3441 Diogen Laerti VII, 110; Nemes., De nat. hom. 15, 96; В. Виндельбанд, «История философии», 172. Клеанф в различных частях души видел только от γεμονικν исходящие действия, а Хризипп считал их за части γεμονικν. R. Hirzel II, 1, 154. 3442 Diogen Laerti VII, 156. Клеанф утверждал, что до конца мира будут существовать души всех людей, по Хризиппу же – только души мудрых (Arnim, “Fragment”, I, § 521). Большинство позднейших стоиков держалось взгляда на этот предмет Хризиппа. Diogen Laerti VII, 157; Plutarch, De plac. philos. IV, VII, 2; Euseb., Praepar. Evang. XV, 20, 6; И. Невзоров, 31; P. Barth, 92. 3444 Plutarch, De Stoic. repugn. XXIII, 3; XLVII, 4; Cicero, De fato 18, 41; 16, 36, 38; 12, 28 sqq; cp. Zeller, III, 1, S. 165 – 168; И. Невзоров, 29. Благодаря указанному разграничению причин главных и второстепенных, стоики спасали своё учение о действующей в мире по непреложным законам судьбе. Этому закону безусловно подчинены и люди, и все другие (низшие) существа с той только разницей, что первые следуют вечному мировому закону по собственному побуждению и внутреннему самоопределению, а вторые – против воли и принудительно. Sen., Ep. 107, 11; Zeller III, 1. S. 168 und Anm. 2. 3446 Diogen Laerti VII, 88. Под природой Зенон разумеет (ср., впрочем, P. Barth. 130, Anm. 6, 131, Dr. P. Deussen, “Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Berücksichtigung der Keligionen”, Zweiter Band, Erste Abteilung. Leipzig, 1911, S. 421) природу вообще ( φσις). Клеанф общую природу ( κσιν μνη φσις), а Хризипп – и общую, и собственно человеческую ( δως νθρωπνη). Diogen Laerti VII, 89, 87; cp. Stob., Ecl. II, 34; P. Barth, 131 – 132; И. Невзоров, 39. 3448 Stob., Floril. 44, 11(Edit. Meineke 12) (Iohannis Stobei “Florilegium” Recognovit Augustus Meineke, Vol. I – IV, Lipsae MDCCCLV – VII); Diogen Laerti VII, 88; Cicero, De natura deorum I, 14, 36; De legg. I, 6, 18. Cp. Zeller, III, 1. S. 222, Anm. 4. 3452 Stob., II, 116; Diogen Laerti VII, 89. Cp. Seneca Ep. 108, 8: «Природа всем дала почву (fundamenta) и семена добродетелей».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

678 Κιρσοειδς (букв. — кольцеообразная) πλγμα ­ лат. instar varicum (наподобие вахлака на жиле). 679 Скобки подлинника. Перевод сделан по восстановленному объяснительному чтению Matth. В самом тексте вместо крови и пневмы стоит — семени — причем, говорится об одной артерии и одной вене, тогда как выше говорилось о двух венах и артериях. Все это несогласно с воззрениями Немесия, по которым семя образуется и совершенствуется не в венах и артериях, как выходит по этому чтению, а в яичках (см. ниже). Фраза, обозначенная скобками, по мнению Matth., есть пояснительная вставка и относится к дальнейшему (см. ниже — текст, где говорится об участии вен и артерий в испускании семени); если ее читать здесь в тексте, то выйдет, что семя совершенствуется в венах и артериях — сообразно со смыслом следующих слов ( εν τοτοις и след.). Основания для своего чтения Matth. подробно излагает в Var. lectiones et aoimadv. pag. 245—246. 680 Иначе — созревает, принимает настоящий вид. 681 Δια του παραστατου . 682 Т.е. тем, что посылает пневму, ср. примеч. 9, стр. 130. 683 Следовательно, вена участвует в описанном процессе испусканием крови, а артерия — пневмы: оправдывается чтение Matth., выше исправившего текст (см. примеч. 9 на стр. 130). 684 Буквально: члены, части ( μρια ). 685 О Демокрите и Аристотеле см. Plutarchus De placit. pbilosoph. V, 5. Плутарх это мнение приписывает, впрочем, Зенону и Аристотелю; ср. Aristotle De gener. animal. I, 20. 686 Подразумевается — «испускают (выделяют) женщины». 687 По замечанию Matth., « χορου est involucrum (покрывало, оболочка) embryonis. Vide Celsum et Galenum " … (Var. lectiones, pag. 247). Cp. Plutarchus, Op. cit. V, 16. У Gall, замечено: «Chorium, sive membrana (плева), foetum ambiens». 688 В лат. добавлено: «так как имеет форму колбасы, кишки». 689 В лат. Ant. добавлено: «пока он находится в утробе». Функции производительной способности описаны Немесием на основании Галена (Galen De sem. и De usu part ); ср. Evangelides. Op. cit. S. 49 — 51. Cp. Philopon. Op. cit. pag. 222, 26—223, 5; 258, 15; 209, 25 sqq.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Собрание классических писателей Еллады обращало на себя внимание Германских филологов, которые, находя в ней обильные предметы для Филологической критики и истории Греческой Литературы, с успехом пользовались вариантами Патриарших рукописей 716 при издании Пиндара, Павзания, Страбона, Фукидида, Плутарха 717 и пр. В этой сокровищнице Маттеи открыл Гомеровы мистические гимны Церере 718 «Χμνος ις Δμητα» Бахусу, (Χμνος ι Βχον) почитавшиеся утраченными и отрывок из Софокловой трагедии Клитемнестра, напечатанный в Москве, 1805 г. под заглавием: Fragmentum Clytemnestraæ Sophoclis græcce et latine cum commentario, in 4. По свидетельству Карамзина, сей библиолог продал Курфирсту Саксонскому за 1500 талеров манускрипт Еврипидовой трагедии, хранящийся в Дрезденской библиотеке. 719 Знаменитый филолог Рункений, издавший Гомеров гимн Церере, упоминая об этом открытии, между прочим говорит: «Если б кто сказал, что в Москве открывается такой памятник Древности, то все бы почли это за шутку, а не за правду». Сверх того, из рукописей Московской библиотеки Маттеи напечатал: 1) Lectiones Mosquenses. Lipsiæ, 1779, 2 v. in 8. 2) Epistolæ Isocratis X, Demetrii Cydonensis VIII, Michaelis Glycæ III, et Dionis Chrysostomi oratio de exercit. dicendi facultate. Mosquæ, 1 in 8. 3) Plutarchus de vitiosa verecundia et de fortuna. Mosquæ, Lipsiæ et Amstelodami, 1777, in 12. 4) Plutarchus de superstitione et Demosthenis oratio funebris, ib. 1775, in 12. 5) Syntipæ Persæ fabulæ et Porphyrii scholia in Homeri II. Lipsiæ, 1784, in 4. 6) Nemesius Emesenus græce et latine cum commentariis. Halæ Sax. 1807, in 8. 7) Rufi Ephesii, veteris ac celeberrimi medici opera, nunc plenius et accurate edita. M. 1806, in 4. 8) Unius et viginti medicorum Græcorum opuscula et fragmenta cum animadversionibus et vocabulorum indice. M. 1808, in 4. 9) Varia Graeca ex VIII codicibus edita. М. 1811, in 8. Профессор Моск. Унив. Гофман по кодексам Патр, библиотеки издал Фукидида, М. 1840 г. и Есхинов разговор ατ Κτησιφϖντο, 1843 г. в 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Julii Firmici Matemi De errore profanarum religionum//PL, XII, 981–1050. Justini philosophi et martyris Apologia prima//PG, VI, 328–440. Idem. Cohortatio ad gentiles//Justini philosophi et martyris Opera quae feruntur omnia. T. II. Jenae, 1879, 2–126. The Lausaic History of Palladius, ed. Dom C. Butler//Texts and Studies Contributions to Biblical and Patristic Literature. Vol. VI, 2. Cambridge, 1904, 9–169. Ловягин Е. И. Избранные места из греческих писаний святых отцев церкви до IX века. Ч. 1–2. Санкт-Петербург, 1884–1885. Melaniae Sanctae senatricis Romae vita//Santa Melania Giuniore senatrice Romana, ed. M. Rampolla. Romae, 1905, 41–85. Minutii M. Felicis Octavius. Recensuit et praefatus est H. Boenig. Lipsiae, 1903. Nicetii Remesianensis De psalmodiae bono [=De utilitate hymnorum], ed. C. Turner//Journal of Theological Studies 24, 1923, 233–241. The Odes of Solomon. Translated and edited by J. Charlesworth. Missoula. Montana, 1977. Die Oracula Sibyllina. Ed. J. Geffcken (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte). Leipzig, 1902, 1–233. Origenis De oratione//PG, XI, 416–561. Idem. Contra Celsum//Ibid., 641–1632. Idem. In Jesum Nave//PG, XII, 820–948. Pachomii Sancti Vitae graecae. Ed. F. Halkin//Subsidia Hagiographica 19. Brussels, 1932. Pachomiana latina. Ed. A. Boon//Bibliotheque de la Revue d " histoire ecclesiastique 7. Louvain, 1932. Pambonis abbatis Opus//Wessely O. Die Musikanschauung des Abtes Pambo (Anzeiger der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften: philosophischhistorische Klasse, 89, 1952, 46–62. Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. The Epistles of Apollonius and the Treatise of Eusebius. With an English translation by F. C. Conybeare. Vol. I–II. The Loeb Classical Library, 1912. Platonis Legges//Platonis Dialogi, recognovit M. Wohlrab. Vol. V. Lipsiae, 1912, 1–418. Plinii C. Caecilii Secundi Epistolarum libri. Panegyricus. Recensuit R. C. Kukula. Lipsiae, 1912. Plutarchi Chaeronensis De virtute morali//Plutarchi Chaeronensis Moralia. Recognovit Gr. Bernardakis. Vol. III. Lipsiae, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 Zeno, fr. 264 Arnim. Cf. Origen., Contra Celsum I, 5; Epiphanius, Panarion, III 36. 1048 Платон, Законы, XII, 955е-956а. 1049 Платон, Письмо VII, 341 c-d. 1050 Апокрифический Апокалипсис Софонии. 1051 Платон, Тимей, 28 c; Письмо VII, 341 c-d. 1052 Orpheus, fr. 245, 8—10.14—16 Kern. 1053 II Кор. 12: 2—4. 1054 Тимей, 31 а. Далее сказано: «...то, что объемлет все умопостигаемые живые существа ...вернее было бы считать образом космоса». 1055 Климент Римский, Первое послание Коринфянам, 20, 8. 1056 Быт. 18: 6; cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini 59—62. 1057 I Кор. 2: 6—7. 1058 Мф. 13: 35; Пс. 78: 2. 1059 Мф. 13; 33. 1060 Ср. Климент Алекс., Педагог, III, 1; Plutarchus, Mor, 898 е. 1061 Solon, fr. 16 Diehl; 16 West. 1062 Empedocles, fr 133 DK. 1063 Иоанн. 1: 18. 1064 Buqo> v — термин, используемый гностиками валентинианами. См. комментарий. 1065 Lekte> on — сказуемое, предикат. 1066 Ср. Аристотель, Вторая Аналитика I 2, 71b20. Cf. Платон, Федр, 246с. 1067 Ср. Платон, Федр, 246 с. 1068 Менон, 100 b (пер. С. Ошерова). 1069 Менон, 99 e. 1070 Тимей, 40 d-e (пер. С. Аверинцева). 1071 Софокл, Антигона 450. 1072 Тимей, 40е. 1073 Тимей, 40е1—2. 1074 Иоанн. 8: 24. 1075 Иоанн. 3: 15.16.36; 5: 24. 1076 Empedocles, fr. 17, 14 DK (31, 14 Bollack). 1077 Ср. Аристотель, Никомахова этика VI 2, 1139a20; VI 4, 1140a1; Евдемова этика, II 6; 1222b20; II 8, 1224a28. 1078 Платон, Тимей, 28с3 1079 Именно так говорит Платон (Протагор, 345 d): oujdev eJkw> n kako> v. 1080 Аристотель, Никомахова этика, X 5, 1175b26: «С каждой деятельностью связано свое удовольствие, так с добропорядочной деятельностью связано доброе удовольствие, с дурной же — порочное». 1081 Иоанн. 10: 1—3.7. 1082 Xenocrates, fr. 21 Heinze (См. и новое издание фрагментов: Isnardi-Parente M. Senocrate-Ermodorö Fragmenti. Naples, 1982, ad. loc.). 1083 Democritus, А 79 DK, cf. А 116, 117. Diogenus Laertius, IX, 45; Plutarchus, Quest. Conv. VIII, 10, 2 р. 734 f — 735 b. Ср. так же: «А Демокрит, включавший в число богов то разгулявшиеся кругом образы, то ту природу, которая эти образы из себя испускает... разве не впал в величайшую ошибку?» (Cicero, De natura deorum II 12 р. 29, пер. М.И. Рижского).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

10: 5; Eph. 4: 22—24; Col. 3: 8—9.    Cf. Io. 1: 3.    Или «будучи упорядоченным и нездешним» (kosmio» kaiU u(perkosmio»). Климент допускает игру значением слова космос (порядок).    Cf. Chrysippus, fr. mor. 224 SVF; Plato, Protagoras 328 a.    Cf. Eph. 6: 12.    Cf. Plato, Phaedrus 348 c; Arius Didymus, fr. 29 (Diels, Doxogr. gr., p. 465) in Eusebius, Prep. Euang. XV 15, 6.    Cf. Xenophanes, fr. 15 (­ Strom. V 110).    Cf. Plato, Rep. II 379 b.    Homer., Ilias X, 533—537.    Чтение манускрипта h(au)th» заменяется на h(Lhtw­.    Euripides, Auge fr. 266; Аналогичный сюжет см.: Ифигения в Тавриде, 380—393.    Отрывок из какой-то неизвестной комедии: Adesp. 341 Kock CAF III.    Menander, Deisidaimon, fr. 97 Koerte.    Antiphon, test. 8 DK.    Cf. Theophrastus, Characteres XVI; Cicero, De divinatione II 27, 59.    Diogenes, fr. 282 Mullach (Антология кинизма. Издание подгот. И.М. Нахов. М., 1996. С. 140). Cf. Plutarch., Moralia 224 e; Cicero, De divinatione II 28, 62.    Homer., Odyssea, II 181—182.    Philemon, fr. 100 CAF; Theodoret., Gr. aff. cur. VI 16.    Diogenes, fr. 21; 118 Mullach.    Diphilos, fr. 126 CAF.    Menander, Phasma, 50 Koerte.    Euripides, Orestes, 395—6.    Epicharm, fr. 26 DK.    Plato, Leg. VII, 803 c; cf. X 889 c-e.    Pherecrates, Automoloi, fr. 23 CAF. Текст испорчен, поэтому дается в прозаическом переводе.    Eubulos, fr. 130 CAF; Semele, fr. 95 CAF.    Menander, Dyskolos 451—453.    Hesiod., Opera et dies, 540—542; 556—557.    Cf. Psellos PeriU e)nergeia» daimonwn, cap. IX PG 122, 841; Galen., De causis respirationis, v. IV p. 466 Kuhn.    Xenocrates, fr. 100 Heinze.    Plato, )Eortai» fr. 28 CAF.    Cleanthes, fr. 516 SVF; Cicero, De nat. deor. II 160; Porphyr., De abstinentia III 20.    Plutarch., Quest. conviv. IV 5.    Androcydes in: Holk, De acusm. sive symb. Pyth., p. 43; Plutarch., Moralia, 472 b.    Cf. Chrysippus, fr. phys. 721 SVF.    Cf. Theophrast. in Porphyr., De abstinentia, II 19.    Cf. Exod., 30: 34—36; Eph. 4: 13.    Cf. Hebr.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Αρος πληγ — те же наши «волны» воздуха.    В лат. Ant. «вкусы» (sapores). Все сейчас изложенные рассуждения, как и последующие — насчет пятого чувства (обоняния), читаются буквально у Galen " a De Hippociat. et Platonis decretis VII, 5. См. параллель: Domanski, Op. cit. S. 96.    Аристотель и Порфирий признавали, что «подобное познается подобным» (Aristotle De anima II, 5 и др.; Porphyr. Sent. 26 у Domanski, S. 96, прим. 1).    Буквально: состоят из более крупных частиц - παχυμερστερος.    A­επτομερστερος, т. е., состоят из более тонких частиц.     Και δμν прибавлено по смыслу; Con. — «vapores tamen et odores nequaquam sentiunt».    Скобки — для удобства в подлиннике Ant.    Буквально: " " чтобы ничто из того, что может быть познано, не избежало чувства».    акое определение, вопреки мнениям Платона (см. прим. 11) и Аристотеля (De anima, II, 5, § 1), Немесий усваивает у Галена буквально: см.: Galeni De Hippocrat. et Platon. decretis VII, 6 (цит. по соч. Domanski, S. 94).    Ощущение, таким образом, по Немесию есть факт не только физиологический, но и психологический.    A­πο το γεμονικο — от «владычественного» (души); Con. поясняет: «т. е., от мозга» (scilicet corebro).    Это — определение стоиков (Plutarchus, Op. cit., IV, 8), у которых, по замечанию Оксфордского издателя, «phantasmata omnia animalium rationalium dicuntur logikai et ab γεμουικφ derivari» (Matth. pag. 388, annot. editoris Oxon.).    Con — «organum est membrum, per quod sentimus».    Определения Платона, стоиков и др. см.: Plutarchus De placit. pbilosoph., IV, 8; ср. учение Платона об ощущениях в «Теэтете», pag. 184 Ε и след.    В этой простейшей и кратчайшей из своих классификаций душевных способностей (см. ниже главы XV, XXVI и др.) Немесий близок к Аристотелю    Буквально: мыслительной силы, той διανοητικο.    В лат. Ant. — «душевные волнения» (perturbationes animae). Глава VII. О зрении    Зрением называется одинаково и орган, и сила ощущающая. Гиппарх говорит, что лучи, распространяющиеся из глаз и своими концами, как бы прикосновением рук, касающиеся внешних предметов, передают зрительному органу восприятие последних.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

П. Сырку V. Живопись В этом отделе обозреваются сочинения преосвящ. Порфирия и других лиц по живописи и перечисляются альбомы гравюр, рисунков и вообще снимков с древних икон, виденных или собранных им на востоке. Таким образом, этот отдел разделяется на две части: А. книги по живописи и др. и Б. перечень альбомов. А. Книги по живописи Живопись и хронология, – в одной книге (VA1) в л. , состоящей из 140 листов разной бумаги и разных форматов, писанных в разное время рукой о. Порфирия, в начале даже старческой рукой; в ней содержится: α) «Образчики живописи книжной у латин, греков, грузин, болгаров, сербов, сириан и арабов с 5 века по 19-й» (лл. 1–10). Это, собственно, текст к снимкам, как видно из рубрики в начале статьи: «Содержание рисунков и откуда они взяты». Эти объяснения написаны в Новоспасском монастыре, 2 июня 1884 г., как видно из отметки в конце. β) Символическое объяснение месяцев названиями драгоценных камней, писанное женской рукой (л. 13). γ) «О церковном пении 1860 г.» (лл. 15–18); здесь приведены только изречения отцов церкви о музыке. δ) «Хронология изящных искусств и великих людей до Христа» (лл. 27 б –101); здесь приведены: «Zeittafeln» (лл. 27 б –61, 63–71), как значатся на начальном листе, за тем следуют хронологические таблицы: а) «Tablette chronologique des grandes hommes, qui ont parus dans les sciences depuis déluge jusqú au V-e siècle de l " ére vulgaire (лл. 74–91), b) Ordre chronologique des vies des grands hommes de la Grèce, écrites par Plutarque, Cornelius Nepos et autres Iittérateurs anciens et modernes (лл. 93–95), с) Liste des vies... (лл. 97–98), d) Manière de compter des romains et des grecs, soit pour les années, soit pour les autres choses, rapportée aux chiftres vulgaires (лл. 99–101). Несомненно, все эти таблицы заимствованы из немецких и французских изданий. ε) Мелкие заметки по живописи и хронологии на отдельных листках и листах, из которых 2 изорваны в верхней их части; кроме того здесь же изложены на 2-х листах исторические и хронологические сведения об «Египте» в «веках 17 и 16-м», как показано в заглавии, хотя в изложении приведены и века XIV и XV-й (лл. 103–116). ζ) О стилях (d " ames), – на французском языке (лл. 117–140), – переписано, несомненно, из французской книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

208 Это называлось restitutio dolis и обычай определял даже срок этой реституции, смотря потому были ли вещи fungibiles или non fungibiles. Actio ex stipulatu назывался иск жены об возврате приданного, ежели был заключен предварительный договор; в противном случае actio rei uxoriae. 209 Gellius, Noct. Attic. X. 22. «si quid perverse tetreque factum est a muliere, mulctatur, si vinum bibit, si cum alio viro probrum quid fecit.» 210 Cicero, Topic, c. 4. «Si mulier cum fuisset nupta cum eo, quo cum connubium non esset, nuncium remisit, quoniam qui nati sunt, palrem non sequuntur, pro liberis manere nihil oportet. Si viri culpa factum est divortium etsi mulier nuncium remisit, tamen pro liberis manere nihil oportet.» Из этих слов должно заключить, что было в древности удержание ob liberos, но оно совершалось не в силу закона, a по обычаю. Тоже должно сказать и de retentione ob mores o которой упоминает Геллий. Мера этой ретенции не была определена. 211 Valer. Maxim. VIII. 2 и 3; Plutarch. Vila Marii с. 38. pag. 117, Plin. Hist. Natur. XIV. 13. Ulp. frag. 8. 9. V. etc. 215 Hoffman ad L. Jul. de adult, cap. 6; L. 12 pro §.1, I. 14. §2. D. 40, 9. Оба эти последствия находились при всяком прекращении брака. 216 Frag. Ulp. til. XIV. Феодосий отменил этот срок legis Papiae Рорраеае и назначил годичный. L. 8. §.4; I. 9. с. 5, 17. 218 Граждане разделились на cives optimo jure, имеющие: a) jus connubii, б) jus commercii, в) jus sulïragii, r) jus honorum; и на cives non optimo jure, пользующиеся только jure connubii et jure commercii. Кто получал jus connubii тот имел и jus commercii; но не обратно. 221 Mulier ingenua servi alieni атоге bacchata, si invite et denunciante domino, in eo contubernio perseveravit, ancilla, esto. У Павла и Тацита (Pauli sent. Rec. II. 11. 2; Tacil. Annal. XII. 53.) так сказано: «ut ignaro domino ad id prolapsa in servitutem cui consensisset, et qui nati essent pro libertis haberentur. Ho новейшие писатели как Lipsius, Scludtingius et Bachius, считают этот текст испорченным и исправляют его: ut ignaro domino ad id prolapsa, in servitute: si consensisset, pro liberta haberetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

708 Известно, с каким изумленнем Августин на самом исходе античности рассказывал о привычкс Амвросия Медиоланского читать одними глазами, не издавая никаких звуков и даже не шевеля губами и языком. Очевидно, что речь идет о новом, доселе неслыханной явлении (Augustini Confessiones VI, 3). 711 Aristotelis qui ferebantur librorum fragments coll. V. Rose. Lipsiae, 1886. P. 423 (Vitn Marciaria). 713 Русский перевод этого фрагмента записок Иона Хиосского, сохраненного Афинеем (Athenaei Deipnosophistae XIII, 603 е-604 а), см. в статье: Зелинский Ф. Ф. Софокл и героическая трагедия//Софокл. Драмы/Пер. со введениями и вступит. очерком Ф. Зелинского. М„ 1914. С. ИХ-Х. 714 Athenaei Deipnosophistae I, 3 а; Satyri Vita Euripidis, fr. 39, X, 4; Aristophanis Ranae 943, 1409. 719 Например: Plutarchi De Pythiae oraculis 6, 397 c; Diogenis Laertii De clarorum philosophorum vitis III, 66. 721 Слова K. Бессели цит. по кн.: Gardthausen V. Die Griechische Palaeographie.oba K. Бессели цит. по кн.: Gardthausen V. Die Griechische Palaeographie. Bd. II//Die Schrift, Unterschriften und Chronologie im Altertum und im byzantinischen Mittelalter. 2. Aufl. Leipzig, 1913. S. 191.d. II//Die Schrift, Unterschriften und Chronologie im Altertum und imoba K. Бессели цит. по кн.: Gardthausen V. Die Griechische Palaeographie.oba K. Бессели цит. по кн.: Gardthausen V. Die Griechische Palaeographie. Bd. II//Die Schrift, Unterschriften und Chronologie im Altertum und im byzantinischen Mittelalter. 2. Aufl. Leipzig, 1913. S. 191.d. II//Die Schrift, Unterschriften und Chronologie im Altertum und im byzantinischen Mittelalter. 2. Aufl. Leipzig, 1913. S. 191.yzantinischen Mittelalter. 2. Aufl. Leipzig, 1913. S. 191. 723 Это обозначение, объединяющее иудеев и христиан как иноверцев привилегированной категории в противоположность язычникам, введено уже в Коране (сура IX, 29); впоследствии оно стало важным юридическим термином исламского мира. См.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). Л., 1966. С. 24, 81; Handwörterbuch des Islam/Herausg. von A. J. Wensinck und J. H. Kramers. Leiden, 1941. S. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010