Царство небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною 146 , говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника: ибо дорогою ценою куплено спасение наше 147 . Она с тобою и дома в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, – она беседует с тобою и в пути, стучится к тебе и в общественных собраниях, и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. – И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов, различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или лучше – на Церковь , всю бездну Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей, спасающей; излиял целое море благодати; приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источника спасения 148 , вопиет пророк. У верующего в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой 149 . Таковы были Златоуст, Василий, Афанасий, Григорий. – Теперь, во времена новозаветные, не то, что во времена ветхого завета, – и видимые знамения и вместилища царствия Божия, – храмы Божие находятся везде и повсюду; они помещаются даже в общественных, а иногда и частных домах – у людей знатных; царствие Божие водворяется, так сказать, под кровлей домов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На увещание Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Яхве (24:14,23) народ отвечает выражением своей готовности служить только своему Господу: нет, не будет того, чтобымы оставили Господа и стали служить другим богам! (24:16). Умирающий вождь на эти их заверения пророчески отвечает, что они не смогут исполнить своих слов: Не возможете служитьГосподу Богу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (24:19). Блаженный Августин размышляет: “Может быть, этим говорится, что следовать Его святости несовместимо с человеческой слабостью? Израильтяне должны были бы не только избрать служение Богу, но и ожидать Его помощи и Его милосердия, как это понимал автор псалма, который говорит: Не входи в суд с рабомТвоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142:2). Израильтяне же, напротив, предпочли полагаться на самих себя в способности служить Богу без опасности впасть в вину” 146 . Блаженный Феодорит основной причиной последующего отступничества Израиля полагает вступление израильтян в брачные связи с идолопоклонниками-хананеями, строго запрещенные Моисеем и Иисусом Навином 147 . Иисус Навин дает народу постановления и закон (24:25), представая тем самым законодателем, как и Моисей. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия (24:26). Уподобление Иису­са Навина Моисею достигает здесь своей кульминации: вождь Израиля добавляет нечто к тому, что уже в совершенстве было сформулировано Моисеем. И взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами сегодня; он да будет свидетелем против вас в последующие дни, чтобы вы не солгали пред Господом Богом вашим (24:26–27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в Быт 31:44–55. Крепкий долговечный дуб и еще более крепкий и долговечный камень-памят­ник будут безгласно свидетельствовать против израильтян, когда те изменят своим клятвам, отступят от Яхве и станут поклоняться иным богам. “Может быть, он верил, что силою Божиею и камни издадут глас в обличение преступников, — пишет святитель Василий Великий о действиях Иисуса Навина, — а если нет, то по крайней мере совесть каждого будет уязвляться дейст­вием напоминания” 148 . “Неодушевленное служит свидетельством в обличение одушевленных и разумных”, — поясняет блаженный Феодорит 149 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

«Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). 147. Что означают слова «Имже вся быша»? Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ). О третьем члене Символа веры 148. О ком говорится в Символе веры «сошёл с небес»? Сошёл с небес – так сказано в Символе веры о Сыне Божием. 149. Как Бог мог сойти с небес, если он вездесущ? Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес. 150. Об этом в Священном Писании говорится словами самого Господа Иисуса Христа: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ). 151. Для чего Сын Божий сошёл с небес? Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения , как сказано в Символе веры . 152. Кого пришёл спасти Сын Божий? Сказано, что Сын Божий сошёл с неба нас ради человек , в том смысле, что Он пришёл на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для спасения нас всех, людей вообще. 153. От чего пришёл спасти людей Сын Божий? Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти . 154. Что такое грех? Грех – это преступление закона. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). 155. Откуда грех вошёл в людей? Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха. «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). 156. Когда грех вошёл в людей? Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию. 157. Какую заповедь нарушил Адам? Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет. 158. Почему для человека было смертоносным нарушение заповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Также и иудеям Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в грехе? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» 146 . Поэтому как в Адаме мы были осуждены вследствие непослушания и преступления божественной заповеди, так во Христе мы оправданы через совершенную непогрешимость и безупречное послушание во всем. В этом и состояла похвала человеческой природе, ибо прекратилось проклятие и заградилось устье греха, а с ним упразднилась и власть смерти, словно бы увядшая вместе со своим корнем. Ведь если грех стал для нас виновником всех зол, то уничтожением того, что случилось, будет оправдание во Христе, входящее посредством послушания и вполне безукоризненное. Так что если Он и понес, как сказано Адама, однако не был, подобно ему, от земли перстным 147 , но как бы небесным, несравненно лучшим перстного. А что человеческая природа в Нем увенчана похвалами безгрешности, можно увидеть из свидетельства о Нем боговдохновенного Писания, что Он не сделал никакого греха и не было лести в устах Его 148 . 14). К тем, которые спрашивают, (сотворены) ли также ангелы по образу Божию Разъяснение Объясняя, что означает у человека «по образу Божию», мы говорили, что в нем изображается не Его телесный вид. Ведь Божество бестелесно, невещественно и неосязаемо, и Оно за пределами количества, описания, облика и формы. Прилагая же Божественное изображение к человеку, мы говорили, что он был сотворен по подобию Самого Создателя, соответственно качеству нравов или поведения, и по духовному облику, который проявляется через благовидность добродетелей, ибо Божество прекрасно во всем и Оно – подлинный источник, корень и происхождение всякой добродетели, откуда и к нам приходит благое. Поэтому если соответственно получаемому от добродетелей виду в нас созидается образ Божий, а это имеется и у святых ангелов, притом несравненно выше, чем у нас, то не будет невозможным думать, что и все разумное творение приобретает образ Божий через освящение, праведность и всякую добродетель. Ведь если у нас, живущих на земле, проявляется Божественная и превышающая мир красота, то разве не в большей мере – у разумных вышних сил, на которых почивает Бог ? Вот почему Божественное Писание называет небо Его престолом 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

13 . Тринадцатая степень – не презирать врагов 141 . 14 . Четырнадцатая степень – не иметь в душе никакого отвращения или неприязни к ним 142 . 15 . Пятнадцатая степень – не испытывать вовсе огорчения из-за них или от воспоминания о них 143 и не печалиться 144 вовсе о том, что они нам сделали. 16 . Шестнадцатая степень – не судить вовсе 145 , а более обращать внимание на собственные прегрешения. Соответствует заповеди Христовой: Не судите, да не судимы будете... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ) 17 . Семнадцатая степень – искренне прощать врагов 146 . Только тогда мы становимся достойными молить Бога о том, чтобы нам самим получить прощение за наши собственные прегрешения, как научил нас Господь в молитве: ...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... ( Мф. 6:12 ), и, значит, мы принимаем слова Христа: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6:14 ). Прощение в своем высшем выражении не оставляет в памяти то, что нам пришлось претерпеть. Как отмечает преподобный Симеон Новый Богослов , любовь к врагам – это «когда кто-либо забывает обо всем и, независимо от того, присутствуют ли его обидчики или нет, не помнит ничего из случившегося. ..» 147 Семнадцать рассмотренных нами степеней тем не менее еще не любовь в подлинном смысле слова, хотя все они – ее необходимые условия и обязательные подготовительные этапы, минуя которые любви не достичь. Любовь – не просто отсутствие враждебности, она гораздо выше 148 . Святой Максим Исповедник пишет: «Не всякий – незавидующий, негневающайся, непамятозлобствующий на оскорбившего, имеет уже и любовь к нему: ибо он может и не любя не воздавать злом за зло, по заповеди» 149 : «.. .не ненавидящий не есть уже любящий. Но он может быть в средине в отношении к нему, то есть ни любить, ни ненавидеть» 150 . Только последующие степени приводят нас к подлинной любви. 18 . Восемнадцатая степень – это понуждение себя примириться с нашими врагами 151 по слову Христа: прежде примирись с братом твоим ( Мф. 5:24 ); мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:25 ). Такое расположение души свидетельствует о стремлении к единению, которое есть основание любви – в противоположность склонности к разделению и отделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сказано: «… листья не отпадут». Это значит, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью, послужит для многих к обращению и надежде. Еще другой пророк 142 говорит: «… земля Иакова была превозносима по всей земле». Эти слова означают сосуд Духа Господня, – который прославляет пророк 143 . Потом что иной пророк говорит? «… река протекала с правой стороны, и из нее поднимались красивые дерева; кто станет есть от них, будет жить во век» 144 . Это значит, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе, – «… кто станет есть плод их, будет жить вовек». То есть, кто будет слушать проповедующих и уверует, тот будет жить во век. Глава XII. Другие ветхозаветные преобразования о кресте Христовом Подобным образом и на крест в особенности Господь указывает через другого пророка, который говорит: «… когда это совершится? – Тогда, – говорит Господь, – когда дерево наклонится и станет 145 , и когда из дерева воскаплет кровь» 146 . Вот еще указание о кресте, и о Том, Кто имел быть распят на нем. О том же говорит Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками 147 . Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на него, будут побеждены навек. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки 148 , – и тогда Израиль одерживал победу; а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест. У другого пророка говорит Бог: «весь день Я простирал руки Мои к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему» 149 . И еще: Моисей делает образ Иисуса, – что именно Он пострадает и сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста 150 , – в то время, когда Израиль гибнул от змеев.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

12 . И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собой слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим. Исайя так говорил: «отнимите лукавства от душ ваших, научитесь делать добро, ищите справедливости в суде, освобождайте угнетенного, давайте суд сироте и оправдывайте вдову». 145 И еще он: «разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров, отпусти угнетенных на свободу, раздери всякое писание неправедное, раздроби ачущему хлеб твой, и нищих бескровных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и единоплеменников твоих не презирай. Тогда взойдет ранний свет твой и скоро возсияют исцеления твои, и правда твоя пойдет пред тобою». 146 Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего». 147 Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю». 148 Другой пророк Иоиль также говорит: «соберите народ, освятите церковь , примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцов, – выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши». 149 Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель». 150 13 . О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих». 151 Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать». 152 И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде, не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим углям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным». 153

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

145–148. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Tu, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи, мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Взываю я в молитве своей к Тебе от всего моего сердца, услышь меня, Господи, – при стольких и таких скорбях и нуждах (ст. 143): и я взыщу – буду стараться знать и всюду, где должно, исполнять Твои законы обе оправданий. Вот я, как преданный Тебе раб, призываю Тебя, как избавителя, искренно, посему спаси меня (ст. 114, 117, 120, 124, 132 и др.), и я буду хранить свидения – откровения Твои. – Предварих в безгодии, – встаю не во время, но в урочный час, т. е. в полночь, или предваряю рассвет, становлюсь на молитву и взываю к Тебе о помощи, ибо уповаю на Твои слова – откровения. Очи мои предваряют утро, – я просыпаюсь и открываю глаза еще до рассвета, и так, предвари наступление утра, и молитвенном настроении начинаю поучаться не Твоих словах – откровениях. 149–152. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Господи, по милости Твоей, услышь мой голос в молитве моей, так как я взываю к Тебе от всего сердца и бодрствую в молитве еще до рассвета, – так искренно, так ревностно... По суду Твоему оживи меня – сохрани и продли мою жизнь в благополучии (ст. 145, 147–148, 122). – Гонители мои приблизились ко мне для совершения своего беззакония, – с намерением умертвить меня (ст. 87. 95. 110): а от Закона Твоего они далеки, – они не оставят своего намерения, не раскаются в своем злодеянии (ст. 155); а потому, тем скорее Ты услышь мой молитвенный вопль о помощи. – Близок Ты, Господи: т. е. если, с одной стороны, враги приблизились ко мне; то, с другой, и Ты, Господи, от меня близко, а потому слышишь мой молитвенный вопль и можешь благовременно меня избавить от моих губителей... И все пути Твои или заповеди, которыми определяются все действия Твоего Промысла о человеке, суть истина (ст. 86 и др.). – И сперва познах от свидений Твоих, – с первых лет своей жизни, от юности узнал я об откровениях Твоих, что Ты основал их на век, – положил их в основание жизни человека, как закон непреложный, вечный (ст. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Главное дело, самое важнейшее, которое существует во вселенной это верить в Господа Иисуса Христа. «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28–29 ). Если человек не хочет это делать, то он сам себя обрекает, сам отбрасывает спасение свое, поэтому всякий не верующий в Иисуса Христа – уже осужден, именно потому, что он отверг единственный путь спасения. 145. Что открывает вера? Доступ к интеллекту Бога. Доступ к силе Бога. Доступ к сердцу Божьему. Доступ к прямому богообщению. Вера – всемогуща. Просто сама по себе вера не спасает, спасает то, что она открывает доступ к всемогущему Богу. Корень спасения в Боге, с которым соединяет вера. Вера – это инструмент богопознания, место действия Бога, но не сам Бог. 146. Материален ли Бог? Нет, Бог нематериален. Бог вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной – Он дух. Логично. Дух есть не материальное существо по определению. Нематериальность означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами. 147. От кого произошел Бог? Бог, в отличие от людей, имеет жизнь в Себе самом. Он источник жизни. И Сын (Христом) имеет жизнь в Себе самом. Ему Отец дал в рождении, не подарком, а в рождении. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). 148. Где упоминание в Библии о св. Троице? Библия говорит о действиях всей св. Троицы в течение всей истории жизни мира ( Быт.1:1–25 ). Здесь мы видим: «сказал, создал, назвал» -- Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, и то же самое второго, третьего, четвертого дня. Мы видим одно действие, но исполняемое тремя Личностями. Когда мы говорим о творении человека тоже самое, и есть прямое упоминание о множественности Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Этот стих говорит о множественности в Боге. 149. Как доказать божественность Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы – так говорил о Себе Мессия устами того же пророка ( Ис. 61:1 ; ср.: Лк. 4:18 ). Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, «как бы некиим перстом указал Христа всем» 143 . С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. «Голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде» 144 ; «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного» 145 . С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» 146 . Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично. «Никто да не подумает, – говорит святой Афанасий Александрийский , – что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог , и Он же приял Его долу, как человек» 147 , и, как изъясняет святой Иоанн Златоуст , «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного» 148 . Православная Церковь не имела никакого сомнения в том, что Господь Иисус Христос крестился в струях Иорданских чрез погружение. На это указывает восхождение Его из воды, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф. 3:16 ) и Марк ( Мк. 1:10 ) и которому, естественно, по выражению Константинопольского патриарха Иеремии 149 , предшествовало нисхождение в воду. Блаженный Иероним пишет: «Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас, как только поднял главу из потока, приял Духа Святого» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010