I. Col. 920D; Severus of Antioch. Letter 2. To Oecumenius the count//PO T. 12. Fasc. 2. P. 191–192. Д. Китинг полагает, что из всех дохалкидонских авторов св. Кирилл может быть назван учителем обожения «по преимуществу» (Keating D.A. Divinisation in Cyril: The Appropriation of Divine Life//Theology of St. Cyril of Alexandria. Critical appreciation. New-York, 2000. P. 149), а Л. Коэн даже утверждает, что в христологии Александрийского архиепископа находится «ключ к пониманию поздневизантийского богословия обожения (θεοποησις или θωσις)» — см: Koen L. The Saving Passion. Incarnational and Soteriological Thought in Cyril of Alexandria’s Commentary on the Gospel according to St. John. Uppsala, 1991. Р. 20. См.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 214. Современный нехалкидонитский ученый Мар Грегорий Юханна Ибрагим в своей статье «Таинство Евхаристии в Сирийской Православной Церкви Антиохии» называет восемь древних авторов, внесших наибольший вклад в развитие сиро-яковитского учения о Евхаристии. Севир среди них даже не упомянут. См.: Mar Gregorius Yuhanna Ibrahim. The Sacrament of Eucharist in Syrian Orthodox Church of Antioch//Syriac dialogue (sixth non-official consultation on dialogue within the the Syriac Tradition). Pro Oriente. T. VI. P. 49–63. Тема Евхаристии кратко затрагивается Севиром в гомилии 22 (См.: Homilia 22//Patrologia Orientalis (далее — PO) T. 37. Fasc. 1. P. 88–113) и в кратком послании к пресвитеру Виктору (См.: Letter 30. To Victor the presbyter, on the Eucharist//A Collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts/Ed. and transl. by E.W. Brooks//PO. T. 12. Fasc. 2. P. 90–91). Однако учение о Евхаристии ограничивается здесь самыми общими положениями. Так, в гомилии 22 говорится, что в Евхаристии мы приобщаемся собственного Тела Бога-Слова, поэтому причастие сообщает причастникам животворящую силу (См.: P. 90–91; 92–93). В послании к Виктору Севир объясняет, что евхаристическое Тело, несмотря на то, что оно преломляется и разделяется, является бесстрастным и нетленным, как и тело Самого Господа.

http://bogoslov.ru/article/1245508

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Брянской области Н.В. Денин, глава Черниговской областной государственной администрации В.Н. Хоменко, глава Гомельской области В.А. Дворник, посол России на Украине М.Ю. Зурабов, посол России в Белоруссии А.А. Суриков, помощник Президента Республики Беларусь, главный инспектор по Гомельской области А.В. Лис, помощник Президента Украины, начальник главного управления по вопросам гуманитарного развития Администрации Президента Украины Ю.П. Богуцкий, другие официальные лица, паломники из приграничных регионов России, Украины и Беларуси. В богослужении принимали участие хоры Киевской духовной академии, Брянской митрополии, Гомельской и Харьковской епархий. По окончании богослужения состоялось торжественное открытие международного фестиваля «Славянское единство». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отметить, что ежегодное совместное совершение Божественной литургии на пересечении границ России, Украины и Белоруссии архиереями епархий из трех стран является видимым знаком духовного единства трех братских славянских народов. 2. Выразить благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, сослужившим ему архиереям, а также политическим и общественным деятелям трех государств за участие в торжествах на пересечении границ России, Украины и Белоруссии.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в Вену. Справка: 28 июня 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил Вену. В ходе поездки состоялась встреча с архиепископом Венским кардиналом Кристофом Шёнборном и бывшим федеральным канцлером Австрии Вольфгангом Шюсселем. Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Фонд Pro Oriente и выступил с докладом на открытии церковно-общественной конференции «Множественные традиции — множественные пути развития — множественные отражения современности».

http://patriarchia.ru/db/text/3102896.ht...

Часть XII. Сакраментология в нехалкидонских традициях Брайан Спинкс. Богословие таинств в восточносирийской традиции Введение Темой четвертой и пятой неофициальных сирийских конференций «Pro Oriente» в 2000 и 2002 годах были таинства в сирийской традиции. На этих конференциях восточносирийская традиция была представлена Ассирийской Церковью Востока, Халдейской Церковью и Сиро-Малабарской Церковью. В некоторых докладах и в опубликованных позже тезисах много внимания было уделено сирийскому термину rz/rozo. Отмечалось, что в литургическом контексте множественное число rze первоначально означало Святые Дары, но впоследствии стало использоваться более широко и обозначало Крещение и другие обряды и церемонии восточносирийской традиции 930 . Слово rz, означающее «тайна», рассматривалось как более близкое греческому μυστριον, нежели латинскому sacramentum. Оно примерно соответствует понятиям «тип» или «символ» в том смысле, в котором они фигурируют в святоотеческой традиции, когда речь идет об онтологической связи между символом и означаемым им явлением действительности. Это видимые знаки, наделенные скрытой силой. Согласно Мар Бавай Соро, в восточносирийской традиции это слово используется в отношении деяний Церкви, превосходящих момент реального существования: Это и воспроизведение свершенной в прошлом искупительной Крестной Жертвы Иисуса Христа, и указание на будущее эсхатологическое ожидание Его Второго Пришествия. В Таинствах Церкви верующему дается участие в Смерти и Воскресении Христа и в жизни грядущего Царствия Небесного 931 . Иными словами, rz, видимо, означает церковное символическое действие в настоящем, воспоминающее спасительные деяния в прошлом и предвозвещающее будущий конец света. Хотя рассуждения по поводу значений корней слов иногда бывают полезны, этот подход чреват явной опасностью создать богословие из словарных определений, не столько проясняющее, сколько затемняющее смысл явлений. Слово rz действительно очень важно, но так же как на латинском Западе Гуго Сен-Викторский и Петр Ломбардский весьма по-разному понимали применение слова sacramentum, так и в восточносирийской традиции мы видим ту же гибкость. Так, Абдишо бар Бриха в сочинении «Жемчужина» перечисляет как таинства священство, крещение, елей помазания, жертву (qurbn), святую закваску (malk), отпущение грехов, крестное знамение, а затем переходит к рассуждениям о браке и девстве. Тимофей II перечисляет священство, крещение, жертву, брак, монашеский постриг, освящение алтаря и погребение 932 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

eorum devoti administ]rante disponenti ...]m decemprimo ... ...]..orum seu bal- listariorum ...]m v(iro) p(erfectissimo) patre novi [...] Крит. апп.: С. 1–2: [nob]i[lissimis] RostLat; С. 9: Iulius (?) Vin; С. 13: [Constanti]norum RostLat, praeposito ...]norum Sol, devotissimorum mecha]n[ic]orum Zuck; С. 13: se[n(iorum)] RostLatSol; C. 14: curante] RostLatSol, iunioru]m vel Dafnensiu]m Zuck. При здравствующих государях наших … и славнейших прицепсах Валентиниане, победоноснейшем государе, и Валенте, брате Валентиниана, во всем величайшего, и Грациане, сыне Валентиниана, внуке Валента, вечных августах, Домиций Модест, муж сиятельнейший, префект претория, и …, муж сиятельнейший, комит и магистр, преданные императорскому гению и их величию, под начальством и руководством … децемприма препозита … или баллистрариев … мужа совершеннейшего, отца нового … По упоминаниям императоров и префекта претория Домиция Модеста надпись традиционно датируется 369–375 годов. Однако эту датировку, на наш взгляд, можно уточнить. Следующий за префектом претория комит – конечно, никакой не жрец императорского культа, как считала Соломоник, а явно comes rei militaris. Но для периода 369–375 годов на Востоке известен лишь один такой комит – это Юлий, который в 365 был арестован в должности комита Фракии, а в 371–378 стал comes et magister equitum et peditum pro Oriente (что согласуется с восстановлением Ростовцева). 69 Таким образом, если в данной надписи упоминается именно Юлий (который по своему опыту комита Фракии должен был быть знаком с Херсоном), то она датируется 371–375 годами. Выше было указано, что даже «краткая» хронология правления св. Еферия оставляет возможность его начала при Валенте. В этом случае можно было бы связать упомянутую в Житии посылку воинов в помощь епископу с баллистариями надписи Валента, и отнести ее к 371–375 годам. Однако это предположение, выдвинутое Цукерманом, следует согласовать с данными Константина Багрянородного (De administrando imperio 53), который относит оформление отряда баллистрариев в Херсоне в составе римской армии ко времени Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . «Сакрализация языка как проблема церковной истории», Единство Церкви, Москва, 1996, с. 190195. 8 . «Three martyrs of Chalcedon and the Persian Campaign of the Emperor Julian», Studia Patristica, XXIX (1996), 94100. 9 . «Переписка Василия Великого и Юлиана Отступника в её отношении к житийной традиции последнего (BHG 260)», Вестник древней истории, 3 (1997), 156170. 10 . «La partie syriaque du dossier hagiographique de St. Basile le Grand», VII Symposium Syriacum, 1998, p. 203210 (OCA 256). 11 . «Les noms propres dans les résumes arabes du syriaque sur Julien Apostat», Parole de Orient, 24 (1999), 359365. 12 . «Ghassanids» (словарная статья), The Guide to the Late Antique World, ed. G. Bowersock, O. Grabar, s. v., Harvard, 1999. 13 . «The Syriac Julian Romance and its Place in Literary History», Христианский Восток, 1/7 (1999), 194206. 14 . «Чудо об открытии церкви в Нике из жития Василия Великого по византийской и древнегрузинской версиям», совместно с М. Касрадзе, Христианский Восток, 1/7 (1999), 302316. 15 . «The Fragments of the Syriac Julian Romance from the Manuscript Paris Syr. 378», совместно с С. Броком, Христианский Восток, 2/8 (2000), 1434. 16 . «Алексий, Человек Божий», Исторический вестник 34 (78), 712 (2000). 17 . «Martyres sub Juliano Apostata, I. Действительное место страдания Мануила, Савела и Исмаила», Вестник древней истории, 1 (2001), 3449. 18 . «The Syriac Julian Romance as a Source of the Life of St. Basil the Great», Studia Patristica, XXXVII (2001), ed. M. F. Wiles, E. J. Yarnold [Papers presented at the Thirteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1999. Cappadocian Writers. Other Greek Writers], 240249. 19 . «Die plerophorische Wurzeln der Konziliengeschichte von Sawiros ibn al-Moqaffa‘, des Bischofes der 9. Jh.», Pre-Actes du XX Congrès des byzantinistes. Communications libres, Paris, 2001, p. 271272. 20 . «Aphthartodoketismus Justinians und seine Bedeutung für die Geschichte der Kirche in Byzanz und im Orient», Materialien der Patrologentagung in Pro Oriente, Innsbruck, 2003, S. 114125.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

211. Antiqua patriarchalium sedium privilegia renovantes, sacra universali sy-nodo approbante, sancimus, ut post Romanam ecclesiam, quae disponente Domino super omnes alias ordinariae potestatis obtinet prihcipatum, utpote mater universorum Christi tideliam et magistra, Constantinopolitana primum, Alexandrina secundum, Antiochena tertium, Hierosolymitana quartum locum obtineant, servata, cuilibet pro-pria dignitatae... Harduini. VII,23. Здесь интересна маленькая параллель. Лев великий протестует против 28 правила халкидонского собора, которое предоставляет константинопольскому патриарху право назначать митрополитов во Фракии, Понте и Малой Асии и только, и в этом усматривает стремление этого патриарха к чрезвычайной власти; Иннокентий же III признает за этим патриархом не только первенство перед всеми прочими патриархами, но и особенную, никому другому из патриархов не принадлежащую, честь. До халкидонского собора, Анатолий, Флавиан, Прокл, Златоуст и прочие отличались полною умеренностью в управлении своею областью, и все же Рим осуждает их за властолюбие; а каковы были те, за коими Иннокентий III признал первенство, пусть скажет Thomassin: Observare juvat enor-mes illas latini patriarchae Constantinopolitani usurpationes... Uno verbo orania complectere, si dicas, agebat ille summum in Oriente pontificem, in totum, qua latissirae patebat, patriarchatum suum legatos a latere mittebat cum eadem plenitudine potestatis, qua pontifici gaudent legati: hi de nullis non causis et primo judicabant, et per appellatiouem: aliorum episcoporum, et quidem ipsis inconsultis, homines anathemate feriebant, solvebant excommunicatos ab aliis: episco-pos a metropolitanorum jugo absolvebant; non sinebant a se provocari ad sedem Apostolicam; ob violentas in clericos injectas manus, si qui essent sacris interdicti, eos altaribus iisdem saeris reconciliabant; denique suo arbitratu beneficia confe-rebant, impatientes legum canonumque, quos nuper Lateranense concilium promnl-gaverat. Haec erant omnino quae patriarcha latinus per fas et nefas audebat. P.I, lib.I, c.16,3. Ed. cit. I,128-129. Из этих параллелей между греческими константинопольскими патриархами IV и V веков и латинскими XII века и из отношений к тем и другим римских пап видно, что руководственным принципом последних была не справедливость, а постоянное и притом очевиднейшее пристрастие. Правило 29. Епископа низводити на пресвитерский степень есть святотатство. Аще же некая праведная вина отстраняет его от епископского действа: то не должен он занимания и пресвитерского места. Но аще без всякие вины отстранен от своего достоинства: то да будет восстановлен в достоинство епископства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Antiqua patriarchalium sedium privilegia renovantes, sacra universali sy-nodo approbante, sancimus, ut post Romanam ecclesiam, quae disponente Domino super omnes alias ordinariae potestatis obtinet prihcipatum, utpote mater universorum Christi tideliam et magistra, Constantinopolitana primum, Alexandrina secundum, Antiochena tertium, Hierosolymitana quartum locum obtineant, servata, cuilibet pro-pria dignitatae... Η arduini. VII, 23. Здесь интересна маленькая параллель. Лев великий протестует против 28 правила халкидонского собора, которое предоставляет константинопольскому патриарху право назначать митрополитов во Фракии, Понте и Малой Асии и только, и в этом усматривает стремление этого патриарха к чрезвычайной власти; Иннокентий же III признает за этим патриархом не только первенство перед всеми прочими патриархами, но и особенную, никому другому из патриархов не принадлежащую, честь. До халкидонского собора, Анатолий, Флавиан, Прокл, Златоуст и прочие отличались полною умеренностью в управлении своею областью, и все же Рим осуждает их за властолюбие; а каковы были те, за коими Иннокентий III признал первенство, пусть скажет Thomassin: Observare juvat enor-mes illas latini patriarchae Constantinopolitani usurpationes... Uno verbo orania complectere, si dicas, agebat ille summum in Oriente pontificem, in totum, qua latissirae patebat, patriarchatum suum legatos a latere mittebat cum eadem plenitudine potestatis, qua pontifici gaudent legatï hi de nullis non causis et primo judicabant, et per appellatiouem: aliorum episcoporum, et quidem ipsis inconsultis, homines anathemate feriebant, solvebant excommunicatos ab aliis: episco-pos a metropolitanorum jugo absolvebant; non sinebant a se provocari ad sedem Apostolicam; ob violentas in clericos injectas manus, si qui essent sacris interdicti, eos altaribus iisdem saeris reconciliabant; denique suo arbitratu beneficia confe-rebant, impatientes legum canonumque, quos nuper Lateranense concilium promnl-gaverat. Haec erant omnino quae patriarcha latinus per fas et nefas audebat. P. I, lib. I, c. 16, 3. Ed. cit. I. 128—129. Из этих параллелей между греческими константинопольскими патриархами IV и V веков и латинскими XII века и из отношений к тем и другим римских пап видно, что руководственным принципом последних была не справедливость, а постоянное и притом очевиднейшее пристрастие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

В нач. сент. 1968 г. Мар Тома прилетел в Багдад, где был восторженно встречен призвавшими его оппозиционерами во главе с Юсифом Хошабой и свящ. Исхаком Инвией. 7 сент. было издано постановление правительства Ирака, лишавшее находившегося в изгнании Мар Ишая Шиммуна права именоваться главой Церкви Востока и ассир. народа и передававшее это право Мар Томе Дармо. 9 церквей были выведены из-под власти патриаршего представителя митр. Мар Йосепа Хнанишо и переданы Мар Томе. В течение 2 недель Мар Тома совершил ряд архидиаконских и архиерейских хиротоний и был принят президентом Ирака Ахмедом Хасаном аль-Бакром и патриархом Халдейской Католической Церкви Мар Полосом Шейхо. 11 окт. 1968 г. он был избран патриархом. Интронизация проводилась в багдадском соборе поставленными им архиереями. Ни один из епископов, подчиненных Мар Ишай Шиммуну, не перешел на сторону Мар Томы. 7 сент. 1969 г. Мар Тома скончался в Багдаде. Стало известно, что между сторонниками Мар Шиммуна и ирак. властями идут переговоры. В дек. 1969 г. президент Ирака предложил патриарху написать послание к пастве с призывом быть верными действующей власти. После опубликования в февр. 1970 г. составленного Мар Ишаем Шиммуном послания ирак. правительство аннулировало постановление, передававшее 9 церквей приверженцам Мар Томы. Патриарх получил ирак. гражданство и 24 апр. 1970 г., после 37-летнего отсутствия, прибыл в Ирак, где был торжественно встречен президентом, членами правительства и главами др. конфессий. В проповеди, переданной по телевидению, он сурово осудил ушедших в раскол. Мар Ишай Шиммун был признан властями главой ассир. общины в Ираке. В 1971 г. он снова посетил Ирак и 10 окт. рукоположил во епископа свящ. Тиматеоса, назначив его патриаршим представителем в Индии. В февр. 1972 г. сторонники Мар Томы избрали патриархом Мар Аддая Гиваргиса, митр. Ирака, однако покровительство властей возглавляемая им часть Церкви Востока утратила. Обособившись, она приняла самоназвание Д. Ц. В. В 1982 г. в Багдаде состоялась встреча Мар Аддая с делегацией, представлявшей венский католич. консультационный центр Pro Oriente. В янв. 1991 г. католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Дынха IV Мар Хананья, преемник Мар Ишая Шиммуна, избранный в 1976 г., посетил Индию. Во время визита он встретился с митр. Мар Апремом Мукеном и еп. Мар Полосом и выступил с инициативой примирения. В ответ было предложено аннулировать патриаршее письмо от 10 янв. 1964 г., отстранявшее Мар Тому Дармо от руководства митрополией Индии, и признать все совершенные им рукоположения. После серии переговоров соглашение было подписано (13 нояб. 1995), вслед за чем Мар Апрем Мукен тотчас присоединился к юрисдикции Мар Дынхи и после смерти патриаршего представителя Мар Тиматеоса (6 авг. 2001) стал во главе объединенной митрополии Индии.

http://pravenc.ru/text/180446.html

Архив Пн Представители Московского Патриархата и Ватикана обратились с совместным посланием к жителям современной Европы 6 мая 2006 г. 12:21 Представители Русской Православной и Римско-католической Церквей обратились к верующим разных религиозных традиций, политическим и общественным деятелям европейских стран с призывом укреплять нравственные основы жизни. «Сегодня как никогда европейские страны нуждаются в укреплении сферы нравственного воспитания, поскольку именно ее отсутствие или малоразвитость приводят к бедственным последствиям — росту разного рода экстремизма, падению рождаемости, загрязнению окружающей среды, насилию, унижению человеческого достоинства», — говорится в цитируемом «Интерфаксом» итоговом документе конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», которая завершилась в пятницу 5 мая в Вене. По убеждению участников форума, «принцип нравственной ответственности, так же как и принцип свободы, должен последовательно воплощаться во всех сферах человеческой жизни — политике, экономике, образовании, науке, культуре, масс-медиа». Авторы документа обращают внимание на то, что элементарные нравственные нормы являются общими для подавляющего большинства религий, а «религиозное мировоззрение становится сегодня свободным выбором миллионов людей». В связи с этим православные и католические деятели высказали мнение, что «традиционные религиозные организации имеют право работать вместе со всеми людьми доброй воли в областях культуры, науки, образования и СМИ». Представители обеих Церквей, принявшие участие в работе конференции, уверены, что «народы Европы, если они не вдохновятся глубокими нравственными принципами, характерными как для европейских религиозных традиций, так и для многих светских течений мысли, — они не смогут достойно ответить на вызовы, которые ставит современный мир». Венский форум был организован Папским советом по культуре и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата при поддержке фонда Pro Oriente. В его работе приняли участие глава Совета кардинал Поль Пупар, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, другие религиозные, общественные деятели, а также эксперты в области религии.

http://patriarchia.ru/db/text/110167.htm...

Патриарх Коптской Церкви призвал коптов проголосовать за новую Конституцию Египта 13 января, 2014. Новостная служба Тавадрос II призвал проголосовать за проект новой конституции во ходе предстоящего референдума 14-15 января 13 января, ПРАВМИР. Патриарх Коптской Церкви Тавадрос II обратился к египтянам с призывом проголосовать за проект новой конституции во время референдума 14-15 января сообщает Седмица.Ру со ссылкой на Pro Oriente. Такое решение станет «благословением для Египта» и «значительным шагом на пути к лучшему будущему страны», утверждает Генсек Египетского Совета церквей Бишой Хэлми охарактеризовал предстоящий референдум как «существенный шаг вперед» и «дорожную карту» для демократического будущего Египта. При положительном исходе голосования Конституция вступит в силу так скоро, как это только возможно, и пройдут выборы президента и парламента. Хэлми ожидает усиления присутствия христиан в парламенте в случае принятия проекта Конституции. Референдум 14-15января станет 3-м народным голосованием по Конституции с момента падения Хосни Мубарака. В марте 2011 г. правящий военный совет представил «конституционную декларацию», посредством которой должен был регулироваться переход к демократическому режиму. Следующие выборы в 2012 г. привели к власти «Братьев-мусульман». Президент Мохаммед Мурси продвигал спорную Конституцию, составленную под давлением салафитов. Во время декабрьского референдума 2012 г. при явке менее 33 % за Конституцию проголосовали 64 %.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/patriarx-koptskoj-cerk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010