В-третьих, обратим внимание на концовку эпизода. Перед отбытием Иисус говорит исцелённому гадаринцу: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (5:19). Здесь слово «Господь» использовано вместо «Бог». Служение Иисуса рассматривается как дело Божье. Далее евангелист замечает, что бывший бесноватый «начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились» (5:20). Показательна замена: «что сотворил с тобой Господь (Бог)» – «что сотворил Иисус». Это означает, что власть Иисуса над бесами есть власть самого Бога 146 . 8. В перикопе Мк 5:21–43 147 рассказ о двух чудесах являет ранее неведомые стороны сверхъестественной власти Иисуса. Не может быть сомнений, что исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира демонстрируют уникальные аспекты божественной власти Мессии. Возможно, это стало одной из причин, по которым евангелист сплел эти два повествования воедино 148 . Уникальность исцеления женщины, страдавшей хроническим кровотечением, состоит в том, что оно свершилось не через слово Иисуса и не через возложение Его рук. Согласно Марку, больная, «услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (5:27–28). Она даже не просит, а Мессия не проявляет никакой инициативы. Это подчёркивается далее, когда Иисус, «почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила», спрашивает: «кто прикоснулся к Моей одежде?» (5:30). Чудесное выздоровление сопровождается «выходом» силы из Иисуса, и именно здесь становится очевидной уникальность события. При всём разнообразии мнений среди толкователей, есть определённый консенсус, что в Мк. 5:30 слово «сила» указывает на ощутимую божественную целительную силу в Иисусе 149 , которую можно буквально потрогать. Это могущество буквально бьёт сквозь строки повествования о кровоточивой. Яркий эпизод с дочерью Иаира указывает на ещё один аспект уникальной власти Христа. Мк 5:35–43 методично создаёт сцену для этого великого откровения, уверяя нас, что ребёнок действительно умер. За ужасным известием («дочь твоя умерла, что ещё утруждаешь учителя?», 5:35) следует описание плакальщиков в доме Иаира («плачущих и вопиющих громко», 5:38). Кульминация достигается в трагическом парадоксе. Когда Иисус с особым смыслом говорит присутствующим, что «девица не умерла, но спит» (5:39), Его начинают высмеивать («и смеялись над Ним», 5:40) 150 . Смерть девочки кажется необратимой: как тут с грустью не рассмеяться над словами Иисуса о сне?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

. И [все] это исполнялось в то время, когда был убит преклонный в летах старец Елеазар 140 , и семь сыновей блаженной Самоны 141 , когда Иуда и его братья боролись за свой народ и скрывались в убежищах 142 . В то время рог вел брань со святыми, и превозмогал их 143 , – [то есть] Антиох, муж беззаконный, произносил слова против Всевышнего, изменил времена и праздники 144 , отменил завет Авраама, и упразднил субботу покоя, ибо приказал иудеям не (224) обрезываться 145 . И поэтому [Даниил] сказал о нем: Он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы были в руку его до времени и времен и полувремени 146 . Время и полувремя, подобно седмине и половине, составляют десять с половиной лет. Еще [Даниил] сказал: И, приняв решение, отняли у него власть, чтобы погубить его и истребить его до конца царства 147 . Ведь настиг Антиоха суд с небес, и он заболел болезнью тяжкой и ужасной 148 . Из-за вони, исходившей от него, никто не приближался к нему, ибо черви кишели и, выползая из него, поедали плоть его за то, что он притеснял червя Иакова 149 . Воняла плоть его [уже] при жизни за то, что он сделал зловонными тела сыновей Иерусалима, и не были они погребены 150 . И было бельмо на глазах его за то, что он осквернил Святилище Божее. Он молился, но не был услышан, ибо не внял стона праведников 151 , убиваемых им. Он написал письмо и послал [его] иудеям, называя их своими друзьями, но Бог не смиловался 152 над ним, и умер он в мучении 153 . 21. Еще сказал [Даниил]: Святые Всевышнего получат Царство 154 . Что скажем об этом? Получили ли сыны Израиля Царство (225) Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет], они лишились этого. Ведь сказал о них Иеремия: Отверженным серебром назовут их, ибо Господь 1 2 3 отверг их 155 . Еще сказал [Иеремия]: Он уже не призрит 156 на них 157 . Также Исаия сказал о них: Идите, идите, не касайтесь нечистых 158 . А о святых Всевышнего так сказал [Даниил]: Они унаследуют царство во веки веков 159 . Те же 160 [лишь] отдохнули немного от бремени царей и князей 161

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 . Мы говорим это вот почему: хотя народ иудейский весьма многочисленный, однако, когда Христос пришел во плоти, лишь немногие уверовали. О том, что именно так и должно было произойти, ясно предсказывал еще Исаия, когда говорил: «Хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» 143 , подразумевая под «остатком» или самих апостолов, или других из народа иудейского, которые уверовали при апостолах и о которых слышала ваша любовь 144 в нынешнем чтении. Ведь, когда святой Петр с Иоанном показали явное знамение божественной силы над хромым, то говорится, что «уверовало в тот день пять тысяч людей» 145 . И о чудесных знамениях, и о пяти тысячах человек Сам Господь предсказывал прежде через пророка: " Вот я, – говорил он, – и дети, которых дал мне Бог; и будут знамения в дому Израилевом от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» 146 . Тот же пророк далее открыл, что произойдут именно такие знамения: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся, тогда хромой вскочит, как олень» 147 . Это мы и увидели сбывшимся над хромым, который не мог ходить никогда от утробы матери своей. 4 . В исцелении хромого, если подумать, мы также видим изображенными некие сокровенные тайны. Хромой этот, сидя у Красных 148 дверей Храма, устремил свой взор на Петра и Иоанна 149 и обрел здоровье. Но ведь и мы, до того как пришли к познанию Христа, были все равно что хромыми, потому что хромали в стороне от пути праведности. Хромали же мы не телесной походкой, а внутренней поступью ума. Ведь тот, кто чужд пути праведности, пути истины, даже если у него и прямые ноги, все равно хромой, потому что хромает умом и душой. По дороге веры и истины идут не шагами тела, а шагами находящегося внутри ума. Поэтому мы, несомненно, хромали раньше в стороне от пути праведности, не зная истинного пути спасения и жизни, Христа Господа. Но после того как мы пришли к Красным дверям Храма и с верой устремили свой взор на апостолов Христовых, поступь нашего ума окрепла, так что мы больше не ковыляем по пути беззакония, но прямыми шагами идем по дороге праведности. Мы пришли, а лучше сказать, были приведены Христом к Красным дверям Храма, где обычно исцеляются хромые. Красные двери Храма – это евангельская проповедь, которая украшает духовной красотою храм Божий, то есть Церковь , при коей немощные умом и хромые духом обретают здоровье спасения. Эти Красные двери Храма приняли его хромым, а возвратили исцеленным, как и евангельская проповедь хотя и принимает хромыми и немощными приводимых к ней, но делает их целыми и здоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

лекарство бессмертия (греч.) – Прим. ред. 145 Как и говорится: «...о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем» ( 1Ин.1:1–2 ). 146 Эта же антиномическая тожественность иначе подтверждается в словах апостола Павла, где он приравнивает явления воскресшего Господа до Вознесения с Его явлением ему самому уже в небесной славе: «...явился (Иисус. – Прим.авт.) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время... Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:5–8 – Прим.авт.). 147 Теософы, которые беззаботны относительно философской точности, различают эти состояния как «планы» или «тела»: физическое и эфирное. Христос являлся ученикам после Воскресения в эфирном теле, и они видели Его на эфирном плане, особым образом ясновидения. 149 В отношении к этому телу католические суждения о седении одесную Отца descriptive и definitive, с наличием нынешних свойств или акциденций, есть явный антропоморфизм. 150 Это изменение в отношении ко всему человечеству и установляет апостол Павел: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). 151 При этом не может и возникнуть вопрос, занимающий католическое богословие: имеем ли мы здесь adductio, то есть распространение, как бы увеличение (augmentatio) Тела Господня за собственные его пределы. При этой постановке вопроса сравнивается различное и складывается несоизмеримое (премирное и духовное, нераздельное и целостное тело и образ его же вещественного явления). Также неуместно и дальнейшее католическое мудрование о том, что totus Christus, со всеми частями Своего Тела, присутствует в гостии. Самое это различение частей и овеществление телесного образа совершенно неприменимо здесь, где речь идет о явлении тела и крови, телесности Христовой, на земле, в земном веществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

—  Митя, ты несчастен, да! Но всё же не столько, сколько ты думаешь, — не убивай себя отчаянием, не убивай! — Ср. совет старого Моора Францу, чтобы он осторожнее писал брату: „…но, смотри, не приводи его в отчаяние!“ и дальше: „Повторяю тебе: не доводи его до отчаяния!“ („Разбойники“, д. 1,сц. 1; см.: Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 12). 147 …а теперь я к Грушеньке пойду — У ее приятелей буду калоши грязные обчищать, самовар раздувать, на посылках бегать…— Ср. в воспоминаниях Вс. С. Соловьева слова Достоевского: „Нет, кто любит, тот не рассуждает, — знаете ли, как любят! (и голос его дрогнул, и он страстно зашептал): если вы любите чисто и любите в женщине чистоту ее и вдруг убедитесь, что она потерянная женщина, что она развратна, — вы полюбите в ней ее разврат, эту гадость, вам омерзительную, будете любить в ней вот какая бывает любовь!“ (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964. Т. 2. С. 192). 148 …и душу мою из ада извлечет…— Слова Мити восходят к молитве пророка Ионы и вводят высокую библейскую параллель к настоящим и будущим страданиям этого героя: „…отринут я от очей Твоих Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню. У господа спасение!“ (Книга пророка Ионы, гл. 2, ст. 5-10). 149 Чермашня (или Чермошня, или Черемошино) — так называлась деревня в Каширском уезде Тульской губернии. В 1832 г. она была куплена родителями Достоевского рядом с сельцом Даровым, приобретенным годом раньше. В конце жизни Достоевский любил вспоминать эти места своего детства, а летом 1877 г. посетил их. См. об этом: Гроссман Л. П. Жизнь и труды… С. 25–26, 265; Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 313. 150 У нас валаамова ослица заговорила…— В библейском рассказе ослица Валаама, ехавшего по просьбе моавитского царя, чтобы проклясть Израиль, увидела ангела, который преградил ей путь, и остановилась. В ответ на побои Валаама она не тронулась с места, но вдруг заговорила (см.: Числа, гл. 22, ст. 21–31). 151

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Научимся же, прежде всего, возносить молитвенную жертву Господу, когда предпринимаем что-нибудь, беремся за какое-нибудь дело или отправляемся в путешествие, и не иначе как испросив Его помощи, будем начинать дело ( 7, 698 ). И между делами совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знаний. Святитель Василий Великий ( 8, 149 ). Истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем. Святой Епифаний ( 82, 108 ). Много беседуй с Богом, мало говори с людьми, памятуй всегда Бога, и ум твой сделается небом ( 27, 147 ). Пребывай в молитве: Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 284 ). «На всяком месте» молитесь. Так говорит апостол: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2, 8 ). Когда мы стоим, сидим, ходим, отдыхаем, делая что-нибудь руками, в уединении и в собрании можно молиться. Ибо всегда, на всяком месте и во всех наших делах, и во время еды и пития, и в богоугодных беседах можем наш ум и сердце возводить к Богу, со смирением и верою предлагать наши нужды, и милости у Него просить, и говорить: «Господи, помилуй!» Так Моисей посреди многочисленного народа, который вывел из Египта, и когда увидел их в опасности, умом и сердцем воззвал к Богу, хотя Его словесная молитва и не изображается в Писании, но Бог сказал ему: «что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх. 14, 15 ). Езекия, благочестивый царь, лежа на одре, молился, и услышал его Бог ( Ис. 38, 2–8 ). Иона во чреве кита молился, и услышан Богом ( Иона 2, 2–11 ). Три отрока в печи огненной молились, и были спасены ( Дан. 3, 23–51 ). Бог смотрит не на внешний образ и расположение тела, каково оно, но на сердце, смирение и веру и желание сердечное. Поэтому и написано: «Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце ИХ; открой ухо Твое» ( Пс. 9, 38 ) Святитель Тихон Задонский ( 104, 1101–1102 ). Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, и удобно наследуешь спасение ( 108, 140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

9 . Не удивляйтесь, братья, если ненавидит нас мир ( 1Ин 3:13 ) 144 . Надо ли часто повторять вам, что такое мир? Не небо, не земля, не все эти творения, которые создал Бог, но – любящие мир. Я часто повторяю это 145 и, может быть, кому-то уже надоел, но все же и теперь я говорю не зря, потому что кто-нибудь, если его спросят, может не ответить. Так пусть хоть от частого вбивания сказанное закрепится в сердцах слушателей. Что есть мир? Мир – когда слово это употребляется в отрицательном смысле – означает любящих мир. Когда “мир” говорится в похвалу, это небо и земля и все создания Божии, которые на небе и земле, поэтому, например, сказано: И мир через Него был создан ( Ин 1:10 ) 146 . Мир – это также и наполнение земли, как, например в словах Иоанна: И не только за наши грехи Он умилостивитель, но и за грехи всего мира ( 1Ин 2:2 ) 147 . Миром он здесь называет всех верных, рассеянных по вселенной. Но в отрицательном смысле – это любящие мир. А те, кто любит мир, брата любить не могут. 10 . Если ненавидит нас мир, то мы знаем… Что знаем? Что мы перешли от смерти к жизни. Откуда мы это знаем? Потому что мы любим братьев. Пусть никто не спрашивает у другого человека, пусть всякий обратится в свое сердце: если найдет там братскую любовь, он может быть спокоен и уверен, что перешел от смерти к жизни. Он уже одесную и не смотрит на то, что сейчас слава его скрыта: когда придет Господь, тогда и слава его станет явной. Она и сейчас в силе, но кругом пока еще зима; корень силен, но ветви пока еще сухи: внутри сильная сердцевина, внутри листья дерева, внутри плоды, но они ждут лета. А потому: Мы знаем, что перешли от смерти к жизни, потому что мы любим братьев. Кто не любит, пребывает в смерти ( 1Ин 3:14 ) 148 . Не думайте, братья, что это легкое прегрешение: ненавидеть или не любить; слушайте, что дальше: Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца. Что ж, если кто-то считал ненависть к брату незначительным грехом, неужели кто-нибудь в сердце своем сочтет незначительным и человекоубийство? Он и не двинет рукой, чтобы убить человека, но у Бога уже причтен у человекоубийцам. Тот жив, а этот считается убийцей. Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца. И вы знаете, что всякий человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин 3:15 ) 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И никтоже взыде на то небо, токмо Сый на небеси 138 . Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое. О, Отче святый! как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле! Да святится имя Твое! Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его 139 . Свято оно и страшно даже небесным силам: тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф 140 . Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя 141 . Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое. О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог , и не подвергались игу рабства греховного 147 ! Если же и опять лишились свободы чад Божиих; то искали бы со всем усердием царствия Божия, которое внутрь нас есть 148 , и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, царствия Божия и правды Его 149 . Блажен, кто постигнет правду Божию, уразумеет истину Господню; такому сказано: не далече еси от царствия Божия 150 . Горе же, кто не познает ее, не признает учение Господне за истину: удобее бо есть велбуду, как сказано, сквозе иглине уши проити, нежели ему внити в царствие Божие 151 . Чтобы достигнуть нам царствия Божия, постараемся внимать учению Господню; ибо Царь наш и Бог – Господь Иисус Христос говорит: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете; и уразумеете истину, и истина свободит вы. Яко всяк творяй грех , раб есть греха; аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010