св. Врачей в Кастории, Греция (XII в.); мозаичная икона (кон. XIII - нач. XIV в., Лувр, Париж)). Известен также ряд изображений Г.-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще,- в позолоченном медальоне на дне визант. серебряной чаши с двойными стенками с чеканкой и гравировкой (XII в., найдена в сер. XIX в. вблизи г. Берёзова в Зауралье (ГЭ)); Г.- в центре композиции, представляющей «придворный праздник» (окружен изображениями царицы, слуг, музыкантов, танцоров, реальных и фантастических животных и масок). Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204-1359) упоминает об изображении Г. на коне, находившемся на стене имп. дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в К-поле (XII в. или 1-я пол. XIV в.; Niceph. Greg. Hist. VII 5). Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.) указывает, что в праздник Рождества Христова среди проч. военных знамен в палату императора вносили 2 хоругви - с изображением Г.-всадника и Г.-змееборца ( Ps.- Codin. De offic. P. 48, 4, 282 sq.). Г.-воин на коне (без змея) с эпитетом в посвятительной надписи: «Никифорос» (Победоносец) - представлен на фреске нач. XIII в. в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари. Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура к-рых была ближе к народным традициям, особенно в М. Азии, Юж. Италии (в росписях пещерных храмов - крипты Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни, XIII в.; Санта-Мария в Поджардо, XII в.; Сан-Никола в Фаджано, XI в.; Сан-Никола (оба типа - с драконом и без него) и Санта-Маргерита в Моттоле, XIV в.) и Др. Руси. Источники сюжета неясны, находят параллели в житиях др. святых (напр., вмч. Феодора Тирона), но связаны прежде всего с именем Г. Различаются 2 основных извода: краткий (Г. поражает змея) и распространенный или сложный (неск. вариантов: с царевной, с царевной и изображением города с жителями; самый ранний из известных примеров - фреска ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Проникнутый визант. имп. идеологией, И. К. подчеркивает преимущество имп. власти перед др. формами правления ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 195); много места уделяет описанию тонкостей придворного церемониала. Его изображение коронации Андроника III в 1325 г. совпадает во мн. частях с описанием коронационных ритуалов в трактате Псевдо-Кодина ( Ps.-Codin. De offic.); предполагается, что оба автора использовали некий несохранившийся документ имп. канцелярии. Дословно воспроизведены приветствия иностранных послов императору. В деталях передана церемония офиц. встречи между двумя императорами (Андроником II и его внуком), подробно описана церемония поминок по Андронику III, которые И. К. устроил за свой счет. Произведение И. К. содержит большое количество примечательных фактов и сцен, к-рые введены для развлечения читателя и в назидание. В описании эпидемии чумы в Византии ( Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 49-52) автор подражает Фукидиду, но в отличие от античного автора дает моральную оценку бедствию, к-рое есть «вразумление», посылаемое Богом человеку ( Hunger. 1976; Miller. 1976). И. К. подробно описывает уничтожение некоего укрепления пожаром, чудесное исцеление Андроника III, жестокости зилотов в Фессалонике, обрушение купола собора Св. Софии в К-поле в 1346 г., огромную осадную машину под Филиппополем, мучительные страдания в тюрьме своей матери, политические интриги и коррупцию визант. двора. Правда, И. К. не дает лит. портретов современников, ограничиваясь сообщением их отдельных характерных черт, по к-рым читатель должен вообразить личность ( Hunger. Literatur). Хунгер замечает, что И. К. скорее всего не верил в сны и предчувствия (описанный им сон Матфея Кантакузина остается без всяких последствий для хода дальнейших событий). Как истинный византиец И. К. верил в Божественное Провидение, к-рое ведет не только народы, но и отдельные личности, помогает им на поле битвы и в политике, спасает от опасностей любимцев, к к-рым он причисляет и себя. Несмотря на субъективность, историческое произведение И. К. предоставляет вполне достоверную информацию об исторической ситуации того времени, о внешней и внутренней политике визант. правительства в эпоху гражданских войн.

http://pravenc.ru/text/471274.html

2) Ведущий певец левого хора. По-видимому, название чина закрепилось за ним, поскольку в обязанности Л. входило несение свечи перед патриархом, трон к-рого находился слева от алтаря, около левого хора. В поздних списках и в издании XVI в. трактата Псевдо-Кодина о церковных должностях Л. упоминается среди «четырех должностей для пения» Великой ц. К-поля: он возглавлял шествие свещеносцев, исполняя самогласен «Изыдите языцы, изыдите и людие, и видите днесь Царя Небеснаго» (стихира на хвалитех в Неделю ваий) ( Ps.-Codin. De offic. P. 225); однако в 1-й редакции трактата, написанной между 1347 и 1368 гг., эта должность не упоминается, следов. в визант. период в иерархии чинов к-польской Великой ц. она отсутствовала ( Patrinelis. 1973. P. 145). В провинциальных списках церковных должностей чин Л., как и чин протопсалта , засвидетельствован со 2-й пол. XIII в. (в рукописях Paris. Coislin. 364, Paris. gr. 1391, Ath. Dionys. 489; см.: Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 134, 211-212, 552, 559, 562-563). Л. также могли относиться к придворному клиру, т. е. быть членами дворцовых хоров ( Patrinelis. 1973. P. 146). Наименование тех или иных мелургов византийского периода «лампадариями Великой церкви» появляется в рукописях, датируемых не ранее XVII в., и считается неточным. Включение Л. (как и протопсалта) в иерархию должностей Великой ц. отмечается в источниках не ранее 70-х гг. XVI в.: напр., в рукописи 1575 г. Athen. Bibl. Nat. 24 поствизант. муз. деятель Фока назван Л. Определение чина Л. встречается в письме Иерусалимского патриарха Паисия Московскому патриарху Никону (1655): «Лампадарий же есть первый певец [левого] хора» (изд.: Καλλνικος Δελικνης, ρχιμ. Τ ν τος κδιξι το Πατριαρχικο Αρχειοφυλακεου σωζμενα πσημα κκλησιαστικ γγραφα. Κωνσταντινοπολις, 1905. Τ. 3. Σ. 56). Полный список поствизант. Л., служивших в К-польской Патриархии, составлен Х. Патринелисом ( Patrinelis. 1973. P. 157-164). Обязанности Л. в церковной традиции поствизант. периода подробно описаны А. Вудурисом ( Βουδορης. 2007). Согласно каноническим правилам, известным по поствизант. источникам, после смерти протопсалта Л. заменял его, уступая свое место доместику левого клироса, в то время как доместик правого клироса становился Л. (Ibidem). Однако известны исключения: напр., Петр Пелопоннесский († 1778) стал Л., минуя ступень 1-го доместика (см.: Patrinelis. 1973. P. 162).

http://pravenc.ru/text/2462593.html

32  Concil. chalced. can. 30. Отцы халкидонского собора уже называют патриархом и вместе архиепископом римского папу, св. Льва, и Анатолия константинопольского. В правиле 28-м этого собора сказано: «митрополиты областей (понтийской, фракийской и асийский) должны быть поставляемы константинопольским архиепископом» (сн. прав. 30). Balsamon . de patr, privileg. ар. Leunelavium. Justin . novel. 16. 42. 55. 56. 57. – Так и доселе титулуются патриархи восточные, в особенности патриарх константинопольский: «Божьей милостью архиепископ царствующего града, нового Рима и вселенский патриарх». Так же титуловались и русские: «архиепископ царствующего града Москвы в всея России патриарх». 34  Vd. Balsam. Zonar . Aristin . ad can. 9 concil. chalced. – cf. Codin . de offic. in catalogo episcopatuum: περι ταξεως των μητροπολιτων, τινες αυτων λεγονται εξαρχοι. Photius de septem synodis. – Западные канонисты слово «ξαρχος» – заменяют в переводах на латинский язык словом primas dioeceseos (apud Dionysium exiguum), или episcopus primae sedis (vetus Lat. canon, versio). На Востоке эти первенствующие иерархи титуловались также εξαρχοι κα περτιμοι; прочие митрополиты: περτιμοι. Из первых, например, архиепископ неокесарийский, на правах митрополита, управлял епархиями целой области каппадокийской; он же, в качестве экзарха, заведовал многими митрополиями северо-восточной половины малой Азии; от него зависели Галатия, Понт, малая Армения, и отчасти великая, в которой он рукополагал первенствующего епископа, vd. ерр. s. Basilii: 76. 99. 126. 252. 266. cf. Lequien . oriens christ. t. 1. Этому же названию экзархов соответствовало название католикосов в некоторых странах, как то в Армении, Грузии, Болгарии, Эфиопии, Вавилоне. Brochardus monachus de Armenis et Georgianis: «praelatos habent, quos catholicos vocant, qui sub se babent archiepiscopos, episcopos et alios praelatos». Josephus Arab , paraphras. in concil. ephes: «plurimi sunt in Oriente Nestoriani, quibus nullus est patriarcha, sedpraefecti sunt catholici ». Из этих католикосов одни были независимы в своих Церквах, другие подчинялись патриархам, как например, вавилонский – антиохийскому, эфиопский – александрийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

е. природная) светлость. Несмотря на глубокое догматическое раскрытие вопроса о созерцании Фаворского света преображенными очами, Иоанн Кантакузин оказывается в этом трактате более консервативным, чем остальные паламиты; так, отрицая правомерность наименования Фаворского света энергией Божией, он противоречит свт. Григорию Паламе. Литература Использованные материалы   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85   Dölger. 1938   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 274; видимо, это дядя Иоанна Кантакузина Иоанн Синахерим Ангел, великий стратопедарх (военачальник); ср.: PLP, N 25146   Nicol. The Byzantine Family... 1968. P. 36   Guilland. 1938. P. 58, 64, 72   Ps.-Codin. De offic.//Verpeaux. 1966. P. 136   Weiss. 1969. S. 10-11   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 206-207   Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 633   Werner. 1965. P. 255-276   Werner. 1966. S. 120   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 1037-1042   Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 105-111   Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 114-117; Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 876   Failler. 1973   Niceph. Greg. Hist. Vol. 3. P. 200   Θιλοθου Κοκκνου Αγιολογικ ργα/Εκδ. Δ. Μ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985. Σ. 552   Loenertz. 1964   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 8, 10   Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 755   Hunger. 1976; Idem. Literatur   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 365, 368, 557; Vol. 2. P. 78, 610; Vol. 3. P. 308   Kazhdan. 1980   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 160, 221; Vol. 3. P. 35, 261   Parisot. 1845   Hunger. Literatur   Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 195   Ps.-Codin. De offic.   Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 49-52   Hunger. 1976; Miller. 1976   PG. 154. Col. 371-584   PG. 154. Col. 584-692   ср.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 75. 214-216   Σωτηρπουλος. 1983   Todt. 1991. S. 126   Прохоров. 1997. C. 33-35   публ. фрагмента: PG. 154. Col. 694-710   Todt. 1991. S. 117   см.: ИАБ. С. 364   книги I 1 и I 4 опубл.: PG. 152. Col. 663-738; 2-я кн. посвящена опровержению соборного томоса 1351 г.- Todt. 1991. S. 115; там же см.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

120 Иначе Торос, или Феодор,– князь Армении, наследовавший власть брата своего Ливония. Об этом походе Андроника упоминает и Никита (L. 3, n. 1). 122 Об убиении антиохийского князя Раймунда говорит Will. Tyrius L. 17, с. 9; Willhelm. Neubrigensis L. 1, с. 21; Robert. de Monte А. 1146; Trivetus А. 1150. 125 Эти примерные сражения, по свидетельству Никифора Григоры (L. 10), вошли в обычай при Мануиле и заимствованы греками от латинян или франков. См. Никит. L. 3, n. 3. 126 О геркулесовской силе и воинских доблестях Раймунда свидетельствует и Вильгельм Тирский (L. 14, с. 21); а Вильгельм Неубрагенский (L. 1, с. 21) говорит: quippe hic fuerat christiani nominis in Oriente fortissimus propugnator, atque insignium gestorum titulis veteris in se Machbaei transfuderat gloriam, etc. 127 Царская грамота на какой-нибудь подарок обыкновенно утверждалась царской печатью, которая привешивалась к грамоте на шнурке. Плутовское искусство снимать с грамоты печать, без сомнения, имело целью делать подлоги. 128 Званию или должности протостратора при дворах римском и византийском соответствовала должность конюшего при дворах российских князей и государей. Этого чиновника римляне называли также princeps stratorum, или primus equisonum. Hoffm. Lex. 130 Хартулярием назывался чиновник, занимавшийся ведением деловых бумаг по какой-нибудь отрасли бюрократии (χρτης – «лист папируса»). По ближайшему истолкованию слова, это секретарь, или правитель дел. В новеллах Юстиниана мы встречаем хартуляриев sacri cubiculi (8 и 25), которые вели запись расходов по этому предмету, также хартуляриев numerorum militarium (117. сар. 11), которые вносили в списки имена воинов. Константин Порфирородный (de Adm. Imp. сар. 43) упоминает о хартулярие EQ o(ο;’)ξος δρμου, а Иоанн Дамаскин (Epist. Synod. ad Theophil.) – о хартулярии τEQ o(η;˜)ς λεγουμνης EQ o(ε;’)ξαρτσεως. Так как хартуляриев было много, то отсюда произошла школа хартуляриев, о которой говорит Lex. l Cod. de Offic. Praef. Praet. Хартуляриями назывались и те лица, которые вели запись государственных податей и сборов их (Histor. Miscel. l. 22), а главный начальник этих лиц носил титул великого хартулярия (Duc. с. 30). Хартулярий заведовал также царскими лошадьми, как это видно из свидетельства Зонара и Льва Исавра (р. 83), и великий хартулярий в этом смысле стоял при дворе степенью ниже протостратора. Codin. de Offic. aulae Ср. с. 5. n. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

163 Мануил только признал Вильгельма королем, потому что до этого мирного договора Вильгельм в Византии понимаем был как похититель престола. Carol. du Fresn. ad. h. I. 164 Этот брат был не Танкред, как некоторые ошибочно полагают, потому что отцом Танкреда почитается хотя также Рожер, однако же не король Сицилии, а князь Апулии (Ughell. Tom. 9. Italiae Sacrae. p. 66, 100, 103 etc). Под именем брата Вильгельмова надобно здесь разуметь побочного Рожерова сына Симона, который, изгнанный братом своим Вильгельмом из Тарентинского княжества, завещанного ему отцом, спасся вместе с Матфеем Бонеллой на триреме и, вероятно, удалился в Константинополь. Falcandus. 165 Ягупасан – зять иконийского султана Масута, правитель Амасии, Анкиры и Каппадокии. Nicet. L. 3, n. 5. 166 Об этом богословском споре подробнее говорит Nicet in Man. L. 7, n. 5. L. 4 et 22. Leo Allatius in excerptis Var. et L. 2 de Eccl. Occid. et Orient. с. 12, n. 5. 167 То есть Михаила фессалоникского μαστωρα τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ρ;)ητρων, διδσκαλον τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ε;)υαγγελων καEQ πρωτκδικον τEQ o(η;˜)ς μεγλης EQ o(ε;’)κκλησας Κωνσταντινοπλεως. Должность магистра риторов состояла в истолковании Св. Писания. Allatius in excerptis. Codin de offic. c. 1, n. 22. А Никифор Василакий, по Никите, был διδσκαλος τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ε;’)πιστολEQ o(ω;˜)ν: EQ o(ο;) βασιλκιος Νικφορος τEQ το Παλου EQ o(α;’)ναπτσσων EQ o(ε;’)π’ εκκλησEQ o(α;) EQ o(ε;’)πιςτολς καEQ διαλευκανων τEQ o(ω;˜;) τEQ o(η;˜)ς καλλιρρημοσνης φωτEQ o(ι;’), EQ o(ο;; ´)σαι τEQ o(ω;˜)ν EQ o(α;’)ποστολικEQ o(ω;˜)ν EQ o(ρ;)σεων τEQ o(η;˜) EQ o(α;’)σαφεια EQ o(υ;)πομελανονται, καEQ τEQ o(ω;˜;) βθει το πνεματος EQ o(ε;’)πιφρσσουσι. 168 Преподавание риторики и объяснение Евангелия были две должности, но соединялись в одном лице Михаила. Codin. с. 1, n. 12. В византийской церкви πολλοEQ EQ o(η;’; )σαν οEQ o(ι;) διδσκαλοι, как-то: διδσκαλος το εEQ o(υ;’)αγγελου, διδσκαλος το EQ o(α;’)ποστλου, διδσκαλος το ψαλτηρου; но διδσκαλος κατ’ EQ o(ε;’)ξοχEQ почитался истолкователь Евангелия. Catalogus Goari et Medonii: EQ o(ο;) διδσκαλος EQ o(ε;)ρμηνυει τEQ EQ o(α;’;  ´)γιον EQ o(ε;’)υαγγλειον, εEQ o(ι;’) δυνατς EQ o(ε;’)στι, καEQ τEQ ψαλτριον, κρατEQ o(ω;˜)ν καEQ τEQ σχολεα τEQ o(η;˜)ς, EQ o(ε;’)πισκοπEQ o(η;˜)ς. Из этого видно, что истолкователь Евангелия не только имел право объяснять и другие книги Священного Писания , но и управлял патриаршими школами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это повторяют все клирики - участники Великого входа. Если И. готов причаститься, он входит в алтарь после «Святая святым», кадит престол с 4 сторон, затем патриарха, к-рый, приветствуя царя, берет у него кадило и кадит его. И. снимает венец, и патриарх, причастившись сам, причащает его, «как священников» (Изложение священнодействий см.: Ps.-Codin. De offic. 17; Cantacus. Hist. I 41). При выходе из церкви народ приветствует «новохиротонисанного» царя: «запевалы» (κρκται) возглашают стихи, относящиеся к венчанию, и иные богослужебные стихи, напр.: «слава в вышних Богу и на земли мир», «в человецех христиан благоволение», «яко помилова Бог люди Своя», «слава Богу, венчавшему главу твою», «слава Богу, явившему тебя царем», «Венчавший тебя, (имярек) царя, Своею рукою» «да сохранит тебя в полноту времен в багрянице» «с царицами и багрянородными». Народ трижды повторяет каждый стих ( Const. Porphyr. De cerem. I 47(38)). Имперская идеология в богослужении Со временем для избрания патриарха К-польского установилась формальная процедура: Синод выдвигал 3 кандидатов, из к-рых И. избирал одного. Если И. хотел, он мог заранее сообщить Синоду имя своего кандидата. Если он был недоволен выбором Синода, он мог отменить его решение и назначить патриарха сам. По словам Феодора Вальсамона, И. «и без выборов нарекает и патриархов и епископов» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 3. Σ. 350). Еще проще было с главами др. Церквей. Когда в состав Византии входили Антиохия и Охрид, И. непосредственно назначал патриархов Антиохийских и архиепископов Охридских, обычно из числа высших клириков Св. Софии. Дважды на К-польский патриарший престол назначались юные царевичи, младшие родственники самодержцев: св. Стефан I, младший брат имп. Льва VI, и Феофилакт , младший сын имп. Романа I Лакапина . Наречение патриарха совершал И. по формуле: «Святая Троица чрез Ею дарованное нам царство предлагает (προβλλεται; вариант: προχειρζεται - назначает, церковнослав. проручествует - PG. 156. Col. 894) тебя архиепископом Константинополя, нового Рима, и Вселенским патриархом» ( Ps.-Codin.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Наряду с др. аристократами, такими как Феодор Синадин, Иоанн Ангел, Михаил Мономах, И. К. вошел в свиту воинственного и решительного имп. Михаила IX Палеолога , сына и соправителя Андроника II, и в возрасте ок. 25 лет получил почетный придворный чин 22-го ранга «великий папия» (μγας παπας), который в то время не предполагал конкретных обязанностей. Политическая карьера И. К. начинается в 1320/1 г., когда он вместе со своим родственником Сиргианом Палеологом получил в военное и адм. управление небольшую область Фракии вокруг Адрианополя. Гражданская война 1321-1328 гг. Случайное убийство Андроником III своего брата Мануила в сент. 1320 г. ускорило кончину тяжелораненого Михаила IX Палеолога (12 окт. 1320) и привело к династическому кризису, т. к. имп. Андроник II официально устранил от престолонаследия братоубийцу. Наместники Фракии выступили в поддержку молодого Андроника. В ночь на 20 апр. 1321 г. Андроник Младший бежал из К-поля в Адрианополь, где уже собралось войско под командованием Сиргиана. И. К. возглавлял канцелярию и заведовал финансами с помощью Алексея Апокавка. Используя непопулярность среди населения Андроника II, обещая жителям полную отмену налогов, войска наместников взяли под контроль Фракию и Македонию. 6 июня 1321 г. конфликт закончился примирением; под управление Андроника Младшего отошла вся Фракия. В нояб. 1321 г. в результате разгоревшегося соперничества между И. К. и Сиргианом последний перешел на сторону Андроника II, что вновь обострило конфликт. Выступив в поход с И. К., Андроник III поручил свою жену и двор в г. Дидимотихе попечению матери И. К. Феодоры Кантакузины. В июле 1322 г. противостояние закончилось заключением мира в Эпиватах; по его условиям имп. двор Андроника III в Дидимотихе был взят на гос. содержание. 2 февр. 1325 г. Андроник III был официально провозглашен соправителем Андроника II. Вероятно, тогда же И. К. получил высшую военную должность великого доместика ( Nicol. The Byzantine Family... 1968. P. 36), хотя, возможно, это произошло лишь в конце гражданской войны ( Guilland. 1938. P. 58, 64, 72). По Псевдо-Кодину ( Ps.-Codin. De offic.// Verpeaux. 1966. P. 136), эта должность была пожалована И. К. еще до войны Андроником II, а Андроник III пожаловал ему высший чин кесаря ( Weiss. 1969. S. 10-11). В окт. 1326 г. Андроник III женился 2-м браком на Анне Савойской. Во время возвращения супружеской четы из К-поля ко двору в Дидимотих на них напали тур. мародеры. И. К. едва не погиб, организуя оборону брачного кортежа ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 206-207).

http://pravenc.ru/text/471274.html

В Н. 3. языке γιος употребляется, когда говорится о местах, посвященных Богу и освященных Богом, в том же смысле, как у писателей классических и у LXX; напр., Иерусалим называется святым градом, γιος πλις ( Мф. 4:5 .–27:53.); храм Иерусалимский – святым местом, γιος τπος ( Мф. 24:15 .), Палестина – землею святою, γ γα ( Деян. 7:33 ), Фавор – святою горою, τò γιον ρος (2. Петр. 1:18). Главнейшая часть Скинии, где был ковчег завета, называлась για γων, святая святых ( Евр. 9:3 ). Равным образом эпитет святости приписывается жертве ( Римл. 12:1 ) закону и заповеди; νμος γιος κα ντολ αγα ( Римл. 7:12 ). Но главным образом слово γιος употребляется, когда говорится о Боге, ангелах и людях; – здесь γιος означает высоту нравственных совершенств, в Боге – достойную благоговения, в людях – уважения. Самого Бога Отца Иисус Христос называет святым: Πτερ γιε, τρησον ατος ν τ νματι σο; Отче святый, соблюди их во имя твое ( Иоан. 17:11 ). Требовавшие исцеления называли И. Христа святым ( Лук. 4:34 ). Но κτ’ ξοχν это название усвоено третьему лицу св. Троицы, τ Πνεματι γω. Иисус Христос называл ангелов святыми в том смысле, что они чисты, непорочны и тверды в добре ( Мф 25:31 ). Тоже название приписывается в Н. 3. пророкам и апостолам ( Лук. 1:70 . Еф. 3:5 .), и, наконец, христианам вообще, поколику они храм св. Духа, поколику освящены Христом и ему посвящены ( Деян. 9:13. 32. 41 . Римл. 1:7 . 1Кор. 6, 1–2 . Ефес. 5:3 . Апок. 13:7 ). С таким значением слово γιος перешло и в язык церковных писателей, которые стали употреблять оное о людях, прославленных Богом во время их жизни за высокочистую нравственную деятельность, и по смерти озаренных благодатию Божиею в нетленных, святых телах их: το γου πατρς μν, τα για σματα, τ για λεψανα и т. п. Словом: τ για в древней церкви назывались св. дары; собора Лаодикийского пр. 14: «в праздник пасхи не посылати святых таин (τ για) в иные приходы в виде благословения. » Алтарь у греков в позднее время также носил название: τ για; Кедрин (Constant. Porphyr.) пишет: «синкелл прежде прошел в алтарь (ες τ για) с ликом иподиаконов». Во время коронации греческих императоров, по свидетельству Кодина, патриарх, помазав царя св. миром, возглашал γιος, и затем бывшие на возвышении с патриархом трижды провозглашали это же слово (Codin de offic. Aul. Constant.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007