Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТОЧНИКИ (СТРУИ) АРХИЕРЕЙСКИЕ Мантия на мощи патриарха Гермогена. Мастерская Алексеевского мон-ря. ХХ вв (ГММК) Мантия на мощи патриарха Гермогена. Мастерская Алексеевского мон-ря. ХХ вв (ГММК) [греч. ποταμο], нашивки в виде лент на мантии и подризнике (подсаккоснике) архиерея . Прототипом мантии с И. а., вероятно, послужили торжественные облачения византийского императора и других высокопоставленных лиц, украшенные пурпурными и золотыми нашивками и вышивками ( Дмитриевский. 1904. С. 288). По свидетельству Симеона , архиеп. Фессалоникийского († 1429), вновь поставленный К-польский патриарх получал от императора в знак благоволения мантию с И. а. ( Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 229//PG. 155. Col. 441), в которой впосл. являлся к нему на прием. В связи с этим А. А. Дмитриевский предположил, что мантия с И. а. и со скрижалями отличала патриарха не как главу церковной иерархии, но как гос. сановника ( Дмитриевский. 1904. С. 288-289). Георгий Кодин (XIV-XV вв.) сообщает о том, что архиереям также предписывалось приходить на поклон к императору в мантиях с И. а. ( Georg. Codin. De offic. 20//PG. 157. Col. 120). Известны случаи, когда права ношения мантий с И. а. удостаивались не только архиереи, но и игумены мон-рей, обладавших особым статусом, в частности афонских (см.: Дмитриевский А. А. Современное богослужение на правосл. Востоке. К., 1891. Вып. 1. С. 136). И. а. располагаются на мантии в 3 ряда: под верхними скрижалями, над нижними и посередине. В наст. время все архиереи РПЦ носят И. а. 2 цветов: красные с белым. Использование этих цветов засвидетельствовано уже в XII в. (напр., на мантии Иоанна, архиеп. Новгородского - см.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 340). За патриархом тем не менее сохранялась возможность на великие праздники облачаться в мантию с И. а. золотого и серебряного цветов (ИРИ. 1807. T. 1. С. 316). И. а. золотого цвета помещаются на мантиях предстоятелей и архиереев некоторых Поместных Православных Церквей.

http://pravenc.ru/text/1237685.html

См. Ducang. sub h. voc. et annott. Reiskii). По словам Вальсамона, кресты и свечи раздавал патриарх народу в неделю ваий (De incensis Rally et Potly IV, 526). На другой день патриарх служил обедню в приделе пророка Ильи, в так называемой Новой церкви (υκτριον το γου λιο, p. 117). На основании этого указания следует исправить мнение Дюканжа и других (Cplis Clhrist. p. 97), будто Новая церковь была посвящена имени архангела Михаила и пророка Илии. Оказывается, что в Новой церкви был особый придел в честь последнего. Пророк Илья, вместе с Георгием Победоносцем, великомучениками Димитрием, Прокопием и архистратигом Михаилом, считался покровителем Византии, а уважение к нему особенно возросло с тех пор, как вступил на престол Василий Македонянин, матери которого явился пророк Илия и объявил об избрании на престол её сына. В память этого события Василий устроил в Новой церкви придел пророка Ильи, а Лев Мудрый написал ему тропарь. Изображение императора Василия, как храмоздателя, находилось в Новой церкви, и перед ним в этот день зажигали свечи 199 , равно как и в день памяти освящения Новой церкви (ibid. р. 121). Под 24 августа в греческом апостоле (φ. 207) записана память Сисиния, патриарха Константинопольского. Известны два патриарха с этим именем: Сисиний I святой (426–427 г) и Сисиний II (996–999), но ни один из них не известен по месяцесловам, и в Агиологии арх. Сергия не упоминается. Местно-константинопольский характер имеют следующие две молитвы, помещённые у Гоара и известные по некоторым греческим и славянским требникам: 1) Молитва о святителе (патриархе), когда он отправляется в путешествие или возвращается оттуда (Goar evchol p. 871. Описание С. Б. III, 145). 2) Молитва , которую произносит патриарх в четверг на Пасхе при представлении императору для поздравления (Goar р. 993. Описание III, 144–145). Описание этого представления см. de cerimon. с. 14, р. 91–96. Cf. Codin de offic. с. XIV. Было бы весьма любопытно восстановить месяцеслов патриархии или Великой церкви, но, к сожалению, этот вопрос не может быть решён на основании тех незначительных данных, которыми мы располагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

2. Канонические источники I oan . Citr. Respons. Ioannes Citri episcopiis Responsiones ad Constantinum Kavasilam//λλη Г. А., Пοτλ М. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν οκουμενικν κα τοπικν Συνδων κα τν κατ μρος γων Пατρων. – Θεσσαλονκη, 2002. – Репр. воспр. изд. 1855 г. – Т. 5. – Σ. 403–420. – Пер. заглавия: Иоанн, епископ Китрский. Канонические ответы Константину Кавасиле. Grat . Decret. Joannes Gratianus Decretum//PL 187, 19–1870. – Рус. пер.: Иоанн Грациан. Согласование несогласных канонов («Декрет»)//Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1999. – Т. 2: Европа вв. – С. 240–274. Leon . et Const. Delect. Leon et Constantinus Delectus legum compendiarius//PG 113, 453–550. – Pyc. пер.: Лев и Константин, императоры. Эклога: Византийский законодательный свод в./пер. Е. Э. Липшиц. – М., 1965. Matth . Blast. Synt. Matthaeus Blastares Syntagma Alphabeticum//λλη Г. А., Пοτλ М. Σνταγμα. – Т. 6. Или: PG 144, 959–1400; 145, 9–212. – Рус. пер.: Алфавитная синтагма М. Властаря . – М., 1996. 3. Исторические источники Cedren u s Comp. hist. Cedrenus Compendium historiarum//PG 121, 23–1166; 122,9–368. – Пер. заглавия: Георгий Кедрин. Исторический синопсис. Codin . Curopal. De offic. Georgius Codinus Curopalata et Ducas De officialibus palatii Constantinopolitani//PG 157, 25–122. – Пер. заглавия: Георгий Кодин. О придворных чинах. Evagr . Schol. Hist. eccl. Evagrius Scholasticus Historiae Ecclesiasticae//PG 86b, 2419–2886. – Pyc. пер.: Евагрий Схоластик . Церковная история в шести книгах. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2010. Gelas . Hist. Gelasius Cyzicenus Historia Consilii Nicaeni//PG 85,1191–1360. – Пер. заглавия: Геласий Кизический. Повествование о деяниях Собора в Никее. Georg. Pachym. Hist. Georgius Pachymeres Historia de Michaele et Andronico Palaeologis//PG143,443–996. – Рус. пер.: Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах//Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Фотий патриарх. Сокращение церковной истории Филосторгия. – Рязань: «Александрин», 2004. – С. 3–354. – (Византийская историческая библиотека).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИСИЙ Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас [греч. καμσιον], в средние века на правосл. Востоке богослужебная одежда церковнослужителей. К. представлял собой длинную широкую льняную одежду белого или пурпурного цвета, покрывавшую тело от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей рук ( Дмитриевский. 1903. С. 123-124). Прототипом К. являлась рим. tunica malaris (подробнее см.: Braun. 1907. S. 63-73). Согласно кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного , К. входил в парадный гардероб придворных (остиариев, кувикулариев, нотариев, асикритов) и высшей знати (анфипатов, патрикиев) ( Constantini Porphyrogeniti De ceremoniis aulae byzantinae/Ed. J. J. Reiske. Bonn, 1829. Vol. 1. Р. 574-575). К. был самой простой торжественной одеждой, т. к. поверх него могли быть надеты др. облачения, приличествующие рангу сановника. Церковные чтецы и певцы, являясь в имп. дворец, также облачались в К. (Ibid. P. 755). Об этом говорится и в трактате Псевдо-Кодина «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.): за богослужением в канун Рождества Христова в имп. дворце чтецы и певцы были облачены в К., причем у протопсалта и доместика он был белого цвета, а у певцов - пурпурного ( Ps.-Codin. De offic. 1966. P. 190). К., как правило, был однотонным, не декорировался ( Дмитриевский. 1903. С. 124). Для удобства при ношении К. могли подпоясывать (Там же. С. 126). Согласно толкованию свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429), К. символизирует начаток (παρχ) священства и подаваемую от Бога защиту; К. пурпурного цвета сопоставляется с багряницей Христа, белый - указывает на чистоту священства и исходящее от Бога сияние (PG. 155. Col. 396). В наст. время в правосл. Церкви К. не употребляется: обычной богослужебной одеждой чтецов является стихарь (малая фелонь , некогда вместе с К. составлявшая богослужебную одежду чтеца, используется лишь при его хиротесии), к-рый исторически был принадлежностью диаконов и иподиаконов . В лат. традиции К. соответствует альба . Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковно-служителей//РукСП. 1903. 22. С. 122-131; он же. Ставленник. К., 1904. С. 20-22; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 63-73. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/1470135.html

Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Одной из традиций, повлиявших на установление практики малого В., стало празднование в К-поле Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 авг.- большинство рукописей чина малого В. прямо называют его чином «водоосвящения 1 августа». Также очевидна связь чина малого В. с чином омовения во Влахернах - Влахернский храм Богоматери и чудотворный источник в нем прямо упомянуты в тропарях малого В.: «                  ». Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое В. заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулл.: PG. 137. Col. 741). Под «происхождением Честных Древ» подразумевается традиция обходить К-поль с Древом Креста Господня с целью благословения и освящения всего города. Имп. Константин VII Багрянородный (X в.) сообщает о том, что Честное Древо начинали носить по городу за неск. дней до 1 авг. и заканчивали 13 авг., и подробно описывает 1-й день этого шествия ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 8). Установление практики погружать в начале авг. Животворящее Древо в воду и этим сообщать той целебные свойства, вероятно, связано с недостаточным качеством воды, поступавшей в город в жаркие летние дни. К XII в. в К-поле уже существовал обычай освящать воду не только 1 авг., но и в начале каждого месяца (γιασμς τς νεομηνας), за исключением 1 сент. и 1 янв. ( Ps. -Codin. De offic. 4. 26; толкование Феодора Вальсамона на 65-е прав. Трулл.); нек-рые Евхологии XI в. упоминают и В., совершавшиеся по воскресеньям и праздникам в храмах (см. выше). Чин малого В. сформировался в XI-XII вв.: рукописи Евхология, отражающие доиконоборческую практику, его не содержат (наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина - Paris. Coislin. 213, 1027 г. и Athen. Gr. 713, XII в.). Впосл. чин сделался настолько популярен, что при желании его стали совершать в любое время. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Согласно совр.

http://pravenc.ru/text/155063.html

31 октября – память обновления (γκανια) придела в честь Богородицы в палатах патриарших (греч. ап. φ. 157 оборот. Ср. Агиол. II. 31 октября). 22 декабря – отверзение (τ νοξια) Великой церкви при освящении её после возобновления в 562 г. Это празднество (было двухдневное: 22 декабря оно начиналось открытием главных врат храма и хождением вокруг него со свечами (Серг. Агиол. под 22 декабря). Подробности службы как этого, так и следующего дня, передаются в нашем апостоле таким образом: перед литургией отправлялась лития на городскую площадь (φρον); когда процессия при возвращении в храм доходила до великой иконы Спасителя (το, Σωτρος τς μεγλης εκνος) начинали петь: «слава тебе, Христе Боже»... а перед серебряными вратами храма (ργυραι πλαι) «возьмите врата»... Затем следовал вход и т.д. литургия. В случае если этот день приходился в неделю св. отец, порядок службы несколько изменялся: по окончании утрени патриарх вступал в алтарь и начинал литию на амвоне, свечи и лампады внутри церкви гасили. Затем процессия отправлялась на площадь, а по возвращении её перед дверями церковными совершался известный обряд обновления (φ. 167 vers. 168). Так называемые царские часы накануне Рождества Христова. Царскими они называются потому, что совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю. Это осложнение ведёт начало из Константинополя, а самая форма многолетствования записывается в греческих чинах под таким названием: «многолетствование или как многолетствуют царей и патриарха в Великой церкви, в праздник Рождества, Светов и Великую пятницу» (Codin. De.offic. p. 84). Если накануне Богоявления не бывает литургии, то освящение воды совершается следующим образом: после ектеньи (последней на вечерне) певцы всходят на амвон и поют «глас Господень»; патриарх входит в алтарь и совершает освящение воды перед престолом в сосуде (ν καλπ). Как понимать выражение «μπροσθεν τς γις τραπζης?» Значит ли это, что освящение воды происходило внутри алтаря перед престолом, или вне его в виду престола перед царскими дверями? Судя по тому, что здесь говорится о патриархе, что он «εσρχεται μπροσθεν το θνσιαστηρου», мы склоняемся к мнению, что дело происходит в алтаре. Но в том или другом случае, крупное отличие от обыкновенного порядка водоосвящения состоит в том, что оно совершается не в притворе, а в самой церкви (греч. ап. φ. 176 оборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

345 Мы говорим, что Господь воскрес в воскресенье, именно потому, что, по Властарю (буква «Н», гл. 3) и Хрисанфу Иерусалимскому (в «Географии»), день у церковных людей начинается с седьмого часа ночи и заканчивается к шести часам следующей ночи, и то дело, которое совершено за двадцать четыре часа этих дня и ночи, является и признается совершённым за один день. Отметим здесь, что в день Воскресения лобызание совершалось два раза. Первый – утром в царском дворце и особенно в церквах при пении в конце утрени «Воскресения день». Второй – вечером в Великой церкви Святой Софии, когда все архонты лобызались с императором, как повествует Куропалат (Куропалат константинопольского дворца Георгий Кодин – греческий писатель XV в., автор книги «О церемониях Константинопольского дворца» (De officialibus palatii Constantinopolitani etc.). Издана в Лионе в 1588 г.), говоря: «Император сидит на престоле, в то время как великий доместик несет меч... и все архонты, даже до последнего, входя, сначала лобызают правую ногу императора (ради самодержавия царской власти. – Прп. H.), затем его правую руку (потому что император есть помазанник Христов и защитник Церкви, как толкует Симеон Фессалоникийский. – Прп. H.), а после этого его правую щеку» (Codin. Curopal. De offic. 14//PG 157, 89D) (потому что «царь и воин, богатый и бедный во Христе равны»). Это второе лобызание многие по невежеству называют вторым Воскресением. A об обычае употреблять красные яйца в день Воскресения многие рассказывают множество недостоверного, но Паисий Газский, муж ученый, разрешая некоторые вопросы для русского царя, говорит, что когда евреи произнесли: Кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф. 27:25 ), тотчас же все предметы в их домах, а следовательно, и яйца, окрасились в красный цвет. Поэтому в воспоминание чуда и мы в день Воскресения красим яйца в красный цвет. А это чудо, по его словам, известно нам из древнего предания. 348 Но когда и кем был отменен этот евангельский, апостольский и отеческий обычай коленопреклонения в нашей Восточной Церкви? Мы не знаем, что сказать в точности, но предполагаем, что его должны были отменить после раскола, когда, вероятно, некоторые чрезмерно ревностные из наших стали враждовать против обычаев Западной Церкви, а следовательно, и против этого канонического обычая. A чтобы убедиться в истинности этого нашего предположения, смотри в конце 3-й кн. о христианстве нашего Мелетия Пигаса то место, где он говорит о коленопреклонениях (с. 240 Бухарестского издания). Поэтому и так называемая у западных «папалитра», т. е. тонзура на голове у клириков, хотя она и каноническая, нашими была отменена, – смотри 21-е правило настоящего Собора. Частое причащение Таин, принятое у латинян, хотя и соответствует правилам, также отменено нами, – смотри предисловие к «Томосу любви» – и т. п. А под коленопреклонением я подразумеваю не так называемые земные поклоны, но молитву, которую мы совершаем стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ДУКА Иоанн Дука [греч. Ιωννης Δοκας] (XIV в.), лаосинакт храма Св. Софии в К-поле, визант. мелург. В Пападики 1453 г. Athen. Bibl. Nat. 2406 его именем («Иоанна Дуки и лаосинапта (sic!)») надписано песнопение «Блажен муж» . Согласно каталогу И. и А. Саккелионасов, подобное указание содержится и в др. ранней рукописи - Athen. Bibl. Nat. 894 (XIV в.): «Иоанна Дуки и лаосинакта Святой Софии». В поствизант. рукописях часто встречается написание «Дука лаосинапт», без упоминания имени, из чего можно сделать вывод, что это др. мелург. Однако атрибуция одних и тех же песнопений в кодексах разных периодов и «Дуке лаосинакту», и «Иоанну Дуке и лаосинакту» подтверждает гипотезу, что речь идет об одном и том же человеке. Напр., мелос стиха из 1-й «Славы» песнопения «Блажен муж» в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2406 имеет надписание «Иоанна Дуки и лаосинапта», а в рукописи XVIII в. Ath. Xeropot. 307 - «Дуки лаосинакта». В иерархии должностей Великой ц. лаосинакт занимал 3-й ряд в недельной пентаде чинов, после протопсалта и 2 доместиков 1-го и 2-го хоров. Статус лаосинакта и деятельность И. Д. в качестве мелурга высоко ценились, поэтому его имя часто встречается в рукописях и также присутствует в каталоге мелургов Никифора Кантуниариса Хиосского (см. автограф: Ath. Xeropot. 318. Fol. 147, нач. XIX в.). И. Д.- автор мелоса стихов 1-й кафизмы: «Блажен муж» (Анфология Ath. Iver. 949. Fol. 8, кон. XVIII в.; Пападики Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v et al., 1767-1770 гг.; Пападики Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 21 et al.), «Вскую шаташася языцы» (Пападики Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 69v, сер. XVIII в.; Meteor. Metamorph. 329. Fol. 51v, 1-я пол. XVIII в.), «Ты же, Господи, заступник мой еси» (Пападики Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 49v, 1743 г.), «Гласом моим ко Господу воззвах» (Анфологии Пападики Lesb. Leim. 8. Fol. 35v - 36, кон. XVIII в.; 238. Fol. 57v, 1700 г.; 459. Fol. 45-45v, 1700 г.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 45, кон. XVII в.). Кроме того, в рукописях излагается ряд воскресных причастнов И. Д. (Анфология Ath. Doch. 324. Fol. 143 et al.). Лит.: Ps.-Codin. De offic.; Σακκελωνας Ι., Σακκελωνας Α. Ι. Κατλογος τν χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1892; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Στθης. Χειργραφα. Τ. 2, 3; idem. Τ χεργραφα βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μουσικς Μετωρα Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων τς Ελληνικς Ψαλτικς Τχνης Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς, τν ποκειμνων ες τς βιβλιοθκας τν ερν μονν τν Μετερων. Αθνα, 2006; Moran Neil K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος τν χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1991; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς νησιωτικ Ελλς Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1. М. Струбакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471152.html

Поэтому он посылает к царю Апулии Манфреду, своему зятю по дочери и, приняв от него вспомогательное войско, передает военные свои силы помощнику своему, сыну Никифору. Никифор, схватившись с кесарем близ Трикорифа, нанес римлянам страшное поражение, положил на месте весьма много никеян, перебил или схватил живыми множество других, и даже взял в плен самого кесаря. Впрочем, кесарь, по заключении мира, освобожден и потом действовал под Константинополем, о чем вскоре будет сказано. Впоследствии же, сражаясь опять с западными, он снова взят был в плен деспотом Михаилом и отослан к царю Апулии Манфреду, который сперва держал его у себя под стражею, а потом выменял за него сестру свою деспину Анну. Но об этом будет сказано в своем месте. 1 Пахимер в одном месте своей истории (I. II, n. 28) говорит, что отец его был гражданин константинопольский и переехал в Никею в то время, когда Константинополь взят был латинянами, которые по словам Акрополита (с. 6), оставили на волю греков, или жить в городе и починиться законам нового правительства, или переселяться в другие места. 2 Протэкдик – имя должности в константинопольской курии. Под этим именем разумели публичного стряпчего и уголовного судью. Codin. de offic. I. 1. Такое же значение имел протэкдик и в константинопольской церкви; т. е. на нем лежала обязанность разбирать дела подсудимых клириков. Первый, начавший избирать протэкдиков из среды духовенства и для духовенства был патриарх Григорий Ксифилин. Hoffman . Lex. 3 Дикеофилакс, сколько можно судить, основываясь на этимологии этого слова, был чиновник от двора, наблюдавший за верным ходом и решением дел в том или другом присутственном месте; следовательно, должность дикеофилакса была то же, что у нас должность прокурора. 4 Мудрец, на которого указывает здесь Пахимер, был Софокл. В своем Аяксе μαστιγοφρEQ o( ω;) он говорит так: A­ πανθ’ EQ o( ο;) μακρEQ o( ς κEQ o( α;’) ναρθμτος χρνος Φει τ’ EQ o( α;’; ´) δηλα καEQ o( φανντα κρπτεται. 5 Нельзя думать, что Пахимер указывает здесь на исторические записки Георгия Акрополита Логофета и Никифора Григоры; потому что Григора писал уже после Пахимера, а Акрополит, хотя был и старше последнего, однако ж, настолько молод, что не мог быть самовидцем событий, происходивших при Феодоре Ласкари первом, но изложил их по слухам и памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2000. P. 383). Он отправился пешком из дворца во Влахернах в мон-рь Одигон, чтобы возблагодарить Божию Матерь и почтить Ее икону. После 1297 г. Андроник II Палеолог издал указ о посвящении месяца августа Деве Марии, святой патронессе К-поля (Ibidem). Согласно указу, церковные службы в честь праздника Успения Пресв. Богородицы должны были совершаться в 3 главных храмах: предпраздничное богослужение - в Одигоне, литургия - в соборе Св. Софии, отдание праздника - во Влахернской ц. ( Grumel. 1932. P. 257-261; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 383). Т. о., благодаря императорам Михаилу Палеологу и Андронику II Палеологу чествование «О.» оказалось связано с празднованием Успения Пресв. Богородицы, мон-рь Одигон обрел статус одного из самых важных святилищ столицы, а «О.» стала главной Богородичной иконой К-поля и возрожденной Византийской империи. В XIV-XV вв. В XIV-XV вв. помимо «публичной функции» - иконы-палладиума К-поля и святыни многолюдных вторничных процессий - «О.» оставалась личной иконой-покровительницей императора. Благочестивый и набожный Андроник II Палеолог связывал с заступничеством Богоматери в образе почитаемой им иконы не только свои победы, но и обращался к Ней как к неизменной утешительнице в поражениях и несчастьях. Потерпев поражение в междоусобной войне, он перенес «О.» во дворец во Влахерне; в 1328 г. перед иконой он передал имп. власть внуку Андронику III Палеологу (1328-1341), захватившему К-поль ( Niceph. Greg. Hist. IX 6. Vol. 1. P. 421-425; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 383, 385); низложенный император принял постриг и умер в 1332 г. в одном из мон-рей. Со времени имп. Андроника II Палеолога церемония перенесения «О.» во Влахернский дворец вошла в имп. ритуал. Икона прибывала во дворец на 5-й день Великого поста, у входа ее встречал император, затем «О.» помещали в часовню Богоматери Никопеи, там служили короткую поминальную службу, и она оставалась в часовне до Пасхи; император же провожал икону обратно в мон-рь Одигон ( Ps.-Codin. De offic.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

   001   002     003    004    005    006    007