, он отдаёт ближним даже рубашку; удаляется как от грубых, так и от утончённых грехов, не производит разделения в Церкви, но примиряет спорящих, учит детей страху Божию, кротко обращается со своими рабами, питает сострадание к угнетённому. «Дидахи» старается освящать частную текущую жизнь христиан с нравственной христианской точки зрения, например, «блажен дающий... но горе принимающему» (без нужды), поэтому «пусть милостыня твоя запотеет в твоих руках, пока ты узнаешь, кому ты должен её дать» (ibid. 1, 6//SC. T. 248. P. 146; р. п.: C. 19–20), «не умерщвляй в зародыше детей, не будь двуязычен (ibid. 2, 2//SC. T. 248. P. 148; р. п.: C. 21), избегай идоложертвенного, не будь математиком (тогда под «математиками» разумелись чародеи, астрологи), птицегадателем». Это путь жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Что касается до глав 7–16 «Дидахи», то принимая во внимание, что цитаты в них находятся в весьма древних произведениях (с конца II в.), каковы Климент Александрийский , « Церковные каноны », нужно допустить, что эти главы были в тексте «Дидахи» изначала, но что только впоследствии, когда сведения о церковном устройстве утратили свою современность, главы эти были опущены и в обращении находился укороченный текст «Дидахи» (1–6 гл.), как, например, он выступает в латинском переводе и в житии Шнуди (или в «Стихометрии» Никифора). Назначение «Дидахи» было к «народам», то есть язычникам, но вернее, что оно предназначено было для общин христианских, из язычников и иудеев, ибо с 7 гл. мысль автора постоянно обращается к общинам, к верующим во Христа. Впрочем, увещание «воздерживаться от идоложертвенного» (гл. 6) показывает, что памятник имеет в виду язычников только что обратившихся ко Христу, состоящих в степени оглашения и нуждающихся в самых основных знаниях по вероучению, нравоучению и церковной практике. В целом, проникнутое теплотою и любовью к «братьям по вере», выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворённому Им миру, «Дидахи» вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви. I.1. Учение «Дидахи» о Боге а) Догматическое учение Догматическое учение о Боге отличается простотою, приличествующею творениям конца первого и начала второго века, когда, по выражению св. Климента Римского «повеления и заповеди Господни написаны были на скрижалях сердца» и когда «совершенное и верное знание» не имело ещё научного характера. Сущность догматического учения поставляется в вере во Святую Троицу – в Отца, Сына и Святого Духа; кто не крещён во имя Отца и Сына и Святого Духа, тот не принадлежит к Церкви: «никто да не вкушает, ни да пиет от вашей Евхаристии кроме крещённых во имя Господне» (Did. 9, 5//SC. T. 248. P. 176; р. п.: C. 30). Ο Боге «Дидахи» учит следующим образом. Всемогущий (δυνατς) Бог есть Владыка и Вседержитель ( Δεσπτης, Παντοκρτορ), Творец всего существующего (Did., 10//SC. T. 248. P. 178; р. п.: C. 30) и человека (Did., 5//SC. T. 248. P. 168; р. п.: C. 27 199 ). Он сотворил всё ради имени Своего; пищу же и питие дал людям в наслаждение, дабы они благодарили его (ibid., 10//SC. T. 248. P. 178; р. п.: C. 30); Его промышление простирается на всё, и без Него ничто не бывает (ibid., 3//SC. T. 248. P. 156; р. п.: C. 23). Он святой и благой Отец наш, желающий, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров; но Он и благой Мздовоздаятель. Он Бог вечный, живой, Царь Великий, святое имя Которого чудно у народов ( Мал. 1:11:14 ) (ibid., 14//SC. T. 248. P. 192; р. п.: C. 35); Ему приносится чистая жертва на всяком месте и во всякое время (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Во втором гробе Иоанн Предтеча, Во третьем гробе Святая Дева. (I, 244, 241, 247, 248) Лишь в некоторых вариантах Иоанн назван Богословом (240, 248), но мы все же с уверенностью признаем в мощах третьей гробницы приемного сына Богородицы. Все святые Иваны неизбежно смешиваются в народной поэзии. Образ Деисуса здесь как бы сам подсказывает это смешение. Но гробница Иоанна Богослова должна быть третьей по самому родству апокрифической его легенды с легендой Богоматери и с восресением Христовым. Предание рассказывает, что Иоанн не умирал (ср. Ио. 21, 23), но спит в своей Эфесской гробнице. Именно по образу этого «успения» Иоаннова народ создает представление о трех спящих. Из этих трех сионских гробов Иоаннов в мифологическом смысле является первоначальным. Три гробницы окружены символами, в которые народ вкладывает свое интимное понимание уснувших божественных лиц. В этих символах есть градация - не церковно-иерархическая, но поэтическая. По красоте и развитию образов бесспорно ясно, кому из трех принадлежит сердце народа: Над Исусом Христом Свечи теплютца, Над Иваном-Предтечом Лампаты горять, Над Святой над Девой Лоза выросла. На этой на лозе Три пташки сидят, Три пташки сидят, Жалостно поют, Жалостно поют, Разлуку дают. (4, 242) Символы гробницы Христа и Иоанна церковно-литургичны и при том взаимозаместимы, т.е. то, что в одних вариантах приписывается Христу, в других - Иоанну. Чаще всего над Иоанном свечи теплятся (но 4, 248 над Христом). Над Христом «все попы поют» (240 или «молебны поют» 244) или чаще всего «ангелы поют» (243 bis 248; но 4, 248 над Иоанном). Символы Богородицы райски-космичны и, колеблясь в деталях, сохраняют общее впечатление природной («софийной») красоты: пташки (240), лоза (243), цветы (розы 248). А над Девою Святой цветы расцвели, Цветы расцвели, цветики лазоревые, На тех на цветочках сидят пташки Камскии (вар.: птицы райския), Поют стишочки херувимские. (244, 248) Это райское «успение» среди птиц и цветов является кафартическим завершением страстей Богородицы. Это ее упокоение от страданий. Но для страждущего мира, который видит в Ней свою утешительницу, «успение» не исход. Не в гробу хочет видеть народ свою Мать и Царицу, но и не на небесном, далеком, престоле. Ее земное пребывание указано в утешительных словах Спасителя на кресте. Богоматерь живет в своей иконе «за престолом», и это самое устойчивое представление народных стихов. Здесь на запрестольном богородичном образе Ее всегда находит молящийся, как находит и враг. В стихах о Соловецкой осаде царский воевода Салтыков стреляет в церковь:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Афанасий, епископ Александрийский: 83. 86. LXXXVI. 89. 144. 145. 151. 170. 233. 234. 235. Афанасий, епископ Долихийский: 247. 249. Афанасий, епископ Верийский: 147. Афанасий, оратор: 19. 20. 22. Афиний, епископ: 147. Афины, Афиняне: 72. 202. Богородица Приснодева Мария: 16. 83. 110. 149 . 151. 146.. 264. 266. Вавилон: 145. Валаам: 246. Валентин (еретик): 81. 82. 104. 125. 145. 147. 151. Варадат, Кирский подвижник: 253. Вардесан (еретик): 104. 125. 145. 151. Василид (еретик): 104. 145. Василий в., епископ Кесарие-Каппадокийской: 83. 89. 145. 146. 151. 170. Василий, пресвитер: 256. Верия, город: 178. 238. Виталий (западный епископ, низложенный Дамасом): 170. Вифинийцы: 170. «Восток», область (префектура): 83. 94. 95. 101. 104. 113. 117. 118. 147. 165. 168. 170. Вромий (? Евномий, языч. божество): 194. Галатийский народ, галаты: 52. 77. 248. Германикия, город: 261. Геронтий: 214. Геронтий, иподиакон: 10. Гиндар, город: 221. 253. Григорий Богослов : 83. 89. 145. 151. 170. Григорий, епископ Нисский: 151. Давид, царь и пророк: 16. 26. 83. 113. 116. 130. 137. 145. 151. 162. 181. 240. 252. Давид, епископ: 248. 250. Дамас, епископ Римский: 144. 145. 151. 170. Дамиан, мученик: 249. Даниил, пресвитер: 179. 217. Даниил, ветхоз. пророк: 145. Дексиан, епископ Селевкийский (в Исаврии): 268. Дельфы: 72. Демосфен: 21. 193. Диоген, епископ: 110. Диоген, епископ Селевковила: 268. Диодор, епископ Тарсийский: 16. Дионисий: 23. 199. Дионисий, епископ: 235. Дионисий, мученик: 144. Диоскор, епископ Александрийский: 86. LXXXVI. 112. 113. CXIII. 138. 147. Долихия, город: 249. Дометиан, пресвитер: 225. Домитиан, квестор: 256. Домнин, епископ Кесарийский: 110. Домн, епископ Антиохийский: 43. 81. 83. 92. 93. 111. 147. Донат, пресвитер: 255. 256. Дорофей, епископ Маркианопольский: 231. Евдемон: 70. Евзоий, епископ Антиохийский, арианин: 112. Евномий (? Вромий, языч. божество): 194. Евномий, еретик: 21. 81. 83. 104. 113. 143. 145. 151. 152. 153. 167. 168. 170. 177. 194. Еврикиан: 214 . Еврикиан, трибун: 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf БОГОМАТЕРЬ Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! Заключительное слово на III Вселенском Соборе ( 113, 252 ) . От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня три громкие таинства, которые совершились в тишине Божией. Священномученик Игнатий Богоносец ( 113, 253 ) . Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей. Мученик Иустин Философ ( 113, 253 ) . Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства. Святитель Григорий Нисский ( 113, 253 ) . Сказавшая слова: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева ( Ис. 7, 14 ) Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 253 ) . Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа – не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 253 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Росс. Иер.” замечает, что в этом году он был только возобновлен, но существовал в нач. XII ст., как видно из жития св. Сокольницких чудотв. По штатам 1764 г. он положен в 3 классе; в 1775 г. весь выгорел и инокини переведены в Михалицкий мон., а в 1781 г. остатки каменн. строения отданы на сооружение ограды Антониева мон. После пожара, находившиеся здесь мощи, открытыя 4 мая 1162 г., св. братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, почитаемых, по преданию, новгор. посадниками, перенесены в Богословский придел Антониева-Римлянина мон. “Полн. собр. лет.”, III, 232; IV, 97; VI, 285 (на Соколницы); “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 172; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 153; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, I, 466, 558, 653; Ратшин, 395; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 75; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85; Токмаков, “Матер. для ист. и церк. археол. опис. Новгор. губ.”, I, 5 (крайне сбивчивое указание); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 45, 139; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 48; Ключевский, “Жит. свят.”, 464; “Новгор. писцов. кн.”, I, 209, 317, 666, 680; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 67 душ крест.; здесь по ошибке назван Сольницкий), смесь, 128 (Письмо 1714 г. царицы Парасковьи к преосв. Иову о выдаче вспоможения на построение м-ря). 437. Соручанский или Суручевский – Георгиевский , мужской скит, Бессарабской губ., Кишиневского у., в 12 вер. к сев.-зап. от Кишинева, на косогоре, окруженном с трех сторон горами, покрытыми лесом. Основан в 1785 г. помещиком Питарем Соруча- ном, по убеждению Черногорского иеромонаха Иосифа, бывшего потом настоятелем скита. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 208; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235 (школа). 438. Софийский или Спасо – Софийский , мужской, ныне собор св. Софии в гор. Киеве. Под 6545 (1037) гор. в летописях значится, что Вел. кн. Ярослав между прочим: „заложи и церковь святой Софья, митрополью...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А сказывают будто некая мудрость учинена. А другой столб не далече от того, таков же слово в слово качеством и количеством токмо повалился, лежит на. боку. А сказывают: те два столба поставлены над гробом храбраго воина, Царя Александра Македонскаго: один, де, у главы, а другой у ног. Да за градом от града Александрии сажен с 300, или больше, был двор некий, великий зданием, большия палаты стоят дивны, иным разрушены, повалились, а иныя целы. Тут же близко стоит столб дивнее всех столбов, и есть в высоту сажен с 15, кругом яко бы токарною работою выточен един камень, порфировиден цветом. Стоит, как стопочка есть, не покривился никуда. Внутрь же града во всем граде житье было под землею, под палатою. В Александрии реки нет, токмо в полую воду из Нила протоки заливаются до Александрии, и из тех протоков проведена трубою вода по граду, и наполняет водою во граде устроенные кладези в земле; и тою водою живут год. У Александрийскаго Патриарха монастырь, ограда высока гораздо, а не велика; церковь внутри да палаты, а около церкви и порожняго места нет; а живут тут Александрийскаго Патриарха старцы. В одной церкви служит Патриарший, а в другой половине два престола Венецких Немец, да Французских, служить приходят чернецы Римские, а живут за монастырем. Тут же стоит столб каменн мрамор белой, точеной, около его яко бы киот древний и мало оконце растворяется. А сказывают: к тому камени привязана была Великомученица Екатерина, егда мучима бысть. От того града Александрии, к полунощи с версту, на каменном мысу, в море, стоит град не велик, полон палат; тут живет Воевода Александрийский, а около его море, яко на острову, а от него на сухой берег мост каменной, и против моста же на берегу город же. От того города до стараго города Александрии все дворы и палаты, и торг великий всякой тут, а стоят редко, понеже место ровное и пространное, и пристанище корабельное тут больше всех, великие галиоты приходят и корабли, которые приходят до Египта от всяких земель, ту все стоят вниз реки не ходят, понеже мелко…Августа в 19 день поехали до Решита стругами, а приехали в Решит в позднюю вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Егда же от самодержца указ прииде, повелевающь сопрятати убиенных преподобник телеса, тогда со тщанием опрятавше отвсюду, и от леда, и от отока, и от столпов, и, землю ископавше, на луде морстей, нарицаемей Женстей корге 1194 разстоящей от монастыря яко полпоприща, вся блаженных телеса вкупе положивше и камением, могилу закладше, Иже бо в киновии вкупе душеспасително жиша, иже едино благоумне о благочестии пострадаша, сии и по смерти телесем своим возлещи вкупе избраша. Верно же, яко и на небесех, вкупе престолу славы предстояще, вечнаго блаженства наслаждаются. Погребению бывшю, си есть отеческим телесем собраным и землею покровеным, крепкий он лед и твердыней в сопротивостоянии солнечных показавыйся луч вскоре зело, растаяв и абие растлевся, не явися. И елико прежде жесточайш и каменн обретеся, толико послежде мягчайш и удоборастаян показася. И коль крепостию своего нерастаяния зрящих удивляше очеса, толь и внезапным истаянием пременения видящих устраши зраки и обоими сими вышеестествеными действ случаи блаженных отец чюдное страдание, паче своя рабы пречюднаго Господа, всем народом объявив, прослави. Тако убо всекрасному преподобных чюдотворцев стяжанию, тако предоброму честныя киновии селению, яко цветом ощипаным, яко саду оторгану 1195 , яко ветвем отсеченым, яко плодом обраным, яко розгам 1196 отломленым, яко винограду всесладчайшему точилом 1197 мучителных изгнетений на премирную вечерю всепремирному Царю и Владыце принесшимся, киновия прочее 1198 пуста иноческаго чина, церкви же пусты поющих явившися, яко некая сень в винограде, или овощное хранилище в вертограде, или град оборен и опустошен, не благолепна, но безобразна показася. Сего ради самодержец указом повеле из разных Росии монастырей мнихов в Соловецкия киновии население, еже есть собрание скоро совершися. И монастырь, паче оток Соловецкий, новособранными мнихами и новопреданными от Никона догматами и уставы наполнися. И понеже вместо древних оных и добродетелных отец новии мниси в стяжание собрашася преподобною чюдотворцу, вместо благочинных неблагочиннии, вместо трезвых пиянстволюбнии, вместо целомудренных оплазивии 1199 ; вместо молитвенников молвотворнии, вместо боголюбивых и пустыннолюбных отцев мир и житие мира сего любящий человецы в киновии вселишася и, вселившеся, измениша отеческия чины же и уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010