По свидетельству визант. паломника Иоанна Фоки, к 80-м гг. XII в. в Св. земле в дополнение к упомянутым выше были восстановлены мон-рь прор. Илии между Иерусалимом и Вифлеемом, лавра св. Евфимия, мон-рь Хозива, мон-ри св. Герасима и Иоанна Предтечи у Иордана, монастырь прор. Илии на горе Фавор (соседний мон-рь Преображения перешел в руки католиков). В кон. XII в. правосл. монахи из Калабрии возродили мон-рь прор. Илии на горе Кармель над Хайфой, однако позднее в нем поселились лат. монахи (возможно, какое-то время они жили вместе с православными по одному уставу) ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 46-47, 50-52; Jotischky. 2001. P. 93). Археологические исследования подтвердили перестройку мон-рей Хозива и св. Герасима, украшенных в то время новыми росписями. В мон-ре св. Герасима сохранилась греч. надпись о восстановлении обители в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX), при игум. Иакове. Араб. надписи из этих же мон-рей содержат имена мастеров, участвовавших в перестройке ( Sharon. 2004. P. 50-52). Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня В мон-рях собирались иноки из разных стран правосл. мира; большинство были греками, росло количество груз. монахов; есть данные об учреждении в Палестине в 20-х гг. XII в. груз. жен. мон-ря ( Pahlitzsch. 1996. P. 36). В палестинских обителях пребывали также выходцы из слав. земель, о чем свидетельствует, напр., Житие св. Евфросинии Полоцкой. О рус. монахах в Палестине рассказывается также в Житии св. Саввы, архиеп. Сербского, написанном его учеником иером. Доментианом , в эпизоде, посвященном 1-му хождению святителя в Св. землю (1229). В мон-ре св. Саввы Освященного он остановился «у святого Михаила, в русском монастыре, вблизи великой церкви», который в лит-ре трактуется как «малый» национальный мон-рь в составе лаврского комплекса ( Дoмehmujah. Жumuje светог Саве/Предговор, превод дела и коментари др. Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001. С. 297, 479; М. Прво светог Саве у Палестину//Зограф: Часопис за уметност. Београд, 2002/2003. 29. С. 71-72). Упоминается даже присутствие в лавре св. Саввы сообщества «франкских» монахов, составлявших одну из неск. автономных этнических групп насельников мон-ря. Историки отмечают влияние визант. монашеской традиции на католическое монашество Иерусалимского королевства ( Jotischky. 2001. P. 93). Мон-ри получали богатые вклады из Византии, Грузии и др. стран; эти средства позволили обителям приобрести значительные земельные владения в различных местностях, и особенно в долине Иордана. Известны документы о пожаловании деревень лавре св. Саввы иерусалимской кор. Мелисандой (1131-1153), а также о сделках с земельной собственностью обителей. По свидетельству Иоанна Фоки, долина Иордана была покрыта садами, находившимися в совместном пользовании мон-рей Иудейской пустыни ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 49; Pahlitzsch. 1996. P. 36-37; Jotischky. 2001. P. 90, 92; Frenkel. 2001. P. 111-112).

http://pravenc.ru/text/293788.html

В 1071 г. в Сирию вторглись тюрки-сельджуки и установили там свою власть. В течение 30 лет Палестина была ареной борьбы Сельджукидов и Фатимидов и неоднократно переходила из рук в руки. Ситуацию усугубляли междоусобные раздоры сельджукских эмиров ( Медников. 1903. Т. 1. С. 862-867; Runciman. 1968. Vol. 1. P. 76-78). В ходе войн 70-х гг. XI в. был частично разрушен груз. Крестовый мон-рь ( Pahlitzsch. 1996. P. 36). Из-за смут и потрясений, охвативших Палестину, Иерусалимский патриарх Симеон, по словам лат. хронистов, в 90-х гг. XI в. покинул Св. град и нашел убежище на Кипре ( Runciman. 1968. Vol. 1. P. 78). Эпоха крестовых походов (1099-1260) Иерусалимское королевство крестоносцев (1099-1187) Вступление войска крестоносцев в Палестину весной 1099 г. вызвало обострение межконфессиональных отношений. Мусульмане Рамлы, покидая город перед приближением «франков», разрушили храм св. Георгия в соседней Лидде (Ibid. P. 277). 15 мая мусульманами были убиты 15 монахов лавры св. Саввы ( Планк. 2000. С. 180). Правитель Иерусалима, за год до того снова захваченного Фатимидами, выдворил из города всех христиан для экономии припасов на случай осады. 7 июня крестоносцы подступили к городу, а 15 июля взяли его штурмом, в ходе к-рого перебили все оставшееся в Иерусалиме население. Храм Гроба Господня. Вид с юга Храм Гроба Господня. Вид с юга В Палестине было создано Иерусалимское королевство, главное из всех гос-в крестоносцев на Ближ. Востоке. К сер. XII в., после неск. десятилетий экспансии, иерусалимским королям удалось распространить свою власть на палестинское побережье и земли Заиорданья. Т. о., почти вся территория ИПЦ, за исключением Синая, оказалась под властью крестоносцев. Земли Палестины были разделены между европ. феодальной знатью, духовно-рыцарскими орденами, иерархами лат. Церкви. Местное население, включая христиан, оказалось в неполноправном положении. Приниженный статус правосл. христиан отразился и в церковной сфере. Сразу же по взятии Иерусалима лидеры крестоносцев организовали избрание лат. Иерусалимского патриарха. За этим последовали вытеснение правосл. церковной иерархии из Св. земли и замена ее лат. клиром, которому должны были подчиняться вост. христиане. В собственность Римско-католической Церкви перешли храм Гроба Господня и наиболее чтимые реликвии, в т. ч. частицы Животворящего Древа, изъятые у православных ( Рансимен. 1998. С. 69).

http://pravenc.ru/text/293788.html

священноначалия, он со своими сторонниками перешел в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, однако впоследствии конфликтовал и с мелькитской иерархией и был сослан патриархом в монастырь Кусайр . Проповедь Ибн аль-Кунбара вызвала ответную реакцию копт. богословов. Так, митрополит Дамиетты Михаил составил полемический трактат во утверждение традиций Коптской Церкви, отличающих ее от «еретических» исповеданий, под которыми в первую очередь подразумевалось исповедание мелькитов. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8; Interrogationes canonicae sanctissimi patriarchae Alexandriae domini Marci, et responsa ad eas sanctissimi patriarchae Antiochiae domini Theodori Balsamonis//PG. 138. Col. 951-1012; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. 1854. Τ. 4. Σ. 447-496; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries, Attributed to Abû-Sâlih, the Armenian/Transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 31-33. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 488-499; Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. Oxf., 1847. Vol. 2. P. 273-275; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLI-XLII; [Матвеевский П]. Очерк истории Александрийской церкви со времен Халкидонского собора//ХЧ. 1856. Кн. 1. С. 363-364; Grumel P. Les réponses canoniques à Marc d " Alexandrie, leur caractère official, leur double rédaction//EO. 1939. Vol. 38. P. 321-333; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 93-94, 107-108; Richards D. S. Some Muslim and Christian Documents from Sinai concerning Christian Property//Law, Christianity and Modernism in Islamic Society: Proc. of the XVIIIth Congr. of the «Union Européenne des Arabisants et Islamisants»/Ed. U. Vermeulen, J. M. F. van Reeth. Leuven, 1998. P. 161-170. (OLA; 86); Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII вв. М., 2015. Т. 2. С. 180-182; Pahlitzsch J. The Melkites in Fatimid Egypt and Syria (1021-1171)//Medieval Encounters. 2015. Vol. 21. N 4/5. P. 485-515. К. А. Панченко, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2562226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАМОН [греч. Ιερα Μον Καταμνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря , на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца , в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом ( Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem//PEFQSm. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem//EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя . По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины ( Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун ( Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца ( Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе ( Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле//Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.

http://pravenc.ru/text/1681355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Патриарх Александрийский (не ранее 1391/92 - не позднее 1396). О личности Н. и об обстоятельствах его правления практически ничего не известно. Т. н. Дионисиевский каталог - список Александрийских патриархов, составленный в сер. XIX в., относит начало Патриаршества Н. к 1389 г. и исчисляет его срок 9 годами ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Позднейшие ученые (В. Грюмель, Ж. Насралла) принимали эти даты, признавая, впрочем, их условность. Колофон одной из греч. рукописей Екатерины великомученицы монастыря на Синае (Sinait. gr. 669; см.: Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum. Oxonii, 1886. P. 153), в котором содержится последнее упоминание о предшественнике Н. Марке IV, относящееся к 6900 г. от Сотворения мира (1391/92 г. по Р. Х.), позволяет скорректировать датировку начала Патриаршества Н. Известен греко-араб. Евхологий XIV в. с включенным в него для поминовения именем Александрийского патриарха Николая - видимо, речь идет именно о Н. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 328). В отличие от глав ближневост. Церквей кон. XIII - 3-й четв. XIV в., подолгу живших в К-поле, Н., вступив на Патриарший престол, по всей видимости, оставался в Египте, что отражает заметное ослабление связей между Византией и правосл. Востоком, начавшееся в это время. Сохранилось послание К-польского патриарха Антония IV от 3 янв. 1397 г. к его Иерусалимскому собрату Дорофею I , в к-ром Антоний сообщает о дошедшем до него известии о кончине Александрийского патриарха (т. е. Н.) и просит Дорофея прояснить вопрос об избрании нового предстоятеля Александрийской Церкви (RegPatr, N 3036). Т. о., окончание Патриаршества Н. можно достаточно уверенно отнести к 1396 г. Лит.: Grumel. Chronologie. P. 444; Wirth P. Zur Chronologie der Melchitenpatriarchen Markos IV. und Nikolaos III. von Alexandreia//OS. 1962. Bd. 11. S. 193-195; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58; PLP, N 20518; Pahlitzsch J. Networks of Greek Orthodox Monks and Clerics between Byzantium and Mamluk Syria and Egypt//Everything is on the Move: The Mamluk Empire as a Node in (Trans-)Regional Networks/Ed. S. Conermann. Bonn, 2014. P. 127-144. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2566044.html

Реконструкция летописи Антиохийского Патриарха Михаила II (1395–1404?). Приложение// Панченко К. А. Вспомнить прошлое: Антиохийский патриарх Макарий III аз-За’им как историк//Miscellania Orientalia Christiana (Восточнохристианское разнообразие). М., 2014. С. 359–384. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 678–679. Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийя Антакийя ва саир аль-Машрик ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки православного Антиохийского патриархата). Бейрут, 1988 (далее – Арабские рукописи…). 59. В каталоге ошибочно указана дата 1293 г. Стоит отметить, что датировки от Рождества Христова крайне редко встречаются в письменности ближневосточных христиан ранее XVII в. Арабские рукописи… 59, л. 053. См. о политической ситуации в Иерусалиме 1230-х гг.: PahlitzschJ.Athanasios II, a Greek Orthodox Patriarch of Jerusalem (c.1231-1244)//Autour de la premiere croisade. Ed. M. Balard. P., 1996. P. 465–474. Панченко К. А. Православные врачи на Арабском Востоке//Вестник ПСТГУ. Сер. 3. Филология. 2013. 5(35). С. 107–108. Атийя, Азиз Сурйан. Аль-Фахарис ат-тахлилиййа ли махтутат Тур Сина аль-арабиййа. Аль-Искандариййа, 1970. 94. Арабские рукописи… 59, л. 053 об. Хури – одна из градаций священнического сана у православных арабов. «И пришел ко мне… Патриарх Бишара, прозываемый Михаилом» ( Ибн Касир. Аль-бидайа ва ан-нихайа. С. 319). Панченко К. А. Забытая катастрофа. С. 215–216. NicolD. The Confessions of a bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the fourteenth century/Journal of Ecclesiastical History. 1970. Vol. XXI. No. 4, Остовег 1970. P. 289–299. Ibid. P. 291. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 532. Les Regestes des ates du patriarcat de Constantinople. Vol. 1. Les actes des patriarches. Fasc. VI. Les regestes de 1377 a 1410. Par J. Darrouzes A.A. Paris, 1979. 3001.

http://sedmitza.ru/lib/text/7552044/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ НОВЫЙ [Греч. Μιχαλ Νος] († между 1305 и 1324), нмч. (без дня памяти). Об этом святом нам известно благодаря Похвальному слову Феодора Метохита († 1332), сохранившемуся в сборнике произведений этого автора в рукописи Vindob. Phil. gr. 95, 1-я пол. XIV в., представленных в хронологическом порядке. Похвальное слово находится между «Этниконом» (1305) и 2 речами «Против необразованных», написанными между 1324 и 1326 гг. Вторая волна такого религ. явления, как новомученичество, относится ко времени османских завоеваний на Балканах, хотя отдельные случаи казни христиан, открыто исповедовавших свою веру, происходили за пределами тур. владений. Из Житий новомучеников, пострадавших в XIV в., сохранились Жития лишь 3: широко чтимого у славян и румын Иоанна Нового, Сочавского и малоизвестных М. Н. и Иоанна Прусского . М. Н. пострадал в правление визант. имп. Андроника II Палеолога в мамлюкском Египте. Святой род. в Смирне в кон. XIII в. в христианской семье. Ребенком он попал в плен к туркам, был обращен в ислам и продан в Египет. М. Н. был высокого роста, и его взяли на военную службу. Спустя нек-рое время М. Н. захотел вернуться в христианство. Для того чтобы покинуть Египет, он обратился к главе христианской общины. Узнав, что из Александрии в К-поль возвращается визант. посольство, он решился переодеться монахом и отплыть на этом корабле. Но предатель выдал М. Н., и новомученик был схвачен османскими властями. М. Н. смело исповедал себя христианином. Мусульмане убеждали М. Н. отречься от веры, а затем подвергли его мучениям. Но все их действия оказались тщетными. Тогда М. Н. обезглавили, при этом произошло чудо: уста его отрубленной головы произнесли: «Господи, помилуй!» Ист.: BHG, N 2273; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 670-678. Лит.: Pahlitzsch J. Eis ton neon martyra Michae  l, «On Michael the New Martyr»//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, A. Mallett. Leiden, 2012. Vol. 4. P. 810-814. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563754.html

Σ. 243-244). Однако в предисловии к сочинениям прп. Петра Дамаскина в греч. «Добротолюбии» он представлен как епископ Дамаска, живший при имп. Константине V в 775 г. и скончавшийся в Счастливой Аравии (Θιλοκαλα. Αθναι, 19915. Τ. 3. Σ. 3-4). Хотя критические замечания Петерса и Гаритта не могут считаться доказательствами того, что сведения прп. Феофана Исповедника о П. недостоверны, следует, однако, признать, что в поздней агиографической традиции произошло, с одной стороны, смешение двух лиц с именем Петр (капитолийского пресвитера и епископа Дамаска), с другой - ошибочное отождествление сщмч. Петра (кем бы он ни был) с прп. Петром Дамаскином (XII в.). При этом память 9 февр. изначально соотнесли с неизвестным мучеником Петром, а не с писателем-аскетом. Последнего начали считать священномучеником приблизительно с 1-й пол. XIX в. Нек-рые исследователи, отождествляя П. со сщмч. Петром Капитолийским, утверждают, что П. написал некое сочинение, обличающее ислам и учение манихеев ( Khoury. 1969). Ж. Насралла считал, что это сочинение сохранилось в греч. рукописи Екатерины великомученицы монастыря на Синае , однако не привел номер ( Nasrallah. 1978. P. 126). Иногда указывают на рукописи Sinait. gr. 443, 464 и 466 как содержащие сочинения П., однако в действительности кодексы содержат «Увещание к собственной душе» прп. Петра Дамаскина. Лит.: PMBZ, N 5999; Peeters P. La Passion de S. Pierre de Capitolias († 13 jan. 715)//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 299-333; idem. Glanures martyrologiques//Ibid. 1940. Vol. 58. P. 104-125; Nasrallah J. St. Jean de Damas: Son époque, sa vie, son oeuvre. Harissa, 1950. (Les Souvenirs chrétiens de Damas; 2); idem. Dialogue islamo-chrétien: À propos de publications récentes//Revue des études islamiques. P., 1978. Vol. 46. N 1. P. 121-151; Khoury A.-T. Les théologiens byzantins et l " Islam: Textes et auteurs, VIIIe-XIIe s. Louvain; P., 1969. P. 40; Pahlitzsch J. Peter of Damascus//Christian-Muslim Relations: A bibliogr. history/Ed. D. Thomas, B. Roggema. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1: 600-900. P. 290-292. (History of Christian-Muslim Relations; 11). Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580354.html

Симеон Мироточивый , прп.). Согласно Житию последнего, написанному в нач. XIII в. его сыном св. кор. Стефаном Первовенчанным, серб. правитель еще до принятия монашеского пострига (1196) «угодником Его дары вьсилаше, почьнь от великые црькве Господьне, еже вь Иерусалиме и святаго Иоанна Предтече (храм на месте дома Захарии в Иерусалиме.- Авт.)» ( Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Предговор, превод дела и коментари др. Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999. С. 42, 154). На Афоне в среде серб. монашества, вероятно еще с XIII в., существовало легендарное предание, зафиксированное в XV в. неизвестным рус. паломником, о том, что св. Савва Освященный перед смертью завещал ученикам передать св. Савве Сербскому, когда тот «по неколицех летех» придет в обитель, его благословение: «...икону Пречистую, да паломку (посох), да ножик» ( Федорова И. В. «От Странника»: Путев. по Св. Земле и Афону в сборнике книгописца Ефросина//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 185, 191-192). Неоднократно упоминаемые в Житии св. Саввы богослужения патриарха Афанасия II в храме Гроба Господня, а также основание свт. Саввой совместно с патриархом и игуменом лавры св. Саввы мон-ря св. ап. Иоанна Богослова на горе Сион в Иерусалиме свидетельствуют о прочных позициях ИПЦ во время 2-го периода правления крестоносцев. С кон. 30-х гг. XIII в. ситуация в Палестине изменилась к худшему. Иерусалим стал объектом военного противостояния крестоносцев и мусульман, неск. раз переходил из рук в руки. Политическая нестабильность привела к исходу значительной части христ. населения из Св. града. 23 авг. 1244 г. войско хорезмийцев, союзников егип. султана, взяло Иерусалим штурмом. И католики и православные пытались найти убежище в храме Гроба Господня, но были перебиты. Среди погибших был патриарх свт. Афанасий II (Путешествие св. Саввы. 1884. С. 1-4, 17-21, 30-39; Pahlitzsch. 1996; Idem. 2003. P. 39). Ситуация вновь изменилась с приходом на Ближ. Восток монголов. Хан Хулагу, возглавлявший монг. поход на Ближ. Восток (1256-1260), и его окружение были настроены антимусульмански и покровительствовали христианам.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Вступление монголов в Дамаск (март 1260) положило конец правлению династии Айюбидов. Однако мамлюки, правившие Египтом с 1250 г., отказались подчиниться монголам, а в сент. 1260 г. в сражении у Айн-Джалута в Галилее одержали над ними победу и вскоре распространили свою власть на всю Палестину и Сирию. Эпоха крестовых походов, отмеченная военно-политической нестабильностью и сложными отношениями правосл. общины как с крестоносцами, так и с мусульманами, не была благоприятной для культурного развития вост. христиан. Лит. деятельность православных сосредоточилась гл. обр. в мон-рях. Основной идеей монашества в Палестине XII в. было возрождение традиций ранневизант. монашества, что приводило к попыткам копирования всего, что было известно о жизни мон-рей IV-VII вв., вплоть до ее незначительных деталей (одежда, утварь, повседневный обиход). Книжники переписывали сочинения отцов Церкви, деяния Соборов, литургические тексты. Особое место в лит. деятельности занимала антилат. полемика. Мон-ри не только сохраняли правосл. церковно-литургическую и культурную традицию, но и отстаивали постулаты правосл. учения в спорах с латинянами ( Jotischky. 2001. P. 91-92). Оригинальное лит. творчество православных связано прежде всего с именами Иерусалимских патриархов, многие из к-рых были крупными церковными писателями. Визант. богословы того времени активно занимались осмыслением доктринальных расхождений вост. и зап. христианства. Патриархам Симеону II и Иоанну VIII принадлежат антилат. полемические трактаты об опресноках. Иоанн VIII подготовил также греч. перевод араб. Жития св. Иоанна Дамаскина. Св. Афанасий II был автором многочисленных проповедей, вскоре переведенных с греч. на араб. язык и сохранившихся во множестве списков ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 101-107; Рансимен. 1998. С. 61-62; Pahlitzsch. 1996. P. 473-474). Правление мамлюков (1260-1517) Отразив натиск монголов, Мамлюкский султанат почти на 250 лет утвердил свою гегемонию на Ближ. Востоке. Это было временем наибольшего упадка православия в Сирии и Палестине.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001   002     003