663 Плутон (Аид), бог подземного мира, царствующий над тенями умерших, Майами, и называемый также Орком и Дитом. 664 Сказания, содержащиеся в этой и следующей главах, вместе со стихами, приписываемыми Орфею, излагаются Арнобием с незначительными отступлениями и дополнениями согласно с Климентом Александрийским (Protr. 20–21); но они должны быть относимы не к Фесмофориям, а к Элевсинским мистериям, как указывает на это и Арнобий в конце 26-й главы. 670 Теллена, или Теллены (Tellena),– латинский город, жителям которого приписывались, по-видимому, разного рода нелепости. 671 Алимунт (Галимунт) – город в Аттике. Относительно Алимунтских мистерий, празднеств в честь Либера (Диониса, Вакха) и сказаний о нем и Просимне см.: Clem. Alex. Protr. 34. Арнобий неверно передает слова Климента, который, наоборот, противопоставляет общегреческие фаллические шествия и галимунтские мистерии. 672 Либер (Дионис) считался сыном Семелы и был воспитан нимфами в Нисе, местоположение которой в древности определялось различно. 674 Имеется в виду известное сказание об Ифигении, которую отец ее Агамемнон хотел привести в жертву для умилостивления Дианы (Артемиды), но которую Диана, заменив во время жертвоприношения ланью, унесла в облаке в Тавриду и сделала там своей жрицей. 676 Имеется в виду роща с лугом при городе Гейне (Henna), или Енне (Enna), в Сицилии, где Прозерпина (Персефона) собирала цветы. 679 Здесь разумеются, по-видимому, участники Элевсинских мистерий, совершавшихся в честь Цереры и Вакха, надевавшие на себя кожу молодого оленя (nebrida). 681 Пословица «garo gerem addere» означает портить хорошее через прибавление к нему чего-либо нехорошего. 682 Также Климент Александрийский называет первыми основателями храмов аргосского легендарного царя Форонея или Меропа (Protr. 44), но последний, по мнению комментаторов, ошибочно назван вместо Кекропа, первого аттического царя и основателя города Афин, считавшегося первым установителем культа и бывшего, по преданию, местным уроженцем или египетским переселенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

2. Зло и добро не заключается в плоти или духе человека; это дело его свободы, в силу которой он мог избрать добро и стать совершенным. Но человек немощен и не может избежать греха; ему приходится достигать добра путём искушений и страданий. Грех, таким образом, есть дело общее и естественное для всех. 3. Ясного учения о первородном грехе у Климента нет. Историю грехопадения прародителей он понимает в аллегорическом смысле. Змей – это чувственность, а грех состоял в том, что Адам и Ева, не достигнув ещё зрелости, преждевременно обратились к удовлетворению половой потребности (Strom. III, 17, 102–103//PG. T. 8. Col. 1205B; р. п.: T. 1. C. 450; Protr. II, 111). Этому дурному примеру подражают и их потомки. По-видимому, Климент не знает вменения первородного греха, ибо он считает вменяемыми только дела свободного выбора. З. Христология и сотериология В деле Христа Климент выдвигает на первый план откровение истины и, в соответствии с этим, преимущественно останавливается на созерцании Божественной природы Христа-Логоса как Учителя истины. Искупительное же дело Христа и Его человечество стоят у него в тени. 1. Христос есть воплощённый Логос (Protr. 1, 1; Strom. V, 8; Paed. I, 6; III, 1//PG. T. 8. Col. 537A; р. п.: C. 214 274 ). Как Логос создал мир, так Он создал и Свою человеческую природу, «родил Самого Себя», чтобы стать плотию (Strom. V, 3, 16//PG. T. 9. Col. 33A; р. п.: T. 2. C. 155) и облекся в человека, так что [Он] был Богом во образе человека (Quis div. salv., 37//PG. T. 9. Col. 641 C; р. п.: C. 269; Paed. I, 2, 4; Protr., 10). 2. Человечество Христа Климент представляет в духе слабого докетизма, за что его обвинял уже Фотий. Хотя Климент и допускает во Христе плоть и кровь и возможность страдания (Strom. V, 6, 4//PG. Т. 9. Col. 60А; р. п.: Т. 2. С. 166; IV, 12; VI, 9; Paed. 1, 6; II, 2, III, 1; Quis div. salv., 37), однако он думает, что душа Христа была совершенно бесстрастной, чуждой человеческих волнений, радостей и печалей, а плоть Его, будучи поддерживаема силой Логоса, не нуждалась в пище, так что её Он принимал лишь для удостоверения реальности Своего человечества (Strom. VI, 9, 71//PG. T. 9. Col. 292C; р. п.: T. 3. C. 42–43); Климент не видит ничего соблазнительного в предании, будто плоть Христа была неосязаема и не оказывала сопротивления при прикосновении (Adumbr. in Ep. 1 Joan., 1//PG. T. 9. Col. 735A).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

568 Ср. ibid., где указывается, что некоторые считают Марса (Ареса) аркадянином, но не говорится, что он был заключен в узы именно в Аркадии. Под сыном реки Мелы разумеется Гомер, как родившийся, по некоторым сказаниям, на берегу реки Мелы (Melas), или Мелеты (Meles), близ Смирны, в Ионии. 570 По «Одиссее» (VIII, 266 слл.), он и находившаяся с ним в связи Венера (Афродита) попали в сети, которыми супруг ее Вулкан (Гефест) окружил ложе. 580 Афина была ранена Орнитом, когда она, приняв человеческий облик, пыталась отговорить его от возвращения в Грецию после ссоры с Агамемноном (Paus. VIII, 28; ср. Clem Alex. Protr. 36). 582 Сыновья Гиппокоонта. Гиппокоонт со своими сыновьями были убиты за убийство родственника Геракла (ср. Clem Alex. Protr. 36). 600 Эвгемер – греческий философ из Агригента в Сицилии, живший за 300 лет до P. X. Полагал, что боги – это люди, обожествленные в древности за свои заслуги. Относительно Эвгемера и следующих затем писателей см.: Clem. Alex. Protr. 24; Strom. I, 21. 601 Энний –один из первых римских поэтов (III–II вв. до P. X.). Перервел на лаг тынь «Священную историю» Эвгемера. 602 По чтению Орелли – N ¡сапога (по Клименту Александрийскому ). О Никагоре Кипрском упоминается также Фульгенцием (Myth. II, 9) и некоторыми другими писателями. Никанор Кипрский – один из старейших учеников Эпикура (Diog. Laert. X, 20). 603 Леонт, или Леон Пеллейский, или Египетский, современник Александра Македонского, был жрецом в Египте и написал сочинение о египетских богах (ср. Clem. Alex. Strom. I, 106; Aug. De civ. Dei VIII, 5, 27). 604 Феодор из Кирены по прозвищу безбожник (330–270 гг. до Р.Х.), ученик Аристиппа, философ-киренаик. 605 Диагор с Мелоса (V в. до P. X.) также имел прозвище Безбожника. Лирический поэт, ученик и последователь Демокрита. 606 Имеются в виду легендарные сказания о завоевательных походах Диониса – Вакха (Либера) в Индию и о распространении в ней его культа. 608 Римляне всякое случайное отступление от установленных формул и форм культа, как, например, пропуск или изменение каких-либо слов в молитве, неправильное движение рукой при жертвенном возлиянии и т. п., считали религиозным преступлением, вызывающим гнев богов и требующим умилостивления их в виде особой жертвы или повторения всего религиозного акта. Это относилось также к общественным играм и, в частности, к скачкам, имевшим у римлян религиозное значение и относившимся к культу. Здесь также считалось религиозным преступлением, если произойдет хотя бы кратковременный перерыв в танцах и в сопровождающей их музыке, если мальчик, ведущий лошадей, впряженных в колесницу со статуями богов, выронит из рук ремень (повод) или поскользнется и упадет, и т. п. (см. ниже VII, 44; Cic. De harusp. respons. 23; Preller. Röm. Mythol. I Bd. 3 Aufl. S. 132–133).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Предложенное толкование представляется более обоснованным, чем догадка Атриджа и Макрея (основывающаяся на Adv . Haer . 1.8.4 Иринея), что «потерянная овца [это] символ падшей Софии» ( NHS 23, 82). Вчитывание в EV позднейшей валентинианской мифологии не способствует пониманию мысли автора. Haardt R . Gnosis und Freiheit. ‘Die Gnosis ist Freiheit " (Evangelium nach Phillipus 132, 10): Einige Bemerkungen zur Exposition des Problems//Ex Orbe Religionum: Studia Geo Widengren. Pars Prior. Leiden: Brill, 1972. S. 440-8, 443. Ср. Aland В . Gnosis und Kirchenväter: Ihre Auseinandersetzung um die Interpretation des Evangeliums//Gnosis: Festschrift für Hans Jonas. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1978. S. 158-215, 205-7. Ириней, похоже, был первым, кто использовал понятие свободного выбора (ατεξoσιov) в антигностической полемике. (Ср . Meijering E.P. Irenaeus " Relation to Philosophy in the Light of his Concept of Free Will//God Being History: Studies in Patristic Philosophy. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1975. P. 19-30, 23). Юстин Мученик еще пользуется этим понятием только в полемике со стоическим фатализмом (он же. 2 Apol . 7.4-5). Субстантивированное прилагательное γvωστικς у Климента впервые встречается в Paed . 1.31.2, где оно иронически воспроизводит то, что, вероятно, было само названием его (иначе никак не названных) оппонентов; в том же значении это слово употреблено далее в 1.52.2. Кроме этого, оно встречается в «Педагоге» только в 1.35.1, где, однако, указывает на совершенного христианина. В «Увещевании» Климент впрямую упоминает крещение лишь кратко и предварительно: к купели, к спасению, к свету призывает (там же, 94.2); возьмите же воду разумения (там же, 99.3); «свиньи же радуются грязи больше, чем чистой воде» (там же, 92.4; Heraclitus, Fr. 36 по изд. Марковича). Антония Влосок ( Wlosok А . Laktanz und die philosophische Gnosis: Untersuchungen zu Geschichte und Terminologie der gnostischen Erlösungsvorstellung. Heidelberg: Universitätsverlag, 1960. S. 154) высказала предположение, что Климент и в «Увещевании» имеет в виду крещение всякий раз, когда говорит либо о мистерии-инициации (как, напр., в Protr . 120.1, где, как утверждает Влосок, «под актом посвящения имеется в виду таинство крещения, которое Климент часто обозначает как " сфрагис " (печать) или " фотисма " (свет)»), либо о пробуждении (γερεσθαι; слово, означающее также восстание из мертвых), как в Protr . 80.2/84.2:

http://bogoslov.ru/article/930005

Но если кто из этих змей добровольно раскается, последовав за Его словом, то станет человеком Божьим. Иных же Он аллегорически называет волками в овечьей шкуре, намекая на хищников в людском обличье. И всех этих весьма диких животных, и эти камни сия небесная песня преобразовала в послушных ей людей» (Cl. Protr., 4, 3). «Но пусть дикость ваша будет зачарована небесным пением. Внемлите нашей короткой речи и извергните из себя смертоносный яд, чтобы вам было дано освободиться от гибели, как змеям — от старой кожи. Послушайте меня и не затыкайте уши, не преграждайте путь словам, но примите их своей душой! Прекрасно лекарство бессмертия: встаньте и не ползайте более, ведь враги Господа будут лизать прах, говорит Писание, поднимите голову от земли, взгляните на небо, восхититесь видом его, прекратите замышлять против пят праведников и затруднять путь к истине. Станьте разумными и безвредными! Тогда Господь, пожалуй, дарует вам крылья простоты (Он задумал снабдить ими земнородных), чтобы, оставив норы, вы обитали в небесах» (Cl. Protr., 106, 1—3).    Ср.: Исх. 3:22:11:2; 12:35—36.    Ср.: Исх. 1:14.    Конъектура Кройманна. Согласно рукописям, «и, однако, египтяне по справедливости отказались от своих претензий».    Т. е. египтян, лишившихся золотых и серебряных сосудов из-за евреев, меньше, чем египтян, пользующихся построенными евреями городами и селениями.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «объявил бы».    Конъектура Кройманна. В рукописи: «не немногими чашками и мисками богачей, которых везде меньше, , но всем и их состоянием ».    Ср.: Исх. 20:9—10; 23:12; Втор. 5:12—14.    См.: Ис. Нав. 6:3—4.    См.: Исх. 20:9—10.    Конъектура Кройманна. Другое чтение: «пошел собирать дрова».    Ср.: Числ. 15:32—36.    Конъектура Кройманна.    См.: Исх. 20:5.    Ср.: Числ. 21:8—9; lust. Dial., 94.    Ср.: Исх. 25:18—22.    См.: Tert. Adv. Marc., II, 18,3.    См.: Ис. 1:11.    См.:Ис.40:28.    Ср.: Быт. 4:4.    Ср.: Быт. 8:21.    Конъектура ван дер Флита. Согласно рукописям: «и не с сердцем, полным также и к прочим проявлениям покорности».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

58 Ср.: Orig. Comm. in Ioan., VI, 42, 217. 59 Ср.: «Ошибочные, уклонившиеся от правильного пути людские представления, будучи поистине пагубными, отвратили небесную отрасль, человека, от небесного жилища и повалили на землю, убедив держаться земных тварей» (Clem. Protr., 25, 4) 60 А. Д. Нок пишет о том, что, когда начала развиваться синкретическая магия, колдуны стали рассматривать души младенцев, юных неженатых взрослых, гладиаторов, казненных преступников и других жертв насильственной смерти как подневольных своих помощников. См.: Nock A. D. Essays on Religion the Ancient World. Cambridge, Massachusetts, 1972. Vol. 2. p. 714. 61 Ср.: Clem. Strom., VI (3), 31, 5 62 Свеницкая И.С. Указ. соч. с. 68. 63 Виппер Р.Ю. Указ. соч. с. 307. 64 О музыке у Климента Александрийского см. Бычков В.В. Указ. соч. с. 181—183. 65 Ср.: «Разве ты не помнишь, что имел в виду верховный жрец истины Моисей, когда заповедал тому, у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, а также родившемуся от блудницы не входить в общество Господне?» (Clem. Protr., 25, 1). 66 О «прекрасном» у Климента см.: Бычков В.В. Указ. соч. с. 207—210. 67 Заметим, что именно Тертуллиан, доказывая ложность языческих богов, подчеркивал прежде всего не факт их смерти, а их первоначальное человеческое состояние; он, в отличие от греческих защитников христианства, видел опасность для христианской проповеди распятого Христа в акцентировании внимания на том, что боги умерли. 68 В этой связи интересны наблюдения В.В. Бычкова: «Мысль о простом, даже “невзрачном” (ετελς) внешнем виде Христа ляжет впоследствии в основу аскетической практики монахов, найдет отражение в системах художественных образов средневекового искусства […]. С неумолимой последовательностью, доходящей иногда до натуралистического уродства, она будет реализована в западном средневековом искусстве и станет там главным критерием изображения человеческого тела вообще. Иная картина наблюдается в византийской и древнерусской живописи. Здесь никогда не забывали другую мысль Климента – о том, что внутреннее благородство и душевная красота человека […] находят отражение и в его внешнем виде, прежде всего в лице» (Бычков В.В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

727 По Клименту Александрийскому (Protr. 53), Παντρκης Καλς (прекрасный помощник для всех). Надпись двусмысленна: в приложении к Зевсу (Юпитеру) слова эти составляют его прозвище; но они были также именем любимца Фидия, служившего художнику моделью при изготовлении статуи бога. 733 Гуси, спасшие своим криком и шумным взмахом крыльев, по преданию, Рим от нападения галлов (Liv. V, 47), содержались в Капитолии, как посвященные Юноне и как его стражи. 734 Ср. высказывание Тиберия, приводимое Тацитом: «Оскорбление богов – забота самих богов» (Tac. Ann. I, 73). 737 Дионисий Младший – сиракузский тиран (ср. Cic. De nat. deor. Ill, 34; Clem. Alex. Protr. 52). 739 Филостефан Киренский – александрийский историк и географ, живший в III в. до н. э. Возможно, здесь имеется в виду его книга «Об островах», о которой говорит Константин Багрянородный в «Об областях, принадлежащих Римской империи». 744 Теренций Варрон называется Менипповым как автор сатир (Saturae Menippeae), в которых он подражал Мениппу. 749 Некоторые из этих животных, птиц и растений приносились в жертву определенным божествам, но не были обычными жертвами. 755 Панхея (Panchaea, или Panchaia) – баснословный остров в Эритрейском (Красном) море, у восточного берега Аравии, богатый благовонными курениями. 757 С этим именем известны несколько писателей, и в особенности знаменитый юрист Требаций Теста, друг Цицерона. 758 Кимвалы (род литавр) – два пустых металлических полушария, которые употребляли попарно, ударяя одним о другое. Тимпаны – тамбурин или род полубубна, они иногда имели также вид литавр. 763 Сбор винограда (vindemia) соединялся с совершавшимся в октябре празднеством в честь Либера как покровителя виноделия (Wissowa. Religion und Kultus d. Römer. S. 247). 764 Lectisternium (от lectos sternere – стлать постели) у римлян называлось умилостивительное жертвоприношение в виде угощения богов или пиршества для них, причем на священном ложе в виде софы или дивана с подушкой помещались изображения богов, а перед ними ставились столы с кушаньями.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

683 В произведении Марка Теренция Варрона Gallus Fundanus de admirandis, составлявшем одну из 76 книг сочинения Logistorici. 686 Thyle, или Thule, – остров на севере Европы, не вполне известный древним и впоследствии принимавшийся то за берег Норвегии, то за Исландию, то за один из Шотландских островов (Мейнланд). 687 Антиох Сиракузский, современник Фукидида, написавший историю Италии и историю Сицилии в 9 книгах до 423 г. до P. X. Следующие затем соообщения, с некоторыми отступлениями, встречаются также у Климента Александрийского в Protr. 45. 689 Эрихтоний – сын Гефеста (Вулкана), получеловек-полузмей, бывший, по изгнании Амфиктиона, царем Афинским и погребенный в храме Афины Паллады. 690 Арнобий искажает слова Климента. Иммарад – сын Евмолпа и Дайры, местного элевсинского божества (ср. Paus. I, 5, 2). 691 Келей – царь и жрец в Элевсине. Его дочери носили имена Диогенея, Паммеропа и Сесара (ср. Paus. I, 3, 38). 692 Гипероха и Лаодика – девушки, которых гипербореи послали на остров Делос со священными дарами (ср. Hdt. IV, 33). 701 Вероятно, имеется в виду сообщение Геродота о тайном захоронении быка Аписа, раненного Камбизом (Hdt. III, 29). 703 Саммоник Серен, живший в царствование Септимия Севера и умерщвленный по приказанию Каракаллы в 212 г., автор многих сочинений, из которых известно Rerum reconditaxum libri. 706 Возможно, Фабий Пиктор, древнейший из римских историков-анналистов, живший во время II Пунической войны. 709 Найденная на Капитолийском холме человеческая голова была истолкована этрусским гадателем как знамение будущего владычества римлян, и они должны были употребить особые меры для того, чтобы это знамение осталось неизменным. 711 Ср. Min. Fel. Octav. 6, где говорится: «... римляне чтут всех богов. Они ищут повсюду чужестранных богов и делают их своими, строят жертвенники даже неизвестным божествам». 719 Амон, или Гаммой, – египетское и ливийское божество, почитавшееся также в Риме как Юпитер Аммон. 724 См. относительно этого, как и следующих затем сообщений об изображениях Венеры и Юпитера: Clem. Alex. Protr. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

55 Афинагор не вполне последователен в данном вопросе; так, в 25-й гл. «Прошения» (2) он пишет о происходящих от противного духа движениях, возмущающих людей. 57 Сульпиций Север (ок. 400 г. после Р. Х.) в своей «Хронике» (1, 2, 7–8) говорит об ангелах, плененных женской красотой, вступивших в браки со смертными и породивших гигантов. 59 Ср.: «Ошибочные, уклонившиеся от правильного пути людские представления, будучи поистине пагубными, отвратили небесную отрасль, человека, от небесного жилища и повалили на землю, убедив держаться земных тварей» (Clem. Protr., 25, 4) 60 А. Д. Нок пишет о том, что, когда начала развиваться синкретическая магия, колдуны стали рассматривать души младенцев, юных неженатых взрослых, гладиаторов, казненных преступников и других жертв насильственной смерти как подневольных своих помощников. См.: Nock A. D. Essays on Religion the Ancient World. Cambridge, Massachusetts, 1972. Vol. 2. p. 714. 65 Ср.: «Разве ты не помнишь, что имел в виду верховный жрец истины Моисей, когда заповедал тому, у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, а также родившемуся от блудницы не входить в общество Господне?» (Clem. Protr., 25, 1). 67 Заметим, что именно Тертуллиан , доказывая ложность языческих богов, подчеркивал прежде всего не факт их смерти, а их первоначальное человеческое состояние; он, в отличие от греческих защитников христианства, видел опасность для христианской проповеди распятого Христа в акцентировании внимания на том, что боги умерли. 68 В этой связи интересны наблюдения В.В. Бычкова: «Мысль о простом, даже “невзрачном” (ετελς) внешнем виде Христа ляжет впоследствии в основу аскетической практики монахов, найдет отражение в системах художественных образов средневекового искусства […]. С неумолимой последовательностью, доходящей иногда до натуралистического уродства, она будет реализована в западном средневековом искусстве и станет там главным критерием изображения человеческого тела вообще. Иная картина наблюдается в византийской и древнерусской живописи. Здесь никогда не забывали другую мысль Климента – о том, что внутреннее благородство и душевная красота человека […] находят отражение и в его внешнем виде, прежде всего в лице» (Бычков В.В. Указ. соч. с. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Protr., 49, 2). Наставленного в справедливости человека, в сердце которого начертаны речения истины, Климент называет «прекрасным гимном Богу» (Ibid., 107, 1) 66 . В «Увещевании» практически не говорится о Христовых страданиях. Исключением являются фразы, подобные следующим: «Господь пожелал вновь освободить его от оков и, облекшись плотью […], победил змея и поработил тирана – смерть и, что самое удивительное, человека того, соблазненного удовольствием, связанного тлением, Своими распростертыми на кресте руками явил миру освобожденным. О таинственное чудо! Господь упал, а человек восстал» (Clem. Protr., 111, 2–3). «Он набрал при помощи собственной крови и слова не обагренное кровью войско и вручил солдатам Царство Небесное» (Ibid., 116, 2). В этом Климент сильно расходится со своим современником Тертуллианом , делавшим акцент именно на страстях Господа 67 . Эти две тенденции изображать Христа получат дальнейшее развитие в восточной и западной иконографии. Эстетика страсти была совершенно чужда спокойному духу Тита Флавия. Наиболее показательными в этом отношении представляются такие его слова: «Посмотрите на идолослужителей с грязными волосами, в оскорбительно испачканной и порванной одежде, не ведающих, что значит мыться, длиной ногтей уподобившихся зверям, многих же – лишенных половых органов и показывающих на деле, что храмы идолов суть некие могилы или темницы. Мне кажется, что эти люди оплакивают богов, а не поклоняются им, испытывая по отношению к ним нечто подобное скорее жалости, чем почитанию» (Ibid., 91, 1).В другом месте он с похвалой отзывается об одном греческом мудреце, убеждавшем египтян: «Если вы считаете кого-нибудь богами, не оплакивайте их и не бейте себя в грудь. Если же оплакиваете, то не считайте их богами» (Ibid., 24, 3). Как было сказано выше, физическое уродство, увечье как таковое было противно Клименту 68 . Распятым у него оказывается не Христос, а смерть: «Он сделал из заката восход и распял смерть в жизнь» (Ibid., 114, 4). Страсть и страдание не гармоничны и не могли быть воспеты Титом Флавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010