Особенность евхаристического учения прп. Симеона с аскетической стороны состоит в требовании причащаться всегда со слезами. В этом он следовал своему духовному отцу, прп. Симеону Благоговейному. В 4-м «Огласительном слове» прп. Симеон Новый Богослов описывает, как некогда он зачитал монахам и мирянам высказывание Симеона Благоговейного: «Брат, без слез никогда не причащайся». Слушатели решили, что это высказывание является преувеличением, и поэтому ответили: «Отныне мы никогда не будем причащаться, но останемся все без Причащения», улыбаясь при этом ( Idem. Catech. 4. 11-18//SC. 96. P. 314, 316). Прп. Симеон был удивлен и огорчен такой реакцией; он подчеркнул, что дар слез является не особым, стяжаемым далеко не сразу, дарованием (как он обычно описывается в аскетической лит-ре), но должен быть у каждого желающего причащаться Св. Таин (Ibid. 26-30//SC. 96. P. 316, 318), если только тот исполняет заповеди и живет деятельной христ. жизнью: «Итак, ты хочешь никогда не причащаться без слез? Делай ежедневно то, что поешь и читаешь (во время богослужения.- Авт.), и тогда ты сможешь и это непрестанно совершать» (Ibid. 517-519//SC. 96. P. 356). Поэтому причащаться ежедневно, да и вообще приступать к таинству, может лишь тот, кто приносит Богу искренние слезы и твердое покаяние в своих грехах (Ibid. 607-616//SC. 96. P. 364). Это, впрочем, не означает, что само по себе таинство Е. носит покаянный характер, напротив, «если так будешь праздновать и так причащаться Божественных Таин, твоя жизнь будет одним праздником, и даже не [просто] праздником, а основанием праздника и единой Пасхой - переменой и исходом (μετβασις κα κχρησις) от видимых [вещей] к умопостигаемым» ( Idem. Eth. 14. 281-284//SC. 129. P. 442). Несмотря на то, что по свидетельству самого прп. Симеона, его утверждение, что недостойные причастники «питают только тело, но не душу», вызывало у его современников неодобрительный «шум» (Ibid. 242-249//SC. 129. P. 438-440), учение преподобного о таинстве Е. оказало нек-рое влияние на евхаристическое благочестие правосл.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Theophanes Cerameus, О втором пришествии Христовом, PG 132, 395–412. Григорий Палама , О втором пришествии Христовом, PG 151, 47–64. Антология византийских литургических текстов, повествующих о Рае, см. Archidiacre Denis, Fleurs de Paradis, Roma 1976. Человеческое сообщество Авва Исайя, Logos 30, франц. пер. Etiolles 1970, с. 281 слл. (Пимен и его братия: условия совместного мирного жития). Соловьев В., Оправдание добра III, И, 1–2, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 249–256. Бердяев Н., Русская идея, Париж 1946, гл. 3: Человек и гармония мира, с. 7487; гл. 5: Социальная тема, с. 101–130. Церковь Иоанн Златоуст, Восемь катех. па крещение III, 16, SC 50 bis (1970), с. 160 слл. Старец Зосима (S 1833), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 87–90. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 8, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 471 слл. Хомяков А.С. в кн.: Spidlik, T. I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 332 слл. Божья Матерь Corpus Marianum Patristicum, collegit S. Alvarez Campos, Burgos 1970 слл. Общежительное монашество Василий Великий , Великое правило 7, 24, 35, 37, 42. Авва Исайя, Logos 5, франц. пер. Etiolles 1970, с. 76–85. Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959), с. 37–55 (о жизни кеновитов и отшельников). Мартирий Садонский, Книга совершенства I, 4, CSCO 201, Syri 87, с. 119138 (о пользе общинного жития для начинающих). Дружба Кассиан, Трапеза 16, SC 54 (1958), с. 221–247. Иоанн Златоуст , О священстве I, PG 48, 623 слл. Иноческий устав св. Василия, гл. 29–30, PG 31, 1417 слл. Семья Иоанн Златоуст, Молодой вдове. О единобрачии, SC 138 (1968). Авва Исайя, Logos 25 франц пер. Etiolles 1970, с. 202–203 (слово к замужней молодице). Симеон Новый Богослов , Катех. 7, SC 104 (1964), с. 48–84 (о безудержной любви к родным). Светская власть Иоанн Златоуст , О статуях 6, 1, PG 49, 81 слл. (о пользе почитания властей, предержащих) Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 1, SC 20 (1948), с. 8285 (отношение к императору: «я окажу почести... но не поклонюсь ему»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

A. Tuilier. Introduction. — SC 149. P. 40. 204 Другим христианским автором IV в., блестяще владевшим языком античной поэзии, был Синезий Киренский. См. отрывки из его гимнов, посвященные теме сошествия во ад, в: J. Kroll. Gott und Holle. S. 113. 205 См. Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 93. 206 Христос страждущий 878—879 (SC 149, 198). 207 Христос страждущий 1338—1339 (SC 149, 236). 208 «Жилища Аида» — выражение, часто встречающееся у Гомера. См. H. G. Liddell — R. Scott. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1989. P. 21. 209 Св. Григорий использует как дорическую форму (aida), употреблявшуюся трагиками, так и аттическую (adi). Мы переводим первую как «Аид», вторую как «ад». 210 Ср. 1 Кор. 15:49. 211 Христос страждущий 1505—1538 (SC 149, 250—252). 212 Или «повелителем мертвых». 213 Христос страждущий 1731—1740 (SC 149, 266). 214 Ср. Христос страждущий 2188—2189 (SC 149, 306). 215 Большое огласительное слово 23—24. 216 Слово о тридневном сроке (С. 444—446): «через ту субботу познай эту субботу». Текст проповеди приводится нами по изданию: Grigiriu Nissi apanta ta erga. V.10. Elline Patere ti Ekklesia 103. Thessaloniki, 1990. p. 444-487. Поскольку в этом издании текст не разделен на главы, мы указываем номера страниц. 217 Ср. Мф. 12:40. 218 Букв. «выставить в глупом свете» (от moro — глупец). 219 Ис. 10:12 по переводу LXX. 220 Св. Григорий воспроизводит стоический термин, указывающий на высшую часть души. В святоотеческой антропологии этот термин — один из основополагающих. См. G. W. H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. P. 600. 221 Ис. 19:11 по переводу LXX. 222 Слово о тридневном сроке (С. 452—454). 223 Иов 40:12 по переводу LXX. 224 Слово о тридневном сроке (С. 454—456). Ср. 1 Кор. 15:26. 225 Мф. 12:40. 226 Лк. 23:43. 227 Лк. 23:46. 228 Евр. 2:14. 229 Т. е. и телу и душе. 230 Слово о тридневном сроке (С. 466—470). 231 Подробнее об этом см. в: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 435—449. См. также статью Г. Флоровского «О воскресении мертвых» в кн.: Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. М., 1998. С. 415—443. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

61 Афинагор Афинский . О воскресении мертвых 25. Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992. Русский перевод: Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 410–449. 72 Ориген. О началах 3, 6. Origene . Traite des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984; Против Цельса 3, 41. Origene . Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976; Толкование на Мф 17, 30 . Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935. Русские переводы: Ориген . О началах. Казань, 1899. Ориген. Против Цельса/Пер. Л. Писарева . Кн. 1–4. М., 1996. Отцы и учители III века ­­ Отцы Церкви III века/Сост., биограф. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 36–159. 83 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 42:2 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 434). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847. 85 Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых 6 (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 476). Homilia de resurrectione mortuorum. PG 49, 417–432. 94 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 5:5 (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 533). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Romanos Homiliae XXXIII. Ed. F. Field. Oxford, 1849. 101 Симеон Новый Богослов . Слово огласительное 5, 559–672. Symeon le Nouveau Theologien . Catecheses. Ed. B. Krivocheine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. 1965. 110 Исаак Сирин. Слово 18 (Слова подвижнические. С. 76). Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. Русский перевод: Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911. 116 Термин «геенна» обозначал ров в окрестностях Иерусалима, куда сбрасывали нечистоты и трупы животных. Во времена Христа употреблялся в качестве нарицательного имени, означающего место проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иустин Философ Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone//PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем// Иустин Мученик , св. Творения/пер. прот. П. Преображенского . М., 1892, 1995 р . С. 132–362. Кирилл Александрийский Толкование на Евангелие от Иоанна: Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini//Divini Ioannis Evangelium. Vol. I–III/ed. Ph. E. Pusey. Oxford, 1872. Толкование на Евангелие от Луки: Explanatio in Lucae Evangelium//PG 72, 476–943. Фрагменты=Толкование на Евангелие от Матфея: Commentarii in Matthaeum: [Fragmenta]//PG 72, 365–474; Matthäus-Kommentare aus der griechischen Kirche: Aus Katenenhandschriften gesammelt/hrsg. J. Reuss. TU 61. Berlin, 1957. S. 153–269. Кирилл Иерусалимский Поучения огласительные и тайноводственные: Catecheses//PG 33, 331–1128. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Беседа о расслабленном при купели: Homilia in paralyticum juxta piscinam jacentem. PG 33, 1131–1154. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Беседа о расслабленном при купели ( Ин. 5:2–16 //Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 341–352. Марк Подвижник О духовном законе: De lege spirituali//PG 65, 906–950. Русский перевод: Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 19112 . М., 1995 p . С. 9–28. Мефодий Патарский Пир десяти дев: Convivium decem virginum//SC 95. Русский перевод: Мефодий Патарский , сщмч. Пир десяти дев, или о девстве//Творения. М., 1996. С. 25–140. Ориген Толкование на Евангелие от Матфея: Commentaria in evangelium secundum Matthaeum//PG 13, 829–1600; SC 162. Симеон Новый Богослов Гимны: Hymnes//SC 156 (Hymn 1–15); SC 174 (Hymn 16–40); SC 196 (Hymn 41–58). Русский перевод: Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917; Преподобный Симеон Новый Богослов . «Прииди, Свет истинный»: Избранные гимны в стихотворном переводе игум. Илариона (Алфеева) . СПб., 2000. Слова нравственные//SC 122 (Theol. 1–3; Eth. 1–3); 129 (Eth. 4–15). Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I–II. М., 1890–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 15//SC. 4 bis. P. 206. Biedermann H.M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas (gest. 1371)//Ostkirchliche Studien. 1954. Bd. 3. S. 30. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. См.: Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. Roma, 1996. P. 135. Такой вывод является необходимым следствием из интерпретации архиеп. Иовом 32-й главы «Изъяснения Божественной литургии». Исследователь отмечает, что, согласно Кавасиле, не происходит изменение «вещества» хлеба в «вещество» Тела. Однако он тут же признаёт, что «это не мешает Кавасиле говорить о действительном присутствии Христа в евхаристических Хлебе и Вине». Очевидна ошибочность и противоречивость мысли исследователя. См.: Иов (Геча), архим. Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского//Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 ноября 2007 г./под ред. свящ. М. Желтова, А.И. Кырлежева. М., 2009. С. 212–213. Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu, 2010. P. 83. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 14//SC. 4 bis. P. 204–206. γγνομαι ( греч .) — «становиться», «изменяться». Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 14//SC. 4 bis. P. 204. ποκεμενον — букв. «основа», «подлежащее», «субъект», «вид». Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 14//SC. 4 bis. P. 206. См.: A Greek-English Lexicon/compiled by H.G. Liddell, R. Scott, H. Drisler. New York, 1883. P. 1630; A Patristic Greek Lexicon/ed. by G. W. H. Lampe. Oxford, 1961. P. 1449–1450. Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu, 2010. P. 95. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 12//SC. 4 bis. P. 204. A Patristic Greek Lexicon/ed. by G. W. H. Lampe. P. 1126; A Greek-English Lexicon/compiled by H.G. Liddell, R. Scott, H. Drisler. P. 1262.

http://bogoslov.ru/article/6171850

Слово 37, на евангельские слова: «Егда сконча Иисус словеса сия» и проч. ( Мф. 19, 1–12 )//PG 36, 281–308; SC 318 (1985), 270– 319, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 53–63. Праздничные, экзегетические слова: Слово 38, на Богоявление, т.е. на Рождество Спасителя//PG 36, 312–333; SC 358 (1990), 104–149, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 64–72. Слово 39, на святые светы явлений Господних//PG 36, 336– 360; SC 358 (1990), 150–197, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1979), 73–83. Слово 40, на Святое Крещение//PG 36,360–425; SC 358 (1990), 198–311, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 84–110. Слово 41, на Святую Пятидесятницу//PG 36, 428–452; SC 358 (1990), 312–355, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 111–120. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//PG 36, 608–621; ВЕП 60 (1980), 180–185. Слово 45, на Святую Пасху//PG 36, 624–664; ВЕП 60 (1980), 186–202. Некоторые моменты, проливающие свет на экзегезу святителя Григория, содержатся в его стихотворениях (богословских, нравственных, исторических): PG 37, 398–1600; ВЕП 61 (1981), 62 (1982), а также в 249 Письмах: PG 37,21–388; ВЕП 60 (1980), 203–348; богословские стихотворения см.: SC 208 (1974), ed. Gallay P.; CPG II, 3010–3125. Многие фрагменты из Слов и других произведений святителя Григория Богослова вошли в состав экзегетических катен на Восьмикнижие, Псалмы, Иова, Двенадцать пророков, Исаию, Притчи, на Евангелия от Матфея, Марка и Луки (катены Никиты Ираклийского) и Евангелие от Иоанна (катены Никиты Серронского), а также на Деяния апостолов и Послания апостола Павла (CPG II, 3052). Никита Серронский (XI в.) множество цитат из катен на Матфея приписывает святителю Григорию и данное обстоятельство позволило предположить, что последним был составлен последовательный комментарий на первое Евангелие. Возможно, что более тщательное изучение катен подтвердит эту гипотезу. К тому, же у святителя Григория есть и отдельная беседа экзегетического характера, посвященная вопросу единства отрывка Мф. 19, 1–12 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

с. 108 слл. . Псевдо-Макарий, Гом. 30, PG 34, 721–728 (заново родиться от Духа Святого). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1070, Указатель, с. 304: пребывание Бога в душе. Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 96 слл. (величие сынов Божьих). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, 7’, Собр. сон., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 202 слл.; II, VIII, 10, с. 208 слл. («Имей Бога в себе!»). Образ и подобие Божие Ориген, Об основах III, б, 1, PG 11, 333; Гом. на Быт 1, 12–13, SC 7 (1943), с. 78–84. Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, 2, SC 18 (1946), с. 111–113. Василий Великий , Sermo asceticus PG 31, 869–881. Григорий Нисский , О сотворении человека 16, SC 6 (1943), с. 151–161. Авва Исайя, Logos 25, франц. Etiolles, 1970, с. 214 слл. (печать истинного Царя – милосердие). Никита Стефат, Трактат о душе, SC 81 (1961), с. 82 слл. Старец Силуан, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 252 слл. Природное житие Василий Великий , Гомилии на Шестоднев 9, 3–4, SC 26 (1949), с. 496 слл. Григорий Богослов , Указатель в PG 38: природа. Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1970, Указатель, с. 307: природное и противоприродное. Соловьев В., Оправдание добра II, VII, 10, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 170 слл. (праведность человека, свойственная ему по природе). Н. Бердяев, Русская идея, Париж, 1946, гл. IV. Русский гуманизм, с. 88–100. Блаженное житие Василий Великий , Великое правило 17; Краткое правило 193. Авва Исайя, Logos 16, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 126 слл. (о радости, посещающей душу, посвятившую себя служению Богу). Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 118. Соловьев В., Оправдание добра I, VI, 1–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 143–163 (критика абстрактного эвдемонизма). Спасснйб души Хоачн Златоуст, О спасении души, PG 60, 735–38. Василий Великий , Praevia institutio ascetica, PG 31, Ç19–626.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

ÉVAGRE LE PONTIQUE, Traité pratique ou le Moine, 2 tomes, introduction, texte critique, traduction et commentaire par A. et Cl. Guillaumont, (SC 170–171), Paris, Éd. du Cerf, 1971. – Sur la prière, dans La Philocalie, I, présentée par O. Clément, notes et traduction de J. Touraille, Paris, DDB/J.-C. Lattès, 1995, p. 98–111. I. Hausherr, Les leçons d’un contemplatif. Le Traité de l’Oraison d’Évagre le Pontique, Paris, Beauchesne, 1960. (L’œuvre est attribuée à Nil de Sinaï.) GRÉGOIRE LE GRAND, Dialogues, tome I, introduction, bibliographie, cartes par A. de Vogüé (SC 251), Paris, Éd. du Cerf, 1978. – Dialogues, tome II, livres I-III, texte critique et notes par A. de Vogüé, traduction par P. Antin (SC 260), Paris, Éd. du Cerf, 1979. – Dialogues, tome III, livre IV, texte critique et notes par A. de Vogüé, traduction par P. Antin, (SC 265), Paris, Éd. du Cerf, 1980. GRÉGOIRE DE NYSSE, Adversus Macedonianos, De Spiritu Sancto, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, III, 1, Leiden, 1958, p. 89–115. – La Création de l’homme, introduction et traduction par J. Laplace, notes par J. Daniélou (SC 6), Paris, Éd. du Cerf, 2002. – Contra Eunomium, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, I et II, Leiden, 1960. – De instituto christiano, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, WIII, 1, Opuscula ascetica, Leiden, 1952, p. 40–89. – De professione christiana ad Harmonium, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, VIII, 1, Opuscula ascetica, Leiden, 1952, p. 129–142. – Discours catéchétique, texte grec de E. Mühlenberg, introduction, traduction et notes R. Winling (SC 453), Paris, Éd. du Cerf, 2000. – Écrits spirituels: La Profession chrétienne, Traité de la perfection, Enseignement sur la vie chrétienne (De instituto christiano), présentation de M. Canévet, traduction de J. Millet, M. Devailly, Ch. Bouchet, (PDF 40), Paris, Migne, 1990. – In Hexaemeron explicatio apologetica, PG 44, 61–124. – Sur l’âme et la résurrection, présentation et traduction par J. Terrieux, coll. «Sagesses chrétiennes», Paris, Éd.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Kannengiesser (SC 199), Paris, Éd. du Cerf, 2000. – Traités contre les Ariens I-III, PG 26, 12–468. Traduction partielle dans B. SESBOÜÉ et B. MEUNIER, Dieu peut-il avoir un Fils ? Le débat trinitaire du IV e siècle, coll. «Textes en main», Paris, Éd. du Cerf, 1993, p. 45–130. ATHÉNAGORE, Supplique au sujet des chrétiens. Sur la résurrection des morts, introduction, texte et traduction par B. Pouderon (SC 379), Paris, Éd. du Cerf, 1992. BASILE DE CÉSARÉE, Contre Eunome suivi de Eunome, Apologie, 2 tomes, introduction, traduction et notes de B. Sesboüé, G.-M. de Durand et L. Doutreleau (SC 299 et 305), Paris, Éd. du Cerf, 1982–1983. – Homélies sur l’Hexaéméron, texte grec, introduction et traduction de St. Giet (SC 26 bis), Paris, Éd. du Cerf, 1968. – Lettres, 3 tomes, texte établi et traduit par Y. Courtonne, Paris, Les Belles Lettres, 2003. – «L’Anaphore de saint Basile», dans Eucharistie dans l’antiquité chrétienne, textes recueillis et présentés par A. Hamman, (coll. «Ichtus»/PDF), Paris, DDB, 1981, p. 73–78. – «Liturgie de saint Basile le Grand», dans Grand Euchologe et Arkhiératikon, Parma, éd. Diaconie apostolique, 1992, p. 631–659. – Les Règles monastiques, introduction et traduction par L. Lèbe, Éditions de Maredsous, 1969. – Sur le Saint-Esprit, introduction, texte, traduction et notes par B. Pruche (SC 17 bis) Paris, Éd. du Cerf, 2002. BERNARD DE CLAIRVAUX, Sermons sur le Cantique, 4 tomes, texte latin des S. Bernardi Opera, introduction, traduction et notes par P. Verdeyen et R. Fassetta (SC 414, 431, 452, 472), Paris, Éd. du Cerf, 1996, 1998, 2000, 2004. CALLISTE et IGNACE XANTHOPOULOI, Centurie spirituelle ou Méthodes et règles précises, avec l’aide de Dieu, et confirmées par le témoignage des saints, pour ceux qui ont choisi de vivre dans l’hésychia et la solitude, dans La Philocalie, II, présentée par O. Clément, introduction et traduction par J. Touraille, Paris, DDB/J.-C. Lattès, 1995, p. 546–643. CLÉMENT D’ALEXANDRIE, Le Protreptique, introduction, traduction et notes par Cl.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010